«Люди рождены ради жизни» Цель icon

«Люди рождены ради жизни» Цель





Скачать 169.33 Kb.
Название «Люди рождены ради жизни» Цель
Дата 02.04.2013
Размер 169.33 Kb.
Тип Документы
10.05.11г. В МОУ «СОШ №1» проходил семинар-практикум для педагогов по теме

«Люди рождены ради жизни»


Цель:

  • Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков.


Задачи:

  • Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;

  • Определить варианты суицидальной превенции.



На семинаре была рассмотрена следующая теоретическая информация:

Что необходимо знать взрослому о суициде!

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.


Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.


Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.


^ Различают следующие типы суицидального поведения:


Демонстративное поведение: В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.



Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.

Динамика развития суицидального поведения:


Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д.


^ Вторая стадия - это суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.


^ Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.


Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами. При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.

^
Причины суицида:


Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.


Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

  2. ^ Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

  3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

  4. ^ Дисгармония в семье. Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

  5. ^ Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

  6. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

  7. Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.


Возможные мотивы самоубийства:

    • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

    • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

    • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

    • Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

    • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.



^

Признаки готовящегося самоубийства:


О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:

  1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

  2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

  3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

  4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике) или словесные указания или угрозы.

  5. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

  6. Потеря близкого человека, дома, за которыми следуют вышеперечисленные признаки.

  7. Бессонница.


Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:


Антисуицидальные (жизнеутверждающие) факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

  • выраженное чувство долга, обязательность;

  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

  • наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

  • психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

  • проявление интереса к жизни;

  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

  • планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.


Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

^

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:


  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

  7. постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

  9. не предлагайте упрощенных решений;

  10. дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

  11. помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

  12. помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

  13. при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

  14. помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
^

К «группе риска» по суициду относятся дети и подростки:





  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

  • с затяжным депрессивным состоянием;

  • сверхкритичные к себе подростки;

  • переживающие чувство разочарования в любви, в половом бессилии;




  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней, физических дефектов;

  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями (несостоятельность, неудача в учебе, падение престижа, несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей);

  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

  • из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

  • из семей, в которых были случаи суицидов.
^

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида:





  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

  • погруженность в размышления о смерти,

  • отсутствие планов на будущее,

  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.


Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.


Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства.

Суициды также учащаются и во время рождественских праздников. Опечаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одиночеством, социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.

^

РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

Что можно сделать для того, чтобы помочь подростку


  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

  7. постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

  9. не предлагайте упрощенных решений;

  10. дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

  11. помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

  12. помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

  13. при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

  14. помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Симптомы, которые должны насторожить родителей и педагогов:

  • редкие изменения в поведении и внешности ребенка;

  • потеря интереса к любимым занятиям;

  • склонность к одиночеству;

  • безосновательно снижение успеваемости;

  • отказ от посещения школы;

  • слезы без видимой причины;

  • разговоры о смерти;

  • раздача своих вещей.



^ ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»




Симптоматика

Внешний вид и поведение

тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия, тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов, ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания, склонность к нытью, общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих, чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе и окружающим, чувство бесчувствия, тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная), ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный, тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

Психические заболевание

депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения

Оценка собственной жизни

пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

нелюдимость, избегание контактов с окружающими, стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью, склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания.

^ Вегетативные нарушения

слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, снижение аппетита, пища ощущается безвкусной, снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка)

^ Динамика состояния в течение суток

улучшения состояния к вечеру, ухудшение состояния к вечеру



В качестве практических заданий педагогам предлагалось:

1. Перечислить факторы, которые помогают любому человеку найти смысл жизни, другими словами – факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.

^ Работая в группах, педагоги определили следующие факторы:

- Занятость (хобби, кружки, секции);

- Любовь к ближнему (семейные традиции);

- Любовь к животным (уход за своими питомцами, ответственность за «тех, кого приручили»);

- Религиозные взгляды;

- Целеустремленность, планы на будущее, мечта;

- Верная дружба;

- Внимание, забота со стороны семьи;

- Чувство собственной значимости, нужности;

- Страх за своих близких («как они без меня»);

- Умение снимать стресс, преодолевать трудности;

- Конструктивные взаимоотношения со сверстниками;

- Комфортность образовательной среды;


2. Определите спектр мероприятия с детьми, родителями и педагогическим коллективом по профилактике суицидального поведения, которые были бы востребованы в нашей школе в следующем учебном году.


^ Мероприятия по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков


С родителями

С обучающимися

С педагогическим коллективом

1. Родительский лекторий по результатам диагностики.


2. Индивидуальные консультации с родителями детей «группы риска»


3. КТД (коллективно-творческое дело) «Праздник на нашей улице»

исполнители: родительский комитет


4. Тренинговое занятие «Как научить ребенка снимать стресс"

исполнители: психологи


5. Посещение семей.

исполнители: классные руководители, соц.педагоги


6. Родительский лекторий «Психоэмоциональные особенности подросткового возраста»

«Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»

«Взаимоотношения между сверстниками»

«Любовь к Родине как стремление к жизни»

исполнители: классные руководители, психологи, соц. педагоги


1. Создание мультимедийного проекта «Моя вселенная»

исполнители: ММЦ, обучающиеся, семья.


2. Формирование сменных органов самоуправления

исполнители: классные руководители


3. Социальные проекты

исполнители: классные руководители, зам по УВР.


4. Классный час «Антистресс»

исполнители: психологи.


5. Психодиагностика эмоционального состояния.

исполнители: психологи.


6. Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

исполнители: психологи, зам. по УВР



1. Просветительская деятельность





3. В качестве варианта профилактической работы педагогам может быть предложено следующее задание:

Сочинить синквейн на тему «Люди рождены ради жизни»

Педагоги творчески подошли к выполнению задания:


***

Человек

Счастливый, целеустремленный.

Живет, работает, любит.

Люди рождены ради жизни.

Человек – венец природы!


***

Жизнь

Радостная, счастливая.

Чувствовать, слышать, понимать.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Жизнь бесконечное познание.

Бери свой посох и иди!


***

Жизнь.

Разнообразная, насыщенная, противоречивая.

Удивляет, огорчает, радует.

Жизнь прожить – не поле перейти!

Суета сует!


***

Жизнь.

Неповторимая, прекрасная!

Любить, творить, мечтать!

Жизнь дается человеку один раз!

Да здравствует жизнь!


***

Внимание.

Чувственное, заботливое.

Рождает, ведет, зовет к счастливой жизни

В кругу близких и родных людей.

Внимание спасет жизнь!


***

Жизнь.

Загадочная, романтичная.

Завораживает.

Похожа на коробку спичек.

Обращаться с ней серьезно – смешно.

Обращаться несерьезно – опасно!

Калейдоскоп событий!


***


В целом семинар был посвящен сохранению эмоционального благополучия среди обучающихся, определили свои дальнейшие действия по профилактике суицидального поведения.

Эта тема особенно актуальна в преддверии окончания учебного года и экзаменационной поры.

^ Достучаться до каждого сердца

Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!

И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!

И пройдут еще многие годы,
И по-разному может сложиться судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду вражда!

А пока будут будни учебы,
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!

Марк Львовский


Семинар подготовлен педагогами-психологами

Шадриной Н.В., Муромцевой И.Г.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Люди рождены ради жизни» Цель icon Проект
Компетенція Верховної Ради України та Верховної Ради Автономної Республіки Крим 8
«Люди рождены ради жизни» Цель icon Анемия это нехватка гемоглобина. Гемоглобин это протеин (белок) красных кровяных телец. Он переносит
Анемия может вызывать апатию, нехватку дыхания и головокружение. Люди с анемией не чувствуют себя...
«Люди рождены ради жизни» Цель icon Цель внедрения программы состоит в содействии формированию у слушателей следующих общекультурных

«Люди рождены ради жизни» Цель icon Сценарий мероприятия для учеников начальных классов и их родителей «Мы за здоровый образ жизни!»
Цель: формировать у детей установки на здоровый образ жизни. Способствовать формированию ответственного...
«Люди рождены ради жизни» Цель icon Испокон веков люди мечтали жить долго и полноценно, сохраняя энергию и способность радоваться жизни.

«Люди рождены ради жизни» Цель icon 12. Вопросы восприятия и выражения 42 13. Институты рождены 47

«Люди рождены ради жизни» Цель icon Гриппом болеют люди всех возрастов и в любое время года, однако пик заболеваемости приходится на

«Люди рождены ради жизни» Цель icon В. А. Петровский Во всех частях света можно встретить людей красивых и жизнерадостных. Рядом с ними

«Люди рождены ради жизни» Цель icon Выжить, чтобы умереть каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться со смертью. В вечность

«Люди рождены ради жизни» Цель icon «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы