Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 icon

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17





НазваниеМетодика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17
страница1/10
Дата30.03.2013
Размер1.31 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова


Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим

недоразвитием речи


Под научной редакцией проф. Г.А. Волковой


Издание второе: дополненное, переработанное, 2010 год


Санкт-Петербург


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Структура и симптоматика ОНР 6

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11

Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17

Из истории возникновения логопедической ритмики 17

Современная модель логопедической ритмики 20

^ Содержание и структура занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи 21

Модель логопедической ритмики для детей с общим недоразвитием речи 21

Задачи воздействия на детей с ОНР средствами логопедической ритмики 26

Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике 28

Структура занятия по логопедической ритмике 31

Приложение 33

Описание игр и игровых упражнений 33

1. Музицирование 33

1.1. Вокальное музицирование 33

1.2. Инструментальное музицирование 38

2. Речедвигательные упражнения 41

2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг 41

2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика 46

2.3. Речевые игры и ролевые стихи 51

3. Танцевально-ритмические упраженеия 58

3.1. Игро-гимнастика 58

3.2. Игро-ритмика 63

4. Эмоционально-волевой тренинг 68

5. Креативный тренинг 72

Тематическое планирование 78

Примерные конспекты занятий по логопедической ритмике для дошкольников с общим недоразвитием речи 82

Конспект занятия по логопедической ритмике в младшей группе 82

Конспект занятия по логопедической ритмике в средней группе 85

Конспект занятия по логопедической ритмике в старшей группе 89

Конспект занятия по логопедической ритмике в подготовительной к школе группе 92

^ Рекомендуемая литература 98



Введение


Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития речи у детей (ОНР). Первоначально занятия по логопедической ритмике разрабатывались В.А. Гиляровским в 30-х годах 20 века как особое направление лечебной ритмики, заключающееся в системе музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых упражнений для коррекции заикания у людей различных возрастных групп.

Благодаря Г.А. Волковой методика воздействия средствами логопедической ритмики нашла широкое применение в работе с взрослыми, страдающими афазией, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими такие нарушения речи, как: дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, нарушения голоса, тахилалия, брадилалия, спотыкание.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей может быть обусловлено алалией, дизартрией, полиморфной дислалией и характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения таких детей. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, познавательных, творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, коррекции эмоционально-волевой сферы и речевой функциональной системы.

Предлагаемая читателю книга – результат обобщения многолетнего опыта работы авторов с детьми дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи, а также анализ специальной литературы по вышеуказанной проблеме. Представленная в данном пособии программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике была разработана на базе ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга и апробирована музыкальными руководителями и логопедами этого учреждения в период с1996 по 2004 год.

В книге охарактеризованы особенности развития детей с общим недоразвитием речи, многообразие клинических проявлений этого нарушения, определены задачи, средства, содержание, методы работы по логопедической ритмике, которая рассматривается как существенное звено в комплексе мер коррекционно-воспитательного воздействия. Приведенное в заключительной части книги тематическое планирование согласуется с задачами и этапами логопедической коррекционной работы и составлено с учетом программы воспитания и обучения в детском саду1. Для наглядности в пособие включены примерные конспекты занятий по логопедической ритмике, описание игр и игровых упражнений.

Преимуществом нашей методики является целенаправленное использование игры - ведущей деятельности детей дошкольного возраста для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных, творческих способностей. В этом нам видится основа роста, развития, активного интереса к жизни.

Авторы считают своим долгом поблагодарить за поддержку всех специалистов ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга, которые работали вместе с ними, и его руководителя Павлову Элеонору Артемовну. Мы глубоко признательны за сотрудничество Президенту Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и области, профессору Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга Волковой Галине Анатольевне.

Выражаем особую благодарность коллеге и нашему единомышленнику Грасюк Ирине Васильевне за помощь в создании практического материала.
^

Структура и симптоматика ОНР


В отечественной логопедии под термином общее недоразвитие речи (ОНР) понимается такая патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, которая характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (Р.Е. Левина, 1968)2. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с ОНР задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.

Клинико-психолого-педагогические исследования показали, что эта группа детей крайне неоднородна не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по его структуре и механизмам возникновения; неполноценная речевая деятельность накладывает особенности на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

В 50 – 60-х годах 20 века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. В зависимости от выраженности речевого дефекта были выделены три уровня речевого развития3:

1 уровень речевого развития. Ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения. Для выражения просьбы, мысли дети прибегают к мимике и жестам, отдельным лепетным комбинациям и звукоподражаниям. Пассивный словарь шире активного, однако, логопедическое обследование выявляет недостатки импрессивной речи (трудности ориентации в обращенном словесном материале, непонимание вопросов косвенных падежей, значений предлогов, грамматических форм слов). Ярко выражена ограниченность способности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания фонем. Для так называемого «безречевого» ребенка или ребенка с лепетной речью задача выделения отдельных звуков в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

2 уровень – начало развития фразовой речи. Активный словарь состоит из искаженного, значительно отстающего от возрастной нормы, но уже постоянного запаса общеупотребительных слов. Наблюдаются трудности понимания и употребления предложных конструкций, а также грубые аграмматизмы. Морфологические элементы постепенно приобретают смыслоразличительное значение. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков (16 – 20), замен и смешений4. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. Сохраняются нарушения в звуко-слоговой структуре: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов, многосложные слова редуцируются. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков различной контрастности.

3 уровень – появление бытовой фразы. Понимание речи значительно развивается и приближается к возрастной норме. Сохраняются элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечается недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами. Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточности употребления многих лексических значений, аграмматизмы, упрощение слоговой структуры слов, недифференцированное произнесение звуков (в основном, свистящих, шипящих, аффрикат и соноров). Дети не умеют пользоваться способами словообразования, с трудом овладевают звуковым анализом и синтезом. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Практическое изучение групп детей с общим недоразвитием речи раскрыло многообразие клинических проявлений этого диагноза. Условно можно выделить три группы5.

У детей первой группы имеются признаки общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности; поражения центральной нервной системы отсутствуют. В одной трети случаев анамнез содержит сведения о токсикозе второй половины беременности, что приводит к осложнениям в пренатальный и натальный периоды, соматической ослабленности ребенка в первые месяцы и годы жизни. В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоциональной незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности. Дизонтогенетический вариант общего недоразвития речи подтверждает наличие малых неврологических дисфункций: нарушение регуляции мышечного тонуса, недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированность кинетического и динамического праксиса.

У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как: гипертензионно-гидроцефальный синдром, характеризующийся повышенным внутричерепным давлением, церебрастенический синдром, проявляющийся в виде повышения нервно-психической истощаемости и эмоциональной неустойчивости; синдромы двигательных расстройств. При таком осложненном варианте общего недоразвития речи церебрально-органического генеза у детей отмечается моторная неловкость, трудности переключения с одного движения на другое. Автоматизированное выполнение простых ритмов, других двигательных заданий становится невозможным. Наблюдается нарушение общего и орального праксиса, недостаточность фонематического восприятия. Незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с низкой умственной работоспособностью и эмоциональной лабильностью. Деятельность таких детей периодически может носить непродуктивный характер.

У детей третьей группы наблюдается стойкое, специфическое речевое недоразвитие системного характера, которое клинически обозначается как моторная алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Характерным признаком моторной алалии является выраженное недоразвитие всех сторон речи. Резкое снижение возможностей самостоятельных высказываний проявляется на фоне относительно сохранного понимания речи. Речевая активность у таких детей крайне низкая, из форм общения с окружающими для них предпочтительнее мимика и жесты. Более всего страдает фразовая речь. В норме усвоение родного языка возникает непроизвольно в процессе речевого общения, имеет неосознанный, эмоциональный характер и играет важную роль в гармоничном развитии ребенка. При моторной алалии происходит дезавтоматизация речевого процесса, недоразвитие динамического стереотипа речевой деятельности, что обусловливает формирование патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности. Кроме специфического речевого дефекта у многих детей с моторной алалией отмечаются нарушения неречевых функций (затрудненность формирования познавательной деятельности, недоразвитие общей и мелкой моторики, неврологические и психопатологические отклонения, в том числе, поведенческий негативизм и т.д.)6.

Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении. Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма)7.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconМетодика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 12 Логопедическая

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 icon«Музыкальное развитие детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения»

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconРазвитие вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconИсследование фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Научно-теоретический анализ формирования фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим...
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconСистемный анализ психического развития детей с недоразвитием речи

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconЗначение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconДанной работы формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
Тема данной работы – формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ограниченными...
Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconОсобенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconПриходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего

Методика комплексного воздействия на детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11 Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи 17 iconФизическое развитие и психофизиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с нарушением

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы