Приложение 1

|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
«СОГЛАСОВАНО»
Зав. кафедрой, профессор _____________________Г.Н.Чумакова
«___»_______________2012 г.
Рассмотрено на заседании кафедры
Протокол № 9
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан педиатрического факультета, профессор______________ И.А.Турабов
«___»________________2012 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан лечебного факультета,
доцент ________________ О.В.Маркова
«___»________________2012 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан стоматологического факультета,
профессор _____________ А.С.Оправин
«___»________________2012 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан медико-профилактического ф-та,
профессор_____________ Г.Н. Дегтева
«___»________________2012 г.
|
^
По дисциплине ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА
По направлению подготовки ПЕДИАТРИЯ, ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, СТОМАТОЛОГИЯ, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО
Курс 2
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) ЗАЧЕТ
Кафедра НЕОНАТОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ
Трудоемкость дисциплины 36 час./ 1 зач. ед.
Архангельск, 2012
^
Целью освоения элективной учебной дисциплины «Физиология перинатального периода» является формирование у студентов дополнительных знаний о физиологических основах внутриутробного и раннего неонатального периодов ребенка, особенностях функционирования его органов и систем. Эти знания необходимы для изучения клинических дисциплин, наиболее полно и последовательно прививают будущим врачам принципы научной методологии.
При этом задачами дисциплины являются:
- формирование у студентов научного мышления в категориях естественных наук, что позволит глубже понять закономерности перинатального периода в норме и патологии;
- пропаганда здорового образа жизни в семье для формирования основы здоровья младенцев;
- обучение студентов основным навыкам ухода за новорожденным на основе знаний физиологических особенностей адаптации в постнатальном периоде;
- подготовить студентов к работе в детских ЛПУ в качестве среднего медицинского персонала после 3 лет обучения в медицинском вузе.
^
Учебная дисциплина «Физиология перинатального периода» относится к естественнонаучному циклу дисциплин, является элективной в изучении педиатрии, стоматологии, медико-профилактического и лечебного дела, использует знания биологии, биохимии, создает у студентов представления об органическом единстве окружающего мира, формирует человеческие качества, необходимые в медицинской специальности. Освоение дисциплины «Физиология перинатального периода» должно предшествовать изучению дисциплин: патологической анатомии, микробиологии и вирусологии, гигиены, инфекционных болезней.
^
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
|
^
|
ОК-№1
|
Способность и готовность анализировать социально- значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико- биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
|
ОК-№8
|
Способность и готовность осуществлять деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
|
|
^
|
ПК-№1
|
Способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родствениками
|
ПК -№2
|
Способность и готовность выявлять естественно научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат
|
ПК -№3
|
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.
|
ПК-№7
|
Способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками
|
ПК -№9
|
Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.
|
ПК-№16
|
Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
ПК-№21
|
Способность и готовность осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке
|
ПК -№27
|
Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
|
ПК-№ 31
|
Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
|
^
Знать:
- физиологические закономерности, лежащие в основе перинатального периода;
- физиологические свойства биологических тканей плода и новорожденного;
- физиологические основы естественного вскармливания младенцев;
- физиологические потребности новорожденного ребенка;
- правила асептики и антисептики в ЛПУ.
Уметь:
- оценить признаки правильного прикладывания ребенка к груди;
- анализировать данные антенатального и перинатального анамнеза;
- уметь беседовать с матерями по вопросам вскармливания, ухода за здоровым и больным ребенком, здорового образа жизни.
Владеть:
- навыками ухода за здоровым новорожденным;
- основами общения с матерью ребенка неонатального и грудного возраста;
- навыками санитарной обработки аппаратуры для выхаживания новорожденных;
- навыками оказания неотложной помощи при остановке дыхания и сердечной деятельности;
- навыками получения информации из разных источников.
^
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
^
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
36
|
3,4
|
В том числе:
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
36
|
3,4
|
^
|
15
|
3,4
|
Общая трудоемкость (час)
|
51
|
|
^
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
|
Физиология антенатального периода
|
Развитие фетоплацентарного комплекса. Тератогенный календарь. Эмбриофетопатии. Скрининг состояний плода. Пренатальное воспитание.
|
|
Физические и психологические потребности новорожденного ребенка
|
Уход за кожей и слизистыми оболочками с учетом физиологических особенностей. Роль естественного вскармливания на формирование здоровья младенцев.
Помощь при неотложных состояниях неонатального периода.
|
|
Асептика и антисептика в детских ЛПУ.
|
Сан-эпид.режим. Правила обработки рук. Санитарная обработка аппаратуры для выхаживания новорожденных. Отработка манипуляционных навыков ухода за новорожденными.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Л
|
ПЗ
|
С
|
ЛП
|
КПЗ
|
СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Физиология антенатального периода
|
|
6
|
|
|
|
2
|
8
|
|
Физические и психологические потребности новорожденного ребенка
|
|
18
|
|
|
|
8
|
26
|
|
Асептика и антисептика в детских ЛПУ
|
|
12
|
|
|
|
5
|
17
|
|
итого
|
|
36
|
|
|
|
15
|
51
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
1.
|
Физические и психологические потребности новорожденного ребенка
|
Работа в палате «Мать и дитя».
|
4
|
2.
|
Асептика и антисептика в детских ЛПУ
|
Занятия в детских отделениях ЛПУ.
|
6
|
Итого (час.)
|
10
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
27
|
^
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
^
|
|
Физиология антенатального периода
|
Работа с учебной литературой.
|
Тестирование.
|
|
Физические и психологические потребности новорожденного ребенка
|
Работа с учебной литературой. Подготовка буклетов по грудному вскармливанию
|
Контроль навыков ухода за новорожденным в муляжном классе и палате «Мать и дитя»
|
|
Асептика и антисептика в детских ЛПУ
|
Работа с учебной литературой.
|
Работа в палате «Мать и дитя»
|
^
8.1. Формы текущего контроля
- устные: решение ситуационных задач, устный опрос.
- письменные: тесты.
8.2. Формы промежуточной аттестации - зачет
Этапы проведения зачета
1. Этап – выполнение программы дисциплины
2. Этап – письменное тестирование
3. Этап - устное собеседование, представление буклетов по грудному вскармливанию
^
1. Базовая помощь новорожденному – международный опыт /под ред. Н.Н.Володина, Г.Т.Сухих. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.-208с.
2. Перинатальная психология и психиатрия /Под ред. Н.Н.Володина, П.И.Сидорова - М.: Издат.центр «Академия», 2009. – 1,2 том.
3. Неонатология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Володина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
^
1. Уайатт Д. На грани жизни и смерти (проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики) /Д.Уайатт. – С-Пб.: Мирт, 2003. – 362с.
2. Калмыкова А.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет /А.С.Калмыкова, Н.В.Ткачева, Л.И. Марочкина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Юрьев В.В. Практика вскармливания детей первого года жизни /В.В.Юрьев, Е.И.Алешина. – М.; СПб.; Харьков; Минск: Питер, 2009. – 170с.
^
|
Адрес-ссылка
|
Обозначение ресурса
|
Аннотация
|
1
|
http//www.medicina.ru
|
Медицина
|
Сайт представляет собой систему Интернет-порталов сферы медицины, включая федеральные порталы по разделам медицины, специализированные порталы. Глоссарий.
|
2
|
http//www.neonatology.ru
|
Неонатология
|
Сайт представляет собой систему Интернет-порталов раздела медицины - неонатологии, включая федеральные порталы. Глоссарий.
|
3
|
http//emedicine.com
|
Медицина
|
Сайт представляет собой международную систему Интернет-порталов сферы медицины. Глоссарий.
|
4
|
http://www.studmedlib.ru/doc/ISBN9785970408865SCN0009.html?SSr=280133029c10602debad55c
|
Электронный ресурс
|
Базовая помощь новорождённому - международный опыт / под ред. Н. Н. Володина, Г.Т. Сухих ; науч. ред. Е. Н. Байбарина, И. И. Рюмина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 208 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").
|
^
10.1.1. Аудиовизуальное обеспечение: компьютер, проектор, видеокамера
^
1. Муляж новорожденного.
2. Постер «Грудное вскармливание».
3. Модель молочной железы.
4. Фототека, кейсы, инвентарь для отработки навыков ухода за новорожденным.
^ (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по указанной дисциплине. Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
^
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
^
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Зав.кафедрой
Учебный доцент
|
Чумакова Г.Н.
Киселева Л.Г.
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|