Скачать 2.13 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи Ходусов Алексей Александрович УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ОТ ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Специальность: 20.02.03 - Военное право, военные проблемы международного права Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный руководитель - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.А. Толкаченко ^ ОГЛАВЛЕНИЕ
^
- ВК ВС СССР (РФ) - Военная коллегия Верховного Суда СССР (РФ) - ^ - Военный комиссариат - ВПК - Военно-промышленный комплекс - ^ - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - ГШ ВС РФ - Генеральный Штаб Вооружённых сил Российской Федерации -^ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - ГОМУ - Главное организационно - мобилизационное управление Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ - ^ - Министр (министерство) обороны Российской Федерации - МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации - МНЭПУ - Международный независимый эколого-политологи-ческий университет - ^ - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации - РГ - Российская газета
- ^ - Собрание Законодательства Российской Федерации - СБСЕ - Совет по безопасности и сотрудничеству в Европе - СМ РФ - Совет Министров Российской Федерации -^ - Собрание Узаконений (Собрание Узаконений РСФСР) - СНГ - Содружество Независимых Государств -^ - Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - СССР - Союз Советских Социалистических Республик - ^ - средства массовой информации
- УК РСФСР - Уголовный кодекс РСФСР, принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 года, введён в действие с 1 января 1961 года - УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24 мая 1996 года, введён в действие с 1 января 1997 года (с последующими изменениями и дополнениями) - ^ Актуальность темы исследования. Основным законом нашего государства определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации1. Реализация провозглашенного Конституцией права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ч.3 ст.59) длительное время, начиная с 1993 года, т.е. с момента принятия Конституции РФ, на практике вызывала определенные трудности, обусловленные, прежде всего отсутствием правовой и организационной базы ее прохождения. Вместе с тем, поскольку проведение реформ в нашей стране направлено на демократизацию общественных отношений, постольку особое внимание в последнее время уделяется соблюдению прав человека, приведению законодательства в этой области к международным стандартам2. Ответственность за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы установлена Российским законодательством в ст. 328 УК РФ. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, являясь грубым нарушением конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества, наносит ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации, а в конечном итоге безопасности страны. Опасность рассматриваемого преступного поведения граждан объективно связана не только с нарушением порядка управления, но и с ослаблением дисциплины, дискредитацией воинских отношений, снижением боеготовности и, как следствие, невозможностью выполнения войсками своих конституционных обязанностей и реализации мирной оборонной доктрины государства1. Следовательно, борьба с этими преступлениями, устранение причин и условий, способствующих их совершению, остается важной социально-правовой задачей. В связи с реализацией конституционного права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в науке военного права, законодательстве и практике возникли определенные сложности. До вступления в силу закона об альтернативной гражданской службе существовали определенные трудности в осуществлении права на ее прохождение. Вопреки ст. 15 Основного закона, устанавливающей, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, а права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, призывные комиссии в большинстве случаев отказывали призывникам в замене военной службы на альтернативную, что нередко влекло за собой обращения в суд. Суды, как правило, удовлетворяли такие жалобы граждан, применяя непосредственно ч. 2 ст. 59 Конституции2. Отсутствие правового регулирования направления на альтернативную гражданскую службу и порядка ее прохождения, не позволяло длительное время применять и соответствующую правоохранительную норму, а именно ч. 2 ст. 328 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. На практике возник проблемный и социально-резонансный вопрос о возможности привлечения к ответственности по ч.1 ст. 328 УК РФ лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, но желающих проходить альтернативную гражданскую службу и имеющих на то необходимые основания. Наконец, закон об альтернативной гражданской службе вступил в силу с 1 января 2004 г., однако, вопросы механизма его реализации и разработки подзаконной нормативной базы по-прежнему остались, и поскольку правовая база в этой части находится в становлении, еще не апробирована, уже и сейчас обнаруживает пробельность, практики ее применения в силу этого пока не имеется. Проблемы уголовно-правовой борьбы с различными видами уклонения от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы связаны с несовершенством нормативной базы и, как следствие, с трудностями в правильной квалификации содеянного. Успешное решение задачи предупреждения такого рода преступлений предполагает своевременное научное решение уголовно-правовых и криминологических проблем, анализ и обобщение практики применения действующего законодательства, разработку научно обоснованных рекомендаций по ее совершенствованию, а также собственно системы мер предупреждения этих правонарушений. Значительный интерес способны представлять вопросы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 328 УК РФ, практика применения наказания за уклонения от призыва на военную службу, выявление эффективности отдельных видов наказания для достижения цели исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений. С точки зрения безопасности заслуживают внимания вопросы криминологической характеристики лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы, причины и меры предупреждения таких уклонений. В российской правовой науке, несмотря на наличие ряда работ по рассматриваемой проблематике, не имеется современных диссертационных исследований, связанных с комплексным изучением проблем уголовной ответственности за уклонения от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы. Указанные обстоятельства потребовали научной разработки заявленной военно-правовой проблематики, обоснования рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения, решения вопросов квалификации и разграничения этих преступлений. ^ . Научные вопросы правового регулирования призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы, а также уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в различных аспектах и объемах разработаны в трудах Ахметшина Х.М., Бражника Ф.С., Зателепина О.К., Кузнецова Н.И., Карпенко М.В., Королева Г.Н., Лунёва А.Е., Мигачева Ю.И., Петухова Н.А., Стрекозова В.Г., Тер-Акопова А.А., Фатеева К.В., Шупленкова В.П., Шустрова Д.О. и других ученых. Отдельным правовым проблемам прохождения альтернативной гражданской службы и уклонению от призыва на военную службу посвящен ряд смежных научных работ. Новизна и теоретическая значимость настоящего исследования состоят в том, что впервые в военно-правовой и уголовно-правовой науке, в условиях введения в действие законодательства об альтернативной гражданской службе, предложена к решению задача, имеющая существенное значение для эффективного применения уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы в контексте осуществляемой военной реформы, современных рекомендаций международного сообщества по вопросам института альтернативной гражданской службы, а также с учетом исторического и зарубежного опыта. ^ работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации выводы, рекомендации и предложения направлены на возможное совершенствование российского законодательства, регулирующего правовые основы призыва на военную службу, замены военной службы альтернативной гражданской службой, определяющего уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы, а также практики его применения органами военного управления, правоохранительными органами и судами. Некоторые фактические данные, а также суждения, положения и выводы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе на факультетах юридического профиля при подготовке кадров для органов военной юстиции, а также в последующих научных исследованиях. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права Военного университета, где проводилось ее обсуждение. Результаты исследования и основные выводы по работе докладывались автором на заседании кафедры. Основные положения диссертации отражены в 5 научных публикациях автора. ^ являются общественные отношения в сфере установления и реализации уголовной ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы в Российской Федерации. ^ является административное законодательство о порядке призыва на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу, об основаниях освобождения от военной и альтернативной гражданской служб, уголовное законодательство об ответственности за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы, следственная, прокурорская и судебная практика по делам данной категории, а также доктринальные взгляды на обозначенные проблемы. ^ состоит в комплексном анализе правового регулирования уголовной ответственности за уклонения от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы, т.е. в решении задачи, имеющей существенное значение для военного права и военных аспектов уголовного права. Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач: - подвергнуть научному анализу существующие социально значимые правовые отношения, связанные с призывом на военную службу и ее прохождением, определяющие порядок направления на альтернативную гражданскую службу и ее прохождение, а также нормы, регламентирующие деятельность органов военного управления и правоохранительных органов;
^ В процессе разработки теоретических и практических положений, постановки целей и решения заявленных задач для получения достоверных и научно-обоснованных результатов автор руководствовался общенаучным диалектическим методом познания, а также частно-научными методами исследования: сравнительно-правовым, системно-структурным, конкретно-социологическим, формально логическим, статистическим и др. В ходе исследования автор руководствовался теоретическими разработками в области философии, общей теории права, использовал фундаментальные исследования специалистов отраслевых наук: уголовного права и криминологии, психологии и педагогики, военной администрации, административного и конституционного права и др. ^ исследования является международно-правовые документы, содержащие стандарты в области уголовной политики, действующее отечественное уголовное и военное законодательство с учётом его изменений и дополнений, подзаконные нормативные акты о военной службе и альтернативной гражданской службе. В процессе исследования подвергнут анализу исторический и современный зарубежный опыт нормативного регулирования вопросов уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы. ^ представлена статистическими данными, обзорами и другими документами Верховного Суда Российской Федерации, практикой судов общей юрисдикции, военных комиссариатов Северо-Кавказского и Московского военного округа, материалами парламентских слушаний Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также иной аналитической и справочной информацией. Автором изучены и проанализированы труды по проблемам теории права и государства (Арцибасова И.Н., Алексеева С.С., Казанчева Ю.Д., Манова Б.Г., Стрекозова В.Г.), а также работы, посвященные исследованию вопроса свободы совести в юридическом аспекте (Розембаума Ю.А., Рудинского Ф.М.), исследования о проблемах исполнения воинской обязанности гражданами (Ахметшина Х.М., Бушуева Г.И., Кузнецова Н.И., Медведева А.М., Стрекозова В.Г.), труды, посвященные теоретическим обоснованиям правового института альтернативной гражданской службы и уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы (Ахметшина Х.М., Бражника Ф.С., Бойко А.И., Зателепина О.К., Карпенко М.В., Петухова Н.А, Толкаченко А.А., Фатеева К.В., Шустрова Д.О.). ^ : I. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности, является одним из способов комплектования, т. е. привлечения граждан РФ на военную службу. Призыв на военную службу представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному, психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку. Общественная опасность преступного уклонения от призыва на военную службу определяется исходя из наступления возможных последствий в случаях чрезвычайного и военного положений. Так, недостаточное количество личного состава влечет некомплектность частей и соединений, которые в результате этого не справляются во многих случаях с поставленными боевыми задачами. Уклонение граждан от призыва на военную службу влечет нарушение процесса комплектования и дезорганизацию деятельности органов управления, занимающихся решением этих вопросов. II. В целях обеспечения эффективности процесса комплектования представляется, что уклонением от призыва на военную службу следует считать уклонение от любого из перечисленных в ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» мероприятий, а именно: для граждан, не пребывающих в запасе: - явка на медицинское освидетельствование, - явка на заседание призывной комиссии, - явка в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, - нахождение в военном комиссариате для отправки к месту прохождения военной службы; для граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера: - явка на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу, - явка в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы. III. Установленное законодательством ограничение о невозможности призыва на военную службу граждан, имеющих судимость, в т. ч. за уклонение от призыва, необоснованно предоставляет возможность указанной категории граждан уклониться от военной службы вовсе. Предлагается, чтобы граждане, осужденные за уклонение от призыва на военную службу, призывались бы на неё после отбытия наказания вне зависимости от наличия у них указанной судимости (см. п. 1 приложения № 5). IV. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина, призывного возраста на замену прохождения военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по соображениям совести. В основе реализации такого права лежат реальные религиозные или морально-нравственные убеждения лиц, подлежащих призыву на военную службу, препятствующие им выполнять обязанности военной службы. Решать вопрос о замене военной службы альтернативной гражданской службой, и осуществлять проверку обоснованности ходатайства призывника на основе законодательства, предназначены призывные комиссии, которые должны привлекать к указанной процедуре экспертов-религиоведов. При необходимости решения специальных вопросов необходимо назначение религиоведческой экспертизы для установления истинности религиозных воззрений и религиозных убеждений призывника, которые объективно препятствуют ему выполнять обязанности военной службы с оружием в руках. V. Альтернативная гражданская служба как разновидность социальной деятельности в обществе, с одной стороны, обеспечивает решение отдельных социальных задач, а с другой - реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву. Учитывая повышенную общественную значимость прохождения военной службы по призыву и возможности ее замены на альтернативную гражданскую службу, законодатель обоснованно установил именно уголовную ответственность за уклонение от ее прохождения. VI. Гражданин считается направленным на альтернативную гражданскую службу после вынесения призывной комиссией в отношении него решения о замене военной службы альтернативной и до дня его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанного в предписании военного комиссариата, в то время как фактическое прохождение гражданином альтернативной гражданской службы начинается после его убытия к месту прохождения такой службы. По прибытии на место гражданин обязан заключить трудовой договор на срок, указанный в законе. Данное разграничение имеет важное значение в уголовно - правовом аспекте, поскольку в главе 32 УК РФ предусмотрена ответственность именно за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы. Таким образом, лица, уклоняющиеся от мероприятий, связанных с направлением на альтернативную гражданскую службу не подлежат уголовной ответственности, а призываются на военную службу в общем порядке. VII. На основании проведённых исследований, предлагается внесение изменений в законодательство о призыве на военную службу лица, не явившегося на мероприятия, связанные с направлением его на альтернативную гражданскую службу. Данная рекомендация обусловлена соблюдением конституционного права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской в случае невозможности её прохождения при условии, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. В связи с этим, необходимо законодательно предусмотреть иные меры, чем призыв на военную службу для лиц, уклонившихся от направления на альтернативную гражданскую службу. В качестве таковых, например, возможно установить определённые штрафные санкции, либо перевести подобное неисполнение обязанностей в разряд административных правонарушений. VIII. Преступления против порядка комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и альтернативной гражданской службы по своей природе являются нарушениями специальных правил поведения и являются самостоятельной формой общественно опасного, противоправного, виновного и наказуемого деяния, обладающей специфическими свойствами. Специальный характер отношений, в которых возможно совершение рассматриваемого деяния, особое положение субъекта уклонения от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы, характер механизма совершения преступлений определяют оправданную позицию законодателя по необходимому установлению уголовной ответственности за указанные преступления и социально ценную правоприменительную практику. Нарушения порядка призыва на военную службу и порядка прохождения альтернативной гражданской службы создают угрозу военной безопасности государства в целом и влияют на выполнение воинскими формированиями страны своих конституционных задач. В связи с этим отношения по призыву на военную службу и направлению на альтернативную гражданскую службу являются объектом уголовно-правовой охраны действующего уголовного законодательства Российской Федерации. IX. Общественная опасность уклонений от призыва на военную службу и от прохождения альтернативной гражданской службы имеет сложную социальную и правовую природу. В целях разграничения уклонений от призыва на военную службу, от направления на альтернативную гражданскую службу и непосредственного прохождения таковой, целесообразно внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности в ст. 328 УК РФ. В связи с обусловленностью различной правовой природой призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы, предлагается на основе правил криминализации и законодательной техники разделить статью 328 УК РФ на два самостоятельных состава преступления (п. 2 приложения № 5). ^ Основные положения диссертации нашли свое отражение в предложенных рекомендациях для парламентских слушаний Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне от 20 февраля 2003 года «На пути к реализации Федерального Закона «Об альтернативной гражданской службе», в проекте закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, были опубликованы сборнике материалов 10 межвузовской научно- практической конференции юридического факультета Международного независимого эколого-политологического университета «Криминальная безопасность человека в России: угрозы и пути их преодоления», изданном в 2003г. По теме исследования опубликовано 5 работ в научных изданиях общим объемом 5 п.л.1 Кроме того, материалы работы нашли отражение в учебных и методических работах, в процессе преподавания уголовного права в Военном университете и Международной высшей школе (Международном университете).2 Глава I . Понятие и правовая природа призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы § 1. Понятие, социальная характеристика и правовое регулирование призыва на военную службу Интересы национальной безопасности Российской Федерации всегда требовали и требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Ключевую роль в обеспечении военной безопасности России играют Вооруженные Силы, составляющие ядро военной организации государства. Для выполнения конституционных задач по отражению агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности её территории Вооружённые Силы применяются на основании приказа Верховного Главнокомандующего ВС РФ о ведении военных действий. Правовое регулирование общественных отношений в данной области осуществляется также актами органов военного управления и, прежде всего, приказами Министра обороны РФ и директивами Генерального Штаба ВС РФ, которые издаются на основании и во исполнение указанных выше нормативных правовых актов органов государственной власти России и довольно часто содержат в себе сведения, составляющие государственную тайну. Способность армии к своевременному и эффективному отражению внешней агрессии зависит от многих факторов, одним из них является мобилизационная готовность Вооруженных Сил Российской Федерации. В соответствии с ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года мобилизация предполагает проведение двух групп мероприятий: во-первых, по быстрому и планомерному переводу ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени; во-вторых, по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени. Следует подчеркнуть, что перевод ВС РФ на организацию и штаты военного времени предполагает как их мобилизационное развёртывание, так и мероприятия по их отмобилизованию. Боеготовность Вооруженных Сил России, их способность обеспечивать военную безопасность страны во многом зависят от их технического обеспечения новейшими образцами вооружения и военной техники, материально-технического снабжения, но, прежде всего, от людей, проходящих военную службу. Под военной службой понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» под Государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы); субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации)1. Военная служба, определенная в законодательстве как вид федеральной государственной службы (п. 1 ст. 2 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), является сложным правовым институтом. Её социальная сущность заключается в осуществлении целей и задач государства в области обороны страны. Как вид государственной службы она строится на общих с государственной службой принципах: законности, единства требований, равного доступа, ответственности, внепартийности, централизма, закреплённых Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Однако военная служба имеет ряд особенностей, выделяющих её в отдельный вид государственной службы. Вопрос об особенностях военной службы ранее уже неоднократно рассматривался в трудах Н. А. Виноградова, Г. М. Долгопятова2, Г. Н. Колибабы3, В. А. Малых4, Д. М. Овсянко5, а также различного рода учебной литературе. Указанные авторы выделяют такие особенности военной службы, как обязательный характер военной службы, ограниченность её во времени, приведение к Военной присяге, наличие персональных воинских званий у лиц, находящихся на военной службе, безусловность воинского повиновения, детальность правового регулирования военной службы. Особенностью военной службы является её приоритетное положение в системе государственной службы. Преобладающее значение военной службы вытекает из её особого характера как вида деятельности1. Любая общественная деятельность представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, делая себя субъектом, а осваиваемые явления природы - объектом своей деятельности2. Таким образом, в содержании любой деятельности можно выделить объект и характер (метод) воздействия. Объект воздействия, то есть то, на что направлена деятельность, в случае с военной службой специфичен. Это поддержание на должном уровне обороны страны, которая является важнейшей функцией государства и, согласно военной доктрине, имеет целью защиту суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников. Суверенитет и территориальная целостность - это важнейшие условия существования любого государства. Без территориальной целостности государство не может являться суверенным субъектом международного права. Суверенитет - это верховенство и независимость власти внутри страны и во внешнеполитической сфере. Не обладая суверенитетом, государство не может установить в обществе единый правопорядок, правоспособность органов государственной власти, наделить правами должностных лиц и граждан. Сущность метода воздействия военной службы как вида деятельности проявляется в том, что оборона страны осуществляется с использованием боевого оружия. Хотя, согласно действующему законодательству, боевое оружие используется и в ряде других военизированных организаций (милиция, войска гражданской обороны и др.), тем не менее, ни в одной их них вооружённая защита национальных и государственных интересов не является основным видом деятельности. Определяя военную службу как один из видов государственной службы, следует отличать её от правоохранительной и от государственной гражданской службы. Под последней понимается вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Правоохранительной службой называют вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Данный вид государственной службы имеет сходные черты с военной службой, но отличается содержанием и предназначением. В нашем государстве на сегодняшний день, нет иного вида службы, кроме военной, с помощью которого обеспечивались бы его суверенитет и территориальная целостность. Проблема правового регулирования военной службы в условиях происходящих в стране социально-политических, экономических и законодательных перемен, а также реформирования Вооруженных Сил России является одной из актуальных, что подтверждают и разработанная Концепция национальной безопасности РФ и Концепция государственной политики РФ по военному строительству до 2005 года. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации1 подчеркивается, что национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства. Граждане Российской Федерации проходят в настоящее время военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту)2. В дальнейшем, по мере роста экономических возможностей государства, оправданно предполагается увеличить долю военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Это будет происходить, прежде всего, там, где требуется высокая профессиональная подготовка, устойчивые физические и нравственно-психологические качества. Международный опыт свидетельствует о том, что наилучшим образом обеспечивают безопасность профессиональные Вооруженные Силы, комплектуемые на контрактно-добровольной основе. Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству определены до 2010 года основные направления военного строительства, одним из которых является совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. На протяжении веков в России система комплектования Вооруженных Сил базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу - как священной обязанности перед Отечеством. Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии по нятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая - как обязанность и моральная, нравственная - как долг. Таким образом, защита своего Отечества не только правовое, но, прежде всего, нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Употребление в Конституции Российской Федерации категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Отечества закрепляется правовыми требованиями Конституции Российской Федерации. Формы реализации этой конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.)1. В том числе, как справедливо отмечает В.Г. Стрекозов, граждане обязаны не только защищать свою Родину в условиях войны, но и своим повседневным, самоотверженным трудом крепить оборонное могущество Родины, быть готовыми в любой момент выступить на ее защиту2. Обязанность граждан защищать Отечество, с одной стороны, включает юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой стороны - подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Подтверждая готовность к исполнению воинской обязанности по защите Отечества, гражданин обязан участвовать в ряде мероприятий, таких как: - воинский учет; - обязательная подготовка к военной службе; - призыв на военную службу; - прохождение военной службы по призыву; - пребывание в запасе; - призыв на военные сборы; - прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Однако за последнее десятилетие ряд факторов, в том числе политических, идеологических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности страны. Заслуживает внимания в контексте рассматриваемой темы, на наш взгляд, зарубежный опыт в этой области. В Швеции и в Норвегии на добровольной основе комплектуются военизированные формирования, предназначенные для решения вспомогательных задач в интересах вооруженных сил. В Швейцарии Вооруженные силы полностью построены на милицейской основе. В США национальная гвардия, считающаяся территориальным формированием, входит в состав организационного резерва вооруженных сил, т.е. является неотъемлемой частью армии, совместно с которой в мирное время проводятся учения. В КНР народная вооруженная милиция, народное ополчение, войска безопасности входят в состав вооруженных сил под единым руководством. Периодически иррегулярные формирования и войска тренируются вместе для выполнения задач, стоящих перед вооруженными силами КНР.1 Чтобы гражданин смог исполнить возложенную на него Конституцией обязанность по защите Отечества, государство должно на основе действующего законодательства организовать для граждан поступление на военную службу посредством проведения определённых законом мероприятий. Комплекс таких обязательных мероприятий представляет собой призыв на военную службу. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности, является одним из способов комплектования, т. е. привлечения граждан РФ на военную службу. Порядок призыва определён ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о воинском учёте, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1541 и Положением о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587. Под призывом в настоящее время понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение воинских частей и подразделений личным составом, осуществляемый путём обязательного зачисления граждан РФ на военную службу1. В соответствии со ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе включает в себя несколько мероприятий. Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, также включает в себя несколько последующих этапов. Более подробная характеристика этих мероприятий будет дана ниже, в § 1 Главы II. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления. В свою очередь, призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, организует и осуществляет военный комиссар2. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями: а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера, перечень которых определяется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня; б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря: в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня. Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, осуществляется в сроки, устанавливаемые Президентом Российской Федерации. Как уже отмечалось выше, призыв на военную службу является на сегодняшний день важнейшим источником комплектования Вооружённых Сил РФ личным составом. Для реформируемой уже в течение второго десятилетия России проблема комплектования национальной армии, вышла на одно из первых мест. На современном этапе развития нашего общества и государства, после распада СССР и образования Российской Федерации, страна столкнулась с острой проблемой комплектования Вооруженных Сил. Сегодняшний призывник отказывается от прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, в других войсках, воинских формированиях и органах, используя все возможные, законные и незаконные способы и средства. Причём, число уклонений с каждым годом не уменьшается, а неуклонно возрастает. Для убедительности приведём данные о количестве военнослужащих различных категорий, уклонившихся от военной службы за последнее десятилетие (см. приложение 1). Объективных обстоятельств, способствующих данному печальному следствию, множество: разрушение мощного военно-политического блока (Организация Варшавского Договора), где страна занимала доминирующие позиции; тлеющий конфликт в Чеченской республике; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации; 22 вида законодательных отсрочек от военной службы; разрушение системы работы с допризывным контингентом; повсеместное и постоянное невыполнение руководством страны своих обязательств перед солдатами и офицерами; упадок ВПК, технической оснащённости и материального снабжения войск; наконец, затянувшаяся реформа военного ведомства. Примечательна следующая тенденция: при ежегодном уменьшении призывного контингента растёт количество уклонений от военной службы. В подтверждение сказанного приведём открытые данные о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, по Указам Президента РФ последних лет (см. приложение № 2) и сопоставим их с данными, указанными в приложении № 1. К тому же следует отметить, что одна треть призывников не может быть призвана в армию по состоянию здоровья. В настоящее время из сотни призывников реально отправляются на службу только 17 человек (по Москве - 11 человек). Для сравнения этот показатель в Турции составляет 81 % от числа призываемых лиц, в Испании - 75 %, Во Франции - 58 %, в нейтральной Швеции - 85 %1. Вопрос о годности к военной службе по состоянию здоровья или физической годности ставится в качестве обязательного условия привлечения на военную службу по призыву. Оно содержится в законодательств всех без исключе ния государств. Указанное требование имеет цель набирать в армию здоровых и боеспособных людей. «Армия требует людей сильных и здоровых. Это положение по своей очевидности и неоспоримости не требует никаких доказательств. Люди больные и слабые не только не нужны армии, но, наоборот, являются для неё бременем. Принятие таких военнообязанных в ряды армии, кроме того, идет вразрез и с интересами населения; потеряв силы и здоровье от непосильной работы на службе, они могут сделаться тягостным бременем и для самого общества, требуя от него поддержки для своего существования, между тем как эти же элементы, оставаясь жить при прежней обстановке и при прежних обычных занятиях, могут сохранить все качества полезных членов общества. Недопущение к выполнению воинской повинности лиц, физически не способных к военной службе, таким образом, вполне соответствует как интересам государства, так и интересам армии»1. Требования по состоянию здоровья к лицам, призываемым на военную службу, зависят как от состояния здоровья населения, так и от той внешнеполитической ситуации, которая складывалась на разных этапах исторического развития государства2. Так, в нашей стране, несмотря на достаточно высокие требования к годности, с 1928 по 1938 г. количество годных к строевой службе увеличилось с 50,4 до 84,9%. В тот же период процент годных к нестроевой службе снизился с 21,9 до 6,9%, процент лиц, которым предоставлены отсрочки по болезни - с 14,2 до 5,0%, процент негодных к службе по состоянию здоровья - с 13,5 до 3,2%3. С началом Великой Отечественной войны, ввиду острой нужды в пополнении армии, единственным основанием для освобождения от военной службы являлось решение призывной комиссии о безусловной негодности призываемого гражданина к военной службе по состоянию здоровья или физическим недостаткам1. Показатель годности граждан к военной службе с 1989 г. по 1993 г. по России уменьшился на 18% (в 1989 г. - 91,7%, в 1993 г. - 73,6%), в 1999-2000 гг. указанный показатель снизился на 67%. Количество негодных к военной службе только за один год от первоначальной постановки на учет в 1992 г. до призыва на военную службу в 1993 г. увеличилось с 132 тыс. до 362 тыс. человек2. Одной из причин такого положения дел, как справедливо отмечает А.Т. Вахидов, является непроведение лечебно-оздоровительных мероприятий3. В 1993 г. по сравнению с 1992 г. число тех, кто признан негодным к воинской службе по медицинским показаниям, увеличилось на 9%4, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. - на 1,3%5. Аналогичные трудности испытывают и зарубежные государства. В ФРГ в 1993 г. 22% призывников получили освобождение от военной службы по состоянию здоровья. В связи с этим в парламент ФРГ было внесено предложение о снижении медицинских требований к годности к строевой службе. В то же время бундесвер не заинтересован в том, чтобы брать на службу молодежь с отклонениями в здоровье, чтобы не выплачивать впоследствии крупную компенсацию по решению суда, если во время службы произойдет осложнение хронической болезни6. В целом же в зарубежных армиях отбору кандидатов на военную службу по состоянию здоровья, особенно при поступлении в добровольном порядке, уделяется большое внимание. Так, в армии США все кандидаты подвергаются медицинскому обследованию, по результатам которого они подразделяются на три категории. К категории «А» относятся кандидаты, годные к военной службе без ограничений, к категории «В» - с незначительными ограничениями, к категории «С» - ограниченно годные. В мирное время в качестве добровольцев на военную службу принимаются только лица, относящиеся к категориям «А» и «В». Лица категории «С» на военную службу могут быть призваны только в период мобилизации1. По нашему мнению, Россия не должна идти по пути смягчения требований годности к военной службе по состоянию здоровья, а должна принять все меры к тому, чтобы улучшить состояние здоровья населения, особенно молодежи. Видимо, следует в какой-то мере вернуться к опыту правового регулирования и практических действий по подготовке юношей к службе в армии, накопленному с конца 60-х до середины 80-х годов прошедшего столетия, когда, хотя и не без недостатков, удавалось обеспечить Вооруженные силы личным составом необходимой численности и качества. Поэтому правы были авторы, предлагавшие отнести показанные с медицинской точки зрения лечебно-оздоровительные мероприятия к обязательной подготовке граждан к военной службе независимо от их согласия2, что нашло отражение в действующем законодательстве3. Таким образом, потребности Вооруженных Сил РФ в призывных ресурсах не снижаются, чему в большей степени способствуют участившиеся уклонения граждан от призыва на военную службу. Все эти негативные тенденции имеют место в условиях постоянно падающего престижа военной службы в обществе. Поток негативной информации на этот счёт огромен и увеличивается в осенне - весенние, т.е. призывные месяцы. Общественная опасность преступного уклонения от призыва на военную службу определяется исходя из наступления возможных последствий в случаях чрезвычайного и военного положений. Так, недостаточное количество личного состава влечет некомплектность частей и соединений, которые в результате этого не справляются во многих случаях с поставленными боевыми задачами. Недобор в результате призыва даже одной боевой единицы иногда влечет тяжкие последствия в виде понесенных потерь неготовыми к участию в вооруженных конфликтах или войнах подразделениях, уклонение от прохождения службы одними военнообязанными может привести к гибели многих военнослужащих и мирных граждан. Именно поэтому, по мнению диссертанта, предусматривая в уголовном законе ответственность за уклонение от призыва на военную службу, законодатель стремится защитить столь важный и необходимый для безопасности государства институт, как комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации. Данное стремление выражается в установлении в ч. 1 ст. 328 УК РФ уголовной ответственности за уклонение от мероприятий, составляющих призыв на военную службу. Уголовный закон не раскрывает ни понятия призыва на военную службу, ни элементов его составляющих. Указанная норма по своему строению является бланкетной и отсылает правоприменителя к воинскому законодательству, а именно к ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В данной статье чётко определён перечень мероприятий, составляющих содержание призыва на военную службу в отношении различных категорий граждан РФ и проводимых органами военного управления и органами государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения надлежащего пополнения Вооружённых Сил личным составом. Содержание таких мероприятий, по мнению диссертанта, и составляет сущность комплектования, как объекта уголовно-правовой охраны. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется на основе Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»1. Данный процесс, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых в ходе подготовки и практического решения задач по изучению, медицинскому, профессиональному, психологическому отбору, приему и распределению граждан, призванных на военную службу и направленных на комплектование войск (сил), и граждан, поступающих на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям, решению других вопросов во время прохождения военной службы и увольнению их в запас или в отставку. Уклонение граждан от прохождения военной службы также влечет нарушение процесса комплектования и дезорганизацию деятельности органов управления, занимающихся решением этих вопросов. В частности, в соответствии с п. 5 гл. 2 указанного выше руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных Сил (ГОМУ) на основании плана распределения граждан, призываемых на военную службу для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ведёт расчёт необходимого количества граждан для их призыва на военную службу, в целях надлежащего комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Также ГОМУ принимает заявки на определённое количество граждан, призываемых на военную службу, необходимое для комплектования войск (сил), представляемые главными штабами видов Вооруженных Сил, штабами военных округов, Воздушно-десантных войск, главными и центральными управлениями Министерства обороны, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами. Кроме того, в круг обязанностей ГОМУ входит составление отчетов об изменениях в составе призывных ресурсов, о призыве граждан на военную службу в отчетном году и о количестве граждан, подлежащих призыву на военную службу в очередном году, представляемых штабами военных округов и Балтийского флота. Данное управление ГШ ВС РФ разрабатывает расчеты выделяемого молодого поколения для комплектования видов Вооруженных Сил, военных округов, ВДВ, главных и центральных управлений Министерства обороны, других войск, воинских формирований и органов и расчеты призыва граждан на военную службу в военных комиссариатах военных округов. Таким образом, в комплектовании Вооруженных Сил задействовано большое количество органов военного управления и структур, занимающихся подготовкой необходимой документации, разработкой различных планов, проведением разнообразных подсчетов. А граждане, уклоняясь от призыва на военную службу, тем самым нарушают установленный государственными органами порядок управления, посягая на нормальную деятельность органов военного управления по организации призыва граждан для прохождения военной или гражданской альтернативной службы. Из всего изложенного следует вывод о том, что уклонение граждан от призыва на военную службу представляет собой большую общественную опасность и направлено против организации обороны, защиты суверенитета Российской Федерации, чем и подтверждается необходимость криминализации данных деяний. В тоже время, бесспорно признавая огромную социальную значимость и необходимость такого правового института, как призыв на военную службу, нельзя отрицать альтернативные точки зрения на проблему надлежащего комплектования, а как следствие и функционирования ВС РФ. Представляется интересным предложение В.А. Плотникова о введении «откупа от военной службы»1. Сумма откупа, порядок ее внесения и методика расчета должна быть, по его мнению, определены законодательством. При этом важно, чтобы ее размер покрывал расход на содержание одного военнослужащего рядового (сержантского) состава, проходящего военную службу по контракту, в течение всего срока военной службы, т.е. должен действовать принцип: «не хочешь служить - плати, пусть за тебя служит другой». При этом введение права откупа не должно исключать возможности принятия решения о прохождении призывниками - «откупщиками» курса начальной военной подготовки по месту постоянного проживания в целях получения необходимых начальных знаний, умений и навыков в области военного дела. Названные граждане будут рассматриваться как частично подготовленный мобилизационный резерв, числиться в запасе и периодически проходить военные сборы. Диссертант считает, что в современных социально-экономических условиях предоставление такой отсрочки от призыва на военную службу невозможно и разделяет позицию большинства учёных и правоприменителей о том, что названный способ освобождения граждан от обязанности проходить военную службу по призыву не должен получить массового распространения и применение его допустимо лишь в исключительных случаях. В Российской Федерации правовую базу организации и несения военной службы составляют источники различной юридической силы: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные акты в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры России. Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым можно отнести разного рода разъяснения, комментарии, методические рекомендации и т. д. Их особенностью является то, что они способны толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять или уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу. Порядок призыва и прохождения военной службы регламентирован федеральным законодательством и иными подзаконными актами. Вопросы, связанные с определением контингента граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу, освобождением от призыва на военную службу, предоставлением отсрочки от призыва граждан на военную службу разрешаются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Этим же законом определен перечень оснований вынесения призывными комиссиями решений о призыве на военную службу, освобождении от призыва на военную службу, предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Указанные основания находят систематическое применение в практике деятельности призывных комиссий. В развитие данного закона Правительством РФ было принято Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации1, в котором более детально отражены организационные вопросы, связанные с призывом граждан на военную службу. Вопросы, связанные с привлечением граждан РФ к юридической ответственности, в случае неисполнения ими указанных в законах и иных нормативно- правовых актах обязанностей, связанных с призывом на военную службу, регулируются КоАП РФ, а в случае, если в содеянном содержатся признаки состава преступления - УК РФ. Помимо этого, нормативные правовые акты, изданные Президентом и Правительством РФ, регламентируют иные общественные отношения, так или иначе связанные с призывом на военную службу. К ним можно отнести отношения по организации взаимодействия военных комиссариатов и других органов в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности1, по проведению медицинского осмотра граждан, призываемых на военную службу2, по призыву на военную службу отдельных категорий граждан3 и т.д. Локальными нормативными актами также регулируются данные вопросы. К примеру, распоряжением мэра города Москвы определены некоторые вопросы по организации призыва на военную службу офицеров запаса и выпускников высших учебных заведений4. Таким образом можно констатировать, что вопросы организации и осуществления призыва в РФ имеют достаточно детальную проработку и закреплены в нормативных правовых актах различного уровня: от Конституции РФ до местных локальных актов. Рассмотрев обозначенные в данном параграфе проблемы, автор предлагает в качестве выводов определить следующие положения: 1. Конституция РФ в части 1 статьи 59 провозглашает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы, и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована определенным законом категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обя занности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу. Таким образом, обязанность граждан РФ пройти военную службу является конституционной. 2. Граждане РФ исполняют данную обязанность путём прохождения военной службы. В соответствии с действующим законодательством граждане проходят обязательную военную службу (по призыву), а также в добровольном порядке (по контракту), т.е. в настоящее время в Российской Федерации действует смешанная система комплектования Вооруженных Сил. На основе анализа соответствующих конституционных норм, а также норм Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Конституционный Суд РФ определил прохождение гражданами военной службы по призыву в качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества1. Существенной особенностью военной службы по призыву является ее обязательность. Гражданин проходит ее не на основе контракта, а в порядке исполнения конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации защищать Отечество. 3. Призыв - наиболее важное мероприятие, проводимое государством в целях надлежащего комплектования ВС и обеспечения постоянной боеготовности страны. Уклонение граждан от призыва на военную службу влечет нарушение процесса комплектования, что представляет собой большую общественную опасность и направлено против организации обороны, защиты суверенитета Российской Федерации, чем и подтверждается необходимость криминализации данных деяний. 4. Правовую базу организации и несения военной службы составляют источники различной юридической силы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры России1. Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, комментарии, методические рекомендации и т. д. 5. Призыв на военную службу является одним из основных способов комплектования ВС РФ, т. е. привлечения граждан на военную службу. Граждане, уклоняясь от призыва на военную службу, тем самым посягают на установленный государственными органами порядок управления, нарушая нормальную деятельность органов военного управления по организации призыва граждан для прохождения военной службы. В связи с этим, уклонение граждан от призыва на военную службу влечет нарушение процесса комплектования и дезорганизацию деятельности органов управления, занимающихся решением этих вопросов. Кроме того, общественная опасность уклонения от призыва на военную службу определяется исходя из наступления возможных последствий в случае начала войны. Потребности Вооруженных Сил РФ в призывных ресурсах не снижаются, а, наоборот, ежегодно увеличиваются. В то же время, количество уклонений от призыва на военную службу возрастает, соотносимо с потребностями армии в личном составе, что не может не сказаться негативно на оборонном потенциале нашего государства. Так, недокомплект личного состава влечет снижение боевой готовности частей и соединений, которые в результате этого не справляются во многих случаях с поставленными задачами. |