|
Скачать 396.63 Kb.
|
Методические рекомендации по заполнению протокола обследования детей дошкольного возраста специалистами МПМК. 1. Особенности протекания беременности и родов.
половины беременности, хронические заболевания и их обострения во время беременности; приобретенные заболевания, вредные привычки, условия труда и т.д.
закончились мертворождением плода; родовспоможение; длительный безводный период и т.д.
речевое развитие (гуление, лепет, первые слова, фраза). Физиологические нормы раннего психомоторного развития: - голову держит с 1-1,5 мес., удерживает к 2-2,5 мес.; - сидит с 6 мес., без помощи взрослого к 8 мес.; - стоит с 7-8 мес., самостоятельно (пытается сделать шаг) к 9 мес.; - ходит с 10-12 мес., без помощи взрослого с 11-12 мес. ^
Звукопроизношение. О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки [С, З, З’, Ц], шипящие [Ш, Ж, Ч, Щ] и сонорные [Р, Р’, Л] он обычно пропускает или заменяет [С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’].
(заключение невролога, ЛОР - врача, развернутое заключение окулиста, состояние опорно-двигательного аппарата; дефект осанки, сколиоз (степень), других врачей при необходимости)
(данные логопедического обследования). Запас общих представлений (сведения о себе: имя, возраст, состав семьи, адрес, понимание родственных связей, возможность построения последовательного автоматизированного ряда и соотнесение с признаками: времена года, дни недели, части суток круг представлений об окружающем и точность этих представлений в соответствии с возрастом)
- соответствует возрасту (расписать); - ниже возрастной нормы (расписать, что не знает, или ограничен запас общих представлений об окружающем мире); - ребёнок не знает …(не имеет элементарных бытовых представлений об…, элементарные бытовые представления не сформированы); - ограничен запас общих представлений об окружающем мире; - не дифференцирует имя, фамилию, не знает адрес, возраст; родственные отношения не устанавливает, знания об окружающей действительности, о себе, о семье отрывочны, бессистемны; - дифференцирует имя, фамилию, пол, знает (не знает) возраст, адрес, родственные отношения устанавливает только первого порядка, представления об окружающей действительности отрывочны, бессистемны; - представления о себе, семье и окружающем мире достаточны развернуты и конкретны, соответствуют возрасту; - родственные связи устанавливает относительно себя , более сложные связи не устанавливает. К 3-ем годам дети должны: - знать фамилию, имя, пол, части тела человека; - различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи, транспорт, предметы ближайшего окружения; - различать и называть части тела животного. К 4-ем годам дети должны: -знать свое имя и фамилию; имя, отчество воспитателя и няни; - названия двух деревьев; цветущих травянистых растений, комнатных растений; - знать отличительные особенности внешнего вида животных (домашних - собаки, кошки, коровы, козы; диких - зайца, лисы, медведя); детенышей домашних животных; - уметь различать и называть предметы ближайшего окружения, их величину, цвет и форму, существенные детали и части, действия предметов; -понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда; -называть состояние погоды; -находить и называть у дерева ствол, ветки, листья; у травянистых растений - стебель, листья, цветок; -различать по цвету, вкусу, величине и форме овощи, фрукты, наиболее распространенные в нашей местности; - знать и называть цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый). К 5-ти годам дети должны знать: -о разных видах общественного транспорта; -о домашних животных (их пользе, о труде, людей по уходу за домашними животными); -о жизни диких животных в природных условиях; -знать название родного города, села; -уметь называть 3-4 дерева, один кустарник 3-4 травянистых растения; -узнавать по голосам 2-3 птицы. К 6-ти годам дети должны иметь представления: -о сезонных изменениях в природе; -о том, где и как выращиваются овощи и фрукты; -о лесных ягодах и грибах (съедобных и несъедобные); -о домашних животных; -о зимующих птицах; К 6-ти годам дети должны знать: -название нашей страны, ее главного города - Москвы; -уметь различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам, 2 - 3 вида травянистых растений; -различать по внешнему виду и называть 4-5 видов зимующих птиц. К 7-ти годам дети должны иметь представления: -о зависимости изменений в живой природе; - о перелетных птицах; - знать флаг, герб России; - уметь различать по внешнему виду и называть растения, наиболее распространенные в нашей местности. Особенности восприятия времени (соотнесение с признаками: времена года, части суток)
- не понимает цели, перекладывает картинки; - отмечаются фрагментарные представления о временах года; - недостаточная сформированность механизмов восприятия пространства, времени; - соотносит изображения только двух времен года с их названиями (зима, лето); - соотносит изображения времен года с их названиями; - сезонную последовательность путает; - определяет время года в момент обследования: определяет фактическое время года, последовательность времен года, соотнося с их сезонной принадлежностью; - о месяцах года, днях недели имеет фрагментарные представления; - части суток дифференцирует, знает последовательность времен года, сезонные изменения, называет месяцы, соотнося их со временем года, дифференцирует дни недели, части суток. Особенности восприятия пространства (умение сложить фигуру по образцу, сложить картину, разрезанную на части, различение сторон)
-восприятие пространства соответствует "возрасту"; - ребёнок не различает «лево», «право» «верхе низ»; - недостаточная сформированность механизмов восприятия пространства; - не может самостоятельно сложить фигуру ( картинку) по образцу; - не называет части тела и лица и не ориентируется в них; показывает части тела по образцу; называет части тела, лица; - дифференцирует местоположение правой и левой руки, называет (не называет) пространственные положения предметов на картинке; различает правую и левую стороны в схеме собственного тела, при переносе на собеседника и на картинки допускает ошибки; дифференцирует правую и левую стороны в схеме собственного тела и на собеседнике; ошибается в выполнении сложных пространственных заданий. Особенности зрительного восприятия (цвет, быстрота узнавания перевернутых, контурных, зашумленных изображений, изображений по отдельным деталям; восприятие сюжетного изображения)
- ребенок не различает цвета даже после обучения; - соотносит два - три цвета, но не выделяет цвет по названию даже после обучения; - недостаточная сформированность механизмов восприятия пространства, цвета; - принимает задание, соотносит все основные цвета, может выделить по названию два-три цвета, но не называет их; - называет все основные цвета, из оттенков ; - принимает задание, называет все предложенные цвета и оттенки. Особенности внимания (длительность активного внимания, устойчивость, объем произвольного внимания)
- ребёнок способен длительное время удерживать внимание на объектах и их деталях - внимание у ребёнка устойчивое, он умеет сосредоточенно работать над заданием продолжительное время; - неустойчивость внимания в результате слабости произвольной регуляции; - быстро утомляется, наблюдается общая слабость или астения процессов внимания , нарушена переключаемость внимания ;внимание неустойчиво; - внимание достаточно устойчивое, ребёнок умеет сосредоточенно работать над заданием продолжительное время, умеет контролировать соблюдение всех условий выполнения задания, не утомляется при длительном рабочем напряжении, астения отсутствует. - допустил при обследовании большое количество ошибок, быстро утомляется, наблюдается общая слабость (астения) процессов внимания, нарушена переключаемость внимания, внимание неустойчивое.
внимания ребёнка - ребёнок осматривает всё вокруг, стараясь заметить как можно больше; - не может распределять внимание одновременно на несколько условий деятельности в течение определённого времени; не может контролировать свою работу; - непроизвольное внимание вызывается внешне привлекательными предметами, людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у ребёнка сохраняется непосредственный интерес к объекту; - произвольное внимание возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений; - ребёнок не может распределять своё внимание одновременно на несколько условий деятельности в течение определённого времени, не может контролировать свою работу. - выраженные нарушения свойств внимания в процессе всего исследования; - нарушения свойств внимания, усиливающиеся к концу исследования; - низкая концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, нарушения переключаемость, ограниченный объем внимания; - не все свойства внимания формируются в рамках условно- возрастной нормы.
- умеет контролировать соблюдение условий задания; не утомляется при длительном напряжении; астения отсутствует;
распределения, продуктивности.
ребёнок - тем больше глубина.
другой.
находятся в сфере внимания. Особенности памяти (скорость запоминания, точность воспроизведения) - затруднено запоминание смысловой информации; - малый объём памяти (зрительной, слуховой), его зависимость от сложности запоминаемого материала; - механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, точность запоминания; - норма 6-7 лет 4-5 слов, после первого воспроизведения (кратковременная); - долговременная 6-7 лет через 20-30 мин. - 5-7 слов; - ниже этого слуховая ( долговременная) память снижена; - объём памяти не соответствует возрасту; - объём запоминаний информации не соответствует возрастной норме; - время хранения информации - запоминает медленно, нарушена точность воспроизведения. Особенности мышления (умение выделять главное, существенное (для 3-х леток на невербальном уровне): в сюжетной картине, тексте, при сравнении предметов, при классификации предметов; выделение третьего- четвертого лишнего предмета, обоснованность выделения четвертого лишнего предмета; установление последовательности событий в серии сюжетных картин, понимание скрытого смысла в картине, тексте; обобщение; понимание переносного смысла пословиц, загадок) ^
- интерес к игрушкам, к общению с взрослыми слабый, поверхностный; - деятельность возможна при интенсивной стимуляции; - интерес выраженный, стойкий, не нуждается в дополнительных внешних стимулах; - интерес поверхностный и требуется внешняя стимуляция при выполнении заданий; - дефицит мотивационного компонента, который проявляется в крайне низкой познавательной активности, избегание интеллектуального напряжения; - интерес к предметам, игрушкам к общению с взрослым - слабый, поверхностный, деятельность возможна лишь при наличии массивной и разнообразной стимуляции; - интерес достаточно выраженный, но угасающий по мере столкновения с трудностями; - интерес достаточно выраженный, но угасающий по мере столкновения с трудностями.
- ведёт себя адекватно ситуации (сдержан, спокоен); - чрезмерно активен; - слишком заторможен; - высокая двигательная активность.
- проявляет интерес, принимает задачу, старается ответить как можно лучше; - безразличное отношение к обследованию, не проявляет старания, пассивен; - высокий (низкий) уровень притязаний, характер реакции на свои ошибки (снисходительный, отсутствие критичности, переживает неудачу); - реакция на похвалу: нет видимой реакции, эмоционально оживает, наблюдается улучшение результатов; - ребёнок стесняется в обстановке обследования; - фон настроения (спокойный, несколько повышен, снижен, контрастирующий); - индифферентное отношение к окружающему в сочетании с импульсивностью, непредсказуемостью действий и поступков; - эмоциональные реакции неадекватны; - эмоциональные реакции недостаточно (слабо, мало) дифференцированы; в целом адекватны; - нравственно-этические понятия сформированы (не сформированы): навязчив, излишне обстоятелен, склонен к примитивному резонерству; - индифферентное отношение к процессу обследования отношение к поощрению и порицанию слабо выражено (относительно адекватно), критика отсутствует (снижена); - завышенная оценка своей деятельности; - ребёнок замкнут, неразговорчив.
контактность: - контакт полноценный в начале работы, но ухудшающийся по мере столкновения с трудностями; - контакт полноценный, стабильный на протяжении всего обследования; - контакт недостаточный, нестойкий на протяжении всего обследования - контакт неполноценный, затруднена совместная деятельность из за отсутствия интереса, непонимания инструкции; - контакт и общение затруднены; понимание ситуации и реагирование на неё не всегда адекватны; - контакт недостаточный, нестойкий на протяжении всего исследования; - контакт неполноценный, затруднена совместная деятельность из-за отсутствия интереса или непонимания информации (инструкции); - контакт неполноценный, требуется активизация деятельности со стороны обследующего; - контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны; - ребёнок навязчив, излишне обстоятелен, склонен к примитивному резонёрству. Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и динамическая координация движений и др.) Состояние произвольной моторики рук (затруднения при удерживании поз, некачественное их выполнение; нарушение переключения при выполнении движений; уменьшение амплитуды движений; невозможность выполнения движений обеими руками одновременно; координация движений, ведущая рука) Особенности мимики (возможность/невозможность удержать пробы, переключение с одного вида движения на другое; плавность, точность, объем выполнения движений) Особенности строения и двигательной функции артикуляционного аппарата (саливация, синкинезии, гиперкинезы; возможность/невозможность удержать пробы, переключение с одного вида движения на другое; плавность, точность, объем выполнения движений): губы (толстые, тонкие, вялые, напряженные) язык (тремор, девиация: влево, вправо; синюшность) прикус (норма, прогения, прогнатия) нёбо (норма, низкое, высокое готическое). Особенности фонетической стороны речи: звукопроизношение (нарушенные звуки и характер нарушений: оглушение/озвончение, смягчение, сигматизм, ротацизм и др.) - нарушение звукопроизношения; просодика (голос громкий, тихий, нормальный; темп речи быстрый, медленный, нормальный; ритм нарушен/не нарушен; интонациями пользуется/не пользуется (восклицательные, вопросительные); речевое дыхание: выдох длинный, короткий, достаточный, полный/неполный и т.д.) - нарушение темпа речи (быстрый, замедленный, заикание); - нарушение мелодико-интонационной окраски речи (речь маловыразительная) Особенности речевого развития
различной сложности, грамматических форм) К 3-ем годам дети должны: -говорить не торопясь, внятно, в речи должны быть представлены все части речи; -рассказывать о виденном 2 -4 предложениями; - воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы без наглядного сопровождения; К 4-ем годам дети должны: -произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных; -согласовывать слова в роде, числе, падеже; -употреблять предложения с однородными членами; К 5-ти годам дети должны: -правильно произносить все звуки родного языка; -употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные; - согласовывать слова в роде, числе, падеже; К 6-и годам дети должны: - правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно; -употреблять в речи простые и сложные предложения; -пользоваться прямой и косвенной речью. К 7-ми годам дети должны: - использовать в речи все лексико-грамматические формы.
предложными конструкциями; составление предложений по картинке) К 3-ем годам дети должны: -говорить не торопясь, внятно, в речи должны быть представлены все части речи; К 4-ем годам дети должны: -согласовывать слова в роде, числе, падеже; -употреблять предложения с однородными членами; К 5-ти годам дети должны: -употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные; - согласовывать слова в роде, числе, падеже; К 6-и годам дети должны: - говорить не торопясь, выразительно; -употреблять в речи простые и сложные предложения; -пользоваться прямой и косвенной речью. К 7-ми годам дети должны: - уметь строить сложные предложения разных видов; - составлять предложения из 3-4 слов; - членить простые предложения на слова; - членить слова на слоги.
упрощение, перестановки, добавление)
грамматических форм; качество пассивного словаря, понимание и выполнение простых и сложных инструкций)
различных частей речи, простых и распространенных предложений, грамматических форм: уменьшительно-ласкательные суффиксы, согласование существительного с прилагательным, глаголы в разном времени и роде; наличие обобщающих понятий)
картинке, по серии сюжетных картин) - уровень речевого развития: словарь, связная речь, лексико-грамматический строй, фонематический слух ниже условно-возрастной нормы; - недостаточная сформированность фонематических процессов; - ограничение словарного запаса; - недостаточное развитие связной речи; - Несформированность лексико-грамматического строя речи; К 3-ем годам дети должны: -рассказывать о виденном 2 -4 предложениями; - воспринимать небольшие потешки, сказки и рассказы без наглядного сопровождения; К 4-ем годам дети должны: - отвечать на вопросы; - повторять за взрослым рассказ, составленный об игрушке и по сюжетной картинке. К 5-ти годам дети должны: -пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предметам. К 6-и годам дети должны: -пользоваться прямой и косвенной речью; - поддерживать непринужденную беседу; -составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым. К 7-ми годам дети должны: - уметь строить сложные предложения разных видов; -составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта, небольшие сказки; - находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; - составлять предложения из 3-4 слов; Характер деятельности (целенаправленность, возможность сосредоточения на задании, неравномерность деятельности, импульсивность, инертность, темп деятельности, работоспособность, усидчивость и т.п.)
- темп деятельности замедленный, продуктивность низкая; - темп деятельности замедленный; невысокая продуктивность; снижена врабатываемость; - темп умеренный или высокий; деятельность целенаправленная и продуктивная, контролирует 5.Заключение (рекомендуемая образовательная программа, особенности реализации программы) Умственная отсталость: F70 Умственная отсталость легкой степени F71 Умственная отсталость умеренная ^ На основании выявленного тотального недоразвития высших психических функций рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). ^ На основании выявленного тотального недоразвития высших психических функций рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с глубокой умственной отсталостью (по индивидуальному учебному плану). Расстройства психологического развития: F80 Специфические расстройства речи и языка ^ F82 Специфические расстройства развития моторной функции FS3 Смешанные специфические расстройства психологического развития На основании выявленной парциальной несформированности высших психических функций рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. Нарушения анализаторных систем: Нарушения слуха 1. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для глухих детей. 2. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для слабослышащих детей: - с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
Нарушения зрения 1. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для слепых детей. 2. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием». ^ Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. При необходимости: занятия с логопедом. ^ 1. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. 2. Рекомендуется общеобразовательная программа дошкольного образования компенсирующего вида для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи». Сложные дефекты: При определении рекомендаций следует опираться на ведущий тип нарушения. 1. Рекомендуется общеобразовательная программа для глухих умственно отсталых детей. 2. Рекомендуется общеобразовательная программа для слепых умственно отсталых детей. * Для всех типов и видов нарушений (при необходимости): - консультация психолога (невролога, окулиста, психиатра и др.); - динамическое наблюдение у невролога (психиатра, окулиста и др.); - рекомендуется …(название программы с указанием ведущего типа нарушения) по индивидуальному учебному плану; - рекомендуется …(название программы с указанием ведущего типа нарушения) по индивидуальной коррекционной программе по коррекции (компенсации)… (прописать сопутствующие нарушенные функции). Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра, адаптированная для использования в СССР приводится только в части, касающейся клинических и поведенческих расстройств у детей и подростков ^ F 70 Легкая умственная отсталость F 71 Умеренная умственная отсталость F 72 Тяжелая умственная отсталость F 73 Глубокая умственная отсталость F 78 Другая умственная отсталость F 79 Неуточненная умственная отсталость ^ использоваться четвертый знак: F 7х.0 минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их F 7х.1 значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер F 7х.8 другие поведенческие нарушения F 7х.9 поведенческие нарушения не определены F 80-89 Нарушения психологического развития F 80 Специфические расстройства речи F 80.0 Специфические расстройства артикуляции речи F 80.1 Расстройства экспрессивной речи F 80.2 Расстройства рецептивной речи F 80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) F 80.8 Другие расстройства развития речи F 80.9 Расстройства развития речи, неуточненные F 81 Специфические расстройства развития школьных навыков F 81.0 Специфическое расстройство чтения F 81.1 Специфическое расстройство спеллингования F 81.2 Специфическое расстройство навыков счета F 81.3 Смешанное расстройство школьных навыков F 81.8 Другие расстройства школьных навыков F 81.9 Расстройства развития школьных навыков, неуточненные F 82 Специфические расстройства развития двигательных функций F 83 Смешанные специфические расстройства F 84 Общие расстройства развития F 84.0 Детский аутизм F 84.1 Атипичный аутизм F 84.10 Атипичность в возрасте начала F 84.11 Атипичность в симптоматике F 84.12 Атипичность и в возрасте начала, и в симптоматике F 84.2 Синдром Ретта F 84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями F 84.5 Синдром Аспергера F 84.8 Другие общие расстройства развития F 84.9 Общее расстройство развития, неуточненное F 88 Другие расстройства психологического развития F 89 Неутонченное расстройство психологического развития ^ обычно в детском и подростковом возрасте F 90 Гиперкинетические расстройства \ F80.0 Нарушение активности внимания F 90.1 Гиперкинетическое расстройство поведения F 90.8 Другие гиперкинетические расстройства F 90.9 Гиперкинетическое расстройство, неуточненное F 91 Расстройство поведения F 91.0 Расстройство поведения, ограничивающееся условиями семьи F 91.1 Несоциализированное расстройство поведения F 91.2 Социализированное расстройство поведения F 91.3 Оппозиционно-вызывающее расстройство F 91.8 Другие расстройства поведения F 91.9 Расстройство поведения, неуточненное F 92 Смешанные расстройства поведения и эмоций F 92.0 Депрессивное расстройство поведения F 92.8 Другие смешанные расстройства поведения и эмоций F 92.9 Смешанное расстройство поведения и эмоций, неуточненное F 93 Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста F 93.0 Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте F 93.1 Фобическое тревожное расстройство детского возраста F 93.2 Социальное тревожное расстройство детского возраста F 93.3 Расстройство сиблингового соперничества F 93.8 Другие эмоциональные расстройства детского возраста F 93.80 Генерализованное тревожное расстройство детского возраста F 93.9 Эмоциональное расстройство детского возраста, неуточненное F 94 Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста F 94.0 Элективный мутизм F 94.1 Реактивное расстройство привязанности детского возраста F 94.2 Расторможенное расстройство привязанности детского возраста F 94.8 Другие расстройства социального функционирования детского возраста F 94.9 Расстройство социального функционирования детского возраста, неуточненное F 95 Тикозные расстройства F 95.0 Транзитное тикозное расстройство F 95.1 Хроническое двигательное или голосовое тикозное расстройство F 95.2 Комбинированное голосовое и множественное двигательное тикозное расстройство (синдром де ля Туретта) F 95.8 Другие тикозные расстройства F 95.9 Тикозное расстройство, неуточненное F 98 Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98.0 Неорганический энурез F 98.00 Только ночной энурез F 98.01 Только дневной энурез F 98.02 Ночной и дневной энурез F 98.1 Неорганический энкупрез F 98.10 Неспособность приобретения физиологического контроля кишечника F 98.11 Адекватный контроль кишечника и дефекации в неадекватных местах с нормальной консистенцией кала F 98.12 Загрязнение в связи с жидкой консистенцией кала F 98.2 Расстройство питания в младенческом возрасте F 98.3 Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве F 98.4 Стереотипные двигательные расстройства F 98.40 Без самоповреждений F 98.41 С самоповреждениями F 98.42 Смешанное F 98.5 Заикание F 98.6 Речь взахлеб F 98.8 Другие специфические поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 98.9 Неуточненные поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте F 99 Неуточненное психическое расстройство ^ Варианты неврологических и речевых нарушений в зависимости от характера перинатального (период развития плода от 28 недель внутриутробного развития и первые 7 дней постнатальной жизни) поражения головного мозга.
Наряду с описанными выше грубыми структурными нарушениями вещества головного мозга, возникающими вследствие перинатальных повреждений, возможно развитие более «тонких изменений», наличие которых, с помощью современных методов неировизуализации выявить не удается. Эти нарушения реализуются на уровне межклеточного взаимодействия и обусловлены отклонениями в процессах клеточной миграции, организации синаптических контактов, миелинизации афферентных и эфферентных нервных проводников. Данные отклонения, выявляемые у детей первого года жизни, в обобщенном виде получили название «задержки темпов психомоторного и предречевого развития». При этом на первый план выступают признаки снижения эмоциональных реакций, слабая выраженность «комплекса оживления», низкая познавательная активность. На фоне снижения познавательной активности отмечается умеренная задержка формирования произвольных двигательных актов, но нарушения мышечного тонуса могут отсутствовать или выражены минимально. ^
Расшифровка некоторых аббревиатур и сокращений, встречающихся в медицинских заключениях. ММД – малые мозговые дисфункции. ^ – центральная нервная система. РЦН – резидуальная церебральная недостаточность (остаточные явления после церебральной недостаточности, возникшей в разные периоды развития плода или развития ребенка. Например: РЦН, дизартрия; РЦН, энурез; РЦН, заикание). ^ – парасимпатическая нервная система (часть вегетативной нервной системы). С-м пр. ЧМН - синдром поражения черепно-мозговых нервов. С-м эмбриопатии – синдром аномалий развития, возникших в период эмбрионального развития. ^ – часто длительно болеющий. С-м ВИЧ – синдром иммунодефицита человека. ЗРР – задержка речевого развития. ЗПР– задержка психического развития. ^ – синдром. с-м – симптом. Hm – гиперметропия (нарушение зрения). аst – астигматизм (нарушение зрения). Hm. аst. – гиперметропический астигматизм (нарушение зрения). OS - левый глаз. ON - правый глаз. OU - оба глаз. Muscul. – мышечный. Cur -сердце Вн.утр. Luis – внутриутробное поражение инфекционным заболеванием сифилис. Р.-ф. – резус-фактор. МРТ – магнитно-резонансная терапия. УЗИ – ультразвуковое исследование. ФГС – фиброгастроскопия. В ст. субкомпенсации – в стадии неполной (частичной) компенсации чего-либо. В ст. пр. ремиссии – в стадии стойкой продолжительной ремиссии (ослабление или исчезновение болезни). Liquor. – от лат. Жидкость ГНМ I -II ст. – гипертрофия небных миндалин I -II степени. |