|
Скачать 251.09 Kb.
|
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года N 712 Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования В целях реализации Закона Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" приказываю: 1. Утвердить прилагаемые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность видов специальных организаций образования: 1) правила о порядке организации деятельности реабилитационного центра согласно приложению 1; 2) правила о порядке организации деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции согласно приложению 2; 3) правила о порядке организации деятельности логопедического пункта согласно приложению 3. 2. Департаменту среднего образования (Испусинова С.Б.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан. 3. Настоящий приказ вводится в действие со дня регистрации. 4. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям (департаментам) образования довести данный приказ до всех районных, городских отделов и организаций образования. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н. ^ Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года N 712 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования" ^ о порядке организации деятельности реабилитационного центра 1. Общие положения 1. Настоящие правила регулируют образовательную, реабилитационную, правовую и хозяйственно-экономическую деятельность реабилитационного центра независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Реабилитационный центр (далее - центр) является одним из видов специальных организаций образования и создается в городах республиканского и областного значения решением акима области (города республиканского значения, столицы). 2. Основные задачи реабилитационного центра: 1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении; 2) разработка, апробация, внедрение новых педагогических технологий применительно к различным группам детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, общении, поведении; 3) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи; 4) разработка и составление индивидуальной развивающей программы с учетом социальной ситуации развития ребенка; 5) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий; 6) консультирование и обучение родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи; 7) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями. 3. Центр разрабатывает и утверждает на основе настоящих Правил свой Устав, в котором определяются нормы и правила деятельности коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития. 4. Содержание обучения определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка, получающего коррекционную помощь в центре. 5. Реабилитационный центр оказывает помощь детям и подросткам с ограниченными возможностями: 1) в возрасте до 3-х лет; 2) дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), имеющим: задержку психического развития; умственную отсталость различной степени выраженности; детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата; наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы; тяжелые речевые расстройства; нарушения слуховой функции, требующие специального обучения; ранний детский аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства; тяжелые нарушения зрения; 3) школьного возраста от 7 до 15 лет, имеющим: умственную отсталость различной степени выраженности; ранний аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства; наследственно-дегенаративные заболевания нервной системы; детский церебральный паралич средней и тяжелой степени; различные виды деменции; трудности в обучении вследствие психических заболеваний; тяжелые речевые расстройства; нарушения слуха; нарушения зрения; 4) подросткам в возрасте от 15 до 18 лет, имеющим: умственную отсталость в различной степени; аутизм; тяжелые речевые расстройства; детский церебральный паралич средней и тяжелой степени; нарушения зрения; нарушения слуха. В случаях, когда в области, городе республиканского значения и столице отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, центр может оказывать коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии. 6. Центр обеспечивает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, и детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях. 7. Центр по желанию родителей (законных представителей) может оказывать дополнительные платные услуги образовательного и медицинского характера. Взаимоотношения центра, реализующие платные образовательные услуги, регулируются Договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы и другие условия. При этом категорически запрещается сокращение и снижение качества основных образовательных, медицинских и других услуг, определяемых государственным стандартом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. 8. Центр обеспечивает сбалансированное питание детей с установленным законодательством Республики Казахстан нормами потребления продуктов питания. Питание организуется с учетом режима работы, кратность его определяется Уставом и конкретизируется договором между центром и родителями (законными представителями). 9. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", другими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами. 10. Лицензии на право ведения образовательной деятельности центра выдаются управлениями (департаментами) образования областей, города республиканского значения и столицы. 11. Центр может быть государственной или негосударственной специальной организацией образования. 12. Создание, реорганизация и ликвидация центра производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 13. Центр является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием на государственном и русском языках, а также в соответствии с законодательством Республики Казахстан счет в банке. 2. Организация деятельности центра 14. Зачисление ребенка в центр осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК). 15. Организация коррекционно-развивающего процесса регламентируется Учебным планом, годовым календарным планом и расписанием занятий, которые утверждаются методическим советом центра. 16. В центре могут создаваться стационарные группы для детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Работа в этих группах строится в соответствии с инструктивно-методическими документами и настоящими Правилами. В центре могут функционировать группы кратковременного пребывания детей, интегрированные группы, консультационные пункты для родителей (законных представителей) детей и подростков с проблемами в развитии. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп определяются Уставом центра в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от нарушения психофизического развития и их возраста. 17. Профессионально-трудовое обучение осуществляется, исходя из местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, а также интересов подростков и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку подростков для индивидуальной трудовой деятельности. 18. Центр должен располагать необходимым набором помещений специального оборудования для: 1) организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Учебным планом и программами, отдыха детей; 2) проведения лечебной физкультуры; групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, зал лечебной физкультуры, музыкальной ритмики, социально-бытовой ориентировки, кабинет слухового восприятия, кабинет коррекции зрения, физиотерапевтический кабинет); 3) оказания некоторых видов медицинской помощи (кабинет врачебного приема, процедурный кабинет, изолятор); 4) санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания. ^ 19. Содержание коррекционной помощи определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, и реализуемой в условиях центра самостоятельно. 20. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подходов, обусловленных данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития обучающегося и выбора средств коррекционной работы. Продолжительность учебной недели (5 или 6 дней) устанавливается методическим советом по согласованию с органом управления образованием и закрепляется в Уставе центра. 21. Учебно-воспитательный процесс организуется индивидуально или в группе (подгруппе), на дому. Группы, подгруппы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Обучение в центре определяется индивидуальными возможностями ребенка и проводится на государственном и русском языках, а при необходимости на других языках. ^ 22. Участниками образовательного процесса являются дети, подростки и их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие работники центра. 23. Направление детей в центр осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ПМПК. 24. Перевод ребенка из центра в другую образовательную организацию осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. 25. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности центра в штате предусматриваются должности методиста, учителя-логопеда, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, специалистов ЛФК, врачей (педиатр, невропатолог, психиатр, сурдолог, ортопед), медицинских сестер, медсестры-массажиста и другие. В центре должны работать лица, имеющие высшее образование по специальной педагогике, а также опытные учителя, воспитатели дошкольных учреждений, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике и психологии. 26. Медицинское обеспечение в центре осуществляют штатные медицинские работники, которые совместно с администрацией центра отвечают за охрану здоровья детей и подростков, укрепление их психофизического состояния, диспансеризацию, проведение профилактических мероприятий, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацию диетического питания, закаливания и физического воспитания. 27. Медицинские работники оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода с учетом здоровья и особенностей развития детей, дают рекомендации по медико-педагогической коррекции, подбору вспомогательных средств, профессиональной ориентации, родителям (законным представителям) о необходимости соблюдения охранительного режима в домашних условиях в целях профилактики заболеваний. В центре проводятся медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж. 5. Управление центром 28. Управление центром осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и Уставом центра. 29. Управление центром осуществляется на принципах коллегиальности и единоначалия. Формами коллегиального управления является Совет реабилитационного центра, попечительский совет, общее собрание, педагогический (методический) совет и другие формы. 30. Права и обязанности работников центра определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями. 31. Непосредственное управление центром осуществляет директор, назначаемый местным исполнительным органом в области образования. Директор должен иметь высшее дефектологическое образование, стаж работы в сфере специального образования не менее 5 лет. 32. Директор центра согласно Уставу и по согласованию с уполномоченным органом управления образованием назначает и освобождает от должности своих заместителей и работников. 33. Формирование центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 34. Центр утверждает структуру управления учебным заведением, штатное расписание, распределяет должностные обязанности, устанавливает должностные оклады (ставки), надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер премирования работников в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 35. Международное сотрудничество центра осуществляется на основе законодательства Республики Казахстан и международных договоров. Центр в соответствии со спецификой своей работы имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными организациями образования, науки и культуры, международными организациями и фондами, заключать договоры о сотрудничестве, вступать в международные неправительственные организации (ассоциации) в области образования и здравоохранения. Приложение 2 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года N 712 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования" ^ о порядке организации деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции 1. Общие положения 1. Настоящие правила определяют порядок организации деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции. 2. Кабинеты психолого-педагогической коррекции (далее - КППК) являются одним из видов специальных организации образования и создаются в районном центре для оказания комплексной медико-педагогической и социально-психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями в развитии в возрасте до 18 лет. 3. Задачи кабинетов психолого-педагогической коррекции: 1) оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи в виде психолого-педагогической коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с трудностями в обучении, общении, поведении; 2) комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов (командная оценка) и определение возможностей и потребностей ребенка в медицинской, психологической, коррекционно-педагогической, и социальной помощи; 3) разработка и составление индивидуальной развивающей программы, с учетом социальной ситуации развития ребенка; 4) проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий; 5) консультирование и обучение родителей (лиц их заменяющих) по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи; 6) методическое руководство и оказание помощи педагогам общеобразовательных учреждений об особенностях психофизического состояния и возможностях развития детей с ограниченными возможностями. 4. КППК осуществляют свою деятельность в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О правах ребенка в Республике Казахстан", "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями", другими нормативными правовыми актами и настоящими Правилами. 5. КППК разрабатывают и утверждают на основе настоящих Правил свой Устав, в котором определяются нормы и правила деятельности коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития. 6. Лицензия на право ведения образовательной деятельности КППК выдается местными органами образования областей (городов, районов), города республиканского значения и столицы. 7. По желанию родителей (законных представителей) КППК может оказывать дополнительные платные услуги образовательного и медицинского характера. Взаимоотношения КППК, реализующие платные образовательные услуги, регулируются Договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы и другие условия. 8. Создание, реорганизация и ликвидация КППК производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. КППК являются юридическим лицом, имеют обособленное имущество, печать и штамп со своим наименованием на государственном языке, также в соответствии с законодательством Республики Казахстан счет в банке. ^ 9. Зачисление ребенка в КППК производится заведующим на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации. Прием детей с ограниченными возможностями в КППК на постоянное и временное пребывание ведется в течение года при наличии в нем свободных мест. За ребенком сохраняется место в КППК в случаях, оговоренных Договором между КППК и родителем (законным представителем). 10. Отчисление детей из КППК производится заведующим в случаях оговоренных Договором между КППК и родителем (законным представителем) или на основании медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его пребыванию в КППК. 11. КППК оказывает помощь следующим категориям детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, имеющим: 1) проблемы в развитии в возрасте до 3-х лет; 2) задержку психического развития; 3) умственную отсталость различной степени выраженности; 4) детский церебральный паралич и другие нарушения опорно-двигательного аппарата; 5) тяжелые речевые расстройства; 6) нарушения слуховой функции, требующие специального обучения; 7) ранний детский аутизм и другие эмоционально-волевые расстройства; 8) тяжелые нарушения зрения; 9) трудности в обучении вследствие психических заболеваний; 10) трудности в усвоении школьных навыков (чтения, письма и счета). 12. В случаях, когда в районе отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, КППК может оказывать коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии. 13. КППК оказывает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях образования. ^ 14. Содержание коррекционной помощи определяется индивидуально-развивающей программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Для составления индивидуально-развивающей программы проводится комплексное обследование психофизического состояния ребенка (командная оценка). Основной задачей комплексного обследования является выделение приоритетных направлений коррекционной работы с ребенком на ближайшее полугодие. Изменение задач коррекционной работы с учетом достигнутых на предшествующем этапе результатов проводится в ходе повторных командных оценок, сроки проведения - 2 раза в год или по показаниям. 15. Методист КППК утверждает индивидуальные развивающие программы обучения детей. 16. Организация коррекционно-развивающего процесса в КППК регламентируется Учебным планом, годовым календарным планом и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми методистом. 17. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития обучающегося и выбора средств коррекционной работы. 18. Продолжительность учебной недели (5 или 6 дней) устанавливается методическим советом по согласованию с соответствующим органом управления образованием и закрепляется в Уставе КППК. 19. Коррекционно-развивающее обучение детей и подростков с ограниченными возможностями в КППК может проводиться в группах кратковременного пребывания детей с оказанием индивидуальной или консультативной помощи. 20. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Количество групп в КППК определяется Уставом организации в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса. 21. Наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории и возраста (до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет соответственно для детей: 1) с тяжелыми нарушениями речи - до 10 и до 12 детей; 2) неслышащих (глухих) детей - до 8 детей для обеих возрастных групп; 3) слабослышащих детей - до 10 и до 12 детей; 4) незрячих (слепых) детей - до 10 детей для обеих возрастных групп; 5) слабовидящих детей - до 10 и до 15 детей; 6) с интеллектуальными нарушениями интеллекта - до 6 и до 10 детей; 7) с глубокой умственной отсталостью в возрасте старше трех лет - до 8 детей; 8) с нарушением опорно-двигательного аппарата - до 10 и 12 детей; 9) с задержкой психического развития - до 6 и 10 детей; 10) со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 6 для обеих возрастных групп. 22. Обучение в КППК определяется индивидуальными возможностями ребенка и проводится на государственном и русском языках, а при необходимости на других языках. 23. КППК должен располагать необходимым набором помещений и специальным оборудованием для: 1) организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с Учебным планом и программами, отдыха детей; 2) проведения лечебной физкультуры; групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, зал лечебной физкультуры, музыкальной ритмики, социально-бытовой ориентировки); 3) оказания некоторых видов медицинской помощи (кабинет врачебного приема); 4) санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания. 4. Участники образовательного процесса 24. Участниками образовательного процесса являются дети, подростки и их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники КППК. 25. Направление детей в коррекционную организацию осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ПМПК. Перевод ребенка из КППК в другую образовательную организацию осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК. В зависимости от содержания и основных направлений деятельности в штате КППК предусматриваются должности методиста, педагога-логопеда, педагога-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), педагога-психолога, социального педагога, специалистов ЛФК, врача-невропатолога. В КППК должны работать лица, имеющие высшее образование по специальной педагогике, а также опытные учителя, воспитатели дошкольных учреждений, прошедшие курсы переподготовки по специальной педагогике и психологии. ^ 26. Управление КППК осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Правилами и Уставом КППК на принципах коллегиальности и единоначалия. КППК самостоятельны в осуществлении учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, финансово-хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан. 27. Права и обязанности работников КППК определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями. 28. Непосредственное управление КППК осуществляет заведующий, назначаемый местным исполнительным органом в области образования. Заведующий КППК должен иметь высшее дефектологическое образование, стаж работы в сфере специального образования не менее 5 лет. 29. КППК утверждает структуру управления учебным заведением, штатное расписание, распределяет должностные обязанности, устанавливает должностные оклады (ставки), надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размер премирования работников в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Приложение 3 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 сентября 2004 года N 712 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность видов специальных организаций образования" Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта ^ 1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности логопедического пункта, созданного при школах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. 2. Логопедический пункт - организация образования, в которой под руководством логопеда проводятся занятия с детьми по устранению недостатков устной и письменной речи. 3. Логопедический пункт открывается местными органами управления образованием, которые осуществляют контроль за правильной организацией обслуживания в них детей с нарушениями речи. За каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество групп (классов). 4. Открытие логопедического пункта при школе осуществляется при наличии 14-16 классов в городской местности, при наличии 9-12 классов - в сельской местности. На городском логопедическом пункте занимаются одновременно 20-25 человек, на сельском - 15-20 человек. 5. Руководители образовательных учреждений (начальная школа-детский сад, школа-комплекс, гимназия, лицей, детский учебно-воспитательный центр), расположенных как в городской, так и сельской местности, имеют право открывать логопедические пункты независимо от количества классов (групп). ^ 6. На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие различные нарушения устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения письма и чтения, заикание, нарушения произносительной стороны речи (дислалию, дизартрию, ринолалию). 7. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления в логопедический пункт проводится в течение года. В мае осуществляется обследование детей, поступающих в первые классы. 8. Дети с недостатками речи регистрируются в списке для последующего распределения по группам в зависимости от речевого дефекта. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта. На логопедический пункт зачисляются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению знаний: дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушениями чтения и письма. 9. Основной формой организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование в группы детей разного возраста с: 1) общим недоразвитием речи (ОНР) - 3-5 человек; 2) нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР - 4-6 человек; 3) фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) - 3-5 человек; 4) нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФН - 4-6 человек; 5) заиканием - 3-4 человека; 6) недостатками звукопроизношения - 5-6 человек. 10. Индивидуальные занятия на логопедическом пункте с детьми дошкольного возраста проводятся со всеми детьми, имеющими речевые нарушения, школьного возраста - с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ринолалия, дизартрия, ОНР 1-2 уровней). Занятия с каждой группой детей проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий зависит от возраста детей и составляет для дошкольников: во второй младшей группе - 15-20 минут, в средней группе - 20-25 минут, в старшей и подготовительной - 30-35 минут. Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников 20-30 минут, индивидуальных - 15-20 минут. Продолжительность групповых занятий для детей школьного возраста - 40-45 минут. Продолжительность подгрупповых занятий школьного возраста 25-30 минут, индивидуальных - 20-25 минут. 11. Продолжительность коррекционного обучения зависит от выраженности речевого нарушения и его структуры. Дети с фонетико-фонетическими нарушениями (ФФН) и нарушениями чтения и письма, обусловленными этими нарушениями, получают логопедическую помощь от полугодия до 1 года. Дети с ОНР и нарушениями чтения и письма занимаются на логопедическом пункте от 2 до 3 лет в зависимости от степени нарушения. Занятия на логопедическом пункте проводятся в часы, свободные от уроков. Занятия на логопедическом пункте для дошкольников проводятся в часы, свободные от занятий, либо во время занятий по "Развитию речи и подготовке к обучению грамоте", "Изобразительному искусству", "Труду" и "Конструированию". 12. Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них недостатков речевого развития. 13. В случае необходимости для уточнения психофизического состояния дети с согласия родителей (законных представителей) могут быть направлены логопедом на консультации к врачам-специалистам (невропатологу, психиатру, отоларингологу) или в ПМПК. 14. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте и доводятся до сведения педагога-воспитателя, классного руководителя и родителей (законных представителей). Ответственность за обязательное посещение детьми занятий на логопедическом пункте и выполнение необходимых требований возлагается на учителя-логопеда, педагогов организаций образования и родителей (законных представителей). 3. Учитель-логопед 15. Учителем-логопедом назначается лицо, имеющее дефектологическое образование (специальность "логопедия", "олигофренопедагог", "сурдопедагог" при условии прохождения курсов переподготовки), высшее педагогическое образование по специальностям: "учитель русского (казахского) языка и литературы", "учитель начальных классов" с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности "логопедия". Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для учителей общеобразовательных учреждений. Учитель-логопед отвечает за своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, комплектование пункта, качество коррекционного обучения. 16. Учитель-логопед должен: 1) проводить занятия с детьми по исправлению недостатков устной и письменной речи, содействовать предупреждению и преодолению неуспеваемости, обусловленной первичным дефектом; 2) консультировать педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам неуспеваемости в связи с речевыми нарушениями и давать рекомендации по ее предупреждению и преодолению; 3) осуществлять систематическую связь с педагогами, работающими с детьми, посещающими логопедический пункт; 4) осуществлять связь с дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами и школами для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедами, врачами-специалистами детских поликлиник, ПМПК, реабилитационными центрами, кабинетами психолого-педагогической коррекции; 5) вести пропаганду логопедических знаний среди работников образования, родителей (законных представителей), выступать на педагогических советах, родительских собраниях с докладами о задачах, содержании, результатах логопедической работы, специфике логопедической коррекции по профилактике и преодолению неуспеваемости школьников, имеющих нарушения речи; 6) участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов района, города; 7) составлять ежегодный отчет по оказанию логопедической помощи и представляет администрации организации образования; 8) повышать свою профессиональную квалификацию (раз в 5 лет) и аттестоваться в порядке, установленном для педагогических работников. 17. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 18 часов без учета времени на консультативную работу. 4. Руководство работой логопедического пункта 18. Руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществляется органами управления образованием, в ведении которых находится логопедический пункт, а также администрацией организации образования, где открыт логопедический пункт. 19. При наличии в районе, городе, области нескольких логопедических пунктов могут создаваться методические объединения учителей-логопедов в районных (городских), областных методических кабинетах или в институтах повышения квалификации работников образования. Руководство методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов, имеющего по итогам аттестации звание старшего учителя-методиста, назначаемого органами управления образованием. 20. В отдаленных от райцентра общеобразовательных учреждениях (малокомплектные школы) оказание логопедической помощи детям может осуществляться педагогами-воспитателями дошкольных организаций и учителями родного языка (начальных классов), прошедших курсовую переподготовку по логопедии. При этом логопедическая работа организуется в соответствии с настоящими Правилами, с дополнительной оплатой в соответствии с законодательством о труде. 21. Виды документации логопеда на логопедическом пункте при школе: 1) журнал учета детей с недостатками речи; 2) речевая карта; 3) журнал учета посещаемости логопедических занятий; 4) перспективный план работы на каждую группу учащихся на учебный год; 5) ежедневный план работы на каждую группу; 6) годовой план работы на учебный год; 7) расписание занятий групп и подгрупп, заверенное директором школы; 8) копии отчетов о проделанной работе за учебный год; 9) паспорт логопедического кабинета. |