|
Скачать 95.8 Kb.
|
Содержание
1. Общие положения3. Организация учебно-воспитательного процесса 4. Участники образовательного процесса |
Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года N 712 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования" Правила о порядке организации деятельности реабилитационного центра ^ 1. Настоящие правила регулируют образовательную, реабилитационную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность реабилитационного центра независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Реабилитационный центр (далее - центр) является одним из видов специальных организаций образования и создается в городах республиканского и областного значения решением акима области (города республиканского значения, столицы). 2. Основные задачи реабилитационного центра: 1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении; 2) разработка, апробация, внедрение новых педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении; 3) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи; 4) разработка и составление индивидуальной развивающей программы с учетом социальной ситуации развития ребенка; 5) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий; 6) консультирование и обучение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи; 7) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями. 3. Центр разрабатывает и утверждает на основе настоящих Правил свой Устав, в котором определяются нормы и правила деятельности коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития. 4. Содержание обучения определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка, получающего коррекционную помощь в центре. 5. Реабилитационный центр оказывает помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями: 1) в возрасте до 3-х лет; 2) дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), имеющим: задержку психического развития; умственную отсталость различной степени выраженности; детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата; наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы; тяжелые речевые расстройства; нарушения слуховой функции, требующие специального обучения; ранний детский аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства; тяжелые нарушения зрения; 3) школьного возраста от 7 до 15 лет, имеющим: умственную отсталость различной степени выраженности; ранний аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства; наследственно-дегенаративные заболевания нервной системы; детский церебральный паралич средней и тяжелой степени; различные виды деменции; трудности в обучении вследствие психических заболеваний; тяжелые речевые расстройства; нарушения слуха; нарушения зрения; 4) подросткам в возрасте от 15 до 18 лет, имеющим: умственную отсталость в различной степени; аутизм; тяжелые речевые расстройства; детский церебральный паралич средней и тяжелой степени; нарушения зрения; нарушения слуха. В случаях, когда в области, городе республиканского значения и столице отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, центр может оказывать коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии. 6. Центр обеспечивает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, и детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях. 7. Центр по желанию родителей (законных представителей) может оказывать дополнительные платные услуги образовательного и медицинского характера. Взаимоотношения центра, реализующие платные образовательные услуги, регулируются Договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы и другие условия. При этом категорически запрещается сокращение и снижение качества основных образовательных, медицинских и других услуг, определяемых государственным стандартом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. 8. Центр обеспечивает сбалансированное питание детей с установленным законодательством Республики Казахстан нормами потребления продуктов питания. Питание организуется с учетом режима работы, кратность его определяется Уставом и конкретизируется договором между центром и родителями (законными представителями). 9. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", другими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами. 10. Лицензии на право ведения образовательной деятельности центра выдаются управлениями (департаментами) образования областей, города республиканского значения и столицы. 11. Центр может быть государственной или негосударственной специальной организацией образования. 12. Создание, реорганизация и ликвидация центра производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 13. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием на государственном и русском языках, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан счет в банке. 2. Организация деятельности центра 14. Зачисление ребенка в центр осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК). 15. Организация коррекционно-развивающего процесса регламентируется Учебным планом, годовым календарным планом и расписанием занятий, которые утверждаются методическим советом центра. 16. В центре могут создаваться стационарные группы для детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Работа в этих группах строится в соответствии с инструктивно-методическими документами и настоящими Правилами. В центре могут функционировать группы кратковременного пребывания детей, интегрированные группы, консультационные пункты для родителей (законных представителей) детей и подростков с проблемами в развитии. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп определяются Уставом центра в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушения психофизического развития и их возраста. 17. Профессионально-трудовое обучение осуществляется, исходя из местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, а также интересов подростков и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку подростков для индивидуальной трудовой деятельности. 18. Центр должен располагать необходимым набором помещений специального оборудования для: 1) организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Учебным планом и программами, отдыха детей; 2) проведения лечебной физкультуры; групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, зал лечебной физкультуры, музыкальной ритмики, социально-бытовой ориентировки, кабинет слухового восприятия, кабинет коррекции зрения, физиотерапевтический кабинет); 3) оказания некоторых видов медицинской помощи (кабинет врачебного приема, процедурный кабинет, изолятор); 4) санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания. ^ 19. Содержание коррекционной помощи определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, и реализуемой в условиях центра самостоятельно. 20. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подходов, обусловленных данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития обучающегося и выбора средств коррекционной работы. Продолжительность учебной недели (5 или 6 дней) устанавливается методическим советом по согласованию с органом управления образованием и закрепляется в Уставе центра. 21. Учебно-воспитательный процесс организуется индивидуально или в группе (подгруппе), на дому. Группы, подгруппы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение в центре определяется индивидуальными возможностями ребенка и проводится на государственном и русском языках, а при необходимости на других языках. ^ 22. Участниками образовательного процесса являются дети, подростки и их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие работники центра. 23. Направление детей в центр осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ПМПК. 24. Перевод ребенка из центра в другую образовательную организацию осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. 25. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра в штате предусматриваются должности методиста, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, специалистов ЛФК, врачей (педиатр, невропатолог, психиатр, сурдолог, ортопед), медицинских сестер, медсестры-массажиста и другие. В центре должны работать лица, имеющие высшее образование по специальной педагогике, а также опытные учителя, воспитатели дошкольных учреждений, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике и психологии. 26. Медицинское обеспечение в центре осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией центра отвечают за охрану здоровья детей и подростков, укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию диетического питания, закаливания и физического воспитания. 27. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода с учетом здоровья и особенностей развития детей, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору вспомогательных средств, профессиональной ориентации, родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний. В центре проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж. 5. Управление центром 28. Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и Уставом центра. 29. Управление центром осуществляется на принципах коллегиальности и единоначалия. Формами коллегиального управления является Совет реабилитационного центра, попечительский совет, общее собрание, педагогический (методический) совет и другие формы. 30. Права и обязанности работников центра определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями. 31. Непосредственное управление центром осуществляет директор, назначаемый местным исполнительным органом в области образования. Директор должен иметь высшее дефектологическое образование, стаж работы в сфере специального образования не менее 5 лет. 32. Директор центра согласно Уставу и по согласованию с уполномоченным органом управления образованием назначает и освобождает от должности своих заместителей и работников. 33. Формирование центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 34. Центр утверждает структуру управления учебным заведением, штатное расписание, распределяет должностные обязанности, устанавливает должностные оклады (ставки), надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер премирования работников в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 35. Международное сотрудничество центра осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров. Центр в соответствии со спецификой своей работы имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования и здравоохранения. |