Содержание
Психологические тренинги на повышение уровня самооценки.Анкета волонтера клуба «Липки. Круг» |
Об опыте создания досуговой и реабилитационной системы Трефц Ольга Викторовна Развитие творческого потенциала у детей, на примере, детско-юношеского клуба «Липки. Круг» для детей и подростков с онкологическими заболеваниями в стадии ремиссии, а также их семей. В наш клуб приходят ребята после окончания лечения. В результате агрессивного лечения страдает не только физическое здоровье, дети находятся в клинике от 7 месяцев до 2 лет в ограниченном пространстве, каждый из них переносит порядка 80 наркозов, у многих «за плечами» операции, облучение и пересадка костного мозга. В процессе лечения происходит нарушение детско-родительских отношений, гипперопека распространяется и на их отношения после окончания лечения. Нарушаются все коммуникативные связи, происходит социальная дезадаптация. 50% этих детей находятся на домашнем обучении после окончания лечения, в результате: появляются страхи, неуверенность в себе, заниженная самооценка, неумение общаться, боязнь всего нового, очень часто появляется дивиантное поведение, как протест против гипперопеки родителей и непониьания ровесников. При очень многих серьезных ограничениях в деятельности таких детей: дозированная нагрузка, соблюдение режима, частые болезни из-за снижения иммунного статуса ( в среднем 7 месяцев из 12), нарушение памяти, внимания, волевой сферы, отсутствие саморегуляции, низкий жизненный ресурс, социальная дезадаптация и серьезные внутри семейные конфликты – начинать педагогическую и психологическую реабилитацию уместно с индивидуального творчества. Итогом творчества является расширение поля интереса, желание совершенствовать профессиональные навыки для достижения своей творческой цели. Необходимость общаться с другими творческими единицами в процессе коллективного творчества или для обмена опытом, а это очень важный шаг для социальной адаптации таких детей. Для этих детей очень важно быть успешными, в результате болезни они сильно отстают в психо-эмоциональном развитии, при этом не являясь детьми с категорией умственная отсталость, они в первые годы ремиссии не успевают по школьной программе. Школа нам предлогает один критерий работы учащегося – оценка, ребята крайне травмированы, что сравнение между сверстниками всегда не в их пользу. У дополнительного образования есть серьезный ресурс для работы с категорией таких детей и возможность избегать сравнения, а так же неукоснительно следовать жесткой программе, которая рассчитана на среднего ученика. Рассмотрим на конкретных примерах. Даня – 9 лет, за плечами у этого ребенка 4 года больничной палаты, облучение, 18 курсов химиотерапий, пересадка косного мозга. В детский сад таких детей не принимают, начальная школа – домашнее обучение с перерывом на больничную палату. Он не умел общаться, был агрессивен, быстро уставал от общения, не хотел ничего делать, посещение клуба заканчивались истериками. Единственное, что он любил делать – это рисовать. Первый этап – индивидуальные занятия по живописи. Второй этап – персональная выставка. Третий этап – участие в большом проекте «Протяни руку» - создавал эскизы пижам для детей из детского дома. Четвертый этап – коллективное творчество – проект «Граффити» роспись стены административного здания. Даня в процессе психолого-педагогической реабилитации познакомился и стал общаться не только с ребятами, которые любят рисовать, но и с ребятами которые шили, вязали для проекта «Протяни руку», а затем научился работать совместно с другими творческими единицами, решать конструктивно конфликты в проекте «Граффити». Сейчас он вышел в школу, является редактором школьной газеты, общается с ребятами разных классов на свою профессиональную тему. Интерес к творческой деятельности послужил мощным коммуникатором в незнакомой среде, а также дал серьезный толчок к его познавательной деятельности. Андрей – 14 лет, неоперабельная опухоль мозга, дистрофия зрительных нервов, паралич конечностей, аутичность. 5 операций на головном мозге. На домашнем обучении с первого класса. Когда он пришел к нам в клуб, он ни с кем не общался, даже не здоровался, все время держался за одежду мамы. Тестирование показало, что его психо-эмоциональное развитие находится на уровне 3-4 лет. Андрей хорошо играет на музыкальных инструментах, но, к сожалению, это не стало коммуникативным мостиком для общения с другими. Умение играть на инструменте это еще не творчество, для этого достаточно слепого копирования и следование инструкциям (в данном случае нотами и замечаниями педагога). У Андрея хорошо развита музыкальная и долговременная память. Это дало нам возможность включить его в проект «Снежная королева». В этом спектакле принимали участие дети нашего клуба и инвалиды-колясочники. Мы получили очень интересный результат: в процессе репетиций ребята общались на равных, при этом относились с уважением и с пониманием к проблемам друг друга. Спектакль – это коллективное творчество, здесь как нигде велика ответственность каждого за общий результат, и они этот экзамен на ответственность выдержали. Опыт публичных выступлений, работа в команде, возможность проявить себя в актерском мастерстве очень поможет им в школьных коллективах и в жизни вообще (экзамены, прием на работу). Также в клубе проводятся совместные творческие занятия детей и их родителей, для урегулирования детско-родительских отношений. Совместные проекты с другими категориями инвалидов, а также со здоровыми детьми. Мы не выстраиваем резервацию, мы хотим быть открыты к миру. Способность творчески мыслить, выплескивать через творчество накопившиеся эмоции, развивать свое воображение и гибкость мышления – это мощные факторы для социальной адаптации детей с особенными потребностями. В области наработки навыков и слепого копирования они, конечно, уступают своим сверстникам, но крылья творчества дают возможность существовать и развиваться таким детям наравне с детьми, которым повезло больше. ^ Цель: Повысить уровень самооценки и развить навыки самопрезентации. Объект: Подростки 15 - 18 лет. Задачи:
Методы:
Направленность занятий: Эти занятия направлены на повышение уровня конкурентоспособности личности, психологического комфорта в незнакомой среде, а также несут ознакомительный характер с собеседованием при вхождении в новый коллектив. Занятие подразделяется на три задания:
Эти задания также развивают творческий подход к решению поставленной задачи, повышают уровень коммуникативных навыков и сплачивают группу. Этот объем можно усвоить за 10-12 занятий, если дети находятся в стадии ремиссии свыше полугода. Если дети находятся в стадии активного лечения, то этот объем знаний можно усвоить за 12-16 занятий. Для эффективного проведения данных занятий в больнице необходимо: минимальное количество группы 6 человек, если меньше 6 человек, то работа ведется в индивидуальном порядке и на самопрезентацию приглашаются все дети отделения. Важно учесть гендорный фактор – желательно, чтобы в группе было приблизительно одинаковое количество мальчиков и девочек это позволит повысить мотивацию к выполнению заданий. Эти занятия важны для детей, которые на данный момент находятся на длительном лечении в больнице, потому что происходит повышение уровня самооценки, отвлечение ребенка от своей болезни, развитие творческого подхода к деятельности, повышение уровня коммуникативных навыков. Это серьезная умственная деятельность, которая позволит отвлечься от диагноза и болезненных процедур. Лена Пятигорск У меня проблемы со здоровьем начались в 13 лет. Врачи долго не могли поставить правильный диагноз и долго меня мучили. В 2005 году поставили диагноз, стало еще страшнее. Мне сделали 2 неудачные операции. В голову закрадывались нехорошие мысли. Затем я проходила лечение в Москве. Лечение очень длительное. 100 дней в году я проводила в стенах больницы. Было очень одиноко, страшно, я испытала очень много боли. От стрессов стала замкнутой. Было бы очень хорошо, если бы врачи обращали внимание и на душевное состояние. В свободное от процедур время можно, например, вышивать, заниматься вязанием, учиться играть на гитаре, освоить компьютер, изучать английский язык. Особенно надоело обсуждение болячек в палате друг с другом, так хочется отвлечься и иметь тоненькую связь с внешним миром. Родственники смотрят на тебя со слезами на глазах, как будто не человек вовсе, а кусок мяса, исколотый лекарствами. В больнице очень не хватало дружбы, важно, чтобы человек понимал тебя и твои проблемы, и чтобы не только сочувствие нас объединяло, но и общие интересы. Через три года после начала лечения, я узнала про клуб, где собираются ребята, перенесшие онкологические заболевания. С удивлением обнаружила, что это не я проблемная, замкнутая девушка, а все ребята, которые проходили лечение от онкологии, сталкиваются с подобными проблемами. Стало гораздо легче, теперь мне гораздо большего хочется от жизни. Мне понятно, что многие проблемы поправимы, я готова работать над собой, и уверенна в том, что у меня многое получится. Конечно, не без помощи друзей и единомышленников. 2008 год. ^
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ К сожалению, в нашей стране до сих пор не существует закона о волонтерской деятельности их правах и обязанностях, сферах деятельности и четких критериев выбора волонтеров. Вот несколько ступенек, которые необходимо пройти с каждым кто хочет помогать детям:
|
![]() |
Отделение трансплантации костного мозга для детей с онкологическими заболеваниями |
![]() |
Гончарова ольга Викторовна система диагностических и корригирующих технологий у детей с последствиями |
![]() |
Диагностика и диспансерное наблюдение детей с онкологическими и гема-тологическими заболеваниями Диагностика и диспансерное наблюдение детей с онкологическими и гема-тологическими заболеваниями... |
![]() |
Ю. Ю. Елисеев Психосоматические заболевания Приведены данные, касающиеся психосоматических заболеваний у детей, рассмотрены средства их лечения.... |
![]() |
Факторы, влияющие на развитие первичной артериальной гипертензии у детей и подростков |
![]() |
Задачи занятия: организация деятельности обучающихся для самостоятельного приобретения знаний; создание |
![]() |
Программа "Живи без одышки" Показания Частые респираторные заболевания Хронические бронхиты, в стадии |
![]() |
Модуль Заболевания новорожденных детей. Болезни системы крови и эндокринной системы у детей Определение понятия «недоношенность». Классификация недоношенных детей по показателю «масса тела... |
![]() |
Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно – лицевой патологией в условиях Центра для |
![]() |
Методическое пособие гигиена детей и подростков. Детское питание. Формирование рационов питания детей |