О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon

О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент





Скачать 148.84 Kb.
Название О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент
Станько Э.П
Дата 18.03.2013
Размер 148.84 Kb.
Тип Пояснительная записка


Составитель:

Королева Е.Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Станько Э.П., доцент кафедры психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук;

Шустер Э.Е., доцент кафедры психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра психотерапии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»


^ О.А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент


^ Рекомендована к утверждению в качестве типовой:


Кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №6 от

27 ноября 2008 г.);


Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №3 от 03.03.2009г.);

Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №1 от 10.03.2009г.).


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деонтология в психиатрии объединяет избранные разделы медицинской психологии, представлений о норме и патологии в психиатрии, вопросы медицинской этики и деонтологии, вопросы взаимоотношений в системе врач-больной, различные разделы социальной психиатрии, которая рассматривает разделы Европейского плана действий по охране психического здоровья и шаги по его реализации. Рассматриваются вопросы: стигматизации, актуальные вопросы суицидов и парасуицидов, рассматриваются их механизмы и необходимые медицинские подходы при них.

Деонтология в психиатрии находится в тесной связи с целым рядом смежных дисциплин: психиатрией и наркологией, медицинской психологией и психотерапией, общественными науками, общей психологией, социологией, физиологией и в медицинских вузах является важной составной частью учебного процесса при подготовке высококвалифицированного специалиста, способного формулировать и решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов естествознания. В связи с чем служит основой для изучения психиатрии, психотерапии, медицинской психологии.

Типовая программа по дисциплине «Деонтология в психиатрии» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), - утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.;

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.)

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: сформировать достаточный уровень деонтологической и социальной компетентности в психиатрии с привлечением современных методов изучения и выработать практический подход в решении медицинских и правовых проблем в медицине.

Задачи:

сформировать современные представления о факторах, влияющих на психическое здоровье людей и их социальной значимости;

овладеть основными положениями «Закона о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»;

изучить основные положения кодекса медицинской деонтологии;

изучить основные индикаторы и факторы риска, приводящие к суициду;

сформировать основные представления о причинах психической стигматизации;

сформировать представление о предмете и основных задачах социальной психиатрии.


^ Требования к освоению учебной дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Деонтология в психиатрии» определены образовательным стандартом по специальности

1-79 01 05 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода, где указан минимум содержания по дисциплине в виде обобщенных деонтологических знаний и умений.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

основные принципы прогнозирования психического здоровья;

психопрофилактические и реабилитационные мероприятия, принципы, методы;

историю медицинской этики и деонтологии;

общие категории этики и деонтологии в медицине;

деонтологические принципы взаимодействия с больным;

этические аспекты трансплантологии;

этико-деонтологические принципы фармакотерапии;

типы отношения больного к болезни;

причины врачебных ошибок;

основные понятия и задачи социальной психиатрии;

общие вопросы влияния болезни на личность и психологии лечебного процесса;

основные понятия коммуникаций в медицинской среде;

правовое обеспечение психиатрической помощи и проблемы стигмы.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

реализовать диалогический подход в общении с пациентами с психическими и поведенческими расстройствами;

проводить психообразовательные занятия с родственниками больных;

вырабатывать психогигиенические рекомендации в отношении воспитания, обучения, образа жизни;

использовать деонтологические принципы при взаимоотношении с больными;

учитывать этико-деонтологические принципы при общении и взаимодействии в медицинском коллективе;

сообщать информацию больному о его заболевании;

применять «Закон о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»;

использовать знания факторов суицидального риска и факторов, препятствующих суициду;

ориентироваться в основных категориях реабилитации психически больных.

^ Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:

лекции;

практические занятия;

элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

научное исследование студентов (работа в СНО при кафедре).

В соответствие с утвержденным образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено ^ 104 учебных часов. Из них 70 аудиторных часов, в том числе лекций - 28 часов, практических занятий 42 часа.

Форма текущей аттестации: зачет - 4 семестр, зачет - 6 семестр.


^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных часов

лекций

практических

1

2

3

1. Введение в дисциплину

6

2

1.1 История развития психиатрической и социальной помощи

2

-

1.2. Предмет социальной психиатрии, задачи и методы


2

-

1.3 Факторы, влияющие на психическое здоровье

2

2

^ 2. Социальная роль и отдельные аспекты психического здоровья

2

10

2.1 Социальная значимость психического здоровья

2

2

2.2. Психодинамическая концепция о социальном здоровье общества


-


2


2.3. Заболевания, связанные с социальными условиями

-

4

2.4 Проблема стигмы в психиатрии

-

2

3. Социально обусловленные психические расстройства

4

8

3.1 Алкоголизм и наркомании

2

2

3.2 Социопатии




2

3.3 Социальные факторы и психические расстройства в пожилом возрасте

2

2

3.4 Синдром «выгорания»

-

2

^ 4. Социальная реабилитация психически больных

2

4

5. Европейский план действий по охране психического здоровья и «мифы» в психиатрии

2

-

^ 6. Медицинская этика и деонтология

8

8

6.1. Предмет психиатрии и ее задачи

2

-

1

2

3

6.2. Основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»

2

2

6.3. Врачебная этика и деонтология

2

2

6.4. Влияние болезни на личность

2

2

6.5. Больной и медицинская среда

-

2

^ 7. Взаимообусловленный характер «врач-больной»

2

6

7.1. Система «врач-больной»

2

2

7.2. Психология лечебного процесса


-

2


7.3. Роль врача в лечебном процессе

-

2

^ 8. Психология общения

2

2

9. Кодекс медицинской деонтологии

-

2

Всего:

28

42



^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Введение в дисциплину

1.1. История развития психиатрической и социальной помощи

Зарождение и формирование психиатрической помощи в глубокой древности и в средние века. Первые формы общественной организации психиатрической помощи. Первые юридические акты. Первые формы патронажа. Формы «призрения» психически больных. Первые формы государственных служб. Состояние психиатрических больниц в западноевропейских странах в XVIII в. Принцип «нестеснения» в психиатрических больницах. Психиатрическая помощь в России в конце XIX в.

^ 1.2. Предмет социальной психиатрии, задачи и методы

Предмет социальной психиатрии. Ее основные положения. Какие социальные переменные включает в себя это понятие. Роль «терапевтических сообществ». Определение понятия. Задачи социальной психиатрии.

^ 1.3. Факторы, влияющие на психическое здоровье

Факторы предрасполагающие и факторы провоцирующие. Значение генетических факторов, личностных особенностей, возраста, пола на развитие психических заболеваний. Связь с факторами физического здоровья и социальными факторами. Роль семьи. Ситуация социальной депривации. Проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенностью социальным положением, социальные катастрофы и войны. Экологически неблагоприятные факторы. Модель «стресс-буфера».

^ 2. Социальная роль и отдельные аспекты психического здоровья

2.1. Социальная значимость психического здоровья


Здоровье как социальная ценность. Современные социальные проблемы общества. Понятия «здоровья», «индивидуального здоровья» и «общественного здоровья». Определение понятия. Основные статистические данные по социальному и психическому здоровью общества.

^ 2.2. Психодинамическая концепция о социальном здоровье общества

Понятия социальной энергии и социальноэнергетического поля. Конструктивная, деструктивная и дефицитарная энергия. Социально-энергетическое поле каждой личности и его компоненты. Накопление и преобладание в межчеловеческих контактах деструктивной социальной энергии. Увеличение удельного веса дефицитарной социальной энергии.Социальные механизмы неблагополучного состояния психического здоровья населения в советский период.

^ 2.3. Заболевания, связанные с социальными условиями

Понятие «стресса социальных изменений». Дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и даже общества в целом (социальная дезорганизация общества). Расстройств адаптации, обусловленных социальным стрессом, и три варианта данной патологии: аномический, диссоциальный и магифренический.

^ 2.4. Проблема стигмы в психиатрии

Основные виды стигмы по Эрвину Гофману. Причины «изоляции и отвергнутости» того, кто признан психически больным. Стереотипы в восприятии душевнобольных окружающим обществом. Особенности психически больных, выделяемые как представляющие угрозу окружающим общественным мнением. Причины интенсивности, отвержения больных. Основные последствия стигматизации психически больных.

^ 3. Социально обусловленные психические расстройства

3.1. Алкоголизм и наркомании


Статистические данные по алкоголизму и наркоманиям в Республике Беларусь. Основные причины формирования алкоголизма и наркоманий, последствия для общества.

3.2. Социопатии

Определение основных понятий: «суицида» и «парасуицида». Статистические данные. Классификация факторов, приводящих к суициду. Основные индикаторы суицидального риска. Основные факторы препятствующие суициду. Разновидности саморазрушающего поведения.

«Игромания» (гемблинг), определение понятия, условия и причины ее возникновения, основные признаки.

^ 3.3. Социальные факторы и психические расстройства в пожилом возрасте

Распространенность психических расстройств в пожилом и старческом возрасте, роль микро- и макросоциальных воздействий. Средовые факторы, играющие роль в развитии заболеваний позднего возраста. Проблема «жизненных событий» (life events). Виды психических расстройств позднего возраста.

^ 3.4. Синдром «выгорания»

Профессии с наиболее высоким суицидальным риском. Контингент наиболее подверженный развитию «синдрома выгорания». Роль эмоциональных факторов в профессиях, связанных с общением с людьми. Определение понятия психологического состояния, получившего название синдрома выгорания.

^ 4. Социальная реабилитация психически больных

Основные категории и понятия. Понятия о медицинской реабилитации, социально-психологической и педагогической. Понятия адаптации и реадаптации. Вопросы профилактики: первичной, вторичной и третичной. Основные принципы социальной реабилитации. Концепция психосоциальной реабилитации. Организация реабилитационного процесса. Биопсихосоциальная модель оказания помощи.


^ 5. Европейский план действий по охране психического здоровья и «мифы» в психиатрии

Приоритетные задачи на следующее десятилетие. Борьба со стигматизацией и дискриминацией. Поддержка мер, адаптированных к различным этапам жизни людей, связанных с повышенным риском. Предупреждение проблем психического здоровья и самоубийств. Получение эффективной медико-социальной помощи лицами с тяжелыми психическими проблемами по месту жительства. Развитие партнерского сотрудничества различных отраслей и секторов. Деонтологические «мифы» в психиатрии.

^ 6. Медицинская этика и деонтология

6.1. Предмет психиатрии и ее задачи


Определение понятия «психиатрии». Сфера задач психиатрии. Формы психиатрической помощи. Научные и практические проблемы психиатрии. Основные разделы психиатрической дисциплины. Распространенность психических заболеваний в населении.

^ 6.2. Основные положения «Закона о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»

Положение о проведении психиатрического освидетельствования. Порядок проведения освидетельствования. Основная медицинская документация, предоставление данные о проведенном освидетельствовании. Положение о госпитализации больных. Положение о сохранении информации о психическом состоянии граждан. Предоставление сведений о состоянии психического здоровья.

^ 6.3. Врачебная этика и деонтология

Причины роста роли медицинской этики в здравоохранении. Медицинская этика, три ее основные раздела. Понятие этики, как учения о морали. Понятие «деонтологии», ее психологические аспекты. Психологические реакции больного. Понятие «гуманизма» в медицине. Здоровье, как свобода деятельности человека. Оценочный подход в медицине. Психосоматические взаимоотношения.

^ 6.4. Влияние болезни на личность

Особенности современного больного. Изменения личности при хронических заболеваниях, отношение к болезни. Типы реакций на болезнь и их причины. ВКБ (внутренняя картина болезни, аутопластическая картина болезни), условия ее формирования. Права и обязанности больного. Возрастные аспектыпсихических заболеваний (старческий и детский возраст).

^ 6.5. Больной и медицинская среда

Вопросы коммуникации, проблемы общения в медицинской среде. Понятие «коллектива», «группы», «коллегиальность». Виды режимов в психиатрическом отделении. Средний медицинский персонал, «сестрогении». Явление «госпитализма», причины сопротивления выписке. Вопросы реабилитации психически больных.


^ 7. Взаимообусловленный характер «врач-больной»

7.1. Система «врач-больной»


Система «врач-больной», «образ собеседника». Особенности ведения беседы с больными, модели взаимодействия. Особенности сбора анамнеза. Основные принципы ведения беседы с больным. Различие в точке зрения врача и больного на заболевание. Причины обращения к врачу.

^ 7.2. Психология лечебного процесса

Подход к «трудным», умирающим больным, к больному-врачу. Взаимодействие с родственниками больных. Роль обходов в лечебном процессе и психотерапевтическая роль обследований. Психология назначения лекарства: «фаркофилы» и «фармакофобы». Медикаментозный комплаянс. Понятие «плацебо-эффекта». Причины отказа от лечения.

^ 7.3. Роль врача в лечебном процессе

Творческая и диагностическая деятельность врача. Авторитет врача. Вопросы коллегиальности. Особенности врачебного мышления. Врачебная интуиция. Основные типы взаимоотношений врача и больного. Специфические и неспецифические лечебные факторы, условия создания контакта. Врачебные ошибки, ятрогении.

^ 8. Психология общения

Определение понятия «общение» (коммуникации), фазы общения, процессы, происходящие в процессе общения. Функции речевого общения и параметры процесса общения. Специфика коммуникативных систем и их частные функции. Виды отношений при общении. Коммуникации в медицине.

Коммуникационные навыки. Структура диалога. Коммуникационные группы населения.

^ 9. Кодекс медицинской деонтологии

Этические и морально-правовые аспекты некоторых современных направлений медицины: трансплантация органов и других анатомических материалов, воспроизводство человека, медико-биологические эксперименты на человеке; проблемы эвтаназии, генной инженерии и клонирования. Статьи деонтологического кодекса.


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Литература


Основная:

1. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. О.В.Бойко.-М.,2004.-265 с.

2. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. Т.В. Зозуля.-М., 2001.-221 с.

3. Королева Е. Г. Медицинская психология. Курс лекций. Е.Г. Королева.-Гродно, 2004.-243 с.

4. Магазанник Н.А. Искусство общения с больными. Н.А. Магазанник.- 1991.-150 с.


Дополнительная:

5. Берн Э. Лидер и группа. Э. Берн / пер. с англ – Е/Б.- 2000.- 230 с.

6. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Н. П. Бехтерева.Л., 1980.- 170 с.

7. Корж С. Б. Деонтология в онкологии. С. Б. Корж.-Мн.,1975.- 89 с.

8. Котельников В.П. От Гиппократа до наших дней. В. П. Котельников.-М., 1987.- 120 с.

9. Лисицин Ю. П. Медицина и гуманизм. Ю. П. Лисицин.-М., 1984. -78 с.

10. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. В. В. Николаева.-М., 1987.- 87 с.

11. Сушков И. Психология взаимоотношений. И. Сушков.-М., 1999.- 95 с.

12. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. В. А. Ташлыков.-Л., 1984.- 90 с.

13. Шамов И. А. Врач и больной. И. А. Шамов.- М., 1986.- 78 с.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Пояснительная записка Медицинская психология
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Типовая учебная программа «Психиатрия и наркология» подготовлена в соответствии со следующими нормативными
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon И. О. Походенько-Чудакова, заведующая кафедрой хирургической стоматологии Учреждения образования
А. В. Глинник, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии Учреждения образования «Белорусский...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения
С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Рства здравоохранения Республики Беларусь, кандидат медицинских наук, доцент
В. П. Царев, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования

О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования

О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon А. В. Белецкий, директор государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр травматологии
А. В. Мартинович, заведующий кафедрой травматологии и ортопедии Учреждения образования «Белорусский...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Ю. П. Чернявский, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Учреждения образования Витебский
Т. Н. Терехова, заведующая кафедрой стоматологии детского возраста Учреждения образования «Белорусский...
О. А. Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент icon Рекомендована к утверждению в качестве типовой
М. А. Ассанович, заведующий кафедрой медицинской психологии и психотерапии Учреждения образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы