|
Скачать 180.2 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Открытый урок биологии в 8 классе на тему: « Борьба организма с инфекцией. Иммуннитет. СПИД» Подготовила учитель биологии Пащенко Галина Владимировна. Высшая квалификационная категория. 2011-2012 учебного год Цель урока: Сформировать понятие «иммунитет», познакомить обучающихся с системами и видами иммунитета, развивать монологическую речь школьников, умение устанавливать причинно- следственные связи, давать научное обоснование гигиеническим мероприятиям, совершенствовать умение слушать, развивать, познавательный интерес к предмету, осуществлять патриотическое, экологическое и гигиеническое воспитание учащихся. Оборудование: ^ Самостоятельная работа Из перечня (1 - 10) выберите ответы па вопросы (I - XIV) и зашифруйте их. 1. Лимфа 6. Межклеточная жидкост 2. Кровяная плазма 7. Вода, соли 3. Кровяные к летки 8. Кровь 4. Кислород 9. Питательные вещества 5. Углекислый газ 10. Продукты жизнедеятельности клеток I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? II. Что содержится в составе крови? III. Что содержится в плазме крови? IV. Что содержится в лимфе? V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость? VI. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела? VII. Какие вещества выделяются из тканевых клеток и межклеточную жидкость? VIII. Что содержится в составе плазмы? IX. Что останется, если из крови удалить клетки? X. Из чего образуется лимфа? XI. Как называется жидкая часть крови? XII. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ? ХШ. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови? XIV. Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела? Ответы: I-1,6.8.; II-2,3; III-4,5,7,9,10; IV- 5,7,10; V- 2,4,7,9 ; VI-4,7,9; VII- 5,7,10; VIII----------; IX- 2 ; X-6; XI-2 ; XII-5,10; ^ Всего баллов: 31 Изучение нового материала I. Просмотр видеофрагмента « Инфекционные заболевания и прививки» II. Изучение нового материала по презентации ^ (по-латыни - immunitas) означает освобождение или избавление от чего-либо. Иммунитет - состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам. ^ А). Замена отработавших, состарившихся клеток различных органов нашего тела; Б). Защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков; В) «Ремонт» частей нашего тела, испорченных инфекциями и другими негативными воздействиями: радиация, отравления ядами, механические повреждения и многое другое. ^ : миндалины,тимус.подмышечные лимфатические узлы, селезенку, костный мозг, пластинку Пэйе. 5 слайд. Наша оборонительная система. Естественные линии защиты. ^ Фагоциты-(лейкоциты крови )---знают» свой» или « чужой»--их задача поглотить как можно больше микробов—мобилизация-увеличения количества фагоцитов ^ Макрофаги- крупные клетки тканей ( большие пожиратели)—проводят собственное расследование—расщепляют, анализируют—и движутся с докладом 8. слайд Т- лимфоцитам-хелперам -- это клетки с высоким интелектом»--способна не только различать, но и определять, встречатся ли с ним организм раньше—проанализировав ситуацию—отдает команду 9 слайд. В- лимфоцитам,которые готовят оружие для атаки—вырабатывают антитела-(особые белки-иммуноглобулины) 10 слайд.Антитела вырабатываются против того микроба, который попал в организм. На каждого из врагов он воздействуют по – разному, и поэтому каждому из них присвоено особое название: 11 слайд. Антитела: Агглютинины - микробов склеивают, Преципитины - осаждают, Лизины - растворяют, Опсонины - играют роль «приправы», повышают фагам аппетит! ^ Т- супрессоры Супрессия-« подавление»,они отвечают за остановку иммунной системы 13 слайд.Клетки-киллеры(NK) Убийцы вирусов- киллеры высокой квалификации,они расспознают и уничтожаютозощеренные вирусы 14 слайд. см. 15 слайд. Линии защиты организма: 1) фагоциты 2)макрофаги- Т и В –лимфоциты 3)Т-супрессоры, клетки-киллеры (NK) ^ 17 слайд. Виды иммунитета: Естественный(врождённый (пассивный) наследуется ребёнком от матери и приобретённый (активный) появляется после перенесённого заболевания) Искусственный(пассивный появляется при действии лечебной сыворотки и активный появляется после введения вакцины ^ Инфекционные болезни
^ - стрессов; - различных токсических воздействий (экологических и лекарственных); - нерациональное питание. ^ Свежий воздух, зарядка, закаливание; Рациональное питание, витамины, витаминные смеси и отвары; Не переохлаждаться; Принимать иммуностимулирующие препараты (эхинацея, женьшень) Исключить тяжёлые физические нагрузки; Смотрите на жизнь веселее! 21. слайд. Закрепление
III ^ IV. Домашнее задание § 18 Подготовить сообщения о малокровии и его причинах;об аллергии, её профилактике и лечении (индивидуальные задания). Составить кроссворд по терминам этой темы. Инфекционные болезни
21. слайд. Закрепление
Самостоятельная работа Задание № 1 Из перечня (1 - 10) выберите ответы па вопросы (I - XIV) и зашифруйте их. 1. Лимфа 6. Межклеточная жидкост 2. Кровяная плазма 7. Вода, соли 3. Кровяные к летки 8. Кровь 4. Кислород 9. Питательные вещества 5. Углекислый газ 10. Продукты жизнедеятельности клеток I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? II. Что содержится в составе крови? III. Что содержится в плазме крови? IV. Что содержится в лимфе? V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость? VI. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела? VII. Какие вещества выделяются из тканевых клеток и межклеточную жидкость? VIII. Что содержится в составе плазмы? IX. Что останется, если из крови удалить клетки? X. Из чего образуется лимфа? XI. Как называется жидкая часть крови? XII. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ? ХШ. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови? XIV. Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела? Самостоятельная работа Задани № 1 Из перечня (1 - 10) выберите ответы па вопросы (I - XIV) и зашифруйте их. 1. Лимфа 6. Межклеточная жидкост 2. Кровяная плазма 7. Вода, соли 3. Кровяные к летки 8. Кровь 4. Кислород 9. Питательные вещества 5. Углекислый газ 10. Продукты жизнедеятельности клеток I. Что из перечисленного относится к внутренней среде организма? II. Что содержится в составе крови? III. Что содержится в плазме крови? IV. Что содержится в лимфе? V. Какие вещества выходят из крови в межклеточную жидкость? VI. Какие вещества поглощаются из межклеточной жидкости клетками тела? VII. Какие вещества выделяются из тканевых клеток и межклеточную жидкость? VIII. Что содержится в составе плазмы? IX. Что останется, если из крови удалить клетки? X. Из чего образуется лимфа? XI. Как называется жидкая часть крови? XII. Что образуется в клетках тела в процессе окисления и распада органических веществ? ХШ. Какие компоненты внутренней среды образуются в крови? XIV. Куда поступают гормоны и другие биологически активные вещества из клеток тела? Задание № 2
Задание № 2
Закрепление Решение головоломки «Иммунитет» 1. Вещества, способные вызвать иммунную реакцию организма. 2. Учёный, открывший клеточный иммунитет. 3. Иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью химических веществ, доставляемых кровью. 4. Иммунитет, приобретённый после прививки или после введения лечебной сыворотки. 5. Защитные белки организма, обезвреживающие антигены. 6. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов или их продук тов жизнедеятельности. 7. Иммунитет врождённый или приобретенный в результате перенесённого заболевания. 8. Учёный, который создал вакцину против бешенства. 9. Препарат из готовых антител, полученный из крови переболевшего человека или животного, специально заражённою тем или иным возбудилем. |