|
Скачать 94.17 Kb.
|
Содержание
Материал и методыТаблица 1. Распределение детей в зависимости от формы психических расстройств. Полученные результаты |
И.Л. Крыжановская, Н.К. Сухотина, Т.А. Куприянова, В.В. Коновалова, В.А. КрасовОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛПРАЗОЛАМА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ Московский НИИ психиатрии МЗ РФ ВведениеПоследние десятилетия характеризуются внедрением в клиническую психиатрическую практику новых лекарственных препаратов, отличающихся малым количеством побочных явлений и осложнений, лучшей переносимостью при выраженной избирательности действия. Многие из них относятся к «переходным», одновременно обладающим свойствами нескольких классов психотропных препаратов, в том числе и алпразолам, являющийся тимотранквилизатором (15). Препарат является бензодиазепиновым производным, широко используется в психиатрии с 80-годов ХХ века для лечения тревожных, тревожно-депрессивных и панических расстройств в рамках различных нозологических форм (2-4, 6, 8-19), обладает отчетливым анксиолитическим, умеренно седативным, опосредованно тимоаналептическим, а также противосудорожным действием. Особое значение имело включение алпразолама в терапевтическую практику панических расстройств, что позволило пересмотреть существующие в отношении лечения данной патологии представления (2, 12, 15). В связи с отсутствием антихолинэргической активности и кардиотоксического эффекта препарат нашел применение при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах у больных с вегетативно-сосудистой и церебрально-органической недостаточностью (8, 16, 17), при ишемической болезни сердца и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы (1, 8, 19), сомато-вегетативных расстройствах и психосоматических заболеваниях (6, 16, 18, 19), для коррекции поведенческих расстройств в комплексной терапии болезни Альцгеймера (7), посттравматических стрессовых расстройствах (4), а также для купирования упорных болей в онкологии (19). Помимо безопасности лечения одним из преимуществ препарата является и быстрота действия - часто с первых дней приема (2,3, 13, 14, 16, 17). Алпразолам может применяться как в режиме монотерапии (3, 10, 11, 12, 14, 16, 18), так и в комплексном лечении (6, 13, 17), причем, не только в условиях стационара (17), но и амбулаторной практике (9, 18). В отличие от других бензодиазепиновых препаратов, которые не рекомендуется принимать непрерывно более 2х – 3х недель из-за возможности формирования лекарственной зависимости (15), длительность приема алпразолама, по данным различных исследователей, составляет 4 недели (12, 18) и более (3, 10). При этом легкие побочные явления (сонливость, слабость, головокружение) отмечались, как правило, лишь в начале лечения и исчезали самостоятельно через 1 неделю. Положительный эффект был отмечен в 80 – 90 % наблюдений (2, 12, 14, 18). Учитывая имеющиеся данные о безопасности и хорошей переносимости алпразолама, отсутствии серьезных побочных действий , эффективности применения у разных групп больных, в том числе у пожилых и лиц с соматическим неблагополучием, полученные на протяжении более чем 20 лет использования в клинике, нам представляется возможным использование данного препарата в детско-подростковой психиатрии, тем более, что состояние психофармакологии детей и подростков находится в состоянии «несомненного кризиса» (5). ^ В данном сообщении обобщен опыт клинического применения алпразолама (с 1996 г.) у детей и подростков с пограничными психическими нарушениями. У родителей всех пациентов было получено информированное согласие на лечение данным препаратом.Группу наблюдения составили 93 человека (62 мальчика и 31 девочка) в возрасте от 8 до 17 лет. Из них 40 детей (43,0 %) проходили лечение в стационарных условиях, включая дневной стационар, 53 (57,0 %) - амбулаторно. Распределение детей и подростков в зависимости от форм психических расстройств представлено в таблице 1. Квалификация состояния проводилась в соответствии с диагностическими рубриками МКБ-10. ^
У 15 детей (16,1 %) указанные расстройства сочетались с легкими интеллектуальными нарушениями, укладывающимися в рамки задержек психического развития. В группу пациентов с эмоциональными расстройствами вошли дети:
Пациенты с органическим эмоционально лабильным (астеническим) расстройством (F06.6) характеризовались выраженной эмоциональной лабильностью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, гиперестезией, нарушением внимания, часто сочетающимися с головными болями, головокружениями, вегетативными расстройствами. В группу с невротическими и соматоформными расстройствами (F 40 – F 48) включены дети и подростки: - с агорафобией с паническим расстройством и без панических расстройств (F 40.0);
Смешанные расстройства поведения и эмоций (F 92.8) характеризовались сочетанием нарушений поведения с тревожно-фобическими расстройствами. Практически при всех вышеописанных состояниях отмечались нарушения сна , заключавшиеся в трудностях засыпания, частых пробуждениях, сновидениях неприятного или устрашающего содержания, иногда с угрозой для жизни, нередко с яркими живыми воспоминаниями о них после пробуждения. Всем детям проводилось клинико-психопатологическое обследование с использованием специально разработанной шкалы для объективизации степени выраженности симптоматики, которая оценивалась по четырех-балльной системе: 0 – отсутствие симптомов, 1 балл – симптомы слабо выражены, 2 балла – умеренно выражены, 3 балла – значительно выражены. Длительность заболевания колебалась от 3х месяцев до 11 лет. 56 детей и подростков (60,2%) до обращения к нам не получали лечения (независимо от давности болезни). Остальные проходили различные курсы терапии, в том числе с назначением психофармакологических препаратов. Монотерапия алпразоламом проводилась лишь у 12 больных (12,9 % по отношению к общему числу пролеченных). В остальных наблюдениях препарат входил в комплексную терапию в качестве дополнения или замены используемых ранее транквилизаторов или антидепрессантов из-за их побочных эффектов, низкой эффективности лечения или ограничения возможности длительного применения. Начальная суточная доза составляла 0,06-0,125 мг (в 1-2 приема) с постепенным наращиванием (в среднем на 0,125 мг в 3 дня) до средней терапевтической дозы, которая составляла (в зависимости от возраста ребенка, его массы, характера и степени выраженности патологии, особенностей реагирования на ранее использовавшиеся психофармакологические препараты) от 0,125 до 0,375-0,5 мг. В отдельных случаях (в более старшем возрасте) дозы препарата до положительного стабильного эффекта увеличивались до 1-1,5 мг/с. Тактика лечения предусматривала 2х-3х разовый прием препарата, реже один раз в сутки (вечером). Длительность курса лечения составляла от 1 до 3х месяцев. Оценка результативности лечения проводилась на основе сравнения полученных результатов с данными предыдущего лечения у одного и того же больного или при присоединении алпразолама к ранее применявшейся схеме лечения. ^ Положительные результаты лечения алпразоламом отмечались у подавляющего числа больных. Наиболее выраженный эффект проявлялся в отношении тревожных, фобических расстройств и связанных с ними нарушений сна, а также эмоциональной лабильности с преобладанием гипотимических проявлений, вегетативных нарушений. Динамика пограничных психических расстройств в процессе комплексной терапии, включающей алпразолам графически отражена на рисунке 1. Представлены те диагностические рубрики, по которым имелось достаточное число наблюдений для получения статистически достоверных различий между выраженностью психопатологических расстройств до и после лечения. ![]() Рисунок 1. Терапевтическая динамика пограничных психических расстройств в процессе комплексной терапии, включавшей алпразолам. . (оценка по шкале общего клинического впечатления в баллах) I. Фобическое тревожное расстройство детского возраста. II. Тревожное расстройство детского возраста. III. Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство. IV. Социальные фобии. V. Тревожно-депрессивные расстройства. VI. Соматоформные расстройства. . VII. Диссомнические расстройства. Как видно из представленных данных, включение в комплексную терапию алпразолама значительно повышает эффективность лечения пограничных психических расстройств у детей и подростков. Улучшение состояния начиналось обычно с 1-й недели лечения. Это касалось, прежде всего, уменьшения выраженности тревожности и отдельных фобий, а также нарушений сна и вегетативных расстройств. В дальнейшем постепенно происходила редукция и другой психопатологической симптоматики. Уменьшались или исчезали полностью чувство внутреннего беспокойства и напряжения, тревога ожидания, панические проявления, различные виды фобий. В частности, у всех детей со «школьными» фобиями, которые приводили к отказам от устных ответов, от посещения школы, уклоняющееся поведение на фоне лечения алпразоламом не отмечалось. Уменьшались и другие социальные и специфические фобии, генерализованная тревога, эмоциональная лабильность, раздражительность, более редкими и менее интенсивными становились аффективные вспышки. Дети становились более спокойными и уравновешенными, менее обидчивыми и плаксивыми, реже конфликтовали с окружающими. У детей с тревожно-депрессивными расстройствами улучшалось настроение, исчезали и другие проявления депрессии, включая поведенческие и соматические «маски». Практически у всех детей отмечалась нормализация сна: дети быстро засыпали, у них исчезали ночные страхи, сновидения угрожающего характера; при ночных пробуждениях они не испытывали тревожного аффекта и легко засыпали вновь. У одного ребенка с трихотилломанией на фоне аффективных расстройств была достигнута полная ремиссия несмотря на сохраняющуюся неблагоприятную атмосферу в семейных отношениях, на фоне которых заболевание и манифестировало. Практически у всех детей и подростков отмечена положительная динамика психопатологических проявлений различных психогенных реакций (астено-депрессивных, тревожно-депрессивных, тревожно-фобических), возникших на резидуально-органической почве. В результате указанных положительных изменений с уменьшением или исчезновением имевшейся ранее психопатологической симптоматики повышалась активность детей, их работоспособность, успеваемость, налаживались контакты со сверстниками и взрослыми, что в целом повышало уровень их социальной, в том числе школьной, адаптации и качество жизни как самого ребенка, так и его семьи. Вместе с тем, у подростков с социальной фобией, обнаруживавших до лечения несвойственную возрасту симбиотическую привязанность к членам семьи, и в первую очередь, к матери, в процессе терапии на фоне возрастающей социальной активности более отчетливыми становились возрастные эмансипационные реакции, к которым родственники больных были не готовы. Это требовало дополнительной психотерапевтической работы с семьей. Катамнестически (срок от 6 мес. до 8 лет) прослежены 65,6 % (61 чел.) из общего количества пролеченных больных . Длительность ремиссии колебалась от 4-6 месяцев до нескольких лет. При этом, при возобновлении патологических расстройств их выраженность и частота, как правило, не достигали первоначального уровня. В процессе исследования подтверждена хорошая переносимость препарата, отсутствие выраженных побочных действий. Лишь у отдельных детей в первые дни лечения отмечалась небольшая сонливость и вялость, легкие нарушения координации и замедление речи, которые при продолжении приема препарата исчезали без какой-либо дополнительной медикаментозной коррекции и соответственно не требовали отмены препарата. Заключение Проведенное исследование свидетельствует об эффективности лечения тревожных, тревожно-фобических, включая социальные фобии, и тревожно-депрессивных расстройств у детей в возрасте от 8 до 18 лет. Побочные эффекты минимальны, наблюдаются в начале терапии алпразоламом и постепенно исчезают по мере дальнейшего применения препарата или снижения дозы. |