Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело icon

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело





Скачать 152.64 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело
Дата22.02.2013
Размер152.64 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Приложение 1




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой, профессор _____________________Г.Н.Чумакова

«___»_______________2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № 9

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан педиатрического факультета, профессор______________ И.А.Турабов

«___»________________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан лечебного факультета,

доцент ________________ О.В.Маркова

«___»________________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан стоматологического факультета,

профессор _____________ А.С.Оправин

«___»________________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан медико-профилактического ф-та,

профессор_____________ Г.Н. Дегтева

«___»________________2012 г.



^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА

По направлению подготовки ПЕДИАТРИЯ, ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, СТОМАТОЛОГИЯ, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО

Курс 2

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) ЗАЧЕТ

Кафедра НЕОНАТОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ

Трудоемкость дисциплины 36 час./ 1 зач. ед.


Архангельск, 2012

^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения элективной учебной дисциплины «Физиология перинатального периода» является формирование у студентов дополнительных знаний о физиологических основах внутриутробного и раннего неонатального периодов ребенка, особенностях функционирования его органов и систем. Эти знания необходимы для изучения клинических дисциплин, наиболее полно и последовательно прививают будущим врачам принципы научной методологии.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов научного мышления в категориях естественных наук, что позволит глубже понять закономерности перинатального периода в норме и патологии;

- пропаганда здорового образа жизни в семье для формирования основы здоровья младенцев;

- обучение студентов основным навыкам ухода за новорожденным на основе знаний физиологических особенностей адаптации в постнатальном периоде;

- подготовить студентов к работе в детских ЛПУ в качестве среднего медицинского персонала после 3 лет обучения в медицинском вузе.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Физиология перинатального периода» относится к естественнонаучному циклу дисциплин, является элективной в изучении педиатрии, стоматологии, медико-профилактического и лечебного дела, использует знания биологии, биохимии, создает у студентов представления об органическом единстве окружающего мира, формирует человеческие качества, необходимые в медицинской специальности. Освоение дисциплины «Физиология перинатального периода» должно предшествовать изучению дисциплин: патологической анатомии, микробиологии и вирусологии, гигиены, инфекционных болезней.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций

Компетенции




^ Общекультурные компетенции

ОК-№1

Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-№8

Способность и готовность осуществлять деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну




^ Профессиональные компетенции

ПК-№1

Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родствениками

ПК -№2

Способность и готовность выявлять естественно научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат

ПК -№3

Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-№7

Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками

ПК -№9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

ПК-№16

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК-№21

Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке

ПК -№27

Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций

ПК-№ 31

Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.


^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- физиологические закономерности, лежащие в основе перинатального периода;

- физиологические свойства биологических тканей плода и новорожденного;

- физиологические основы естественного вскармливания младенцев;

- физиологические потребности новорожденного ребенка;

- правила асептики и антисептики в ЛПУ.

Уметь:

- оценить признаки правильного прикладывания ребенка к груди;

- анализировать данные антенатального и перинатального анамнеза;

- уметь беседовать с матерями по вопросам вскармливания, ухода за здоровым и больным ребенком, здорового образа жизни.

Владеть:

- навыками ухода за здоровым новорожденным;

- основами общения с матерью ребенка неонатального и грудного возраста;

- навыками санитарной обработки аппаратуры для выхаживания новорожденных;

- навыками оказания неотложной помощи при остановке дыхания и сердечной деятельности;

- навыками получения информации из разных источников.


^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.

^ Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

36

3,4

В том числе:







Практические занятия (ПЗ)

36

3,4

^ Самостоятельная работа (всего)

15

3,4

Общая трудоемкость (час)

51




^ 5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3



Физиология антенатального периода

Развитие фетоплацентарного комплекса. Тератогенный календарь. Эмбриофетопатии. Скрининг состояний плода. Пренатальное воспитание.



Физические и психологические потребности новорожденного ребенка

Уход за кожей и слизистыми оболочками с учетом физиологических особенностей. Роль естественного вскармливания на формирование здоровья младенцев.

Помощь при неотложных состояниях неонатального периода.



Асептика и антисептика в детских ЛПУ.

Сан-эпид.режим. Правила обработки рук. Санитарная обработка аппаратуры для выхаживания новорожденных. Отработка манипуляционных навыков ухода за новорожденными.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Физиология антенатального периода




6










2

8



Физические и психологические потребности новорожденного ребенка




18










8

26



Асептика и антисептика в детских ЛПУ




12










5

17




итого




36










15

51



^ 6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1.

Физические и психологические потребности новорожденного ребенка

Работа в палате «Мать и дитя».

4

2.

Асептика и антисептика в детских ЛПУ

Занятия в детских отделениях ЛПУ.

6

Итого (час.)

10

Итого (% от аудиторных занятий)

27


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов



п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля



Физиология антенатального периода

Работа с учебной литературой.


Тестирование.



Физические и психологические потребности новорожденного ребенка

Работа с учебной литературой. Подготовка буклетов по грудному вскармливанию


Контроль навыков ухода за новорожденным в муляжном классе и палате «Мать и дитя»



Асептика и антисептика в детских ЛПУ

Работа с учебной литературой.

Работа в палате «Мать и дитя»


^ 8. Формы контроля

8.1. Формы текущего контроля

- устные: решение ситуационных задач, устный опрос.

- письменные: тесты.

8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет

Этапы проведения зачета

1. Этап – выполнение программы дисциплины

2. Этап – письменное тестирование

3. Этап - устное собеседование, представление буклетов по грудному вскармливанию

^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Базовая помощь новорожденному – международный опыт /под ред. Н.Н.Володина, Г.Т.Сухих. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-208с.

2. Перинатальная психология и психиатрия /Под ред. Н.Н.Володина, П.И.Сидорова - М.: Издат.центр «Академия», 2009. – 1,2 том.

3. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

^ 9.2 Дополнительная литература:

1. Уайатт Д. На грани жизни и смерти (проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики) /Д.Уайатт. – С-Пб.: Мирт, 2003. – 362с.

2. Калмыкова А.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет /А.С.Калмыкова, Н.В.Ткачева, Л.И. Марочкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни /В.В.Юрьев, Е.И.Алешина. – М.; СПб.; Харьков; Минск: Питер, 2009. – 170с.

^ 9.3 Программное обеспечение и Интернет ресурсы




Адрес-ссылка

Обозначение ресурса

Аннотация

1

http//www.medicina.ru

Медицина

Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Глоссарий.

2

http//www.neonatology.ru

Неонатология

Сайт представляет собой систему Интернет-порталов раздела медицины - неонатологии, включая федеральные порталы. Глоссарий.

3

http//emedicine.com

Медицина

Сайт представляет собой международную систему Интернет-порталов сферы медицины. Глоссарий.

4

http://www.studmedlib.ru/doc/ISBN9785970408865SCN0009.html?SSr=280133029c10602debad55c

Электронный ресурс

Базовая помощь новорождённому - международный опыт / под ред. Н. Н. Володина, Г.Т. Сухих ; науч. ред. Е. Н. Байбарина, И. И. Рюмина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 208 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").



^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

10.1. Технические и компьютерные средства обучения:

10.1.1. Аудиовизуальное обеспечение: компьютер, проектор, видеокамера

^ 10.2. Наглядные пособия:

1. Муляж новорожденного.

2. Постер «Грудное вскармливание».

3. Модель молочной железы.

4. Фототека, кейсы, инвентарь для отработки навыков ухода за новорожденным.

^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «Физиология перинатального периода» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по указанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________

^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


^ 6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав.кафедрой

Учебный доцент

Чумакова Г.Н.

Киселева Л.Г.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональные болезни По направлению подготовки 060101

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconРабочая учебная программа по дисциплине Факультетская терапия, профессиональные болезни По направлению

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconРабочая учебная программа по дисциплине нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области
Дисциплина "Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области" относится к математическому,...
Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconНастоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинского
Тринское дело", "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Медико-профилактическое дело", "Лабораторная...
Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconСправочник для студента по изучению дисциплины
Хирургия” для студентов высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІV уровней аккредитации...
Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconЛечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое дело Ростов-на-Дону 2011

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconКурс 5 Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconКурс 5 Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconКурс 5 Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое

Рабочая учебная программа по дисциплине физиология перинатального периода по направлению подготовки педиатрия, лечебное дело, стоматология, медико-профилактическое дело iconКурс 5 Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы