Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon

Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий





Скачать 116.62 Kb.
Название Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий
Дата 05.04.2013
Размер 116.62 Kb.
Тип Документы
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии


Минкин Л.Н., преподаватель, канд.мед.наук

Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий


Официальное выделение челюстно-лицевой хирургии в самостоятельную хирургическую специальность, требующую дополнительного обучения через ординатуру, поставило её в ряд с ведущими хирургическими дисциплинами.


Благодаря дополнительной подготовке челюстно-лицевыми хирургами могут стать теперь как стоматологи, так и врачи лечебного профиля, что привлекает к специальности большее количество молодых врачей, интересующихся хирургией лица. Данный раздел хирургии следует признать мультидисциплинарным не только из-за постоянного проникновения во время операций в анатомические области, относящиеся к офтальмологии, ЛОР, нейрохирургии, пластической хирургии и, разумеется, стоматологии, но и из-за необходимости постоянного сотрудничества со специалистами по компьютерным технологиям – физиками, программистами и т.д.


Основные достижения челюстно-лицевой хирургии, полученные особенно за последние годы, кратко можно сформулировать следующим образом высокая прецизионность, малая травматичность, быстрое достижение конечных результатов. За последние десятилетия произошла подлинная революция в микрохирургии лица: за счёт резкого усложнения и, зачастую, удлинения времени операции, удаётся быстро устранять казавшиеся ранее незначительными, и потому не подлежавшие исправлению дефекты и деформации.

Техническая революция – оптическое увеличение в сочетании с микрохирургией, эндоскопическая техника, новые виды имплантатов в сочетании с 3D документированием и компьютерными технологиями – потребовали коренного изменения обучения врачей для овладения всеми этими новациями.

Вот основные достижения по имеющимся новым разделам.


Микрохирургия.


Микрохирургические аутотрансплантации тканей являются на сегодня достаточно рутинными методами. Выполняются сверхсложные операции пересадки кожно-мышечно-костных лоскутов при любых размерах и локализации дефектов.


Немедленное восстановление всех тканей после их удаления по поводу новообразований также можно рассматривать как уже стандартную операцию. Постоянно изучаются и используются новые донорские зоны. Применение компьютерных технологий позволяет заранее изготавливать точные шаблоны планируемых к пересадке тканей. (Вербо Е.В., Буцан С.Б., 2009.) Надёжно освоены методы замещения сквозных дефектов верхней челюсти комбинированными костными лоскутами из малоберцовой кости с последующим введением дентальных имплантатов и полноценным протезированием.


Микрохирургическая техника принципиально изменила методы восстановления мимики после повреждений лицевого нерва. В настоящее время клиника ЦНИИС и ЧЛХ является единственной в России центром, где проводится широкий спектр нейромиопластических операций. Разработаны новые донорские зоны для обеспечения достаточно надёжной иннервации без дополнительных функциональных нарушений. Разработаны и методы восстановления функции языка при его денервации. Разработана оригинальная методика, подтверждённая патентом (№2436531, 2001) «способ одномоментного устранения сквозного дефекта носа, подглазничной области и века при анофтальме».


Реконструктивная хирургия


Неуклонно возрастает количество пациентов с посттравматическими дефектами и деформациями лица, что обусловлено, в первую очередь, несвоевременной и неправильной в своё время помощью пострадавшим во многих лечебных учреждениях. Важно не только восстановить нарушение функции (жевания, зрения, носового дыхания, обоняния и т.д.), но и эстетику лица. Широко применяемое в настоящее время 3D моделирование с компьютерными технологиями облегчает планирование операций, а модифицированные доступы к объекту повреждения в скрытых для взгляда местах (волосы, полость рта, конъюнктива) не оставляют дополнительных рубцов.

Роль челюстно-лицевого хирурга несколько изменилась: он не только должен скрепить разбитые кости, но и составить мозаичную карту дефекта и донорской зоны и из неё извлечь необходимые фрагменты кости и, потом собрать их по типу пазлов, т.е. усилилась конструкторская и скульптурная составляющая данного специалиста. Так, даже незначительная посттравматическая асимметрия положения глазных яблок – уже достаточный повод для проведения реконструктивной хирургии орбиты или век.


За счёт оснащения клиник, занимающихся челюстно-лицевой хирургией, лазерным оборудованием изменился подход к лечению сосудистых мальформаций и нейрофиброматоза – появилась возможность резко снизить операционный риск, а предварительное КТ-исследование с контрастированием сосудов позволяет определить предстоящий объём операции.


С целью предупреждения термических повреждений применяется инфракрасный термометр Fluke 63, которым дистанционно измеряется температура кожного покрова в непрерывном режиме.


Пионером в разработке и использовании силиконовых имплантатов для контурной пластики лица является клиника ЦНИИС и ЧЛХ (Брусова Л.А., 1996) и, наряду с новыми материалами из силиконовых композиций, которые обновляются почти ежегодно, создан уникальный каркас для формирования ушной раковины.


Повышение качества жизни пациентов после операций в челюстно-лицевой области – ведущий критерий при выборе метода оперативного вмешательства. В значительной степени это относится и к ортогнатической хирургии, при которой на равных условиях обсуждается проблема не только устранения функциональных и анатомических нарушений челюстей, но и степени коррекции внешнего облика пациента, т.е. его эстетической составляющей. Исследования в этой области позволили оптимизировать систему планирования хирургических вмешательств и проведения для этого соответствующих расчётов в ортогнатической хирургии. Кроме того, определены положительные и отрицательные стороны применяемых различных компьютерных программ(Набиев Ф.Х., Сенюк А.Н., Мохирев М.А, Либин П.В., 2011.)


Эндоскопическая хирургия


Внедрение эндоскопической техники изменило представление об операциях на придаточных пазухах – большинство из них выполняется сейчас без проведения дополнительных разрезов, а период реабилитации больных сокращен до 1-2 суток, многие операции выполняются и амбулаторно.


^ Задачи, которые решает современная хирургическая стоматология.


Достижения современной медицины позволили сделать основной задачей хирургической стоматологии сохранение зубов. Если раньше в любом сложном случае зуб удаляли, то сегодня врачи делают все возможное, чтобы этого избежать.

К зубосохраняющим операциям можно отнести удаления всякого рода новообразований в костных или мягких тканях рта, ампутации корней зубов, коронко-радикулярные сепарации. Наиболее распространенные новообразования ротовой полости - корневые, или радикулярные кисты. В результате ряда очень точных и сложных действий мы удаляем кисту, оставляя зуб целым.

Хирургическим лечением достигается положительный результат при неэффективности или невозможности консервативного лечения одного из корней трехкорневого зуба. Чтобы не удалять весь зуб из-за одного поврежденного корня, этот корень ампутируют – аккуратно выпиливают его и превращают трехкорневой зуб в двухкорневой при его полной функциональной активности.
В случае, когда кариес повреждает двухкорневой зуб в области бифуркации (место, где расходятся корни), применяют коронко-радикулярную сепарацию – распиливают коронку зуба на две части, тем самым разъединяя корни. В результате один двухкорневой зуб превращается в два однокорневых, что открывает врачу доступ к больной полости и дает возможность осуществить ее лечение.


Еще одна важная область, которой занимается хирургическая стоматология, – лечение острых воспалений челюстно-лицевой области. В особый раздел следует выделить хирургию пародонта, поскольку парадонтит и парадонтоз – это очень распространенные заболевания, которые люди часто недооценивают.

К стоматологической хирургии относятся также операции по созданию условий для протезирования зубов, имплантации, подготовка полости рта к протезированию, ортодонтическое лечение с небольшими по объему коррегирующими пластическими операциями на лице и в полости рта, например, пластика уздечки губ и языка, проведение лоскутных операций с применением остеопластических материалов. В дополнение ко всему в задачи хирургов входит устранение компромиссных результатов лечения и протезирования и достижение высокого эстетического результата.

Теперь можно сказать, что современные методы в стоматологии сузили диапазон показаний, при которых зуб все-таки приходится удалять.

С одной стороны – современные методы терапевтического лечения позволяют сохранять даже самые «запущенные» зубы, которые еще несколько лет назад имели однозначные показания к удалению. С другой – широкое внедрение в стоматологическую практику имплантации зубов дала челюстно-лицевому хирургу возможность совместно с ортопедом участвовать в восстановлении зубного ряда.

Задачи, которые решают врачи-хирурги при стоматологических имплантациях.

Имплантат - это искусственный титановый корень, который устанавливается в кость на место отсутствующего зуба и на который впоследствии фиксируется коронка. При этом появляется возможность восстановить зубной ряд без обтачивания соседних зубов, как приходилось это делать раньше при протезировании с помощью мостовидных протезов. В случае множественного отсутствия зубов имплантаты дают возможность заменить частично или полносъемные протезы несъемными конструкциями.

Имплантация - это внедрение в организм материалов небиологического происхождения для замещения утраченного органа и восстановления его функции. Обычно выделяют одноэтапную имплантацию зубов, когда протезирование начинается практически сразу после установки имплантата, и двухэтапную, с отсроченным протезированием.

Пластика и наращивание кости, и в каких случаях они выполняются.

Часто перед имплантацией зубов необходимы подготовительные операции, позволяющие сформировать нужную высоту и толщину альвеолярного отростка, в который планируется ввести имплантат. После удаления зубов ткани не испытывают нагрузки при жевании и начинают атрофироваться. Если зуба нет довольно давно, установка имплантата в этой области альвеолярного отростка существенно усложняется. В таких случаях применяют методики наращивания костной ткани собственной или искусственной костью. Процесс заживления после таких операций длится от четырех месяцев и дольше. Приступать к имплантации раньше этого срока противопоказано.

Врачи-хирурги работают в паре с врачами-ортопедами.

Обычно это происходит, когда задачей стоит восстановление целостности зубного ряда. Планирование имплантации зубов – это разработка плана рационального зубного протезирования, направленного на восстановление анатомической и функциональной целостности зубочелюстной системы с применением дентальных имплантатов в качестве основной или дополнительной опоры протезов. Это возможно только при тесном сотрудничестве хирурга-имплантолога и ортопеда.

За последние годы изменились методы анестезии при проведении стоматологических операций


В последнее время в этой области произошли серьезные изменения в средствах и методах обеспечения местной анестезии – ведущим способом обезболивания в стоматологии. Это коснулось буквально всех компонентов – лекарственных форм и способов приготовления местноанестезирующих растворов; конструкций шприцев и техники работы с ними; конструкций, размеров игл и их упаковки, - а также проблем обеспечения стерильности используемых растворов и инструментов.


Произошло обновление всей технологии местной анестезии, включая появление новых и совершенствование известных ранее способов обезболивания, что не только создало дополнительные удобства, но и повысило безопасность и упростило требования к стерильности условий работы врача-стоматолога. Если прежний подход позволял проводить местную анестезию только в стерильных хирургических отделениях, то современная технология предоставляет возможность применять ее на своих рабочих местах врачам любых стоматологических специальностей.


^ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ


Успех работы молодого специалиста врача-стоматолога наряду с хорошими теоретическими знаниями во многом определяется совершенством его мануальных навыков: умением аккуратно и грамотно работать, выполнять те или иные диагностические и лечебные приемы, способностью оперативно и правильно оценивать ситуацию, быстро принимать решения.


Научить студента – будущего врача всем премудростям его будущей специальности – задача профессорско-преподавательского состава стоматологического факультета. К сожалению, в период обучения в ВУЗе не все студенты достаточно мотивированы к учебе, освоению теоретических знаний и практических навыков. Поэтому важнейшей задачей педагогов является повышение мотивации студентов к обучению, увеличение показателя выживаемости знаний, привитие хороших мануальных навыков путем воздействия на смысловой, личностный, операционный и информационный компоненты их мотивации.


В настоящее время преподаватели сталкиваются со студенческой ленью, стремлением пропустить лекцию или практическое занятие, воспользоваться подсказками на зачете или экзамене, увильнуть от приема больных. В результате некоторые студенты с трудом справляются с учебным планом, не выполняют требований государственного образовательного стандарта. В результате страдает качество подготовки специалистов, что в медицинском ВУЗе совершенно недопустимо. Борьба с этими явлениями только с помощью контрольных и репрессивных мер малоэффективна.


Обучение студентов-стоматологов имеет особенности, обусловленные необходимостью в обязательном порядке приобретать мануальные навыки во время приема больного (препарирование и пломбирование зубов, их удаление, проведение оперативных вмешательств, снятие оттисков и изготовление зубных протезов). В то же время по мере развития гражданского общества и повышения юридической грамотности населения, пациентов, желающих добровольно проходить лечение у студентов, становится все меньше и меньше. Это не может не сказываться на практической подготовленности студентов.


Поэтому целью внедрения инновационных методик обучения на стоматологическом факультете является существенное увеличение мотивации студентов-стоматологов к обучению, повышение их теоретической и практической подготовки с учетом особенностей настоящего времени.


Достижение поставленной цели увеличения мотивации студентов-стоматологов к обучению, повышение их теоретической и практической подготовки с учетом особенностей настоящего времени, помимо иных педагогических приемов, достигается нами с помощью ряда инновационных методик, к которым относятся следующие:


^ 1.Компьютерные анимированные презентации лекций


Наглядность и иллюстративность лекционного материала – наиболее важные компоненты, позволяющие повысить интерес студентов к рассматриваемым на лекциях проблемам. Кроме того, преподавание медицинских дисциплин без использования иллюстраций (клинические примеры, рентгенограммы и т.д.) невозможно.


Современные программные средства позволяют создавать авторские компьютерные анимированные презентации лекций, обновляемые по мере необходимости. Каждая такая презентация включает наглядную информацию о теме и плане лекции, короткое текстовое изложение материала, иллюстрации, рисунки, фотографии, сопровождающие и иллюстрирующие материал.


Наиболее важные положения, а также элементы, требующие выделения или подчеркивания, анимируются текстом или элементами иллюстраций. Кроме того, в презентацию могут быть вставлены видеоролики, что делает лекцию насыщенной, динамичной, интересной для слушателей. По ходу лекции многие студенты фотографируют или записывают презентации таких лекций.


^ 2.Применение мультимедийной техники для рубежного контроля знаний


Тесты разных уровней сложности зарекомендовали себя положительно для оценки теоретических знаний. Возможности современной компьютерной техники уже давно используются при проведении тестовых испытаний студентов на этапах рубежного контроля знаний (текущий контроль, зачеты, экзамены). Однако это требует наличия компьютерных классов, обслуживающего персонала, длительных временных затрат, поскольку число одновременно тестируемых студентов ограничено числом компьютеров.


Использование в учебном процессе рисунков и графического компьютерного планшета

Поскольку зрительная память является наиболее эффективным видом памяти, а также по причине необходимости максимальной визуализации изучаемого материала студентами, претендентом на факультете активно внедряются и используются методы визуализации знаний.


Особенно это важно в преподавании пропедевтической и терапевтической стоматологии, где рисунок или схема позволяют наглядно создавать различные клинические ситуации, требующие академического разбора и эффективного решения. Рисунок, схемы, чертежи, графики активно используются как во время лекций, так и на практических и семинарских занятиях со студентами.


Организация обучения и итоговый контроль практических навыков с помощью фантомов

Недостаточное для проведения эффективного учебного процесса на кафедрах факультета число пациентов, обуславливает постепенный перенос процесса обучения студентов мануальным навыкам на фантомы. Для этой цели на факультете приобретаются стоматологические фантомы и фантомные установки, представляющие собой искусственную имитацию головы человека с полостью рта и зубными рядами. При этом зубы фантомов пригодны для инструментальной обработки и пломбирования, имитации удаления, снятия оттисков с челюстей. В академии оборудованы фантомные классы для проведения практических занятий со студентами на кафедре пропедевтической, терапевтической и хирургической стоматологии.


^ 3.Использование инновационных научных достижений в учебном процессе


Повысить мотивацию студентов к обучению, их интерес к освоению профессии может и должно использование в учебном процессе инновационных научных достижений, показывающих перспективу развития специальности и ее возможности. На это же направлено стимулирование работы студентов в научных кружках и учебно-исследовательской работе.


Представленные в описании новые методики обучения студентов имеют большое значение для повышения мотивации к обучению. Все они могут использоваться в учебном процессе любой клинической кафедры нашей Академии.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Кафедра стоматологии детского возраста
Рецензенты: зав каф челюстно-лицевой хирургии Белорусской медицинской академии последипломного образования,...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Темы рефератов по хирургической стоматологии для слушателей сертификационных циклов. Современные

Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon И челюстно-лицевой хирургии в белоруссии
Становление хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии в Беларуси тесно связано с развитием...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Безруков В. М., Робустова Т. Г. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.,
Безруков В. М., Робустова Т. Г. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.,...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Кафедра стоматологии детского возраста
Авторы: д-р мед наук, профессор Т. Н. Терехова, канд мед наук, доцент А. Н. Кушнер, канд мед наук,...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon И иммунотерапия инфекционных заболеваний
Авторы: канд мед наук, доц. Т. А. Канашкова; канд мед наук, доц. Ж. Г. Шабан; канд мед наук, доц....
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Профилактика и лечение кариеса разной степени активности артюшкевич А. С. доктор медицинских наук,

Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Учебно-методическое пособие Минск 2004 удк 616. 31084053. 8 (075. 8)
Рецензенты: доц. 1-й каф терапевтической стоматологии, канд мед наук Л. А. Казеко; доц каф общей...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Современные достижения и прогнозируемые возможности хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Минкин Л. Н., преподаватель, канд мед наук Студенты: Максаков Антон, Биглов Тимур, Куркин Дмитрий icon А. В. Лепилин [и др.] // Стоматология. 2007. N c. 55-57
Актуальные проблемы стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Посвящается 40-летию кафедры хирург...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы