|
Скачать 180.53 Kb.
|
МДОУ детский сад №8 «Яблонька» ГМО логопедов СООБЩЕНИЕ. Тема: «Формирование речевого дыхания – как основа звукопроизношения». учитель-логопед Дронова Н.Н. 15 марта 2011г. г. Серпухов Здоровье людей – основная ценность всего человечества. Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношение звуков может быть сформировано в том случае, если у детей достаточно развиты подвижность и переключаемость органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание, если они умеют владеть своим голосом. Очень важно для формирования правильного звукопроизношения иметь хорошо развитый слух, так как он обеспечивает самоконтроль, а самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. К органам дыхания относятся:
Дыхательный аппарат выполняет следующие психофизиологические функции:
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь является одной из составляющих общего здоровья человека. Для формирования физиологического и речевого дыхания необходимо хорошо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулировочного) речевого аппарата и периферического. ^ находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. ^ состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звукопроизводящего). В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. ![]() Рис 1. Строение речевого аппарата: 1 — головной мозг; 2— носовая полость; 3 — твердое нёбо; 4 — ротовая полость; 5 — губы; б — резцы; 7 — кончик языка; 8 —спинка языка; 9— корень языка; 10 — надгортанник; 11 — глотка; 12 — гортань; 13 — трахея; 14 — правый бронх; 15 — правое легкое; 161— диафрагма; 17—пищевод; 18 — позвоночник; 19 спинной мозг; 20 — мягкое нёбо. ^ : физиологическое (неречевое); речевое. Между ними существуют некоторые различия.
Физиологи различают три способа дыхания:
Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его ещё называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом. Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых, оно характеризуется:
Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы).
Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонения в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь её неотъемлемой составной частью. ^
Расстройства физиологического и речевого дыхания свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии. ^ Дисфония (расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится слабым, хриплым, вибрирующим) и афония (отсутствие голоса) - органические нарушения голоса при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Проявляется в нарушениях дыхания и голоса, вследствие дискоординации рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Фонастения - функциональное нарушение голоса, на начальных стадиях не сопровождаемое видимыми изменениями в голосовом аппарате. Проявляется в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом - усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией - полным отсутствием голоса. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы наличием измененного назализованного тембра голоса. Возникает от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба. Физиологическое дыхание осуществляется через рот, а не через нос. Ротовой выдох в речевом акте затруднен из-за чрезмерно поднятого корня языка. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи, вследствие преобладания процессов возбуждения, а также ослаблением тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы. Проявляется в преимущественном нарушении дыхания. Разновидности тахилалии - баттаризм (быстроговорение) является следствием тяжелых расстройств темпа речи и полтерн (спотыкание) - патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера. При баттаризме и полтерн имеются расстройства всех сторон речевой деятельности: импрессивной и экспрессивной речи, просодики, голоса, речевого дыхания и речевой моторики. Заикание - нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании наблюдаются разнообразные изменения со стороны дыхания, касающиеся пути воздуха, расходования речевого дыхания и дыхательных движений. Дыхание у заикающихся является одновременно и грудным и брюшным. Клонические и тонические нарушения в речи проявляются и в характерной прерывистости дыхания. Речевое дыхание нарушается различно: начало речи бывает с шумным выдохом и коротким вдохом или выдохом, не рассчитанным на фразу, иногда появляется озвученное дыхание, часто заикающиеся говорят на вдохе. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Наряду с речевыми при дизартрии выделяют и неречевые нарушения. Одним из них является расстройство физиологического дыхания. При стертой форме дизартрии отмечаются нечеткое звукопроизношение и смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукообразования, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Считая тембр голоса одним из просодических элементов речи и, учитывая, что в образовании голоса участвуют воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань, ротовая и носовая полости), можно предположить, что механизм нарушения дыхания при стертой дизартрии таков же, как и механизм нарушения тембра голоса. Им является расстройство функции языкоглоточного и блуждающего нервов. Необходимо отметить, что особенностью дизартрии у детей часто является ее смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования других. Этот фактор определяет частое сочетание дизартрии у детей с другими речевыми расстройствами: задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, моторной алалией, заиканием. Процесс поражения отдельных звеньев речевой функциональной системы у детей может приводить к дезинтеграции всего речевого развития в целом. В этом процессе определенное значение имеют нарушения орального и артикуляционного праксиса. Отсутствие произвольности практических действий затрудняет работу всех речевых органов. Нарушения функционирования анализаторов могут сопровождаться различными формами речевой патологии: при нарушении слуха может наблюдаться заикание, нарушение темпа речи, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса; при нарушении зрения - заикание, нарушение голоса, ринолалия. У умственно отсталых детей встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей. В клинике детского церебрального паралича особое место занимают расстройства речи, чаще - это различные формы дизартрии. У этой категории детей отмечено излишнее напряжение артикуляционных и дыхательных мышц при фонации. Таким образом, можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Сами же эти речевые нарушения могут входить в синдром какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе физиологического и речевого дыхания. С учетом того, что речевое дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его желательно в дошкольном возрасте. Поэтому я ставлю перед собой Цель:
В работе по достижению этой цели решаются задачи:
Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Процесс формирования речевого дыхания, в работе учителя-логопеда, можно условно разделить на три этапа: ^
2 этап. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания. 3 этап. Формирование речевого дыхания (при проработанности первых). 1 этап. Например, упражнения на формирование носового вдоха: ^ Задача: формировать длительный носовой выдох. Оборудование: тазик с водой, корабли из бумаги или пластмассы. Ход игры: Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой. ^ Задача: формировать носовой вдох. Оборудование: для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки ...). Ход игры: Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей. ^ Задача: формировать носовой вдох. Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром. Ход игры: Вариант А. «Парные коробочки»: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого. Вариант Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”. Усложнение: за счет увеличения количества коробочек. Упражнения на формирование длительного выдоха: ^ Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Оборудование: султанчик (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски. ^ Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Оборудование: мячик для понг-понга. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой. ^ Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Оборудование: ватный шарик/перышко. Ход игры: Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик. ^ Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Оборудование: бахрома из папирусной бумаги Ход игры: Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. ^ Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”. Ход игры: Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох. ^ Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: листочки, цветочки из папиросной бумаги. Ход игры: Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом: Очень жаркий день-денечек. Дунь-подунь, наш ветерочек. Ветерочек, ветерок, Дунь-подунь, наш ветерок. Игры на формирование комбинированного типа дыхания (носового вдоха и ротового выдоха): Игра «Пузырьки» ^ стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля. Ход игры: Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами). Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вода выметается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки). ^ Задача: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи. Оборудование: На уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бумажными мотыльками разного цвета (или величины). Ход игры: Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылька определенного цвета или величины. На зеленом, на лугу Мотыльки летают. Красный мотылек взлетел . . . и т.п. ^ Задача: формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи. Оборудование: воздушный шарик, игрушки (мишка, зайка, кукла) Ход игры: Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке. ^ : На втором этапе формирования неречевого дыхания – формировании диафрагмально – релаксационного типа дыхания у детей с 4-х лет, так как именно к этому возрасту организм «созревает» для саморегуляции и самоконтроля применяется логотерапевтический метод БОС. В нашем случае предлагаем упражнение: ^ Задача: формировать диафрагмальное дыхание. Оборудование: кушетка/диванчик, мягкая игрушка. Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается. Затем отрабатываются варианты сидя, потом стоя. ^ (при проработанности первых). Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе. Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом. На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их произносит) На одном выдохе 1,2,3 … слогов. Произношение 1,2,3… слов. Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая логические паузы. Например игры и упражнения: ^ Задача: формирование длительного фонационного выдоха. Оборудование: картинки с изображением животных (можно игрушки). Ход: Взрослый заранее обговаривает с детьми, какому предмету, какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно на плавном выдохе произносит звук соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают какой предмет их “позвал”. ^ Задача: формирование речевого выдоха. Ход игры: Дети произносят на одном выдохе звук (слог). Игра “Назови картинки” Задача: формирование речевого выдоха. Оборудование: 5 предметных картинок. Ход игры: Вариант А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе. Вариант Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе. Вариант В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе. ^ / пословицу (поговорку) Задача: формирование плавной слитной речи. Ход игры: Взрослый произносит предложение, пословицу (поговорку), ребенок на одном выдохе. ^ «Кто больше скажет без передышки» Задача: формирование плавной слитной речи. Ход игры: Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по- разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь». «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя. Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном итоге является показателем совершенной речи. Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Для того, чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыками неречевого и речевого дыхания. Чтобы ребенок не утратил полученные навыки, необходимо их закрепить. Для этого надо обучить родителей. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют профилактике болезней дыхательных путей, таких заболеваний как:
Отдельно нужно сказать о Логотерапевтическом методе БОС (автор Сметанкин А.А.), — уникальный метод для формирования речевого дыхания. Уникальность данного метода — возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую. Научить ребенка диафрагмальному дыханию — это еще не все. Методика предполагает не только дыхание животом, но и контроль, за гармонией дыхания и сердца, управление пульсом через дыхание. Метод БОС — это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Данная компьютерная программа в сочетании с комплексом стандартных и вариативных игр, превращают логотерапевтическую процедуру в занимательную игру, что соответствует новообразованиям дошкольного возраста и ведущему виду деятельности детей. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. Итак, речевое дыхание является произвольным, сознательным актом. Оно управляется и контролируется говорящим. В процессе развития ребенка совершенствуется физиологическое дыхание, развивается речевое дыхание. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее; раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность произносить больше слов на одном выдохе; создаются условия для правильного использования выдоха в процессе речевого высказывания. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом». |
![]() |
Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи |
![]() |
Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи Хатнюкова (Шишкова) Т. Г., кандидат |
![]() |
«Здоровьесберегающая технология формирования речевого дыхания» |
![]() |
Развитие речевого дыхания у ребенка. Игры и упражнения |
![]() |
Автоматизация звука этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки |
![]() |
I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» Обеспечение благоприятной окружающей среды как основа определяется безопасной жизнедеятельности населения,... |
![]() |
Безопасность электропотребления А; меньшие токи — отпускающие; в 51-100мА — пороговый фибрилляционный, так как возможна фибрилляция,... |
![]() |
А. И. Гончаренко Пространство сердца как основа сверхсознания |
![]() |
Статья «Дружба как основа духовно-нравственного воспитания» |
![]() |
Химическая схема синтеза как основа разработки технологии бав |