|
Скачать 321.72 Kb.
|
Диспорт и ДЦП – новый взгляд Брошюра для родителей Под редакцией Е.Л. Лильина Москва-2009 Авторы: Крутякова Е. Н., Полонская Н. М., Лильин Е. Т. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «ДЕТСТВО» Брошюра адресована родителям детей с детским церебральным параличом и знакомит с передовым опытом использования препарата Диспорт18 при коррекции нарушения тонуса мышц у детей со спастикой. Авторы надеются, что изложенная в ней информация позволит родителям с помощью новых технологий сделать большой шаг вперед по улучшению качества жизни своих детей. СОДЕРЖАНИЕ
![]() ^ Детский церебральный паралич - заболевание, возникающее в результате повреждения головного мозга во внутриутробном периоде, в процессе родов или в первые дни жизни ребенка. Основные симптомы заболевания формируются концу первого года жизни ребенка, при этом начальные признаки неблагополучного развития могут выявляться намного раньше. Нарушение двигательного развития ребенка, логопедические проблемы, особенности интеллектуальной сферы - с такими сложностями чаще всего сталкиваются родители и специалисты, занимающиеся помощью детям с ДЦП. Патологическое изменение мышечного тонуса может аать первым «звоночком» будущих трудностей в двигательном развитии. У детей с ДЦП типичным видом нарушения тонуса мышц является спастика (спастичность). При спасгике различные группы мышц периодически становятся чрезмерно напряженными, а при попытке эти мышцы растянуть, напряжение в них нарастает. Так, при возникновении спастичности в мышцах-сгибателях конечности преимущественно находятся в согнутом положении, активные движения в них затруднены, а пассивное разгибание происходит с явным сопротивлением. На первом году жизни при развитии спастики можно заметить, что ручка или ножка ребенка преимущественно находится в сгибательном или разгибательном положении, пальцы рук зажаты в кулачки, ножки перекрещены. Такие нарушения могут возникать симметрично или только на одной стороне тела. Все это приводит к нарушению формирования у ребенка свойственных возрасту моторных навыков - переворачивания, захвата игрушек, ползания, вертикализации. Поэтому для врачей и для родителей так важно как можно раньше выявить нарушения мышечного тонуса у ребенка и начать лечение. Современным подходом к коррекции нарушения тонуса у детей с ДЦП является комплексная реабилитация, то есть оказание эффективной помощи ребенку «командой» специалистов разного профиля, в которую обязательно должны входить и родители больного ребенка. Ваша задача - занять в этой «команде» активную партнерскую позицию. Предстоящая Вам работа направлена на одновременную стимуляцию двигательного и интеллектуального развития и ее выполнение без Вас невозможно. Брошюра, которую Вы держите в руках, призвана показать, каким образом можно повышать качество жизни больных детским церебральным параличом и их семей и дать представление о том, как, когда, кем и где используют современные методы комплексной реабилитации, в частности, восстановительное лечение с помощью фармакологических средств. ![]() ^ Проявления спастики у грудного ребенка зачастую замечает не только доктор, который осматривает его после рождения, но и мать. Уже в родильном доме у нее возникают первые затруднения при кормлении ребенка: ребенок не всегда быстро и активно поворачивает голову к матери в начале кормления, не может самостоятельно найти грудь или соску, не тянется к ним губами, предпочитает для кормления только одну позу, поперхивается, срыгивает, сосет неактивно и недолго. Не обязательно нужно сразу связывать эти сложности со спастикой. Понаблюдайте за ребенком дома и, если заметите, что Вам тяжело переодеть и искупать ребенка из-за того, что его ручки напряжены, выпрямлены, большой палец зажат в ладонь, колени сжаты - расскажите об этом Вашему врачу, патронажной медицинской сестре, а потом внимательно понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя во время бодрствования и сна. Время бодрствования у грудного ребенка постепенно увеличивается и можно заметить, как он начинает узнавать маму - ее лицо, голос, как радуется ее близости, как оживленно воспринимает появление в поле зрения бутылочки с едой или питьем, подвешенных над кроваткой игрушек, как тянет к ним руки, «играет» руками. Плачет здоровый ребенок только из-за дискомфорта -чувства голода, жажды, неприятных ощущений. Именно через плач и эмоции ребенка налаживается его общение с мамой. Если у Вашего ребенка это не так - обращайтесь к лечащему врачу за полным обследованием и направлением к логопеду и психологу. Они помогут Вам рекомендациями по активизации раннего развития. Если таких специалистов нет в Вашем населенном пункте - ищите в районных или областных медицинских или образовательных учреждениях, которые занимаются помощью детям раннего возраста. ^ В случае, когда Ваш лечащий врач предполагает у ребенка нарушение развития, связанное с нарушением нервной системы, он должен направить Вас на консультацию к детскому неврологу. Не стоит забывать, что адекватно оценить неврологический статус у детей раннего возраста нередко возможно, только длительно наблюдая за ребенком в комфортных и привычных для него условиях. Однако на практике это не всегда достижимо, поэтому, постарайтесь планировать осмотр невролога на то время, когда ребенок обычно накормлен и бодрствует. Хорошо, если Вам удастся сделать фото- или видеозаписи поведения ребенка дома в привычной для него обстановке, по этим материалам невролог сможет лучше оценить беспокоящие родителей и педиатра симптомы. Втом случае, если диагноз ДЦП все же установлен, и у ребенка выявляются нарушения мышечного тонуса в виде спастики, невролог должен определить тактику лечения данного патологического состояния и дать направление в специализированный центр для проведения комплексной реабилитации. В зависимости от причин возникновения спастичности таким детям назначается медикаментозное лечение и физические методы воздействия - массаж, лечебная гимнастика, мануальные методы воздействия, лечебные укладки, водные процедуры, физиотерапевтическое или даже хирургическое лечение. ^ В настоящее время одним из эффективных методов лечения спастичности у детей является ботулинотерапия - введение в спастичные мышцы препарата ботулотоксина А. Одним из современных препаратов ботулотоксина А, является Диспорт, разработанный для применения в различных отраслях медицины - косметологии, неврологии, восстановительном лечении. Одно из уникальных свойств препарата - способность снижать спастичность мышц - открывает для специалистов и родителей новые возможности в комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Однако, эффективность применения Диспорта® при лечении ДЦП зависит от многих факторов - тщательного отбора пациентов с учетом показаний и противопоказаний, подготовки к проведению процедуры, правильной тактики и техники введения препарата и, самое главное, от систематической и четко спланированной работы реабилитационной «команды» в период после введения препарата. Помните, что Вы - активный участник комплексной реабилитации собственного ребенка, и от Ваших усилий зависит ее результат. В России ботулотоксин типа А включен в стандарт лечения ДЦП, поэтому даже если ранее по месту жительства Вам было отказано в применении данного метода лечения, постарайтесь получить квалифицированную консультацию в тех центрах, где имеется опыт по его применению. Введение препарата проводится специально обученными специалистами-неврологами на базе поликлиники или в специализированном реабилитационном центре в амбулаторном режиме. Если в Вашей поликлинике таких специалистов на данный момент нет, то ребенок может быть направлен к окружному или областному неврологу для решения вопроса о том, где, при наличии показаний, возможно проведение данного лечения. Возможно, что со временем у Вашего ребенка возникли показания к проведению ботулинотерапии, даже если на более раннем этапе этих показаний не было. Если Вашему ребенку уже проводили лечение препаратами ботулотоксина типа А и должный эффект по Вашему мнению не был достигнут, важно понимать, что такая ситуация не всегда связана с неэффективностью препарата. В некоторых случаях необходим индивидуальный подбор доз, поэтапное введение в определенные группы мышц, а также во всех случаях в период после введения препарата обязательной является систематическая работа по развитию и закреплению у ребенка новых двигательных навыков. При соблюдении данных условий повторные инъекции препарата могут быть более эффективными. Будьте готовы к тому, что эффект, достигнутый с помощью применения ботулинотерапии, необходимо будет поддерживать на протяжении нескольких лет. В течение этого времени Вы постоянно будете заниматься развитием двигательных навыков и интеллекта ребенка, используя комплексные методы воздействия - кондуктивную терапию, игровые тренажеры, развивающие игры и т. д. ^ Все мышцы нашего организма связаны с центральной нервной системой с помощью большого количества нервных волокон, по которым постоянно происходит передача различных сигналов. Под действием этих сигналов мышцы в нужный момент сокращаются или расслабляются. При повреждении этого механизма головной мозг начинает посылать мышцам «неправильные команды», в результате чего может возникнуть чрезмерное напряжение - повышение мышечного тонуса. В этом случае, для облегчения состояния возникает необходимость временно отключить спазмированную мышцу от потока «неправильных импульсов». Входящий в состав препарата Диспорт" ботулинический токсин способен на молекулярном уровне блокировать передачу таких сигналов от нерва к мышце, благодаря чему спастика снижается. Эффект от введения препарата в мышцу начинает проявляться через некоторое время после инъекции (от нескольких часов до нескольких дней - чаще через 5-7 суток). Продолжительность действия препарата индивидуальна и составляет от нескольких месяцев до 1 года, после чего патологический мышечный тонус частично возвращается. Весь период действия препарата должен быть максимально использован для проведения активной реабилитации. В это время происходит увеличение подвижности в суставах, укрепляются соседние ослабленные мышцы, в результате чего ребенок может обучиться новым двигательным навыкам. При определенных усилиях со стороны родителей и специалистов приобретенные навыки могут сохраняться даже на фоне снижения эффекта от первой инъекции. Кроме того, возможно проведение повторных инъекций в те же или другие мышцы для повышения эффективности комплексной реабилитации. В случае тяжелого поражения двигательной сферы периодическое введение препарата приведет к снижению мышечного тонуса, уменьшению боли и облегчению ухода за ребенком. ![]() 6. Как вводят Диспорт? В случае если специалист, к которому Вы обратились, считает, что Вашему ребенку необходимо проведение ботулинотерапии, он должен подробно разъяснить Вам все обстоятельства введения препарата, ожидаемый результат и возможные побочные эффекты от лечения Диспортом*. Если после этого Вы примете положительное решение о лечении данным методом, специалист по ведению препарата определит количество точек для инъекций и рассчитает необходимую для лечения дозу. Для правильного расчета дозы Диспорта Вам необходимо знать точный вес ребенка. Перед введением препарата Вам будет предложено подписать информированное согласие на лечение, где будут указаны возможные временные побочные эффекты от введения Диспорта®, предполагаемый срок действия препарата, общая доза и протокол инъекций. Далее в запечатанном виде при определенном температурном режиме препарат доставляется специалисту и непосредственно перед введением, в присутствии родителей, распечатывается и определенным образом приготавливается. Введение препарата осуществляется с помощью инъекций в определенные точки выбранных мышц. Чаще всего для инъекций используются шприцы с тонким диаметром иглы, что уменьшает болезненность при проведении процедуры. При лечении детей младшего возраста процедура проводится максимально быстро с использованием минимально возможного количества уколов. В ряде случаев, при выраженной негативной реакции ребенка, используется местная или общая анестезия. После введения препарата в течение часа ребенок находится под наблюдением специалиста. В день инъекции у ребенка может немного повыситься температура тела до 37-37.5, что в большинстве случаев не требует специального лечения. После проведения процедуры при хорошем самочувствии ребенка нет необходимости ограничивать его двигательную активность. Следует воздержаться от проведения тепловых процедур (горячие ванны, сауна, аппликации парафина) на протяжении месяца после проведения инъекции. ^ Вашему ребенку предстоит процедура введения Диспорта®. Самые важные вопросы решены, но и сама процедура введения лекарства и период его активного воздействия и (что важнее всего!) то, как Вы воспользуетесь теми возможностями, которые откроются ребенку после введения препарата - ответственный этап лечения спастики, так как от него зависит эффективность самого лечения. Важно понимать, что снижение спастики после введения препарата не самоцель, а начало длительной работы по освоению новых и все более совершенных функций, которые ребенку со спастикой были раньше недоступны. Чему учить ребенка Вам подскажут невролог, специалист по лечебной физкультуре, логопед и психолог. Они подробно объяснят Вам, на каком уровне находится двигательное, психическое и речевое развитие ребенка, дадут рекомендации по активизации тех мышц, в которые проводилось введение препарата. Активизация мышц - это не только гимнастика, но и развитие той нужной и полезной деятельности, которую Ваш ребенок не мог осуществить из-за наличия спастики, Никто не сомневается в важности овладения ребенком социально-бытовыми навыками, игрой. ![]() Вам станет намного легче ухаживать за ребенком, когда он постепенно обучится самостоятельно кушать, умываться, одеваться, ходить в туалет и многому другому. Если ребенок освоит какую-либо деятельность в полной мере, то даже когда действие препарата закончится, навык сохранится. Это значит, что после угасания действия препарата и последующего повторения его введения Вы начнете занятия с ребенком не сначала, а с того навыка, над которым работали. Итак, Вы, совместно со всеми специалистами, выбрали Диспорт* как необходимое Вашему ребенку средство уменьшения спастики при ДЦП. Накануне введения препарата и Вам, и ребенку желательно полноценно отдохнуть. Важно, чтобы ребенок именно от Вас, а не из Ваших разговоров с врачом и родственниками, узнал, что завтра ему «сделают укол». Непременно скажите ребенку, что после этого он станет лучше владеть своей рукой или ногой. Не стоит долго рассказывать о введении препарата, ограничьтесь коротким сообщением, но сделайте это уверенно и спокойно. Не поит говорить ребенку, что «будет совсем не больно». Во-первых, это неправда, а во-вторых, при упоминании слов «не больно, не страшно, не бойся, не надо плакать» Вы обязательно достигните отрицательного результата: именно с этого момента ребенок и начнет бояться инъекции. Скажите ему, что будете рядом и, если это возможно, спланируйте вместе с ребенком накануне весь будущий день так, чтобы после введения препарата его ожидало что-нибудь приятное и введение Диспорта® было не самым главным событием этого дня. Врач приготовил все необходимое для введения Диспорта*. Постарайтесь постоянно находиться рядом с ребенком и, как это ни сложно (большинство людей боятся уколов!), будьте спокойны, говорите ровным уверенным голосом, улыбайтесь. Будьте готовы к тому, что ребенок все же будет плакать и постарайтесь отвлечь его - напомните о чем-то приятном, связанном с отдыхом, походом в гости, цирк и т. д. Если ребенок совсем маленький возьмите с собой его любимую игрушку. Всегда помните, что от Вашего эмоционального состояния накануне и в день введения Диспорта® полностью зависит эмоциональное состояние Вашего ребенка. Сделайте этот день праздником для ребенка, несмотря на обстоятельства, подарите ему что-нибудь давно ожидаемое, а себе - его радость. Своей подготовкой к введению препарата Вы поможете и врачу, и собственному ребенку. Помните замечательные слова «сквозь тернии к звездам» и научите понимать их Вашего ребенка. ^ ![]() Необходимо помнить, что для самого ребенка неожиданное снижение тонуса в отдельных мышцах в первое время может оказаться достаточно неудобным и непривычным. Вам может даже показаться, что ребенок стал хуже стоять, ходить, ползать. Это связано с тем, что при снижении спастики и ослаблении отдельных мышц происходит «слом» старых, «неправильных» двигательных стереотипов, ребенок как бы разучивается совершать движения прежним образом. Мы должны использовать этот эффект для того, чтобы ребенок освоил эти же и новые движения, но уже правильным образом. Поэтому так важно в первые дни после инъекции начинать проводить ребенку комплексную двигательную реабилитацию - активную гимнастику, массаж, электростимуляцию ослабленных мышц, кинезотерапию. Для того чтобы на фоне непривычной нагрузки поддержать суставы и закрепить правильное положение конечностей крайне важно использовать правильно подобранные ортопедические изделия (ортопедическая обувь, тутора, функциональные аппараты). Примерно через 4-6 месяцев после инъекции ботулотоксина обычно отмечается «затухание» эффекта препарата. На протяжении всего этого периода Вам необходимо периодически совершать контрольные визиты к специалисту, проводившему лечение. Регулярность посещения устанавливается индивидуально (например, через неделю, месяц, 3 и 4 месяца после инъекции}. Чтобы врач смог адекватно оценить индивидуальную восприимчивость Вашего ребенка к проведенному лечению, постарайтесь фиксировать все изменения, которые происходят с ребенком в период между консультациями. Для этого Вы можете вести дневник, куда будете вносить свои наблюдения: когда, на фоне каких процедур, какого рода изменения Вы заметили, какова реакция ребенка на эти изменения, стойкость достигнутого результата. На основании Ваших записей врач сможет адекватнее корректировать программу реабилитации на дальнейший период, а также планировать необходимость последующих инъекций. Объединение усилий семьи и «команды» специалистов является одним из необходимых условий эффективности лечения и приводит к улучшению качества жизни ребенка и его близких. ![]() ^ Нарушение двигательного развития является одним из ведущих симптомов детского церебрального паралича, снижающим качество жизни пациента и его семьи. Поэтому вполне понятно желание специалистов и родителей в первую очередь преодолеть именно эту проблему - поскорее научить ребенка ползать, сидеть, ходить. Однако не стоит забывать, что двигательные навыки не интеллектуального развития ребенка - активность, связанная с приемом пищи, эмоциональные реакции, потребность в получении новых ощущений, и, наконец, осознанная целенаправленная двигательная активность. Планируя обучение ребенка новому движению, необходимо определиться, для чего данное движение может быть ему «полезным» на данном этапе развития. Самостоятельное передвижение очень важно для развития у ребенка целостного восприятия окружающего мира, пространственной ориентации, кроме того, такой навык позволит ему быть менее зависимым от ухаживающих за ним взрослых. Однако специалисты должны подсказать Вам, какой вид самостоятельного передвижения наиболее адекватен для вашего ребенка в данный момент - ползание по-пластунски, ползание на четвереньках, передвижение в ходунках, походка со вспомогательными средствами, вдоль опоры или стоит стремиться развивать у ребенка самостоятельную ходьбу. Неадекватно поставленная цель (например, желание научить ходить не готового к вертикализации ребенка) может привести к отрицательному эффекту - потере у ребенка мотивации к двигательной активности, усугублению неправильных поз и двигательных стереотипов. Не забывайте, что ребенок должен в первую очередь получать положительные эмоции от приобретения новых двигательных возможностей, а не воспринимать ваши занятия только как гимнастику. ^ Приступая к развитию деятельности ребенка после введения Диспорта® важно знать, что решение этой задачи потребует от Вас изменения привычного уклада жизни. От того, как быстро вы осознаете эту необходимость и станете придерживаться двигательного режима, новых правил ухода за ребенком (переодевания, кормления, купания и т.д.) зависят ваши успехи и то, как долго продержится положительный результат от введения Диспортэ8. Поэтому, еспи Вы прошли путь выбора медикаментозного уменьшения спастики и саму процедуру введения, - не тратьте время на сомнения, сразу включайтесь в работу по развитию тех навыков, которые необходимы именно Вашему ребенку. Выбор и приоритеты зависят от возраста ребенка (социально-бытовые навыки, как и любые другие, формируются поэтапно, каждому возрасту присущи свои), состояния его двигательной сферы и интеллекта. Подробные рекомендации по поводу формирования каждого навыка дадут специалисты по лечебной физкультуре, психолог и логопед, в несложных случаях - педагог (воспитатель). ![]() ^ Методы кондуктивной терапии направлены на всестороннее развитие ребенка с целью его максимальной адаптации к окружающему миру и раскрытие всех доступных на данном этапе моторных и интеллектуальных возможностей. Многие реабилитационные центры в нашей стране и за рубежом успешно используют в своей работе эти методики, однако не менее эффективным является проведение кондуктивной терапии в домашних условиях. развиваются «сами по себе», они отражают сложные процессы и этапы интеллектуального развития ребенка - активность, связанная с приемом пищи, эмоциональные реакции, потребность в получении новых ощущений, и, наконец, осознанная целенаправленная двигательная активность. Планируя обучение ребенка новому движению, необходимо определиться, для чего данное движение может быть ему «полезным» на данном этапе развития. Самостоятельное передвижение очень важно для развития у ребенка целостного восприятия окружающего мира, пространственной ориентации, кроме того, такой навык позволит ему быть менее зависимым от ухаживающих за ним взрослых. Однако специалисты должны подсказать Вам, какой вид самостоятельного передвижения наиболее адекватен для вашего ребенка в данный момент - ползание по-пластунски, ползание на четвереньках, передвижение в ходунках, походка со вспомогательными средствами, вдоль опоры или стоит стремиться развивать у ребенка самостоятельную ходьбу. Неадекватно поставленная цель (например, желание научить ходить не готового к вертикапизации ребенка) может привести к отрицательному эффекту - потере у ребенка мотивации к двигательной активности, усугублению неправильных поз и двигательных стереотипов. Не забывайте, что ребенок должен в первую очередь получать положительные эмоции от приобретения новых двигательных возможностей, а не воспринимать ваши занятия только как гимнастику. Важным компонентом для проведения такой работы является создание вокруг ребенка развивающей среды. Для ее создания Вам необходимо мысленно выделить несколько сфер жизнедеятельности Вашего ребенка - сон, гигиенические мероприятия, прием пищи, отдых, игра, обучение. Для каждой из этих сфер важно подобрать специальные приспособления - например, валики для придания правильного положения во сне, столик с поручнями и бортиками для приема пищи и развивающих игр, стул для придания правильной позы, поручни на стенах для активизации самостоятельной вертикализации и передвижения. Многое из вышеперечисленного Вы можете увидеть в специализированных центрах, какое-то оборудование Вам может рекомендовать врач или кинезотерапевт, что-то Вы можете придумать сами, исходя из особенностей своего ребенка. Не забывайте о таких небольших приспособлениях, как специальные ложки, поильники, карандаши и ручки с муфтой - это оборудование стало появляться в продаже, кроме того, много из этого можно изготовить своими руками. Развивающим оборудованием может стать все, что привлекает ребенка и побуждает его к целенаправленной двигательной активности! Однако не злоупотребляйте такими «современными методами стимуляции» как телевизор, мобильный телефон, дисплей компьютера - дети охотно реагируют на эти сильные стимулы, но на фоне этого часто начинают игнорировать обычные игрушки и предметы. Старайтесь по возможности вовлекать ребенка во все, что делаете дома - уборку, стирку, мытье посуды, обуви, приготовление пищи. В каждой деятельности старайтесь сначала давать ребенку возможность попытаться что-то сделать самому, если это не удается, доделайте начатое вместе. Важно в каждом маленьком деле достигать поставленной цели - хорошо, если эта цель станет понятной и желанной и для ребенка. Не забывайте о поощрениях! Приступая к ежедневным занятиям под руководством специалиста или по его рекомендациям помните основные принципы кондуктивной терапии, которые актуальны для всех направлений комплексной реабилитационной работы. Они помогут Вам правильно организовать взаимодействие с ребенком и сделать занятия с ним полезными и интересными. Это возможно только в том случае, когда кондуктивная терапия станет образом жизни семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. - Постоянная упорная тренировка каждый день: ни одного перерыва! Каждая остановка - это шаг назад, к слабости и беспомощности. Каждая уступка лени - это предательство своего ребенка.
Терпения Вам на этом сложном пути, а успехи придут, ведь больному ребенку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему это - осмысленную заботу и Вашу любовь. ^ В настоящее время в России препарат разрешен к применению с 2-хлет. Последние годы разрабатываются схемы по использованию ботулинотерапии в раннем возрасте (начиная с первого года жизни). Зарубежные исследователи указывают на высокую эффективность введения препарата в максимально раннем возрасте. 2. Моему ребенку уже вводили препараты ботулотоксина типа А раньше, но эффект был кратковременный и тонус быстро вернулся. Имеет ли смысл попробовать лечение Диспортом1? Неэффективность предыдущих инъекций могла быть связана с различными причинами (например, с техникой введения препарата или недостаточной последующей комплексной реабилитацией). Если у ребенка есть показания для лечения ботулотоксином, то нужно обратиться к специалистам по его введению и под их руководством продолжить комплексную реабилитацию с применением Диспорта®. ^ Сколько бы раз препарат не вводили, его действие, направленное на расслабление мышц, будет временным. Повторять инъекции можно столько раз, сколько это необходимо для улучшения качества жизни ребенка. Однако доказано, что при комплексной реабилитации детей с ДЦП препарат наиболее эффективен в первое десятилетие жизни. В некоторых случаях введение препарата будет эффективным и в старшем возрасте. Ограничений по количеству повторных инъекций в одну и ту же группу мышц не установлено. ^ В первые дни после инъекции возможно возникновение небольших гематом в месте введения препарата, болезненность в этих точках, небольшое повышение температуры тела. Все эти симптомы исчезнут в течение нескольких дней и не требуют специального лечения, Спустя несколько дней, когда препарат начнет действовать, возможно появление таких побочных эффектов, как учащение мочеиспускания (если препарат вводился в мышцы бедер), неустойчивость при ходьбе, общая слабость. Эти побочные эффекты также будут носить временный характер. ^ Патологический мышечный тонус может полностью вернуться до исходного уровня в том случае, если в период действия препарата не будет проводиться активная комплексная реабилитация. Нарастание мышечного тонуса по сравнению с уровнем, который был у ребенка до инъекции, в большинстве случаев не возникает. Если ребенок за время эффективного действия Диспорта™ освоил новые движения и приобрел бытовые навыки, то после окончания действия препарата они частично сохранятся. Последующие инъекции помогут Вам закрепить достигнутый эффект. ^ Нет. Диспорт® не распространяется через розничную аптечную сеть. Препарат хранится и перевозится в специальном контейнере, в котором поддерживается необходимая температура. Специалист по введению Диспорта® закажет препарат непосредственно перед введением и его доставит курьер из фирмы дистрибьютора. ^
^
|