Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии





Скачать 265.95 Kb.
Название Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии
Дата 01.02.2013
Размер 265.95 Kb.
Тип Реферат
Государственное автономное учреждение Саратовской области «Комплексный центр социального обслуживания населения

Вольского района»

Организационно-методическое отделение


Работа с людьми, находящимися в

кризисном состоянии

(информационный материал для сотрудников Центра)

http://www.chaskor.ru/posts_images_200901/392_300_2804_older392.jpg


2012 год

Содержание

  1. Введение

  2. Понятие депрессии

  3. Депрессия в пожилом возрасте

  4. Общие сведения о депрессии в пожилом возрасте

  5. Симптомы депрессии в пожилом возрасте

  6. Причины депрессии в пожилом возрасте

  7. Профилактика депрессии в пожилом возрасте

  8. Агрессия

  9. Понятие и виды агрессии

  10. Обнаружение агрессии

  11. Причины возникновения агрессии

  12. Воздействие агрессии

  13. Агрессия и люди, страдающие нарушением психики

  14. Агрессия, направленная на сотрудника

  15. Контроль над проявлением агрессии

  16. Осознание причин возникновения агрессивного поведения

  17. Признаки агрессивности

  18. Способы проявления агрессивности

  19. Снижение риска проявления агрессии

  20. Реакция на проявление агрессии

  21. Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии



Введение.

С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше – внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные – прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее.

Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Распространенными формами кризисных состояний в пожилом возрасте является депрессия, агрессия.


Депрессия

Депрессия – это состояние, которое в относительно легкой форме испытывают много раз в жизни почти все люди. В большинстве случаев в ответ на какое-то событие появляется состояние меланхолии, которое в течение несколько дней рассеивается, и обычно не рассматривается, как психическое заболевание. Продолжительная депрессия, является достаточно серьезным состоянием, препятствующим нормальной деятельности человека.

^

Депрессия в пожилом возрасте


Пожилой человек уверен в безнадежности своего положения, ему кажется, что тягостное состояние будет длиться вечно, жизнь никогда не была и не будет другой (ничто не радует не доставляет удовольствия). Типична жалоба на мучительное ощущение пустоты сегодняшнего дня. В таком состоянии большую часть суток пожилые могут проводить в постели, не интересуются происходящим вокруг, пренебрегают правилами личной гигиены. Часто такие люди говорят: я мучаю своих родных, им будет лучше без меня. В этих случаях особенно высок риск самоубийства, связанного с идеями самообвинения, чувством безысходности, безнадежности и одиночества. Наиболее часто суицидальные мысли наблюдаются у людей пожилого возраста при сочетании депрессии с тяжелым хроническим телесным недугом.

Общие сведения о депрессии в пожилом возрастедепрессия в пожилом возрасте. депрессивные расстройства. своевременная диагностика и адекватное лечение депрессий.


В начале заболевания больных беспокоит подавленное настроение, они угрюмы, отмечается бессонница. В дальнейшем нарастают явления тревоги с двигательным беспокойством, развиваются различные формы депрессивного бреда — осуждения, наказания и т.д

Отличительные особенности депрессивного расстройства у пожилых:

  1. Тревожное двигательное беспокойство достигает степени выраженного двигательного возбуждения, может чередоваться с состоянием заторможенности в виде двигательного оцепенения, отражающего переживаемые пожилыми страх и отчаяние. Жесты таких людей выразительны, поведение демонстративно-вычурное.

  2. Бредовые переживания охватывают практически все многообразие тем «вины» и «наказания». Характерен также бред, содержание которого обычно сосредоточено на нарушениях функции организма.

  3. На отдаленных этапах развития депрессии картина стабилизируется, становится все более однообразной, возникает состояние монотонной тревоги с однообразным двигательным беспокойством, снижением психической активности, постоянной угнетенностью настроения и уменьшением эмоционального настроя.

После завершения депрессивного эпизода у людей обнаруживаются остаточные нарушения: расстройствами сна, аппетита.

Для депрессий пожилого возраста характерно развитие «двойной депрессии», когда на фоне стойкого понижения настроения возникают повторные депрессивные фазы.
^

Симптомы депрессии в пожилом возрасте


В жалобах пожилых обычно преобладают общая подавленность, мрачные размышления, чувство тревоги, физический упадок, расстройства сна, расстройства функций отдельных органов. При наблюдении за такими людьми отмечаются малая выразительность мимики, отсутствие живости, облик, отражающий бессилие и усталость, монотонно-приглушенный голос и тревожное беспокойство.

Депрессия у пожилых может быть «зашторена» жалобами. Такие люди фиксируют внимание на проявлениях депрессивного синдрома — утрате аппетита, запорах, потере массы тела, утомляемости, головных болях, болях в спине и других частях тела и т. п. При этом они могут отрицать или резко преуменьшать степень выраженности нарушений.
^

Причины депрессии в пожилом возрасте


При описании психологической ситуации обычно подчеркивается значение возникающих в старости таких проблем, как «конфронтация с приближающейся смертью», «утрата перспектив», «напряженность и трение с новым поколением». При утрате близкого человека резко нарушается привычный уклад жизни, устоявшийся порядок в отношениях. Вдовство без последующего брака в пожилом возрасте сопряжено с высокой степенью риска развития одиночества и как следствие этого депрессивного расстройства. Увеличение стрессовой нагрузки в связи с неблагоприятными социально-экономическими условиями «эпохи реформ», которые отразились в первую очередь на пожилых, а так же из-за нарушения их мировоззрения приводят к социальной дезадаптации. Депрессивные состояния в том числе развиваются и в результате увольнения пожилых людей с работы («пенсионная депрессия»). Они сопровождаются тягостными переживаниями ненужности, невостребованности при сохранении потребности в дальнейшей профессиональной и социальной самоактуализации. Попытки умаления и принижения роли ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла, значения их боевых и трудовых подвигов и усилий наносят им моральные травмы. Так же имеются сведения о негативном влиянии смены жилья. Эта ситуация вызывает особый тип депрессии — «депрессию переезда». Кроме того, депрессивные состояния у пожилых людей часто провоцируются такими событиями, как внутрисемейные конфликты.
^

Профилактика депрессии в пожилом возрасте


Психическое здоровье лиц пожилого возраста с разной степенью эффективности улучшают различные типы вмешательств:

  • Посильные физические упражнения, которые приносят как физическую, так и психологическую пользу, включая большую удовлетворенность жизнью, хорошее настроение и психическое благополучие, смягчение проявлений стресса и симптомов депрессии, снижение кровяного давления, улучшение работы сердца.

  • Улучшение социальной поддержки путем дружеского отношения. Пожилые люди нуждаются в поощрении своих действий. Желательно чаще подтверждать правильность их действий и поощрять успехи. "Вы сегодня увереннее двигаетесь с тростью!", "Как Вы хорошо сегодня сели на кровати!", "Вам эта кофта очень к лицу!" и т.д. Расспросы пожилых людей об их прошлом очень благотворно действуют на них. Попросите рассказать пожилого человека о его родственниках, детстве, местах, где он жил в юности, о прошлой работе, интересах. Очень хорошо вместе рассматривать старые фотографии мест, где он родился, жил, трудился, особенно те, на которых он изображен в силе, при исполнении социально значимой работы. Это всегда способствует повышению самоуважения пожилого человека. Однако пожилые люди должны чувствовать Вашу действительную заинтересованность в рассказываемых событиях, Ваше желание пережить то, что когда-то он пережил и прочувствовал. Если он не поверит Вашей заинтересованности, то, скорее всего, замкнется в себе, и Вы надолго потеряете его доверие.

  • Просветительская работа с пожилыми лицами с хроническими заболеваниями и опекающими их людьми, встречи для обсуждения событий жизни.

  • Предупреждение черепно-мозговых травм, нормализация высокого давления и высокой концентрации холестерина в крови также, по-видимому, эффективны, поскольку снижают риск развития деменции (слабоумия).



Агрессия

Сотрудникам учреждений системы социального обслуживания необходимо понимать причины возникновения агрессии, так как:

  • каждый социальный работник, непосредственно обслуживающий клиентов, должен уметь объективно оценивать поведение своих подопечных и распознавать возможность проявления агрессии или насилия по отношению к окружающим или к себе самому;

  • каждому социальному работнику необходимо уметь контролировать и снижать риск возникновения агрессии;

  • каждому социальному работнику необходимо уметь находить выходы из создавшихся ситуаций агрессии и ликвидировать их последствия;

  • каждому социальному работнику необходимо применять подобные навыки, основываясь на понимании природы данного явления.



^

Обнаружение агрессии



В большинстве случаев наличие агрессии является очевидным фактом, так как человек сообщает об этом. Но, если клиент ограничен в общении? Важно, чтобы сотрудники были бдительными при работе с такими клиентами и замечали любые изменения в их состоянии и поведении.

Необходимо помнить, что, если при обслуживании клиента Вы обнаружили проявление одного или нескольких признаков агрессии/насилия, то это еще не факт, что клиент подвергся агрессии. Однако, любое Ваше подозрение должно быть немедленно обговорено с руководителем, а причины этого подозрения – зарегистрированы. И тогда, при необходимости, принимайте меры в соответствии с инструкциями.


Причины возникновения агрессии

Существует множество причин возникновения агрессии в отношении пожилых людей. Основными из них являются:

социальная изоляция – ограничение или самоограничение клиента в социальных контактах;

отклонения в умственном здоровье, дезорганизация личности, употребление алкоголя или наркотиков;

плохая организация работы учреждения социального обслуживания, низкая квалификация сотрудников и недостаточный контроль их деятельности;

экономическая или психологическая зависимость от других людей;

наблюдения за агрессивным поведением в детстве, либо испытывание на себе агрессивных проявлений со стороны родственников или окружающих.


^ Воздействие агрессии

Агрессивные проявления воздействуют на каждого человека по-разному. Чтобы понять этот процесс, необходимо рассмотреть два вида последствий агрессивного воздействия: физические и эмоционально-психологические.

^ Физические последствия агрессии зависят от физических особенностей организма жертвы. Например, нападение на человека с хрупкими костями будет иметь одни последствия, нападение же на человека с заболеваниями сердечно-сосудистой системы – другие.

Эмоционально-психологические последствия агрессии могут проявляться в возникновении таких отрицательных эмоций, как чувство опасения, беспокойства, страха и т.д. В будущем они могут развиться в клиническую депрессию, беспомощность, безнадежность и утрату чувства собственного достоинства.

Последствия агрессии можно разделить по длительности их влияния на человека, т.е. на краткосрочные и долгосрочные. Перелом кости причиняет с одной стороны немедленные страдания и боль, а с другой – имеет и более глубокое, длительное воздействие, его следствием может стать ограничение самостоятельной и независимой жизни.

Реакция на агрессию зависит от:

защитных механизмов личности;

вероятности повторного проявления агрессии;

предыдущего опыта человека;

вида агрессии;

характера отношений с человеком, проявляющим агрессию;

способности принимать оказываемую помощь;

восприятия предлагаемых вариантов решения проблемы.

Понимание воздействия и последствий агрессии необходимо для оказания помощи и поддержки жертве, а также для определения причин того или иного поведения человека, подвергшегося агрессивным действиям. Например, если пожилой человек был подвержен агрессии со стороны семьи, то у него возникают проблемы в установлении доверительных отношений с окружающими, так как доверие было подорвано в самом корне – на уровне семьи.

У человека, который длительное время был подвержен агрессии, снижается самооценка и практически утрачивается чувство собственного достоинства. У таких людей возникают трудности в обращении за помощью, а также в понимании того, что существуют альтернативные выходы из той ситуации, в которой они находятся.

Вывод

Важно помнить, что пожилые и престарелые граждане наиболее подвержены агрессивным проявлениям по отношению к ним, поэтому сотрудникам учреждений социального обслуживания необходимо не только знать признаки агрессивных проявлений, но и уметь наблюдать за изменениями в поведении людей, которые можно определить как признаки агрессии.

В обществе бытует мнение, что пожилые люди очень ранимы и уязвимы, что по своей природе они не могут быть агрессивными. Однако, по ряду причин подопечные могут становиться агрессивными.

Зачастую подопечных, склонных к агрессивным проявлениям сотрудники называют «трудными». Однако, в каждом из таких случаев сотрудники должны задаваться вопросом, действительно ли эти клиенты «трудные», или они просто стараются отстоять свою независимость и открыто заявить о своих потребностях, которые часто игнорируются сотрудниками. Основной задачей сотрудников центра в подобных ситуациях является выяснение истинных причин агрессивного поведения клиентов и оказание им необходимой помощи и поддержки.

Сотрудникам необходимо помнить, что агрессия не всегда является негативной, а, следовательно, не надо осуждать агрессивно настроенного клиента. Например, если человек вынужден целый день сидеть в кресле перед телевизором - он может стать агрессивным, так как ему не предоставлено личное пространство, где бы он смог заняться самостоятельно или переключиться на другой вид деятельности. Такую агрессию следует признавать правомочной и принимать меры во благо клиента, проводить работу с родственниками.

^

Агрессия и люди, страдающие нарушениями психики


Люди, страдающие нарушениями психики, не всегда «ведают, что творят» и, какое влияние это оказывает на окружающих. Они могут расстраиваться и злиться из-за невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

^ Запомните! Очень важно не вступать в спор с такими клиентами, т.к. они не могут контролировать собственное поведение. Они даже не понимают, что ситуация реальна.

Пример: 89-летняя пожилая женщина регулярно пытается покинуть дом и уехать в деревню. Она считает, что дома в деревне должна приготовить обед для своего мужа. В действительности, ее муж умер уже 20 лет назад. Если женщине не удается покинуть жилище, она проявляет агрессию.

В таком случае сотрудник своим вмешательством (говоря женщине, что она не может уйти) провоцирует агрессию со стороны клиентки. Но из сложившейся ситуации существует, по крайней мере, два выхода.

Первый способпереключить внимание подопечного на какую-либо деятельность. Это довольно легко сделать, т.к. у таких людей очень слабая концентрация внимания. В данном случае, сотрудник может предложить пожилой женщине сначала вместе сходить за пальто, ведь на улице довольно холодно. Пройдя несколько метров он может завести разговор на другую тему, и ситуация будет разрешена. Внимание пожилой женщины переключится, и она забудет о том, что собиралась уехать.

Второй способ«подыграть» подопечному. В данном примере указано, что для клиентки очень важно прийти домой и приготовить для мужа обед. В действительности это невозможно. Таким образом, сотрудник может сказать, что до него дошел слух, будто муж задержится на работе, и у них двоих есть время выпить чашечку чая и вместе подождать возвращения мужа.

Однако, всегда следует помнить о том, что отношения между сотрудниками и подопечными строятся на основе доверия и честности. Таким образом, использование второго метода следует ограничить и применять его только в крайних случаях, когда правда может вызвать лишний стресс.
^

Агрессия, направленная на сотрудников



Агрессия, направленная на сотрудника, может вызвать у него негативные эмоции, что очень опасно, так как может помешать объективной оценке сложившейся ситуации. В данном случае у сотрудника есть только один выход — не пытаться самостоятельно решить возникшую проблему, а попросить помощи коллеги.

Сотрудник способен самостоятельно уладить конфликт, только будучи уверенным, что:

    1. сможет справиться со своими эмоциями;

    2. хорошо знает клиента и стратегии управления агрессивными проявлениями.

В противном случае даже не следует пытаться быть миротворцем, а обратиться за помощью к коллегам по работе.

Иногда действия того или иного сотрудника толкают людей на выражение агрессии, поэтому каждому необходимо задумываться над тем, чем же спровоцирована определенная ситуация. Только в случае, если человек (сотрудник) будет честен сам с собой - он сможет найти правильное решение и предотвратить повторение инцидента.


^ Контроль над проявлениями агрессии


Данная глава рассматривает такие понятия как «насилие», «агрессивные проявления», а также причины их возникновения и методы предотвращения или управления подобными проявлениями. Принципы, на которых основана работа в данном направлении следующие:

  • ни один клиент не должен страдать от нанесения телесных повреждений или оскорблений со стороны окружающих;

  • ни один сотрудник не должен страдать от нанесения телесных повреждений или оскорблений при исполнении своих обязанностей.

Возможность управления агрессивностью способствует снижению уровня и количества ситуаций агрессии по отношению к людям, вовлеченным в процесс ухода.
^

Осознание причин возникновения агрессивного поведения



Существует ряд причин, вследствие которых пожилые люди становятся агрессивными. Понимание подобных причин поможет сотрудникам предотвратить различные проявления агрессии.

Ниже приведены некоторые из причин, вызывающих агрессивное поведение:

  • Защитное поведение

Если человек чувствует угрозу по отношению к себе, он может стать агрессивным, чтобы как-то защитить себя.

  • Снижение способности к самообслуживанию

С возрастом у людей снижаются способности к самообслуживанию (например, человек не может самостоятельно одеться), вследствие чего, возникает необходимость в постоянном использовании посторонней помощи. Осознание этого может привести к раздражительности и проявлению агрессии со стороны пожилого человека.

  • Столкновение с действительностью

Некоторые пожилые люди страдают дезориентацией во времени, т. е. они не воспринимают существующую реальность, а живут в прошлом. Попытка вернуть их к действительности, в особенности, если она (действительность) носит негативный характер (например, потеря близких людей) может вызвать у пожилых людей волнение и гнев.

  • Внезапные и неожиданные действия

Такие действия по отношению к пожилому человеку, страдающему нарушениями зрения или слуха, могут напугать или встревожить его и привести к агрессивным проявлениям.

  • Неправильное понимание

Люди, особенно страдающие деменцией (слабоумие), могут неправильно понимать окружающих или происходящие события, что может являться предпосылкой к агрессивности.

  • Проблемы с памятью

Нарушения памяти могут привести человека к проявлению насилия или агрессивности. Например, клиент может стать чрезмерно подозрительными, считая, что его обманывают.

  • Стресс

Агрессивность является возможным следствием стресса.

  • Эмоции

Целый ряд эмоций может привести к агрессивности, в том числе страх, смятение и т.д.

  • Боль

Испытывая боль, люди часто становятся нервными и агрессивными, особенно, если они не могут точно определить характер боли и выразить это словесно.

Социальные работники должны немедленно реагировать на любые проявления агрессии. Чем дольше игнорируется ситуация агрессии, тем дольше она сохраняется и усиливается.
^

Признаки агрессивности


Любой случай проявления агрессии можно распознать по предшествующим ему предупреждающим признакам. Они могут включать:

  • возбужденный внешний вид;

  • принятие напряженной позы;

  • использование угрожающих жестов;

  • изъяснение на повышенных тонах;

  • изменение цвета кожи;

  • повышение потоотделения.
^

Способы управления агрессивностью



Поговорка гласит: “Профилактика лучше, чем лечение”. Всегда легче предотвратить агрессию, чем бороться с ее последствиями.

Мы предлагаем использовать следующие приемы управления агрессивностью:
^

Практические мероприятия:


  • оцените степень собственной безопасности;

  • если возможно, позвольте человеку удалиться и успокоиться (часто это является наилучшим способом);

  • заверьте человека, что Вы знаете пути выхода из сложившейся ситуации;

  • предоставьте человеку альтернативу поведения (например, “Почему бы нам ни сесть, и не обсудить ситуацию?”).

Межличностные технические приемы:

  • уважайте личное пространство человека;

  • пытайтесь не отражать позу разгневанного человека;

  • сохраняйте свой голос тихим и спокойным;

  • позвольте агрессивно настроенному человеку рассказать о своих проблемах, но посоветуйте ему сделать это в более подходящей обстановке (если вовлечены окружающие люди).
^

Личная безопасность:


  1. если Вы чувствуете, что не можете самостоятельно разрешить сложную конфликтную ситуацию или повлиять на данного человека – обратитесь за помощью к своему руководителю;

  2. всегда серьезно относитесь к угрозе агрессии.


Вывод

Важно помнить, что профилактика лучше, чем лечение. Поэтому всегда легче предотвратить агрессию, чем бороться с ее последствиями. Сотрудникам необходимо наблюдать за изменениями в поведении клиентов и выявлять признаки, предшествующие возникновению ситуаций агрессии. Для эффективного разрешения ситуаций агрессии сотрудникам необходимо знать и использовать в своей работе способы управления агрессивным поведением.

^

Снижение риска появления агрессии


Чтобы избежать возможности проявления агрессии, необходимо как можно раньше распознать существование каких-либо противоречий, которые могут привести к конфликту. К способам предотвращения проявлений агрессии можно отнести своевременное взаимное информирование, которое включает в себя:

Открытое выражение чувств, собственных состояний, мыслей, намерений в спокойном, корректном тоне. Например, «Мария Ивановна, Ваши слова звучат для меня обидно. Я расстроена…».

Доведение до сведения собеседника информации, содержащей обратную связь, относительно того, как мы воспринимаем и толкуем его поведение. Например, «Мне кажется, Вы хотите меня обидеть. По крайней мере, Ваше поведение для меня оскорбительно…».

Для предупреждения возможного проявления агрессии необходимо уметь предугадывать поведение людей, понимать его мотивы. В ряде случаев предотвратить агрессию можно, правильно оценив ситуацию и ее последствия, а так же состояние собеседника (клиента/коллеги), сняв напряженность еще до начала столкновения. Когда человек находится в нехарактерном для него состоянии, которое может вызвать агрессию с его стороны, у него изменяется мимика, жестикуляция и т.д. Для состояния эмоционального напряжения характерны особые движения, которые выдают беспокойство. Движения, характерные для состояния беспокойства, заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, потирании рук, почесывании глаз, лба, носа, подбородка и т.д.

Когда социальный работник выходит к клиенту на дом, то он должен знать планировку квартиры и уметь открывать (с внутренней стороны) замки входной двери. Социальный работник должен знать обслуживаемого клиента с точки зрения возможности проявления им агрессивных действий. Желательно, чтобы в личной учетной карточке клиента ставилась отметка о степени его конфликтности и агрессивности.

^ Квалифицированный, качественный уход также снижает риск проявления агрессии. Например, следование таким основополагающим принципам работы учреждений социального обслуживания, как доброжелательное отношение и уважение индивидуальности каждого, поддерживает и утверждает в людях чувство собственного достоинства. Что, в свою очередь, дает возможность распознать агрессию и своевременно обезопасить себя и окружающих.

^ Реакция на проявления агрессии


На любые проявления агрессии необходимо немедленно реагировать. Прежде всего, необходимо поддержать человека, который «раскрывается» перед Вами. При этом обратите особое внимание на следующие правила межличностного общения:

Всегда верьте и показывайте, что Вы верите тому, что говорит человек.

Пытайтесь реагировать на полученную Вами информацию спокойно, без потрясений.

Убеждайте собеседника, что Вы не считаете его виновным в том, что случилось.

Соблюдайте конфиденциальность, ясно осознавая, в каких ситуациях и кому Вы можете передать эту информацию.

^ Сообщение о подозреваемом факте агрессии
Часто люди не рассказывают о случаях агрессии по ряду причин. Это может быть:

боязнь человека, проявляющего агрессию (т.е. агрессора);

чувство собственной вины за произошедшее;

недостаток средств связи или навыков общения;

замешательство, растерянность.

Важно, чтобы сотрудники внимательно наблюдали за происходящими в состоянии и поведении клиентов и коллег изменениями, четко фиксировали и передавали непосредственным руководителям любые подозрения о возможности проявлений агрессии с целью совместного поиска путей для устранения причин возникновения агрессии и оказания пострадавшему помощи.

Регистрация признаков и симптомов агрессии очень важна, так как именно с их помощью можно обнаружить возможный источник агрессии и своевременно ее предупредить. Однако, необходимо помнить о том, что сотрудник, записывающий информацию, должен фиксировать только факты и быть при этом предельно объективным.

Например:

Ольга Ивановна работает в отделении дневного пребывания. Во время обслуживания клиентки М., она замечает на руке гипс. Ольга Ивановна интересуется, как женщина получила эту травму. Клиентка, в свою очередь, нерешительно сообщает ей, что дома она потеряла сознание и упала в обморок. Тщательно пронаблюдав за поведением клиентки, Ольга Ивановна замечает, что та чем-то сильно обеспокоена.

Когда муж клиентки М. пришел, чтобы встретить ее, Ольга Ивановна поинтересовалась у него тем, как женщина получила травму. Муж сообщил, что она упала, когда потеряла сознание. При этом разговоре мужчина становился раздражительным и отказывался отвечать на дальнейшие вопросы. Он позвал жену, и они немедленно уехали.

Ольга Ивановна письменно сообщила своему руководителю об этом случае. Это выглядело следующим образом:

11 февраля 2011 г.

Клиентка М. Прибыла в ОДП со сломанной рукой. Возможно, эту травму ей причинил ее муж, так как во время беседы, он был чрезвычайно подозрительным. Следует отметить, что семья М. – мусульмане. Клиентка – очень послушная и немногословная, а ее муж не захотел отвечать на мои вопросы.

Отчет сотрудницы представляет из себя лишь предположение, в нем не изложены объективные факты. Здесь так же демонстрируются некоторые дискриминационные проявления. Подобное сообщение может рассматриваться как клевета.

Более точный отчет относительно данного инцидента мог бы выглядеть так:

11 февраля 2011 г.

Клиентка М. приехала в ОДП со сломанной рукой. На мой вопрос о полученной травме, клиентка ответила, что дома потеряла сознание и упала в обморок. Ее муж на мой вопрос о травме жены ответил также. Сегодня клиентка М. была обеспокоенной (отрешенно ходила по комнате) и замкнутой, она не желала участвовать в проводимых в отделении мероприятиях. Такое поведение для нее не характерно.

Выяснять причины травм или повреждений нужно очень осторожно. Прямое вмешательство в личную жизнь человека не допустимо как для сотрудников учреждений социального обслуживания, так и для сотрудников прочих учреждений.

Изучение и разрешение ситуаций агрессии осуществляется не одним человеком и не одной службой. В определенных случаях, могут быть задействованы различные организации, оказывающие услуги разного рода (юридические, медицинские и др.). Благодаря совместной работе различных организаций, деятельность по предотвращению проявлений агрессии и оказанию помощи пострадавшим осуществляется комплексно, и затрагивает все аспекты данной проблемы: физиологический, психологический, социальный, медицинский, юридический.

^ Роль сотрудников учреждений социального обслуживания заключается в содействии в совместной деятельности всем заинтересованным службам. Объективное, четкое изложение фактов – это главный принцип работы сотрудников учреждений социального обслуживания в оказании пожилым гражданам помощи и предоставлении гарантий защиты их интересов.

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными,

находящимся в кризисном состоянии



Работая с пожилыми людьми, многие сотрудники для описания душевного состояния того или иного подопечного употребляют такие слова, как «рассеянный», «забывчивый» и «психически неуравновешенный». Эти слова указывают на то, что с человеком что-то происходит. Сотрудникам следует выяснить, что побуждает клиента вести себя подобным образом. Необходимо четко выделить все признаки нестабильной психики, чтобы предоставить нужную информацию специалисту (лечащему врачу или психотерапевту).

Важно помнить, что, если человек достиг пожилого возраста - это вовсе не означает, что он утратил физические и умственные способности. Пожилые люди прекрасно самостоятельно справляются с различными заданиями в том случае, если у них есть хороший стимул, и их деятельность сопровождается одобрением окружающих. Ваше отношение и подход к подопечным во многом определит их поведение.

В работе с клиентами сотрудникам учреждения необходим позитивный настрой. Помните, что люди с особыми потребностями, возникающими в результате психического нездоровья, могут многое делать самостоятельно, если им это разрешить и поощрять в процессе деятельности. Сотрудники должны оказывать клиентам помощь в использовании их огромного внутреннего потенциала и реализации возможностей, что в конечном итоге приведет к улучшению их эмоционально-психического состояния.http://kp.ru/f/12/image/10/26/2682610.jpg

Сотрудникам следует обращаться с подопечными тактично и мягко, с уважением относиться ко всем их потребностям. Необходимо четко и уверенно объяснять подопечным свои действия. Доброжелательное выражение лица, общее спокойствие и, при необходимости, прикосновения имеют огромное значение в работе с подобными клиентами. Важно с большим вниманием относиться к просьбам и вопросам подопечных, не оставлять их без ответа. Поощряйте любую инициативу и самостоятельный выбор своих подопечных.

Помимо самих клиентов, сотрудникам также следует оказывать помощь и поддержку их родственникам, которым зачастую трудно понять, что же происходит с пожилым человеком, и почему его поведение становится неприемлемым. Сотрудники могут объяснить родственникам состояние подопечного, и предложить варианты поведения в процессе общения с ним.

Внимательно выслушивайте родственников клиента и оказывайте им всевозможную поддержку!

Подопечные, находясь в неустойчивом эмоционально-психологическом состоянии, могут быть очень требовательными, напуганными и агрессивно настроенными по отношению к окружающим их людям, которым следует объяснять природу подобных состояний, а также добиваться понимания и оказания нуждающимся всяческой поддержки.

Если Вы будете честны и открыты с людьми - они почувствуют себя более уверенно.

Поначалу, работа с подопечными, находящимися в кризисном эмоционально-психическом состоянии, может показаться Вам сложной. Такая работа действительно физически и морально утомительна. И, тем не менее, Вам следует научиться понимать природу потребностей данной категории подопечных и удовлетворять их. В этом Вам поможет полученная информация об обстоятельствах жизни подопечных, наблюдение за происходящими изменениями в их поведении и состоянии. В большинстве случаев поведение подобных клиентов несет в себе тот или иной подтекст. Проявив терпение и понимание, а также, используя полученные знания, Вы сможете «расшифровать» поведение подопечных и оказать им необходимую помощь и поддержку.

Помните, что, несмотря на негативные изменения в эмоционально-психологическом состоянии, подопечные имеют те же права, потребности и желания, как и другие люди.


Список используемой литературы

1. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов н/д, 1997.

2. Амосов Н. М. Преодоление старости. М., 1996.

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.

4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.

5. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. М., 2004.

6. Долотин Б. «Для людей старшего поколения» // Социальное обеспечение №7, 1999г.


Государственное автономное учреждение Саратовской области

«Комплексный центр социального

обслуживания населения

Вольского района»


^ Директор КЦСОН Вольского района

Валерий Александрович Катков


Наш адрес:

412900 г. Вольск, Саратовская обл.

ул. Чернышевского 74


Адрес электронной почты:

csonvol@yandex.ru

Адрес сайта ГАУ СО

«КЦСОН Вольского района»:

cso.vvolske.ru

Телефоны:

Административный корпус

(секретарь): 8(845-93) 7-05-23


Составлен специалистом по социальной работе

организационно-методического

отделения Аксеновой О.А.

Тираж 50 экземпляров


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Инструкция по уходу за инструментами все режущие инструменты должны поддерживаться в остром состоянии!

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Методические рекомендации по уходу за больными при проведении интенсивной химиотерапии. Лечение и
Методические рекомендации по уходу за больными при проведении интенсивной химиотерапии
Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Рекомендации по уходу за подмерзшими плодовыми деревьями и восстановление садов в республике дагестан

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Рекомендации по послеоперационному уходу Стоматологическая (дентальная) имплантология как одно из

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта
Федерального закона от 30. 06. 2002 №78-фз, сотрудникам таможенных органов, имеющих выслугу 20 лет...
Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Рекомендации по уходу за изделием Избегайте использования вблизи открытого огня или других источников

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Практические рекомендации по уходу за водой в бассейне и использованию препаратов Напуск бассейна

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Аналитическая записка по доходам от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении

Рекомендации сотрудникам по уходу за подопечными, находящимися в кризисном состоянии icon Практические рекомендации по специализированному уходу и домашней реабилитации детей-инвалидов (для

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы