|
Скачать 1.05 Mb.
|
Автор: Иванова Ольга Евгеньевна, педагог-психолог, учитель-логопед МОУ СОШ №35 г.Твери, практический психолог Центра Развития Ребенка «Академия Детства» г.Твери. e-mail: [email protected] РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СОДЕРЖАНИЕ Введение ВВЕДЕНИЕ 4 Отмечаемое исследователями увеличение численности детей с нарушениями речи, усложнение структуры речевых дефектов, вызывает необходимость дальнейшего углубленного изучения особенностей речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников с речевой патологией. А также определение путей повышения эффективности коррекционного воздействия, с целью подготовки детей данной категории к школьному обучению, т.к. проблема пониженной обучаемости дошкольников с общим недоразвитием речи продолжает оставаться актуальной. 6 ^ Объектом исследования является вербальное мышление старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 6 ^ Цель данной работы – теоретическое и практическое изучение развития вербального мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях. 6 Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование методики В.К.Воробьёвой способствует развитию вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 6 Для достижения указанной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи: 7 Методы исследования. 1.Теоретический анализ литературы. 2.Диагностика. 3.Формирующий эксперимент. 4.Качественная и количественная обработка данных. 7 База исследования. АНО «ЦПО» Академия карьеры» отделение Центр развития ребенка «Академия детства» г.Твери. 7 Работа состоит из введения, теоретической главы, экспериментально-практической главы, заключения, списка литературы, приложения. 7 ^ 1.1.Общее недоразвитие речи. Причины. Клиническая характеристика 8 В 50-60х годах XX в., работая над созданием психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, проф. Р.Е.Левина выделила отдельную категорию детей, у которых в той или иной мере оказались несформированными все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика и связная речь. Отклонения в формировании речи, Р.Е.Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.), стали рассматривать как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Детей, у которых отмечалось такое системное недоразвитие речи, стали относить к категории «общее недоразвитие речи». Эта категория детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое часто определяет неготовность этих дошкольников к обучению в условиях массовой школы. 8 1.2. Мышление и его развитие в онтогенезе 14 Основные формы мышления 17 Основные единицы вербального мышления 19 ^ ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 34 Цель и задачи исследования 35 ^ 2.3. Анализ результатов экспериментального изучения развития вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 62 Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что методика В.К.Воробьёвой развивает вербальное мышление старших дошкольников подтвердилась. 79 Также были определены общие особенности взаимодействия нарушений мыслительной и речевой деятельности при ОНР , проявляющиеся в трудностях при нахождении смысловой программы и ее реализации в формально-языковом плане. В то же время, нами установлено, что продуктивность речемыслительной деятельности дошкольников с ОНР зависели и от сложности смысловой программы, и от количества сюжетных картинок. 80 Неоднородность трудностей при нахождении замысла и реализации его в связном речевом сообщении отразили процесс развития вербального мышления дошкольников. Так дети с более высоким уровнем сформированности словесного мышления и речи в речевой продукции отражали не только временные последовательности, но и причинно-следственные отношения. Их сверстники с более выраженными отклонениями в речевой и познавательной сфере, затруднялись не только в установлении причинно-следственных отношений и временных последовательностей, но и в нахождении смысловой связи между денотатами. 80 Экспериментальное исследование показало, что недостаточность речемыслительной деятельности, в процессе овладения дошкольниками с речевым недоразвитием связной речью, обусловлена несформированностью двух видов операций: опрераций упреждающего синтеза, и операций, осуществляющих его структурно-языковое оформление. 80 ^ Предложенная программа способствовала активизации всей речемыслительной деятельности дошкольников. 87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88 Экспериментальное изучение вербального мышления дошкольников выявило различную степень несформированности словесно-логического мышления и показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, имеются ярко выраженные трудности не только в языковом оформлении, но и в смысловом программировании речевых сообщений. Для речевой продукции дошкольников характерны пропуски смысловых звеньев («большие и малые смысловые скважины» по В.К.Воробьевой), длительные межфразовые паузы, незавершенность фрагментов, трудности в нахождении смысловой связи между денотатами, ошибки при передаче причинно-следственных отношений. 89 ^ ВВЕДЕНИЕАктуальностиь исследования. Изучением проблемы соотношения мышления и речи занимались ученые разных областей науки: философии, психологии, физиологии, нейропсихологии, психолингвистики, педагогики, логопедии и др. Фундаментальные исследования Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Ж.Пиаже, А.Валлона и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам следует отнести: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка. Результаты дальнейшего исследования этих вопросов, принципиальные теоретические положения были сформулированы в трудах таких отечественных ученых, как: А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Н.Ф.Талызина, Н.Н.Поддъяков, Г.И.Минская, В.И.Лубовский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Л.Ф. Обухова и др. Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С.Выготским («Мышление и речь», 1934г.). В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношений понятий «смысл» и «значение», учение о структуре и семантике внутренней речи. Согласно теории Л.С.Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется от порождающего какую-либо мысль мотива, к формированию самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах. Теория речемышления, созданная П.С.Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах Н.И.Жинкина, А.Н.Соколова, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева, И.Н.Горелова, Т.М.Дридзе и др., утвердивших подход к монологической речи, как к сложной, иерархически организованной речемыслительной деятельности [1, 35, 60, 85]. В ходе практической и экспериментальной деятельности отечественные ученые А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев, Т.В.Ахутина (Т.В.Рябова), И.А.Зимняя, А.А.Залевская и др. разработали модель порождения высказывания, выделив в ней два взаимосвязанных плана: внутренний, предметно-смысловой, и внешний, формально-языковой [2, 39, 60]. Все исследователи, при выделении операций составляющих акт говорения, опирались на данные анализа патологии речи, поскольку именно в патологии различается «слитое в норме» [2]. Изучением речемыслительной деятельности у лиц с нарушениями речи занимались такие ученые, как А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, И.Т.Власенко, В.К.Воробьева, Е.Ф.Соботович и многие другие. В работах авторов указывается на то, что одной из центральных проблем нейропсихологии и логопедии являются особенности мышления у детей, имеющих нарушения речи. Что и послужило выделением положения о единстве формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности, как одного из основных направлений коррекционной работы с дошкольниками с речевой патологией. Научно обоснованные системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи представлены в работах В.К.Воробьевой, В.П.Глухова, Б.М.Гриншпуна, Н.Ефименковой, Н.С.Жуковой, Р.Елевиной, Е.М.Мастюковой, В.И.Селиверстова, С.Н.Шаховской, Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелевой, Г.В.Чирки-ной и др. [10, 22, 37, 47]. Отмечаемое исследователями увеличение численности детей с нарушениями речи, усложнение структуры речевых дефектов, вызывает необходимость дальнейшего углубленного изучения особенностей речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников с речевой патологией. А также определение путей повышения эффективности коррекционного воздействия, с целью подготовки детей данной категории к школьному обучению, т.к. проблема пониженной обучаемости дошкольников с общим недоразвитием речи продолжает оставаться актуальной. Проблема исследования. Возможно ли развивать вербальное мышление старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня используя методику В.К.Воробьёвой? Объектом исследования является вербальное мышление старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предметом исследования является развитие вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня по методике В.К.Воробьёвой. Цель данной работы – теоретическое и практическое изучение развития вербального мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях. ^ Мы предполагаем, что использование методики В.К.Воробьёвой способствует развитию вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Для достижения указанной цели перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1.Дать определение общему недоразвитию речи. Описать причины его возникновения и клиническую характеристику. 2.Теоретически изучить мышление и его развитие в онтогенезе. 3.Описать особенности мышления детей с общим недоразвитием речи III уровня. 4.Продиагностировать развитие вербального мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на констатирующем и контрольном этапе. 5.Провести формирующий эксперимент по методике В.К.Воробьёвой. 6.Проанализировать полученные результаты исследования. |