|
Скачать 55.72 Kb.
|
Содержание
2. Исследование эмоциональных проявлений дошкольников с нарушениями интеллектаЦель исследования |
Курсовая по дефектологии: «Особенности проявлений эмоций дошкольниками с нарушение интеллекта в сюжетно-ролевой игре», выполнена в 2011 г. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИМ ИНТЕЛЛЕКТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ…………………………………………………..6 1.1. Понятие эмоций и воли. Эмоционально-волевая сфера дошкольников с нарушением интеллекта…………………………………………………………….6 1.2.Игровая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта…………..12 1.3. Эмоциональное сопровождение сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта……………………………………………………………20 ^ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ………………………………………………….28 2.1. База и методы исследования………………………………………………….28 2.2. Анализ результатов исследования……………………………………………30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….37 Выдержки из работы: Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с недостаточным интеллектуальным развитием сегодня являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на эффективность обучения и воспитания этой категории детей (особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста которым вскоре предстоит обучаться в школе) и их адаптацию в социуме. Своевременная и целенаправленная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта способствует социальной адаптации будущих учеников вспомогательной школы. ^ - изучить особенности эмоциональных проявлений дошкольников с нарушением интеллекта в сюжетно-ролевой игре. В работах Л.С. Выготского [5], А.Д. Кошелевой [13],К.С. Лебединской [14] и других ученых отмечалось интенсивное развитие эмоций у дошкольников под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, норм и идеалов, его эмоции приобретают более богатое содержание и сложные формы проявления. У дошкольников с нарушением интеллекта выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частая смена настроений, неуверенность в себе, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослым. Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости [6]. Незрелость эмоционально-волевой сферы у дошкольников с нарушением интеллекта обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети с нарушением интеллекта значительно отстают от нормально развивающихся детей, так исследования Е.Е. Дмитриевой показали, что старшие дошкольники с нарушением интеллекта не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослыми. В отличие от своих нормально развивающихся сверстников, дети с нарушением интеллекта достигают уровня лишь ситуативно-делового общения [23]. У умственно отсталых детей игровую деятельность тормозит недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально-деловым общением со взрослыми в ходе ориентировочной и предметной деятельности [20]. Пагубно отражается на становлении игры и отсутствие необходимых педагогических условий для развития ребенка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда, когда умственно отсталый ребенок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа. Заслуживает внимания и тот факт, что дети пяти - шестилетнего возраста с легкой степенью недоразвития интеллекта, поступив в группу специального детского сада, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. Длительное наблюдение за воспитанниками детского сада для детей с нарушением интеллекта показало, что в ситуации неорганизованной игровой деятельности у них не наблюдается внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Наблюдение за игрой детей с нарушением интеллекта показал, что диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, таких детей, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться. При этом велика роль воспитателя, он должен так организовать сюжетно-ролевую игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию у дошкольников с нарушением интеллекта отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности [3]. Старшие дошкольники, даже после продолжительного обучения, не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. Самостоятельная игра, как правило, длится не более 20 минут и является неинтенсивной. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они без сожаления прекращают игру или по собственному желанию, или по предложению взрослого. Итак, по таблице 1 были получены следующие результаты: 10% детей из экспериментальной группы имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, 90% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы. Остальные дети из контрольной группах показали средний уровень развития эмоциональной сферы, так как они частично правильно оценивают картинки с ситуациями и отвечают на вопросы. Но при этом часто и ошибаются. Например, Ира Е. на вопрос можно ли обижать животных, ответила, что точно не знает, но наверно можно. Также она сказала, что , если у нее отнимут игрушку, то ее нужно отнять. У Сергея В., смех вызывают такие ситуации на картинках, как мальчик подскользнулся и упал, девочка оторвала руку у куклы, два мальчика дерутся из-за машинки и т.п. Итак, сравнив результаты констатирующего эксперимента в обоих группах мы пришли к выводу, что уровень развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушением интеллекта значительно ниже уровня эмоциональной сферы дошкольников с нормальным развитием, поскольку 90% дошкольников с нарушением интеллекта
|