|
Скачать 407.31 Kb.
|
«ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности» КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ___________________ ЕЖЕГОДНАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ «Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика» АВТОР: Чуракин Валерий Валентинович Пензенский филиал негосударственного аккредитованного частного____________ образовательного учреждения высшего профессионального образования_ Современной гуманитарной академии_ курс __4_ Специальность: __бакалавр направление «Юриспруденция» Адрес АВТОРА: Пензенская область, Мокшанский район, с. Царевщино, д. 1 телефоны: (8412) 94-11-95 e-mail: Научный руководитель: Купцова Ольга Ивановна, преподаватель направления «Юриспруденция Пензенского филиала НАЧОУ ВПО СГА Контактные координаты: ^ г. Пенза 2012 Содержание
Введение Число людей, употребляющих психоактивные вещества, растет изо дня в день, хотя нет человека, который бы не был осведомлен об их смертельной опасности. Наша страна - не исключение. К сожалению, ни постоянная война с наркомафией, ни запретительные законы, ни запугивание населения ужасными последствиями употребления наркотиков результатов не дают. Проблемой лечения наркомании занимаются ученые многих стран, но радикальных мер пока не предложено. Однако все признают бесспорный факт — болезнь легче и надежнее предупредить, чем потом всю жизнь лечить. Настало время для серьезных исследований и поисков стратегий эффективной профилактики употребления психоактивных веществ, особенно среди молодежи. Попытка такого исследования и разработки системы научно обоснованных рекомендаций предприняты в данной работе. Сегодня в России регулярно употребляют наркотики 5, 99 млн. Официальная статистика по наркомании приводит цифру - 500 тыс. наркоманов, однако это те, что добровольно встали на медицинский учет. Медицинские учреждения могут стационарно пролечить за год не более 50 тыс. человек. От общего числа наркоманов в России по статистике - 20% - это школьники. 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет 20% - люди более старшего возраста Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек. Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза. Уровень распространенности употребления алкогольных напитков среди городских школьников 15— 17 лет в целом по Московской области составил 77,3%, причем уровень алкоголизации среди девочек выше, чем среди мальчиков. Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos — усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, так как среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д. В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие. Основными очагами распространения наркотиков в городах России являются школы и места развлечения молодежи - дискотеки и клубы. 70% из опрошенных первый раз попробовали наркотики именно здесь. Для образовательных учреждений стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ). Итак, наркотики — это токсические вещества, вызывающие пораже¬ние многих органов, снижающие иммунитет и приводящие к ран¬ней смерти. При использовании инъекций наркоманы заражают¬ся СПИДом и гепатитом и заражают этими болезнями других.
Подростковый период развития составляет переходный этап между детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению и воспитанию потомства. Переходным возраст считается как в физиологическом (этап полового созревания), так и социопсихологическом отношении. Именно на этот период попадает формирование характера, т.е. основы личности, способностей, склонностей, социальных интересов (Личко А.Е., Божович Л.И., Обухова Л.Ф. и др.). Психологические особенности подросткового возраста в случаях особенного выражения получили названия «подросткового кризиса», суть которого сводится к подростковым реакциям: реакция эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения, и реакции, обусловленные сексуальными влечениями. «Подростковый период сложен всегда, и трудны все подростки, без исключения». Одной из наиболее актуальных проблем подросткового возраста является проблема наркотической и другой зависимости от психоактивных веществ и их профилактика. Социологическое исследование 2,5 тыс. жителей Санкт-Петербурга, проведённое в 2000 году, свидетельствует о том, что до 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет знакомы с наркотиками, т.е. так или иначе приобщены к ним. Одна четвёртая «приобщенных» страдает выраженной зависимостью. По статистике, в 2011 году в России было зарегистрировано 3 миллиона 250 тысяч больных людей, из которых 82 процента - страдают от алкоголизма, 17 процентов - от наркомании, 12,2 процента - от токсикомании. Россиян, употребляющих наркотики, в прошлом году было зарегистрировано 555 тысяч, из них 359 тысяч - больны наркоманией, причем 87 процентов "сидят" на героине. Число алкоголиков в 2011 году на 0,4 процента уменьшилось по сравнению с 2008 годом, но ровно на столько же стало больше наркоманов. И если среди тех, кто злоупотребляет алкоголем, 54 процента - это люди 40-59 лет, то 84 процента наркоманов - это ребята 20-39 лет. Как свидетельствует статистика, к началу 1997 г. в медицинских учреждениях страны было зарегистрировано 88 тыс. больных с диагнозом наркомания (59,7 на 100 тыс. населения), более 9 тыс. больных токсикоманией (6,2 на 100 тыс. населения), а также 53 тыс. лиц, злоупотребляющих наркотиками, (35,8 на 100 тыс. населения) и 21 тыс. (14,4 на 100 тыс. населения) – другими психоактивными веществами. Общее количество лиц, которым оказывалась медицинская помощь по поводу злоупотребления наркотическими и ненаркотическими веществами, превысило 17 тыс., что составляет 116 чел. на каждые 100 тыс. населения. По данным ряда экспертных заключений, число лиц, имеющих проблемы с наркотиками и обращающихся за медицинской помощью, соотносится с истинным числом больных наркоманией как 1:10. Распространенность наркомании и интенсивность ее лечения носят резко выраженный региональный характер. По отдельным регионам России число впервые зарегистрированных больных наркоманией колеблется в весьма широких пределах (табл. 1). Таблица 1 Показатели заболеваемости наркоманией по ряду регионов РФ.
Так, показатели, превышающие средний уровень (20,7 на 100 тыс. населения), наблюдались в 22 территориях, причем различия между максимальными и минимальными величинами достигают 80 раз. Наиболее высокий уровень зарегистрирован в регионах, в которых произрастает растительное наркотическое сырье или проходят пути транзита (Дальний Восток, Урал, Западная и Восточная Сибирь) и в портовых городах. Максимальный показатель превышает средний в 3,9 раза. Первое ранговое место занимает Томская область – 80,1, второе – Тюменская область – 60,1, третье – Иркутская область – 58,9. В 70-х годах ХХ века целью злоупотребления наркотиками служило стремление изменить своё психическое состояние («повеселиться») – самое упрощённое желание, тема же «любопытства», «это модно», «это круто» – формировалась достаточно медленно, на протяжении последних 10-15 лет. Субкультура молодёжи – одежда, музыка, игры, идейные увлечения – значительно расширили мотивы употребления одурманивающих средств. Наглядный пример – культ поп-идеалов с явной наркотической зависимостью - включает моду и на наркотики. В результате проведенных опросов молодёжи, выяснены причины употребления наркотиков подростками, которые внесены в таблицу 2. Таблица 2 Причины употребления наркотиков подростками
При анализе ответов на вопрос: “Знаете ли Вы, что такое наркотики?” выяснено, что большинство подростков отвечают «Знаю определенно» или «В основном представляю» (табл. 3). Следовательно, актуальным становится вопросы профилактики наркомании в подростковой среде. Таблица 3 Ответы учащихся школ и ПТУ на вопрос: “Знаете ли Вы, что такое наркотики?”
^ Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно важно, т. к. самоустранение семьи в вопросах профилактики наркозависимости и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность. Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно возрастает в связи с очевидной неспособностью государственных структур добиться здесь сколько-нибудь заметных успехов. Однако возможности семьи в этом плане недостаточно изучены. Неясны спектр позиций и установок родителей по проблеме профилактики, основные родительские стратегии и их успешность, содержание протективных ресурсов семьи, в какой помощи она нуждается, и как следовало бы эту помощь организовать. С целью изучения потенциала семьи в антинаркотической профилактике в 2002-2003 гг. в одном из городов ближайшего Подмосковья анкетированию были подвергнуты старшеклассники средних школ и матери учащихся 9-11 классов (200 и 300 человек соответственно). Приступая к исследованию, мы оперировали гипотезами: 1) родители готовы принять участие в антинаркотической профилактике, но не владеют методами такой работы; 2) родители не склонны участвовать в антинаркотической профилактике и охотно делегируют эти обязанности специалистам и государственным учреждениям, в первую очередь школе; 3) родители по мере сил занимаются антинаркотической пропагандой на основании доступных им сведений и надеются, что этого достаточно. Оказалось, что каждая из этих гипотез не выдерживают критики, и кооректировка необходима уже в самом начале – с вопроса о том, как родители понимают антинаркотическую профилактику. Большинство из них этим термином обозначают просветительские беседы на тему «Что такое наркотики, и почему их нельзя употреблять». При этом сами родители мало знакомы с наркоманией как клинико-социальным явлением и предпочитают рассуждать о последствиях злоупотребления психоактивными веществами весьма абстрактно. В то же время подростки-старшеклассники, в целом, значительно более компетентны родителей в вопросах, связанных с наркотиками; даже не имея собственного опыта употребления наркотиков они по крайней мере знают сверстников, имеющих такой опыт, и могли с ними общаться. Исследованием, тем не менее, было установлено, что большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда, зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно амортизирует все внутренние - генетические, характерологические, возрастные и социальные, обусловленный жизненным опытом, риски, перманентно присущие подростку и делающие его особенно уязвимым. Вместе с тем, исследование показало, что обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают, можно сказать, разным профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное число таких семей, которые не только не защищают подростка от внешней наркогенной угрозы, но функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную ситуацию. По степени участия в защите подростка от наркотизации или, иными словами, по степени выраженности профилактического потенциала можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов: 1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики; 2) семья иммунизирующая, укрепляющая; 3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков; 4) семья гипопротекторная, гиперопекающая; 5) семья, не способная выполнять защитную функцию. Соответственно каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Именно этим семьям адресовано большинство печатных изданий и публикаций в рубрике «Как уберечь наших детей от наркотиков». Следует, однако, заметить, что детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего. Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.), считая, что подросток «перебесится». Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое участие. Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться «в случае чего», что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка. Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации. Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности. Результаты исследования показывают, что профилактический потенциал семьи в противодействии распространяющейся наркотизации вовсе не является таким гомогенным, как это представлено во многих публикациях по наркополитике и наркопрофилактике. Полученные данные свидетельствуют о необходимости в вопросах семейной антинаркотической профилактики придерживаться дифференцированной тактики, учитывающей типовые особенности семьи и уровень ее профилактического потенциала. Особенно это важно для повышенно уязвимых семей (третий, четвертый и пятый типы). В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу; нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих. Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых сессий. Наконец, семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия - контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации. Дальнейшее изучение вопросов тестирования и диагностики семьи, разработка критериев оценки ее профилактического антинаркотического потенциала может помочь в определении выраженности консолидированного риска наркомании для потомства. ^ Наркомания - большое зло, и когда оно приходит к вам семью, вы очень часто не знаете как справиться с этим злом. Проблемы, которые вызывает наркомания, распространяются далеко за пределы вашей семьи. Эту проблему можно сравнить с опухолью, которая постоянно разрастается и грозит уничтожить организм. В большинстве случаев начало употребления наркотиков подростками родители не замечают и это процесс может продолжаться довольно длительное время. Начинающие наркоманы к своей пагубной привычке относятся довольно легкомысленно. Они считают, что это круто, употребление наркотика для него лишь забава, которую они легко смогут бросить, так же как и начали. В исключительно редких случаях бывает так, что подросток, попробовав наркотик, относится к нему с большой осторожностью, и что в некоторых случаях он отказывается от его употребления. Хотя такие случаи бывают очень редкими. Собираются наркоманы в определенных местах. Это может быть дискотека, бар или квартира товарищей. В большинстве случаев они создают свою небольшую группу, в которой всегда есть тот, который хорошо знает, как достать наркотик, и обычно через него осуществляется продажа наркотика. Общаются между собой наркоманы на сленге, который образовался в среде наркоманов со времени появления наркотиков в определенной стране. Наша современная молодежь широко использует такой сленг при общении. Случайно попав в среду наркоманов, вы не сразу поймете, о чем идет речь. Также такая речь непонятна и родителям подростков, но для наркоманов такая речь вполне понятна. С помощью такого языка наркоманы общаются между собою, а также приобретают наркотические препараты. Слова, при помощи которых наркоманы общаются между собой звучат следующим образом: героин – гертруда, греча, герич, гречка; наркоман – торчок; место сбора наркоманов – хата; колоться в вену – ширяться; повторно вколоть в вену - догнаться; сильное наркотическое опьянение – убитый; психотропные таблетки – колеса, винт, терп; покурить марихуану – пыхнуть и т.д., таких слов в обходе наркоманов довольно много. Проблемы у подростков начинаються не сразу. Только спустя некоторое время родители начинают замечать необычное поведение своего ребенка. Примером этого может служить то, что после прихода с улицы у него какой-то странный взгляд, появляется сильный аппетит, чего раньше никогда не было. Наконец осознав, что их ребенок пристрастился к наркотикам, они поначалу впадают в отчаяние. Родители не знают, как им дальше быть. Они начинают обдумывать всю свою прожитую жизнь и что они сделали не так. И очень часто они подсознательно стараются всячески угодить своему ребенку, что крайне недопустимо. Надо принять во внимание, что и сам наркоман тоже поначалу испытывает некоторое чувство вины. В такой ситуации начинается формироваться определенная семейная ситуация, в которой родители играют роль спасателей, а ребенок роль потребителя. В большинстве случаев наркоманы разочаровывают своих близких очередными срывами после курса лечения. И тогда родителям приходится опять обращаться к врачам-наркологам. Проведенные наблюдения показали, что поведение наркомана, в большинстве случаев, крайне неустойчиво. Такая картина еще усугубляется подозрительным поведением родителей, которые постоянно пытаются проконтролировать их поведение. Подозрительное настроение родных очень сильно влияет на самих наркоманов. Они довольно легко улавливают тот большой моральный дискомфорт, который ощущают его близкие из-за него. Такое поведение родных очень часто подталкивает наркоманов к новому срыву. В таких ситуациях родители и близкие наркомана должны установить контроль над своим душевным состоянием. Уныние, грусть и депрессия делают только хуже всем. Пройдя курс лечения большая часть наркоманов, как правило, строит радужные планы на будущие, и чем очень радуют своих близких. Но в большинстве случаев такие порывы остаются только призрачным желанием. Такую ситуацию можно объяснить тем, что строя свои грандиозные планы на новую жизнь, наркоман настолько вживается в такое состояние, что ему начинает казаться, что он наконец достиг всего. Но в реальной жизни родным и близким к таким мечтаниям следует относиться довольно спокойно. Близким надо с пониманием относиться к такому состоянию и никогда не следует его подгонять, ибо все это может обернуться очередным срывом. Как это ни странно, но близкие родственники являются созависимыми. Термин созависимость связан не только с зависимостью от наркозависимого. Явление созависимости начинает проявляться, когда семья начинает свое становление. Такое явление обычно наблюдается в неблагополучных семьях. Отношение к ребенку в таких семьях бывает не совсем серьезным, в большинстве случаев к нему относятся как к собственности. Из-за такого отношения в ребенка возникает прямая зависимость ребенка от семейной ситуации, которая складывалась на протяжении всего его детства. Сами родители в таких случаях ничего не замечают и продолжают строить свои отношения как прежде. Это вполне логично, ведь они выросли в неблагополучных семьях, и других моделей семейного поведения они не знают. Наблюдения показали, что такая спираль созависимости передается из поколения в поколение. Но вот наступает момент, когда созависимые родители узнают, что их ребенок стал наркоманом. Состояние созависимости в семье значительно усугубляется после того, как родители узнают, что их ребенок болен таким серьезным недугом. К этому еще присоединяется чувство вины, о чем мы говорили выше. Поэтому в таких ситуациях не следует сосредотачиваться на лечении самого наркомана, здесь нужен другой подход, и курс лечения необходимо проводить для целой семьи, который необходимо проводить на сеансах семейной психотерапии. Но, к большому сожалению, очень немногие семьи попадают на прием к психотерапевту. В большинстве случаев созависимые не хотят менять уклад своей жизни. Они считают, что их ребенок-наркоман всего лишь провинившийся непоседа, а свою созависимость они тщательно скрывают и создают вид, что ничего не понимают. ^ По степени участия в защите подростка от наркотизации можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов: 1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики; 2) семья иммунизирующая, укрепляющая; 3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков; 4) семья гипопротекторная, гиперопекающая; 5) семья, не способная выполнять защитную функцию. Соответственно каждая из этих типов семья по-разному проявляет себя по отношению к подростку и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Так, семья первого типа ориентирована на активную систематическую профилактическую работу. В этих семьях родители умеют сотрудничать с детьми. Речь идет о расширении тематики для диалога, включении наркомании наряду с пьянством, половой распущенностью, леностью и т.п. в категорию информированного и осознанного отвержения. Детям из этих семей наркотизация как раз угрожает меньше всего. Семья второго типа, как правило, недооценивает риск наркотизации для своего ребенка и переоценивает его устойчивость соблазнам, давлению, наркотическому «заражению». Родители в таких семьях не придают особого значения упреждающему просвещению подростков, зато они ориентированы на поддержание гармоничных отношений в семье, тесные эмоциональные связи, взаимовыручку. Родители как бы сознательно снижают свой авторитет, отступают в тень, уверенные в том, что в подростковом возрасте на первом месте обязательно должна быть компания ровесников. Они снисходительно относятся к эпизодам употребления ПАВ, мирятся с экспериментами социального риска (прогулы в школе, отсутствие дома, опасные связи, дерзкое поведение и т.п.). Опасность наркотизации для подростков из этих семей обусловлена тем, что подростки балансируют между семьей и компанией ровесников. Внешне эти семьи выглядят как недостаточно защищающие подростка. Однако в занимаемой ими позиции можно усмотреть явно положительные моменты, так как подростки получают прививки малыми дозами в тех зонах свободы, которые они себе завоевывают. Такая рискованная стратегия семьи оправдывает себя, если родители не упускают бразды правления, не отказываются от участия в жизни ребенка и сохраняют к нему живое участие. Семья третьего типа эмоционально разобщенная, с формальными связями. Родители практически закрывает глаза на проблему, пренебрегают теми рисками, которым подвергается ребенок, не имеющий надежной опоры в семье. Родители доверяют антинаркотическим интервенциям школы и полагают, что сумеют вмешаться, что не опоздают, что их вмешательство даст нужный результат. Они верят в позитивное общественное влияние и собственные силы. Вытесняя проблему наркотизации как невозможный вариант развития событий в своей семье, они отказываются от активной профилактики, заменяя ее ошибочной стратегией контроля занятости и окружения подростка. Семья четвертого типа практикует тотальный контроль за жизнедеятельностью ребенка, нарушая его права на развитие и самоопределение. Родители в семьях этого типа пытаются воспроизвести стиль и отношения в семье, где они выросли, без учета индивидуальности ребенка, изменившихся обстоятельств и условий его развития. При этом родители стремятся лично контролировать детей, а, по сути, манипулировать ими, навязывая им «во имя их же блага» определенные вкусы, стереотипы поведения, приоритеты, ревниво оберегая детей от постороннего влияния, замыкая их интересы на себя и семью. Тем самым нередко создается своеобразная искусственная среда обитания ребенка. Именно для таких семей характерна ошибочная родительская стратегия опеки и диктата, приводящая подростка к протестному поведению, к гипертрофии ценностей дворовой компании, к демонстративной эмансипации. Семья пятого типа представляет собой пример характерного «неполного родительского соответствия». В такой семье родители необоснованно расширяют границы свободы ребенка (иногда из эгоистических соображений: «пусть растет самостоятельным», «нечего с ними нянчиться») и пренебрегают многими своими обязанностями по уходу за детьми и обеспечению им надлежащих условий для воспитания и развития. В вопросах антинаркотической профилактики для этого типа семей характерна ошибочная родительская стратегия невмешательства или провокации. Здесь, как правило, не говорят о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотиками. Опасность алкоголизации в раннем возрасте недооценивается. Родители считают неизбежным потребление несовершеннолетним спиртных напитков, подчас сами приобщают детей к алкоголю во время семейных застолий, считая это знаком доверия к детям и атрибутом их взросления. Такая семья не защищает ребенка от опасностей наркотизации, не укрепляет его иммунитет. Злокачественность развития подростка в такой семье заключена в том, что он встречает алкоголь в ближайшем окружении, постоянно наблюдает и перенимает негативные образцы обращения с психоактивными веществами и воспринимает злоупотребление ими как норму жизнедеятельности. В соответствии с выделенными типами семей следует рекомендовать различные дифференцированные варианты антинаркотической семейной профилактики. Семьи первого и второго типов нуждаются, в основном, в консультировании и информационной поддержке. Им можно доверить профилактическую работу, нужно лишь укрепить веру в свои силы, а также расширить представления о возможных методах влияния на подростка и его окружение. Родителям следует заботиться не только об общем уровне развития детей, но и о формировании у них навыков противодействия давлению микросреды, умения критически оценивать ситуацию и интересы окружающих. Семьи третьего и четвертого типов нуждаются в профессиональной коррекции ошибочных родительских стратегий как в ходе индивидуальных консультаций, так и групповых сессий. Семьи пятого типа нуждаются в более активных формах воздействия – контроле, обучении эффективному «семейному менеджменту», стимулировании антинаркотической мотивации. Также большую опасность с точки зрения формирования наркомании у подростков представляют семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного взаимодействия часто не осознаваемые ее членами. Неблагополучные семьи, как правило, состоят на учете специальных социальных служб и с ними проводится соответствующая социально-психологическая работа, направленная на профилактику нарушений семейного функционирования. Однако психопрофилактическую работу необходимо начинать именно с внешне благополучными семьями, чтобы увеличить их наркоустойчивость. В связи с этим, необходимо отметить, что здоровая семья является одним из важнейших факторов эффективной позитивной социализации ребенка и профилактики наркомании. Среди психологических факторов, создающих условия для злоупотребления подростками психоактивных веществ, большое значение имеет неблагополучие в семье, а также нарушение семейного функционирования. Таким образом, семья также как и окружение сверстников может быть фактором наркозависимости. Часто родители признают необходимость проведения антинаркотической профилактики, но обнаруживают недостаток своих педагогических знаний. Усиление сотрудничества семьи со специалистами в различных областях социализации может помочь ей преодолеть свой страх и неумение общаться с подростками, наладить взаимодействие между поколениями, понять и вовремя исправить свои ошибочные стратегии антинаркотической профилактики. Таким образом, обычная «нормальная» семья нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которые являются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовки ребенка к интеграции во взрослое общество. ^ Для вовлечения родителей в профилактику злоупотребления наркотиками прежде всего необходима информационно-разъяснительная работа среди родителей. Такое информирование потребует объединения усилий различных государственных структур, органов местного самоуправления, различных общественных организаций, научных учреждений, СМИ, церкви, учебных заведений. Необходимо разработать действующие механизмы информирования и повышения уровня педагогических и психологических знаний родителей.
- об опасности употребления любых видов наркотиков; - о необходимости обсуждения данной проблемы с детьми; - о том, в каком возрасте, каким образом проводить эти беседы и какие темы необходимо обсуждать; - о современных наркотиках (с учётом региональной специфики), их действии на организм и о том, как они выглядят; - о симптомах употребления наркотиков; - о недопустимости пробы наркотика; - об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики.
Как узнать, употребляет ли ваш ребёнок наркотики. Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь. Иногда их расценивают как "вполне нормальные для переходного возраста". Вот они: -нарастающая скрытность ребёнка -увеличение времени "гуляний" -ребёнок поздно ложится спать, и залеживается в постели с утра -падает интерес к учёбе, снижается успеваемость -начинают пропадать деньги из родительских кошельков Часто родители задают вопрос "Как выглядят подозрительные друзья". Вообще внешний вид употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасным, и даже наоборот, при первом знакомстве с наркотиками ребёнок обычно попадает в круг ещё не потерявших приличный облик наркоманов. Но вот наиболее общие черты наркомана с большим стажем: -длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки; -неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения; -часто-неряшливый вид, сухие волосы, отёкшие кисти рук; -невнятная речь или неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта -явное стремление избегать встреч со старшими членами Вашей семьи; -резкость и непочтительность в ответах на Ваши вопросы -после его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги. ^ Проведение работы по здоровьесбережению учащихся заложено в должностной инструкции «Классный руководитель», администрации и педагогов школы. Администрация школы осуществляет контроль и координацию профилактической работы в целом. Ежегодно в план внутришкольного контроля включаются вопросы: «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе», «Работа классного руководителя по антинаркотическому воспитанию», «Работа с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете». Данное направление работы находит свое отражение и в планах работы школьных методических объединений классных руководителей, учителей начальных классов, учителей-предметников. Учителя-предметники обеспечивают организацию профилактической работы на уроке: использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока, проведение тематических уроков. В учебные планы по физике, окружающему миру, биологии включены занятия на санитарно-гигиеничекие темы; вопросы профилактики наркомании решаются в рамках уроков ОБЖ, литературы, биологии, химии, обществознания. На практике учителя используют такие формы работы с детьми, как викторина, инсценирование, урок-практикум, урок-исследование, урок - игра, семинар. Для педагогических работников составлена памятка, обеспечивающая действия при установлении факта употребления психоактивных веществ. Классные руководители благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психологической и т. д.). Основная форма работы классного руководителя – классный час. В нашей школе проводятся циклы классных часов по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни: «Сделай свой выбор», «Умей сказать «Нет!», «За здоровый образ жизни», «На пороге взрослой жизни». Проводимые мероприятия должны быть запоминающимися. В связи с этим классными руководителями были изучены и успешно применяются на практике современные воспитательные технологии, а именно: технология критического мышления, технология проведения дискуссий и развивающего диалога, шоу – технологии и другие. Школьный психолог обеспечивает организацию развивающей работы со всеми школьниками, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы (тестирование, анкетирование); психологическое консультирование нуждающихся в этом школьников; психологическую поддержку педагогического процесса; выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга и организация индивидуальной работы с ними по запросам классных руководителей и администрации. Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся в школе планирует свою работу в соответствии с общешкольным планом работы. Совет проводит заседания, на которые приглашаются родители, воспитанники. По необходимости в работе Совета принимают участие: администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, школьный инспектор ОДН ОВД, медицинские работники. Патронатный воспитатель, назначенный органами социальной защиты населения из числа педагогов школы, осуществляет индивидуальную работу с трудными детьми и их родителями. Он регулярно посещает семьи, помогает им в решении социальных вопросов, а так же в вопросах обучения и воспитания детей. Воспитатель работает в тесном контакте с классными руководителями и администрацией школы, что позволяет своевременно решать возникшие проблемы. Библиотека обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Библиотекарь организовывает тематические выставки книжной литературы, помогает учащимся в подборе литературы по данной теме для написания творческих работ, подготовки докладов и др. Дополнительное образование помогает реализовывать принцип непрерывности. В школе на протяжении 10 лет работает кружок валеологической направленности «Эко-десант». Руководитель объединения организовывает проведение конкурсов плакатов, радиопередач, выступление агитбригады, выпуск памяток для учащихся по борьбе с вредными привычками, проведение внеклассных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и профилактику наркозависимости во всех ее проявлениях. Руководителем и членами объединения были проведены мероприятия: риск- версия «Хочешь быть здоров - будь им», радиопередача «Наркомания - знак беды», агитбригада «Здоровье нации в опасности», «Мир иллюзий», показан опыт «Курящая бутылка», выпуск газеты «СПИД - чума 21 века», конкурс плакатов «За здоровый образ жизни». Второй год в 4 классе ведется факультативный курс «Школа докторов природы», на, котором основной темой являются вопросы организации здорового образа жизни. Со следующего учебного года для учащихся 1 – 5 классов планируем ввести образовательный курс «Правильное питание». Более 10 лет в школе работает спортивный клуб «Лидер». Члены клуба организовывают и проводят спортивные мероприятия, вечера отдыха, которые способствуют пропаганде здорового образа жизни. Дополнительное образование призвано занять детей в свободное от учебы время, сделать их досуг полезным для души и тела. В настоящее время количество часов в школе, выделенных на дополнительное образование, резко сократилось. Мы решаем эту проблему совместно с сельскими клубами, находящимися на территории микрорайона школы, а так же с городскими учреждениями дополнительного образования. Убеждаем родителей в необходимости занятости детей в свободное время. Уже на протяжении нескольких лет занятость воспитанников в среднем составляет более 87 %. Значительная часть детей посещает спортивные секции. Органы ученического самоуправления участвуют в антинаркотических мероприятиях, в организации и проведении внеклассной работы. Ежегодно в III декаде января в школе проходят мероприятия под девизом «Здоровым быть модно!». Совет старшеклассников совместно с заместителем директора по ВР и старшей вожатой составляет план мероприятий. Ежегодно одно из занятий школы актива посвящено формированию здорового образа жизни. Организация просвещения родителей по проблемам наркомании. Это направление работы находит свое отражение в планах воспитательной работы классных руководителей, в общешкольном плане работы. В работе с родителями используются следующие формы деятельности: проведение бесед, родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка, работа с конфликтными семьями, включая совместные мероприятия с службой социальной защиты, органами местного управления, ОВД, КДН и ЗП, ОДН ОВД. Заключение Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к наркотикам. Правильное воспитание должно формировать ответственную самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления наркотиков. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы наркомании, рассказывать о видах наркотиков и их воздействии на организм, о решающей роли первой пробы наркотика на пути к наркозависимости, об опасности общения с людьми, употребляющими наркотики, о том, где, кто и как может предложить наркотики, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими наркотики. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к наркотикам, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни. Однако роль включения семьи в программы профилактики наркозависимости часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к ПАВ. Существует несколько причин, стимулирующих рост наркомании среди подростков. Почему именно подростков? Потому, что в более зрелом возрасте достаточно сложившаяся личность уже не ищет новых ощущений столь опасным способом. Итак, прежде всего – чувство стадности, желание показать себя «крутым», поиск ярких ощущений на фоне притупленного в этом возрасте инстинкта самосохранения. Это начинается примерно так же, как курение, употребление алкоголя и прочие пагубные привычки. Разница в том, что последствия наркотической зависимости чаще имеют локальный исход за короткий период времени, то есть – гибнет молодое поколение нации. Чтобы изменить ситуацию, необходимо прежде всего сделать более жесткую квалификацию наркотических средств, разнеся их в конкретные группы по степени опасности здоровью и жизни человека. За распространение и употребление наиболее опасной группы наказание должно быть очень серьезным, вплоть до пожизненного заключения. Люди, принимающие сильный наркотик, практически потеряны для общества. Для них уже не существует больше никаких ценностей в этой жизни, кроме одной – любым способом достать дозу. В основном это люди со слабой психикой, не пытающиеся приспособиться к жизни и морально готовые с ней расстаться. Страх смерти слегка сдерживает, но – ненадолго. Слабые наркотики часто используют из баловства, и если у человека есть стимулы в жизни, он в состоянии бросить это увлечение без особых проблем. В данном случае, как и с алкоголизмом – это чисто психическая зависимость, которую проще победить, приобретая в жизни другие интересы и имея какие-либо устремления. Со стороны государства в этом случае помощью может быть пропаганда здорового образа жизни, создание доступных в финансовом отношении клубов по интересам, более частый акцент в СМИ на страшных последствиях приема наркотиков. Большую пользу принесет изучение этого вопроса в школе, с яркими наглядными пособиями о последствиях наркотического воздействия. Чтобы бороться со злом, необходимо знать, как оно выглядит. Существует молодежная мода, за которой надо тщательно следить и, по возможности – формировать, на уровне психологии изучая причины возникновения тех, или иных тенденций. Очень плохо, когда среди молодежи модно курить, ругаться матом, употреблять алкоголь и наркотики, но не модно заниматься спортом, музыкой, интересоваться религией. Повальное увлечение молодежи компьютером ограничивается играми, типа «стрелялок» и общением в Интернете, где они выдают желаемое за действительное. Долго ли можно чувствовать себя хорошо, живя в виртуальном, придуманном мире? Ведь действительность сильно отличается от того, что они напридумывали. Естественно, после этого легко впасть в депрессию, а выход искать в алкоголе или наркотиках. К сожалению, набор ценностей в данный момент не в пользу душевного благополучия, потому что хочется очень многого и побыстрей, а на деле – все иначе. Для изменения положения вещей нужна серьезная переоценка ценностей, иные приоритеты. А пока что культивируется богатство, тщеславие, сила, жестокость, но отнюдь – не доброта и любовь. ^Наркомания – это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема. Наркотики – это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда – неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть. ^ – это различные по своей химической структуре средства, которые обладают способностью изменять настроение, поведение и другие психические проявления человека. Если эти вещества обладают привлекательным для человека действием, то они могут вызвать зависимость от них. ^ – это сложный феномен, включающий психическую и физическую зависимости. Психическая зависимость – это болезненное стремление (психическое влечение) принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Признаками психической зависимости являются: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, а также нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов, но нет тяжелого физического дискомфорта. Физическая зависимость характеризуется непреодолимым влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявление синдрома лишения, то есть абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Суть физической зависимости заключается в том, что постепенно наркотик встраивается в различные цепи обменных процессов в организме. Если наркоман не принимает соответствующее количество наркотика, то он испытывает различные по степени выраженности физические страдания: ломота, сухость кожи (или, наоборот, обильная потливость). Это явление называется абстинентным синдромом. Для его снятия необходимо принятие наркотика, дозы которого постоянно увеличиваются. Профилактика – это системе комплексных, государственных и общественных, социально – экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение наркомании. Список использованной литературы 1. Буянов М.И. Размышления о наркомании. – М.; Приор, 2009. – 15 с. 2. Воспитательные потенциал семьи и социализация детей//Законодательство. - 2009. - № 4. - С. 27 – 39 3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М.: Статут, 2010. – 128 с. 4. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М.6 Юристъ, 2011. - 69 с. 5. Личко А.Е. Подростковая наркомания – М.: В.Клувер, 2010. – 148 с. 6. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Статут, 2010. – 118 с. 7. Петракова Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. – М.: Приор, 2010. – 258 с. 8. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. – М.: Норма, 2008. – 136 с. 9. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Л.С. Шпилени. – М.: В.Клувер, 2009. – 256 с. 10.Свеженцева Ю.А. Социокультурные аспекты приобщения к наркотикам: качественный анализ проблемы // Молодежь и наркотики (социология наркотизма) / Под ред. В.А. Соболева, И.П. Рущенко. – М.: Юристъ, 2011. – 170 с. 11.Спиваковская А.С. Детско – родительские отношения. – М.: Приор, 2010. – 98 с. |