Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: "Академический проект", 1997 335 с





Скачать 5.14 Mb.
Название Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: "Академический проект", 1997 335 с
страница 1/27
Дата 31.03.2013
Размер 5.14 Mb.
Тип Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с.

А 465

ISBN 5-7331-0103-2

ББК 53.57 А 465

Книга зав. кафедрой медицинской психологии СПб МАПО профессора А. А. Александрова состоит из лекций по основным направлениям современной отечественной и зарубежной психотерапии. Она включает в себя изложение принципов и методик наиболее эффективных психотерапевтических подходов: когнитивной терапии, гештальт-терапии, психотерапии К. Роджерса и др. Большое внимание уделяется вопросу интеграции различных методов в рамках патогенетической психотерапии. Автор подробно останавливается на методах психической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация), отдельная лекция посвящена групповой психотерапии.

Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................

^ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ

ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ............... 7

Цели и методы психотерапии .................................................................... 8

Основные направления психотерапии....................................................... 10

Психодинамический подход ......................................................................10

Разновидности психоанализа .................................................................... 11

Феноменологический подход ...................................................................A3

Поведенческий подход.............................................................................. 17

Когнитивная терапия ................................................................................19

Возникновение когнитивно-поведенческой терапии ................................ 20

^ ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ......................................................... 25

Цели групповой психотерапии................................................................. 25

Феноменология группового процесса ...................................................... 26

Нормы группы................................................................................. 26

Роли в группе...................................................................................21

Групповая сплоченность................................................................. 28

Групповое напряжение .................................................................... 29

Фазы развития группы...................................................................30

Групповой психотерапевт......................................................................... 32

Котерапевты............................................................................................. 36

Ориентация группового сеанса ................................................................ 37

Организация терапевтической группы..................................................... 38

Подготовка групповых психотерапевтов ................................................. 40

Балинтовские группы............................................................................... 42

^ ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ

ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ............................................ 47

ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ............................................................. 59

Классическое обусловливание .................................................................. 59

Инструментальное, или оперантное, обусловливание ................................ 60

Социальное научение ............................................................................... 62

Общие характеристики поведенческой терапии ...................................... 64

Цели поведенческой терапии ................................................................... 65

Идентификация и оценка проблемы........................................................ 65

Технические процедуры........................................................................... 67

Систематическая десенситизация................................................ 67

Методы, основанные на угасании.................................................. 69

Моделирование..................................................................................70

Тренинг утвердительного (уверенного) поведения

и социальных умений................................................................... 71

Позитивное подкрепление............................................................... 71

Техника вызывания отвращения ....................................................72

Наказание ........................................................................................ 73

Процедуры самоконтроля ............................................................... 73

Когнитивное реструктурирование .................................................74

Применение поведенческой терапии....................................................... 74

Тактика поведенческой терапии .............................................................. 76

Продолжительность лечения ..............................................................78

Случай из практики ............................................................................ 78

^ ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АРОНА БЕКА.................................. 82

Основная концепция ......................................................................82

Теория личности ............................................................................84

Когнитивное содержание эмоциональных расстройств .....................85

Когнитивные искажения ............................................................88

Цели когнитивной терапии .......................................................89

Теория когнитивной терапии ....................................................89

Основные стратегии когнитивной терапии ..................................93

Лечение ...................................................................................94

Когнитивные техники ..............................................94

Поведенческие техники .................................................99

Диагностические тесты ...........................................................................100

Применение когнитивной терапии .......................................................... 101

Тактика когнитивной терапии................................................................. 101

Случай из практики.................................................................................104

^ ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ

АЛЬБЕРТА ЭЛЛИСА ............................................................................ 109

Основные концепции .............................................................................. НО

Двенадцать основных иррациональных идей (А. Эллис, 1958)... 111

Психотерапия .......................................................................................... 115

Диагностические тесты ........................................................................... 118

Применение рационально-эмотивной терапии ........................................ 118

Случай из практики ................................................................................. 121

Первая беседа................................................................................. 122

Комментарий А.Эллиса ................................................................ 127

Лечение .......................................................................................... 129

^ ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ..........................................................................131

Предыстория гештальт-терапии ............................................................. 132

Основные теоретические положения ......................................................134

Концепция нарушений ............................................................................138

Концепция терапии .................................................................................142

Технические процедуры..........................................................................143

Принципы гештальт-терапии ..................................................................144

Игры гештальт-терапии ..........................................................................147

Применение гештальт-терапии ............................................................... 155

^ ЛЕКЦИЯ ВОСЬМАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.................................... 158

Жизненный путь В. Н. Мясищева......................................................... 159

Психология отношений .......................................................................... 160

Теория личности .....................................................................................163

Концепция невроза ................................................................................ 166

/. Невроз - психогенное расстройство ........................................ 166

2. Типы невротических конфликтов............................................ 169

3. Особенности характера ............................................................ 172

4. Генетическое понимание невроза.............................................. 174

5. Критерии отграничения неврозов ............................................ 175

Концепция психотерапии ........................................................................176

^ ЛЕКЦИЯ ДЕВЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ............................................................ 178

Задачи индивидуальной психотерапии ...................................................178

Метод (процедура) индивидуальной терапии. Общие рекомендации ... 180

Случай из практики ................................................................................ 186

Описание метода.................................................................... 191

/. Преодоление неправильных представлений пациента

о его болезни.............................................................................. 191

2. Осознание психологических причин и механизмов болезни..... 193

3. Решение конфликта.................................................................. 204

4. Реконструкция системы отношений...................................... 206

^ ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ГРУППОВАЯ ФОРМА........................................................................... 208

Теоретические основы

групповой патогенетической психотерапии. ........................................... 208

Цель и задачи

групповой патогенетической психотерапии .............................................213

Механизмы лечебного действия

групповой патогенетической психотерапии .............................................214

Система отношений больных неврозами и ее реконструкция

в процессе групповой патогенетической психотерапии...........................216

Ценностные ориентации больных неврозами и их динамика

в процессе групповой патогенетической психотерапии ........... 221

^ ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОЗАХ................................................ 231

/. Прогностическое значение ведущего психопатологического

синдрома и стадий невротического заболевания.........-232

2. Прогностическое значение акцентуаций характера ............... 233

3. Прогностическое значение ценностных ориентаций...............240

4. Прогностическое значение

коммуникативных характеристик........................................... 241

5. Характеристики больных неврозами, не имеющие прогностического значения для эффективности групповой психотерапии ......................... 242

6. Заключение: прогностические клинико-психологические

"портреты" больных неврозами ..............................................243

^ ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ

ГРУППОВАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА-........................................................................................247

Разминка................................................................................................ 247

Основная часть ...................................................................................... 249

^ ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ

ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ

ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 257

Интеграция принципов и методов

клиент-центрированной терапии Роджерса ........................................... 259

Интеграция гештальт-терапии ............................................................... 260

Интеграция когнитивно-поведенческой психотерапии........................... 265

Случай из практики ................................................................................ 268

Первый сеанс................................................................................. 268

Второй сеанс..................................................................................TIT.

Третий сеанс.................................................................................. 277

Групповая дискуссия......................................................................ТЛУ

Обратная связь при завершении работы группы........................282

^ ЛЕКЦИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ ...................................... 283

Клиническое применение релаксационных методов .............................. 283

Нервно-мышечная релаксация............................................................... 286

Техника проведения прогрессивной мышечной релаксации .................. 287

Йога ....................................................................................................... 290

Шавасана ............................................................................................... 293

Контроль дыхания ("пранаяма") ........................................................... 295

333

^ ЛЕКЦИЯ ПЯТНАДЦАТАЯ

МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ (продолжение)............. 300

Трансцендентальная медитация ............................................................. 300

Классификация медитативных методов ..................................... 300

Механизмы действия .................................................................... 301

Медитационный континуум ........................................................ 302

Компоненты медитации ............................................................... 303

Использование методики "ом": инструкция ..............................304

Переход к бодрствованию .............................................................305

Дзен-буддизм......................................................................................... 306

Техника медитации даа-дзен ........................................................309

Аутогенная тренировка. .......................................................................... 310

Клиническое применение................................................................ 310

Низшая ступень аутогенной тренировки по И. Шульцу.......... 312

Модификации аутогенной тренировки низшей ступени ............ 313

Высшая ступень аутогенной тренировки.................................... 317

Биологическая обратная связь ............................................................... 320

Типы биологической обратной связи ............................................ 321

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 324

На русском языке.................................................................................. 324

На иностранных языках ........................................................................ 328


ПРЕДИСЛОВИЕ


Предлагаемые вниманию читателей «Лекции по психотерапии» представляют собой раздел лекционного курса кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образова-ния (СПб МАПО).


Вслед за информационным голодом, испытываемым нашими психотерапевтами на протяжении многих десятилетий, книжный рынок буквально захлестнули потоки литературы по психологии и психотерапии. Эриксоновский гипноз, классический психоанализ, телесная терапия, трансакционный анализ, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование — такая пестрота жанров вызывает много вопросов у начинающих психотерапевтов: какую литературу выбрать, с чего начинать, что важнее, как это может пригодиться? Бессистемное чтение малопродуктивно, а главное, не приносит искомого удовлетворения, в результате чего ослабевает мотивация профессионального роста. Нужна хорошая основа психотерапевтических и психологических знаний, которая обеспечит возможность ориентироваться в литературе, выбрать направление, наиболее отвечающее собственным наклонностям и способностям, даст мощный стимул для дальнейшего совершенствования. Кстати, именно такая литература, закладывающая основы психотерапевтических знаний и столь необходимая для начинающих психотерапевтов, отсутствует на нашем книжном рынке. С целью заполнения этого пробела и задуманы прежде всего настоящие лекции.


Другая проблема заключается в том, что наши издательства при выпуске литературы руководствуются в основном рыночно-конъюнктурными соображениями. В связи с этим, а также во многом благодаря информационной неискушенности потребителей, не всегда самые лучшие образчики западной психотерапии проникают на наш рынок. Иначе как можно объяснить вторжение и широкое распространение в России «нейро-лингвистического программирования» — метода, не востребованного у себя на родине, в Соединенных Штатах, не говоря уже о Европе. Хорошим индикатором признания того или иного психотерапевтического метода может служить включение его в руководство «Современные методы психотерапии» Р. Корзини — хорощо известного психотерапевта и популяризатора психотерапии, автора, составителя и редактора многих руководств, словарей, энциклопедий и учебных пособий по психологии и психотерапии. Это руководство, которое выдержало уже несколько изданий, содержит статьи ведущих представителей различных подходов современной психотерапии. Поскольку вопросы ориентации и выбора пути являются актуальными для многих начинающих психотерапевтов, не будет лишним перечислить здесь те психотерапевтические методы, которые вошли в 4-е издание этого руководства (1989): психоанализ, психотерапия Адлера, аналитическая психотерапия Юнга, клиент-центрированная терапия Роджерса (в очередной раз переименованная, она называется здесь «центрированная на личности терапия»), рационально-эмотивная терапия, поведенческая терапия, когнитивная терапия, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, трансакционный анализ, семейная терапия, мультимодальная терапия Арнольда Лазаруса. Завершает этот список небольшая глава «Три других подхода», куда вошли психотерапия стран Востока, психодрама и биоэнергетический анализ (Александр Лоуэн). Другие методы психотерапии пока не заслужили признания и отсутствуют в этом перечне. Возвращаясь к нейро-лингвистическому программированию, заметим также, что экспериментально-психологическое исследование Н. Л. Васильевой (СПб., 1997) не подтвердило существования одной ведущей репрезентативной системы личности — т. е. главного теоретического основания «нейро-лингвистиче-ского программирования».


Несколько слов о психоанализе. Как известно, он теперь не так популярен на Западе, как прежде. Там его значительно потеснили когнитивно-поведенческие методы психотерапии. Падение популярности психоанализа было неизбежным: умами врачей не могли долго владеть его ненаучные мифические концепции. Уже несколько поколений психотерапевтов на Западе пытаются преодолеть «дикость» первозданного психоанализа, сделать его более цивилизованным, социализированным. Эту миссию выполняли Анна Фрейд, Адлер, Хорни, Салливен, Фромм и многие другие. В наше время эту эстафету приняли представители теории объектных отношений. И все-таки биологизм фрейдовского психоанализа не преодолен в полной мере на Западе. Однако эта задача уже давно, еще при жизни Фрейда, выполнена в России: альтернативным подходом психоанализу является наша отечественная патогенетическая психотерапия, созданная В. Н. Мясищевым (1934) и развиваемая в наше время его учениками и последователями в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Ее называют также «личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапией» (Б. Д. Карвасарский, 1985). По своей сути эта психотерапия является психодинамической, конфликтцентрированной. Общая цель и психоанализа, и патогенетической психотерапии заключается в осознании пациентом источников его болезни. Однако если психоанализ считает, что источники болезни лежат в биологических влечениях, в мифическом материале бессознательного, то патогенетическая психотерапия усматривает их в действительных жизненных отношениях, в реальном материале индивидуальной жизни и развития личности в определенных социальных условиях. Вольф Лаутербах (1989), немецкий клинический психолог, выполняющий в Университете им. Гете (Франкфурт-на-Майне) научные исследования в области патогенетической психотерапии, так определил главное различие между психоанализом и патогенетической психотерапией: в противоположность психоанализу и другим глубинно-психологическим теориям в теории личности В. Н. Мясищева существенными являются не определенные, описанные по содержанию отношения (например, эдиповы отношения), а общие структурные отношения. Наполняются содержанием и анализируются отношения только в отдельном случае, не для описания системы личности как таковой.


В силу этого на язык патогенетической психотерапии, указывает далее В. Лаутербах, можно без труда перевести основное содержание высказываний других школ, в том числе психоанализа, поскольку ее подход лишь предлагает структуру, в которую могут быть включены конкретные содержания. Таким образом, структура патогенетической психотерапии первично лишена содержания; интрапсихические конфликты у В. Н. Мясищева также первично лишены содержания. Индивидуальное содержание отношений и интрапсихического конфликта у больного и предстоит раскрыть в процессе патогенетической психотерапии.


Есть еще одно существенное различие, на которое указывает С. С. Либих (1994): Фрейд придавал решающее значение сначала катарсису, а затем осознанию, инсайту. Во многих родственных психоанализу методиках до сих пор тщательно избегают активного воздействия на личность больного, «перевоспитания», перестройки и т. д. Патогенетическая психотерапия выделяет два основных этапа: этап эксплорации (исследования) и этап перестройки, изменения отношений личности. Первый этап в сущности соответствует психоанализу, второй же этап имеет много общего по своим задачам и конечным целям когнитивно-поведенческим подходам, в частности рационально-эмо-тивной психотерапии Эллиса.


Патогенетическую психотерапию еще мало знают у нас. И это неудивительно. В. Н. Мясищев сформулировал концепцию психологии отношений и патогенетической психотерапии в 1935—1939 годах. Как раз в эти и последующие годы психология в нашей стране впала в немилость, предпринимались попытки заменены ее физиологией высшей нервной деятельности. Основными методами психотерапии стали гипноз и аутогенная тренировка, применение которых научно легко обосновывалось с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Патогенетическая психотерапия (как «психогенетическая») по существу была оставлена. Эти эксперименты над психологией не прошли даром и для формирования нового менталитета психиатров. И хотя в конце 50-х — начале 60-х годов идеологическое давление на науку уменьшилось, психология была реабилитирована и как будто возникли условия для развития патогенетической психотерапии, позиции «физиологов» в психиатрии оказались столь сильными, а теория неврозов И. П. Павлова столь глубоко укоренившейся в сознании уже не одного поколения психиатров, что «конфликтцентрированная» концепция психотерапии не могла пробиться сквозь броню сопротивления и нежелания принять иную точку зрения на патогенез невроза («психогенез») и его лечения. Именно в этом причина того, что до самого последнего времени (а кое-где и до сих пор) главными методами психотерапии остаются суггестивные методы, а во взглядах на неврозы доминирует концепция нарушений высшей нервной деятельности. Интересно, что сам И. П. Павлов никогда не подменял психологию физиологией и не отрицал, что в основе невроза лежит конфликт. Не удивительно, что патогенетическая психотерапия оставалась малозаметной, подобно маленькому островку в безбрежном море гипноза и аутотренинга. В настоящее время ситуация меняется, однако подлинное «открытие» патогенетической психотерапии еще впереди. Автор надеется, что «лекции», ядро которых составляет патогенетическая психотерапия, выполнят среди прочих и задачу популяризации этого метода.


Одной из сильных сторон патогенетической психотерапии является ее открытость к интеграции с другими психотерапевтическими подходами. Это тем важнее, что интегративный подход отражает современную тенденцию в развитии психотерапии. В связи с этим актуальным становится вопрос о выборе конкретных принципов и методов, разработанных в русле иных психотерапевтических подходов, для интеграции их в систему патогенетической психотерапии. Идея интеграции является лейтмотивом лекций, отсюда выбор психотерапевтических методов, изложенных в них, не является случайным: теоретические исследования и клинический опыт показывают, что в наибольшей степени отвечают задачам интеграции методы когнитивно-поведенческого и феноменологического подходов, прежде всего рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека, гештальт-терапия Ф. Перлза.


Предлагаемые читателям лекции, таким образом, представляют некую целостность, «завершенный гештальт». Связующим началом этой системы, ее ядром служит патогенетическая психотерапия. Данные лекции окажутся полезными прежде всего тем, кто не определил своего пути в психотерапии, они помогут создать тот базис знаний, который необходим для дальнейшего профессионального роста.


^ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ


ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ


В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. В солидных руководствах или справочниках по психотерапии приводятся развернутые определения, претендующие на научную точность, включающие возможно большее число переменных. Такие определения подчас похожи на головоломки, требующие немало сил для их осмысления. В качестве иллюстрации приведу пример такого далеко не самого трудного определения, взятого из одного англоязычного источника: «Психотерапия является формальным процессом взаимодействия между двумя группами, каждая из которых обычно состоит из одного человека, но в которых может быть двое или больше участников, преследующим цель уменьшения дистресса у одной из двух групп в любой из следующих сфер ограничения или нарушения функционирования: когнитивной (нарушения мышления), аффективной (страдание или эмоциональный дискомфорт), поведенческой (неадекватность поведения), при участии терапевта, опирающегося на теорию происхождения, развития, сохранения и изменения личности и какой-либо метод лечения, логически связанный с теорией, и имеющего профессиональное и юридическое право выступать в качестве терапевта» (цит. по:R. Сог-sini, 1989, с. 1). И все-таки это и подобные ему определения, несмотря на свою многосторонность, не могут претендовать на исчерпывающую точность. Поэтому S. Kratochvil (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением, которое не исключает a priori ни одной из существующих концепций. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов».

Если это определение покажется кому-то слишком «медицинским», ограничивающим широкий спектр областей применения психотерапии, то можно привести другую редакцию: «Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма». В этом определении два момента нуждаются в пояснении: что понимается под нарушениями деятельности организма и какие средства относятся к психологическим.

Нарушения деятельности могут касаться как психических процессов и личности, так и соматических функций. Иными словами, речь идет о состояниях, обусловленных психогенезом или соматогенезом. К психологическим средствам относится прежде всего речь, но, как ни странно, и молчание, затем эмоции и эмоциональные отношения, мимика, различные виды научения, манипуляции в окружающей среде. В зависимости от того, насколько широк объем понятия «психологические средства», различают психотерапию в широком и узком смысле. Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента.

^ ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать вслед за D. Bernstein, E. Roy et al. (1988) следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:

1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

2) устраняет эмоциональный дискомфорт;

3) поощряет свободное выражение чувств;

4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам.

1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon Ю. И. Александров (отв редактор), Д. Г. Шевченко (зам отв редактора), И. О. Александров, Б. Н. Безденежных,

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon Основы психофизиологии: Учебник / Отв ред. Ю. И. Александров. М.: Инфра-м, 1997

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon Список литературы Берн Э. Групповая психотерапия / пер с англ. А. Ю. Калмыкова и др. М. Академический

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon Александров, Валерий Павлович

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon А. А. Александров Кафедра психиатрии Белмапо

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon А. А. Александров Кафедра психиатрии и наркологии Белмапо

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon М. Д. Благодатский, С. Н. Ларионов, А. А. Суфианов, Ю. А. Александров, М. А. Валиулин

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon А. А. Александров Кафедра психиатрии и наркологии Белмапо

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon А. А. Александров Кафедра психиатрии и наркологии Белмапо

Александров А. А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций спб.: \"Академический проект\", 1997 335 с icon А. А. Александров Кафедра психиатрии и наркологии Белмапо

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы