10.05.11г. В МОУ «СОШ №1» проходил семинар-практикум для педагогов по теме
«Люди рождены ради жизни»
Цель:
Повышение уровня психологической компетентности педагогов по вопросу профилактики деструктивного поведения детей и подростков.
Задачи:
Рассмотреть механизмы возникновения суицидальных намерений;
Определить варианты суицидальной превенции.
На семинаре была рассмотрена следующая теоретическая информация:
Что необходимо знать взрослому о суициде!
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
^
Демонстративное поведение: В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Динамика развития суицидального поведения:
Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются собственно суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д.
^ Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.
^ Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.
Длительность развития суицидального поведения может исчисляться как минутами, так и месяцами. При острых формах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
^
Сообщения о желании умереть появляются без всякой внешней провокации, обычно носят характер угрозы близким. В этих случаях попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и в дошкольном, и в младшем школьном возрасте носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:
Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
^ Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.
Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
^ . Эта дисгармония носит не внешний, а содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
^ (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).
В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
Депрессия. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье.
Возможные мотивы самоубийства:
Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
^
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков:
Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике) или словесные указания или угрозы.
Вспышки гнева у импульсивных подростков.
Потеря близкого человека, дома, за которыми следуют вышеперечисленные признаки.
Бессонница.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков:
Антисуицидальные (жизнеутверждающие) факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга, обязательность;
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
проявление интереса к жизни;
привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
^
не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
не предлагайте упрощенных решений;
дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
^
с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
с затяжным депрессивным состоянием;
сверхкритичные к себе подростки;
переживающие чувство разочарования в любви, в половом бессилии;
страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней, физических дефектов;
фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями (несостоятельность, неудача в учебе, падение престижа, несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей);
страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
из семей, в которых были случаи суицидов.
^
потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,
частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,
ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,
нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,
погруженность в размышления о смерти,
отсутствие планов на будущее,
внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства.
Суициды также учащаются и во время рождественских праздников. Опечаленные распавшимися семьями, смертями, непереносимым одиночеством, социальными или экономическими неудачами люди обнаруживают, что «счастливый сезон» не приносит ожидаемой радости. В отчаянии они могут решить покончить с собой.
^
не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
не предлагайте упрощенных решений;
дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Симптомы, которые должны насторожить родителей и педагогов:
редкие изменения в поведении и внешности ребенка;
потеря интереса к любимым занятиям;
склонность к одиночеству;
безосновательно снижение успеваемости;
отказ от посещения школы;
слезы без видимой причины;
разговоры о смерти;
раздача своих вещей.
^
«ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
-
|
Симптоматика
|
Внешний вид и поведение
|
тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия, тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов, ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания, склонность к нытью, общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение
|
Эмоциональные нарушения
|
скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость, брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих, чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе и окружающим, чувство бесчувствия, тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная), ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный, тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
|
Психические заболевание
|
депрессия, неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения
|
Оценка собственной жизни
|
пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого, пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем
|
Взаимодействие с окружающим
|
нелюдимость, избегание контактов с окружающими, стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью, склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания.
|
^
|
слезливость, расширение зрачков, сухость во рту (“симптомы сухого языка”), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница, повышенная сонливость, нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе), запоры, снижение веса тела, повышение веса тела, снижение аппетита, пища ощущается безвкусной, снижение либидо, нарушение менструального цикла (задержка)
|
^
|
улучшения состояния к вечеру, ухудшение состояния к вечеру
|
В качестве практических заданий педагогам предлагалось:
1. Перечислить факторы, которые помогают любому человеку найти смысл жизни, другими словами – факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения.
^
- Занятость (хобби, кружки, секции);
- Любовь к ближнему (семейные традиции);
- Любовь к животным (уход за своими питомцами, ответственность за «тех, кого приручили»);
- Религиозные взгляды;
- Целеустремленность, планы на будущее, мечта;
- Верная дружба;
- Внимание, забота со стороны семьи;
- Чувство собственной значимости, нужности;
- Страх за своих близких («как они без меня»);
- Умение снимать стресс, преодолевать трудности;
- Конструктивные взаимоотношения со сверстниками;
- Комфортность образовательной среды;
2. Определите спектр мероприятия с детьми, родителями и педагогическим коллективом по профилактике суицидального поведения, которые были бы востребованы в нашей школе в следующем учебном году.
^
С родителями
|
С обучающимися
|
С педагогическим коллективом
|
1. Родительский лекторий по результатам диагностики.
2. Индивидуальные консультации с родителями детей «группы риска»
3. КТД (коллективно-творческое дело) «Праздник на нашей улице»
исполнители: родительский комитет
4. Тренинговое занятие «Как научить ребенка снимать стресс"
исполнители: психологи
5. Посещение семей.
исполнители: классные руководители, соц.педагоги
6. Родительский лекторий «Психоэмоциональные особенности подросткового возраста»
«Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка»
«Взаимоотношения между сверстниками»
«Любовь к Родине как стремление к жизни»
исполнители: классные руководители, психологи, соц. педагоги
|
1. Создание мультимедийного проекта «Моя вселенная»
исполнители: ММЦ, обучающиеся, семья.
2. Формирование сменных органов самоуправления
исполнители: классные руководители
3. Социальные проекты
исполнители: классные руководители, зам по УВР.
4. Классный час «Антистресс»
исполнители: психологи.
5. Психодиагностика эмоционального состояния.
исполнители: психологи.
6. Просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.
исполнители: психологи, зам. по УВР
|
1. Просветительская деятельность
|
3. В качестве варианта профилактической работы педагогам может быть предложено следующее задание:
Сочинить синквейн на тему «Люди рождены ради жизни»
Педагоги творчески подошли к выполнению задания:
***
Человек
Счастливый, целеустремленный.
Живет, работает, любит.
Люди рождены ради жизни.
Человек – венец природы!
***
Жизнь
Радостная, счастливая.
Чувствовать, слышать, понимать.
Как прекрасен этот мир, посмотри!
Жизнь бесконечное познание.
Бери свой посох и иди!
***
Жизнь.
Разнообразная, насыщенная, противоречивая.
Удивляет, огорчает, радует.
Жизнь прожить – не поле перейти!
Суета сует!
***
Жизнь.
Неповторимая, прекрасная!
Любить, творить, мечтать!
Жизнь дается человеку один раз!
Да здравствует жизнь!
***
Внимание.
Чувственное, заботливое.
Рождает, ведет, зовет к счастливой жизни
В кругу близких и родных людей.
Внимание спасет жизнь!
***
Жизнь.
Загадочная, романтичная.
Завораживает.
Похожа на коробку спичек.
Обращаться с ней серьезно – смешно.
Обращаться несерьезно – опасно!
Калейдоскоп событий!
***
В целом семинар был посвящен сохранению эмоционального благополучия среди обучающихся, определили свои дальнейшие действия по профилактике суицидального поведения.
Эта тема особенно актуальна в преддверии окончания учебного года и экзаменационной поры.
^
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
И какой-то проспавший мальчишка
Опоздает на первый урок,
И проказница в прошлом девчонка
Пригласит на последний звонок!
И пройдут еще многие годы,
И по-разному может сложиться судьба,
И исчезнут и боль, и невзгоды,
Прекратится повсюду вражда!
А пока будут будни учебы,
И ответы звучат у доски,
Без насилия мир и без злобы,
И подаренных роз лепестки!
Марк Львовский
Семинар подготовлен педагогами-психологами
Шадриной Н.В., Муромцевой И.Г.
|