Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка





Скачать 0.62 Mb.
Название Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка
страница 1/3
Дата 30.03.2013
Размер 0.62 Mb.
Тип Учебная программа курса
  1   2   3
Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)»


Пояснительная записка


Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)», должны быть подготовлены к работе с разным категориями людей, в том числе с больными соматическими и психическими заболеваниями. Эти категории больных людей требуют особого подхода к общению с ними, к оказанию им специализированной медико-социальной и психологической помощи. Поэтому курс клинической психологии имеет большое значение для формирования профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе.

Объектом исследования и практической деятельности в клинической (медицинской) психологии является человек, болеющий каким-либо заболеванием – душевным, телесным, невротическим или психосоматическим. Болезнь является не только биологическим, но и психологическим феноменом. Она приводит к изменениям не только в организме человека, но и в его внутреннем мире, что проявляется на уровне ощущений, эмоций, представлений, отношения к себе, отношений с окружающими и поведения человека.

^ Цель преподавания клинической психологии – обеспечить усвоение студентами знаний, умений и навыков в области клинической психологии, сформировать у студентов медико-психологический подход к рассмотрению болезненных состояний человека.

^ Задачи изучения дисциплины:

– усвоение студентами системы знаний о содержании клинической психологии как пограничной медико-психологической дисциплины;

– формирование у студентов представлений о сущности психосоматической проблемы в клинической психологии;

– усвоение студентами концепции преодоления болезни и умений ее применения в практике оказания социальной помощи;

– овладение студентами навыками изучения психологических особенностей больных психосоматическими заболеваниями;

– освоение студентами системы знаний о психических расстройствах у человека, принципах их диагностики и интервенции.

Клиническая психология позволяет рассмотреть важную область человеческой жизни – область соматических и психических заболеваний – и увидеть специфические проявления сущности человека в данной области. Клиническая психология позволяет увидеть целостную картину человека как субъекта своего заболевания, активно преодолевающего его. Это обеспечивает углубление теоретической психологической подготовки студентов. Содержание клинической психологии способствует также отработке практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

В результате изучения дисциплины «Клиническая психология» студенты должны знать:

  • что является предметом, объектом клинической психологии;

  • основные проблемы и задачи клинической психологии;

  • методы обследования, используемые в клинической психологии;

  • содержание основных понятий клинической психологии.

Студенты должны уметь:

  • применять на практике методы и конкретные методики клинической психологии;

  • использовать имеющиеся знания для профилактики заболеваний, преодоления болезней, успешной адаптации и реабилитации;

  • понимать специфику психического склада больного человека и строить свое общение с ними с учетом этой специфики.



^ Содержание учебного материала


Клиническая психология как наука и как область практики. Предмет, объект и задачи клинической психологии. Место клинической психологии в системе психологических и медицинских дисциплин. Разделы клинической (медицинской) психологии: нейропсихология, патопсихология (включая психологию аномального развития), соматопсихология, психосоматика, неврозология (соматоформные расстройства). Эпидемиология, этиология и анализ условий возникновения, классификация, интервенция – этапы исследования болезни в клинической психологии. Медицинский и психологический подходы к анализу болезни. Использование знаний по клинической психологии в деятельности специалиста по социальной работе.

^ Основные понятия клинической психологии. Понятие здоровья как полного соматического, физического и психического благополучия. Болезнь как утрата здоровья. Здоровье и болезнь в контексте проблематики нормы и патологии. Виды нормы: статистическая, идеальная, нормативная, социальная. Болезнь как биологический и как психологический феномен. Концепция преодоления болезни. Стадии поиска помощи в ситуации болезни. Мировоззренческие установки по отношению к объяснению причин заболевания. Факторы отношения к болезни: ценность органов и систем организма, степень тяжести заболевания, тип болезни, риск хронификации и инвалидизации, возрастные, гендерные, профессиональные и индивидуальные особенности больного человека. Характеристика преморбидной личности.

^ Внутренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни. Объективная и субъективная характеристика здоровья. Внутренняя картина здоровья (ВКЗ), ее структура. Внутренняя картина здоровья и Я-концепция. Субъективная (аутопластическая) картина болезни, ее характеристика. Соотношение объективной и субъективной картины болезни. Внутренняя картина болезни. Чувственный, аффективный, когнитивный и регулятивный компоненты в структуре ВКБ. Социальная роль больного и социальная роль здорового человека. Ролевые ожидания по отношению к больному и здоровому человеку. Вторичная выгода в ситуации болезни.

Типы внутренней картины болезни. Нозофильный и нозофобный типы ВКБ, анозогнозический, гипонозогнозический и гипернозогнозический типы ВКБ. Методы исследования ВКБ.

^ Психосоматическая проблема в клинической психологии. Психосоматические заболевания. Проблема взаимосвязи психического и телесного. Понятие психосоматического типа. Психология телесности. Психический и соматический способы переработки внутриличностного конфликта и реагирования на психологическую травму. Понятие психосоматических расстройств. Механизмы психосоматических расстройств и модели их происхождения. Теория стресса Г. Селье. Теория кортико-висцеральных воздействий. Конверсионная модель З. Фрейда. Психосоматический симптом как результат использования незрелых психологических защит. Психосоматический симптом как результат переживания потери объекта. Психосоматические расстройства как результат алекситимии.

Классические психосоматические заболевания («святая семерка»: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, нейродермиты, ревматоидный артрит, язвенный колит). Психологическая характеристика больных с психосоматическими заболеваниями. Особенности диагностики психосоматических заболеваний. Общие подходы к интервенции при психосоматических расстройствах.

^ Психология соматических заболеваний. Сравнительная характеристика соматических и психосоматических расстройств. Роль психологических факторов в возникновении соматических заболеваний. Акушерско-гинекологическая патология. Психология беременности. Пренатальная психология. Онкологическая патология. Хирургическая патология. Сердечно-сосудистая патология. Дыхательная патология. Эндокринная патология. Кожная патология.

Общая характеристика личности и ее преморбидной структуры, их роль в возникновении психосоматических расстройств (отдельно по видам заболеваний). Специфический конфликт и его переработка при разных психосоматических расстройствах. Общие принципы и специфические направления психотерапевтической работы с больными с психосоматической патологией.

^ Аддиктивные расстройства. Психология зависимости и созависимости. Понятие зависимости, виды зависимостей. Проблема аддиктивного поведения. Социальные и личностные предпосылки возникновения зависимостей. Изменения личности на разных стадиях формирования зависимости. Психологическая характеристика аддиктивной личности. Возможности психотерапии при зависимостях. Наркомания, алкоголизм, игровая зависимость, компьютерная зависимость.

Нарушения пищевого поведения. Предпосылки и условия возникновения нарушений пищевого поведения. Анорексия, ее клинико-психологическая характеристика. Стадии формирования анорексии. Диагностические критерии. Булимия, стадии формирования булимии, диагностические критерии. Возможности психотерапии при нарушениях пищевого поведения.

Понятие созависимости. Условия формирования созависимости. Психологическая характеристика созависимой личности и личности, склонной к созависимости. Возможности психотерапии при созависимости.

^ Невротические, обусловленные стрессом и соматоформные расстройства. Реакция личности на стресс как одна из проблем клинической психологии. Понятие психической травмы, ее характеристики. Психическая травма в ряду других жизненных ситуаций. Характеристики психической травмы: интенсивность, смысл, значимость и актуальность, патогенность, острота появления, продолжительность, повторяемость, связь с преморбидными личностными особенностями. Механизмы нарушений, связанных со стрессом. Невротический и психосоматический пути реагирования на стресс. Понятие невротических расстройств (в историческом аспекте). Клинические проявления невротических расстройств. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах. Посттравматическое стрессовое расстройство. Социально-стрессовое расстройство. Клинические невротические симптомы: вегетативная дисфункция, нарушения ночного сна, астеническое и истерическое расстройство, паническое расстройство, отклонения в поведении, заострение личностно-типологических черт характера, утрата пластичности общения, снижение способности адаптации, склонность к асоциальным действиям.

Понятие соматоформного расстройства. Виды соматоформных расстройств. Характеристика соматизированного и ипохондрического расстройств. Конверсионное расстройство. Болевое соматоформное расстройство.

Обсессивно-компульсивное расстройство. Понятие обсессии и компульсии, их виды. Навязчивость и ритуалы поведения. Феноменология и терапия обсессивно-компульсивных расстройств. Тревожно-фобическое и другие тревожные расстройства. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

^ Клинико-психологическая характеристика шизофрении и маниакально-депрессивного психоза. Этиология и клинические симптомы шизофрении. Понятие расщепленного сознания. Виды шизофренических расстройств: кататония, гебефрения, дезорганизованная шизофрения. Особенности поведения и мышления больных шизофренией. Общие подходы к терапии шизофрении. Маниакально-депрессивный психоз. Понятие циклического расстройства. Маниакальная стадия, ее фазы. Депрессивная стадия, ее фазы. Особенности поведения и мышления больных с маниакально-депрессивным расстройством. Общие подходы к терапии маниакально-депрессивного психоза.

^ Клинико-психологическая характеристика олигофрении и дементивных расстройств. Нарушение интеллектуальных функций – основной дефект при олигофрении и деменции. Врожденные и приобретенные формы слабоумия. Тотальность и необратимость развития при олигофрении. Прогрессирующая и резидуальная деменция. Деменция при болезни Альцгеймера. Общие подходы к терапии данных расстройств.

^ Клинико-психологическая характеристика эпилепсии, травм и опухолей головного мозга. Этиология и клинические симптомы эпилепсии. Классификация эпилепсии. Особенности поведения и мышления при эпилепсии. Характерологические особенности больных с эпилепсией. Этиология и клинические симптомы травм и опухолей головного мозга. Психические нарушения при травмах и опухолях головного мозга.

^ Клинико-психологическая характеристика психопатии и других нарушений личности. Понятие психопатии как аномалии характера. Признаки психопатии. Дисгармония интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при психопатии, личностная незрелость, склонность к девиантному поведению. Расстройство эмоций, апатия, депрессия, маниакальное состояние, эйфория, дисфория, эмоциональная лабильность, недержание эмоций, неадекватность эмоций, амбивалентность, негативизм, патологический аффект. Абулия, гипобулия, гипербулия, ступор, каталепсия, негативизм, импульсивность, манерность. Расстройства влечений, клептомания, пиромания, дипсомания, дромомания.


^ Конспекты лекций


Лекция 1
Клиническая психология как наука и область практики



Приведем несколько определений предмета клинической психологии.

Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств (болезней).

Клиническая (медицинская) психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний.

Медицинская психология рассматривает применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем; предметом медицинской психологии являются эмоции и поведение в состоянии болезни и все формы предупреждения болезни. На первом месте в медицинской психологии стоят нарушения пациента и взаимоотношения врача и пациента.

Термины «клиническая психология» и «медицинская психология» употребляются как синонимы. Термин «клиническая психология» используется чаще специалистами, ориентированными психологически, работающими в области психологии. Термин «медицинская психология» чаще используется специалистами медицинского профиля, работающими в области медицины.

Клиническая психология тесно связана с психологией здоровья – это междисциплинарная область исследований, которая занимается повышением общего уровня здоровья населения, способами продления жизни, улучшения самочувствия посредством общественных мероприятий и влияния на систему здравоохранения в целом.

^ Объектом исследования и воздействия в клинической психологии является человек с каким-либо расстройством или заболеванием. Человек в ситуации заболевания формирует свое отношение к этой ситуации, отражает свое заболевание на чувственном, эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, принимает на себя роль больного. Все это приводит к изменению социальной ситуации больного, а также оказывает влияние не только на характер переживаний больного, но и на его отношение к лечению, что, в свою очередь, обусловливает эффективность лечения и совладания с заболеванием.

Человек не только формирует свое отношение к заболеванию, он может также позитивно или негативно повлиять на течение своей болезни, и на ее исход. Известную пословицу можно перефразировать следующим образом: «Скажи мне, какой ты, когда болеешь, и я скажу, кто ты».


^ Разделы клинической психологии

1. Классификация по критерию вида заболевания (нозологии):

Нейропсихология – изучает мозговые механизмы психической деятельности на основе изучения нарушений психической деятельности у больных с локальными поражениями головного мозга (последствия мозговых инсультов, травм и опухолей мозга, воспалительных заболеваний, нарушений мозгового кровообращения), разрабатывает методы диагностики и восстановительного обучения больных с поражениями мозга. Такие больные являются пациентами нейрохирургической и неврологической клиники.

Патопсихология – изучает и оказывает помощь больным с психическими заболеваниями (психотические больные – шизофрения, эпилепсия, маниакально-дерессивный психоз, олигофрения, психозы, последствия травм мозга и мн. др). Такие больные являются пациентами психиатрической клиники.

Соматопсихология – изучает и оказывает помощь больным с соматическими заболеваниями (сома – с греч. тело, соматический – телесный). Это многочисленная группа больных, которые страдают заболеваниями внутренних систем и органов. Это пациенты разных отделений соматической клиники (сердечно-сосудистого, кардиологического, пульмонологического, гастроэнтерологического, акушерско-гинекологического и т.д.).

Психосоматика (психосоматическая медицина) – область соматопсихологии, которая изучает взаимосвязь психических и соматических явлений, а также соматические заболевания, которые возникли под преимущественным влиянием психического фактора, то есть обусловленных психогенно.

Неврозология – изучает и оказывает помощь больным с невротическими расстройствами, к которым по новым классификациям относят соматоформные, обсессивно-компульсивные и тревожно-депрессивные расстройства. Эти группы расстройств возникают при посредничестве нервной системы, которая задействована в процессе реагирования человека на стресс, поэтому данные расстройства называют также невротическими.

^ 2. Классификация по критерию этапа заболевания (расстройства)

Эпидемиологияизучение распространенности болезней и расстройств по географическому, социально-культурному признакам, по возрасту и полу, а также по профессиональной принадлежности человека и по др. признакам.

Этиология и анализ условий возникновения заболеваний (расстройств).

Классификация – разделение на виды, формы, группы и подгруппы заболеваний (расстройств).

Диагностика – установление диагноза, отнесение заболевания (расстройства) к той или иной группе.

Интервенция (вмешательство) – включает профилактику, психотерапию, реабилитацию, охрану здоровья, оценку эффективности вмешательства.

Перечисленные разделы клинической психологии являются также этапами изучения любого расстройства (заболевания). Так, рассматривая каждое расстройство (заболевание), специалисты анализируют частоту его распространенности среди разных групп населения, условия и факторы его возникновения, феноменологию (основные клинические проявления, симптомы и жалобы больного, типичные при данном заболевании), основные виды, формы, варианты этого заболевания, правила установления диагноза, а также возможности оказания помощи или интервенции при данном расстройстве (заболевании).

Основные проблемные области клинической психологии:

  • психология больного;

  • психология лечебного взаимодействия;

  • норма и патология психической деятельности;

  • психология индивидуальных различий в ситуации заболевания;

  • возрастная специфика психического реагирования на болезнь;

  • семейные влияния как патогенные факторы;

  • психология девиантного поведения;

  • психологическое консультирование в ситуациях болезни;

  • психотерапия как частный случай клинико-психологической интервенции;

  • психосоматическая проблема;

  • неврозология и другие.



Лекция 2

Основные понятия клинической психологии


Основные понятия, используемые в клинической психологии: здоровье, нездоровье, болезнь, норма, патология, внутренняя картина болезни, внутренняя картина здоровья.

Дихотомия «здоровье – болезнь» рассматривается как конкретизация дихотомии «норма – патология». При этом понятие нормы соотносится с понятием здоровья, а понятие патологии соотносится с понятием болезни.

Норма (в философии) – 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо.

В клинической психологии актуальным остается вопрос о разграничении нормы и патологии в смысле отделения состояний здоровья от состояний болезни. Особенно остро эта проблема стоит в области психического здоровья. Какого человека можно считать больным? Какого человека можно считать психически больным? Вот несколько проблемных в этом отношении ситуаций. Определите, болен человек или нет, если: а) у преподавателя во время лекции болит голова; б) в ситуации конфликта один человек громко кричит, размахивает руками, угрожает другому; в) человека преследуют навязчивые мысли, и он не в состоянии от них избавиться; г) у человека возникает ощущение вздутия живота, колики в кишечнике.

В науке выработано несколько разных способов описания нормы, несколько видов ее понимания:

– нормальным считается то, что типично;

– нормальным считается то, что наиболее приспособлено к окружающей среде;

– нормальным считается то, что часто встречается, что бывает у большинства;

– нормальным считается то, что является стандартным;

– нормальным считается отсутствие патологии (негативный критерий нормы).

Описаны также следующие виды норм:

Статистическая норма – определяется посредством опытных среднестатистических данных (ненормальный – значит необычный).

^ Идеальная норма – «состояние совершенства», определение того, как должно быть в идеале (ненормальный – не соответствующий идеалу).

Социальная норма – предписанные обществом нормы поведения (ненормальный – отклоняющийся от нормы).

^ Субъективная норма – масштабом для оценки служат индивидуальные данные (ненормальный – не подходящий для индивида).

В процессе оценки психологического состояния человека, как правило, участвуют разные виды норм. Норма и норматив являются категориями изменчивыми, динамичными, но только в определенных пределах, в границах которых человек способен осуществлять нормальную жизнедеятельность.

Когда мы рассуждаем о нормальности или ненормальности проявления какого-либо признака или качества в поведении человека, мы интуитивно ориентируемся на двухполюсную модель. В этой модели норма располагается на отрезке прямой, а за пределами отрезка в обе стороны располагаются отклонения от нормы. То есть норма рассматривается как некий «континуум», внутри которого все проявления поведения человека считаются допустимыми и естественными. Поэтому к признакам ненормы относят и избыточные проявления какого-либо качества, и его недостаточные проявления.


_____________________¦__________________________¦___________

Недостаточная Нормальная Сверх-

общительность общительность общительность


Рисунок 1 – Пример нормы по качеству «общительность»


Точно так же можно описывать и проявления нормальности-ненормальности других личностных качеств.

Как норма, так и психические отклонения от нормы, имеют явную социальную детерминацию, закономерные социальные проявления и последствия. Следовательно, именно оценка нормы психического здоровья, отклонений от этой нормы имеет выраженный социальный контекст и зависит от этнических, культурных и других представлений о норме и патологии. Так, огромное разнообразие проявлений и сочетаний личностных особенностей приводит к тому, что у заведомо психически здоровых людей нередко настолько неприемлемые, социально неадекватные поступки, что возникает подозрение о наличии у такого человека психической патологии. В то же время некоторые психически больные люди на протяжении определенного периода могут вести себя настолько социально адекватно, что возникает сомнение в наличии у них психического заболевания. Поэтому возникает проблема: можно признать болезненными здоровые проявления человека, его индивидуально-психологические особенности, но точно так же можно признать и нормальными болезненные проявления человека, приняв их за индивидуально-психологические, характерологические особенности, как реакции на жизненные трудности.

Таким образом, категоричное противопоставление психической нормы и психической патологии является неправомерным, необходимо признать существование тонких переходов между ними. Попытка заполнить этот разрыв (разрыв между психической нормой и психической патологией) была сделана в теории К. Леонгарда, который предложил понятие «акцентуированная личность» и определил различные виды акцентуаций. Акцентуированные личности можно рассматривать как переходные типы личностей между нормой и патологией, но не являющиеся патологическими, как крайние варианты нормы, однако с чрезмерным, зачастую скрытым в обычных условиях усилением отдельных характерологических черт личности человека.

Здоровье – это отсутствие болезни, то есть отсутствие отклонений в биологических структурах или физиологических процессах организма. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного благополучия (физического, душевного или социального). Под нездоровьем понимаются медицинский, психологический и социальный аспекты протекания болезни во всей их совокупной многомерности. Нездоровье характеризует состояние, которое побуждает (или может побудить) отдельного человека обратить внимание на симптомы болезни и искать помощи. Это состояние в результате вызывает множество социальных реакций, обусловливающих кратко- или долгосрочное отклонение от социального статуса человека.

В соответствии с определением здоровья, которое имеет отношение к телу или душе человека, выделяются разные виды здоровья.

^ Телесное здоровье обозначает благополучное функционирование тела человека, его отдельных систем и органов.

Психическое здоровье – состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний). Психическое расстройство (заболевание) – расстройство психического здоровья пациента, в том числе поведенческое расстройство, обусловленное нарушением работы головного мозга и подтвержденное диагнозом врача-специалиста или врачебно-консультационной комиссией.

К определению психического здоровья применим так называемый негативный критерий нормы, когда нормой считается отсутствие того, что противоположно содержанию нормы, в данном случае – отсутствие психического заболевания (расстройства). Понятие «психическое заболевание (болезнь, патология)» используется для определения качественно иных состояний, измененных настолько, что они лишают человека возможности нормального социального функционирования, адекватной адаптации к обычным (нормальным) природным и социальным условиям.

В клинической психологии выделяется 4 группы людей с разными показателями психического здоровья:

1-я группа – совершенно здоровые люди, жалоб у них нет.

2-я группа – легкие функциональные (то есть не имеющие органической природы, обратимые) нарушения, о которых говорят жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией.

3-я группа – лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкое проявление жалоб астено-невротического характера вне рамок психотравмирующей и трудной ситуации, перенапряжение механизмов адаптации.

4-я группа – клинические формы психического заболевания.

^ Психологическое здоровье рассматривается как благополучие функционирования личности человека, которое характеризуется высоким уровнем личностного развития, личностной зрелости человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с другими людьми, полноценно реализуя свою сущность. Признаки (критерии) психологического здоровья:

  • позитивная установка по отношению к собственной личности;

  • духовный рост и самореализация;

  • интегрированность, цельность личности;

  • автономия, самодостаточность личности;

  • адекватность восприятия реальности;

  • компетентность в преодолении требований окружающего мира.

Понятие «болезнь» используется для характеристики таких состояний человека, которые уже не выглядят как нормальные и поэтому нуждаются в специальном объяснении. Используя понятие «болезнь», мы объясняем изменения состояния человека. Они являются результатом изменений в самом человеке, как правило, в его организме. Изменившееся субъективное состояние обозначается как «плохое самочувствие». Таким образом, болезнь описывается в трех измерениях:

  • Телесно-биологическое измерение → болезнь.

  • Психологическое измерение → плохое самочувствие.

  • Социальный аспект → изменившееся поведение, роль больного.












Рисунок 2 – Модель возникновения болезни



































Рисунок 3 – Стадии поиска помощи в ситуации болезни


Концепция преодоления болезни. Иметь хроническое заболевание не означает автоматически быть хронически больным, то есть во всем объеме соответствовать статусу хронически больного. Насколько каждый человек поддается своей болезни, вносит изменения в свою жизнь, как он переживает и как за счет этого изменяется его самовосприятие, является результатом специфических усилий по преодолению болезни.

Преодоление болезни следует за наступлением болезни и охватывает все познавательные и двигательные виды активности, которые использует больной, чтобы сохранить свой физический, психический и социальный статус и компенсировать нарушенные функциональные способности. Поэтому преодоление включает в себя все усилия, с помощью которых больной пытается интегрировать физические, психические и социальные аспекты своей болезни в собственную внутреннюю и внешнюю реальность.

Какими бы значительными ни были медицинские, физические или психические последствия болезни, оценка и решение этих проблем в решающей степени зависят от личности больного, его жизненного опыта, социального статуса и условий жизни. Выработка способов преодоления зависит и от опыта преодоления других жизненных кризисных ситуаций.

^ Факторы отношения человека к болезни. От чего зависит отношение человека к своей болезни? Какие причины и условия его определяют? Существует несколько групп факторов, которые определяют отношение человека к болезни.

Мировоззренческие установки в отношении происхождения заболевания – каким образом человек с мировоззренческих позиций объясняет для себя самого причины своей болезни, почему и отчего он заболел?

  1. ^ Объективные объяснения: болезнь рассматривается человеком как неизбежность («все люди рано или поздно заболевают, такова жизнь»), болезнь как стечение обстоятельств («так получилось, что я оказался в том месте, где оборвались провода, которые упали мне на голову»), а также как результат собственных ошибок («не надо было так быстро бегать, не упала бы и не сломала бы ногу»).

^ 2. Болезнь дана человеку свыше: болезнь как кара («меня Господь наказал»), болезнь как испытание («Господь дает человеку такие испытания, которые человек может выдержать»), болезнь как назидание другим («пусть молодежь видит, что не надо курить, а то будет рак легких, как у меня»), болезнь как расплата за грехи предков («мой отец вел неправедный образ жизни, и вот я расплачиваюсь за его грехи»).

^ 3. Болезнь как результат нарушения межличностных отношений: болезнь как зависть («мне подруга позавидовала, что у нас в семье все хорошо»), болезнь как следствие ревности («это его бывшая пассия мне накликала эту болезнь»).

В зависимости от мировоззренческих установок человек определяет и тактику своего поведения в отношении лечения заболевания.

Ответ на вопрос «Что означает болезнь для самого больного?» является важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своему заболеванию. Чем является болезнь для человека? Это может быть: опасность, угроза, наказание, преимущество, переоценка ценностей, реализация новых возможностей, старых планов.

Характер самой болезни во многом определяет отношение человека к ней: хроническая болезнь, острая болезнь, опасная для жизни болезнь.

Болезнь характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые для пациента сферы жизнедеятельности.
На основании следующих параметров оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

  • вероятность летального исхода;

  • вероятность инвалидизации и хронификации;

  • болевая характеристика болезни;

  • необходимость радикального или паллиативного лечения;

  • влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

  • социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

  • влияние болезни на семейную и сексуальную сферы;

  • влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

Какой орган затронут (это определяет значимость органа для человека, ограничения человека, возможность продолжать прежний образ жизни или необходимость его перестройки, а также социальную значимость болезни с точки зрения общественного мнения): сердце, желудочно-кишечный тракт, лицо, разум (психические расстройства), кисть руки, нога.

Физическая болезнь или увечье значительно изменяют субъективную ценность различных частей тела.

Отношение к болезни зависит от возрастных, гендерных, профессиональных характеристик больного.

Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний. Для детей, подростков и молодежи психологически тяжелыми являются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Люди зрелого возраста тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания, так как им необходимо удовлетворять потребности в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности. «Стыдные» болезни (к ним относят венерические и психические заболевания, геморрой, инфаркт, аборт) вредят социальному статусу и авторитету больного. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимы болезни, которые приводят к смерти.

Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояния длительного ограничения движений или обездвиженность. С точки зрения профессии, значимым становится тот или иной орган, который необходим для выполнения профессиональной деятельности. При физическом труде страшно заболеть остехондрозом, представителям творческих профессий страшна депрессия, пианисту – травма кистей рук, а машинисту башенного крана – гипертензия, так как эти болезни ограничивают или лишают человека возможности выполнять его профессиональные функции.

Психологические факторы, общие для здоровья и патологии:

– установка на безнадежность и беспомощность оказывает разрушительное воздействие на функционирование органов в организме;

– оптимистическая установка служит буфером, который предотвращает развитие заболеваний, что связано с ощущением собственной эффективности, способности справиться с проблемой;

– стойкий негативный аффект представляет опасность для здоровья человека;

– эффект плацебо: выживание и процветание профессии врача с древнейших времен в значительной степени служит примером силы, которая заложена в вере человека в возможность исцеления.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Вопросы к зачёту по дисциплине «Медицинская и социальная деонтология» для студентов 6 курса специальности

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-79 01 05 Медико-психологическое

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Учебная программа дисциплины Социальная геронтология по специальности «040101. 65 Социальная работа»

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Клиническая психология» для студентов дневного факультета

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Учебная программа для специальности 1-03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: 1-79 01 06 Сестринское дело

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Автор и составитель программы : старший преподаватель Г. С. Чуприкова Длительность курса 12 часов
Базовыми являются курсы: «Социальная психология», «Клиническая психология», «Психология личности»
Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: “Клиническая психология” 030302

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Учебная программа дисциплины оказание первой медицинской помощи блока фтд. 01 Государственного образовательного

Учебная программа курса «Клиническая психология» по специальности «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)» Пояснительная записка icon Рабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» по специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы