|
Скачать 5.14 Mb.
|
Александров А.А. Александров, Артур Александрович. Современная психотерапия. Курс лекций - СПб.: "Академический проект", 1997 - 335 с. А 465 ISBN 5-7331-0103-2 ББК 53.57 А 465 Книга зав. кафедрой медицинской психологии СПб МАПО профессора А. А. Александрова состоит из лекций по основным направлениям современной отечественной и зарубежной психотерапии. Она включает в себя изложение принципов и методик наиболее эффективных психотерапевтических подходов: когнитивной терапии, гештальт-терапии, психотерапии К. Роджерса и др. Большое внимание уделяется вопросу интеграции различных методов в рамках патогенетической психотерапии. Автор подробно останавливается на методах психической саморегуляции (аутогенная тренировка, мышечная релаксация, медитация), отдельная лекция посвящена групповой психотерапии. Книга рассчитана на психологов, психиатров, практикующих психотерапевтов, на всех интересующихся психологией. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................ ^ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ............... 7 Цели и методы психотерапии .................................................................... 8 Основные направления психотерапии....................................................... 10 Психодинамический подход ......................................................................10 Разновидности психоанализа .................................................................... 11 Феноменологический подход ...................................................................A3 Поведенческий подход.............................................................................. 17 Когнитивная терапия ................................................................................19 Возникновение когнитивно-поведенческой терапии ................................ 20 ^ ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ......................................................... 25 Цели групповой психотерапии................................................................. 25 Феноменология группового процесса ...................................................... 26 Нормы группы................................................................................. 26 Роли в группе...................................................................................21 Групповая сплоченность................................................................. 28 Групповое напряжение .................................................................... 29 Фазы развития группы...................................................................30 Групповой психотерапевт......................................................................... 32 Котерапевты............................................................................................. 36 Ориентация группового сеанса ................................................................ 37 Организация терапевтической группы..................................................... 38 Подготовка групповых психотерапевтов ................................................. 40 Балинтовские группы............................................................................... 42 ^ ФАКТОРЫ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОТЕРАПИИ............................................ 47 ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ............................................................. 59 Классическое обусловливание .................................................................. 59 Инструментальное, или оперантное, обусловливание ................................ 60 Социальное научение ............................................................................... 62 Общие характеристики поведенческой терапии ...................................... 64 Цели поведенческой терапии ................................................................... 65 Идентификация и оценка проблемы........................................................ 65 Технические процедуры........................................................................... 67 Систематическая десенситизация................................................ 67 Методы, основанные на угасании.................................................. 69 Моделирование..................................................................................70 Тренинг утвердительного (уверенного) поведения и социальных умений................................................................... 71 Позитивное подкрепление............................................................... 71 Техника вызывания отвращения ....................................................72 Наказание ........................................................................................ 73 Процедуры самоконтроля ............................................................... 73 Когнитивное реструктурирование .................................................74 Применение поведенческой терапии....................................................... 74 Тактика поведенческой терапии .............................................................. 76 Продолжительность лечения ..............................................................78 Случай из практики ............................................................................ 78 ^ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АРОНА БЕКА.................................. 82 Основная концепция ......................................................................82 Теория личности ............................................................................84 Когнитивное содержание эмоциональных расстройств .....................85 Когнитивные искажения ............................................................88 Цели когнитивной терапии .......................................................89 Теория когнитивной терапии ....................................................89 Основные стратегии когнитивной терапии ..................................93 Лечение ...................................................................................94 Когнитивные техники ..............................................94 Поведенческие техники .................................................99 Диагностические тесты ...........................................................................100 Применение когнитивной терапии .......................................................... 101 Тактика когнитивной терапии................................................................. 101 Случай из практики.................................................................................104 ^ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ АЛЬБЕРТА ЭЛЛИСА ............................................................................ 109 Основные концепции .............................................................................. НО Двенадцать основных иррациональных идей (А. Эллис, 1958)... 111 Психотерапия .......................................................................................... 115 Диагностические тесты ........................................................................... 118 Применение рационально-эмотивной терапии ........................................ 118 Случай из практики ................................................................................. 121 Первая беседа................................................................................. 122 Комментарий А.Эллиса ................................................................ 127 Лечение .......................................................................................... 129 ^ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ ..........................................................................131 Предыстория гештальт-терапии ............................................................. 132 Основные теоретические положения ......................................................134 Концепция нарушений ............................................................................138 Концепция терапии .................................................................................142 Технические процедуры..........................................................................143 Принципы гештальт-терапии ..................................................................144 Игры гештальт-терапии ..........................................................................147 Применение гештальт-терапии ............................................................... 155 ^ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.................................... 158 Жизненный путь В. Н. Мясищева......................................................... 159 Психология отношений .......................................................................... 160 Теория личности .....................................................................................163 Концепция невроза ................................................................................ 166 /. Невроз - психогенное расстройство ........................................ 166 2. Типы невротических конфликтов............................................ 169 3. Особенности характера ............................................................ 172 4. Генетическое понимание невроза.............................................. 174 5. Критерии отграничения неврозов ............................................ 175 Концепция психотерапии ........................................................................176 ^ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ............................................................ 178 Задачи индивидуальной психотерапии ...................................................178 Метод (процедура) индивидуальной терапии. Общие рекомендации ... 180 Случай из практики ................................................................................ 186 Описание метода.................................................................... 191 /. Преодоление неправильных представлений пациента о его болезни.............................................................................. 191 2. Осознание психологических причин и механизмов болезни..... 193 3. Решение конфликта.................................................................. 204 4. Реконструкция системы отношений...................................... 206 ^ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (продолжение): ГРУППОВАЯ ФОРМА........................................................................... 208 Теоретические основы групповой патогенетической психотерапии. ........................................... 208 Цель и задачи групповой патогенетической психотерапии .............................................213 Механизмы лечебного действия групповой патогенетической психотерапии .............................................214 Система отношений больных неврозами и ее реконструкция в процессе групповой патогенетической психотерапии...........................216 Ценностные ориентации больных неврозами и их динамика в процессе групповой патогенетической психотерапии ........... 221 ^ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НЕВРОЗАХ................................................ 231 /. Прогностическое значение ведущего психопатологического синдрома и стадий невротического заболевания.........-232 2. Прогностическое значение акцентуаций характера ............... 233 3. Прогностическое значение ценностных ориентаций...............240 4. Прогностическое значение коммуникативных характеристик........................................... 241 5. Характеристики больных неврозами, не имеющие прогностического значения для эффективности групповой психотерапии ......................... 242 6. Заключение: прогностические клинико-психологические "портреты" больных неврозами ..............................................243 ^ ГРУППОВАЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: МЕТОДИКА-........................................................................................247 Разминка................................................................................................ 247 Основная часть ...................................................................................... 249 ^ ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................. 257 Интеграция принципов и методов клиент-центрированной терапии Роджерса ........................................... 259 Интеграция гештальт-терапии ............................................................... 260 Интеграция когнитивно-поведенческой психотерапии........................... 265 Случай из практики ................................................................................ 268 Первый сеанс................................................................................. 268 Второй сеанс..................................................................................TIT. Третий сеанс.................................................................................. 277 Групповая дискуссия......................................................................ТЛУ Обратная связь при завершении работы группы........................282 ^ МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ ...................................... 283 Клиническое применение релаксационных методов .............................. 283 Нервно-мышечная релаксация............................................................... 286 Техника проведения прогрессивной мышечной релаксации .................. 287 Йога ....................................................................................................... 290 Шавасана ............................................................................................... 293 Контроль дыхания ("пранаяма") ........................................................... 295 333 ^ МЕТОДЫ АУТОГЕННОЙ РЕЛАКСАЦИИ (продолжение)............. 300 Трансцендентальная медитация ............................................................. 300 Классификация медитативных методов ..................................... 300 Механизмы действия .................................................................... 301 Медитационный континуум ........................................................ 302 Компоненты медитации ............................................................... 303 Использование методики "ом": инструкция ..............................304 Переход к бодрствованию .............................................................305 Дзен-буддизм......................................................................................... 306 Техника медитации даа-дзен ........................................................309 Аутогенная тренировка. .......................................................................... 310 Клиническое применение................................................................ 310 Низшая ступень аутогенной тренировки по И. Шульцу.......... 312 Модификации аутогенной тренировки низшей ступени ............ 313 Высшая ступень аутогенной тренировки.................................... 317 Биологическая обратная связь ............................................................... 320 Типы биологической обратной связи ............................................ 321 СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 324 На русском языке.................................................................................. 324 На иностранных языках ........................................................................ 328 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемые вниманию читателей «Лекции по психотерапии» представляют собой раздел лекционного курса кафедры медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образова-ния (СПб МАПО). Вслед за информационным голодом, испытываемым нашими психотерапевтами на протяжении многих десятилетий, книжный рынок буквально захлестнули потоки литературы по психологии и психотерапии. Эриксоновский гипноз, классический психоанализ, телесная терапия, трансакционный анализ, гештальт-терапия, нейролингвистическое программирование — такая пестрота жанров вызывает много вопросов у начинающих психотерапевтов: какую литературу выбрать, с чего начинать, что важнее, как это может пригодиться? Бессистемное чтение малопродуктивно, а главное, не приносит искомого удовлетворения, в результате чего ослабевает мотивация профессионального роста. Нужна хорошая основа психотерапевтических и психологических знаний, которая обеспечит возможность ориентироваться в литературе, выбрать направление, наиболее отвечающее собственным наклонностям и способностям, даст мощный стимул для дальнейшего совершенствования. Кстати, именно такая литература, закладывающая основы психотерапевтических знаний и столь необходимая для начинающих психотерапевтов, отсутствует на нашем книжном рынке. С целью заполнения этого пробела и задуманы прежде всего настоящие лекции. Другая проблема заключается в том, что наши издательства при выпуске литературы руководствуются в основном рыночно-конъюнктурными соображениями. В связи с этим, а также во многом благодаря информационной неискушенности потребителей, не всегда самые лучшие образчики западной психотерапии проникают на наш рынок. Иначе как можно объяснить вторжение и широкое распространение в России «нейро-лингвистического программирования» — метода, не востребованного у себя на родине, в Соединенных Штатах, не говоря уже о Европе. Хорошим индикатором признания того или иного психотерапевтического метода может служить включение его в руководство «Современные методы психотерапии» Р. Корзини — хорощо известного психотерапевта и популяризатора психотерапии, автора, составителя и редактора многих руководств, словарей, энциклопедий и учебных пособий по психологии и психотерапии. Это руководство, которое выдержало уже несколько изданий, содержит статьи ведущих представителей различных подходов современной психотерапии. Поскольку вопросы ориентации и выбора пути являются актуальными для многих начинающих психотерапевтов, не будет лишним перечислить здесь те психотерапевтические методы, которые вошли в 4-е издание этого руководства (1989): психоанализ, психотерапия Адлера, аналитическая психотерапия Юнга, клиент-центрированная терапия Роджерса (в очередной раз переименованная, она называется здесь «центрированная на личности терапия»), рационально-эмотивная терапия, поведенческая терапия, когнитивная терапия, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, трансакционный анализ, семейная терапия, мультимодальная терапия Арнольда Лазаруса. Завершает этот список небольшая глава «Три других подхода», куда вошли психотерапия стран Востока, психодрама и биоэнергетический анализ (Александр Лоуэн). Другие методы психотерапии пока не заслужили признания и отсутствуют в этом перечне. Возвращаясь к нейро-лингвистическому программированию, заметим также, что экспериментально-психологическое исследование Н. Л. Васильевой (СПб., 1997) не подтвердило существования одной ведущей репрезентативной системы личности — т. е. главного теоретического основания «нейро-лингвистиче-ского программирования». Несколько слов о психоанализе. Как известно, он теперь не так популярен на Западе, как прежде. Там его значительно потеснили когнитивно-поведенческие методы психотерапии. Падение популярности психоанализа было неизбежным: умами врачей не могли долго владеть его ненаучные мифические концепции. Уже несколько поколений психотерапевтов на Западе пытаются преодолеть «дикость» первозданного психоанализа, сделать его более цивилизованным, социализированным. Эту миссию выполняли Анна Фрейд, Адлер, Хорни, Салливен, Фромм и многие другие. В наше время эту эстафету приняли представители теории объектных отношений. И все-таки биологизм фрейдовского психоанализа не преодолен в полной мере на Западе. Однако эта задача уже давно, еще при жизни Фрейда, выполнена в России: альтернативным подходом психоанализу является наша отечественная патогенетическая психотерапия, созданная В. Н. Мясищевым (1934) и развиваемая в наше время его учениками и последователями в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Ее называют также «личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапией» (Б. Д. Карвасарский, 1985). По своей сути эта психотерапия является психодинамической, конфликтцентрированной. Общая цель и психоанализа, и патогенетической психотерапии заключается в осознании пациентом источников его болезни. Однако если психоанализ считает, что источники болезни лежат в биологических влечениях, в мифическом материале бессознательного, то патогенетическая психотерапия усматривает их в действительных жизненных отношениях, в реальном материале индивидуальной жизни и развития личности в определенных социальных условиях. Вольф Лаутербах (1989), немецкий клинический психолог, выполняющий в Университете им. Гете (Франкфурт-на-Майне) научные исследования в области патогенетической психотерапии, так определил главное различие между психоанализом и патогенетической психотерапией: в противоположность психоанализу и другим глубинно-психологическим теориям в теории личности В. Н. Мясищева существенными являются не определенные, описанные по содержанию отношения (например, эдиповы отношения), а общие структурные отношения. Наполняются содержанием и анализируются отношения только в отдельном случае, не для описания системы личности как таковой. В силу этого на язык патогенетической психотерапии, указывает далее В. Лаутербах, можно без труда перевести основное содержание высказываний других школ, в том числе психоанализа, поскольку ее подход лишь предлагает структуру, в которую могут быть включены конкретные содержания. Таким образом, структура патогенетической психотерапии первично лишена содержания; интрапсихические конфликты у В. Н. Мясищева также первично лишены содержания. Индивидуальное содержание отношений и интрапсихического конфликта у больного и предстоит раскрыть в процессе патогенетической психотерапии. Есть еще одно существенное различие, на которое указывает С. С. Либих (1994): Фрейд придавал решающее значение сначала катарсису, а затем осознанию, инсайту. Во многих родственных психоанализу методиках до сих пор тщательно избегают активного воздействия на личность больного, «перевоспитания», перестройки и т. д. Патогенетическая психотерапия выделяет два основных этапа: этап эксплорации (исследования) и этап перестройки, изменения отношений личности. Первый этап в сущности соответствует психоанализу, второй же этап имеет много общего по своим задачам и конечным целям когнитивно-поведенческим подходам, в частности рационально-эмо-тивной психотерапии Эллиса. Патогенетическую психотерапию еще мало знают у нас. И это неудивительно. В. Н. Мясищев сформулировал концепцию психологии отношений и патогенетической психотерапии в 1935—1939 годах. Как раз в эти и последующие годы психология в нашей стране впала в немилость, предпринимались попытки заменены ее физиологией высшей нервной деятельности. Основными методами психотерапии стали гипноз и аутогенная тренировка, применение которых научно легко обосновывалось с позиций физиологии высшей нервной деятельности. Патогенетическая психотерапия (как «психогенетическая») по существу была оставлена. Эти эксперименты над психологией не прошли даром и для формирования нового менталитета психиатров. И хотя в конце 50-х — начале 60-х годов идеологическое давление на науку уменьшилось, психология была реабилитирована и как будто возникли условия для развития патогенетической психотерапии, позиции «физиологов» в психиатрии оказались столь сильными, а теория неврозов И. П. Павлова столь глубоко укоренившейся в сознании уже не одного поколения психиатров, что «конфликтцентрированная» концепция психотерапии не могла пробиться сквозь броню сопротивления и нежелания принять иную точку зрения на патогенез невроза («психогенез») и его лечения. Именно в этом причина того, что до самого последнего времени (а кое-где и до сих пор) главными методами психотерапии остаются суггестивные методы, а во взглядах на неврозы доминирует концепция нарушений высшей нервной деятельности. Интересно, что сам И. П. Павлов никогда не подменял психологию физиологией и не отрицал, что в основе невроза лежит конфликт. Не удивительно, что патогенетическая психотерапия оставалась малозаметной, подобно маленькому островку в безбрежном море гипноза и аутотренинга. В настоящее время ситуация меняется, однако подлинное «открытие» патогенетической психотерапии еще впереди. Автор надеется, что «лекции», ядро которых составляет патогенетическая психотерапия, выполнят среди прочих и задачу популяризации этого метода. Одной из сильных сторон патогенетической психотерапии является ее открытость к интеграции с другими психотерапевтическими подходами. Это тем важнее, что интегративный подход отражает современную тенденцию в развитии психотерапии. В связи с этим актуальным становится вопрос о выборе конкретных принципов и методов, разработанных в русле иных психотерапевтических подходов, для интеграции их в систему патогенетической психотерапии. Идея интеграции является лейтмотивом лекций, отсюда выбор психотерапевтических методов, изложенных в них, не является случайным: теоретические исследования и клинический опыт показывают, что в наибольшей степени отвечают задачам интеграции методы когнитивно-поведенческого и феноменологического подходов, прежде всего рационально-эмотивная психотерапия А. Эллиса, когнитивная терапия А. Бека, гештальт-терапия Ф. Перлза. Предлагаемые читателям лекции, таким образом, представляют некую целостность, «завершенный гештальт». Связующим началом этой системы, ее ядром служит патогенетическая психотерапия. Данные лекции окажутся полезными прежде всего тем, кто не определил своего пути в психотерапии, они помогут создать тот базис знаний, который необходим для дальнейшего профессионального роста. ^ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В литературе имеется много определений понятия «психотерапия». Это связано с тем, что психотерапия до сих пор еще не сложилась как единая наука с единым понятийным аппаратом, терминологией, теорией. Существует много психотерапевтических направлений, методов, поэтому многие определения основываются на тех или иных теоретических концепциях, исключая подходы иного рода. В солидных руководствах или справочниках по психотерапии приводятся развернутые определения, претендующие на научную точность, включающие возможно большее число переменных. Такие определения подчас похожи на головоломки, требующие немало сил для их осмысления. В качестве иллюстрации приведу пример такого далеко не самого трудного определения, взятого из одного англоязычного источника: «Психотерапия является формальным процессом взаимодействия между двумя группами, каждая из которых обычно состоит из одного человека, но в которых может быть двое или больше участников, преследующим цель уменьшения дистресса у одной из двух групп в любой из следующих сфер ограничения или нарушения функционирования: когнитивной (нарушения мышления), аффективной (страдание или эмоциональный дискомфорт), поведенческой (неадекватность поведения), при участии терапевта, опирающегося на теорию происхождения, развития, сохранения и изменения личности и какой-либо метод лечения, логически связанный с теорией, и имеющего профессиональное и юридическое право выступать в качестве терапевта» (цит. по:R. Сог-sini, 1989, с. 1). И все-таки это и подобные ему определения, несмотря на свою многосторонность, не могут претендовать на исчерпывающую точность. Поэтому S. Kratochvil (1978), например, советует ограничиться менее точным, но достаточно широким определением, которое не исключает a priori ни одной из существующих концепций. Одним из таких общепринятых у нас определений является следующее: «Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов». Если это определение покажется кому-то слишком «медицинским», ограничивающим широкий спектр областей применения психотерапии, то можно привести другую редакцию: «Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма». В этом определении два момента нуждаются в пояснении: что понимается под нарушениями деятельности организма и какие средства относятся к психологическим. Нарушения деятельности могут касаться как психических процессов и личности, так и соматических функций. Иными словами, речь идет о состояниях, обусловленных психогенезом или соматогенезом. К психологическим средствам относится прежде всего речь, но, как ни странно, и молчание, затем эмоции и эмоциональные отношения, мимика, различные виды научения, манипуляции в окружающей среде. В зависимости от того, насколько широк объем понятия «психологические средства», различают психотерапию в широком и узком смысле. Психотерапия в широком смысле слова включает социотерапию, лечение средой, трудотерапию; психотерапия в узком смысле ограничивается воздействием психотерапевта (или психотерапевтической группы) на пациента. ^ Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать вслед за D. Bernstein, E. Roy et al. (1988) следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно: 1) терапевт помогает пациенту лучше понять свои проблемы; 2) устраняет эмоциональный дискомфорт; 3) поощряет свободное выражение чувств; 4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы; 5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации. При решении этих задач терапевт прибегает к трем основным методам. 1. Во-первых, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения. |