|
|
Психологические заповеди будущего педагога
|
|
|
Введение. Состояние здоровья детей и готовность педагогических работников к коррекционно-образовательной деятельности
|
|
|
Раздел I. Общие вопросы специальной психологии
|
|
|
|
1.1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики
|
|
|
|
1.2. Основные направления (разделы) специальной психологии
|
|
|
|
1.3. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
|
|
|
|
1.4. Факторы психического развития человека
|
|
|
|
|
Механизмы генетических влияний
|
|
|
|
|
Соматический фактор
|
|
|
|
|
Индекс повреждения головного мозга
|
|
|
|
|
Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка
|
|
|
|
|
Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития
|
|
|
|
1.5. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении)
|
|
|
|
|
Возрастная обусловленность дизонтогении
|
|
|
|
|
Этиология нарушений
|
|
|
|
|
Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Учение о компенсации
|
|
|
|
|
Основные виды психического дизонтогенеза
|
|
|
|
1.6. Общие закономерности отклоняющегося развития
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Приложение к разделу 1
|
|
|
Раздел II. Психическое развитие при дизонтогениях по типу ретардации
|
|
|
|
Глава 1. Психология умственно отсталого ребенка
|
|
|
|
|
1.1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей
|
|
|
|
|
1.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
1.3. Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу
|
|
|
|
|
1.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
|
1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
1.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
Глава 2. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития - ЗПР)
|
|
|
|
|
2.1. Предмет и задачи психологии детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии
|
|
|
|
|
2.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
2.3. Причины и механизмы слабовыраженных отклонений. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу
|
|
|
|
|
2.4. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР
|
|
|
|
|
2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
2.6. Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии
|
|
|
|
|
2.7. Вопросы психологической диагностики и коррекции при дизонтогениях по типу ретардации и дисфункции созревания
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Приложение к разделу II
|
|
|
Раздел III. Психическое развитие при дизонтогениях дефицитарного типа
|
|
|
|
Глава 1. Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
|
|
|
|
|
1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии
|
|
|
|
|
1.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
1.З. Причины нарушений слуха. Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей
|
|
|
|
|
1.4. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха
|
|
|
|
|
1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
1.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
|
1.7. Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Глава 2. Психология лиц с нарушением зрения (тифлопсихология)
|
|
|
|
|
2.1. Предмет и задачи тифлопсихологии
|
|
|
|
|
2.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
2.3. Причины нарушений зрения. Классификация нарушений зрительной функции у детей
|
|
|
|
|
2.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
|
2.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
2.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
|
2.7. Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Глава 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология)
|
|
|
|
|
З.1. Предмет и задачи логопсихологии
|
|
|
|
|
3.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
3.3. Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
|
|
|
|
|
3.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
|
3.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
3.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
|
3.7. Психологическая диагностика и коррекция при тяжелых нарушениях речи у детей
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Глава 4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
|
|
|
|
|
4.1. Предмет и задачи психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
|
|
|
|
|
4.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
4.3. Специфика двигательного развития при детском церебральном параличе (ДЦП). Структура нарушения. Формы детского церебрального паралича
|
|
|
|
|
4.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
|
4.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
4.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
|
4.7. Психологическая диагностика детей при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата и коррекция этих нарушений
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
Раздел IV. Психическое развитие при асинхрониях с преобладанием расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения
|
|
|
|
Глава 1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма
|
|
|
|
|
1.1. Предмет и задачи психологии детей с РДА
|
|
|
|
|
1.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
1.3. Причины и механизмы возникновения РДА. Психологическая сущность РДА - классификация состояний по степени тяжести
|
|
|
|
|
1.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
|
1.5. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
|
1.6. Особенности деятельности
|
|
|
|
|
1.7. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Глава 2. Психология детей с дисгармоническим складом личности
|
|
|
|
|
2.1. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоническим складом личности
|
|
|
|
|
2.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
|
2.3. Причины дисгармонического развития. Типология патологических характеров
|
|
|
|
|
2.4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
|
Приложение к разделу IV
|
|
|
Раздел V. Психология детей со сложными нарушениями развития
|
|
|
|
5.1. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития
|
|
|
|
5.2. Исторический экскурс
|
|
|
|
5.3. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития
|
|
|
|
5.4. Особенности развития познавательной сферы
|
|
|
|
5.5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы
|
|
|
|
5. 6. Особенности деятельности
|
|
|
|
5.7. Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
Основная литература
|
|
|
Раздел VI. Первичное выявление отклонений в развитии (основы психологической диагностики)
|
|
|
|
6.1. Первичное выявление детей с отклонениями в развитии с использованием педагогического наблюдения
|
|
|
|
6.2. Общие вопросы психолого-педагогической диагностики
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Приложение к разделу VI
|
|
|
Раздел VII. Методы профилактики и коррекции вторичных отклонений в психическом развитии детей со специальными образовательными потребностями
|
|
|
|
7.1. Общие методологические вопросы профилактики и коррекции
|
|
|
|
7.2. Психолого-педагогические методы профилактики и коррекции вторичных отклонений
|
|
|
|
7.3. Методы опосредованной коррекции и профилактики личностного недоразвития в дошкольном возрасте
|
|
|
|
|
Работа с родителями
|
|
|
|
|
Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ
|
|
|
|
Контрольные вопросы и задания
|
|
|
|
Литература
|
|
|
|
Приложение к разделу II
|