|
Скачать 159.24 Kb.
|
ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по специальности 07.00.10 – «История науки и техники» по историческим, физико-математическим, химическим, биологическим, геолого-минералогическим, географическим, техническим, медицинским, сельскохозяйственным, ветеринарным наукам и архитектуре Введение В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: история математики, история физики, астрономии и механики, история химии, история биологии, история географии, история геологических наук, история техники, историография и источниковедение истории науки, история медицинских наук, история сельскохозяйственных наук, история ветеринарии, история архитектуры. ^ историко-технических исследований История науки и техники в системе современного научного познания. Генезис истории естествознания и техники как самостоятельной научной дисциплины: концепции Уильяма Уэвелла, Пьера Дюгема, Александра Койре. Различные задачи, типы и жанры историко-научных и историко-технических исследований. Опыт создания науковедения как комплексной научной дисциплины. История науки и техники как фундаментальная эмпирическая база для науковедческих обобщений. Соотношение истории науки и техники и "философии науки и техники", а также "социологии науки и техники". Общая классификация исторических источников и ее приложение в области историко-научных и историко-технических исследований. Методологическая специфика анализа историко-научных и историко-технических источников. Анализ научных текстов, мемуаров, интеллектуальных автобиографий, интервью, социологических опросов в качестве исторических источников. Роль и значение "устной истории" естествознания и техники. Особенности работы исследователя с различными видами и группами источников по истории науки и техники (вещественные, письменные, изобразительные, комплексные, кино-,фото- и фонодокументы). Основные этапы источниковедческого анализа. Понятие "источниковая база" истории науки и техники; ее структура и ее содержание. Общие принципы периодизации исторического развития науки и техники. Роль и значение периодизации для описания истории отдельных областей научного познания. Проблемы и принципы периодизации развития техники. Наука как особый социальный институт. Основные этапы институализации науки в истории Западной Европы. Различные исторические формы организации научных исследований: общества, университеты, академии, научно-исследовательские институты; их историческое и функциональное своеобразие. Первые объединения естествоиспытателей во Франции, Италии и Германии в XVI–XVII вв. (Академия деи Линчеи, общество "Леопольдина", академия М. Мерсенна и Монмора, Академия дель Чимента). Основание Лондонского Королевского общества (1660 г.) и Парижской Академии наук (1666 г.). Историческая специфика Санкт-Петербургской императорской Академии наук (1725 г.). Становление профессии инженера: основные этапы. Понятие "научно-техническая политика" в историческом и современном значении. Социо-культурные проблемы развития науки и техники. Наука и общество, наука и государство, наука и культура. Основные факторы развития науки и техники. Соотношение науки и техники в историко-культурной динамике развития цивилизации. "Сциентизм" и "антисциентизм" как общественное умонастроение, позитивные и негативные влияния социо-культурной среды на развитие науки и техники. Специфика естественных, общественных и технических наук. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий развития науки и техники в ХХ веке. Динамика методологических идей "философии науки" и "философии техники" и их влияние на развитие историко-научных и историко-технических исследований в ХХ веке. Проблема демаркации науки от ненауки в позитивизме Венского кружка (1920-1920-е гг.). Концепция развития науки Карла Поппера. Структура научных революций: концепция Томаса Куна. Методология научно-исследовательских программ Имре Лакатоса и его концепция рациональной реконструкции исторических путей развития науки. Концепция науки как социо-культурной традиции Пола Фейерабенда. Концепция "неявного знания" Майкла Полани. "Этнометодология" науки Бруно Латура. Современная социология знания и ее значение для методологии историко-научных исследований; понятие "социальной истории науки и техники". Развитие основных идей в сфере социологии науки в ХХ веке: от "нормативной социологии науки" Роберта Мертона – к "дескриптивной" социологии науки (Найджел Гилберт, Майкл Малкей и др.). Знаменитые предшественники социологии знания: Карл Маркс, Макс Вебер, Карл Манхейм и др. Наука и общечеловеческие ценности; аксиологические аспекты развития науки и техники, этика современных научных исследований. Ретроспективы и перспективы развития истории науки и техники как специфической области знаний и деятельности – эволюция социальных и когнитивных функций. ^ Наука и техника в контексте развития цивилизации. Связь науки и техники с социо-культурными условиями различных эпох в истории человечества. ^ Антропогенез и знания первобытного человека о природе. Классифицирующая деятельность и практическая направленность мышления. Культ животных и идеи творения. Мезолит и "неолитическая революция". Материальная и социальная основа жизни первобытного общества. Значение охоты, земледелия, доместикации животных. Древнейшие центры происхождения культурных растений. Первобытные представления о мире. Населенные пункты патриархальных общин и их особенности. ^ Миф, магия, религия, хозяйственно-производственная практика и повседневное знание эпохи Древнего мира. Возникновение городов в Египте, Двуречье и в долинах Инда и Хуанхэ. Особенности развития научных знаний и техники в Древнем Китае и Индии. Естественнонаучные знания и технические достижения Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, Египет). ^ |