|
Скачать 49.35 Kb.
|
Современные технологии слухоречевой реабилитации детей с нарушенным слухом И.В.Королева Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи В настоящее время значительно расширился арсенал методов реабилитации детей с нарушениями слуха, появились принципиально новые возможности их реабилитации. Эти методы можно разделить на: 1. Медицинские методы - консервативное лечение и хирургические методы, в том числе, кохлеарная имплантация 2. Технические методы - слухопротезирование слуховыми аппаратами и кохлеарная имплантация 3. Психолого-педагогические методы – включают развитие у детей слуха, речи, мышления и других психических функций. Необходимы при использовании любых медицинских и технических методов реабилитации. 4. Социальные методы - направлены на социализацию неслышащего ребенка, на то, чтобы он стал полноправным членом общества, мог получить образование, работу. К этим методам, можно отнести законодательную базу, обеспечивающую бесплатное предоставление детям слуховых аппаратов (СА) и кохлеарных имплантов (КИ), возможность выбора родителями глухого ребенка типа образовательного учреждения и многое другое. По сути, медицинские, технические и психолого-педагогические методы также направлены на социализацию ребенка с нарушенным слухом, посредством обеспечения ему возможности слышать. Поскольку социализация ребенка в значительной мере зависит от уровня развития у него понимания речи окружающих и собственной речи. Современные слуховые аппараты и КИ обеспечивают слабослышащим и глухим детям возможность слышать самые тихие звуки. Благодаря этому ребенок получает возможность слышать речь окружающих людей, а значит и возможность научиться понимать речь и говорить посредством слуха, как это делает нормальнослышащий ребенок. Однако потенциальные возможности нормального речевого, а значит и общего психического развития и последующей интеграции в среду слышащих у ребенка с КИ или СА могут не реализоваться, и часто не реализуются. Сегодня мы должны говорить о единой медико-технико-педагогической социальной технологии слухоречевой реабилитации глухих детей, в которой эффективность каждого метода зависит от других методов. Возможность развития у ребенка слуха и речи педагогическими методами определяется тем, насколько рано у ребенка будут выявлены нарушения слуха и проведено адекватное слухопротезирование СА или, при необходимости, КИ. В то же время успешность кохлеарной имплантации зависит от адекватности педагогической реабилитации, как в дооперационный, так и послеоперационный период. Слухоречевая реабилитация ранооглохших детей предполагает не только восстановление у ребенка слуха с помощью современных технических средств, но также развитие у него речи. Она занимает более 5 лет. Это обусловлено тем, что и у ребенка с нормальным слухом процесс развития системы родного языка и устной речи происходит до возраста 5-7 лет. Кроме того, хотя с современными СА и КИ тугоухий ребенок слышит все звуки речи, однако он потерял значительную, а во многих случаях, основную часть сенситивного периода для развития речи до слухопротезирования или имплантации. А значит, его речевое развитие будет происходить с нарушением и задержкой. Поэтому ребенок нуждается в профессиональной поддержке весь дошкольный период и, по крайней мере, начальный школьный период. В настоящее время признано, что ребенок с нарушением слуха должен быть слухопротезирован в возрасте 2-4 мес., а кохлеарную имплантацию глухому ребенку надо провести до 2-х лет. В этих случаях 80% детей с большими потерями слуха могут успешно обучаться в массовых школах. Эффективность слухопротезирования ребенка с нарушенным слухом, и особенно кохлеарной имплантации зависит от психолого-педагогической слухоречевой реабилитации. Кохлеарная имплантация это медико-технико-педагогическая социальная технология слухоречевой реабилитации глухих детей. Это определяет необходимость ее развития в России, а также помощи всем детям с нарушениями слуха в целом, именно как комплексной технологии. При этом на первый план выходит проблема эффективного взаимодействия специалистов разного профиля, учитывая тесную взаимосвязь 3х ее компонентов:
Кроме того, в эту технологию должны быть включены родители и близкие ребенка. Сегодня очевидно, что медицинские и технические аспекты проблемы реабилитации детей с нарушениями слуха уже разрешены. Однако эффективность этих современных медицинских и технических методов реабилитации в России пока остается низкой из-за отставания развития инфраструктуры, реализующей инновационные методы реабилитации, законодательства. Мировой опыт и опыт С-Пб НИИ уха, горла, носа и речи свидетельствуют, что для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха необходимо:
Для развития речи как средства общения дети с КИ и СА нуждаются в создании речевой среды. Очевидно, что необходима реорганизация работы специальных учебных учреждений - увеличение количества групп интегрированного обучения, введение дополнительных занятий по развитию слуха и речи у детей после кохлеарной имплантации, включение сопровождения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях в учебную нагрузку сурдопедагогов специальных детских садов и школ и др. Это требует увеличения числа сурдопедагогов.
В докладе будет представлен опыт С.Пб. НИИ уха, горла, носа и речи РГПУ им.А.И.Герцена по развитию слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха. |