Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки)





Скачать 447.19 Kb.
Название Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки)
Дата 04.04.2013
Размер 447.19 Kb.
Тип Программа-минимум
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра социально-гуманитарных наук


ПРОГРАММА-МИНИМУМ

кандидатского экзамена по «Истории и философии науки»

(медицинские науки)


Составители: А.В. Грехов, д. ф. н., зав. кафедрой

Д.А.Изуткин, д.ф.н., профессор

И.И. Кобылин, к.ф.н., доцент

А.А. Мордвинов, к.ф.н., доцент


Составлена на основании Программа-минимум кандидатского экзамена по Истории и философии науки, утвержденной приказом Минобрнауки России от.08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов» (в соответствии с письмом Минобрнауки России от 12.07.2011 № СИ-754/04 «О кандидатских экзаменах»); на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) – приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365.


Утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук (протокол № 2 от 27 сентября 2011 года).


Всего учебных часов – 144, зачетных единиц – 4.


Всего аудиторных занятий – 72 часов, из них:

– лекции – 36 часов,

– практические занятия – 36 часов.


Всего часов на самостоятельную работу аспиранта – 36 часов.


Аттестация (кандидатский экзамен) – 1 курс – 36 часов.


  1. ^ Общие проблемы философии науки


Введение

Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризи­са современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориенти­рована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и по­лучение представления о тенденциях исторического развития науки.

Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.


  1. Предмет и основные концепции современной философии науки


Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих закономерностей научного позна­ния в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позити­вистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.


  1. Наука в культуре современной цивилизации


Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного разви­тия и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и ис­кусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном обра­зовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


  1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции


Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных ис­торически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретичес­кой науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университе­тах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формиро­вание идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения эксперимен­тального метода и его соединения с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникно­вения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возник­новение дисциплинарно организованной науки. Технологические при­менения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.


4.Структура научного знания


Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Слу­чайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

' Структура теоретического знания. Первичные теоретические моде­ли и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе тео­рии. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического зна­ния. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследова­ния и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принци­пов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения на­учных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научно­го познания и их классификация.


5. Динамика науки как процесс порождения нового знания


Историческая изменчивость механизмов порождения научного зна­ния. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап ста­новления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воз­действие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


  1. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности


Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типоло­гии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


  1. Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса


Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Осво­ение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная науч­ная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и соци­ально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий иссле­довательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этичес­кие проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеа­ла ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизиро­ванной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современ­ной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих устано­вок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


  1. Наука как социальный институт


Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельнос­ти. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной на­уки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столе­тия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое раз­витие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретнос­ти и закрытости научных исследований. Проблема государственного ре­гулирования науки.


^

Рекомендуемая основная литература



1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М, 1978.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских кон­цепций на развитие научных теорий. М., 1985.

5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

7. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998.

8. Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М, 1988.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

10. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

^

Дополнительная литература


1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М, 1987.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

4. Келле ВЖ. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект пробле­мы. М., 1989.

6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

7. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

9. Наука в культуре. М., 1998.

10. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

11. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001.

12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

14. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

15. Степин B.C., Горохов ВТ., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

17. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

18. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.


II. Философские проблемы медицины.


        1. Философия медицины и медицина как наука


Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины. Онтологические, гносеологические и ценностно-норматив­ные основания медицины. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий и понятий медицины.

Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здраво­охранения. Генезис философии медицины в XX в. как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем. Гносеологические и логические основания философии медицины, ее нор­мы и идеалы. Системная структура знания в философии медицины.

Объект и предмет медицины, специфика медицины как науки, бази­рующейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях.

Специфика анализа природных и социальных явлений, а также челове­ка как предмета медицины. Естествознание и медицина. Философские и методологические аспекты взаимодействия медицины и биологии. Ме­тодологические основы общей патологии как науки. Психология и ме­дицина. Общественные науки и медицинское знание. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине.

Классификация медицинских наук как философская и методологи­ческая проблема. Общая теория медицины как интеграция естественно­научных и социогуманитарных знаний. Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как мультидисциплинарная система знания. Медицина как наука и искусство, теория и практика.

Особенности развития медицины в XX в. Специфика познания в ме­дицине, особенности предмета, средств, методов и целей. Комплексное исследование медико-научных проблем. Специфика философской про­блематики профилактики и клинической деятельности.

Естественно-научные и социогуманитарные знания в медицинских те­ориях в свете философии медицины. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины. Философия медицины как теория и ме­тод. Плюрализм направлений в философии медицины, их социально-ис­торическая обусловленность. Мировоззренческая и методологическая функция философии медицины, ее роль в развитии медицинского знания.


        1. Философские категории и понятия медицины


Количество, качество и мера, их методологическое значение в философии медицины. Мера и норма в медицине. Проблема изменения и раз­вития в современной философии медицины. Количественные методы и проблема измерения в современной медицине.

Детерминизм и медицина. Проблема причинности (этиологии) в меди­цине. Критика телеологии и индетерминизма. Методологический анализ монокаузализма и кондиционализма в медицине. Проблемы этиологии в анатомо-морфологическом, физиологическом и функциональном аспек­тах. Проблема моно- и полиэтиологии заболеваний, ее методологический смысл.

Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в ме­дицине. Структурно-функциональные взаимоотношения в медицине. Диалектика общего и местного в патологии. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине. Диалектика и системный подход в медицине.


3. Сознание и познание


Теория отражения и современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе. Отражение, деятельность, познание. Методологическое значение теории отражения для медицины.

Мозг и психика. Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности. Проблема идеального.

Проблема сознания и психической деятельности в норме и в патологии. Соотношение физиологического и психического в медицине.

Отражение, его познавательные и ценностные аспекты. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального в позна­нии. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Проблемы критерия истины в философии и медицине. Точность как одна из основ истинности знания в медицине. Проблемы логико-математичес­кой и семантической точности знания в медицине. Понятие метода познания. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-науч­ного методов в медицине.

Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине. Эксперимент и моделирование, их роль в медицинском познании. Возрастание роли прибора в медицине. Методологические проблемы измерений в медицине. Диа­гностика как специфический познавательный процесс. Альтернатив­ность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике. Клинический диагноз.


4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы


Философские аспекты социально-биологической проблемы. Диа­лектика социального и биологического в природе человека. Медицина и социально-биологическая проблема: эмпирические и теоретические вза­имосвязи медицины с биологией и социально-гуманитарными науками при изучении нормы и патологии, здоровья и болезни, общественного здоровья и заболеваемости. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека. Проблема редукционизма в современной медицине. Выработка качественно иных принципов медицины в отно­шении к жизни и смерти вообще и человеческой в особенности.

Философские аспекты психосоматической проблемы. Психосомати­ческий подход в современной медицине.


5. Проблема нормы, здоровья и болезни


Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь». Болезнь и патологический процесс. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни. Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни.

Здоровье и болезнь, их место в системе социальных ценностей челове­ка и общества. Здоровье и заболеваемость. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации. Болезнь и личность больного. Исследование отношения людей к жизни и смерти в кризисных условиях.

Понятия общественного здоровья и заболеваемости, их методологический анализ. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия.

Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению. Биоэтика — наука о самоценности жизни, основа для вы­работки новой морально-этической системы, человеческих взаимосвязей и отношений.

Содержание биоэтики: моральность экспериментов на человеке, причины самоубийств или отказа больных от лечения по жизненно важным показаниям, проблемы эвтаназии, аборта, новых репродуктивных техно­логий, трансплантации органов и тканей, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, прав душевнобольных, социальной справедли­вости в новой идеологии и политике в области здравоохранения.


6. Рационализм и научность медицинского знания


Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез. Идеалы научности со­временного медицинского знания. Методологические проблемы анали­за медицинской «онтологической реальности» в различных парадигмах: Восток — Запад, гуморализм — научные дисциплинарные единицы зна­ния — мультидисциплинарный синтез. Современные тенденции развития медицинского знания: от классического рационализма к современ­ному постнеклассическому (мультидисциплинарность, синергетика и др.) видению объекта и предмета медицины.


^

Рекомендуемая основная литература



1. Анохин A.M. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995.

2. Анохин A.M. Теоретическое знание в медицине. М, 1998.

3. Иванюшкин АЛ. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. М., 1990.

4. Лисицын ЮЛ. Теории медицины на стыке веков — XX и XXI. М., 1998.

5. Лисицын ЮЛ., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. СПб., 1992.

6. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2003.

7. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.

8. Саркисов Д.С., Пальцев МЛ., Хитрое Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998.

9. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004.

10. Философия здоровья. М., 2001.

11. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины // Философские проблемы естествознания. М., 1985.

^

Дополнительная литература



1. Лисицын ЮЛ., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., 1988.

2. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. Т. 14.

3. Петленко В.П. и др. Метамедицина. Т. 1—3, СПб., 1996.

4. Энциклопедия клинического обследования больного. М., 1997.


^ III. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ


Введение


В основу настоящей Программы положены следующие дисцип­лины: история медицины, всеобщая история; история России; философия; достижения основных медико-биологических и клинических дисциплин. Программа разработана Российским Университетом дружбы народов и одобрена экспертными советами по истории и по медико-гигиеническим специальностям Высшей аттестационной комиссии Минобразования России.

^ 1. Первобытное общество

Периодизация и хронология всемирной истории медицины. Ис­тория медицины как часть культуры и истории человечества. Фило­софия и медицина. Источники изучения истории медицины.


1.1. Врачевание в первобытном обществе

Характеристика первобытной эры. Периодизация и хронология первобытного врачевания. Источники информации о болезнях пер­вобытного человека и врачевании в первобытную эру. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение. Апополитейные и синполитейные первобытные общества.


1. 1. 1. Становление первобытного общества и первобытного врачева-

ния (свыше 2млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад)


Современные представления о происхождении человека. Праро­дина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Антропо­генез и социогенез.

Эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо). Зарождение коллективного врачевания и гигиенических навыков. Природные лечебные средства. Развитие абстрактного мышления и речи (позд­ние палеоантропы). Первые погребения умерших (ок. 65—40 тыс. лет назад) о лекарственном врачевании. Зачатки идеологических (религиозных) представлений.


1.1.2. Врачевание в период зрелости первобытного общества

(ок. 40 тыс. лет назад — 10—5-е тыс. до н.э.)


Завершение антропогенеза; формирование человека современного вида — Homo sapiens (неоантроп). Расширение ойкумены. Расогенез.

Эпоха первобытной общины (матрилинейный род).

Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад — ок. 7-го тыс. до н.э.). Представления о здо­ровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и преврат­ных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов, религиозных верований и лечеб­ной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Тре­панации черепов (с 12—10-го тыс. до н.э.).

Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Коллективное врачевание и знахарство. Становление куль­товой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о бо­лезни. Гигиенические навыки.


1.1.3. Врачевание в период разложения первобытного общества

(10—5-е тыс. до н.э.)


Эпоха классообразования. Зарождение частной собственности, классов и государства. Патриархат и матриархат — формы разложе­ния первобытного общества. Культ предков и представления о здо­ровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности. Расширение круга лекарствен­ных средств и приемов эмпирического врачевания.

Народное врачевание первобытных синполитейных обществ або­ригенов Австралии, Азии, Африки, Америки, Океании. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, ле­чебные средства и приемы психологического воздействия на боль­ного и общество.

Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в развивающихся странах.

Народное врачевание — один из истоков традиционной и науч­ной медицины.


^ 2. Древний мир


Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельчес­ких цивилизаций: в Месопотамии и Египте (4—3-е тыс. до н.э.), Ин­дии (середина 3-го тыс. до н.э.), Китае (2-е тыс. до н.э.), Восточном Средиземноморье (3—2-е тыс. до н.э.), Америке (1-е тыс. н.э.).

Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.


2.1. Врачевание в странах древней Месопотамии

(Шумер, Вавилония, Ассирия) (3-е тыс. до н.э. — VII в. до н.э.)


Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца 4-го тыс. до н.э.), Вавилонское царство (XX—VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (XV—VII вв. до н.э.). Источники информации о врачевании.

Врачевание в Шумере (3-е тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания (начало 3-го тыс. до н.э.); их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Дости­жения шумерской цивилизации — основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания.

Врачевание в Вавилонии и Ассирии (2-е — середина 1-го тыс. до н.э.). Эмпирические знания. Мифология и врачевание. Божества — покро­вители врачевания. Представления о причинах болезней. Два направ­ления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиени­ческие традиции. Санитарно-технические сооружения.


2.2. Врачевание в Древнем Египте (3—1-е тыс. до н.э.)


Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Египта. Источники информации о врачевании. Медицинские папирусы (папи­рус Э. Смита, ок. 1550 г. до н.э., и папирус Г Эберса, ок. 1550 г до н.э.).

Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела.

Естественно-научные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лече­ние и диететика, оперативное врачевание, родовспоможение, лече­ние женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистосомоз. Гигиенические традиции.

Помещения для больных при храмах. «Дома жизни». Врачебная этика.


2.3. Врачевание в Древней Индии

(3-е тыс. до н.э. — середина 1-го тыс. н.э.)


Периодизация и хронология истории и врачевания Древней Ин­дии. Источники информации о врачевании.

Период хараппской цивилизации (3-е — начало 2-го тыс. до н.э., до­лина р. Инд). Древнейшие (из известных) санитарно-технические сооружения.

Ведийский период (конец 2-го — середина 1-го тыс. до н.э., доли­на р. Ганг). Священные книги «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях. Философские уче­ния (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на пред­ставления о болезнях и врачевание.

Классический период (вторая половина 1-го тыс. до н.э. — IV в. н.э.). Религиозно-философские системы и представления о здоровье и бо­лезнях. Аюрведа — учение о долгой жизни. Вскрытие умерших. Ле­карственное врачевание («Чарака-самхита», датируется II в. н.э.). Высокое развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхи-та», датируется IV в. н.э.) и родовспоможения.

Гигиенические традиции. «Предписания Ману». Лечебницы (дхармашалы).

Врачебная этика. Врачебные школы при храмах.


2.4. Врачевание в Древнем Китае

(середина 2-го тыс. до н.э. — III в. н.э.)


Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Ки­тая. Достижения древнекитайской цивилизации. Источники инфор­мации о врачевании.

Философские основы китайской традиционной медицины. Уче­ния у син и инь—ян; их влияние на развитие представлений о здоро­вье, болезнях и их лечение.

Методы обследования больного. Учение о пульсе. Традиционное врачевание чжэнь-цзю («Нэй цзин», III в. до н.э.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.).

Предупреждение болезней. Древний метод вариоляции. Гигиени­ческие традиции.


2.5. Врачевание и медицина в Древней Греции

(3-е тыс. до н.э. — I в. н.э.)


Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине.

Крито-микенский период (3—2-е тыс. до н.э.). Санитарно-технические сооружения цивилизаций на о. Крит (середина 3-го тыс. до н.э.).

Предполисный период (XI—IX вв. до н.э.). Поэма Гомера «Илиада» о врачевании времен Троянской войны (XII в. до н.э.) и последую­щего периода. Эмпирический характер врачевания.

Полисный период (VIII—VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачевании; боги — покровители врачевания. Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание. Лечебницы.

Классический период (V—IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) двух философских направлений: естественно-научного направ­ления и объективного идеализма; их влияние на развитие врачевания. Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Выдающиеся врачеватели.

Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.).

«Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древ­негреческого врачевания. История создания. Содержание основных работ сборника.

«Гиппократов сборник» о врачебной этике. «Клятва».

Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. — середи­на I в. н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель и его влияние на развитие медицины. Медицина в царстве Птолемеев. Александрий­ский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335—280 до н.э.) и Эразистрат (ок. 300—240 до н.э.).


2.6. Медицина в Древнем Риме (VIII в. до н.э. — 476 г. н.э.)


Периодизация и хронология истории и медицины Древнего Ри­ма. Источники информации о медицине.

Царский период (V1I1—VI вв. до н.э.). Народное (эмпирическое) врачевание. Отсутствие врачей-профессионалов. Сооружение клоак в г. Риме (VI в. до н.э.).

Период Республики (510—31 до н.э.). Санитарное дело: «Законы XII таблиц» (ок. 450 до н.э.), строительство акведуков (с IV в. до н.э.) и терм (с III в. до н.э.). Появление врачей-профессионалов: врачи-ра­бы, врачи-отпущенники, свободные врачи. Элементы государствен­ной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материа­листического направления. Асклепиад из Вифинии (128—56 до н.э.). Тит Лукреций Кар (ок. 98—55 до н.э.) о причинах болезней.

Период Империи (31 до н.э. — 476 н.э.). Становление профессио­нальной армии и военной медицины; валетудинарии. Развитие ме­дицинского дела. Архиатры (I—IV вв.). Государственные и частные врачебные школы.

Развитие энциклопедического знания: Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э. — I в. н.э.) и его труд «О медицине» в 8 книгах, Плиний Старший (I в. н.э.) и его труд «Естественная история» в 37 книгах, Диоскорид Педа-ний из Киликии (I в. н.э.) и его труд «О лекарственных средствах». Соран из Эфеса (11 в. н.э.) и его труды по гинекологии и детским болезням.

Становление христианства; его влияние на развитие медицины. Гален из Пергама (ок. 129—216?). Его труд «О частях человеческо­го тела». Дуализм учения Галена. Галенизм.


3. Средние века


3.1. Медицина раннего (V—X вв.) и классического

(XI—XV вв.) Средневековья


3.1.1. Медицина в Византийской империи (395—1453)


Периодизация и хронология истории Средних веков.

Истоки и особенности византийской медицины. Санитарно-технические сооружения. Византийская наука и религия. Сохранение традиций античной медицины. Энциклопедические своды «Врачеб­ное собрание» и «Обозрение» Орибасия из Пергама (325—403); «Ме­дицинский сборник в 7 книгах» Павла с о. Эгина (625—690). Боль­ничное дело. Образование и медицина.


3.1.2. Медицина в Древнерусском государстве (IX—XIV вв.)


Истоки культуры и медицины Древней Руси.

Русская народная медицина до и после принятия христианства. Костоправы, резалники, кровопуски, зубоволоки. Древнерусские лечебники и травники.

Принятие христианства (988). Монастырские лечебницы илечцы (XI в.). «Русская правда» (1054). «Шестодневы». «Изборник Свято­слава» (1073, 1076).

Санитарное дело. Русская баня в лечении и профилактике болез­ней. Эпидемии повальных болезней и меры их пресечения.

Монгольское нашествие (1240—1480). Кирилло-Белозерский мо­настырь — центр русской медицины. «Галиново на Иппократа» (Ки­рилл Белозерский, 1427).


3.1.3. Медицина в халифатах (VII—XI вв.)


Возникновение (622) и распространение ислама.

Истоки арабоязычной культуры и медицины. Переводы на араб­ский язык медицинских сочинений. Создание библиотек, аптек (с 754), больниц (ок. 800), передача медицинских знаний. «Дома мудрости» (Dar al-Hikma) и «Общества просвещенных» (Maglisal'ulama'). Ислам и медицина. Гигиена. Алхимия и медицина.

Абу Бакр ар-Рази (Rhazes, 850—923, Багдад); его труды «Всеобъем­лющая книга» и «Об оспе и кори». Абу-л-Касим аз-Захрави (Abulcasis, ок. 936—1013, Кордова); его «Трактат о хирургии и инструментах». Учение о глазных болезнях.

Представления о кровообращении: Ибн ан-Нафис (XIII в., Дамаск).


3.1.4. Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.)


Становление независимых национальных государств. Развитие наук. «Дома знаний». Библиотеки. Больницы. Врачебные школы.

Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980—1037). Его труд «Канон меди­цины» в 5 т. («Al Qanun fi t-Tibb», 1020).


3.1.5. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV—XVII вв.)


Средневековый Китай. Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней). Со­здание первых государственных школ традиционной медицины (с конца VI в.). Первые иллюстрированные трактаты по традицион­ной китайской медицине (VI в., Сунь Сымяо). Первые бронзовые фигуры для обучения (1027, Ван Вейи). Классические трактаты о ле­карственных средствах: «Тысяча золотых прописей» Сунь Сымяо и «Великий травник» Ли Шичжэня.

Тибетская медицина: становление (VII в.) и развитие. Канон тибет­ской медицины «Чжуд-ши» (VII в.), комментарии к нему — «Вайдурья-онбо» (1688—1689). «Атлас тибетской медицины» (конец XVII в.).


3.1.6. Медицина в Западной Европе

в периоды раннего (V—Х вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья


Истоки западноевропейской медицины.

Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно (IX в.). Арнальдо де Виланова; его труд «Салернский кодекс здоровья».

Светские и католические университеты. Схоластика и медицина. Галенизм. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон. Учеб­ник анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирур­гия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж).

Низкое санитарное состояние городов. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг. Начала санитарной организации.


3.2. Медицина периода позднего Средневековья (XV-XVII вв.)


3.2.1. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения

Характеристика эпохи. Зарождение капитализма.

Гуманизм — идейное содержание культуры Возрождения. Глав­ные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке. Изобретение книгопечатания (середина XV в.). Передовые научные центры. Медицинское образование. Падуанский универси­тет (Италия). Медицина и искусство.

Становление анатомии как науки. Леонардо да Винчи. Андреас Везалий и его труд «О строении человеческого тела» (1543). «Золотой век» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий.

Становление физиологии как науки. Фрэнсис Бэкон. Предпосылки создания теории кровообращения. Мигель Сервет. Уильям Гарвей и его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628). М. Мальпиги.

Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио, Р. Декарт, Дж. Борелли.

Развитие клинической медицины. Ятрохимия: Парацельс, Г. Агри-кола. Аптеки и аптечное дело. Обучение у постели больного.

Эпидемии (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546).

Развитие хирургии. Раздельное развитие медицины и хирургии. Цеховая организация хирургов-ремесленников. Амбруаз Паре; его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства.


3.2.2. Медицина народов Американского континента

до и после конкисты


История открытия (1492) и завоевания Америки европейцами. Источники информации. Достижения великих цивилизаций Аме­рики.

Культура майя (с 1-го тыс. до н.э.). Изобретение иероглифичес­кой письменности. Лекарственное врачевание. Религиозные воззре­ния и врачевание. Традиционные обряды, связанные с врачеванием. Гигиенические традиции.

Государство ацтеков (XIV—XVI вв.). Религиозные жертвоприно­шения и врачевание. Лекарственные сады и огороды. Родовспоможение. Гигиена. Зачатки государственной организации медицинско­го дела. Больницы, приюты.

Империя инков (XIV—XVI вв.). Бальзамирование умерших. Высо­кое развитие оперативного лечения. Трепанация черепа. Организа­ция медицинского дела.

Гибель цивилизаций доколумбовой Америки. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины и организации меди­цинского дела.


3.2.3. Медицина в Московском государстве (XV—XVIIвв.)


Объединение русских земель в Московское государство.

Рукописные медицинские памятники XVI—XVII вв.: травники и лечебники.

Первые аптеки (1581, 1672) и аптекарские огороды. Аптекарский приказ и зарождение элементов государственной медицины. Первая лекарская школа при Аптекарском приказе (1654). Организация ме­дицинской службы в войсках. Борьба с эпидемиями в Московском государстве. Санитарные кордоны.

Подготовка российских лекарей. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696).


4. Новое время


4.1. Медико-биологическое направление Нового времени


Характеристика эпохи (1640—1918).

Великие естественно-научные открытия конца XVIII — XIX в. и их влияние на развитие медицины. Интернациональный характер развития наук в Новое время.

Дифференциация медицинских дисциплин.


4.1.1. Анатомия


Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины. Учебники анатомии (Г. Бидлоо, С. Бланкардт). Ф. Рюйш (Голландия).

Россия. Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кун­сткамеры (1717). Первый отечественный атлас анатомии (М.И. Шеин, 1744). П.А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия» в двух томах. Вклад И.В. Буяльского и Н.И. Пирогова в развитие анатомии. Д.Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС. П.Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физическом воспитании.

Дифференциация анатомии (гистология, эмбриология, антропо­логия).

Становление эмбриологии (К.Ф. Вольф, К. Бэр).


4.1.2. Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология)


Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Б. Морганьи (Италия) — органопатология. М.Ф.К. Биша (Фран­ция) — классификация тканей и тканевая патология.

Микроскопический период. Гуморализм К. Рокитанского (Авст­рия). Целлюлярная патология Р. Вирхова (Германия).

Экспериментальная медицина и функциональное направление в патологии.

Россия. А.И. Полунин — основатель первой в России патолого-анатомической школы. В.В. Пашутин и становление патологичес­кой физиологии как науки.


4.1.3. Микробиология


Эмпирический период (до Л. Пастера).

История микроскопа. Опыты А. ван Левенгука (Голландия).

Открытие вакцины против оспы: Э. Дженнер (Англия). Вакцинация.

Экспериментальный период. Дифференциация микробиологии.

Л. Пастер (Франция) — основоположник научной микробиоло­гии и иммунологии. Пастеровский институт в Париже (1888). Рос­сийские ученые в Пастеровском институте.

Учение о защитных силах организма: теория иммунитета (И.И. Меч­ников, 1883, Россия; П. Эрлих, 1890, Германия). Нобелевская премия (1908).

Развитие бактериологии: Р. Кох (Германия).

Становление вирусологии: Д.И. Ивановский (Россия).


4.1.4. Физиология и экспериментальная медицина


Экспериментальный период. Изучение отдельных систем и функций организма: Р. Декарт (Франция), А. Галлер (Швейцария), Л. Гальвани(Италия), Ф. Мажанди (Франция), Й. Мюллер (Германия), К. Лю­двиг (Германия), Э. Дюбуа-Реймон (Германия), К. Бернар (Фран­ция), Г. Гельмгольц (Германия).

Россия (XIX в.). А.М. Филомафитский — создатель первого оте­чественного учебника физиологии.

Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России.

И.М. Сеченов; его труд «Рефлексы головного мозга» (1866). Шко­ла И.М. Сеченова. Н.Е. Введенский.

Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л. Траубе, Германия; СП. Боткин, Россия).

И.П. Павлов — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Нобелевская премия (1904). Школа И.П. Павлова. «Письмо к молодежи» (1935).


4.2. Клиническая медицина Нового времени


4.2.1. Терапия (внутренняя медицина)

Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г. Бурхааве (Гол­ландия).

Первые методы и приборы физического обследования больного. История термометра (XVI—XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта (1709), Р. Реомюра (1730), А. Цельсия (1742). Введение термометрии (XVIII-XIX вв.).

Открытие перкуссии: Л. Ауэнбруггер (Австрия); его труд «Новый способ...» (1761). Развитие перкуссии: Ж.Н. Корвизар (Франция).

Открытие посредственной аускультации: Р.Т. Лаэннек (Франция), его труд «О посредственной аускультации...» (1819), изобретение сте­тоскопа.

Инструментальные методы лабораторной и функциональной ди­агностики.

Россия (XVIII в.). Становление медицинского дела в России.

Реформы Петра I. Первый российский госпиталь и госпитальная школа при нем (1707). Н.Л. Бидлоо.

Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725), Москов­ского университета (1755) и медицинского факультета при нем. М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист и просветитель, первый

русский профессор (1745) Петербургской Академии наук. Его влия­ние на становление естествознания и медицинского дела в России.

Первые российские профессора медицины: С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик.

Развитие учения о заразных болезнях. Чума в Москве (1771 — 1775). Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой: А.Ф. Шафонский; Д.С. Самойлович и его труды «Научные записки о чуме...» (1783) и «Краткое описание микроскопических исследова­ний о существе яду язвенного» (1792). Открытие оспенных домов в Москве и Санкт-Петербурге (с 1801).

Россия (XIX в). Развитие внутренней медицины. Ведущие центры медицинской науки России: Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Московского универ­ситета. М.Я. Мудров — основоположник клинической медицины в России. Внедрение методов перкуссии и аускультации в России.

Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечест­венных терапевтических школ. СП. Боткин — создатель крупней­шей в России терапевтической школы. Клинико-экспериментальное направление.

Дифференциация внутренней медицины.


4.2.2. Хирургия


Четыре проблемы хирургии: отсутствие обезболивания, раневая инфекция и сепсис, кровопотери, отсутствие научных основ опера­тивной техники.

Наркоз. Предыстория: закись азота (X. Дэви, 1800; М. Фарадей, 1818; Г. Уэллз, 1844). История открытия наркоза: эфирного (У. Мор-тон, Ч. Джексон, Дж. Уоррен — 1846, США), хлороформного (Дж. Симпсон, 1847, Великобритания). Экспериментальное изуче­ние действия наркоза (Н.И. Пирогов, A.M. Филомафитский, 1847, Россия). Широкое внедрение наркоза на театре военных действий: Н.И. Пирогов (1847, 1854-1856).

Антисептика и асептика. Эмпирические методы борьбы с ране­вой инфекцией. Открытие методов антисептики (Дж. Листер, 1867, Великобритания) и асептики (Э. Бергманн, К. Шиммельбуш, 1890, Германия).

Техника оперативных вмешательств. Создание топографической анатомии Н.И. Пироговым: его труды «Полный курс прикладной

36

анатомии человеческого тела...» (1843—1848) и «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направле­ниях через замороженное человеческое тело» в 4 т. (1852—1859).

Становление военно-полевой хирургии. Д. Ларрей, Н.И. Пирогов и его «Начала общей военно-полевой хирургии...» (1864, 1865).

Н.И. Пирогов — величайший хирург своего времени.

Н.И. Пирогов и становление сестринского дела в России (Крым­ская кампания 1854—1856).

Переливание крови. Открытие групп крови: К. Ландштейнер (1900, Австрия); Я. Янский (1907, Чехия).

Успехи хирургии в связи с великими научными открытиями XIX сто­летия. Развитие полостной хирургии. Пересадка тканей и органов.


4.3. Общественное здоровье и экспериментальная гигиена


Зарождение демографической статистики: Дж. Граунт (Англия), У. Петти (Англия).

Начала демографии и санитарной статистики в России: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д. Бернулли, П.П. Пелехин.

Становление профессиональной патологии: Б. Рамаццини (Италия) и его труд «Рассуждения о болезнях ремесленников» (1700).

Идея государственного здравоохранения: Й.П. Франк (Австрия, Россия) и его труд «Система всеобщей медицинской полиции» (1779—1819). Развитие общественной гигиены в Англии: Дж. Саймон.

Развитие общественной медицины в России.

Становление государственной системы социальной защиты населения в России. Реформа 1775 г. и приказы общественного призрения. Местные и центральные органы управления здравоохранением в конце XVIII—XIX в.: губернские врачебные управы (1797), Медицинский департамент Министерства внутренних дел (1803). Медицинский совет при МВД (1803).

Земские реформы (1864) и земская медицина. Передовые земские врачи. Городская медицина. Фабричная медицина.

Становление экспериментальной гигиены: М. Петтенкофер (Германия), А.П. Доброславин (Россия), Ф.Ф. Эрисман (Россия).

Научные медицинские общества, съезды, медицинская печать.

Медицинская этика. «Факультетское обещание» (1845—1917).


^ 5. Медицина и здравоохранение XX столетия


5.1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии


Открытие новых лекарственных средств, разработка методов ди­агностики, лечения и профилактики болезней.

История присуждения нобелевских премий в области медицины, физиологии и смежных с ними наук: электрокардиография (В. Эйтховен, 1903); радиоактивность (А. Беккерель, 1904); изучение радиоак­тивности (Ж. Кюри и М. Склодовская-Кюри, 1904, 1910); изучение физиологии пищеварения (И.П. Павлов*) и учение о высшей нервной деятельности; теория иммунитета (И.И. Мечников, П. Эрлих, 1908); трансплантация сосудов, тканей и органов (А. Каррель, 1905— 1912); электроэнцефалография (В.В. Правдич-Неминский, 1913; X. Бергер, 1928); искусственное сердце (Ч. Линдберг, 1928); сульфаниламиды (Г. Домагк); антибиотики (А. Флеминг, 1928; Э. Чейн и X. Флори, 1940; З.В. Ермольева, 1942); искусственная почка (1943); пересадка жизненно-важных органов (В.П. Демихов, 1946—1952); пе­ресадка сердца человеку (К. Барнард, 1967); открытие материального субстрата гена (1953), электронная микроскопия и т.д.

Основные направления и успехи в развитии терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиологии, иммунологии, эпиде­миологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя).


5.2. Медицина и здравоохранение в России в XX столетии


Медицинское обслуживание населения в России на рубеже XIX и XX в. Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий (СП. Боткин, 1886). Комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (Г.Е. Рейн, 1912) и Главное управление государственного здравоохранения (1916).

Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России после 1917 г.


Организационные принципы советской медицины:

1. Государственный характер. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А. Семашко. З.П. Соловьев. Плановость. Государственное финансирование здравоохранения (бесплатность, об­щедоступность). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н. Каминский.

2. Профилактическое направление. Борьба с эпидемиями. Ликви­дация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.). Сани­тарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана ма­теринства и младенчества. Вакцинации. Диспансеризация. В.А. Обух.

3. Участие населения в мерах по охране здоровья. Проблема медицинских кадров. Пути ее решения. Развитие высшего медицинского образования.

4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Создание профильных НИИ. Ученый медицинский совет при Наркомздраве РСФСР. Становление крупнейших научных медицинских школ. Выдающиеся ученые России: Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Гамалея, В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, А.А. Кисель, М.П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, А.Л. Мясников, Е.Н. Павловский, СИ. Спасокукоцкий, А.Н. Сысин, Л.А. Тарасевич. И.П. Павлов.

Научные общества, съезды, конгрессы. Медицинская печать.

Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Героизм советских медиков.

Создание Академии медицинских наук СССР (1944, ныне РАМН). Ее первый президент — Н.Н. Бурденко.

Реформа медицинского образования (1967—1969).

Дифференциация и интеграция наук в XX столетии. Появление новых специальностей на стыке наук и дисциплин.

Основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в мире и в современной России (с учетом направления исследований соискателя).

Концепции современного естествознания и медицина.

Научно-техническая революция (НТР) и медицина.

Системы здравоохранения (государственная, страховая, частная). Современная концепция здравоохранения.


5.3. Международное сотрудничество

в области здравоохранения

История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863).

Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.).

Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980). Нобелевская премия мира (1985).

Международные научные программы. Международные съезды. Печать.

Врачебная этика в современном мире. «Клятва врача».


^

Рекомендуемая основная литература



Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1960. Ч. 1: Период до 1917 г.

Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1971. Ч. 2: Меди­цина в СССР.

Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. СПб., 1998.

Пашков К.А., Белолапоткова А. В. Учебно-методическое пособие к семинар­ским занятиям по истории медицины для студентов стоматологического факультета. М., 2004.

Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов. 3-е изд. М., 2004.

^

Дополнительная литература



Кузьмин М.К. Мужество, отвага и героизм медицинских работников в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1965.

Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России первой половины XIX в. М., 1959.

Медицина // БМЭ. М., 1980. Т. 14.

Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. М., 2000.

Троянский Г.Н. История советской стоматологии (Очерки). М., 1983.

Троянский Т.Н. Краткие биографические данные и научные направления ис­следований отечественных ученых в области зубоврачевания. М., 2004.

Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов / Под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968.


^ IV. Тематический план лекционно-практических занятий.


I. Лекции (36 часов). Наименование тем, объем в часах.

Тема 1. Введение в общую проблематику истории и философии науки. Предмет и основные концепции современной философии науки (8 часов).

Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации (2 часа).

Тема 3. Возникновение науки и основные этапы ее исторического развития (10 часов).

Тема 4. Научное знание и его структура (4 часа).

Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания (2 часа).

Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности (4 часа).

Тема 7. Современная наука и особенности ее развития (4 часа).

Тема 8. Наука как социальный институт (2 часа).


II. Практические занятия (36 часов). Наименование тем, объем в часах.

Тема 1. Философия медицины и медицина как наука (6 часов).

Тема 2. Философские категории и понятия медицины (6 часов).

Тема 3. Сознание и познание (6 часов).

Тема 4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы (6 часов).

Тема 5. Проблема нормы, здоровья и болезни (6 часов).

Тема 6. Рационализм и научность медицинского знания (6 часов).

III. Самостоятельная работа (36 часов). Наименование тем рефератов.


Тематика рефератов


  1. Философские основы китайской традиционной медицины.

  2. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевании.

  3. Врачевание и медицина Древнего Египта.

  4. Греческая натурфилософия (YII в. до н.э.) и врачевание.

  5. Формирование (к Y в. до н.э.) двух философских направлений – естественно-научного направления и объективного идеализма; их влияние на развитие врачевания.

  6. Гиппократ – врач и философ.

  7. Аристотель и его влияние на развитие медицины.

  8. Медицина Древнего Рима, ее философские основы.

  9. Становление христианства, его влияние на развитие медицины.

10. Гален – врач и экспериментатор, его философские воззрения.

11. Медицина в Западной Европе в период Средневековья.

12. Русская народная медицина до и после принятия христианства.

13. Ислам и медицина: история взаимодействия.

14. Абу-Али Ибн-Сина – ученый-энциклопедист; его философские воззрения.

15. Схоластика и медицина. Галенизм.

16. Основные тенденции развития медицины в эпоху Возрождения.

17. Формирование и развитие ятрофизики, ятромеханики и ятрохимии в эпоху Возрождения.

18. Формирование и развитие опытного метода в медицине в эпоху Возрождения.

19. Философские воззрения Парацельса – реформатора медицины эпохи Возрождения.

20. Андреас Везалий и начало научной анатомии.

21. Вильям Гарвей и начало научной физиологии.

22. Медико-философские воззрения Ф. Бэкона.

23. Великие естественно-научные открытия XYIII – XIX вв. и их влияние на развитие медицины.

24 .Дифференциация медицинских дисциплин в XYIII – XIX вв.

25. Развитие невризма и формирование нейрогенной теории в России. И.М. Сеченов – отец русской физиологии.

26. С.П.Боткин и его вклад в формирование экспериментальной медицины в России.

27. И.П. Павлов – «первый физиолог мира», его философские воззрения.

28. История развития зарубежной физиологии.

29. История развития отечественной микробиологии.

30. Л. Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии.

31. Н.И. Пирогов – величайший хирург своего времени и его философские воззрения.

32. Развитие отечественной медицины в России в XYIII – XIX вв.

33. История отечественного учения о патологическом процессе.

34. История зарубежного учения о патологическом процессе.

35. История Всемирной организации здравоохранения.

36. История развития концепций о взаимосвязи естествознания и медицины.

37. Исторические предпосылки современных концепций здравоохранения.

38. История развития учения о внутренних болезнях.

39. История учения об инфекционных болезнях.

40. История развития зарубежной гигиены.

41. История развития отечественной гигиены.

42. История развития эстетотерапии и ее место в современной медицине.

  1. Мировоззренческие и общеметодологические основы медицины (история становления).

  2. История онтологических и гносеологических оснований медицины.

  3. Ценностно-нормативные основы медицины (история становления).

  4. История взаимосвязи философских и общенаучных категорий медицины.

  5. Системный характер знания в медицине (историко-медицинский экскурс).

  6. Объект и предмет медицины, специфика медицины как науки в ее историческом развитии.

  7. Специфика анализа природных и социальных явлений в истории медицины.

  8. Человек как предмет медицины (историко-научный ракурс).

  9. История взаимосвязи естествознания и медицины.

  10. Методологические основы взаимодействия медицины и биологии (история вопроса).

  11. История методологических основ общей патологии как науки.

  12. История взаимосвязи психологии и медицины.

  13. История взаимосвязи общественных наук и медицинских знаний.

  14. История развития фундаментальных и прикладных исследований в медицине.

  15. Основы классификации медицинских наук (история вопроса).

  16. Дифференциация и интеграция медицинских знаний (исторический аспект).

  17. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств и методов (историко-медицинский ракурс).

  18. История философского подхода к проблемам профилактики и клинической деятельности.

  19. Мера и норма в медицине (история вопроса).

  20. Количественные методы и проблема измерения в медицине: история статистических методов исследования.

  21. Проблема причинности (этиология) в истории медицины.

  22. Методологический анализ монокаузализма и кондиционализма в медицине (история вопроса).

  23. Методологический смысл проблемы моно- и полиэтиологии заболеваний (история вопроса).

  24. Исторический подход к проблеме соотношения физиологического и психического в медицине.

  25. История эксперимента и моделирования в медицине. Роль прибора в медицине.

  26. История развития проблемы соотношения социального и биологического в медицине.

  27. История развития взаимосвязи медицины и социально-гуманитарных наук.

  28. История развития социально-биологического подхода к пониманию здоровья и болезни человека.

  29. История развития психосоматической проблемы в медицине.

  30. Исторический подход к проблеме нормы, патологии, здоровья.

  31. Здоровье и болезнь в системе социальных ценностей человека и общества (история вопроса).

  32. История развития проблемы социальной этиологии здоровья и болезни.

  33. Здоровье населения как показатель социального, нравственного и экономического прогресса.

  34. Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения в их историческом развитии.

  35. История развития проблемы здорового образа жизни: сущность и методологические подходы к его изучению.

  36. История развития биоэтики – науки о самоценности жизни.

  37. История медицинских экспериментов на человеке: нормативная база и практика разных стран.

  38. История развития нравственно-этических и правовых аспектов эвтаназии, аборта, новых репродуктивных технологий, трансплантации органов.

  39. Вопросы социальной справедливости в современной отечественной политике в области здравоохранения.

  40. Современные тенденции развития медицинского знания.

  41. Биоэтика в различных культурных контекстах (исторический аспект).

  42. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики.

  43. Политические, социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний (исторический аспект).

  44. История развития биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

  45. История присуждения Нобелевских премий в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.

  46. Медицинское обслуживание населения России на рубеже XIX – XX вв.

  47. Организационные принципы советской медицины.

  48. Государственный характер советской медицины.

  49. Профилактическое направление советской медицины.

  50. Развитие высшего медицинского образования в СССР.

  51. Становление крупнейших медицинских школ в СССР.

  52. Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны.

  53. Научно-техническая революция и медицина.

  54. Современная концепция здравоохранения в России.

  55. История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

98.Национальный проект «Здоровье», его содержание и пути реализации.

99.Основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и здравоохранения в мире и в современной России.


Нормативные требования к рефератам


Реферативная работа представляет собой результат научно обоснованного раскрытия основного содержания избранной темы на основе соответствующих литературных источников.

Соответственно на реферативную работу распространяются требования к научным публикациям.

  1. Цитируемые фрагменты должны быть обозначены соответствующим образом сноской (с указанием автора, названия источника, место и год издания, страница).

  2. В реферате выделяются основные проблемы данной темы, что оформляется в виде плана.

  3. Обязательно составляется список используемой литературы (автор, название, место и год издания).

  4. Объем реферата – 1 п.л. (18 – 24 стр. нормативного машинописного текста).

  5. Тема и содержание реферата согласуются с научным руководителем аспиранта или соискателя.



IV. Экзамен (36 часов). Наименование тем, объем в часах.


Примерные экзаменационные вопросы



  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

  2. Наука как социокультурный феномен; ее сущность. Наука и вненаучное знание.

  3. Проблема определения "науки" и статуса науки. Функции науки.

  4. Классификация и структура науки как проблема философии науки.

  5. Предмет и задачи "Философия науки". Эволюция подходов к исследованию науки.

  6. Трансцендентальный подход к взаимоотношению философии и науки.

  7. Позитивистская традиция в философии науки.

  8. Диалектико-материалистическая традиция в философии науки.

9. Постпозитивистская концепция философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд.

10.Постпозитивистская концепция философии науки: К. Поппер, Т.Кун.

11. Наука и религия: взаимоотношения, перспективы.

12. Проблема возникновения науки.

13. Начальная стадия в развитии научного знания (преднаука и наука античного полиса).

14. Наука эпохи Возрождения.

15. Родоначальники классической науки (Коперник, Галилей, Ньютон). Основоположники метода классической науки Ф.Бэкон и Р.Декарт.

16. Достижения и новации классической науки в XVII-XIX веках.

17. Наука Новейшего времени (неклассическая наука): становление и развитие.

18. Научное знание, как сложная развивающаяся система, и его структура.

19. Характерные черты и особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания.

20. Структура эмпирического знания.

21. Структура теоретического знания.

22. Научные традиции как исходное условие накопления знаний.

23. Научные революции. Их роль в развитии науки.

24. Типы научной рациональности; их смена.

25. Основания науки и их структура.

26. Научная картина мира как основание науки. Ее функции в познании.

27.Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины.

28.. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки.

29. Количество, качество, мера. Их методологическое значение в философии медцины.

30. Проблема причинности (этиологии) в медицине.

31. Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в медицине.

32. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине.

33. Теория отражения; ее методологическое значение для медицины.

34. Происхождение и сущность сознания. Мозг и психика. Проблема идеального.

35. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине.

36. Проблема критерия истины в философии медицины.

37. Диагностика как специфический познавательный процесс.

38. Социально-биологическая проблема и медицина.

39. Психосоматическая проблема и психосоматический подход в современной медицине.

40. Здоровье и болезнь; их методологический анализ и место в системе социальных ценностей человека и общества.

41. Биоэтика: причины появления, основные принципы и правила отношений врача и пациента.

42. Моральные проблемы медицинского вмешательства в зарождение жизни и процесс умирания.

43. Моральные проблемы трансплантологии, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, исследований с участием человека.

44. Особенности развития медицины XX – XXI вв.






Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 19- паразитология, биологические

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 10 «История науки и техники» по

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 13 «Нервные болезни» по медицинским
В программу-минимум кандидатского экзамена также включены вопросы по истории развития данной специальности,...
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 21 «Стоматология» по медицинским
Настоящая программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «Стоматология» отражает современный...
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 21 «Стоматология» по медицинским
Настоящая программа-минимум кандидатского экзамена по специальности «Стоматология» отражает современный...
Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Программа кандидатского экзамена послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальной

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Когнитивные расстройства и соматическая анозогнозия у больных алкогольной зависимостью. 14. 00. 18

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №108 Основной целью программы-минимума

Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) icon Клинико-динамические особенности невротических и соматоформных расстройств у шахтеров и социально-психологические

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы