Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы icon

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы





Скачать 436.52 Kb.
НазваниеМуниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы
Дата29.03.2013
Размер436.52 Kb.
ТипДокументы
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ НА 2012 – 2014 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде на 2012-2014 годы

Правовая основа для разработки Программы
^

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах"


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г. № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690
^

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 – ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


Концепция государственной политики в сфере противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области (Концепция региональной антинаркотической политики), одобренная решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25.04.2002 г. № 2 б-в

Заказчик Программы

Администрация Великого Новгорода

Основные разработчики Программы

Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода, городской межведомственный координационный Совет по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде

Исполнители Программы

структурные подразделения Администрации Великого Новгорода (ответственные исполнители):

комитет культуры и молодежной политики (отдел по делам молодежи);

комитет по образованию;

комитет по опеке и попечительству;

управление по физической культуре и спорту;

отдел – пресс-центр;

государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная городская клиническая больница";

комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Великого Новгорода;

муниципальное автономное образовательное учреждение "Гимназия №2 ";

муниципальное автономное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №8";

муниципальное автономное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №14";

муниципальное бюджетное учреждение "Центр молодежных инициатив "САМ ";

муниципальное бюджетное учреждение "Центр внешкольной работы "Алые паруса";

муниципальное учреждение культуры "Библионика"; муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр "Читай - город";

государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис" (далее НОНД "Катарсис");

государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер" (далее Центр "Хелпер");

государственное областное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения";

областное бюджетное учреждение социального обслуживания "Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток";

областное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям";

областное бюджетное учреждение социального обслуживания "Кризисный центр помощи женщинам";

управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области;

управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Великому Новгороду;

муниципальное бюджетное учреждение "Диалог";

муниципальное автономное учреждение повышения квалификации "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов";

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого";

муниципальное автономное учреждение культуры "Городской центр культуры и досуга имени Н.Г. Васильева";

Новгородское областное отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест ";

Новгородская областная общественная организация "НАН" (нет алкоголизму и наркомании)

Основная цель Программы

развитие многоуровневой системы по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ (далее - ПАВ) и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде с участием всех субъектов, работающих в сфере профилактики в Великом Новгороде

Основные задачи Программы

совершенствование системы межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции, привлечение новых организаций в партнеры Программы

формирование среди молодежи Великого Новгорода активной гражданской позиции по вопросам здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению ПАВ

повышение эффективности методов профилактики ВИЧ-инфекции и потребления ПАВ, проведение мероприятий по формированию позитивных моделей поведения у молодежи

раннее выявление потребителей ПАВ

модернизация информационно-методического обеспечения деятельности различных ведомств, направленной
на противодействие распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактику ВИЧ-инфекции среди молодежи города

организационно-профилактическая работа с молодежью и несовершеннолетними

социально-реабилитационная помощь лицам, потребляющим ПАВ

организация системного мониторинга потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи Великого Новгорода

Сроки и этапы реализации целевой программы

2012 – 2014 годы

Механизм реализации Программы

Программа осуществляется в соответствии с перечнем программных мероприятий на основе сочетания программно-целевых и проектных методов

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Основные мероприятия соответствуют задачам Программы и направлены на их решение

Объемы и источники финансирования Программы

1067,0 тыс. руб. - бюджет Великого Новгорода, в том числе:

2012 год – 423,0 тыс. руб.;

2013 год – 322,0 тыс. руб.;

2014 год – 322,0 тыс. руб.

613,0 тыс. руб. - внебюджетные средства, в том числе:

2012 год – 196,0 тыс. руб.;

2013 год –206,0 тыс. руб.;

2014 год – 211,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

сохранение процента несовершеннолетних потребляющих ПАВ, выявленных по результатам профилактических осмотров, получивших необходимую помощь: информационную, консультативную, психологическую, медицинскую помощь

сохранение процента несовершеннолетних, получивших активное лечение

увеличение процента молодежи 14 – 30 лет, принявшей участие в массовых профилактических мероприятиях

увеличение процента учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений города, охваченных превентивными образовательными программами

сохранение процента пациентов, получивших консультирование по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и потребления ПАВ при прохождении обследования на ВИЧ-инфекцию

увеличение количества волонтеров, участвующих в работе по профилактике потребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни

укрепление межведомственного взаимодействия в вопросах противодействия распространению и потреблению ПАВ и профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде

Система организации контроля за исполнением Программы

координацию хода реализации и контроль за исполнением настоящей Программы осуществляет отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики

исполнители мероприятий настоящей Программы в соответствии с планом реализуют программные мероприятия отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики обобщает информацию о ходе реализации настоящей Программы и представляет ее в Администрацию Великого Новгорода и в Думу Великого Новгорода до 1 марта года, следующего за отчетным

отчет о ходе реализации настоящей Программы заслушивается ежегодно на заседании Думы Великого Новгорода

контроль за расходованием бюджетных средств в рамках реализации настоящей Программы осуществляет отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики ежеквартально


^ 1. Характеристика проблем распространения и потребления психоактивных веществ и профилактики ВИЧ-инфекции в молодежной среде и основные пути их решения

Потребление психоактивных веществ: наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров, алкоголя и его суррогатов, табачных изделий в молодежной среде является серьезной проблемой современного общества. Она затрагивает все стороны жизни общества, в том числе идеологическую, социально-экономическую, моральную. К социально значимым болезням относится наркомания, токсикомания, алкоголизм и СПИД, крайние стадии потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции.

По данным НОНД "Катарсис" по Великому Новгороду всего зарегистрировано 7819 человек злоупотребляющих ПАВ, что составляет 3,6% населения Великого Новгорода. Из общего числа состоящих на учете 5615 человек являются потребителями алкоголя и 2031 – потребителями наркотиков. С диагнозом алкогольный психоз зарегистрировано 204 человека, с диагнозом алкоголизм - 4968 человек, наркомания – 1075 человек, токсикомания – 81 человек. Среди несовершеннолетних лиц с установленным синдромом зависимости зарегистрировано: 4 человека с диагнозом алкоголизм, 5 с диагнозом наркомания и 6 человек с диагнозом токсикомания.

В группе профилактического учёта зарегистрирован 1491 человек, включая 93 несовершеннолетних, потребляющих ПАВ, из них по поводу потребления наркотиков на 01.10.2011 - 931 человек. За 9 месяцев 2011 года имеет место увеличение общего числа потребителей наркотических и токсикоманических ПАВ с 2083 человек до 2204 человек, что составляет 5,8 % в сторону увеличения.

Наиболее высокие показатели распространения наркологических расстройств отмечаются в самых трудоспособных возрастных группах, средний возраст потребителей наркотиков 24 – 30 лет. Практически все наркологические больные имеют выраженные соматические и неврологические осложнения, обусловленные токсическим действием ПАВ, приводящие к высокой инвалидизации и смертности. В группе инъекционных потребителей наркотиков высок удельный вес больных гепатитами, ВИЧ-инфекцией. По-прежнему остаётся большим процент совершения общеуголовных преступлений больными наркоманией и алкоголизмом, а также лицами, находящимися в момент совершения преступления в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.

По статистике в 2010 году Новгородская область занимает 5-е место среди городов Северо-Запада по распространенности вируса иммунодефицита человека среди населения. На 01.10.2011 Новгородская область по темпам прироста занимает 2-е место. На учет с диагнозом ВИЧ-инфекция с начала года поставлено 167 человек, в основном это люди 20-29 лет. Всего по официальным данным в городе 535 носителей этой инфекции.

По результатам социологического исследования "Роль молодежи в современном обществе", проведенного в 2009 - 2010 годах Центром муниципальных и региональных исследований МАУ "ДИАЛОГ", можно заключить, что среди молодых новгородцев (на 01.01.2011 в Великом Новгороде проживало: детей в возрасте от 6 до 14 лет – 26610 человек, молодежи в возрасте от 14 до 30 лет – 57545 человек) 72,9 % респондентов имеют опыт потребления алкоголя, около половины (49,2 %) - опыт потребления табака и 2,3 % - опыт потребления наркотиков.

Для более глубокого изучения актуальной ситуации, касающейся числа потребления ПАВ на территории Великого Новгорода, в мае - июне 2010 года МАУ "ДИАЛОГ" проводилось исследование "Формирование и динамика отношения учащихся и их родителей к проблеме распространения болезней химической зависимости, оценка уровня потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде". По статистике в 2010 году население Великого Новгорода составляло 214777 человек, из них 26610 человек в возрасте от 6 до 16 лет. Данные мониторинга свидетельствуют о снижении потребления подростками исследуемой возрастной группы следующих напитков: пива на 27 % по-сравнению с 2002 годом и на 11 % по-сравнению с 2007 годом, вина на 17 %, коктейлей на 47 %. Но при этом, по-сравнению с 2007 годом возросло количество подростков, потреблявших крепкие алкогольные напитки - на 18 %. Отслеживая динамику потребления алкоголя, можно сказать, что вероятнее всего, в 2007 году потребление пива было снижено за счет популяризации коктейлей, а в 2010 году на фоне снижения потребления слабоалкогольных напитков резко возрастает потребление крепких алкогольных напитков. 39 % несовершеннолетних юношей и девушек имеют опыт потребления крепких алкогольных напитков.

По данным исследования, проведенного в 2010 году факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета при технической поддержке регионального представительства управления ООН по наркотикам и преступности в Российской Федерации и при финансовой поддержке Правительства Финляндии и Правительства Швеции позиции Великого Новгорода по количеству и частоте употребления психотропных веществ достаточно выигрышны по-сравнению с другими городами Северо-Запада (Архангельском, Вологдой, Калининградом, Мурманском, Петрозаводском, Псковом и Санкт-Петербургом). Великий Новгород занимает последнее место по частоте курения сигарет, алкогольному опьянению, проб разного вида наркотиков (марихуаны, галлюциногенов, амфетаминов, героина, экстази, ЛСД). По частоте проб других психотропных веществ (галлюциногены, транквилизаторы, ингаляторы) Великий Новгород занимает 7 место среди 8 городов Северо-Запада Российской Федерации.

Результаты социологических исследований и анализ профилактической деятельности на территории города позволили определить наиболее острые проблемы и приоритеты дальнейшего развития комплексных мер по противодействию потребления и распространения ПАВ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде.

Важным направлением в профилактической деятельности является раннее выявление потребителей ПАВ и выявление носителей ВИЧ-инфекции. Одним из способов решения этих задач является проведение профилактических осмотров несовершеннолетних и молодежи с участием психиаторов-нарколагов с целью выявления потребителей ПАВ и дальнейшего мониторинга наркоситуации на территории города. По результатам данных профилактических осмотров формируются «группы риска» из числа несовершеннолетних, имеющих опыт потребления ПАВ. Далее с этой группой ведется информационная, психологическая, консультативная профилактическая деятельность и, при необходимости, им оказывается медицинская помощь.

В рамках профилактической деятельности основное внимание уделяется повышению доверия к прохождению тестирования, обследованию на наличие ВИЧ-инфекции, мотивированию на отказ от потребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни. По опыту профилактической деятельности прошлых лет данные мероприятия позволяют оказывать своевременную помощь и предупреждать формирование зависимости от наркотических и психотропных веществ.

Важным моментом профилактической деятельности является совершенствование методов профилактики потребления и распространения ПАВ в связи с тем, что среди молодежи города сформировалась и закрепилась жизненная установка на потребление ПАВ, как "нормального" общепринятого поведения. Ввиду этого, особое внимание необходимо уделить формированию непримиримого отношения к курению, употреблению психоактивных веществ через проведение мероприятий по популяризации позитивных моделей поведения у несовершеннолетних. В целях профилактики распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде важно информировать о путях передачи и способах защиты заражения вирусом, т.к. по данным Центра "Хелпер" на 01.10 2011 основной путь передачи ВИЧ-инфекции (64 %) – половой.

Для повышения эффективности профилактической деятельности в рамках настоящей Программы усилий только специалистов недостаточно, требуется формировать образцы поведения, социальные нормы и повышать культуру здоровья среди молодежи. Ввиду этого для стимулирования социальной активности молодого населения планируется вовлекать волонтеров как в деятельность по первичной, так и вторичной профилактике социально-значимых заболеваний. Волонтеры будут выступать не только как носители знаний по теме профилактики потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции, но и как помощники для детей и подростков "групп риска" в мероприятиях по профилактике пагубных привычек и в сложной ситуации выбора. В 2012 - 2014 годах планируется развивать и расширять волонтерское движение по оказанию социально-психологической помощи лицам, потребляющим ПАВ.

Для повышения эффективности и охвата целевых групп в настоящей Программе предусматривается ряд мероприятий по предупреждению потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции в среде работающей молодежи. Необходимость данной работы неоспорима, по данным НОНД "Катарсис" 99,8 % лиц, состоящих на учете с диагнозом наркомания, токсикомания, алкоголизм и алкогольный психоз, - это молодые люди старше 18 лет. В программах прошлых лет профилактические мероприятия в рабочих коллективах не планировались, в связи с чем необходим комплекс мер для работы с данной категорией людей.

На решение вышеназванных проблем направлена настоящая Программа.

Правовой основой для разработки настоящей Программы являются:
^

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 г. № 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 690;
^

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323 – ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


Концепция государственной политики в сфере противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в Новгородской области (Концепция региональной антинаркотической политики), одобренная решением областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту от 25.04.2002 г. № 2 б-в.

Комплексная программа по противодействию распространению химической зависимости в молодёжной среде на 2001 - 2005 годы определила приоритетные направления профилактики в молодежной среде. В Программе впервые были опробованы программно-целевые методы организации работы, которые в дальнейшем подтвердили свою эффективность. В муниципальных целевых программах на последующие 2006 - 2007 и 2009 - 2011 годы была продолжена профилактическая направленность в решении тех же задач с учетом актуальных изменений наркоситуации в городе.

Настоящая Программа является следующим этапом, учитывающим предыдущий опыт, эффективные методы профилактики, имеющиеся на территории Великого Новгорода, и предлагает внедрение новых инновационных форм с учетом актуальных потребностей молодых людей. На основе статистических данных и результатов социологических исследований намечены приоритетные направления и определены целевые группы, нуждающиеся в профилактической работе.

В отличие от предыдущих, настоящая Программа делает акцент на инновационные формы профилактической работы, комплекс социально-психологической работы с молодежью из "групп риска", а также организацию системы профилактики в среде работающей молодёжи.


^ 2. Цель и задачи Программы

Цель Программы - развитие многоуровневой системы по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде с участием всех субъектов, работающих в сфере профилактики в Великом Новгороде.

Задачами настоящей Программы являются:

совершенствование системы межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции, привлечение новых организаций в партнеры настоящей Программы;

формирование среди молодежи Великого Новгорода активной гражданской позиции по вопросам здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению ПАВ;

повышение эффективности методов профилактики ВИЧ-инфекции и потребления ПАВ, проведение мероприятий по формированию позитивных моделей поведения у молодежи;

раннее выявление потребителей ПАВ;

модернизация информационно-методического обеспечения деятельности различных ведомств, направленной на противодействие распространению и потреблению ПАВ и профилактику ВИЧ-инфекции среди молодежи;

организационно-профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью;

социально-реабилитационная помощь лицам, употребляющим ПАВ;

организация системного мониторинга употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.


^ 3. Перечень программных мероприятий

Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей Программе.


4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Источниками финансирования настоящей Программы являются бюджетные средства и внебюджетные источники.

Объем бюджетного финансирования составит 1067,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2012 год – 423,0 тыс. руб.;

2013 год – 322,0 тыс. руб.;

2014 год – 322,0 тыс. руб.

При формировании бюджетов Великого Новгорода на 2012 – 2014 годы в их расходной части предусматриваются средства на реализацию настоящей Программы в формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Дополнительно будут привлекаться внебюджетные средства в объеме 613,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2012 год – 196,0 тыс. руб.;

2013 год –206,0 тыс. руб.;

2014 год – 211,0 тыс. руб.

^ 5. Описание социальных, экономических и иных последствий

реализации Программы, общая оценка ее вклада в достижение поставленной стратегической цели, оценка ее реализации

Настоящая Программа позволит расширить единое профилактическое пространство из учреждений и организаций, занимающихся данными вопросами, и целевых групп молодежи, которые потенциально могут стать потребителями ПАВ и носителями ВИЧ-инфекции.

Важные социальные последствия реализации настоящей Программы заключаются в формировании устойчивых установок на осознанный отказ от потребления ПАВ, ориентиров на ведение здорового образа жизни, воспитание социальной ответственности горожан за сохранение своего здоровья, улучшение демографических показателей, а также уменьшение декриминализации общества, увеличение удельного веса лиц, получивших различную консультативную, лечебную и информационную помощь.

Проблема наркомании и распространения ВИЧ-инфекции затрагивает не только самих потребителей и носителей вируса и их окружение, но и общество в целом. Это связано с тем, что потребление и распространение ПАВ среди молодежи влечет за собой серьезнейшие социальные последствия, к которым относятся: увеличение удельного веса наркобизнеса; увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их немедицинским потреблением; разрушение здорового генетического потенциала молодежи; распространение ВИЧ-инфекции и гепатитов, а также преждевременная гибель трудоспособной части молодого населения.

Межведомственное взаимодействие городских, общественных и областных структур позволит аккумулировать затрачиваемые средства и повысить эффективность профилактической деятельности. Важным является привлечение новых партнёров для расширения профилактируемой целевой группы.

Реализация комплекса мероприятий настоящей Программы будет способствовать ориентации населения на отказ от потребления ПАВ и повышение культуры здорового образа жизни.


^ 6. Механизм реализации и управления Программой

Управление и контроль за реализацией мероприятий настоящей Программы осуществляет отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода.

Руководители структурных подразделений Администрации Великого Новгорода, участвующие в настоящей Программе, несут ответственность за реализацию ее мероприятий, обеспечивают эффективное целевое использование выделяемых средств. Исполнители мероприятий настоящей Программы в соответствии с планом реализуют программные мероприятия на заседаниях городского межведомственного координационного Совета по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде рассматриваются промежуточные итоги реализации настоящей Программы, отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики обобщает информацию о ходе реализации настоящей Программы и представляет ее в Администрацию Великого Новгорода и в Думу Великого Новгорода до 1 марта года, следующего за отчетным.

Отчет о ходе реализации настоящей Программы заслушивается ежегодно на заседании Думы Великого Новгорода .

Контроль за расходованием бюджетных средств в рамках реализации настоящей Программы осуществляет отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики ежеквартально.

Корректировка настоящей Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации муниципальных целевых программ в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 г. № 689.

Настоящая Программа считается завершенной после утверждения отчета об ее выполнении в установленном порядке.


^ 7. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации настоящей Программы будет определяться по целевым показателям и индикаторам, приведенным в нижеследующей таблице.

Критерии эффективности

Единица

измерения

2012 г.

2013 г.

2014 г.

процент несовершеннолетних потребляющих ПАВ, выявленных по результатам профилактических осмотров, получивших необходимую помощь: информационную, консультативную, психологическую, медицинскую, от общего числа выявленных потребителей ПАВ

%

100

100

100

процент несовершеннолетних, получивших активное лечение, от общего числа, состоящих на учёте НОНД «Катарсис»

%

60

62

65

процент лиц в возрасте 14 – 30 лет, принявших участие в массовых профилактических мероприятиях, от общего числа населения города

%

40


45


50


процент учащихся общеобразовательных учреждений города, охваченных превентивными образовательными программами, от общего числа учащихся указанных учреждений

%

90

94

98

процент пациентов, получивших консультирование по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и потребления ПАВ при прохождении обследования на ВИЧ-инфекцию, от общего числа обследований на ВИЧ-инфекцию

%

100

100

100

количество волонтеров, участвующих в работе по профилактике потребления ПАВ, пропаганде здорового образа жизни

человек

100

120

150

укрепление межведомственного взаимодействия в вопросах по противодействию распространению и потреблению ПАВ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде

количество

совместных мероприятий

40

55

70







Приложение

к Муниципальной целевой программе по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде

на 2012 - 2014 годы



^ Перечень программных мероприятий


Наименование мероприятия

Срок
исполнения

Исполнитель

Сумма средств (тыс. руб.)

Источник финансирования

в том числе по годам

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

6

7

1. Совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности различных ведомств, направленной
на противодействие потреблению и распространению ПАВ и профилактику ВИЧ-инфекции в молодежной среде


^ 1.1. Совершенствование механизмов исследования проблем, связанных с потреблением ПАВ

1.1.1. Мониторинг эффективности реализации программ первичной профилактики потребления ПАВ в общеобразовательных учреждениях

2012 –
2014гг.

комитет по образованию, ЦПМСС













1.1.2. Проведение социологического исследования "Формирование и динамика отношения учащихся и их родителей к проблеме распространения болезней химической зависимости, оценка уровня потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодежной среде"

март – май

2012 г.

МАУ "Диалог", ОДМ, комитет по образованию

85,0







бюджет
Великого Новгорода

1.1.3. Проведение мониторинга потребления ПАВ учащимися общеобразовательных учреждений по результатам профилактических осмотров врачом наркологом

2012 –

2014 гг.

НОНД "Катарсис" (по согласованию), "ЦГКБ" (по согласованию), комитет по образованию













1.1.4. Проведение среди учащихся 8-классов общеобразовательных учреждений анкетирования по выявлению склонности к девиантному поведению

2012 –

2014 гг.

комитет по образованию, НОНД "Катарсис" (по согласованию)













1

2

3

4

5

6

7

1.2. Подготовка кадров и организация методической помощи в распространении и использовании программ и материалов по профилактике потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции

1.2.1. Формирование и организация эффективного использования коллекции специальной научно-методической литературы и видеофильмов

2012 –
2014 гг.

комитет по образованию, ОДМ


10,0

15,0

15,0

внебюджетные

источники

1.2.2. Проведение обучающих семинаров по противодействию распространению и потреблению ПАВ и раннему выявлению, профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся для специалистов, работающих с детьми и подростками в рамках профилактических программ

2012 –
2014 гг.

комитет по образованию, УФСКН РФ по области (по согласованию)

20,0

20,0

20,0

внебюджетные

источники

1.2.3. Организация мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов общеобразовательных учреждений, сотрудников правоохранительных органов и средств массовой информации по вопросам профилактики болезней химической зависимости и распространению ВИЧ-инфекции

2012 –
2014 гг.

по плану

НИРО, НовГУ

НИРО, НОНД "Катарсис" (по согласованию), комитет по образованию, УМВД России по городу (по согласованию), НовГУ (по согласованию)













1.2.4. Организация обучения специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью, методам профилактической работы в рамках межрегиональных и международных программ


2012 –

2014 гг.

комитет по образованию, ОДМ, УФСКН по области (по согласованию), НОНД "Катарсис" (по согласованию)

30,0

30,0

30,0

внебюджетные

источники

1.2.5. Организация межведомственных семинаров, круглых столов и встреч по вопросам противодействия потреблению ПАВ и профилактике ВИЧ-инфекции в молодежной среде

2012 –

2014 гг.

комитет по образованию, ОДМ, КДНиЗП, УФСКН по области (по согласованию), НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласо-ванию), УМВД России по городу (по согласованию)













1

2

3

4

5

6

7

1.3. Совершенствование системы информационного обеспечения для организации работы по противодействию распространению и потреблению табака, алкоголя, наркотиков и профилактике ВИЧ-инфекции

1.3.1. Издание информационных листовок, буклетов по вопросам профилактики потребления ПАВ, предупреждения ВИЧ-инфекции для целевых групп

не мене 1 раза в квартал


ОДМ,

комитет по образованию, НОНД "Катарсис"
(по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию)

30,0

30,0


30,0


бюджет Великого Новгорода

1.3.2. Размещение на сайте отдела по делам молодежи информации по вопросам профилактики потребления ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции, международного и российского законодательства в сфере пресечения нелегального оборота наркотиков

2012 –
2014 гг.

ОДМ, НОНД "Катарсис"
(по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), УФСКН по области (по согласованию)













1.3.3. Организация в муниципальных библиотеках книжных выставок и ведение информационного банка литературы по профилактике потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции

2012 –
2014 гг.

(по плану работы библиотек)

МУК "Библионика", МУК "БЦ "Читай-город", ОДМ

5,0

5,0

5,0

бюджет Великого Новгорода

1.3.4. Комплектование фонда муниципальных библиотек литературой по профилактике потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции в соответствии с методическими рекомендациями УФКСН по области

2012 –

2014г.

МУК "Библионика", МУК "БЦ "Читай-город", ОДМ

20,0

20,0

20,0

внебюджетные

источники

ИТОГО:


120,0


35,0


35,0

бюджет Великого Новгорода


80,0


85,0


85,0

внебюджетные

источники

2. Совершенствование форм работы по противодействию распространению и потреблению ПАВ и профилактике ВИЧ-инфекции, проведение мероприятий по формированию позитивных моделей поведения у молодежи

1

2

3

4

5

6

7

2.1. Организация профилактической деятельности в общеобразовательных учреждениях, начального, среднего профессионального образования и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

2.1.1. Организация работы Школы здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях:

проведение профилактических занятий по вопросам сохранения здоровья для учащихся;

проведение семинаров и собраний по проблемам детей и подростков для педагогов и родителей

2012 –

2014г.

(по плану работы Школы)

Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов













2.1.2. Организация мероприятий по реализации профилактических программ: «Полезные навыки», «Полезные привычки», «Полезный выбор» для детей и несовершеннолетних в общеобразовательных учреждениях

в течение учебного года

комитет по образованию

100,0



100,0



100,0



бюджет Великого Новгорода


2.1.3. Оказание консультативной помощи подросткам, их родителям по вопросам профилактики потребления ПАВ через телефон доверия для детей, подростков и молодежи


2012 –

2014г.

Кризисный центр, ЦСПСиД (по согласованию)













2.1.4. Организация профилактической работы в местах каникулярного отдыха учащихся на базе муниципальных учреждений, в т.ч. по программам ЦСПСиД

2012 –

2014г.

комитет по образованию, ОДМ, УФСКН по области (по согласованию), НОНД "Катарсис"
(по согласованию), ЦСПСиД (по согласованию)

15,0

15,0

15,0

внебюджетные

источники

2.1.5. Организация среди учащихся общеобразовательных учреждений конкурсов рисунков, плакатов, сочинений по вопросам профилактики потребления ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции

2012 –

2014г.

комитет по образованию, ОДМ, Центр "Хелпер" (по согласованию)

20,0

20,0

20,0

внебюджетные

источники

1

2

3

4

5

6

7

2.1.6. Организация мероприятий для подростков и молодежи в рамках профилактической программы "Равный – равному"

2012 –
2014 гг.

(по плану работы "ЦМИ "САМ")

^ ЦМИ "САМ",

ОДМ

30,0

30,0

30,0

бюджет Великого Новгорода

2.1.7. Проведение профилактической работы с учащимися учреждений начального, среднего профессионального образования и учениками общеобразовательных учреждений и их родителями по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным потреблением наркотиков и других ПАВ

2012 –
2014 гг.

УМВД России по городу (по согласованию), комитет по образованию, УФСКН по области (по согласованию), КДНиЗП













2.1.8. Организация мероприятий для несовершеннолетних с использованием контрактного метода первичной профилактики потребления ПАВ в рамках профилактического проекта "МОСТ":

организация мониторинга и оценки;

обучение педагогов контрактному методу;

подготовка методических материалов

в течение учебного года

ежегодно

МАОУ "СОШ № 14", комитет по образованию


5,0


5,0


5,0


5,0


5,0


5,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

2.1.9. Работа Школы волонтеров:

обучение волонтеров по вопросам организации профилактики потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи;

подготовка и проведение мероприятий по профилактике потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи

1, 2 и 4 квартал

ежегодно

ЦМИ "САМ", ОДМ, НовГУ (по согласованию)

20,0

20,0

20,0

бюджет Великого Новгорода

1

2

3

4

5

6

7

2.1.10. Организация и проведение общешкольного конкурса "Самый здоровый класс"

апрель

ежегодно

МАОУ "СОШ" № 8", комитет по образованию


10,0


10,0

10,0

бюджет Великого Новгорода

^ 2.2. Развитие форм и методов социально-психологической и реабилитационной работы с молодыми людьми
"групп риска"


2.2.1. Организация и проведение мероприятий по профилактике зависимости от ПАВ с несовершеннолетними "групп риска"

2 квартал

ежегодно

ОДМ, комитет по образованию, ЦПМСС, НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" ЦСПСиД (по согласованию), Центр "Подросток" (по согласованию)


10,0

10,0

10,0

бюджет Великого Новгорода

2.2.2. Разработка и реализация проекта оказания помощи несовершеннолетним из неблагополучных семей:

подготовка волонтеров по социально-психологическому сопровождению;

проведение мотивационных интервью с несовершеннолетними «групп риска»;

составление плана индивидуального развития на каждого несовершеннолетнего «групп риска», участвующего в проекте;

социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних из семей «групп риска» волонтерами;

«видео-лектории» с несовершеннолетними «групп риска»


2,3,4 квартал

ежегодно

ЦМИ "САМ", ОДМ, ЦСПСиД, НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Подросток" (по согласованию)


30,0

30,0

30,0

бюджет Великого Новгорода


1

2

3

4

5

6

7

^ 2.3. Привлечение родителей к профилактической работе

2.3.1. Обеспечение взаимодействия общеобразовательных учреждений с родительскими комитетами по вопросам профилактики потребления ПАВ и формирования навыков здорового образа жизни среди несовершеннолетних

2012 –
2014 гг.

комитет по образованию













2.3.2. Организация обучения родителей в рамках профилактической программы "Навстречу друг другу"

2012 –
2014 гг.

комитет по образованию, ЦПМСС (по согласованию)













2.3.3. Проведение родительских собраний по вопросам профилактики потребления ПАВ в общеобразовательных учреждениях

2012 –
2014 гг.

комитет по образованию, НОНД "Катарсис"
(по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), УМВД России по городу (по согласованию)













2.3.4. Организация работы с родителями и детьми "групп риска" на базе учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации


2012 –
2014 гг.

ЦСПСиД (по согласованию), комитет по образованию













ИТОГО:

205,0

205,0

205,0

бюджет Великого Новгорода

45,0

45,0

45,0

внебюджетные

источники

^ 3. Организационно-профилактическая работа и социально-реабилитационная помощь

3.1. Совершенствование механизмов раннего выявления лиц, потребляющих ПАВ


1


2


3


4


5


6


7

3.1.1. Проведение профилактических осмотров учащихся общеобразовательных учреждений с участием психиатра–нарколога

2012 –
2014 гг.

"ЦГКБ" (по согласованию), комитет по образованию, НОНД "Катарсис" (по согласованию)













3.1.2. Обеспечение взаимодействия инспекторов ОПДН с НОНД "Катарсис" по вопросам раннего выявления несовершеннолетних, потребляющих ПАВ

2012 –
2014 гг.

УМВД России по городу (по согласованию), НОНД "Катарсис"
(по согласованию), комитет по образованию













^ 3.2. Совершенствование социально-психологической помощи лицам, потребляющим ПАВ

3.2.1. Оказание консультативной помощи несовершеннолетним, имеющим психоэмоциональные и поведенческие проблемы, в т.ч. потребляющим ПАВ


2012 –
2014 гг.

комитет по образованию, ЦПМСС, Центр "Подросток" (по согласованию), ЦСПСД (по согласованию), НОНД "Катарсис" (по согласованию),













3.2.2. Взаимодействие с НООО "НАН" по организации социально-реабилитационной помощи лицам, подверженными химической зависимости, и членами их семей

2012 –
2014 гг.

НООО "НАН" (по согласованию)













3.2.3. Разработка территориальных моделей социально-психологического сопровождения несовершеннолетних и молодежи "групп риска"

2012 –
2014 гг.

Центр "Подросток", ЦСПСД (по согласованию), НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), Кризисный центр (по согласованию)














1

2

3

4

5

6

7

3.2.4. Оказание социально-психологической помощи лицам, страдающим химической зависимостью, в группах само- и взаимопомощи "Анонимные алкоголики", "Анонимные наркоманы" и группах ВИЧ/СПИД

2012 –
2014 гг.

НОНД "Катарсис"
(по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), НООО "НАН"
(по согласованию)













3.2.5. Разработка и внедрение системы социальной поддержки в процессе ресоциализации наркологических больных, прошедших лечение и реабилитацию

2012 –
2014 гг.

НОНД "Катарсис" (по согласованию)













^ 4. Формирование активной гражданской позиции по вопросам здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению ПАВ среди населения Великого Новгорода

^ 4.1. Поддержка молодежных и общественных инициатив

4.1.1. Организация и проведение профилактических мероприятий в рамках:

2012 –
2014 гг.
















Международного дня памяти жертв, умерших от СПИДа

май

ОДМ,

Центр "Хелпер" (по согласованию),

НООООО "РКК" (по согласованию)

10,0


10,0

10,0


10,0

10,0


10,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

Международного дня борьбы с курением

май

ОДМ,

НОНД "Катарсис" (по согласованию), комитет по образованию

5,0


5,0

5,0


5,0

5,0


5,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

Международного дня борьбы с наркоманией

июнь

ОДМ, УФСКН по области (по согласованию), комитет по образованию, НОНД "Катарсис" (по согласованию)

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

1

2

3

4

5

6

7

Международного дня отказа от табака

ноябрь

ОДМ,

комитет по образованию, НОНД "Катарсис" (по согласованию)

5,0


5,0

5,0


5,0

5,0


5,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

Всемирного дня борьбы со СПИДом

декабрь

ОДМ,

Центр "Хелпер" (по согласованию)

комитет по образованию, НООООО "РКК" (по согласованию)

15,0


15,0

15,0


15,0

15,0


15,0

бюджет Великого Новгорода

внебюджетные

источники

4.1.2. Организация и проведение мероприятий альтернативной профилактики потребления ПАВ:

2012 –
2014 гг.
















турниры выходного дня по пляжному волейболу, стритболу и футболу

по плану работы управления по физической культуре и спорту


управление по физической культуре и спорту, ОДМ, комитет по образованию

15,0

15,0

15,0

бюджет Великого Новгорода

фестиваль для детей и подростков "Мы – здоровое поколение"

ноябрь

МАОУ "Гимназия
№ 2"

10,0

10,0

10,0

бюджет Великого Новгорода

спортивно-профилактическая акция для детей, подростков и молодежи "Мы выбираем спорт!"

май

ЦВР "Алые паруса"


10,0

10,0

10,0

бюджет Великого Новгорода

акция по профилактике курения «Забей»

апрель - май

ГЦКиД им. Васильева

23,0

7,0

7,0

бюджет Великого Новгорода

1

2

3

4

5

6

7

профилактическая программа «Диско Нон-Стоп» для подростков 14 - 16 лет


март

ГЦКиД им. Васильева

6,0

6,0

6,0

внебюджетные

источники

4.1.3. Организация профилактической работы по противодействию потреблению ПАВ и распространению ВИЧ-инфекции в рабочих коллективах

2012 –
2014 гг.

ОДМ,

НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию)


10,0

15,0

20,0

внебюджетные

источники

^ 4.2. Использование возможностей средств массовой информации для своевременного и объективного освещения проблем по вопросам потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции

4.2.1. Регулярное информирование население через СМИ по вопросам потребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции

ежегодно

не менее 1 раза в квартал

отдел – пресс-центр, НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию)













4.2.2. Организация системы социальной рекламы по формированию здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению ПАВ в молодежной среде

2012 –
2014 гг.

ОДМ, НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), "ЦГКБ" (по согласованию)














ИТОГО:

262,0

98,0

82,0

бюджет Великого Новгорода

183,0

56,0

66,0

внебюджетные

источники

^ 5. Противодействие потреблению и распространению наркотических средств и иных ПАВ и их незаконному обороту

5.1. Проведение межведомственных антинаркотических мероприятий

1

2

3

4

5

6

7

5.1.1. Проведение совместных просветительских и профилактико-воспитательных мероприятий в общеобразовательных учреждениях

2012 –
2014 гг.

УФСКН по области (по согласованию), комитет
по образованию, "ЦГКБ", НОНД "Катарсис" (по согласованию), Центр "Хелпер" (по согласованию), УМВД России по городу (по согласованию)













5.1.2. Организация работы с руководителями и сотрудниками культурно-досуговых и клубных учреждений по предупреждению потребления ПАВ среди посетителей

2012 –
2014 гг.

ОДМ, УФСКН по области (по согласованию), УМВД России по городу (по согласованию)













^ 5.2. Межведомственное взаимодействие по вопросам пресечения незаконного распространения ПАВ

5.2.1. Проведение мероприятий по выявлению фактов незаконного употребления наркотических средств на дискотеках и в других местах массового пребывания молодежи

2012–
2014 гг.

УФСКН по области (по согласованию), отдел по делам молодежи













5.2.2. Совместное проведение оперативно-профилактических операций и мероприятий, направленных на пресечение потребления наркотиков и психотропных веществ и их распространения, а также пресечение правонарушений в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ

по согласо-ванному с УФСКН по области графику

УФСКН по области (по согласованию), ОДМ, НОНД "Катарсис" (по согласованию), "ЦГКБ" комитет по образованию, УМВД России по городу (по согласованию)














ВСЕГО:

423,0

322,0

322,0

бюджет Великого Новгорода

196,0

206,0

211,0

внебюджетные

источники


Примечание: в настоящем приложении использованы следующие сокращения:


КДНиЗП

- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Великого Новгорода

^ ЦМИ "САМ"

- муниципальное бюджетное учреждение "Центр молодежных инициатив "САМ"

МУК" Библионика"

- муниципальное учреждение культуры "Библионика"

МУК "БЦ "Читай-город"

- муниципальное учреждение культуры "Библиотечный центр "Читай - город"

НОНД "Катарсис"

- государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский областной наркологический диспансер "Катарсис"

Центр "Хелпер"

- государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Новгородский центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями "Хелпер"

ЦПМСС

- государственное областное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Новгородский областной центр психолого-медико-социального сопровождения"

Центр "Подросток"

-областное бюджетное учреждение социального обслуживания "Новгородский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Подросток"

Кризисный центр

- областное бюджетное учреждение социального обеспечения социального обслуживания "Кризисный центр помощи женщинам"

ЦСПСиД

- областное бюджетное учреждение социального обслуживания "Центр социальной помощи семье и детям"

УФСКН по области

- Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Новгородской области

УМВД России по городу

- управление министерства внутренних дел по Великому Новгороду

МАУ "Диалог"

- муниципальное автономное учреждение "Диалог"

^ НООО "НАН"

- Новгородская областная общественная организация «НАН» (нет алкоголизму и наркомании)

НООООО "РКК"

- Новгородское областное отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест "

ГЦКиД им. Васильева

- муниципальное автономное учреждение культуры "Городской центр культуры и досуга имени Н.Г. Васильева"

ЦВР "Алые паруса"

- муниципальное бюджетное учреждение "Центр внешкольной работы "Алые паруса"

НИРО

- областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Новгородский институт развития образования"

НовГУ

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого"

МАОУ "Гимназия №2"

- муниципальное автономное образовательное учреждение "Гимназия №2 "

МАОУ "СОШ №8"

- муниципальное автономное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №8"

МАОУ "СОШ №14"

- муниципальное автономное образовательное учреждение "средняя общеобразовательная школа №14"

Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов

-муниципальное автономное учреждение повышения квалификации "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов"

ОПДН

- отдел участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних управления министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великий Новгород

ОДМ

- отдел по делам молодежи комитета культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода

комитет по образованию

комитет по образования Администрации Великого Новгорода

управление по физической культуре и спорту

управление по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода

отдел пресс-центр

отдел пресс-центр Администрации Великого Новгорода

"ЦГКБ"

- государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница»

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconДолгосрочная целевая программа «Комплексные меры по профилактике наркомании в городе Мурманске» на

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconМуниципальная целевая программа Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2011-2014

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconСовременные подходы к профилактике и лечению вич-инфекции в связи с потреблением наркотических и

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconМуниципальная целевая программа «онкология» на 2010 2014 годы Паспорт муниципальной целевой программы

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconМуниципальная целевая программа природно-очаговые инфекции” на 2011 2013 годы. Паспорт

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной среде, формированию толерантного

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconДолгосрочная целевая программа «О развитии дезинфекционного дела в городе Кузнецке в очагах инфекционных

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconОб утверждении муниципальной программы «Комплексные меры по ограничению распространения вич-инфекции

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconМуниципальная целевая программа «Профилактика внутрибольничных инфекций» финансируется на 15-ти административных

Муниципальная целевая программа по противодействию распространению и потреблению психоактивных веществ и профилактике вич-инфекции в молодёжной среде на 2012 2014 годы iconЦелевая программа Тамбовской области «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы