Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс





Скачать 126.28 Kb.
Название Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс
Дата 05.04.2013
Размер 126.28 Kb.
Тип Урок
Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;

  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определять личностную значимость темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

  • Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

  • Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.

  • Проблемный – почему надо соблюдать норму в употреблении витаминов?

  • Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.

  • Наглядный –выставка витаминов, презентация.

  • Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному –

  • личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия: Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые, водорастворимые, цинга, бери- бери, рахит.

^ Оборудование: мультимедийная презентация, набор для рисования плакатов, учебник, стенд «Витамины»

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм человек не в силах. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

СЛАЙД 2

“Я люблю жизнь и хочу жить!” Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находиться в наших руках, жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ” (Поль Брег). Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы:

• Здоровье дороже золота.

• Где здоровье, там и красота.


^ П. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя ( из истории открытия витаминов): Сегодня на уроке мы познакомимся с чудесной азбукой здоровья. Это витамины.

^ СЛАЙД 3


Для начала немного истории.

СЛАЙД 4


Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, сосновым пивом - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину.

СЛАЙД 5

Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета исследовал роль минеральных веществ в питании.

СЛАЙД 6

Н.И. Лунин кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путём из химически чистых веществ. Мыши, потребляющие в пищу химически чистые вещества, гибли на 11-й день подобно тем мышам, которым к искусственной еде добавляли поваренную соль, соду и минеральные соли. Партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова. У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что это какие-то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таком естественном продукте, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами (“вита” – жизнь). Исследования Лунина долгое время были малоизвестны и о них забыли. Но опыты Лунина были повторены позже в России, Швейцарии, Великобритании, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опытов подтвердилась.

СЛАЙД 7

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь". Сейчас известно около 80 видов витаминов.



  1. ^ Классификация витаминов.

СЛАЙД 8

Учитель: Все известные сейчас витамины делятся на 2-е группы:

жирорастворимые витамины

и

водорастворимые витамины

A, D, E, K




B, C, P ,PP и др.

и обозначаются латинскими буквами.

  1. ^ Виды витаминной недостаточности.

СЛАЙД 9

Учитель: Недостаток витаминов вызывает такие болезни как авитаминоз - отсутствие в организме какого-либо витамина,

СЛАЙД 10

или гиповитаминоз - частичная недостаточность витамина. Но не стоит и злоупотреблять витаминами, это может привести к гипервитаминозу, который проявляется в виде интоксикации (отравления) организма. Гипервитаминоз очень часто наблюдается у людей, которые занимаются культуризмом – бодибилдингом и нередко без меры употребляют пищевые добавки и витамины.

СЛАЙД 11

^ 4. Театрализованное представление витаминов учащимися.

Учитель:
А теперь настало время познакомиться с нашими героями Витаминами, тем более они нетерпеливо ждут своего выхода. (Витамины шумно выходят на сцену, спорят)

Учитель: Ну, всё-всё, успокоились. Мы сейчас каждому дадим слово, и вы расскажите свои истории о себе.

Витамин В1: Можно я расскажу о себе?

Учитель: Кто это – я?

Витамин В1: Я – это витамин В1 – тиамин.

Учитель: А почему В1? А не 2, 3, сколько же вас?

Витамин В1: Нас много, но я, наверное, был обнаружен первым, поэтому называюсь В1.

Учитель: Ну, пожалуйста, расскажи о себе, а заодно о своих братьях.

СЛАЙД 12

Витамин В1: В 1890 г. голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У местных жителей немели руки и ноги, поражались нервы конечностей, расстраивалась походка. Ноги у больных были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает “оковы”. Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у населения, жившего в прибрежных районах Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда Эйкман кормил кур очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. При кормлении неочищенным рисом они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями, и только в последние десятилетия удалось выделить вещества из отрубей в чистом виде – жёлтые кристаллики. Их получил польский биохимик К. Функ. Одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Это вещество было названо витамином В1 (тиамином), то есть моим именем. Животные и человек меня синтезировать не могут, и их жизнь зависит от поступления меня из внешней среды. Меня синтезируют растения и многочисленные виды микроорганизмов. Я живу в дрожжах, зародышах и оболочках зерновых злаков, в хлебе из крупного помола. У нас большая семья. У меня много родственников и они так же важны для вас. Например, мой брат – витамин В2 или как я его называю – рибофлавин. Мало кто знает, что если его нет в организме, то вы будете страдать поражением слизистой оболочки рта, губ. У вас появятся трещины, заеды, начнётся шелушение кожи, светобоязнь, слезотечение. А если не будет пиридоксина – витамина В6 – то вообще дела плохи. Могут быть тошнота, психические расстройства.

А вот мой брат, цианокобаламин Витамин В12… (его прерывает витамин А)

Витамин А: Да хватит, имей совесть.

СЛАЙД 13

Витамин В12: Я сам могу о себе рассказать. Вы знаете, что за болезнь – злокачественное малокровие? Обычная форма малокровия связана с недостатком гемоглобина в крови и легко излечивается полноценным питанием, пребыванием на воздухе, отдыхом. Злокачественная анемия долгое время была неизлечима, так как учёные не знали вызывающих её причин. Впервые эту болезнь описал в 1855 году английский врач Эдисон. У больных злокачественной формой малокровия в костном мозге образовывались ядерные эритроциты, неспособные превращаться в нормальные, безъядерные эритроциты. Когда установили связь этой болезни с недостатком в организме витамина В, больным стали давать полусваренную или сырую печень. Из вытяжки печени химики в 1948 году получили красные кристаллы, и это был я – витамин В12, то есть цианокобаламин. Только потом учёные узнали, что я образуюсь бактериями в почве, прудах и болотах. А уже из почвы попадаю с кормом в желудок и кишечник животного. Когда меня много, я откладываюсь в печени. Знайте, каждый день вы должны употреблять меня в небольшом количестве с пищей. И запомните, если меня будет не хватать, то это приведёт к бессоннице, депрессии, к развитию старческого слабоумия, спутанности мышления. Обычно меня много в следующих продуктах: в семенах злаковых, бобовых, в пивных дрожжах, икре, печени, яичном желтке.

Витамин А: (перебивает речь витамина В12) Что это здесь династия “бешек” расхвасталась? Их послушать, то они самые главные, и если их не будет, то все будут калеками.

Учитель: Успокойтесь, витамины, мы всем дадим слово, но только по порядку, так как все вы для нас важны. Вот сейчас были водорастворимые витамины. Среди вас есть аскорбиновая кислота — это витамин С. Ты что молчишь? Может, скажешь о себе что-нибудь? Ведь твоё присутствие в организме увеличивает устойчивость витаминов Bl, B2, А.

СЛАЙД 14

Витамин С: Да, вы всё уже обо мне сказали в начале своего рассказа о путешественниках. Болезнь цинга появляется, когда меня не хватает в организме. Одно добавлю, я помогаю ещё людям справляться со стрессом. Ведь гормон надпочечников, выделяемый при стрессах, содержит аскорбат. Кроме того, необходимо помнить, меня постоянно надо добавлять в организм, а живу я в таких растениях, как шиповник, черная смородина, лимон, зеленый лук, грецкие орехи. (говорит скромно), но я считаю, что я не главный витамин. Давайте послушаем ретинол – витамин А. Тем более, он так нетерпелив.

СЛАЙД 15

Витамин А: Спасибо, друг. Наконец-то и мне дали слово! Впервые я был выведен из моркови, поэтому и назвали меня каратиноидом (от англ. carrot – морковь). У нас очень большой род. Нас насчитывается около 500. Проблемы организма при недостаточном моём присутствии знают многие: кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими, появляются угри. Но самая опасная болезнь – “куриная слепота”, так как ретинол – составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза и если меня нет, вы плохо видите, особенно вечером.

Учитель: Уважаемый Ретинол, а теперь расскажите, где вы живёте и как пополнить вами организм человека?

Витамин А: Я могу находиться как в растительной (шпинат, томат, зеленый горошек), так и в животной пище (сливочное масло, рыбий жир, печень, сливки, сметана). И запомните, пожалуйста: наличие витамина А – это один из главных факторов ответственных за то, что дети в более развитых странах гораздо легче переносят инфекционные заболевания, такие как корь, ветряная оспа, тогда как в странах с низким уровнем жизни намного выше смертность. Я защищаю от простуд, гриппа, инфекций дыхательных путей, пищеварительного тракта, мочевых путей.

Учитель: Большое спасибо вам за информацию. Ну, кому ещё предоставить слово?

Витамин D: Ну, мне кажется, настала наша очередь. (обращается к витамину Е) Как вы думаете, уважаемый токоферол? Может, начнёте вы?

Витамин Е: Спасибо кальциферол, но я уступаю вам.

СЛАЙД 16

Витамин D: Тогда, давайте знакомиться: я кальциферол, то есть витамин D. Я образуюсь под действием ультрафиолета в тканях животных, растений и человека. В животной пище меня можно найти в желтке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, икре. А в растениях — в люцерне, хвоще, крапиве, петрушке. Моё образование под действием солнечного света зависит от многих факторов: это возраст (в старом организме меньше витамина D), исходная пигментация (чем темнее кожа, тем меня меньше), уровня загрязнения атмосферы и т.п. Если меня мало, может возникнуть заболевание “рахит”, связанное со слабыми костями. ( слайд № )Более лёгкие формы дефицита проявляются такими симптомами, как потеря аппетита, снижение веса, жжение во рту и горле, бессонница. Ну, хватит о плохом. Вам слово, токоферол.

СЛАЙД 17

Витамин Е: Я завершу наше знакомство с витаминами рассказом о себе. Впервые моё назначение узнали в 1920 году, и помогла в этом белая крыса. Будучи плодовитой, при длительной молочной диете она прекратила размножение. У неё развился авитаминоз – нехватка витамина Е. В 1922 году Эванс и Бишон установили, что я необходим для нормальной овуляции и зачатия. В 1936 году меня впервые получили из масел ростков зерна. Синтез осуществлён в 1938 году Каррером. В дальнейшем выяснили, что я улучшаю циркуляцию крови, регулирую ткани, замедляю старение, способствую предупреждению катаракт, снимаю судороги ног. В 1997 году была открыта моя способность облегчать диабет и улучшать иммунную функцию организма. Моё местопребывание – это растительные масла, семечки, яблоки, орехи, зелёные листовые овощи, печень, молоко, овсянка, соя, лист малины, плоды шиповника.


СЛАЙД 18


^ 5. Правила употребления витаминов.

Учитель:
Нам так понравились ваши истории. И я от всех хочу вас поблагодарить за интересные рассказы. А наших слушателей хочу предупредить, что потребность организма в разных витаминах различна. Для большей части витаминов потребление каждого из них по 2–3 мг в сутки вполне достаточно. Современная промышленность выпускает огромное количество витаминных препаратов. Но, употреблять их нужно дозировано. Избыток витаминов, которые принимают в виде аптечных препаратов, может быть вреден.

СЛАЙД 19


Витамин А: Например, чрезвычайное потребление витамина А вызывает поражение печени, судороги, отложение солей в суставах.

Витамин D: Особенно вредно превышение нормы (0,003 мг) потребления витамина D, избыток которого может вызвать отравление.

СЛАЙД 20


Учитель: А в каком же виде лучше употреблять витамины: натуральном или искусственном? Естественные витамины – биологический комплекс, он имеет особую структуру и естественно связан с другими веществами. Но даже летом и осенью витамины, содержащиеся в свежих продуктах, не могут обеспечить потребности организма. Искусственный витамин – это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило, лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина. «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению. На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов


СЛАЙД 21

^ 6. Мифы о витаминах.

С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них .

МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.

МИФ 2Организм привыкает к витаминам.

МИФ 3.Витамины для красоты нужно принимать курсами.

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.

МИФ 5. Витамины из растворимых шипучих таблеток усваиваются лучше, чем из обычных.

МИФ 6. В овощах и фруктах достаточно витаминов.

^ 7. Рефлексия. Тестирование учащихся.

Учитель:
А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, хватает ли витаминов у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами “да” или “нет” ( тестирование и подсчет результатов).

СЛАЙД 22


Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

СЛАЙД 23

Подсчет результатов: За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.
^

Учитель: Сегодня на уроке мы открываем рекламное агентство. Вы должны составить рекламный плакат о витамине.

Класс делится на группы.(1-4)




- Прочитайте в учебнике информацию о витамине, нарисуйте рекламный плакат, где отражается информация текста, подготовьте выступающего.

^

На подготовку 6 минут.

1 группа – витамин А.


2 группа – витамин В1

3 группа – витамин С.

4 группа – витамин D.


Действие учителя: консультация групп.

Деятельность учащихся: афиширование рекламного плаката у доски, применяя стихи, песни, рисунки, загадки!


Афиширование плаката.


^ 8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: пар.38 заполнить таблицу в рабочей тетради стр.7

Вывод учителя.
Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!

Литература:

1. Муртазин Г.М.Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.

2. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

3. «Биология.Человек.» учебник автор Р.Д.Маш,А.Г.Драгомилов для 8 класса

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс Задачи урока

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon «Витамины «Азбука здоровья»

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Биология 9 класс урок пресс конференция

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Программа и тематическое планирование биология. Человек 8 класс 2012 2013 учебный год
Учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных...
Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Урок (химия + биология): "Витамины"
Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1...
Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Азбука здоровья

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Пояснительная записка урок №27 6 класс

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon «Витамины» 10 класс

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Витамины (от латинского vita- жизнь) имеют большое значение для поддержания здоровья человека. Организм

Урок «Витамины – «Азбука здоровья», биология, 8 класс icon Новая программа добровольного медицинского страхования «азбука здоровья» (стоматология)

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы