|
Скачать 148.84 Kb.
|
![]() Составитель: Королева Е.Г., заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; Станько Э.П., доцент кафедры психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук; Шустер Э.Е., доцент кафедры психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра психотерапии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» ^ , заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, доцент ^ Кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №6 от 27 ноября 2008 г.); Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол №3 от 03.03.2009г.); Секцией по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол №1 от 10.03.2009г.). ^ Деонтология в психиатрии объединяет избранные разделы медицинской психологии, представлений о норме и патологии в психиатрии, вопросы медицинской этики и деонтологии, вопросы взаимоотношений в системе врач-больной, различные разделы социальной психиатрии, которая рассматривает разделы Европейского плана действий по охране психического здоровья и шаги по его реализации. Рассматриваются вопросы: стигматизации, актуальные вопросы суицидов и парасуицидов, рассматриваются их механизмы и необходимые медицинские подходы при них. Деонтология в психиатрии находится в тесной связи с целым рядом смежных дисциплин: психиатрией и наркологией, медицинской психологией и психотерапией, общественными науками, общей психологией, социологией, физиологией и в медицинских вузах является важной составной частью учебного процесса при подготовке высококвалифицированного специалиста, способного формулировать и решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов естествознания. В связи с чем служит основой для изучения психиатрии, психотерапии, медицинской психологии. Типовая программа по дисциплине «Деонтология в психиатрии» разработана в соответствии с: образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело (ОСРБ 1 – 79 01 05-2007), - утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008г.; типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 (регистрационный номер № L 79 – 002/тип.) Цель и задачи учебной дисциплины Цель: сформировать достаточный уровень деонтологической и социальной компетентности в психиатрии с привлечением современных методов изучения и выработать практический подход в решении медицинских и правовых проблем в медицине. Задачи: сформировать современные представления о факторах, влияющих на психическое здоровье людей и их социальной значимости; овладеть основными положениями «Закона о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»; изучить основные положения кодекса медицинской деонтологии; изучить основные индикаторы и факторы риска, приводящие к суициду; сформировать основные представления о причинах психической стигматизации; сформировать представление о предмете и основных задачах социальной психиатрии. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Деонтология в психиатрии» определены образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело, который разработан с учётом требований компетентностного подхода, где указан минимум содержания по дисциплине в виде обобщенных деонтологических знаний и умений. В результате освоения дисциплины студент должен знать: основные принципы прогнозирования психического здоровья; психопрофилактические и реабилитационные мероприятия, принципы, методы; историю медицинской этики и деонтологии; общие категории этики и деонтологии в медицине; деонтологические принципы взаимодействия с больным; этические аспекты трансплантологии; этико-деонтологические принципы фармакотерапии; типы отношения больного к болезни; причины врачебных ошибок; основные понятия и задачи социальной психиатрии; общие вопросы влияния болезни на личность и психологии лечебного процесса; основные понятия коммуникаций в медицинской среде; правовое обеспечение психиатрической помощи и проблемы стигмы. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: реализовать диалогический подход в общении с пациентами с психическими и поведенческими расстройствами; проводить психообразовательные занятия с родственниками больных; вырабатывать психогигиенические рекомендации в отношении воспитания, обучения, образа жизни; использовать деонтологические принципы при взаимоотношении с больными; учитывать этико-деонтологические принципы при общении и взаимодействии в медицинском коллективе; сообщать информацию больному о его заболевании; применять «Закон о психиатрической помощи и гарантий граждан при ее оказании»; использовать знания факторов суицидального риска и факторов, препятствующих суициду; ориентироваться в основных категориях реабилитации психически больных. ^ Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются: лекции; практические занятия; элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов); научное исследование студентов (работа в СНО при кафедре). В соответствие с утвержденным образовательным стандартом по специальности 1-79 01 05 Медико-психологическое дело определено ^ . Из них 70 аудиторных часов, в том числе лекций - 28 часов, практических занятий 42 часа. Форма текущей аттестации: зачет - 4 семестр, зачет - 6 семестр. ^
^ 1. Введение в дисциплину 1.1. История развития психиатрической и социальной помощи Зарождение и формирование психиатрической помощи в глубокой древности и в средние века. Первые формы общественной организации психиатрической помощи. Первые юридические акты. Первые формы патронажа. Формы «призрения» психически больных. Первые формы государственных служб. Состояние психиатрических больниц в западноевропейских странах в XVIII в. Принцип «нестеснения» в психиатрических больницах. Психиатрическая помощь в России в конце XIX в. ^ Предмет социальной психиатрии. Ее основные положения. Какие социальные переменные включает в себя это понятие. Роль «терапевтических сообществ». Определение понятия. Задачи социальной психиатрии. ^ Факторы предрасполагающие и факторы провоцирующие. Значение генетических факторов, личностных особенностей, возраста, пола на развитие психических заболеваний. Связь с факторами физического здоровья и социальными факторами. Роль семьи. Ситуация социальной депривации. Проблемы, связанные с работой, жильем, неудовлетворенностью социальным положением, социальные катастрофы и войны. Экологически неблагоприятные факторы. Модель «стресс-буфера». ^ Здоровье как социальная ценность. Современные социальные проблемы общества. Понятия «здоровья», «индивидуального здоровья» и «общественного здоровья». Определение понятия. Основные статистические данные по социальному и психическому здоровью общества. ^ Понятия социальной энергии и социальноэнергетического поля. Конструктивная, деструктивная и дефицитарная энергия. Социально-энергетическое поле каждой личности и его компоненты. Накопление и преобладание в межчеловеческих контактах деструктивной социальной энергии. Увеличение удельного веса дефицитарной социальной энергии.Социальные механизмы неблагополучного состояния психического здоровья населения в советский период. ^ Понятие «стресса социальных изменений». Дистресс, связанный с радикальными и крупномасштабными переменами в жизни общества, способными вызывать дезадаптацию у отдельных людей, определенных социальных групп и даже общества в целом (социальная дезорганизация общества). Расстройств адаптации, обусловленных социальным стрессом, и три варианта данной патологии: аномический, диссоциальный и магифренический. ^ Основные виды стигмы по Эрвину Гофману. Причины «изоляции и отвергнутости» того, кто признан психически больным. Стереотипы в восприятии душевнобольных окружающим обществом. Особенности психически больных, выделяемые как представляющие угрозу окружающим общественным мнением. Причины интенсивности, отвержения больных. Основные последствия стигматизации психически больных. ^ Статистические данные по алкоголизму и наркоманиям в Республике Беларусь. Основные причины формирования алкоголизма и наркоманий, последствия для общества. 3.2. Социопатии Определение основных понятий: «суицида» и «парасуицида». Статистические данные. Классификация факторов, приводящих к суициду. Основные индикаторы суицидального риска. Основные факторы препятствующие суициду. Разновидности саморазрушающего поведения. «Игромания» (гемблинг), определение понятия, условия и причины ее возникновения, основные признаки. ^ Распространенность психических расстройств в пожилом и старческом возрасте, роль микро- и макросоциальных воздействий. Средовые факторы, играющие роль в развитии заболеваний позднего возраста. Проблема «жизненных событий» (life events). Виды психических расстройств позднего возраста. ^ Профессии с наиболее высоким суицидальным риском. Контингент наиболее подверженный развитию «синдрома выгорания». Роль эмоциональных факторов в профессиях, связанных с общением с людьми. Определение понятия психологического состояния, получившего название синдрома выгорания. ^ Основные категории и понятия. Понятия о медицинской реабилитации, социально-психологической и педагогической. Понятия адаптации и реадаптации. Вопросы профилактики: первичной, вторичной и третичной. Основные принципы социальной реабилитации. Концепция психосоциальной реабилитации. Организация реабилитационного процесса. Биопсихосоциальная модель оказания помощи. ^ Приоритетные задачи на следующее десятилетие. Борьба со стигматизацией и дискриминацией. Поддержка мер, адаптированных к различным этапам жизни людей, связанных с повышенным риском. Предупреждение проблем психического здоровья и самоубийств. Получение эффективной медико-социальной помощи лицами с тяжелыми психическими проблемами по месту жительства. Развитие партнерского сотрудничества различных отраслей и секторов. Деонтологические «мифы» в психиатрии. ^ Определение понятия «психиатрии». Сфера задач психиатрии. Формы психиатрической помощи. Научные и практические проблемы психиатрии. Основные разделы психиатрической дисциплины. Распространенность психических заболеваний в населении. ^ Положение о проведении психиатрического освидетельствования. Порядок проведения освидетельствования. Основная медицинская документация, предоставление данные о проведенном освидетельствовании. Положение о госпитализации больных. Положение о сохранении информации о психическом состоянии граждан. Предоставление сведений о состоянии психического здоровья. ^ Причины роста роли медицинской этики в здравоохранении. Медицинская этика, три ее основные раздела. Понятие этики, как учения о морали. Понятие «деонтологии», ее психологические аспекты. Психологические реакции больного. Понятие «гуманизма» в медицине. Здоровье, как свобода деятельности человека. Оценочный подход в медицине. Психосоматические взаимоотношения. ^ Особенности современного больного. Изменения личности при хронических заболеваниях, отношение к болезни. Типы реакций на болезнь и их причины. ВКБ (внутренняя картина болезни, аутопластическая картина болезни), условия ее формирования. Права и обязанности больного. Возрастные аспектыпсихических заболеваний (старческий и детский возраст). ^ Вопросы коммуникации, проблемы общения в медицинской среде. Понятие «коллектива», «группы», «коллегиальность». Виды режимов в психиатрическом отделении. Средний медицинский персонал, «сестрогении». Явление «госпитализма», причины сопротивления выписке. Вопросы реабилитации психически больных. ^ Система «врач-больной», «образ собеседника». Особенности ведения беседы с больными, модели взаимодействия. Особенности сбора анамнеза. Основные принципы ведения беседы с больным. Различие в точке зрения врача и больного на заболевание. Причины обращения к врачу. ^ Подход к «трудным», умирающим больным, к больному-врачу. Взаимодействие с родственниками больных. Роль обходов в лечебном процессе и психотерапевтическая роль обследований. Психология назначения лекарства: «фаркофилы» и «фармакофобы». Медикаментозный комплаянс. Понятие «плацебо-эффекта». Причины отказа от лечения. ^ Творческая и диагностическая деятельность врача. Авторитет врача. Вопросы коллегиальности. Особенности врачебного мышления. Врачебная интуиция. Основные типы взаимоотношений врача и больного. Специфические и неспецифические лечебные факторы, условия создания контакта. Врачебные ошибки, ятрогении. ^ Определение понятия «общение» (коммуникации), фазы общения, процессы, происходящие в процессе общения. Функции речевого общения и параметры процесса общения. Специфика коммуникативных систем и их частные функции. Виды отношений при общении. Коммуникации в медицине. Коммуникационные навыки. Структура диалога. Коммуникационные группы населения. ^ Этические и морально-правовые аспекты некоторых современных направлений медицины: трансплантация органов и других анатомических материалов, воспроизводство человека, медико-биологические эксперименты на человеке; проблемы эвтаназии, генной инженерии и клонирования. Статьи деонтологического кодекса. ^ Литература Основная: 1. Бойко О.В. Охрана психического здоровья. О.В.Бойко.-М.,2004.-265 с. 2. Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. Т.В. Зозуля.-М., 2001.-221 с. 3. Королева Е. Г. Медицинская психология. Курс лекций. Е.Г. Королева.-Гродно, 2004.-243 с. 4. Магазанник Н.А. Искусство общения с больными. Н.А. Магазанник.- 1991.-150 с. Дополнительная: 5. Берн Э. Лидер и группа. Э. Берн / пер. с англ – Е/Б.- 2000.- 230 с. 6. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. Н. П. Бехтерева.Л., 1980.- 170 с. 7. Корж С. Б. Деонтология в онкологии. С. Б. Корж.-Мн.,1975.- 89 с. 8. Котельников В.П. От Гиппократа до наших дней. В. П. Котельников.-М., 1987.- 120 с. 9. Лисицин Ю. П. Медицина и гуманизм. Ю. П. Лисицин.-М., 1984. -78 с. 10. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. В. В. Николаева.-М., 1987.- 87 с. 11. Сушков И. Психология взаимоотношений. И. Сушков.-М., 1999.- 95 с. 12. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. В. А. Ташлыков.-Л., 1984.- 90 с. 13. Шамов И. А. Врач и больной. И. А. Шамов.- М., 1986.- 78 с. ![]() |