|
Скачать 73.04 Kb.
|
Содержание
Индивидуальный и дифференцированный подходПроблемные ситуации на уроках математики Развитие речевой активности на уроке математики Уроки математики с элементами экономики |
Коррекция познавательной сферы и личности в целом учащихся с нарушением интеллекта на уроках математики В.П. Куц, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 г. Благовещенск Наши дети, как цветы, В какой сад, смотря, попали: Не растут, где сорняки, А цветут, где всё благоухает. Что такое умственная отсталость? Это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Страдают все психические процессы: память, внимание, логическое мышление ( анализ, синтез, сравнение, обобщение), речь и т.д. Поэтому математика в специальной (коррекционной) школе решает одну из важнейших специфических задач обучения детей с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. В силу особенностей психофизического развития такие учащиеся из всех школьных предметов труднее всего воспринимают и усваивают математические знания. Поэтому одним из направлений дефектологии является психолого-педагогическое изучение закономерностей и особенностей развития аномальных детей. Это требует от учителя хорошего знания психологии учащихся и их возможностей, разработки и подбора разнообразного, доступного и интересного материала, творческой фантазии, что помогло бы увеличить интерес к предмету, активизировать учащихся и упростило бы применение полученных знаний в трудовой и жизненной практике. Результаты такого изучения находят своё применение в построении коррекционно-развивающей работы на уроках математики. Процесс обучения предмету я использую для повышения уровня общего развития детей и коррекции недостатков познавательной деятельности. Итак, коррекция – это преодоление или ослабление недостатков аномальных детей. Она направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом. Коррекционная направленность организуется с учётом отклонений и индивидуальных особенностей ребёнка. Чем раньше начата такая работа, тем успешнее преодолевается дефект. Успех в обучении математике детей с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся. Поэтому я большое внимание уделяю индивидуальному и дифференцированному подходу в обучении этому предмету. ^ Математика – это в основном письменный предмет, на котором приходится выполнять самостоятельные, контрольные, практические работы, по результатам которых проверяются их знания, умения и навыки. Отсюда традиционное выполнение заданий в двух вариантах имеет свои минусы. Обычно первый вариант решают сильные и средние учащиеся, второй – более слабые. Такой подход не может учитывать возможности каждого школьника: что-то он усваивает лучше, а что-то для него становится непреодолимым. Нельзя забывать детей, страдающих акалькулией. Для достижения положительных результатов мною была проведена работа по дифференциации и индивидуализации заданий в трёх вариантах, которые соответствуют трём уровням: оптимальному, допустимому и критическому. Такой подход помогает строить коррекционную работу с группой школьников, а также отдельно с каждым из них. Индивидуальный и дифференцированный подход осуществляется практически на каждом этапе урока. Он делает его более интересным, а самое главное, в работу втягиваются все учащиеся. В устный счёт включены вопросы каждому ребёнку, учитывая его возможности. Слабые дети имеют шанс работать на уроке, проявлять свою активность, заинтересованность. В целях коррекционной работы на уроках математики была разработана программа в трёх уровнях: оптимальном, допустимом, критическом. Такой подход облегчает усвоение программного материала, даёт возможность учителю осуществлять главную задачу – найти и раскрыть способности каждого ученика. ^ Для коррекции мыслительных операций, а именно анализа и синтеза, сравнения и обобщения, на уроках создаю проблемную ситуацию. Это когда материал не даётся, а задаётся, когда знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задания, а когда учащиеся самостоятельно решают проблему, опираясь на свой ещё не богатый жизненный опыт. При прохождении темы «Скорость, время, расстояние» вначале предлагается стихотворение: С другом я поспорил в школе, Кто из нас быстрей дойдёт до дома. Мы бежали по одной прямой молнии быстрее. То ли ноги у него выросли длиннее, То ли я устал бежать, Только он уж на пороге, А я ещё на полдороги. - От чего это зависит? Почему? (скорость) -Что показывает скорость? (предмет движется быстрее, медленнее) -Что затрачивает движущийся предмет, развивая скорость? (время; чем выше скорость, тем меньше затрачено времени) -Развивая скорость при определённом времени, что преодолевает движущийся предмет? (расстояние) Анализируя эту ситуацию, дети приходят к выводу: скорость, время и расстояние – три взаимозависящие величины. Тема: «Нахождение неизвестного числа (х)» Я, мистер неизвестное число, Кто скажет, как найти его? Я могу стоять везде: В начале, середине и конце. Ну-ка ты подумай, потрудись, Вспомни, как меня зовут? (икс). -Что такое икс? (неизвестное число) -Какие компоненты мы находим? (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое). -Как найти эти компоненты? В данной ситуации переходим от синтеза к анализу. Конечно, глобальных проблем мы не решаем на уроке. Моя задача научить детей мыслить, рассуждать, делать выводы. ^ Большое внимание уделяется на уроке математики обогащению словарного запаса, коррекции речи школьников. Это является неотъемлемой частью обучения и обязательным элементом урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Речь учащихся обогащается специальными математическими терминами и выражениями. Дети учатся комментировать свои действия, давать полный словесный отчёт о решении задачи, примера. Очень благоприятные условия для обогащения словарного запаса и повышения культуры математической речи школьников создаются в процессе решения арифметических задач, а именно составление и решение их по краткой записи. Необходимо составить условие по опорным словам, рисункам, схемам, выделить главный вопрос, найти правильный выбор решения и всё это обосновать. Для развития речевой активности детей с нарушением интеллекта на уроках математики активно использую жанры устного народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных авторов; решение задач познавательного и практического характера. Это вызывает большой интерес у учащихся, помогает легче усваивать программный материал, заставляет рассуждать, логически мыслить, повышает внимание, без которого урок просто не состоится. На нём школьники общаются друг с другом, учителем, развивая свою речь. Они делятся своим ещё небольшим опытом, знаниями, которые были получены на других предметах. Для разрядки обстановки и лучшему восприятию текста задачи можно использовать задачи в стихах, особенно во время устного счёта. А загадки, пословицы, сказки? Кто же их не любит!? В них заключается народная мудрость, наблюдательность. Именно эти формы фольклора расширяют кругозор детей, развивают любознательность, способствуют общению. После отгадывания загадки необходимо добиться обоснованного доказательного ответа на вопрос «Как ты догадался? Объясни». Ученик ещё раз выделяет все признаки, указанные в загадке, сопоставляет их с отгадкой. Также активизируют речь учащихся на уроке ребусы, их составление и отгадывание. Составлять их порой сложно, но интересно. Речевую активность развивают и сказки. Фрагменты – иллюстрации из различных сказок с интересом воспринимаются ребятами. Они вспоминают их названия, авторов, а также выполняют определённое математическое задание. Задача учителя – показать, что знания, полученные по одному предмету, обогащают, дополняют знания учащихся по другим учебным предметам. Всё это успешно позволяет развивать познавательную деятельность учащихся. В нашей нынешней нестабильной жизни очень важно развитие личности, приспособленной к современным условиям. ^ Как показывает практика, учащиеся с проблемами в интеллектуальном развитии после окончания школы не владеют в полной мере элементарными экономическими понятиями, которые им будут необходимы как в самостоятельной трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Учитывая этот факт и стремясь облегчить их социальную адаптацию в обществе, на уроках математики в нашей школе ввели элементы экономики, начиная уже с 5 класса. В связи с этим разработаны уроки по некоторым темам, которые в данный момент апробируются. Такое новшество на занятиях учащимся нравится, они проявляют активность, заинтересованность, с удовольствием выполняют предложенные задания. На таких уроках стало осуществляться целенаправленное формирование жизненно – практических умений и навыков. Изучение элементов экономики имеет большое коррекционное и практическое значение для школьников с нарушением интеллекта. Им предлагается менее сложная система экономических знаний и умений. Уроки способствуют становлению у подростков таких необходимых качеств, как экономность, бережливость, хозяйственность. Наличие запаса хозяйственно – бытовых знаний о порядке распределения и учёта денежных средств бюджета помогает преодолению иждивенчества и беспомощности, зачастую присущих юношам и девушкам, окончившим школу для детей с интеллектуальной недостаточностью. Основной задачей является приобщение учащихся к миру экономической действительности и современного производства. Нынешним школьникам предстоит жить в 21 веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это поможет им правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит, строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Учащиеся должны знать, что: Экономика – наука, Без которой жить нельзя. Это вовсе вам не скука, А большая польза. Таким образом, все эти знания даются на уроках математики, в процессе которых происходит развитие познавательной сферы ребёнка и его личности в целом. |