|
Скачать 464.72 Kb.
|
Вопрос – ответ Д.А. Митюрич, подполковник юстиции, старший юрисконсульт юридической службы Военно-воздушных Сил РФ 271951. В соответствии с приказом Министра обороны 1980 г. № 0210 начальнику команды ВОХР положен дополнительный отпуск до 12 суток. В бухгалтерии части это положение трактуют в суммарном исчислении, т.е. общая продолжительность отпуска 24 дня. А по-моему – 36. Прав ли я? В соответствии со ст. 68 Кодекса законов о труде Российской Федерации ежегодные дополнительные отпуска предоставляются: 1) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда; 2) работникам, занятым в отдельных отраслях народного хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии, в организации; 3) работникам с ненормированным рабочим днем; 4) работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; 5) в других случаях, предусмотренных законодательством и коллективным договором или иными локальными нормативными актами. Дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка, предусмотренные ст. 68 КЗоТ, предоставляются сверх базового основного отпуска. При суммировании отпусков базовая величина основного отпуска, к которому прибавляются дни дополнительного, берется не 24 рабочих дня (минимальный отпуск, ст. 67 КЗоТ), а 12 рабочих дней (см. постановление Верховного Совета РФ от 19 апреля 1991 г. “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О повышении социальных гарантий для трудящихся” // Ведомости РСФСР. – 1991. – № 17; Разъяснение Министерства труда РФ “О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством” // Бюллетень Министерства труда РФ. – 1994. – № 1). Несколько иной позиции при решении вопросов, связанных с суммированием отпусков, придерживается судебная практика. Так, Президиум Верховного Суда РФ считает, что поскольку ст. 67 КЗоТ в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. устанавливает минимальный отпуск в 24 рабочих дня, то, следовательно, все дополнительные отпуска должны присоединяться к отпуску в 24 рабочих дня. В противном случае они не достигают своего значения и смысл предоставления дополнительного отпуска утрачивается (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1993. – № 8). Компенсируется работа с ненормированным рабочим днем предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью от 6 до 12 рабочих дней. Однако в соответствии с существующим порядком суммирования основных и дополнительных отпусков возможность практического использования этого дополнительного отпуска исключена в связи с поглощением его днями основного отпуска в 24 рабочих дня (ст. 67 КЗоТ). Вместе с тем предприятия за счет собственных средств могут устанавливать (в коллективных договорах и иных локальных актах) порядок предоставления такого отпуска сверх 24 рабочих дней либо определять иной порядок компенсации за ненормированный рабочий день. 706962. Моим детям 16 и 5 лет, родились и жили до 1997 г. в чернобыльской зоне с правом на отселение. По медицинским показаниям нуждаются в санаторно-курортном лечении. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 266 в начале года подаем соответствующие документы. Путевки не предоставляют, а компенсацию выплачивают только через год по лагерю общего типа. Справедливо ли это? В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации (приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1996 г. № 266) бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям или денежная компенсация в размере средней стоимости путевки предоставляются детям и подросткам в возрасте до 18 лет, страдающим болезнями вследствие радиационного воздействия или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения их родителей. Денежная компенсация за путевку на детей выплачивается лишь в случае невозможности их бесплатного оздоровления (в оздоровительных лагерях общего и санаторного типа) или других оздоровительных учреждениях. Средняя стоимость путевки для выплаты денежной компенсации определяется ежеквартально региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, исходя из действующих в соответствующих субъектах Российской Федерации цен на путевки в санаторно-курортные и другие оздоровительные учреждения. Денежная компенсация в размере средней стоимости путевки начисляется лицам, указанным в п. 1 настоящей Инструкции, – поквартально, а в п. 2 – по истечении календарного года (п. 7 рассматриваемой Инструкции). К сожалению, как видно из предыдущего абзаца, Инструкция не предусматривает сроки, в которые должна выплачиваться компенсация лицам, указанным в п. 3, т.е. на детей. 555554. Майор запаса. После увольнения в 1995 г. стал в льготную очередь в избранном месте жительства – г. Калуга. В 1999 г. поступил на службу в налоговую полицию, а в 2000 г. из-за этого сняли с очереди на жилье. Правомерно ли это? В соответствии с п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054) военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подп. “б” п. 6 рассматриваемых Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений. Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения. Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания. Если Ваше снятие было осуществлено по п. “а” ст. 26 указанных Правил, то оно произошло неправомерно. Дело в том, что граждане проходят военную службу не только в Вооруженных Силах Российской Федерации, но и в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законом предусмотрена военная служба. Исчерпывающий перечень их содержится в п.1 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ. В него вошли: пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемые на военное время специальные формирования. В налоговой полиции военная служба не предусмотрена. 329931. Как и кем распределяется квартальная премия в воинской части между лицами гражданского персонала, работающими в дневные, ночные и праздничные дни и работающими только днем? Установление системы оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год производится администрацией предприятия, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (ст. 84 Кодекса законов о труде Российской Федерации). Положения о премировании определяют показатели и условия премирования с учетом задач, которые характерны для данной категории работников, и достигнутых результатов труда. ^ Вне зависимости от того, по какой норме военнослужащий обеспечивается продовольствием, денежная компенсация в настоящее время выплачивается исходя из 20 рублей в сутки. ^ В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке выплаты гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 февраля 1998 г. № 61) размер вознаграждения, выплачиваемый работнику, не может превышать двух месячных должностных окладов (тарифных ставок), фактически установленных ему по основной должности на 31 декабря календарного года, за который производится выплата указанного вознаграждения, а уволенным с работы в течение года, – на день увольнения. При этом в расчет принимаются должностные оклады (тарифные ставки), исчисленные в порядке, предусмотренном действующим законодательством для установления должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу. На указанное вознаграждение районные коэффициенты к заработной плате и коэффициенты за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах не начисляются. 808080. На основании какого документа определены районы с неблагоприятными климатическими условиями (и какие это районы) и при наличии каких заболеваний у военнослужащих и членов их семей эти районы противопоказаны? Перечень отдельных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для которых установлены медицинские противопоказания к прохождению военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживанию членов их семей, изложен в приложении № 14 к п. 194 Инструкции, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1995 г. № 315. В него включены все острова Северного Ледовитого океана и его морей, острова Берингова и Охотского морей; Мурманская область; в Архангельской области: город Северодвинск и подчиненные ему территории; Ненецкий автономный округ; в Республике Коми: города Воркута, Инта и подчиненные им территории, Усинский район; Ямало-Ненецкий автономный округ; в Красноярском крае: города Игарка, Норильск и подчиненные им территории, Северо-Енисейский, Туруханский районы; Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ; Эвенкийский автономный округ; в Иркутской области: Катангский район; Республика Саха (Якутия); Магаданская область; Чукотский автономный округ; Камчатская область; Корякский автономный округ; в Хабаровском крае: Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Охотский районы; в Сахалинской области: город Оха, Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы. Перечень местностей с неблагоприятными климатическими условиями, для которых установлены медицинские противопоказания к прохождению военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживанию членов их семей, приводится в приложении № 15 к п. 194 указанной Инструкции. В него вошли: 1. В Архангельской области – Лешуконский, Мезенский и Пинежский районы; в Республике Коми – города Печора и Ухта и подчиненные им территории, Вуктыльский, Ижемский, Печорский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский и Усть-Цилемский районы; Ханты-Мансийский автономный округ; в Томской области – города Колпашево и Стрежевой, Александровский, Бакчарский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский и Чаинский районы; в Красноярском крае – города Енисейск и Лесосибирск и подчиненные им территории, Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы; Республика Тыва; в Иркутской области – города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск и подчиненные им территории, Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы; Республика Бурятия; Читинская область; в Амурской области – город Зея, город Тында и подчиненные им территории, Зейский, Селемджинский и Тындинский районы; в Приморском крае – Дальнегорский, Кавалеровский, Красноармейский, Лазовский, Ольгинский, Партизанский, Тернейский, Хасанский, Чугуевский районы; в Хабаровском крае – города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань, Амурский, Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный и Ульчский районы; Сахалинская область (за исключением местностей, перечисленных в приложении № 14 к настоящей Инструкции). 2. В местностях Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Иркутской области (за исключением местностей, приравненных к районам Крайнего Севера и местностей, перечисленных в настоящем Перечне) медицинских противопоказаний к прохождению военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживанию членов их семей не имеется. 3. В государствах, входящих в Содружество Независимых Государств: в Республике Казахстан – город Ленинск и подчиненные ему территории, город Приозерск Джезказганской области, город Эмба Мугоджарского района Актюбинской области, город Балхаш Джезказганской области и подчиненные ему территории; Республика Таджикистан. Перечень медицинских противопоказаний к прохождению военной службы военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и проживанию членов их семей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных районах, других местностях с неблагоприятными климатическими условиями содержится в приложении № 16 к пп. 195, 205, 206 указанной выше Инструкции. В него включены: 1. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: а) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: – заболевания (травмы), при которых для освидетельствуемых по графе III Расписания болезней предусмотрена индивидуальная оценка годности к военной службе (кроме заболеваний (травм), предусмотренных ст.ст. 33-а, 34-б, 67-б, 68-б, 69-б, 73-б, 75-б, 76-б, 77-б, 85-б, 88 Расписания болезней); – заболевания, при которых освидетельствуемым по графе III Расписания болезней выносится заключение: “В” – ограниченно годен к военной службе; – последствия заболеваний и травм периферической нервной системы при стойких нерезко выраженных нарушениях функции конечности; – болезни кроветворной системы, медленно прогрессирующие с умеренным нарушением функции кроветворной системы и редкими обострениями; – туберкулез легких, плевры, внутригрудных лимфатических узлов, мочеполовых органов и других локализаций неактивный в течение трех лет после исчезновения признаков активности; – ревматизм, болезнь Бехтерева, ревматоидный артрит, диффузные заболевания соединительной ткани; – облитерирующий эндартериит, аортоартериит и атеросклероз сосудов нижних конечностей любой степени выраженности; – хронические часто обостряющиеся полипозные или гнойные заболевания околоносовых пазух при наличии носовых полипов, хронического гнойного воспаления среднего уха или резко выраженных признаков дистрофии слизистой верхних дыхательных путей; – пародонтит, пародонтоз генерализованный тяжелой степени. Кроме того, для военнослужащих-женщин – хронические рецидивирующие воспалительные заболевания женских половых органов; б) для членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: – психические расстройства (кроме умеренно выраженной дебильности); – тяжелые или прогрессирующие органические болезни центральной нервной системы (сосудистые поражения головного мозга со стойкой очаговой симптоматикой, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, арахноидит головного или спинного мозга и состояния после оперативного лечения по поводу их, детский церебральный паралич, сирингомиелия, миопатия, миастения, последствия перенесенного туберкулезного менингита), а также тяжелые формы болезней и травм периферической нервной системы; – болезни кроветворной системы, быстро прогрессирующие, медленно прогрессирующие со значительными изменениями в составе крови и периодическими обострениями; – активные формы туберкулеза любой локализации, а также неактивный туберкулез в ближайшие три года после исчезновения признаков активности; – хронические заболевания органов дыхания, часто обостряющиеся с нарушением функции внешнего дыхания II – III степени; – бронхиальная астма, установленная в стационаре, с частыми обострениями, прогрессирующая и требующая длительного и повторного стационарного лечения больного; – болезни системы кровообращения с нарушением общего или коронарного кровообращения II и III степени; – ревматизм в активной фазе, болезнь Бехтерева, ревматоидный артрит, диффузные заболевания соединительной ткани; – гипертоническая болезнь III стадии; – хронические рецидивирующие и прогрессирующие заболевания органов пищеварения (хронический гепатит, панкреатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с частыми рецидивами, а также осложненная кровотечением, перфорацией, пенетрацией или стенозом привратника, неспецифический язвенный колит, болезнь Крона); – хронические заболевания почек (гломерулонефрит, пиелонефрит), установленные в стационаре; – злокачественные новообразования независимо от стадии и результатов лечения; – тяжелые хронические прогрессирующие болезни ЛОР-органов, требующие систематического лечения и наблюдения оториноларингологами, протекающие с частыми обострениями; – глаукома, прогрессирующие болезни зрительного нерва, пигментная дегенерация сетчатки, понижение остроты зрения до 0,03 на оба глаза; – хронические распространенные болезни кожи с частыми обострениями; – хронические рецидивирующие воспалительные заболевания женских половых органов. 2. В высокогорных местностях (1500 метров и более над уровнем моря): а) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: – сосудистые заболевания головного и спинного мозга с преходящими расстройствами мозгового кровообращения; – тиреотоксикоз любой степени тяжести; – болезни кроветворной системы, медленно прогрессирующие с умеренным нарушением функции и редкими обострениями; – хронические заболевания легких с нарушением функции внешнего дыхания; – болезни системы кровообращения с нарушением общего или коронарного кровообращения; – злокачественные новообразования независимо от стадии и результатов лечения; – облитерирующий эндартериит любой степени тяжести; б) для членов семей военнослужащих: – олигофрения (кроме дебильности); – эпилепсия с частыми припадками (ежемесячно); – маниакально-депрессивный психоз с часто повторяющимися фазами заболевания, шизофрения; – органические болезни центральной нервной системы, сопровождающиеся гидроцефалией, параличами, парезами, расстройством речи, зрения; опухоли головного или спинного мозга и другие тяжелые и быстро прогрессирующие заболевания центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции органов; – болезни эндокринной системы, тиреотоксикоз любой степени тяжести; – системные заболевания крови при наличии признаков прогрессирования; – хронические заболевания органов дыхания с нарушением функции внешнего дыхания; – болезни системы кровообращения с нарушением общего или коронарного кровообращения II и III степени; – гипертоническая болезнь II и III стадии; – злокачественные новообразования независимо от стадии и результатов лечения; – облитерирующий эндартериит любой степени выраженности; – доброкачественные опухоли любой локализации, склонные к быстрому росту или приводящие к нарушению функции органа. 3. В местностях с неблагоприятными климатическими условиями: а) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту: – хронические прогрессирующие и часто обостряющиеся болезни периферических нервов с нарушением движения, чувствительности и трофики, требующие повторного и длительного стационарного лечения больного; – хроническая пневмония I и II стадии с частыми обострениями и при безуспешности стационарного лечения; – бронхиальная астма с частыми обострениями и при безуспешности стационарного лечения; – рецидивирующий ревматизм (2 и более атаки в течение одного года); – хронический нефрит любой формы вне зависимости от характера его течения; – облитерирующий эндартериит, аортоартериит и атеросклероз сосудов нижних конечностей I стадии; – хронические рецидивирующие болезни околоносовых пазух (полипозные или гнойные), при наличии околоносовых полипов, хронического гнойного воспаления среднего уха или резко выраженной дистрофии слизистой верхних дыхательных путей с частыми обострениями и при безуспешности стационарного лечения; – хронические распространенные и часто рецидивирующие болезни кожи при безуспешности стационарного лечения. Кроме того, для военнослужащих-женщин: – хронические часто рецидивирующие воспалительные заболевания женских половых органов; б) для членов семей военнослужащих: – эпилепсия с частыми припадками (ежемесячно) или выраженными изменениями личности; маниакально-депрессивный психоз с часто повторяющимися фазами заболевания; шизофрения; – тяжелые или прогрессирующие органические болезни центральной нервной системы, когда больной не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре; – тяжелые формы болезней эндокринной системы; – системные заболевания крови при наличии признаков прогрессирования; – активные формы туберкулеза любой локализации (при перемещении главы семьи в эти местности и неактивный туберкулез в ближайшие три года после исчезновения признаков активности); – хроническая пневмония, часто обостряющаяся; – бронхиальная астма (тяжелые формы); – болезни системы кровообращения с нарушением коронарного или общего кровообращения III степени, аневризма сердца, возвратный ревмокардит, часто обостряющийся; – гипертоническая болезнь III стадии; – хронические тяжело протекающие прогрессирующие болезни печени; – хронические нефриты с артериальной гипертензией или отеками; – злокачественные новообразования независимо от стадии и результатов лечения; – глаукома, болезни зрительного нерва, пигментная дегенерация сетчатки при прогрессирующем понижении остроты зрения и изменениях поля зрения; – хронические распространенные болезни кожи при безуспешности стационарного лечения больного; – хронические тяжело протекающие воспалительные болезни женских половых органов при безуспешности стационарного лечения больной. ^ Оформление происходит в установленном порядке. При заезде на обратном пути из г. Сочи в г. Курск и г. Брянск Вы совершите проезд кружным маршрутом. Согласно п. 118 Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетов по ним (приложение № 1 к приказу Министра обороны 1984 г. № 200) (далее – Руководство) при желании воинского пассажира получить воинские перевозочные документы на проезд кружным маршрутом из числа имеющихся в указателях пассажирских маршрутов, а также отсутствующих в них он должен уплатить удорожание в стоимости проезда по сравнению с установленным маршрутом. Оформлять воинские перевозочные документы на проезд кружным маршрутом без оплаты удорожания в стоимости проезда за счет уменьшения удобств не разрешается (п. 119 Руководства). 525475. Военнослужащая внутренних войск. Трудовой гражданский стаж – 11 лет. Военная выслуга – 12 с половиной лет. Замужем за военнослужащим с 1974 г. Входит ли в общий трудовой стаж проживание с мужем на основании Федерального закона “О статусе военнослужащих”? Имею ли я право на смешанную пенсию? Если имею, то какие необходимы документы? В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих” супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 г. вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 г. – в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались в постороннем уходе. Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. Поэтому проживание с мужем должно быть включено в Ваш трудовой стаж. Данные периоды подтверждаются справками, выдаваемыми в порядке, установленном соответствующими министерствами и ведомствами (Минобороны РФ, МВД России, ФСБ России и др.). Порядок выдачи справок, подтверждающих период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, и их форма установлены Временной инструкцией, утвержденной приказом Министром обороны СССР 1990 г. № 27. Что касается пенсии за выслугу лет, то п. “б” ст. 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” от 12 февраля 1993 г. № 4468-I (с изменениями от 28 ноября, 27 декабря 1995 г.; 19 декабря 1997 г.; 21 июля 1998 г.; 1 июня 1999 г.; 6 декабря 2000 г.) предусматривает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Если Вы удовлетворяете вышеуказанному триединому условию, пенсия за выслугу лет Вам положена. 630929. Проходил военную службу в Пограничном районе (1986 – 1987 гг.) и Уссурийском районе (1987 – 1996 гг.) Приморского края. Имею ли я право отказаться от замены? ^ Отказаться Вы не вправе. В соответствии с п. 7 ст. 16 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237) (далее – Положение) без согласия военнослужащих их повторное направление в местности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три года не допускается. Вы же вернулись из заменяемого района почти пять лет назад. Вам небезынтересно будет узнать, что перевод военнослужащих в порядке плановой замены в местности, где установлен срок военной службы, производится: на высшие воинские должности – с их согласия, на равные воинские должности – без их согласия, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 15 Положения. В соответствии с п. 2 ст. 15 Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев: а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Поселок Марковский Чайковского района Пермской области включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 752-р. 188540. Могут ли привлекать в суточные наряды по КПП женщин-военнослужащих, находящихся на должностях в управлении части и имеющих детей старше 14 лет, в выходные и праздничные дни? Если это привлечение правомерно, то сколько должны предоставить времени на отдых? Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную военную службу в СА и ВМФ на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, введенное в действие приказом Министра обороны СССР от 30 декабря 1976 г. № 286, в котором определено, что военнослужащие-женщины, состоящие на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, не привлекаются к несению суточного наряда, практически утратило свою силу с выходом в свет Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237). В новом документе запрета на несение службы в суточном наряде военнослужащими-женщинами нет. Прямого запрета на привлечение военнослужащих-женщин, имеющих детей, к несению службы в нарядах нет. В то же время, анализируя в совокупности п. 9 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, предусматривающий, что военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без матери (отца), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, и ст.ст. 162 – 163 Кодекса законов о труде Российской Федерации (устанавливают запрет на привлечение к работам в ночное время и к сверхурочным работам беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до шестнадцати лет), без их согласия), можно сделать вывод о невозможности привлечения к несению суточных нарядов женщин-военнослужащих, имеющих детей указанного возраста. Ваш ребенок уже достиг четырнадцатилетнего возраста, и поэтому Ваше заступление в наряд вполне допустимо. Дежурный по контрольно-пропускному пункту назначается из прапорщиков или сержантов, а помощник дежурного – из сержантов или солдат (ст.ст. 296 и 299 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации соответственно). Место службы (управление, штаб части и т.д.) в учет при назначении в наряд не берется. Что касается предоставления отдыха, то в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 утвержден Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих. В него вошли, в частности, входит несение внутренней, гарнизонной и караульной служб. Время участия в вышеуказанных мероприятиях компенсируется предоставлением военнослужащим дополнительного времени отдыха. П. 5 Порядка учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (приложение № 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237) предусматривает, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках – 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. 507080. Я – вдова майора Российской Армии, трагически погибшего при прохождении службы. Положены ли мне и моим детям какие-либо льготы? Распространяется ли на нас п. 4 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (в плане исключения из платежа социальной нормы на одного человека)? Какова эта норма? На Вас и Ваших детей распространяются льготы, предусмотренные ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, в том числе и положение п. 4 этой статьи, в соответствии с которым за членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за исключением случаев, когда вдовы (вдовцы) этих военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, вступили в новый брак, сохраняется право на получение жилой площади, льгот по оплате жилой площади, коммунальных услуг, установке квартирных телефонов, абонентской плате за пользование ими, радиотрансляционными точками и коллективными телевизионными антеннами, которое они имели на день смерти военнослужащего (гражданина), независимо от форм собственности и принадлежности занимаемого жилого помещения, а при проживании их в домах, не имеющих центрального отопления, и на обеспечение в первоочередном порядке с предоставлением скидки в размере 50% по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки. При расчете платежей по оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг семьям погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в домах государственного жилищного фонда, а также в приватизированных жилых помещениях, из площади жилых помещений исключается общая площадь жилого помещения в пределах социальной нормы на одного человека. Ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР установлена норма жилой площади. Она составляет 12 кв. м на одного человека. С принятием Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 в обиход вошло понятие социальной нормы площади жилья. Под социальной нормой площади жилья понимают размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. Пределы социальной нормы площади ограничены постановлением Правительства Российской Федерации “О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья” от 3 августа 1996 г. № 937 и составляют: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м общей площади на семью из двух человек; 33 кв. м общей площади на одного человека. 507081. Я – вдова офицера Российской Армии. Сама военнослужащая. Имею двоих детей. Какие суммы моего денежного довольствия освобождаются от подоходного налога? Включаются ли сюда суммы, определенные в п. 3 ст. 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”? В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного налога с денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц. В то же время Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ действие п. 4 ст. 17 вышеназванного Федерального закона приостановлено на 2001 г. в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц (подоходного налога). С 1 января 2001 г. в связи с вступлением в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации введена выплата ежемесячной денежной компенсации в сумме налога на доходы физических лиц, уплачиваемого военнослужащими. Дело в том, что Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 – 2001 гг. (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1072) предусмотрено натуральные льготы, установленные для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, перевести в денежную форму. Первоначально такому реформированию подверглись налоговые льготы. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ с 1 января 2001 г. введена в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, гл. 23 которого установлен новый налог – налог на физических лиц. Распространяется он и на доходы военнослужащих. Указанный налог введен вместо подоходного налога, от взимания которого военнослужащие, как уже было сказано, в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона “О статусе военнослужащих” освобождены. В целях социальной защиты военнослужащих в связи с введением налога на доходы физических лиц Минобороны России предложило компенсировать им потери от взимания этого налога путем установления ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в сумме уплачиваемого налога одновременно с выплатой денежного довольствия, других вознаграждений и выплат. Данное предложение было поддержано, и ст. 133 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” такая денежная компенсация с 1 января 2001 г. ведена, а постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной статьей 133 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год” от 25 января 2001 г. № 55 установлен порядок ее выплаты. П. 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что ежемесячная денежная компенсация, введенная с 1 января 2001 г. в связи с вступлением в действие ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, выплачивается: военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции (за исключением указанных в п. 2 настоящего постановления) – по месту получения денежного довольствия (денежного содержания) в размере налога на доходы физических лиц, уплачиваемого с денежного довольствия (денежного содержания) и других вознаграждений и выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы (службы). В соответствии с п. 3 данного постановления Правительства Российской Федерации выплата ежемесячной денежной компенсации производится одновременно с выплатой денежного довольствия, других вознаграждений и выплат, денежного содержания и заработной платы. Ежемесячная денежная компенсация в соответствии со ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц. Что касается детей, то в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в размере 300 рублей за каждый месяц налогового периода. Вышесказанное распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется. 000001. Кто оплачивает ремонт жилого помещения? Обязан ли военнослужащий как наниматель жилого помещения при выезде из него оплачивать 100% суммы ремонта, или все же действует Федеральный закон “О статусе военнослужащих”? В соответствии со ст.ст. 50 – 51 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Типовой договор найма жилого помещения, Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР (указанные Правила и Типовой договор найма жилого помещения утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. № 415). Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер (примерная форма договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда приведена в приказе Минстроя Российской Федерации от 20 августа 1996 г. № 17-113). В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. П. 17 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР предусматривает, что за счет наймодателя выполняются все работы по текущему и капитальному ремонту жилого дома. Внутриквартирный текущий ремонт жилых помещений производится за счет наймодателя только в случаях, когда такой ремонт связан с устранением неисправностей отдельных конструктивных элементов жилого дома или оборудования в нем, либо – с производством капитального ремонта. В соответствии с п. 20 указанных Правил наниматель жилого помещения обязан производить за свой счет текущий ремонт занимаемых им жилых помещений и мест общего пользования в квартире: побелку, окраску и оклейку стен, потолков, дверей, окраску полов, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, замену оконных и дверных приборов, а также ремонт внутриквартирной электропроводки. С разрешения наймодателя наниматель может производить за свой счет замену санитарно-технического и иного оборудования оборудованием повышенного качества. П. 2 Типового договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР предусматривает, что наниматель обязуется производить своевременно, но не реже одного раза в пять лет, текущий ремонт занимаемого жилого помещения и мест общего пользования в квартире. Граждане при проведении капитального ремонта обладают определенным спектром прав. При производстве капитального ремонта жилого дома государственного или общественного жилищного фонда, когда ремонт не может быть произведен без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта другое жилое помещение, не расторгая при этом договора найма на ремонтируемое помещение. В случае отказа нанимателя от переселения в это помещение наймодатель может требовать переселения его в судебном порядке. Жилое помещение, предоставляемое на время капитального ремонта, должно отвечать санитарным и техническим требованиям. Переселение нанимателя и членов его семьи из занимаемого ими жилого помещения на другую жилую площадь и обратно (по окончании ремонта) производится жилищно-эксплуатационной организацией, в ведении которой находится подлежащее ремонту жилое помещение, за счет этой организации. В период проживания нанимателя в связи с капитальным ремонтом в другом жилом помещении он вносит квартирную плату лишь за помещение, предоставленное ему на время ремонта. Взамен предоставления жилого помещения на время капитального ремонта нанимателю и членам его семьи с их согласия может быть предоставлено в постоянное пользование другое благоустроенное жилое помещение (ст. 82 Жилищного кодекса РСФСР). В заключение необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50% общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях – жилую площадь). Кроме того, в размере 50% оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов – содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах. 555444. Домоуправления взимают с военнослужащих и членов их семей полную (без льгот) оплату за лифт, мотивируя это тем, что льгота по 50%-ной оплате лифта не предусмотрена действующим законодательством. Военная прокуратура поддерживает эту позицию. Так ли это? В соответствии с п. 10 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают в размере 50%: общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях – жилую площадь). Кроме того, в размере 50% оплачиваются нанимателями жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помещений и членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов – содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах; коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) независимо от вида жилищного фонда П. 3 постановления Правительства Российской Федерации “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения” от 2 августа 1999 г. № 887 предусматривает, что структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья). Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.). Как видим, обслуживание лифта Правительством Российской Федерации отнесено к коммунальным услугам, льготная оплата которых для военнослужащих предусмотрена вышеприведенным Федеральным законом. Помимо этого, существует и Письмо Госстроя Российской Федерации “О взимании платы за пользование лифтами в жилых домах” от 25 марта 1999 г. № ЛЧ-962/13, в котором в связи с многочисленными запросами с мест по вопросу взимания платы за пользование лифтами в жилых домах Госстрой России разъясняет, что понятие “квартирная плата”, введенное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 г. и Инструкцией НКВД и НКЮ РСФСР от 23 июня 1928 г. № 220, предусматривало платежи населения за пользование жилым помещением и включало в себя расходы по организации технического обслуживания домовладения, в том числе и лифтов. Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики” в отношении жилых помещений в многоквартирных домах было введено новое понятие – “оплата жилья” применительно ко всем видам жилищного фонда. В ставку оплаты жилья также включались затраты по обслуживанию лифтового хозяйства. В соответствии с Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23 февраля 1999 г. № 9, услуги по обслуживанию лифтового хозяйства включаются в состав себестоимости на содержание и ремонт жилья даже в случае, когда эти работы выполняются субподрядчиками, т.е. оплата за пользование лифтами в жилых домах входит в ставку на содержание и ремонт жилья в расчете на 1 кв. м общей площади. 353168. Полковник, общая продолжительность военной службы – 39 лет. 10 лет стою в очереди на жилье. Обязан ли я продлить контракт, если к моменту оформления документов о моем увольнении моя жилищная проблема решена не будет? В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пп. 13 и 14 ст. 15 приведенного Федерального закона. Обязанности продлевать контракт у Вас нет. Командование, в случае невозможности своевременного улучшения Ваших жилищных условий, может лишь предложить Вам продлить контракт, а также предложить реализовать свое право на жилище посредством обращения в органы местного самоуправления либо через государственный жилищный сертификат. Помимо этого, в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вы можете воспользоваться и этим правом. 777777. Командир части, выслуга – более 15 лет. 43 года. Вместе с семьей (жена и две дочери) проживаю в закрытом военном городке. Жена с одной дочерью прописаны в г. Москве, куда после службы собираюсь переехать на постоянное место жительства. Хочу в соответствии с п. 13 Постановления Правительства Российской Федерации 1998 г. № 1054 стать на очередь в этом городе. На какую площадь может рассчитывать моя семья? П. 31 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054) предусматривает, что при определении размера предоставляемого жилья: учитывается состав семьи гражданина, уволенного с военной службы, в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих” и на основании выписки из личного дела о составе семьи; учитываются дети гражданина, уволенного с военной службы, проходящие военную службу по контракту и сохраняющие в течение 5 лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) право на жилье; не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов; учитывается, что уволенным с военной службы офицерам в воинском звании полковника, ему равном и выше, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим – преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим – научным работникам, имеющим ученые степени или ученые звания, предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м. Жена и одна дочь как проживающие в городе, который Вы избрали местом своего постоянного проживания, при определении размера жилья учитываться не должны, так как, имея жилье, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в данном населенном пункте. Поэтому, чтобы получить жилье и на них, Вам лучше зарегистрировать их вместе с собой и дочерью. 777777. В отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело. Обвинение не предъявлено, постановление следователя командиру не направлялось. Могут ли при таких условиях зачислить военнослужащего в распоряжение? В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу. Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу (п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237). С момента, когда было возбуждено уголовное дело, командир вправе вывести военнослужащего в распоряжение, и способ получения им информации о таком возбуждении (поступление документа в часть, телефонный звонок, доклад подчиненного) значения не имеет. 777777. 22 декабря 2000 г. утверждено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о нарушении Федерального закона “О государственной тайне”. 6 марта 2001 г. утверждено заключение о прекращении допуска. Документы направлены на подсчет для увольнения. Другую должность не предлагали. Есть основание уволиться по подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”. Какие есть варианты продолжить службу? В соответствии с п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации 1999 г. № 1237) в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы. Право принятия решения в данном случае принадлежит командиру, так как в силу п. 4 ст. 34 указанного выше Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с отказом в допуске к государственной тайне (лишением допуска к государственной тайне) (подп. “г” п. 2 ст. 51 Федерального закона) – при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска военнослужащего, занимающего воинскую должность (должность), связанную с допуском к государственной тайне, при невозможности назначения на другую воинскую должность (должность) и отсутствии других оснований для увольнения. Как видим, при наличии других оснований увольнения Вас должны уволить по ним, естественно, при условии Вашего волеизъявления на то, так как в силу п. 11 ст. 34 рассматриваемого Положения при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию (за исключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подп. “д” и “е” п. 1 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”). 123456. Военнослужащий Министерства обороны Российской Федерации. После вывода войск из Германии получил квартиру на Украине в собственность (75% стоимости выплачено Министерством обороны Российской Федерации, а 25% – мною). Возможны ли сдача данной квартиры Министерству с возвратом 25% стоимости и получение жилья в собственность в России при выходе на пенсию (получение государственного жилищного сертификата)? Потенциально такая возможность у Вас есть, за исключением возврата 25%, уплаченных за стоимость жилища. При получении жилой площади для постоянного проживания по новому месту военной службы военнослужащие обязаны предоставить документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места службы, и значения не имеет, где это жилье находится – в России или за рубежом. На военнослужащего, которому ранее было предоставлено жилье по линии Министерства СССР, ныне находящееся за пределами и не принадлежащее РФ, распространяется обязанность при получении жилой площади по новому месту службы предоставить справку о сдаче квартиры и выписке с прежнего места жительства. Это подтверждается определением по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Чурилова И.В. от 25 марта 1999 г. № 2-н 1/99 Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Чтобы получить указанные документы, Вам необходимо сдать жилье жилищным органам Министерства обороны Украины. ^ В соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания. Медаль ордена орденом не является. Высшей степенью указанной Вами медали является I степень, дающая право при новых заслугах на награждение орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени. 737321. Имеет ли командир войсковой части (командир корабля второго ранга, капитан второго ранга) право на дополнительную жилую площадь при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (ранее таким правом не пользовался)? В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие – преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие – научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м. Как видим, после увольнения право на дополнительную жилую площадь имеют военнослужащие в воинских званиях полковника, ему равном и выше. Остальные офицеры после увольнения таким правом после увольнения не пользуются. Если же Вас интересует, является ли наличие у Вас права на дополнительную жилую площадь основанием для предоставления жилья при увольнении, то данная взаимосвязь законодателем не предусмотрена. Наличие у военнослужащего права на дополнительную жилую площадь не может служить основанием признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как в соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту: имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; имеющие иные основания для признания их таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 25 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80). ^ Нет, не положена. В соответствии с п. 16-1 постановления Совета Министров Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 г. № 941 размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента сохраняется за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с соответствующим районным коэффициентом, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, в которых к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере. 425081. Подполковник, преподаватель военной кафедры в г. Уфа. С 1990 г. стою в очереди на жилье (первым). Имею в собственности двухкомнатную квартиру 27, 1 кв. м на 4 человек в г. Саратове. Собираюсь увольняться по собственному желанию. Имею ли я право на получение жилья от Министерства обороны Российской Федерации до установленной нормы? В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. Права на получение жилья в данной ситуации у Вас нет. ^ В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. П. 1 ст. 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, а также оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”). Ст. 13 данного Федерального закона называется “Дополнительные выплаты”, и, следовательно, ЕДВ, материальная помощь и премия за образцовое выполнение воинского долга являются дополнительными выплатами, входят в денежное довольствие, и их выплаты должны производиться с применением вышеуказанных коэффициентов. 049039. Майор в отставке, вынужденный переселенец из Ташкента, инвалид Великой Отечественной войны. При переезде в Россию военкомат отказывается платить мне деньги за инвалидность, нарушая ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Куда мне обратиться? В соответствии со ст. 32 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 24 июля 1998 г.; 4 января, 17 июля 1999 г.; 27 мая 2000 г.) граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке. 708555. Имею служебную 2-комнатную квартиру в закрытом военном городке (Домодедовский район Московской области). Приказом Министра обороны Российской Федерации переведен к новому месту военной службы в Москву. Имею ли я право на получение жилья в Москве? Да, имеете, если у Вас нет жилья. Согласно п. 1 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80) вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией. ^ Выдача продовольственных пайков гражданскому персоналу в Вооруженных Силах Российской Федерации не предусмотрена. ^ В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим – офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту): проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в полуторном размере; постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. Указанный выше Закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. П. 5 постановления Правительства Российской Федерации “О мерах по обеспечению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1996 г. № 1474 “Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия – Алания и Республике Ингушетия” от 28 октября 1996 г. № 1276 в соответствии с Законом Российской Федерации “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах” выполнение на территориях Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации “Об организации деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Северная Осетия – Алания и Республике Ингушетия” от 19 октября 1996 г. № 1474, отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Проходящим военную службу на рассматриваемых территориях установление повышенных окладов не предусмотрено. |