|
Скачать 1.46 Mb.
|
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»![]() ПРОГРАММАпо первичной профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде, формированию толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению Раздел 1. «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС» (обучение педагогического состава работников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования работе с целевой группой в системе образования) ^ Общие представления о социально значимых и социально опасных заболеваниях Разработчик темы Габер И.В., к.м.н., доцент ^ СОДЕРЖАНИЕ
^ (самостоятельная работа, материал находится в папке по соответствующей теме)
В тексте лекции приведены дополнительные ссылки на видеоматериалы, нормативно-правовые документы, изучение которых желательно для формирования гражданской и профессиональной позиции обучающегося. ^ ^ 2. Прежде чем приступить к изучению материалов курса обучения, ответьте, пожалуйста, на вопросы Анкеты входа 2 в интерактивном режиме по электронной ссылке. Нажмите CTRL и одновременно наведите курсор мышки компьютера на ссылку и щелкните ссылку ^ из Центрального федерального округа: https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDIwUzNERzhGQ0FGdlh4WmRiS1N2Tmc6MA#gid=0 Ссылка на Анкету входа по теме 2 для участников Проекта из Дальневосточного федерального округа: https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFA4ZktlcU1WcElpU0h4eGVsMGZVLVE6MA#gid=0 Тема 2. Общие представления о социально значимых и социально опасных заболеваниях ^ Здоровье населения является важной составляющей социального, культурного и экономического развития страны. В настоящее время растет понимание роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества. Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (2011 год. Текст закона см. в файлах в папке «Тема 2. …») от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ. В соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья…» основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ^ 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; ^ 9) соблюдение врачебной тайны. Для согласования понимания терминов, используемых в сфере профилактики, приведем некоторые определения, которые даны в статье 2 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья…»: 1) здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма; 2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; 6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (ФЗ «Об основах охраны здоровья…», ст. 12, п. 3). К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий (ст. 16, п.13), а также установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (ст. 16, п.14). К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья относится информирование населения муниципального образования, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории муниципального образования, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ст.17, п.3). Для обеспечения легитимности профилактической работы, которая включает действия по раннему выявлению заболеваний, каждому специалисту (не только медицинскому, но и педагогическому работнику) полезно знать содержание статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья…», которая называется «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства». В соответствии с этой статьей оказывается, что: 1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. 2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью … 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство; Статья 54. ^ 2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона. 2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). В соответствии с действующим в нашей стране законодательством (ФЗ «Об основах охраны здоровья…», ст. 27) граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Организация охраны здоровья осуществляется путем: - государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования; - разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения; - организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих…; (ст. 29 ФЗ «Об основах здоровья …») Медицинская помощь и диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, и граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, организуется и обеспечивается в соответствующих медицинских организациях (ст. 43 ФЗ «Об основах здоровья …», п.1). К ним относятся: 1) Сеть диспансеров наркологической службы (см. слайд 10 в презентации Голиковой Т.А., 2010 «СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Презентация находится в папке «Тема 2….») Источник: http://www.nncn.ru/2_241.html - сайт ФГБУ «Национальный научный Центр наркологии» Минздравсоцразвития РФ. 2) Сеть центров по профилактике и борьбе со СПИД и центров Роспотребнадзора. Адреса смотрите на сайте Федерального научно-методического Центра по профилактике и борьбе со СПИДом . Источник: http://www.hivrussia.ru/ Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ст. 43 ФЗ «Об основах здоровья …», п.2). Социальная значимость указанных в перечне заболеваний обусловлена их отрицательным влиянием на организм человека, социально-экономическое развитие страны. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, составлен для организации финансирования противоэпидемических мероприятий в случае их возникновения. Эти заболевания могут привести к массовой гибели населения при их массовом распространении. Установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также организация обеспечения лиц лекарственными препаратами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (ст. 16, п.14). Таким образом, в каждом субъекте Российской Федерации должен разрабатываться свой Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" . C изменениями и дополнениями от: 13 июля 2012 г. http://base.garant.ru/12137881/ Перечень социально значимых заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
^ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)
В соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) к Психическим расстройствами расстройствам поведения относятся Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Особенности организации оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях, указанных в части 1 настоящей статьи, могут устанавливаться отдельными федеральными законами (ст. 43 ФЗ «Об основах здоровья …», п.3). К их числу относятся: |