|
Скачать 447.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра социально-гуманитарных наук ПРОГРАММА-МИНИМУМ кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» (медицинские науки) Составители: А.В. Грехов, д. ф. н., зав. кафедрой Д.А.Изуткин, д.ф.н., профессор И.И. Кобылин, к.ф.н., доцент А.А. Мордвинов, к.ф.н., доцент Составлена на основании Программа-минимум кандидатского экзамена по Истории и философии науки, утвержденной приказом Минобрнауки России от.08.10.2007 № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов» (в соответствии с письмом Минобрнауки России от 12.07.2011 № СИ-754/04 «О кандидатских экзаменах»); на основании Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) – приказ Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365. Утверждена на заседании кафедры социально-гуманитарных наук (протокол № 2 от 27 сентября 2011 года). Всего учебных часов – 144, зачетных единиц – 4. Всего аудиторных занятий – 72 часов, из них: – лекции – 36 часов, – практические занятия – 36 часов. Всего часов на самостоятельную работу аспиранта – 36 часов. Аттестация (кандидатский экзамен) – 1 курс – 36 часов.
Введение Настоящая программа философской части кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» предназначена для аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденциям смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируются ученые. Программа ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития, и получение представления о тенденциях исторического развития науки. Программа разработана Институтом философии РАН при участии ведущих специалистов из МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ и ряда других университетов. Программа одобрена экспертным советом по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии.
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами — алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 4.Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. ' Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. ^ 1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М, 1978. 3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 4. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985. 5. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. 6. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. 7. Никифоров АЛ. Философия науки: история и методология. М., 1998. 8. Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. М, 1988. 9. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. 10. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004. 11. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991. 12. Философия и методология науки / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. ^ 1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М, 1987. 2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001. 3. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990. 4. Келле ВЖ. Наука как компонент социальной системы. М., 1988. 5. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989. 6. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. 7. Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. 8. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995. 9. Наука в культуре. М., 1998. 10. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 11. Принципы историографии естествознания. XX век / Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001. 12. Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999. 13. Современная философия науки: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М., 1996. 14. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000. 15. Степин B.C., Горохов ВТ., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991. 16. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 17. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004. 18. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. II. Философские проблемы медицины.
Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины. Онтологические, гносеологические и ценностно-нормативные основания медицины. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий и понятий медицины. Философия медицины, ее цели, задачи и основная проблематика. Предмет философии медицины и ее место в развитии медицины и здравоохранения. Генезис философии медицины в XX в. как переход к новому этапу осмысления медико-биологических и медико-социальных проблем. Гносеологические и логические основания философии медицины, ее нормы и идеалы. Системная структура знания в философии медицины. Объект и предмет медицины, специфика медицины как науки, базирующейся на естественно-научных и социально-гуманитарных знаниях. Специфика анализа природных и социальных явлений, а также человека как предмета медицины. Естествознание и медицина. Философские и методологические аспекты взаимодействия медицины и биологии. Методологические основы общей патологии как науки. Психология и медицина. Общественные науки и медицинское знание. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине. Классификация медицинских наук как философская и методологическая проблема. Общая теория медицины как интеграция естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Дифференциация и интеграция медицинских знаний. Медицина как мультидисциплинарная система знания. Медицина как наука и искусство, теория и практика. Особенности развития медицины в XX в. Специфика познания в медицине, особенности предмета, средств, методов и целей. Комплексное исследование медико-научных проблем. Специфика философской проблематики профилактики и клинической деятельности. Естественно-научные и социогуманитарные знания в медицинских теориях в свете философии медицины. Основные проблемы и принципы знания в философии медицины. Философия медицины как теория и метод. Плюрализм направлений в философии медицины, их социально-историческая обусловленность. Мировоззренческая и методологическая функция философии медицины, ее роль в развитии медицинского знания.
Количество, качество и мера, их методологическое значение в философии медицины. Мера и норма в медицине. Проблема изменения и развития в современной философии медицины. Количественные методы и проблема измерения в современной медицине. Детерминизм и медицина. Проблема причинности (этиологии) в медицине. Критика телеологии и индетерминизма. Методологический анализ монокаузализма и кондиционализма в медицине. Проблемы этиологии в анатомо-морфологическом, физиологическом и функциональном аспектах. Проблема моно- и полиэтиологии заболеваний, ее методологический смысл. Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в медицине. Структурно-функциональные взаимоотношения в медицине. Диалектика общего и местного в патологии. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине. Диалектика и системный подход в медицине. 3. Сознание и познание Теория отражения и современные научные представления об эволюции форм отражения в живой природе. Отражение, деятельность, познание. Методологическое значение теории отражения для медицины. Мозг и психика. Происхождение и сущность сознания. Сознание как высшая форма психического отражения действительности. Проблема идеального. Проблема сознания и психической деятельности в норме и в патологии. Соотношение физиологического и психического в медицине. Отражение, его познавательные и ценностные аспекты. Диалектика процесса познания. Единство чувственного и рационального в познании. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. Эмпиризм и проблема теоретической нагруженности эмпирического знания. Проблемы критерия истины в философии и медицине. Точность как одна из основ истинности знания в медицине. Проблемы логико-математической и семантической точности знания в медицине. Понятие метода познания. Соотношение философского, общенаучного и конкретно-научного методов в медицине. Факт и научная проблема. Гипотеза и научная теория, их логическая структура и познавательная функция в медицине. Эксперимент и моделирование, их роль в медицинском познании. Возрастание роли прибора в медицине. Методологические проблемы измерений в медицине. Диагностика как специфический познавательный процесс. Альтернативность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенциально-антропологического подходов в диагностике. Клинический диагноз. 4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы Философские аспекты социально-биологической проблемы. Диалектика социального и биологического в природе человека. Медицина и социально-биологическая проблема: эмпирические и теоретические взаимосвязи медицины с биологией и социально-гуманитарными науками при изучении нормы и патологии, здоровья и болезни, общественного здоровья и заболеваемости. Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезни человека. Проблема редукционизма в современной медицине. Выработка качественно иных принципов медицины в отношении к жизни и смерти вообще и человеческой в особенности. Философские аспекты психосоматической проблемы. Психосоматический подход в современной медицине. 5. Проблема нормы, здоровья и болезни Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни. Философские и методологические проблемы нозологии. Нозологическая единица как эмпирическое и теоретическое понятие. Антинозологизм. Методологический анализ понятий «норма» и «патология», «здоровье» и «болезнь». Болезнь и патологический процесс. Проблема «уровня» патологии в познании нормы и болезни. Биологический и социальный аспекты нормы, здоровья и болезни. Здоровье и болезнь, их место в системе социальных ценностей человека и общества. Здоровье и заболеваемость. Социальная этиология здоровья и болезни. Болезни цивилизации. Болезнь и личность больного. Исследование отношения людей к жизни и смерти в кризисных условиях. Понятия общественного здоровья и заболеваемости, их методологический анализ. Здоровье населения как показатель его социального и экономического благополучия. Методологические проблемы гуманизации медицины и здравоохранения. Здоровый образ жизни: сущность и методологические подходы к его изучению. Биоэтика — наука о самоценности жизни, основа для выработки новой морально-этической системы, человеческих взаимосвязей и отношений. Содержание биоэтики: моральность экспериментов на человеке, причины самоубийств или отказа больных от лечения по жизненно важным показаниям, проблемы эвтаназии, аборта, новых репродуктивных технологий, трансплантации органов и тканей, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, прав душевнобольных, социальной справедливости в новой идеологии и политике в области здравоохранения. 6. Рационализм и научность медицинского знания Структура теоретического знания в медицине: проблема, гипотеза, закон, теория, мультидисциплинарный синтез. Идеалы научности современного медицинского знания. Методологические проблемы анализа медицинской «онтологической реальности» в различных парадигмах: Восток — Запад, гуморализм — научные дисциплинарные единицы знания — мультидисциплинарный синтез. Современные тенденции развития медицинского знания: от классического рационализма к современному постнеклассическому (мультидисциплинарность, синергетика и др.) видению объекта и предмета медицины. ^ 1. Анохин A.M. Проблемы знания в медицине: методологические аспекты. М., 1995. 2. Анохин A.M. Теоретическое знание в медицине. М, 1998. 3. Иванюшкин АЛ. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. М., 1990. 4. Лисицын ЮЛ. Теории медицины на стыке веков — XX и XXI. М., 1998. 5. Лисицын ЮЛ., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины. Доктрина адаптивного реагирования. СПб., 1992. 6. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М., 2003. 7. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992. 8. Саркисов Д.С., Пальцев МЛ., Хитрое Н.К. Общая патология человека. 2-е изд. М., 1998. 9. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М, 2004. 10. Философия здоровья. М., 2001. 11. Царегородцев Г.И. Методологические проблемы медицины // Философские проблемы естествознания. М., 1985. ^ 1. Лисицын ЮЛ., Сахно А.В. Здоровье человека - социальная ценность. М., 1988. 2. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. 3-е изд. Т. 14. 3. Петленко В.П. и др. Метамедицина. Т. 1—3, СПб., 1996. 4. Энциклопедия клинического обследования больного. М., 1997. ^ Введение В основу настоящей Программы положены следующие дисциплины: история медицины, всеобщая история; история России; философия; достижения основных медико-биологических и клинических дисциплин. Программа разработана Российским Университетом дружбы народов и одобрена экспертными советами по истории и по медико-гигиеническим специальностям Высшей аттестационной комиссии Минобразования России. ^ Периодизация и хронология всемирной истории медицины. История медицины как часть культуры и истории человечества. Философия и медицина. Источники изучения истории медицины. 1.1. Врачевание в первобытном обществе Характеристика первобытной эры. Периодизация и хронология первобытного врачевания. Источники информации о болезнях первобытного человека и врачевании в первобытную эру. Гипотеза «золотого века» и ее опровержение. Апополитейные и синполитейные первобытные общества. 1. 1. 1. Становление первобытного общества и первобытного врачева- ния (свыше 2млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад) Современные представления о происхождении человека. Прародина человечества: гипотезы моногенизма и полигенизма. Антропогенез и социогенез. Эпоха праобщины (первобытное человеческое стадо). Зарождение коллективного врачевания и гигиенических навыков. Природные лечебные средства. Развитие абстрактного мышления и речи (поздние палеоантропы). Первые погребения умерших (ок. 65—40 тыс. лет назад) о лекарственном врачевании. Зачатки идеологических (религиозных) представлений. 1.1.2. Врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — 10—5-е тыс. до н.э.) Завершение антропогенеза; формирование человека современного вида — Homo sapiens (неоантроп). Расширение ойкумены. Расогенез. Эпоха первобытной общины (матрилинейный род). Ранняя родовая община охотников, собирателей и рыболовов (ок. 40 тыс. лет назад — ок. 7-го тыс. до н.э.). Представления о здоровье, болезнях и их лечении как результат рациональных и превратных представлений об окружающем мире. Рациональные приемы врачевания. Зарождение культов, религиозных верований и лечебной магии. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Трепанации черепов (с 12—10-го тыс. до н.э.). Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов (мезолит, неолит). Коллективное врачевание и знахарство. Становление культовой практики. Антропоморфный тотемизм и представления о болезни. Гигиенические навыки. 1.1.3. Врачевание в период разложения первобытного общества (10—5-е тыс. до н.э.) Эпоха классообразования. Зарождение частной собственности, классов и государства. Патриархат и матриархат — формы разложения первобытного общества. Культ предков и представления о здоровье и болезни. Появление профессиональных служителей культа врачевания; сфера их деятельности. Расширение круга лекарственных средств и приемов эмпирического врачевания. Народное врачевание первобытных синполитейных обществ аборигенов Австралии, Азии, Африки, Америки, Океании. Знахарь, его общая и профессиональная подготовка, положение в обществе, лечебные средства и приемы психологического воздействия на больного и общество. Роль народного врачевания в становлении национальных систем здравоохранения в развивающихся странах. Народное врачевание — один из истоков традиционной и научной медицины. ^ Характеристика эпохи. Возникновение первых рабовладельческих цивилизаций: в Месопотамии и Египте (4—3-е тыс. до н.э.), Индии (середина 3-го тыс. до н.э.), Китае (2-е тыс. до н.э.), Восточном Средиземноморье (3—2-е тыс. до н.э.), Америке (1-е тыс. н.э.). Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира. 2.1. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия) (3-е тыс. до н.э. — VII в. до н.э.) Историческое развитие региона: города-государства шумеров (с конца 4-го тыс. до н.э.), Вавилонское царство (XX—VI вв. до н.э.), Ассирийское царство (XV—VII вв. до н.э.). Источники информации о врачевании. Врачевание в Шумере (3-е тыс. до н.э.). Изобретение клинописи. Древнейшие тексты медицинского содержания (начало 3-го тыс. до н.э.); их эмпирический характер. Мифология и врачевание. Достижения шумерской цивилизации — основа и источник вавилоно-ассирийской культуры и врачевания. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (2-е — середина 1-го тыс. до н.э.). Эмпирические знания. Мифология и врачевание. Божества — покровители врачевания. Представления о причинах болезней. Два направления врачевания: асуту и ашипуту. Помещения для больных при храмах. Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) о правовом положении врачевателей. Врачебная этика. Передача врачебных знаний. Гигиенические традиции. Санитарно-технические сооружения. 2.2. Врачевание в Древнем Египте (3—1-е тыс. до н.э.) Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Египта. Источники информации о врачевании. Медицинские папирусы (папирус Э. Смита, ок. 1550 г. до н.э., и папирус Г Эберса, ок. 1550 г до н.э.). Характерные черты древнеегипетской культуры. Заупокойный культ и бальзамирование умерших. Накопление знаний о строении человеческого тела. Естественно-научные знания древних египтян. Представления о причинах болезней. Врачебная специализация: лекарственное лечение и диететика, оперативное врачевание, родовспоможение, лечение женских и детских болезней, зубоврачевание, заразные болезни. Шистосомоз. Гигиенические традиции. Помещения для больных при храмах. «Дома жизни». Врачебная этика. 2.3. Врачевание в Древней Индии (3-е тыс. до н.э. — середина 1-го тыс. н.э.) Периодизация и хронология истории и врачевания Древней Индии. Источники информации о врачевании. Период хараппской цивилизации (3-е — начало 2-го тыс. до н.э., долина р. Инд). Древнейшие (из известных) санитарно-технические сооружения. Ведийский период (конец 2-го — середина 1-го тыс. до н.э., долина р. Ганг). Священные книги «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа», «Атхарваведа» как источник сведений о болезнях. Философские учения (индуизм, брахманизм, йога, буддизм) и их влияние на представления о болезнях и врачевание. Классический период (вторая половина 1-го тыс. до н.э. — IV в. н.э.). Религиозно-философские системы и представления о здоровье и болезнях. Аюрведа — учение о долгой жизни. Вскрытие умерших. Лекарственное врачевание («Чарака-самхита», датируется II в. н.э.). Высокое развитие оперативных методов лечения («Сушрута-самхи-та», датируется IV в. н.э.) и родовспоможения. Гигиенические традиции. «Предписания Ману». Лечебницы (дхармашалы). Врачебная этика. Врачебные школы при храмах. 2.4. Врачевание в Древнем Китае (середина 2-го тыс. до н.э. — III в. н.э.) Периодизация и хронология истории и врачевания Древнего Китая. Достижения древнекитайской цивилизации. Источники информации о врачевании. Философские основы китайской традиционной медицины. Учения у син и инь—ян; их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечение. Методы обследования больного. Учение о пульсе. Традиционное врачевание чжэнь-цзю («Нэй цзин», III в. до н.э.). Лекарственное врачевание и оперативное лечение. Бянь Цюэ (XI в. до н.э.), Ван Чун (I в.), Хуа То (II в.), Ван Шухэ (III в.). Предупреждение болезней. Древний метод вариоляции. Гигиенические традиции. 2.5. Врачевание и медицина в Древней Греции (3-е тыс. до н.э. — I в. н.э.) Роль Древней Греции в истории мировой культуры и медицины. Периодизация и хронология. Источники информации о врачевании и медицине. Крито-микенский период (3—2-е тыс. до н.э.). Санитарно-технические сооружения цивилизаций на о. Крит (середина 3-го тыс. до н.э.). Предполисный период (XI—IX вв. до н.э.). Поэма Гомера «Илиада» о врачевании времен Троянской войны (XII в. до н.э.) и последующего периода. Эмпирический характер врачевания. Полисный период (VIII—VI вв. до н.э.). Греческая мифология о врачевании; боги — покровители врачевания. Первые асклепейоны (с VI в. до н.э.). Храмовое врачевание. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание. Лечебницы. Классический период (V—IV вв. до н.э.). Формирование (к V в. до н.э.) двух философских направлений: естественно-научного направления и объективного идеализма; их влияние на развитие врачевания. Учение о четырех соках организма. Врачебные школы: кротонская, книдская, косская. Выдающиеся врачеватели. Жизнь и деятельность Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.). «Гиппократов сборник» — энциклопедия периода расцвета древнегреческого врачевания. История создания. Содержание основных работ сборника. «Гиппократов сборник» о врачебной этике. «Клятва». Эллинистический период (вторая половина IV в. до н.э. — середина I в. н.э.). Эллинистическая культура. Аристотель и его влияние на развитие медицины. Медицина в царстве Птолемеев. Александрийский мусейон. Александрийское хранилище рукописей. Развитие описательной анатомии и хирургии: Герофил (ок. 335—280 до н.э.) и Эразистрат (ок. 300—240 до н.э.). 2.6. Медицина в Древнем Риме (VIII в. до н.э. — 476 г. н.э.) Периодизация и хронология истории и медицины Древнего Рима. Источники информации о медицине. Царский период (V1I1—VI вв. до н.э.). Народное (эмпирическое) врачевание. Отсутствие врачей-профессионалов. Сооружение клоак в г. Риме (VI в. до н.э.). Период Республики (510—31 до н.э.). Санитарное дело: «Законы XII таблиц» (ок. 450 до н.э.), строительство акведуков (с IV в. до н.э.) и терм (с III в. до н.э.). Появление врачей-профессионалов: врачи-рабы, врачи-отпущенники, свободные врачи. Элементы государственной регламентации врачебной деятельности и медицинского дела. Философские основы медицины Древнего Рима. Развитие материалистического направления. Асклепиад из Вифинии (128—56 до н.э.). Тит Лукреций Кар (ок. 98—55 до н.э.) о причинах болезней. Период Империи (31 до н.э. — 476 н.э.). Становление профессиональной армии и военной медицины; валетудинарии. Развитие медицинского дела. Архиатры (I—IV вв.). Государственные и частные врачебные школы. Развитие энциклопедического знания: Авл Корнелий Цельс (I в. до н.э. — I в. н.э.) и его труд «О медицине» в 8 книгах, Плиний Старший (I в. н.э.) и его труд «Естественная история» в 37 книгах, Диоскорид Педа-ний из Киликии (I в. н.э.) и его труд «О лекарственных средствах». Соран из Эфеса (11 в. н.э.) и его труды по гинекологии и детским болезням. Становление христианства; его влияние на развитие медицины. Гален из Пергама (ок. 129—216?). Его труд «О частях человеческого тела». Дуализм учения Галена. Галенизм. 3. Средние века 3.1. Медицина раннего (V—X вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья 3.1.1. Медицина в Византийской империи (395—1453) Периодизация и хронология истории Средних веков. Истоки и особенности византийской медицины. Санитарно-технические сооружения. Византийская наука и религия. Сохранение традиций античной медицины. Энциклопедические своды «Врачебное собрание» и «Обозрение» Орибасия из Пергама (325—403); «Медицинский сборник в 7 книгах» Павла с о. Эгина (625—690). Больничное дело. Образование и медицина. 3.1.2. Медицина в Древнерусском государстве (IX—XIV вв.) Истоки культуры и медицины Древней Руси. Русская народная медицина до и после принятия христианства. Костоправы, резалники, кровопуски, зубоволоки. Древнерусские лечебники и травники. Принятие христианства (988). Монастырские лечебницы илечцы (XI в.). «Русская правда» (1054). «Шестодневы». «Изборник Святослава» (1073, 1076). Санитарное дело. Русская баня в лечении и профилактике болезней. Эпидемии повальных болезней и меры их пресечения. Монгольское нашествие (1240—1480). Кирилло-Белозерский монастырь — центр русской медицины. «Галиново на Иппократа» (Кирилл Белозерский, 1427). 3.1.3. Медицина в халифатах (VII—XI вв.) Возникновение (622) и распространение ислама. Истоки арабоязычной культуры и медицины. Переводы на арабский язык медицинских сочинений. Создание библиотек, аптек (с 754), больниц (ок. 800), передача медицинских знаний. «Дома мудрости» (Dar al-Hikma) и «Общества просвещенных» (Maglisal'ulama'). Ислам и медицина. Гигиена. Алхимия и медицина. Абу Бакр ар-Рази (Rhazes, 850—923, Багдад); его труды «Всеобъемлющая книга» и «Об оспе и кори». Абу-л-Касим аз-Захрави (Abulcasis, ок. 936—1013, Кордова); его «Трактат о хирургии и инструментах». Учение о глазных болезнях. Представления о кровообращении: Ибн ан-Нафис (XIII в., Дамаск). 3.1.4. Медицина народов Средней Азии (X—XII вв.) Становление независимых национальных государств. Развитие наук. «Дома знаний». Библиотеки. Больницы. Врачебные школы. Абу Али ибн Сина (Avicenna, 980—1037). Его труд «Канон медицины» в 5 т. («Al Qanun fi t-Tibb», 1020). 3.1.5. Медицина в государствах Юго-Восточной Азии (IV—XVII вв.) Средневековый Китай. Развитие традиционного врачевания (чжэнь-цзю, пульсовая диагностика, предупреждение болезней). Создание первых государственных школ традиционной медицины (с конца VI в.). Первые иллюстрированные трактаты по традиционной китайской медицине (VI в., Сунь Сымяо). Первые бронзовые фигуры для обучения (1027, Ван Вейи). Классические трактаты о лекарственных средствах: «Тысяча золотых прописей» Сунь Сымяо и «Великий травник» Ли Шичжэня. Тибетская медицина: становление (VII в.) и развитие. Канон тибетской медицины «Чжуд-ши» (VII в.), комментарии к нему — «Вайдурья-онбо» (1688—1689). «Атлас тибетской медицины» (конец XVII в.). 3.1.6. Медицина в Западной Европе в периоды раннего (V—Х вв.) и классического (XI—XV вв.) Средневековья Истоки западноевропейской медицины. Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно (IX в.). Арнальдо де Виланова; его труд «Салернский кодекс здоровья». Светские и католические университеты. Схоластика и медицина. Галенизм. Начало ниспровержения схоластики. Роджер Бэкон. Учебник анатомии Мондино де Луччи (1316, Болонья). «Большая хирургия» Ги де Шолиака (XIV в., Париж). Низкое санитарное состояние городов. Эпидемии (проказа, чума, оспа). «Черная смерть» 1346—1348 гг. Начала санитарной организации. 3.2. Медицина периода позднего Средневековья (XV-XVII вв.) 3.2.1. Медицина в Западной Европе в эпоху Возрождения Характеристика эпохи. Зарождение капитализма. Гуманизм — идейное содержание культуры Возрождения. Главные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке. Изобретение книгопечатания (середина XV в.). Передовые научные центры. Медицинское образование. Падуанский университет (Италия). Медицина и искусство. Становление анатомии как науки. Леонардо да Винчи. Андреас Везалий и его труд «О строении человеческого тела» (1543). «Золотой век» анатомии: Р. Коломбо, И. Фабриций, Б. Евстахий, Г. Фаллопий. Становление физиологии как науки. Фрэнсис Бэкон. Предпосылки создания теории кровообращения. Мигель Сервет. Уильям Гарвей и его труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628). М. Мальпиги. Ятрофизика и ятромеханика: С. Санторио, Р. Декарт, Дж. Борелли. Развитие клинической медицины. Ятрохимия: Парацельс, Г. Агри-кола. Аптеки и аптечное дело. Обучение у постели больного. Эпидемии (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф). Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546). Развитие хирургии. Раздельное развитие медицины и хирургии. Цеховая организация хирургов-ремесленников. Амбруаз Паре; его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства. 3.2.2. Медицина народов Американского континента до и после конкисты История открытия (1492) и завоевания Америки европейцами. Источники информации. Достижения великих цивилизаций Америки. Культура майя (с 1-го тыс. до н.э.). Изобретение иероглифической письменности. Лекарственное врачевание. Религиозные воззрения и врачевание. Традиционные обряды, связанные с врачеванием. Гигиенические традиции. Государство ацтеков (XIV—XVI вв.). Религиозные жертвоприношения и врачевание. Лекарственные сады и огороды. Родовспоможение. Гигиена. Зачатки государственной организации медицинского дела. Больницы, приюты. Империя инков (XIV—XVI вв.). Бальзамирование умерших. Высокое развитие оперативного лечения. Трепанация черепа. Организация медицинского дела. Гибель цивилизаций доколумбовой Америки. Взаимные влияния Старого и Нового Света в области медицины и организации медицинского дела. 3.2.3. Медицина в Московском государстве (XV—XVIIвв.) Объединение русских земель в Московское государство. Рукописные медицинские памятники XVI—XVII вв.: травники и лечебники. Первые аптеки (1581, 1672) и аптекарские огороды. Аптекарский приказ и зарождение элементов государственной медицины. Первая лекарская школа при Аптекарском приказе (1654). Организация медицинской службы в войсках. Борьба с эпидемиями в Московском государстве. Санитарные кордоны. Подготовка российских лекарей. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696). 4. Новое время 4.1. Медико-биологическое направление Нового времени Характеристика эпохи (1640—1918). Великие естественно-научные открытия конца XVIII — XIX в. и их влияние на развитие медицины. Интернациональный характер развития наук в Новое время. Дифференциация медицинских дисциплин. 4.1.1. Анатомия Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины. Учебники анатомии (Г. Бидлоо, С. Бланкардт). Ф. Рюйш (Голландия). Россия. Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кунсткамеры (1717). Первый отечественный атлас анатомии (М.И. Шеин, 1744). П.А. Загорский и его труд «Сокращенная анатомия» в двух томах. Вклад И.В. Буяльского и Н.И. Пирогова в развитие анатомии. Д.Н. Зернов и изучение анатомии ЦНС. П.Ф. Лесгафт и становление отечественной науки о физическом воспитании. Дифференциация анатомии (гистология, эмбриология, антропология). Становление эмбриологии (К.Ф. Вольф, К. Бэр). 4.1.2. Общая патология (патологическая анатомия и патологическая физиология) Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Б. Морганьи (Италия) — органопатология. М.Ф.К. Биша (Франция) — классификация тканей и тканевая патология. Микроскопический период. Гуморализм К. Рокитанского (Австрия). Целлюлярная патология Р. Вирхова (Германия). Экспериментальная медицина и функциональное направление в патологии. Россия. А.И. Полунин — основатель первой в России патолого-анатомической школы. В.В. Пашутин и становление патологической физиологии как науки. 4.1.3. Микробиология Эмпирический период (до Л. Пастера). История микроскопа. Опыты А. ван Левенгука (Голландия). Открытие вакцины против оспы: Э. Дженнер (Англия). Вакцинация. Экспериментальный период. Дифференциация микробиологии. Л. Пастер (Франция) — основоположник научной микробиологии и иммунологии. Пастеровский институт в Париже (1888). Российские ученые в Пастеровском институте. Учение о защитных силах организма: теория иммунитета (И.И. Мечников, 1883, Россия; П. Эрлих, 1890, Германия). Нобелевская премия (1908). Развитие бактериологии: Р. Кох (Германия). Становление вирусологии: Д.И. Ивановский (Россия). 4.1.4. Физиология и экспериментальная медицина Экспериментальный период. Изучение отдельных систем и функций организма: Р. Декарт (Франция), А. Галлер (Швейцария), Л. Гальвани(Италия), Ф. Мажанди (Франция), Й. Мюллер (Германия), К. Людвиг (Германия), Э. Дюбуа-Реймон (Германия), К. Бернар (Франция), Г. Гельмгольц (Германия). Россия (XIX в.). А.М. Филомафитский — создатель первого отечественного учебника физиологии. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России. И.М. Сеченов; его труд «Рефлексы головного мозга» (1866). Школа И.М. Сеченова. Н.Е. Введенский. Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л. Траубе, Германия; СП. Боткин, Россия). И.П. Павлов — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Нобелевская премия (1904). Школа И.П. Павлова. «Письмо к молодежи» (1935). 4.2. Клиническая медицина Нового времени 4.2.1. Терапия (внутренняя медицина) Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г. Бурхааве (Голландия). Первые методы и приборы физического обследования больного. История термометра (XVI—XVIII вв.). Термометры Д. Фаренгейта (1709), Р. Реомюра (1730), А. Цельсия (1742). Введение термометрии (XVIII-XIX вв.). Открытие перкуссии: Л. Ауэнбруггер (Австрия); его труд «Новый способ...» (1761). Развитие перкуссии: Ж.Н. Корвизар (Франция). Открытие посредственной аускультации: Р.Т. Лаэннек (Франция), его труд «О посредственной аускультации...» (1819), изобретение стетоскопа. Инструментальные методы лабораторной и функциональной диагностики. Россия (XVIII в.). Становление медицинского дела в России. Реформы Петра I. Первый российский госпиталь и госпитальная школа при нем (1707). Н.Л. Бидлоо. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725), Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем. М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист и просветитель, первый русский профессор (1745) Петербургской Академии наук. Его влияние на становление естествознания и медицинского дела в России. Первые российские профессора медицины: С.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик. Развитие учения о заразных болезнях. Чума в Москве (1771 — 1775). Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой: А.Ф. Шафонский; Д.С. Самойлович и его труды «Научные записки о чуме...» (1783) и «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного» (1792). Открытие оспенных домов в Москве и Санкт-Петербурге (с 1801). Россия (XIX в). Развитие внутренней медицины. Ведущие центры медицинской науки России: Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Московского университета. М.Я. Мудров — основоположник клинической медицины в России. Внедрение методов перкуссии и аускультации в России. Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечественных терапевтических школ. СП. Боткин — создатель крупнейшей в России терапевтической школы. Клинико-экспериментальное направление. Дифференциация внутренней медицины. 4.2.2. Хирургия Четыре проблемы хирургии: отсутствие обезболивания, раневая инфекция и сепсис, кровопотери, отсутствие научных основ оперативной техники. Наркоз. Предыстория: закись азота (X. Дэви, 1800; М. Фарадей, 1818; Г. Уэллз, 1844). История открытия наркоза: эфирного (У. Мор-тон, Ч. Джексон, Дж. Уоррен — 1846, США), хлороформного (Дж. Симпсон, 1847, Великобритания). Экспериментальное изучение действия наркоза (Н.И. Пирогов, A.M. Филомафитский, 1847, Россия). Широкое внедрение наркоза на театре военных действий: Н.И. Пирогов (1847, 1854-1856). Антисептика и асептика. Эмпирические методы борьбы с раневой инфекцией. Открытие методов антисептики (Дж. Листер, 1867, Великобритания) и асептики (Э. Бергманн, К. Шиммельбуш, 1890, Германия). Техника оперативных вмешательств. Создание топографической анатомии Н.И. Пироговым: его труды «Полный курс прикладной 36 анатомии человеческого тела...» (1843—1848) и «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное человеческое тело» в 4 т. (1852—1859). Становление военно-полевой хирургии. Д. Ларрей, Н.И. Пирогов и его «Начала общей военно-полевой хирургии...» (1864, 1865). Н.И. Пирогов — величайший хирург своего времени. Н.И. Пирогов и становление сестринского дела в России (Крымская кампания 1854—1856). Переливание крови. Открытие групп крови: К. Ландштейнер (1900, Австрия); Я. Янский (1907, Чехия). Успехи хирургии в связи с великими научными открытиями XIX столетия. Развитие полостной хирургии. Пересадка тканей и органов. 4.3. Общественное здоровье и экспериментальная гигиена Зарождение демографической статистики: Дж. Граунт (Англия), У. Петти (Англия). Начала демографии и санитарной статистики в России: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д. Бернулли, П.П. Пелехин. Становление профессиональной патологии: Б. Рамаццини (Италия) и его труд «Рассуждения о болезнях ремесленников» (1700). Идея государственного здравоохранения: Й.П. Франк (Австрия, Россия) и его труд «Система всеобщей медицинской полиции» (1779—1819). Развитие общественной гигиены в Англии: Дж. Саймон. Развитие общественной медицины в России. Становление государственной системы социальной защиты населения в России. Реформа 1775 г. и приказы общественного призрения. Местные и центральные органы управления здравоохранением в конце XVIII—XIX в.: губернские врачебные управы (1797), Медицинский департамент Министерства внутренних дел (1803). Медицинский совет при МВД (1803). Земские реформы (1864) и земская медицина. Передовые земские врачи. Городская медицина. Фабричная медицина. Становление экспериментальной гигиены: М. Петтенкофер (Германия), А.П. Доброславин (Россия), Ф.Ф. Эрисман (Россия). Научные медицинские общества, съезды, медицинская печать. Медицинская этика. «Факультетское обещание» (1845—1917). ^ 5.1. Успехи естествознания и медицины в XX столетии Открытие новых лекарственных средств, разработка методов диагностики, лечения и профилактики болезней. История присуждения нобелевских премий в области медицины, физиологии и смежных с ними наук: электрокардиография (В. Эйтховен, 1903); радиоактивность (А. Беккерель, 1904); изучение радиоактивности (Ж. Кюри и М. Склодовская-Кюри, 1904, 1910); изучение физиологии пищеварения (И.П. Павлов*) и учение о высшей нервной деятельности; теория иммунитета (И.И. Мечников, П. Эрлих, 1908); трансплантация сосудов, тканей и органов (А. Каррель, 1905— 1912); электроэнцефалография (В.В. Правдич-Неминский, 1913; X. Бергер, 1928); искусственное сердце (Ч. Линдберг, 1928); сульфаниламиды (Г. Домагк); антибиотики (А. Флеминг, 1928; Э. Чейн и X. Флори, 1940; З.В. Ермольева, 1942); искусственная почка (1943); пересадка жизненно-важных органов (В.П. Демихов, 1946—1952); пересадка сердца человеку (К. Барнард, 1967); открытие материального субстрата гена (1953), электронная микроскопия и т.д. Основные направления и успехи в развитии терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, микробиологии, иммунологии, эпидемиологии, гигиены, других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя). 5.2. Медицина и здравоохранение в России в XX столетии Медицинское обслуживание населения в России на рубеже XIX и XX в. Комиссия по вопросам улучшения санитарных условий (СП. Боткин, 1886). Комиссия по пересмотру врачебно-санитарного законодательства (Г.Е. Рейн, 1912) и Главное управление государственного здравоохранения (1916). Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России после 1917 г. Организационные принципы советской медицины: 1. Государственный характер. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А. Семашко. З.П. Соловьев. Плановость. Государственное финансирование здравоохранения (бесплатность, общедоступность). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н. Каминский. 2. Профилактическое направление. Борьба с эпидемиями. Ликвидация особо опасных инфекций (чума, холера, малярия и др.). Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Вакцинации. Диспансеризация. В.А. Обух. 3. Участие населения в мерах по охране здоровья. Проблема медицинских кадров. Пути ее решения. Развитие высшего медицинского образования. 4. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Создание профильных НИИ. Ученый медицинский совет при Наркомздраве РСФСР. Становление крупнейших научных медицинских школ. Выдающиеся ученые России: Н.Н. Бурденко, Н.Ф. Гамалея, В.М. Бехтерев, Д.К. Заболотный, А.А. Кисель, М.П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, А.Л. Мясников, Е.Н. Павловский, СИ. Спасокукоцкий, А.Н. Сысин, Л.А. Тарасевич. И.П. Павлов. Научные общества, съезды, конгрессы. Медицинская печать. Медицина и здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Героизм советских медиков. Создание Академии медицинских наук СССР (1944, ныне РАМН). Ее первый президент — Н.Н. Бурденко. Реформа медицинского образования (1967—1969). Дифференциация и интеграция наук в XX столетии. Появление новых специальностей на стыке наук и дисциплин. Основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в мире и в современной России (с учетом направления исследований соискателя). Концепции современного естествознания и медицина. Научно-техническая революция (НТР) и медицина. Системы здравоохранения (государственная, страховая, частная). Современная концепция здравоохранения. 5.3. Международное сотрудничество в области здравоохранения История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А. Дюнан, 1863). Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.). Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980). Нобелевская премия мира (1985). Международные научные программы. Международные съезды. Печать. Врачебная этика в современном мире. «Клятва врача». ^ Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1960. Ч. 1: Период до 1917 г. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины. М., 1971. Ч. 2: Медицина в СССР. Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии: Лекции. СПб., 1998. Пашков К.А., Белолапоткова А. В. Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов стоматологического факультета. М., 2004. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов. 3-е изд. М., 2004. ^ Кузьмин М.К. Мужество, отвага и героизм медицинских работников в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1965. Лушников А.Г. Клиника внутренних болезней в России первой половины XIX в. М., 1959. Медицина // БМЭ. М., 1980. Т. 14. Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории. М., 2000. Троянский Г.Н. История советской стоматологии (Очерки). М., 1983. Троянский Т.Н. Краткие биографические данные и научные направления исследований отечественных ученых в области зубоврачевания. М., 2004. Хрестоматия по истории медицины / Сост. Э.Д. Грибанов / Под ред. и примеч. П.Е. Заблудовского. М., 1968. ^ I. Лекции (36 часов). Наименование тем, объем в часах. Тема 1. Введение в общую проблематику истории и философии науки. Предмет и основные концепции современной философии науки (8 часов). Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации (2 часа). Тема 3. Возникновение науки и основные этапы ее исторического развития (10 часов). Тема 4. Научное знание и его структура (4 часа). Тема 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания (2 часа). Тема 6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности (4 часа). Тема 7. Современная наука и особенности ее развития (4 часа). Тема 8. Наука как социальный институт (2 часа). II. Практические занятия (36 часов). Наименование тем, объем в часах. Тема 1. Философия медицины и медицина как наука (6 часов). Тема 2. Философские категории и понятия медицины (6 часов). Тема 3. Сознание и познание (6 часов). Тема 4. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы (6 часов). Тема 5. Проблема нормы, здоровья и болезни (6 часов). Тема 6. Рационализм и научность медицинского знания (6 часов). III. Самостоятельная работа (36 часов). Наименование тем рефератов. Тематика рефератов
10. Гален – врач и экспериментатор, его философские воззрения. 11. Медицина в Западной Европе в период Средневековья. 12. Русская народная медицина до и после принятия христианства. 13. Ислам и медицина: история взаимодействия. 14. Абу-Али Ибн-Сина – ученый-энциклопедист; его философские воззрения. 15. Схоластика и медицина. Галенизм. 16. Основные тенденции развития медицины в эпоху Возрождения. 17. Формирование и развитие ятрофизики, ятромеханики и ятрохимии в эпоху Возрождения. 18. Формирование и развитие опытного метода в медицине в эпоху Возрождения. 19. Философские воззрения Парацельса – реформатора медицины эпохи Возрождения. 20. Андреас Везалий и начало научной анатомии. 21. Вильям Гарвей и начало научной физиологии. 22. Медико-философские воззрения Ф. Бэкона. 23. Великие естественно-научные открытия XYIII – XIX вв. и их влияние на развитие медицины. 24 .Дифференциация медицинских дисциплин в XYIII – XIX вв. 25. Развитие невризма и формирование нейрогенной теории в России. И.М. Сеченов – отец русской физиологии. 26. С.П.Боткин и его вклад в формирование экспериментальной медицины в России. 27. И.П. Павлов – «первый физиолог мира», его философские воззрения. 28. История развития зарубежной физиологии. 29. История развития отечественной микробиологии. 30. Л. Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии. 31. Н.И. Пирогов – величайший хирург своего времени и его философские воззрения. 32. Развитие отечественной медицины в России в XYIII – XIX вв. 33. История отечественного учения о патологическом процессе. 34. История зарубежного учения о патологическом процессе. 35. История Всемирной организации здравоохранения. 36. История развития концепций о взаимосвязи естествознания и медицины. 37. Исторические предпосылки современных концепций здравоохранения. 38. История развития учения о внутренних болезнях. 39. История учения об инфекционных болезнях. 40. История развития зарубежной гигиены. 41. История развития отечественной гигиены. 42. История развития эстетотерапии и ее место в современной медицине.
98.Национальный проект «Здоровье», его содержание и пути реализации. 99.Основные направления и успехи развития экспериментальной, клинической и профилактической медицины и здравоохранения в мире и в современной России. Нормативные требования к рефератам Реферативная работа представляет собой результат научно обоснованного раскрытия основного содержания избранной темы на основе соответствующих литературных источников. Соответственно на реферативную работу распространяются требования к научным публикациям.
IV. Экзамен (36 часов). Наименование тем, объем в часах. Примерные экзаменационные вопросы
9. Постпозитивистская концепция философии науки: И.Лакатос, П.Фейерабенд. 10.Постпозитивистская концепция философии науки: К. Поппер, Т.Кун. 11. Наука и религия: взаимоотношения, перспективы. 12. Проблема возникновения науки. 13. Начальная стадия в развитии научного знания (преднаука и наука античного полиса). 14. Наука эпохи Возрождения. 15. Родоначальники классической науки (Коперник, Галилей, Ньютон). Основоположники метода классической науки Ф.Бэкон и Р.Декарт. 16. Достижения и новации классической науки в XVII-XIX веках. 17. Наука Новейшего времени (неклассическая наука): становление и развитие. 18. Научное знание, как сложная развивающаяся система, и его структура. 19. Характерные черты и особенности эмпирического и теоретического уровней научного познания. 20. Структура эмпирического знания. 21. Структура теоретического знания. 22. Научные традиции как исходное условие накопления знаний. 23. Научные революции. Их роль в развитии науки. 24. Типы научной рациональности; их смена. 25. Основания науки и их структура. 26. Научная картина мира как основание науки. Ее функции в познании. 27.Философия как мировоззренческая и общеметодологическая основа медицины. 28.. Объект и предмет медицины. Специфика медицины как науки. 29. Количество, качество, мера. Их методологическое значение в философии медцины. 30. Проблема причинности (этиологии) в медицине. 31. Диалектика общего и специфического, внешнего и внутреннего в медицине. 32. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в медицине. 33. Теория отражения; ее методологическое значение для медицины. 34. Происхождение и сущность сознания. Мозг и психика. Проблема идеального. 35. Эмпирическое и теоретическое знание в медицине. 36. Проблема критерия истины в философии медицины. 37. Диагностика как специфический познавательный процесс. 38. Социально-биологическая проблема и медицина. 39. Психосоматическая проблема и психосоматический подход в современной медицине. 40. Здоровье и болезнь; их методологический анализ и место в системе социальных ценностей человека и общества. 41. Биоэтика: причины появления, основные принципы и правила отношений врача и пациента. 42. Моральные проблемы медицинского вмешательства в зарождение жизни и процесс умирания. 43. Моральные проблемы трансплантологии, медицинской генетики, генной инженерии, психиатрии, исследований с участием человека. 44. Особенности развития медицины XX – XXI вв. |