И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов





Скачать 94.17 Kb.
Название И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов
Дата 26.03.2013
Размер 94.17 Kb.
Тип Документы



И.Л. Крыжановская, Н.К. Сухотина, Т.А. Куприянова, В.В. Коновалова, В.А. Красов


ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛПРАЗОЛАМА В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Московский НИИ психиатрии МЗ РФ

Введение


Последние десятилетия характеризуются внедрением в клиническую психиатрическую практику новых лекарственных препаратов, отличающихся малым количеством побочных явлений и осложнений, лучшей переносимостью при выраженной избирательности действия. Многие из них относятся к «переходным», одновременно обладающим свойствами нескольких классов психотропных препаратов, в том числе и алпразолам, являющийся тимотранквилизатором (15).

Препарат является бензодиазепиновым производным, широко используется в психиатрии с 80-годов ХХ века для лечения тревожных, тревожно-депрессивных и панических расстройств в рамках различных нозологических форм (2-4, 6, 8-19), обладает отчетливым анксиолитическим, умеренно седативным, опосредованно тимоаналептическим, а также противосудорожным действием. Особое значение имело включение алпразолама в терапевтическую практику панических расстройств, что позволило пересмотреть существующие в отношении лечения данной патологии представления (2, 12, 15).

В связи с отсутствием антихолинэргической активности и кардиотоксического эффекта препарат нашел применение при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах у больных с вегетативно-сосудистой и церебрально-органической недостаточностью (8, 16, 17), при ишемической болезни сердца и других заболеваниях сердечно-сосудистой системы (1, 8, 19), сомато-вегетативных расстройствах и психосоматических заболеваниях (6, 16, 18, 19), для коррекции поведенческих расстройств в комплексной терапии болезни Альцгеймера (7), посттравматических стрессовых расстройствах (4), а также для купирования упорных болей в онкологии (19).

Помимо безопасности лечения одним из преимуществ препарата является и быстрота действия - часто с первых дней приема (2,3, 13, 14, 16, 17). Алпразолам может применяться как в режиме монотерапии (3, 10, 11, 12, 14, 16, 18), так и в комплексном лечении (6, 13, 17), причем, не только в условиях стационара (17), но и амбулаторной практике (9, 18). В отличие от других бензодиазепиновых препаратов, которые не рекомендуется принимать непрерывно более 2х – 3х недель из-за возможности формирования лекарственной зависимости (15), длительность приема алпразолама, по данным различных исследователей, составляет 4 недели (12, 18) и более (3, 10). При этом легкие побочные явления (сонливость, слабость, головокружение) отмечались, как правило, лишь в начале лечения и исчезали самостоятельно через 1 неделю. Положительный эффект был отмечен в 80 – 90 % наблюдений (2, 12, 14, 18).

Учитывая имеющиеся данные о безопасности и хорошей переносимости алпразолама, отсутствии серьезных побочных действий , эффективности применения у разных групп больных, в том числе у пожилых и лиц с соматическим неблагополучием, полученные на протяжении более чем 20 лет использования в клинике, нам представляется возможным использование данного препарата в детско-подростковой психиатрии, тем более, что состояние психофармакологии детей и подростков находится в состоянии «несомненного кризиса» (5).
^

Материал и методы

В данном сообщении обобщен опыт клинического применения алпразолама (с 1996 г.) у детей и подростков с пограничными психическими нарушениями. У родителей всех пациентов было получено информированное согласие на лечение данным препаратом.


Группу наблюдения составили 93 человека (62 мальчика и 31 девочка) в возрасте от 8 до 17 лет. Из них 40 детей (43,0 %) проходили лечение в стационарных условиях, включая дневной стационар, 53 (57,0 %) - амбулаторно.

Распределение детей и подростков в зависимости от форм психических расстройств представлено в таблице 1. Квалификация состояния проводилась в соответствии с диагностическими рубриками МКБ-10.

^ Таблица 1.

Распределение детей в зависимости от формы психических расстройств.


Диагностические рубрики

Абсолютное количество детей и подростков

% от общего числа детей и подростков

Эмоциональные расстройства детского возраста (F 93)


33


35,5

Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство (F 06.6)


29


31,2

Невротические и соматоформные расстройства (F 40-F 48)


26


27,9

Смешанные расстройства поведения и эмоций (F 92.8)


5


5,4

Всего

93

100


У 15 детей (16,1 %) указанные расстройства сочетались с легкими интеллектуальными нарушениями, укладывающимися в рамки задержек психического развития.

В группу пациентов с эмоциональными расстройствами вошли дети:

  • с фобическим тревожным расстройством детского возраста (F 93.1), характеризующимся выраженными постоянными или периодически возникающими страхами, специфическими для определенного возраста, сочетающимися с тревогой;

  • с социальным тревожным расстройством детского возраста (F 93.2), для которого характерно наличие постоянной тревоги, внутреннего напряжения, страха, робости, стеснительности в ситуациях, в которых ребенок имеет дело с незнакомыми людьми , в т.ч. со сверстниками, что обычно сопровождается социально уклоняющимся поведением;

  • с генерализованным тревожным расстройством детского возраста ( F 93.80), при котором у детей имеется почти постоянная интенсивная тревога и беспокойство с тяжелыми предчувствиями, трудно контролируемые, касающиеся нескольких событий или видов деятельности, сочетающиеся с различными психическими или физическими симптомами, значительно нарушающими социальную адаптацию индивида.

Пациенты с органическим эмоционально лабильным (астеническим) расстройством (F06.6) характеризовались выраженной эмоциональной лабильностью, повышенной утомляемостью, раздражительностью, гиперестезией, нарушением внимания, часто сочетающимися с головными болями, головокружениями, вегетативными расстройствами.

В группу с невротическими и соматоформными расстройствами (F 40 – F 48) включены дети и подростки:

- с агорафобией с паническим расстройством и без панических расстройств (F 40.0);

  • с социальными фобиями (F 40.1), имеющие определенное сходство с диагностической рубрикой F 93.2, описанной выше и чаще отмечаемой в подростковом возрасте;

  • со специфическими (изолированными) фобиями (F 40.2);

  • со смешанными тревожно-депрессивными расстройствами (F 41.2);

  • с обсессивно-компульсивными расстройствами (F 42.1);

  • с расстройствами адаптации (F 43.2)

  • соматоформными расстройствами (F 45) с преобладающей симптоматикой со стороны желудочно-кишечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и вегетативными проявлениями.

Смешанные расстройства поведения и эмоций (F 92.8) характеризовались сочетанием нарушений поведения с тревожно-фобическими расстройствами.

Практически при всех вышеописанных состояниях отмечались нарушения сна , заключавшиеся в трудностях засыпания, частых пробуждениях, сновидениях неприятного или устрашающего содержания, иногда с угрозой для жизни, нередко с яркими живыми воспоминаниями о них после пробуждения.

Всем детям проводилось клинико-психопатологическое обследование с использованием специально разработанной шкалы для объективизации степени выраженности симптоматики, которая оценивалась по четырех-балльной системе: 0 – отсутствие симптомов, 1 балл – симптомы слабо выражены, 2 балла – умеренно выражены, 3 балла – значительно выражены.

Длительность заболевания колебалась от 3х месяцев до 11 лет. 56 детей и подростков (60,2%) до обращения к нам не получали лечения (независимо от давности болезни). Остальные проходили различные курсы терапии, в том числе с назначением психофармакологических препаратов.

Монотерапия алпразоламом проводилась лишь у 12 больных (12,9 % по отношению к общему числу пролеченных). В остальных наблюдениях препарат входил в комплексную терапию в качестве дополнения или замены используемых ранее транквилизаторов или антидепрессантов из-за их побочных эффектов, низкой эффективности лечения или ограничения возможности длительного применения.

Начальная суточная доза составляла 0,06-0,125 мг (в 1-2 приема) с постепенным наращиванием (в среднем на 0,125 мг в 3 дня) до средней терапевтической дозы, которая составляла (в зависимости от возраста ребенка, его массы, характера и степени выраженности патологии, особенностей реагирования на ранее использовавшиеся психофармакологические препараты) от 0,125 до 0,375-0,5 мг. В отдельных случаях (в более старшем возрасте) дозы препарата до положительного стабильного эффекта увеличивались до 1-1,5 мг/с. Тактика лечения предусматривала 2х-3х разовый прием препарата, реже один раз в сутки (вечером). Длительность курса лечения составляла от 1 до 3х месяцев. Оценка результативности лечения проводилась на основе сравнения полученных результатов с данными предыдущего лечения у одного и того же больного или при присоединении алпразолама к ранее применявшейся схеме лечения.
^

Полученные результаты


Положительные результаты лечения алпразоламом отмечались у подавляющего числа больных. Наиболее выраженный эффект проявлялся в отношении тревожных, фобических расстройств и связанных с ними нарушений сна, а также эмоциональной лабильности с преобладанием гипотимических проявлений, вегетативных нарушений.

Динамика пограничных психических расстройств в процессе комплексной терапии, включающей алпразолам графически отражена на рисунке 1. Представлены те диагностические рубрики, по которым имелось достаточное число наблюдений для получения статистически достоверных различий между выраженностью психопатологических расстройств до и после лечения.




Рисунок 1. Терапевтическая динамика пограничных психических расстройств в процессе комплексной терапии, включавшей алпразолам. .

(оценка по шкале общего клинического впечатления в баллах)

I. Фобическое тревожное расстройство детского возраста.

II. Тревожное расстройство детского возраста.

III. Органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство.

IV. Социальные фобии.

V. Тревожно-депрессивные расстройства.

VI. Соматоформные расстройства. .

VII. Диссомнические расстройства.


Как видно из представленных данных, включение в комплексную терапию алпразолама значительно повышает эффективность лечения пограничных психических расстройств у детей и подростков.

Улучшение состояния начиналось обычно с 1-й недели лечения. Это касалось, прежде всего, уменьшения выраженности тревожности и отдельных фобий, а также нарушений сна и вегетативных расстройств. В дальнейшем постепенно происходила редукция и другой психопатологической симптоматики. Уменьшались или исчезали полностью чувство внутреннего беспокойства и напряжения, тревога ожидания, панические проявления, различные виды фобий. В частности, у всех детей со «школьными» фобиями, которые приводили к отказам от устных ответов, от посещения школы, уклоняющееся поведение на фоне лечения алпразоламом не отмечалось.

Уменьшались и другие социальные и специфические фобии, генерализованная тревога, эмоциональная лабильность, раздражительность, более редкими и менее интенсивными становились аффективные вспышки. Дети становились более спокойными и уравновешенными, менее обидчивыми и плаксивыми, реже конфликтовали с окружающими.

У детей с тревожно-депрессивными расстройствами улучшалось настроение, исчезали и другие проявления депрессии, включая поведенческие и соматические «маски».

Практически у всех детей отмечалась нормализация сна: дети быстро засыпали, у них исчезали ночные страхи, сновидения угрожающего характера; при ночных пробуждениях они не испытывали тревожного аффекта и легко засыпали вновь.

У одного ребенка с трихотилломанией на фоне аффективных расстройств была достигнута полная ремиссия несмотря на сохраняющуюся неблагоприятную атмосферу в семейных отношениях, на фоне которых заболевание и манифестировало.

Практически у всех детей и подростков отмечена положительная динамика психопатологических проявлений различных психогенных реакций (астено-депрессивных, тревожно-депрессивных, тревожно-фобических), возникших на резидуально-органической почве.

В результате указанных положительных изменений с уменьшением или исчезновением имевшейся ранее психопатологической симптоматики повышалась активность детей, их работоспособность, успеваемость, налаживались контакты со сверстниками и взрослыми, что в целом повышало уровень их социальной, в том числе школьной, адаптации и качество жизни как самого ребенка, так и его семьи.

Вместе с тем, у подростков с социальной фобией, обнаруживавших до лечения несвойственную возрасту симбиотическую привязанность к членам семьи, и в первую очередь, к матери, в процессе терапии на фоне возрастающей социальной активности более отчетливыми становились возрастные эмансипационные реакции, к которым родственники больных были не готовы. Это требовало дополнительной психотерапевтической работы с семьей.

Катамнестически (срок от 6 мес. до 8 лет) прослежены 65,6 % (61 чел.) из общего количества пролеченных больных . Длительность ремиссии колебалась от 4-6 месяцев до нескольких лет. При этом, при возобновлении патологических расстройств их выраженность и частота, как правило, не достигали первоначального уровня.

В процессе исследования подтверждена хорошая переносимость препарата, отсутствие выраженных побочных действий. Лишь у отдельных детей в первые дни лечения отмечалась небольшая сонливость и вялость, легкие нарушения координации и замедление речи, которые при продолжении приема препарата исчезали без какой-либо дополнительной медикаментозной коррекции и соответственно не требовали отмены препарата.


Заключение

Проведенное исследование свидетельствует об эффективности лечения тревожных, тревожно-фобических, включая социальные фобии, и тревожно-депрессивных расстройств у детей в возрасте от 8 до 18 лет. Побочные эффекты минимальны, наблюдаются в начале терапии алпразоламом и постепенно исчезают по мере дальнейшего применения препарата или снижения дозы.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Сухотина Н. К., Крыжановская И. Л

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Н. К. Сухотина фгу «Московский нии психиатрии» Росздрава

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Н. К. Сухотина фгу «Московский нии психиатрии» Росздрава

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Л. В. Шипова (отв ред.), В. А. Ручин, М. Д. Коновалова, Л. В. Мясникова

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Коновалова оксана Николаевна неинвазивная инструментальная диагностика фиброза печени при хронических

И. Л. Крыжановская, Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова, В. В. Коновалова, В. А. Красов icon Методические рекомендации для инструкторов и методистов лечебной физкультуры, воспитателей детских

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы