Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело icon

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело





Скачать 325.85 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело
Дата05.04.2013
Размер325.85 Kb.
ТипРабочая учебная программа




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________201 г. «___»_______________201 г.


АННОТАЦИЯ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине__ Факультетская терапия, профессиональные болезни_______

По направлению подготовки_____060101 Лечебное дело__________

Кафедра_______ факультетской терапии__________________________

Курс__________________________________________________________

Семестр 7, 8 _______________________________________________

Лекции_____72____________(час.)

Практические (семинарские) занятия_______144__________(час.)

Самостоятельная работа____108______(час.)

Всего часов_____360________

Экзамен_______8___________________ (семестр)

Зачёт ____________________________ (семестр)


Петрозаводск, 2012


Аннотация рабочей учебной программы обсуждена на заседании кафедры

факультетской терапии


"__" _________20 г.


Заведующий кафедрой ___________­­­­­_________________Т.Ю. Кузнецова


Одобрена Учебно-методической комиссией терапевтического профиля


"___"____________20 г.


Председатель

заведующий кафедрой

факультетской терапии, д.м.н. ______________ Т.Ю. Кузнецова



  1. ^ Наименование дисциплины


Факультетская терапия, профессиональные болезни


Трудоемкость в зачетных единицах __10___

  1. Трудоемкость




^ Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия

216

Лекции

72 в том числе:

Факультетская терапия – 70

Профессиональные болезни – 2

Клинические практические занятия


Из них

Интерактивные формы обучения

144 в том числе:

Факультетская терапия – 124

Профессиональные болезни – 22


11 в том числе:

Факультетская терапия – 8

Профессиональные болезни – 3

Экзамен

36 (8 семестр)

^ Самостоятельная работа

108

Факультетская терапия 96

Профессиональные болезни 12

Оформление академической истории болезни

10

Решение ситуационных задач при подготовке к соответствующим темам практических занятий

14

Выписка рецептов на лекарственные препараты при подготовке к соответствующим темам практических занятий

4

Освоение теоретического материала по изучаемым темам

72

Освоение теоретического материала и его защита по темам дисциплины, не включенным в план аудиторных занятий

8

^ Общая трудоемкость

360




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:




Компетенции

Коды компетенций

Общекультурные




Обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ОК 1

Обладать способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ОК 5

Обладать способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

ОК 8

Профессиональные компетенции




Общепрофессиональные




Обладать способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками

ПК 1

Обладать способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности

ПК 3

Обладать способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность

ПК 4

Обладать способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

ПК 5

Обладать способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп

ПК 6

Обладать способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными

ПК 7

Обладать способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК 9

В профилактической деятельности




Способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам

ПК 11

Обладать способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

ПК 12

В диагностической деятельности




Обладать способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом

ПК 15

Обладать способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК 16

Обладать способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний

ПК 17

Обладать способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы

ПК 18

В лечебной деятельности




Обладать способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия

ПК 19

Обладать способностью и готовностью назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов

ПК 20

Обладать способностью и готовностью осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации

ПК 21

Обладать способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения

ПК 22

В реабилитационной деятельности




Обладать способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и подростков

ПК 24

Способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни

ПК25

В психолого-педагогической деятельности




Обладать способностью и готовностью к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек

ПК 26

В организационно-управленческой деятельности




Обладать способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК 27

Обладать способностью и готовностью решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков

ПК 30

В научно-исследовательской деятельности




Обладать способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования

ПК 31

Обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований

ПК 32


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

    - организацию врачебного контроля за состоянием здоровья населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению при наличии заболеваний внутренних органов

    - ведение типовой учетно-отчетной документации в медицинских организациях

    - показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические)

- гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению

    - заболевания внутренних органов, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов

    - основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения

    - этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов, современную классификацию заболеваний

    - клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп

    - методы диагностики, диагностические возможности методов непосредственного исследования больного терапевтического профиля, современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных (включая эндоскопические, рентгенологические методы, ультразвуковую диагностику, электрокардиографию, методы оценки функции внешнего дыхания)

    - основы организации медицинской помощи различным группам населения, принципы диспансеризации населения, реабилитации больных терапевтического профиля, основы организации медицинского обеспечения занимающихся физической культурой

    - критерии диагноза различных заболеваний внутренних органов

    - особенности организации и объем работы врача амбулаторно-поликлинического звена, современные диагностические возможности поликлинической службы, методы проведения неотложных мероприятий, показания для плановой госпитализации больных терапевтического профиля

    - методы лечения и показания к их применению, механизм лечебного действия лечебной физкультуры и физиотерапии, показания и противопоказания к их назначению, особенности их проведения

    - клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у пациентов терапевтического профиля

    Уметь:

    - планировать, анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды

    - участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической помощи населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры

    - определить статус пациента: собрать анамнез, провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение свойств артериального пульса, и т.д.), оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи, провести первичное обследование систем и органов: дыхательной, сердечно-сосудистой, крови и кроветворных органов, пищеварительной, мочевыделительной.

    - установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое (терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, инвалидность.

    - оценить социальные факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья пациента: культурные, этнические религиозные, индивидуальные, семейные, социальные факторы риска, поставить предварительный диагноз – синтезировать информацию о пациенте с целью определения патологии и причин, ее вызывающих

    - наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата

    - определить по рентгенограмме наличие свободного газа в брюшной полости, наличие гидро-пневмоторакса

    - записать электрокардиограмму

    - подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в соответствии с клинической ситуацией: первичная, скорая, госпитализация

    - сформулировать клинический диагноз

    - разработать план терапевтических действий с учетом протекания болезни и ее лечения

    - сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения

    - использовать в лечебной деятельности методы первичной и вторичной профилактики заболеваний терапевтического профиля (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья от воздействий факторов среды обитания

    - проводить реанимационные мероприятия при возникновении клинической смерти

    - проводить с населением прикрепленного участка мероприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов, осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры и спорта, закаливания, пропагандировать здоровый образ жизни

    - заполнять историю болезни, выписать рецепт

    - применить правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, констатировать биологическую и клиническую смерть

    Владеть:

    - правильным владением медицинской документации,

    - методами общеклинического обследования

    - интерпретацией результатов лабораторных и инструментальных методов диагностики (ЭКГ, рентгенограммы, и др.)

    - алгоритмом развернутого клинического диагноза

    - алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением пациента к соответствующему врачу-специалисту

    - основными врачебными, диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях



4. Краткое содержание дисциплины:


Раздел 1. Болезни сердечно-сосудистой системы

Тема 1. Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ).

Содержание темы

  • Этиология, патогенез ОРЛ (роль бета-гемолитического стрептококка, иммунных механизмов).

  • Классификация ОРЛ.

  • Клиника острой и повторной ревматической лихорадки (полиартрит, миокардит, кожные проявления, хорея).

  • Лечение ОРЛ (антибактериальная терапия, нестероидные противовоспалительные средства, глюкокортикоиды).

  • Первичная и вторичная профилактика.


Тема 2 Митральные пороки сердца

Содержание темы

  • Митральный стеноз (МС). Определение.

  • Этиология МС.

  • Патогенез гемодинамических расстройств, механизмы компенсации при МС.

  • Клиника.

  • Критерии диагноза на основании данных физикального обследования. Значение инструментальных методов в диагностике МС (ЭХОКГ, ЭКГ, рентгеноскопия).

  • Митральная недостаточность (МН).

  • Этиология МН.

  • Патогенез гемодинамических расстройств, механизмы компенсации при МН.

  • Клиника.

  • Критерии диагноза на основании данных физикального обследования. Значение инструментальных методов в диагностике МН (ЭХОКГ, ЭКГ, рентгеноскопия).

  • Осложнения течения митральных пороков


Тема 3 Аортальные пороки сердца

Содержание темы

  • Аортальный стеноз (АС).

  • Этиология АС.

  • Патогенез гемодинамических расстройств, механизмы компенсации при АС.

  • Клиника.

  • Диагностика АС на основании данных физикального обследования. Периферические симптомы. Значение инструментальных методов (ЭХОКГ, ЭКГ, Rg) в диагнозе.

  • Аортальная недостаточность (АН).

  • Этиология АН.

  • Патогенез гемодинамических расстройств, механизмы компенсации при АН.

  • Клиника

  • Диагностика АН на основании данных физикального обследования. Периферические симптомы. Значение инструментальных методов (ЭХОКГ, ЭКГ, Rg) в диагнозе.

  • Осложнения течения аортальных пороков.


Тема 4 Инфекционный эндокардит (ИЭ).

Содержание темы

  • Этиология ИЭ, особенности изменения микробного пейзажа в зависимости от провоцирующих факторов.

  • Патогенез ИЭ.

  • Классификация ИЭ.

  • Клинические проявления, «клинические маски» (общие симптомы, клиника иммунологических проявлений, тромбоэмболических и септических осложнений, особенности формирования пороков).

  • Диагностика ИЭ. Критерии диагноза (большие и малые).

  • Исходы ИЭ.

  • Лечение ИЭ. Показания к оперативному лечению.

  • Профилактика ИЭ


Тема 5 Гипертоническая болезнь (ГБ).

Содержание темы

  • Этиология и патогенез ГБ.

  • Классификация ГБ по стадиям, степени и риску.

  • Диагностика поражений органов-мишеней и ассоциированных клинических состояний с помощью данных анамнеза, физикального осмотра и основных инструментальных и лабораторных методов диагностики.

  • Гипертонические кризы: классификация, клиника.

  • Общие дифференциально-диагностические признаки симптоматических гипертоний.


Тема 6 Основные принципы лечения гипертонической болезни (ГБ)

Содержание темы

  • Немедикаментозные методы лечения ГБ (режим питания, физической активности, снижение веса и т.д.).

  • Основная группа гипотензивных препаратов: диуретики, бета-адреноблокаторы, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов к ангиотензину 2. Механизмы гипотензивного действия, побочные эффекты.

  • Выбор терапии в зависимости от клинической ситуации.

  • Неотложная помощь при гипертонических кризах.

  • Исходы.

  • Прогноз.

  • Трудовая экспертиза и трудоустройство.

  • Профилактика (борьба с факторами риска, диспансеризация).


Тема 7 Атеросклероз

Содержание темы

  • Этиология, патогенез атеросклероза.

  • Факторы риска атеросклероза.

  • Эпидемиология.

  • Наиболее частые локализации атеросклероза, их клиника.

  • Значение лабораторных, рентгенологических, инструментальных и ангиографических методов исследования в диагностике атеросклероза различных локализаций.

  • Первичная и вторичная профилактика атеросклероза. Значение курения, липидов, тромбообразования, сахарного диабета, факторов труда и быта, физического воспитания и физической активности, рационального питания.

  • Основные группы гиполипидемических препаратов. Принципы их применения.


Тема 8 Ишемическая болезнь сердца (ИБС). Стенокардия

Содержание темы

  • Этиология и патогенез. Факторы риска ИБС.

  • Классификация ИБС.

  • Стенокардия.

  • Патогенез болевого синдрома при стенокардии.

  • Классификация стенокардии: стабильная (функциональные классы), нестабильная.

  • Диагностика. Роль инструментальных методов в диагностике стенокардии (ЭКГ, стресс-тесты: ВЭМ, ЧПЭКС, суточное мониторирование ЭКГ, ЭХО КС).

  • Показания к коронароангиографии.

  • Лечение. Принципы применения основных коронароактивных препаратов (нитраты, бета-блокаторы, антагонисты кальция, препараты метаболического действия).

  • Показания к оперативному лечению.


Тема 9 Инфаркт миокарда (ИМ).

Содержание темы

  • Патогенез ИМ.

  • Классическая клиника острого инфаркта миокарда. Варианты начала ИМ.

  • Диагноз. Изменения ЭКГ, лабораторных показателей (биомаркеры некроза). Классификация ИМ согласно ЭКГ картине.

  • Лечение на догоспитальном и госпитальном этапах неосложненного ИМ (купирование болевого приступа, тромболитическая и антикоагулянтная терапия, профилактика ремоделирования миокарда и других осложнений).

  • Основные принципы реабилитации и диспансеризации.


Тема 10 Осложнения ИМ

Содержание темы

  • Классификация осложнений ИМ по принципу ранних и поздних, по степени тяжести.

  • Клиника, диагностика, неотложная помощь при наиболее часто встречающихся осложнениях: нарушения ритма и проводимости, кардиогенный шок, острая левожелудочковая недостаточность, аневризма, разрывы сердца, тампонада, тромбоэмболия легочной артерии, синдром Дресслера и др.

  • Принципы реанимации больного инфарктом миокарда при внезапной клинической смерти


Тема 11 Аритмии.

Содержание темы

  • Этиология нарушений ритма. Современные представления о патогенезе аритмии. Классификация аритмий.

  • Экстрасистолия. Патогенез. Клинические проявления. Топическая диагностика экстрасистолических аритмий (ЭКГ-признаки). Особенности врачебной тактики, показания к назначению антиаритмических препаратов. Профилактика экстрасистолии.

  • Пароксизмальные тахикардии. Патогенез. Клиническая картина приступа пароксизмальной тахикардии. Изменения ЭКГ. Изменения системной гемодинамики при приступе. Медикаментозная терапия во время приступа пароксизмальной тахикардии (суправентрикулярной и желудочковой). Показания к электроимпульсной терапии. Профилактика приступов. Прогноз.

  • Фибрилляция желудочков. Патогенез. Клиника. ЭКГ-признаки. Терапия. Роль палат интенсивного наблюдения в предупреждении, диагностике и терапии фибрилляции желудочков


^ Тема 12 Фибрилляция и трепетание предсердий (ФП и ТП). Нарушение проводимости.

Содержание темы

  • Фибрилляция и трепетание предсердий. Патогенез. Классификация ФП и ТП. Клиника. Изменения ЭКГ. Влияние на гемодинамику. Осложнения. Купирование пароксизмальной формы ФП и ТП, ведение больных после восстановления ритма, задачи терапии постоянной формы ФП. Основные принципы профилактики тромбоэмболических осложнений. Трудовая экспертиза. Прогноз.

  • Нарушение проводимости. Патогенез. Классификация. Клинические проявления. Характер ЭКГ изменений. Изменения гемодинамики при различных нарушениях проводимости. Осложнения (синдром Морганьи–Эдемс–Стокса, сердечная недостаточность). Диагноз и дифференциальный диагноз. Лечение. Врачебная тактика при остро возникающих нарушениях проводимости. Показания к временной кардиостимуляции. Терапия хронических нарушений проводимости. Показания к имплантации кардиостимуляторов. Трудовая экспертиза. Прогноз.


^ Тема 13 Хроническая сердечная недостаточность (ХСН).

Содержание темы

  • Этиология ХСН.

  • Патогенез ХСН (эволюция взглядов на патогенез от ренальной и гемодинамичекой теорий к нейро-гуморальной).

  • Клинические проявления ХСН.

  • Классификация ХСН по стадиям и функциональным классам (ФК).

  • Острая сердечная недостаточность.

  • Диагностика ХСН (ЭКГ, ЭХО КС, рентгенологическое исследование).


Тема 14 Основные принципы лечения ХСН.

Содержание темы

  • Место не медикаментозных методов в лечении ХСН.

  • Классификация основных, дополнительных и вспомогательных препаратов в лечении ХСН.

  • Ингибиторы АПФ, бета-адреноблокаторы, антагонисты альдостерона, блокаторы рецепторов к ангиотензину 2, диуретики, сердечные гликозиды – механизмы действия при ХСН, побочные эффекты. Выбор схемы терапии в зависимости от ФК и стадии ХСН.

  • Неотложная помощь при острой левожелудочковой сердечной недостаточности.

  • Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению.

  • Врачебно-трудовая экспертиза и прогноз.


Раздел 2. Болезни органов дыхания


Тема 15 Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Содержание темы

  • Механизмы развития, факторы риска ХОБЛ.

  • Патогенез бронхообструктивного синдрома.

  • Классификация ХОБЛ по стадиям.

  • Клиника ХОБЛ.

  • Диагностика ХОБЛ. Интерпретация данных исследования функции внешнего дыхания.

  • Осложнения ХОБЛ.


Тема 16 Основные принципы терапии ХОБЛ.

Содержание темы

  • Классификация бронхолитических препаратов (М-холинолитические препараты, селективные бета 2-агонисты, метилксантины).

  • Муколитики и мукокинетики.

  • Методы респираторной терапии.

  • Показания к применению глюкокортикоидов.

  • Показания к антибактериальной терапии.

  • Прогноз

  • Профилактика, программы реабилитации.

  • Трудовая экспертиза


Тема 17 Бронхиальная астма (БА)

Содержание темы

  • Этиология и патогенез БА. Классификация аллергенов.

  • Классификация бронхиальной астмы по патогенезу, по степени тяжести.

  • Понятие контролируемая БА.

  • Диагностика. Аллергологическое обследование.

  • Осложнения БА. Классификация осложнения БА по тяжести


Тема 18 Основные принципы лечения БА

Содержание темы

  • Рекомендации по элиминации аллергена

  • Противовоспалительные средства в лечении бронхиальной астмы (глюкокортикостероиды, ингибиторы лейкотриенов, кромогликат натрия).

  • Купирование бронхообструкции (пролонгированные метилксантины, селективные бета 2 агонисты короткого и длительного действия и др.).

  • Реабилитационные программы, альтернативные методы лечения.

  • Неотложная помощь при приступе удушья и обострении БА в зависимости от тяжести.

  • Трудовая экспертиза


Тема 19 Острая пневмония.

Содержание темы

  • Этиология и патогенез пневмоний.

  • Классификация пневмоний.

  • Наиболее частые возбудители при различных формах пневмоний (внебольничная, нозокомиальная, аспирационная, на фоне иммунодефицитных состояний)

  • Клиника пневмонии. Особенности клиники в зависимости от возбудителя.

  • Диагностика пневмонии, идентификация возбудителя.

  • Оценка тяжести течения. Показания к госпитализации в блок интенсивной терапии.

  • Выбор этиотропной и эмпирической схем антибактериальной терапии.

  • Осложнения (острая сосудистая недостаточность, токсический шок, сепсис, дыхательная недостаточность, деструкция легочной ткани, пневмоторакс, парапневмонический плеврит, ДВС синдром), основные принципы терапии.

  • Исходы болезни.

  • Прогноз

  • Трудовая экспертиза


Тема 20 Хроническое легочное сердце (ХЛС).

Содержание темы

  • Этиология и патогенез легочной гипертензии и ХЛС.

  • Классификация ХЛС.

  • Клиника ХЛС. Диагностика легочной гипертензии и гипертрофии правого желудочка.

  • Основные принципы терапии ХЛС.

  • Трудовая экспертиза


Раздел 3 Болезни почек


Тема 21 Острый и хронический пиелонефрит (ПН).

Содержание темы

  • Этиология и патогенез.

  • Понятие о первичной и вторичной инфекции мочевых путей.

  • Клиника ПН.

  • Диагностика ПН.

  • Основные принципы терапии: этиотропная антибактериальная, дезинтоксикационная. Критерии эффективности лечения.

  • Осложнения (инфекционно-токсический шок, апостематозный пиелонефрит, карбункул и фурункул почки, паранефрит, острая почечная недостаточность, уросепсис).

  • Прогноз и профилактика

  • Трудовая экспертиза


Тема 22 Гломерулонефриты (ГН)

Содержание темы

  • Этиология и патогенез ГН.

  • Классификация по клинике, патогенезу, течению, по морфологическим вариантам.

  • Основные клинические синдромы (гипертензивный, изолированный мочевой синдром, гематурическая форма, нефротический синдром).

  • Диагностика, показания к биопсии.

  • Основные принципы терапии (показания к иммунодепрессивной терапии, роль ингибиторов АПФ, статинов, симптоматическое лечение).

  • Определение понятия хроническая болезнь почек (ХБП). Основные клинические синдромы при ХБП. Классификация ХБП.

  • Показания к гемодиализу при ГН.

  • Прогноз

  • Трудовая экспертиза


Раздел 4. Болезни органов пищеварения


Тема 23 Болезни пищевода. Хронический гастрит.

Содержание темы

  • Этиология, патогенез, клиника, диагностика основных заболеваний пищевода:

      • Ахалазия пищевода.

      • Кардиоспазм.

      • Острые и хронические эзофагиты.

      • Эрозии пищевода, пептическая язва пищевода.

      • Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы.

      • Рак пищевода.

      • Гастро-эзофагеальная рефлюксная болезнь.

      • Пищевод Баррета.

      • Показания к оперативному лечению.

  • Хронический гастрит.

      • Определение.

      • Этиология (экзогенные и эндогенные причины). Роль H.Pylori, дуодено-гастрального рефлюкса, аутоиммунных механизмов.

      • Морфология.

      • Классификация.

      • Клиника основных синдромов.

      • Диагностика: ФГДС, Rg-скопия, биопсия, оценка секреторной функции, методы диагностики H.Pylori.


Тема 24 Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (ЯБ)

Содержание темы

  • Этиология и патогенез ЯБ.

  • Роль H. Pylori в патогенезе ЯБ.

  • Клиника ЯБ, зависимость от локализации и глубины поражения.

  • Диагностика: анамнез, инструментальные исследования (рентгеноскопия, эндоскопия, рН-метрия), лабораторная диагностика.

  • Осложнения ЯБ: перфорация, пенетрация, кровотечение, стеноз привратника, малигнизация (клиника, диагностика).


Тема 25 Лечение ЯБ и хронического гастрита

Содержание темы

  • Диета.

  • Основные принципы медикаментозной терапии.

  • Схемы эрадикационной терапии.

  • Антисекреторные средства.

  • Тактика лечения в зависимости от этиологии, локализации, состояния секреции, возраста, осложнений.

  • Эндоскопическая терапия.

  • Оперативное лечение, показания.

  • Физиотерапия. Санаторно-курортное лечение.

  • Трудовой прогноз.


Тема 26 Болезни кишечника.

Содержание темы

  • Хронический энтерит. Определение. Этиология, патогенез. Классификация. Клиника. Основные синдромы (малдигестии, малабсорбции, экссудативной энтеропатии, дискинезии). Диагностика. Лечение. Диета.

  • Медикаментозная терапия (воздействие на микрофлору, заместительная терапия, сорбенты, нормолизаторы моторики). Санаторно-курортное лечение. Прогноз.

  • Хронический колит. Определение. Этиология. Патогенез. Клиника. Диагностика. Рентгеноконтрастные и эндоскопические методы исследования. Диета. Лечение. Санаторно-курортное лечение.

  • Синдром “раздражённой кишки”


Тема 27 Хронический гепатит (ХГ).

Содержание темы

  • Классификация гепатитов по этиологии, морфологии.

  • Роль персистенции вируса в патогенезе хронического гепатита.

  • Клиника ХГ.

  • Основные синдромы печеночной патологии (холестатический, диспептический, печеночно-клеточной недостаточности, иммунного воспаления).

  • Диагностика ХГ, показания к биопсии печени.

  • Диагностика фазы репликации вируса.

  • Основные принципы терапии ХГ.

  • Показания к противовирусной терапии.

  • Течение.

  • Прогноз.


Тема 28 Цирроз печени (ЦП).

Содержание темы

  • Определение ЦП.

  • Этиология (инфекционные, нутритивные факторы, роль алкоголя и токсических веществ).

  • Патогенез ЦП.

  • Классификация циррозов.

  • Течение ЦП.

  • Клинико-биохимические синдромы.

  • Возможности клинической, лабораторной и инструментальной диагностики.

  • Особенности клиники, течения и диагноз микронодулярного, макронодулярного, билиарного цирроза печени.

  • Осложнения цирроза: кровотечения, гиперспленизм, печёночная кома, отёчно-асцитический синдром, цирроз-рак. Клиника. Диагностика

  • Лечение. Противовирусная терапия. Гепатопротекция. Иммунодепрессивная терапия. Диета. Лечение осложнений.

  • Профилактика.

  • Экспертиза трудоспособности


Тема 29 Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей.

Содержание темы

  • Хронические холециститы. Этиология и патогенез. Значение инфекции, нарушений моторики, холелитиаза. Клиническая картина. Инструментальная диагностика. Осложнения. Диета. Медикаментозная терапия. Физиотерапия.

  • Желчно-каменная болезнь. Этиология. Патогенез. Предрасполагающие факторы. Значение пола, возраста, питания, нарушений обмена. Механизм камнеобразования. Типы желчных камней. Клиническая картина. Основные синдромы. Болевая и диспептическая формы. УЗИ и Rg-диагностика. Осложнения. Диета. Медикаментозная терапия. Показания к оперативному лечению. Желчная колика. Купирование приступа желчной колики. Лечение пероральными растворителями камней. Литотрипсия.


Тема 30 Хронический панкреатит (ХП).

Содержание темы

  • Определение ХП.

  • Классификация ХП.

  • Этиология и патогенез ХП. Роль алкогольной интоксикации. Вирусное поражение.

  • Клиническая картина. Зависимость клиники от локализации процесса.

  • Биохимическая и инструментальная диагностика.

  • Дифференциальная диагностика с раком поджелудочной железы.

  • Медикаментозная терапия.

  • Диетотерапия.

  • Показания к хирургическому лечению.

  • Санаторно-курортное лечение

  • Прогноз.


Раздел 5. Профессиональные болезни


Тема 31 Общие вопросы профессиональной патологии. Профессиональные болезни от воздействия физических факторов производственной среды

Содержание темы:

- Определение основных понятий профессиональной патологии

- Основные задачи клиники профессиональных болезней, ее связь с другими дисциплинами.

- Основные законодательные акты, регламентирующие диагностику, расследование профессиональных заболеваний

- Классификации профессиональных болезней

- Общие вопросы выявления, диагностики, лечения, расследования профессиональных заболеваний

- Медико-социальная экспертиза профессиональных заболеваний, ее основные задачи.

- Организация профпатологии в Республике Карелия.

- Вибрационная болезнь.

- Краткая характеристика вибрации

- Патогенез вибрационной болезни

- Основные клинические проявления

- Диагностика вибрационной болезни

- Лечение и реабилитация пациентов

- Экспертиза трудоспособности и прогноз

- Профилактические мероприятия.

- Заболевания, вызываемые воздействием акустических колебаний

- Производственный шум. Влияние шума на организм человека.

^ Тема 32 Пневмокониозы.

Содержание темы:

- Промышленная пыль

- Пневмокониозы: определение, классификации, патогенез

- Принципы диагностики

- Течение, осложнения пневмокониозов

- Силикоз: эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение, экспертиза трудоспособности

- Асбестоз: эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение, экспертиза трудоспособности

- Антракоз: эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение, экспертиза трудоспособности.

^ Тема 33 Профессиональные аллергические заболевания

Содержание темы:

- Бериллиоз: эпидемиология, патогенез, клиника, диагностика, осложнения, лечение, экспертиза трудоспособности

- Экзогенный аллергический альвеолит: этиология, роль профессиональных факторов, патогенез, клиника, диагностика, лечение, экспертиза трудоспосо-бности. Прогноз.

- Этиология и патогенез профессиональной бронхиальной астмы (БА).

- Факторы, вызывающие бронхиальную астму у лиц определенных профессий.

- Клинические проявления

- Диагностика, экспертиза связи БА и профессии

- Программа лечения и профилактики профессиональной БА

- Экспертиза трудоспособности пациентов

- Профессиональный бронхит.

- Классификация. Клинические проявления. Диагностика.

- Основные принципы лечения. Экспертиза трудоспособности.

^ Тема 34 Профессиональные интоксикации

Содержание темы:

- Интоксикация свинцом и его соединениями.

- Отравление монооксидом углерода.

- Интоксикация ртутью и ее неорганическими соединениями.

- Интоксикация бензолом, амино и нитро соединениями бензола.

- Интоксикация марганцем.

- Интоксикация фтором.

- Характеристика действующего вещества.

- Области применения в промышленности.

- Пути поступления в организм и выведения из организма.

- Патогенез. Клинические проявления.

- Диагностика отравления.

- Лечение. Экспертиза трудоспособности. Профилактические мероприятия.

- Медицинские осмотры работников. Медицинские противопоказания для допуска к работе в контакте с веществом.

^ Тема 35 Болезни функционального перенапряжения.

Профессиональные болезни медицинских работников

Содержание темы:

- Характеристика факторов производственного процесса вызывающих болезни функционального перенапряжения.

- Клинические проявления болезней функционального перенапряжения

- Болезни опорно-двигательного аппарата

- Профессиональные заболевания периферической нервной системы

- Координаторные неврозы

- Основные этапы диагностики, лечение, экспертиза трудоспособности, профилактика

- Классификация профессиональных болезней медицинских работников

- Основные формы

- Принципы диагностики, экспертиза связи с профессией

- Экспертиза трудоспособности, трудовой прогноз

- Меры профилактики


5. Формы контроля

Устный опрос

Решение ситуационных задач

Промежуточный тестовый контроль

Итоговый тестовый контроль

Выписка рецептов

Курация больных. Подготовка клинических разборов

Написание и защита академической истории болезни


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональные болезни По направлению подготовки 060101

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональные болезни По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060101 «лечебное

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине «Болезни зубов и полости рта» для специальности 060101. 52

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (специальности)
Ооп впо) подготовки специалиста, реализуемая Федеральным государственным бюджетным образовательным...
Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине «Глазные болезни» для специальности 60100. 51 «Лечебное дело»

Рабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению подготовки 060101 Лечебное дело iconРабочая учебная программа по дисциплине лечебная физкультура и врачебный контроль для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы