Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук





Скачать 0.98 Mb.
Название Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук
страница 1/4
Дата 28.03.2013
Размер 0.98 Mb.
Тип Автореферат диссертации
  1   2   3   4






На правах рукописи


ШАЙТОР

Валентина Мироновна


ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

(нейрофизиологические механизмы, ранняя диагностика и лечение)


14.00.09 — педиатрия

14.00.13 — нервные болезни


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук


Санкт-Петербург

2008


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


Научные консультанты:

доктор медицинских наук, профессор Александр Сергеевич Иова;

доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Юрьевич Пинчук.


Официальные оппоненты:

академик РАМН, заслуженный деятель науки Российской Федерации,

доктор медицинских наук, профессор Александр Анисимович Скоромец;

доктор медицинских наук, профессор Федор Петрович Романюк;

доктор медицинских наук, профессор Юрий Соломонович Акоев.


Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


Защита состоится « » _______ 2008 года в ____ часов на заседании диссертационного совета (Д 208.089.05) при ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41).


С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (195196, Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 1/82).


Автореферат разослан «___»_____________2008 года


Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор В.В. Кирьянова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность проблемы. Острой проблемой ХХI века является снижение уровня здоровья детей и ухудшение качества их жизни, что особо актуально для высокоразвитых стран (Баранов А.А., 1999; Базарный В.Ф., 2004; ИНИОН РАН, 2005, 2006). В последние годы удельный вес практически здоровых детей в России уменьшился на 15%, а среди таких возрастных групп, как новорожденные и подростки, этот показатель не превышает 10–15% (Яцык Г.В., 2007). Наблюдается интенсивное увеличение численности детей с субклиническими формами отдаленных последствий перинатальной патологии ЦНС (Скворцов И.А., Ямпольская Э.И., 1986; Барашнев Ю.И. и др., 1998; Александрова В.А., 2003; Митиш М.Д., 2004; Korkman M., 2001). Наряду с этим у детей формируются полисистемные нарушения адаптации. Так, в возрасте от 6 до 15 лет отмечено нарастание количества случаев нейросоматических расстройств (вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей, нейроэндокринные расстройства и др.); а уже в школьном возрасте на одного ребенка в среднем приходится от 2 до 4 различных неврологических патологий (энурез, тики, синдром нарушения внимания с гиперактивностью и т. д.). (Брязгунов И.П. и др., 2003). В анамнезе жизни у 87% этих детей отмечалась перинатальная энцефалопатия, в дошкольном возрасте 30–35% детей имели различные нарушения речи, а треть из них одновременно наблюдались в связи с темповой задержкой психического развития; у 20–30% детей отмечено нарушение зрительного восприятия, а у 6–7% детей — нарушение слуха (Базарный В.Ф., 1991; Корнев А.Н., 1995; Мосин И.М., 2002; Фарбер Д.А., 2003, Яцык Г.В., Степанов А.А., 2007). По данным УЗДГ сосудов головного мозга, у детей, перенесших перинатальную травму шейного отдела позвоночника, к пубертатному периоду в 93% случаев выявляется вертебрально-базилярная недостаточность, из них от 5 до 15% страдают синкопальными состояниями (Попелянский Я.Ю., 1986; Акимов А.Г., 1987; Ратнер А.Ю., 1990, 1993, 1995; Ерохина Л.Г., 1993; Вейн А.М., 2003; Lewis D., Dhala А., 1999).

По различным данным, дети с последствиями пренатальных и перинатальных поражений нервной системы составляют от 20 до 25% детской популяции, на их долю приходится 60% всех случаев детской неврологической патологии, а примерно половина неуспевающих школьников наблюдаются в связи с минимальной мозговой дисфункцией (ММД) (Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., 1993; Яременко Б.Р. и др., 1999; Лазебник Т.А. и др., 2002; Чутко Л.С., 2004). Признаки незрелости ЦНС при ММД сочетаются с отчетливым повреждением нервной системы (наличием очаговости, пирамидной, экстрапирамидной или стволовой недостаточности), при этом большое внимание уделяется церебральной астенизации, с которой связывают рассеянность ребенка, снижение внимания, психомоторную вялость или возбудимость (Безруких М.М. и др., 1999; Заваденко Н.Н. и др., 1999). В этом случае частота церебрастенических расстройств составляет, по данным разных авторов, от 36–42 до 55–70% (Гузева В.И., 1998, 2007).

В предыдущие десятилетия большинство исследований состояния здоровья детей с перинатальным поражением нервной системы гипоксически-ишемического генеза проводилось, как правило, на ранних стадиях онтогенеза (Барашнев Ю.И., 1999; Трошин В.М., 2000; Володин Н.Н. и др., 2001, Пальчик А.Б., Шабалов Н.П., 2000). Но в последние годы существенно увеличилось число работ, посвященных особенностям формирования психофизиологических функций у детей с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС (Барашнев Ю.И., 2001; Александрова В.А., 2003; Матвеев Ю.К. и др., 2002; Кожушко Н.Ю., 2005; Шамансуров Ш.Ш., 2007; Яцык Г.В. и др., 2007). Это обусловлено тем, что даже при минимальных пренатально обусловленных проявлениях церебральной дисфункции у новорожденных в последующие возрастные периоды развития (особенно критические) отмечается раннее формирование разнообразных вегето-неврологических и психосоматических синдромов, чаще легкой степени тяжести, но длительного, хронического течения, связанных с выявлением легкой, диффузной неврологической симптоматики, умеренно выраженных сенсомоторных и речевых нарушений, расстройств восприятия, повышенной отвлекаемости, неадекватности поведения, недостаточной сформированности навыков интеллектуальной деятельности, трудностях обучения (Слепович Е.С., 1989; Лубовский В.И., 2003; Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Swanberg M.M., 2003). В критические периоды развития ребенка подобная неврологическая симптоматика манифестирует различными индивидуально определенными нозологическими формами. Именно неоднократный и однотипно проявляющийся срыв компенсаторных возможностей организма в виде конкретного заболевания и определяет в дальнейшем формирование ведущей патологии у ребенка, в основном характеризующее состояние его здоровья. Увеличение численности детей с подобными «функциональными» неврологическими расстройствами, особенно при переходе от дошкольного к школьному периоду, вследствие несовершенства адаптационно-приспособительных и функциональных возможностей ЦНС реагировать на различные стрессорные факторы, создает угрозу дезадаптации на ранних этапах социализации ребенка. Формирование плохой переносимости психических и физических нагрузок в разные возрастные периоды развития связано с нарушениями механизмов регуляции кислородзависимых систем энергообеспечения, снижением стрессорной устойчивости организма и ограничениями компенсаторно-приспособительных возможностей ЦНС (Барашнев Ю.И., 1999; Илюхина В.А., Шайтор В.М., 2002). Многие исследователи связывают трудности обучения у детей именно с несформированностью высших психических функций вследствие функциональной незрелости коры больших полушарий, с остаточными резидуальными поражениями ЦНС и незрелостью регуляторных структур мозга (Мачинская Р.И., 1997; Григорьева Л.П., 2006). Становление и реализация психофизиологических функций связана с процессами слухового и зрительного восприятия, являющимися ведущими для овладения основными школьными навыками (Морозова Л.В., 2003; Фарбер Д.А., 2005).

Сохраняется дефицит методов коррекции темповой задержки речевого и нервно-психического развития, нарушений приспособительного поведения ребенка, особенно на ранних стадиях, функциональной недостаточности зрительного и слухового восприятия (Александровский Ю.А., 1996; Корнев А.Н., 1997; Яременко Б.Р. и др., 1999; Бенилова С.Ю., 2001).

До настоящего времени отсутствуют комплексные исследования, направленные на изучение механизмов формирования, клинических проявлений, ранней диагностики, профилактики и своевременного лечения детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Отсутствие четких и обоснованных клинико-нейрофизиологических и нейропсихологических критериев риска декомпенсации отдаленных последствий перинатального поражения нервной системы функционального характера позволяет многим педиатрам и неврологам относиться к данной проблеме как к преходящей, не требующей особого внимания. В связи с этим возникает необходимость объединить опыт работы врачей различных специальностей: педиатров, неврологов, физиотерапевтов, нейрофизиологов, психологов, логопедов и др., направленный на решение вопросов ранней диагностики, лечения и профилактики последствий перинатальной патологии нервной системы.

^ Цель исследования: повышение эффективности лечебно-диагностических мероприятий у детей с отдаленными последствиями перинатального повреждения нервной системы.

^ Задачи исследования:

1. Выделить и обосновать клинико-неврологические синдромы отдаленных последствий перинатального повреждения нервной системы с учетом риска развития декомпенсации состояния.

2. Обосновать выбор клинико-нейрофизиологических критериев, характеризующих степень функционального поражения нервной системы у детей с различными вариантами отдаленных последствий перинатального повреждения ЦНС.

3. Разработать неинвазивные методы экспресс-диагностики и динамического контроля центральных регуляторных расстройств у детей с отдаленными последствиями перинатального повреждения ЦНС.

4. Провести сравнительный клинико-нейрофизиологический анализ применения транскраниальной микрополяризации и общепринятых методов лечения в реабилитации детей с различными вариантами последствий перинатального повреждения ЦНС.

5. Разработать методики лечения детей с различными формами церебральной дисфункции перинатального происхождения в зависимости от результатов комплексного неинвазивного исследования.

6. Сформулировать положения, регламентирующие диспансеризацию, диагностические и лечебно-профилактические мероприятия для детей и подростков с отдаленными последствиями перинатального повреждения нервной системы.

^ Научная новизна. Впервые обоснован выбор и разработана система клинических, психофизиологических и нейрофизиологических критериев для оценки уровня центральных функциональных нарушений и прогнозирования отдаленных последствий перинатального повреждения головного мозга у детей с церебральными дисфункциями.

Впервые разработаны оптимизирующие параметры и режимы транскраниальных микрополяризаций на основании динамического клинического, психо-логопедического и нейрофизиологического контроля лечебных эффектов (Патент на изобретение № 2001113634/14 от 22 мая 2001 г. «Способ коррекции темповой задержки нервно-психического развития у детей»). Предложен новый диагностико-терапевтический подход к раннему выявлению церебрастенического синдрома у детей, перенесших ишемически-гипоксические повреждения ЦНС (Патент на изобретение № 2908189 от 10.01.2007 г. «Способ лечения детей с церебрастеническим синдромом»). Прослежены отдаленные исходы и предложены новые критерии диагностики и прогноза перинатальных повреждений нервной системы у детей с церебральными дисфункциями в зависимости от возраста. Впервые апробирована и внедрена комплексная методика диагностики и коррекции функциональных нарушений зрительного и слухового аппарата у детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС, включая новейшие медицинские технологии. Предложен и обоснован неинвазивный метод диагностики — суперпозиционное электромагнитное сканирование головного мозга, зрительного и слухового анализаторов — для раннего выявления, динамического контроля и дифференцированного подхода к проведению коррекционных мероприятий у детей с последствиями перинатального повреждения нервной системы.

^ Практическая значимость работы. На основании полученных результатов разработан и внедрен в практическое здравоохранение алгоритм диагностики и прогнозирования течения отдаленных последствий перинатальных повреждений нервной системы без грубых органических изменений. Вовлечение в патологический процесс органов пищеварения, зрения, слуха, сердечно-сосудистой системы у детей с последствиями перинатального повреждения нервной системы обусловливает необходимость индивидуального диспансерного наблюдения у специалистов разного профиля (гастроэнтеролога, кардиолога, офтальмолога и др.). Дети с церебрастеническим синдромом перинатального ишемически-гипоксического генеза нуждаются в раннем обследовании с последующей комплексной коррекцией выявленных нарушений.

Разработан метод диагностики центральных регуляторных расстройств и снижения компенсаторно-приспособительных возможностей организма детей с последствиями перинатального повреждения нервной системы по параметрам сверхмедленных физиологических процессов и устойчивости к транзиторной гипоксии. Прогнозирование клинической декомпенсации отдаленных последствий перинатальных повреждений нервной системы с использованием диагностических клинико-неврологических и нейрофизиологических критериев позволяет своевременно провести необходимое лечение, что существенно повышает качество жизни детей, их устойчивость к стрессово-адаптационным и информационным нагрузкам.

^ Основные положения, выносимые на защиту.

1. Отдаленные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей проявляются клинической картиной ведущего неврологического синдрома и симптомами церебральной астении, обусловленными хроническим кислородозависимым гипоэргозом мозга и формированием функциональной недостаточности центральных механизмов регуляции.

2. Отдаленные последствия перинатального повреждения нервной системы у детей клинически проявляются в критические возрастные периоды и потенцируются стрессовыми и адаптационными нагрузками.

3. Для повышения качества ранней диагностики последствий перинатального повреждения нервной системы у детей необходимо проведение неинвазивного комплексного обследования, включающего ЭЭГ, РЭГ, УЗДГ, омегаметрию, пробу Штанге, суперпозиционное электромагнитное сканирование головного мозга, и психолого-логопедической оценки уровня развития ребенка.

4. Для повышения нейрональной активности, снижения незрелости и функциональной недостаточности нейронов коры головного мозга комплексное лечение должно включать индивидуальную программу нейрометаболической терапии и транскраниальной микрополяризации на основе результатов неинвазивного комплексного обследования.

5. Раннее выявление и коррекция ишемически-гипоксических повреждений ЦНС позволяют предупредить развитие тяжелых отдаленных последствий перинатального повреждения нервной системы у детей.

^ Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором выполнен обзор современной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Автором лично проведено обследование и лечение большинства пациентов и сравнительное клинико-нейрофизиологическое и психолого-логопедическое исследование у детей с различными вариантами последствий перинатального повреждения нервной системы.. Автором разработана система клинических, психофизиологических и нейрофизиологических критериев для оценки уровня центральных функциональных нарушений и прогнозирования отдаленных последствий перинатального повреждения головного мозга у детей с церебральными дисфункциями. Автору принадлежит приоритет в определении факторов риска декомпенсации последствий перинатального повреждения нервной системы и разработан диагностико-терапевтический подход к раннему выявлению церебрастенического синдрома у детей, перенесших ишемически-гипоксические повреждения ЦНС. Автором разработана диагностико-терапевтическая методика коррекции функциональных нарушений нервно-зрительного и слухового анализаторов у детей с последствиями перинатального повреждения ЦНС, включая новейшие медицинские технологии (суперпозиционное электромагнитное сканирование, транскраниальную микрополяризацию). Наряду с этим автором выполнена статистическая обработка собранных материалов, на основании которых обоснованы выводы и даны практические рекомендации.

^ Апробация диссертации. Основные положения диссертации заслушаны, обсуждены и одобрены на заседаниях научно-практической конференции «Здоровый ребенок — здоровая нация», г. Кемерово, февраль 2003 г.; на научно-практической конференции «100-летие развития педиатрии в МАПО», 24 ноября 2004 г., на I Конгрессе педиатров Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ, 26–27 сентября 2006 г., Санкт-Петербург; на Х Российском конгрессе педиатров, г. Москва, февраль 2006 г.; на V Российском конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии», г. Москва, октябрь, 2006; на ХХIХ Итоговой научно-практической конференции «Актуальные вопросы инфекционных заболеваний у детей-2007», Санкт-Петербург, НИИДИ, 13 марта 2007 г.; на выездном заседании Президиума Всероссийского общества неврологов «Актуальные вопросы неврологии», 30–31 марта 2007 г., на 12-й Международной конференция челюстно-лицевых хирургов и стоматологов «Новые технологии в стоматологии», 22–24 мая 2007 г., Санкт-Петербург; на Первом Балтийском Конгрессе по детской неврологии с международным участием, 8–9 июня 2007 г., Санкт-Петербург.

^ Внедрение в практику. Результаты исследования внедрены в практику лечебных учреждений Санкт-Петербурга: ДГБ № 19 им. К.А. Раухфуса, Александровской больницы, Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения «Детская клиническая больница», Детского консультативно-диагностического центра со стационаром дневного пребывания Центрального района, ДГП № 44, № 19, Городского детского реабилитационного центра, клиники Института мозга человека РАН. Результаты исследования используются в учебном процессе при подготовке студентов и врачей на кафедре педиатрии с курсом детских инфекций СПбГМА им. И.И. Мечникова, на кафедрах педиатрии № 1 и № 3 СПбМАПО, на кафедре неотложной медицины СПбМАПО.

Изданы методические пособия для врачей: «Синкопальные состояния у детей» (1999), «Вегетососудистая дистония и вегетативные кризы у детей и подростков» (1998), «Лихорадка у детей» (2002), «Неотложная педиатрия» (2007), «Скорая медицинская помощь. Краткое руководство» под редакцией А.Г. Мирошниченко, В.В. Руксина, В.М. Шайтор (2007), «Избранные вопросы по неотложной педиатрии» в «Руководстве по скорой медицинской помощи» под ред. В.А. Михайловича (2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 45 печатных работ, из них 7 в журналах ВАК, 2 учебных пособия: «Вегетативно-сосудистые кризы у детей и подростков» и «Синкопальные состояния у детей»; соавтор 2 кратких руководств: «Скорая медицинская помощь», «Неотложная педиатрия»; главы в руководстве «Скорая медицинская помощь» под ред. В.А. Михайловича и А.Г. Мирошниченко (2007); главы в учебнике «Педиатрия» под ред. И.Ю. Мельниковой (2008). Получены патенты на изобретения: «Способ коррекции темповой задержки нервно-психического развития у детей» (соавторы В.А. Илюхина, Н.Ю. Кожушко, Ю.К. Матвеев, Е.А. Пономарева), патент № 2001113634/14 (014647) от 22 мая 2001 г., МПК 7 и «Способ лечения детей с церебрастеническим синдромом» (соавторы А.И. Сафронова, И.Н. Шайтор, Ю.Ф. Камынин) № 2290869 РФ МПК А61Н 1/00. Заявка № 2005119763 /14 от 24.06.05: Опубл. 10.01.07, БИПМ № 1; Приоритет 24.06.05.

Объем работы. Диссертация изложена на 326 страницах печатного текста и включает следующие разделы: введение, обзор литературы, материалы и методы исследования, 9 глав результатов собственных исследований, заключение, выводы и практические рекомендации. Указатель литературы содержит 261 отечественных и 160 иностранных источников. Работа содержит 31 рисунок и 53 таблицы.
  1   2   3   4

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon 14. 01. 08 – педиатрия Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon 14. 01. 08 – педиатрия Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon 14. 00. 06 кардиология Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon 14. 01. 04 внутренние болезни автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук icon 14. 01. 04 – внутренние болезни автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы