|
Скачать 62.36 Kb.
|
Содержание
1. Информационно-просветительское направление2. Консультативно-диагностическое направление 3. Пролонгированная реабилитационная работа с детьми с ОВЗ |
Департамент образования города Москвы Северо-западное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Центр Психолого-Медико-Социального Сопровождения Адрес: 125362, г. Москва, ул. Б. Набережная д.13,тел: (495) 491– 44-62, эл. почта: [email protected] Доклад «Организационная модель взаимодействия образовательных учреждений округа в системе инклюзивного образования» В этом учебном году перед нашим Центром стояла непростая задача: организация эффективного сопровождения процесса внедрения инклюзивного и интегрированного образования в образовательные учреждения округа, а также психолого-медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ и их семей, участвующих в программе. В соответствии с приказом № 249 от 05.04.2010г. «Об организации инклюзивного обучения детей в ОУ СЗОУО» наш Центр был включен в образовательные вертикали инклюзивного взаимодействия в районах Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Северное Тушино. Нами был разработан трехсторонний договор о сотрудничестве в сфере инклюзивного образования, который стал основой для дальнейшего взаимодействия между образовательными учреждениями-участниками инклюзивных вертикалей. Предметом договора является реализация основных задач, поставленных в целевой комплексной программе интегративного и инклюзивного образования на 2010-2012 г.г. Для выстраивания наиболее эффективного сотрудничества в инклюзивных вертикалях координаторам по инклюзии было предложено заполнить анкеты, которые позволили получить дополнительную информацию о контингенте детей, посещающих инклюзивные группы (классы), педагогическом составе, работающем по инклюзивной программе, об актуальных направлениях взаимодействия с Центром каждого конкретного образовательного учреждения. По результатам анкетирования разработан план совместной работы ГОУ ЦПМСС с образовательными учреждениями СЗОУО в системе инклюзивного образования на 2010-2011 учебный год по следующим направлениям: ^ - Организация и проведение цикла семинаров и лекций по проблемам воспитания, обучения детей с ОВЗ; ^ а) Индивидуальная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ: -медицинское обследование (проводится врачом); - психолого-педагогическое обследование (проводится психологом, дефектологом); -динамическое изучение детей в процессе коррекционно-развивающих занятий. б) Индивидуальное и групповое психологическое консультирование родителей детей с ОВЗ. ^ - реализация комплексной программы реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с опорой на иппотерапию и лечебную верховую езду. На сегодняшний день, в соответствии с планом совместной работы, для специалистов ОУ проведено пять практических семинаров: 1) «Критерии определения показателей состояния развития и возможностей адаптации ребенка с разными нарушениями в развитии», 2) «Коррекционно-развивающее воздействие арт-терапии на детей со сложными нарушениями в развитии», 3) «Иппотерапия, как базовый метод комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ», 4) «Роль музыкальной терапии в обучении и воспитании детей со сложной структурой дефекта», 5) «Практическое применение Монтессори - материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Даны профессиональные консультации учителям-логопедам, дефектологам, психологам по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ на базе детских садов и школ. Педагогам были рекомендованы те или иные методики коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра. На базе нашего отделения по работе с детьми с ОВЗ проходят комплексную реабилитацию 17 детей из образовательных учреждений – участников инклюзивных вертикалей. По направлению специалистов из ОУ, в наш Центр обратились семьи с детьми с ОВЗ разного возраста (от 3,5 до 12 лет). Это дети с генетическими нарушениями (с-м Дауна), детским церебральным параличом, расстройствами аутистического спектра, а также дети с различными формами нарушений психического и речевого развития. Комплекс реабилитационных мероприятий, проведенный в этом учебном году, охватывает весь спектр, имеющихся коррекционных методов: психолого-педагогическая коррекция, социально-творческая и оздоровительная. В основе комплексной программы лежит метод иппотерапии. Все дети, поступившие в отделение Центра на реабилитацию, прошли диагностику уровней развития основных психофизических функций. Специалисты оценивали уровень сформированности крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков, интеллектуального развития, эмоционально-волевой сферы. Результаты первичной, промежуточной диагностики можно увидеть на диаграмме. Желтая линия – первичная диагностика, красная линия – повторная. По итогам учебного года мы планируем провести итоговую диагностику. Следует отметить, что уже сейчас можно говорить о положительной динамике, практически по всем основным показателям. У 30 % детей наблюдается значительное улучшение в двигательной и коммуникативной сферах, у 60 % детей наблюдается улучшение в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах. К сожалению, 10 % детей не показали значительное улучшение, что связано с тяжестью нарушения. Таким образом, по итогам, проведенной коррекционной работы специалисты нашего Центра, а также специалисты образовательных учреждений отмечают положительную динамику во всех сферах психофизического развития детей с ОВЗ. Положительные результаты совместной коррекционной работы также отражены и в аналитических отчетах, предоставленных образовательными учреждениями за 2010-2011 учебный год. Родители детей с ОВЗ имеют возможность получать психологическую помощь и поддержку на базе отдела по работе с детьми с ОВЗ. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации. Работа психолога в структурном подразделении направлена на снижение переживаний, связанных с психологической травмой от рождения «особого» ребенка, нормализацию семейных и микросоциальных отношений. Группы родительского общения работают по темам «Страхи», «Особенности взаимодействия детей и родителей» и т.п. В этом учебном году усилиями специалистов Центра был создан сайт нашего учреждения. На его страницах размещена подробная информация о тех образовательных услугах, которые предлагает Центр всем участникам образовательного пространства. Стоит отметить и улучшения в материально - техническом оснащении, которые произошли за этот учебный год в нашем Центре. За первое полугодие в ГОУ ЦПМСС поступили комплекты диагностического, коррекционного и реабилитационного оборудования с методическими рекомендациями. В состав комплектов вошли современные диагностические комплексы, дидактические игры, специальное оборудование для проведения коррекционных занятий и реабилитационных мероприятий. Все оборудование было условно разделено по следующим направлениям: 1. Диагностическое – в него вошли комплекты психодиагностических методик, дидактические игры, с помощью которых возможно наиболее эффективно проводить психолого-педагогические диагностические занятия. Данный дидактический и коррекционный материал применяется в работе педагогами-психологами, учителями-дефектологами и логопедами нашего Центра. Все специалисты познакомились с методическими рекомендациями по использованию и применению материала. 2. Коррекционное направление – обеспечено развивающими играми, которые направлены на обогащение сенсорного опыта ребенка, развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики, логического мышления. Педагоги-психологи, учителя-логопеды и дефектологи активно применяют в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста элементы пескотерапии. Каждый учебный кабинет оборудован песочницей и всеми необходимыми игрушками для реализации данной коррекционной методики. Отдел по работе с детьми с ОВЗ также оснастили медицинским терапевтическим тренажером Мотомед VIVA/Gracile/Letto, оборудованием для развития координации и баланса. Специалисты отдела прошли подготовку по работе с тренажером Мотомед и ознакомились с методическими рекомендациями. Тренажер уникальный по своим свойствам и активно используется в комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Для эффективного планирования мероприятий, направленных на обеспечение качественного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ, необходимо на будущий учебный год внедрить систему мониторинга (согласно Целевой комплексной программе интегрированного и инклюзивного и образования на2010-2012 г.г.) по следующим направлениям: 1.Степень сформированности индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ в пространстве инклюзивных вертикалей; 2. Качества обученности детей и эффективности деятельности образовательных учреждений; 3. Педагогического, материально-технического ресурсов необходимых для реализации программы обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях-участниках инклюзивных вертикалей. Руководитель организационно-методического Горелова Т.А. отдела ГОУ ЦПМСС |