|
Скачать 65.21 Kb.
|
Применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательной системе А.А.Сергеев, учитель физической культуры высшей квалификационной категории МОУ Иванковской СОШ Фурмановского района Ивановской области. Н.Н.Нежкина, заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области», доктор медицинских наук Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. «Если здоровьесберегающие технологии связывать с решением задачи охраны здоровья, то к здоровьесберегающим технологиям будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении» (Н.К.Смирнов). Но очевидно, что задача школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни предполагает не только охрану здоровья, но и формирование у них культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья. Поэтому в данном контексте необходимо говорить и о здоровьеформирующих образовательных технологиях, понимая под этим психолого-педагогические технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни. 1 Таким образом, школа должна не только охранять здоровье школьников, но и развивать у них компетентности здоровьеформирующего характера. И только тогда работа школы по сохранению, укреплению и формированию здоровья будет считаться полноценной и эффективной, когда профессионально, в системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии. Задачи, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий: -разработка и реализация представлений о сущности здоровья; -разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья; -формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья; -реализация индивидуальных оздоровительных программ; -овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях; -познание индивидуальных особенностей организма; -приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере; -приобретение компетентности в оздоровительно0реабилитационной сфере. С 2006 года в МОУ Иванковской СОШ как один из вариативных компонентов комплексной Программы по физической культуре реализуется Программа психофизической тренировки, разработанная доктором медицинских наук, заведующей кафедрой здоровьесберегающих технологий в образовании Автономного учреждения «Институт развития образования Ивановской области» Н.Н.Нежкиной. Использование данной программы позволяет корректировать проявления основных школьных патологий, и, прежде всего, нормализовать деятельность ВНС. Синдром вегетативной дистонии - один из самых распространенных в детской популяции, являющийся начальной фазой практически всех неинфекционных заболеваний, в том числе и сердечно сосудистых. Внедряя в учебно-воспитательный процесс эту программу, мы способствуем тому, что обучающиеся больше получают информацию о наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, внешних проявлениях, и что самое важное, знакомятся с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры. Стимулом к занятиям является не чья-то внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления. Программа содержит большой теоретический раздел, который информирует учащихся о наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, внешних проявлениях, и доступно знакомит с путями самооздоровления с помощью средств физической культуры. На занятиях ученики получают знания по самоконтролю и самодиагностике различных заболеваний. Эти знания носят практическую направленность на особенности своего организма, и ученик получает 2 представление о состоянии именно своего здоровья. Выявив у себя те или иные нарушения, он задает логичный и актуальный вопрос: «Что можно сделать для самооздоровления?» Таким образом, на теоретических занятиях формируется мотивация к практическим занятиям, т.к. каждый понимает, что он будет заниматься лично для себя, а не ради сдачи определенных норм и для получения оценки. Поэтому и получается, что стимулом к занятию является не чья-то внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления В основу программы положено практическое занятие, называемое ПФТ Каждый урок практического цикла имеет новую структуру и состоит из трех частей: - динамические упражнения аэробного характера; - мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенного набора статических поз; - сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации. Такая структура позволяет: - научить ребенка произвольно регулировать свое психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и психологическому воздействию физических упражнений; - ликвидировать гиподинамию и обеспечить дифференцированную тренировку вегетативных структур; - отреагировать эмоциональные состояния. Эффективность внедрения «Психофизической тренировки» была подтверждена в ходе ее медико-психолого-педагогической апробации. Был проведен анализ динамики медицинских, психологических и педагогических показателей в экспериментальной группе (11 человек), в которую были включены дети с верифицированными диагнозами: «нейроциркуляторная дистония» и «синдром вегетативной дистонии». Были получены следующие результаты:
![]() Рис. 1 Динамика самочувствия и настроения детей в процессе занятий «Психофизической тренировкой» (тест САН) 3
![]() Рис. 2 Динамика жалоб детей в процессе занятий «Психофизической тренировкой» (опросник А.М. Вейна) Данные психологических исследований показали, что у детей в ходе занятий «Психофизической тренировкой» повысилась самооценка, снизился уровень реактивной тревожности, не наблюдалось невротических расстройств. По данным наблюдений, эффективность развития компетенций здоровьеформирующего характера связана пропорционально степени включения учащихся в здоровьесберегающий и здоровьеформирующий образовательный процесс. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны школы. Личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знания своих индивидуальных особенностей позволяют достичь целей, которые ставит педагогика здоровья. 4 Литература: Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004.; Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка – основа вариативных программ по физическому воспитанию детей в учреждениях образования: учебно-методическое пособие. Иваново: ИПКиППК, 2005.; Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. М.: Гиц ВЛАДОС, 2004.; Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005 |