|
Скачать 61.33 Kb.
|
Содержание
Средствами реализации этой задачи могут стать2) П.В.Степанов, И.В.Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания, М.-2007г. 3) |
Статья «Дружба как основа духовно-нравственного воспитания» Парфёнова Галина Викторовна, учитель начальных классов БОУ г.Омска «Школа-интернат основного общего образования №2» Кто из нас, работая учителем и принимая под свое руководство новый класс, не мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только учить и воспитывать, но и жить в полном смысле этого слова? Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают учителя, психологи, родители. Все мы стремимся иметь друзей и страдаем от недостатка дружеского участия, так и в своей работе сознательно направляем свои усилия на то, чтобы обрести, достичь, создать, сформировать (ни один из глаголов не является полностью адекватным) дружбу среди окружающих нас детей. Мне кажется, дружба важна сама по себе, ибо она должна быть естественной средой обитания детей, а с другой стороны, она является инструментом развития ребенка, неким педагогическим средством, благодаря которому он может нормально развиваться как личность. Ведь только в дружеской атмосфере, чувствуя поддержку друзей и товарищей, у ребенка открываются возможности самораскрытия, которые как катализатор ускоряют все процессы личностного роста. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных - всему тому, чему родители не могут его научить. С первых дней стараюсь научить ребят ценить друг друга, видеть в каждом неповторимую индивидуальность. Пытаюсь найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание одноклассников; создавать для каждого ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость. Я работаю 15 лет в классах для детей с задержкой психического развития. Ко мне дети приходят во 2-ой класс, как правило, это дети из разных школ всего города из неблагополучных семей. В соответствии классификации ЗПР К. С. Лебединской, в специальных (коррекционных) классах VII вида обучаются дети с ЗПР конституционального генеза (т.е. страдает органика) у всех наших детей сопутствующей формой является ЗПР психогенного происхождения, основными этиологическими факторами которого являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обуславливает патологическое развитие личности, страдает эмоционально-волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. Дети с явлениями социально-педагогической запущенности и даже патологического развития личности могут восполнить пробелы духовно-нравственного воспитания в условиях школы-интерната при наличии адекватного подхода в воспитании. Таким образом, в работе с классом использую правила:
Эти правила нацелены и на то, чтобы развить духовно-нравственный мир моих учеников. На классном часе, который проводится 1 раз в неделю, обсуждаем вопросы, как они представляют нашу жизнь в классе, о чем мечтают, какие традиции и обычаи хотят создать, по каким законам мечтают жить. Выстраивание деятельности детского коллектива с опорой на законы дружбы помогает улучшить взаимоотношения в классе, способствует самопознанию и развитию гармоничной личности. В основе духовно-нравственного воспитания лежат понятия о добре, зле, ответственности, милосердии, взаимопомощи, любви, долге, чести, достоинстве. Так как мы, учителя начальных классов, работаем над созданием детского коллектива, я за основу духовно-нравственного воспитания беру понятие «дружба». К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки. Но есть у моих второклассников (не у всех) страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх оказаться не таким как все. Очень трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка. Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение каждого ученика класса, умение чувствовать состояние ребенка, вести доверительный диалог с ним. ^ - коллективные творческие дела класса; - театрализованные представления, игры; - участие в соревнованиях, конкурсах; - участие в школьных коллективных творческих делах; - походы, экскурсии, коллективные поездки; - цикл классных часов. Важно обратиться к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Для 2 класса предлагаю тематику классных часов: 1. Я и мое место на Земле.
• С кем живу на этой Земле. Знакомимся с понятиями «дружба», «вежливость», «воспитанность», «уважение». Задача - подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого человека. 2. Школа вежливых наук.
Дети знакомятся с правилами этикета, с культурой отношений в коллективе, понятиями уважения и взаимного доверия как основы гуманных отношений. 3. Мое, твое, наше.
Представление о добре и зле, о счастье, обязанности ребенка в новых социальных отношениях. Есть замечательные слова Д. Лихачёва: «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими». Эти слова стали девизом наших дел в классе. Учимся испытывать чувство гордости за свой класс, когда каждый ученик отождествляет себя с классом, успех всего класса - это успех каждого, и наоборот, успех одного приведёт к успеху класса, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха. Но здесь нас подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой, мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае, сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик. Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным. Поэтому для того, чтобы научиться дружить, ребёнку не обойтись без нашей помощи. И начать здесь нужно с улыбки. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. - Литература 1) П.В.Степанов. Как создать воспитательную систему школы, М.-2006 г. ^ Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов. Воспитательная система от А до Я. М.-2006 г. 4) Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под редакцией Степанова Е.Н., М., 2000. 5) Поляков С.Д. Воспитательные технологии. М., 2002. 6) Ясницкая В.Р. Три кита. М., 2002. 7) Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М., 2000. 8) Азбука нравственного воспитания. М. «Просвещение» 1979. 9) О.С.Богданова «Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов» М. «Просвещение» 1978. 10) Беседы по этикету. Омск. Омский республиканский медицинский колледж 1994. 11) Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. М. «Цитадель- триада» 1995. |