Тема занятия icon

Тема занятия





Скачать 223.99 Kb.
Название Тема занятия
Дата 05.04.2013
Размер 223.99 Kb.
Тип Документы
Поурочный план-конспект по биологии, предпрофильного курса 8 класс

Занятие №_____

Тема занятия: Витамины и их значение

Тип занятия: обобщение, углубление и закрепление полученных знаний по типу

интегрированного урока

Метод обучения: словесный, наглядный, практический

Форма организации работы учащихся на уроке: коллективно-индивидуальная работа

в проектной деятельности

Цели занятия: 1) продолжить развитие познавательного интереса к предмету, формирование умений обобщать, делать выводы, работать в проектной деятельности,

2) развивая естественно-научное мышление через усвоение роли витаминов для биологических систем; 3) воспитывая умение работать в группе, слушать и слышать, приобщаться к ЗОЖ.

Задачи:

- создать условия для осознания и осмысления блока информации – уже известной, но расширив ее границы;

- актуализировать личностную значимость для учащихся роли витаминов в биологических системах;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать с позиции логики;

- развивать коммуникативные способности через посредства работы в малых группах;

- продолжить формирование навыков получать информацию с помощью различных источников, в том числе компьютера;

- обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, возможность учащимся воспринимать учебный материал, одновременно используя зрительный, слуховой и кожно-мышечный анализаторы;

- в процессе взаимодействия учащихся дать возможность каждому осознавать, как его труд, участие в работе создают условия для собственного успеха и успеха других участников событий.

^ Опорные знания: по теме обмена веществ

Оборудование и реактивы: рисунки, схемы, таблицы, ИАД, проекты, муляжи, оборудование для лабораторной работы


^ Организационная структура занятия:

Ход урока

1.Информационно-мотивационный этап

Оргмомент.

1. Знакомство с планом работы на занятии и форме его проведения.

Занятие предусматривает для нас традиционную форму проведения – это работа в группах по созданию проектов

2. Работа в группах

Здоровье – это богатство которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Часто говорят « Эта пища полезная в ней много витаминов». Но не многие знают, что такое витамины, откуда они берутся, на что влияют.

  1. Блиц-опрос

  1. Что такое витамины? Витамины – это жизненно необходимые органические соединения (понятие из биословаря).

  2. Сколько в настоящее время известно наиболее необходимых витаминов – 30.

  3. в каком возрасте витамины играют чрезвычайно важную роль в организме – в детском и юношеском возрасте.

  4. где содержатся витамины – в основном в растительной пище, но есть они и в продуктах животного происхождения.

  5. Как обозначаются витамины – заглавными буквами латинского алфавита.

  6. На какие группы подразделяются витамины – жирорастворимые и водорастворимые.

  7. Как называется болезнь недостатка того или иного витамина в организме – гиповитаминоз.

  8. Переизбыток витамина в организме называется – гипервитаминоз.

  9. Что такое авитаминоз – нарушение обмена веществ вызванный недостатком какого либо витамина.

  10. Цифры – индексы возле обозначения витамина означают – порядок открытия витаминов В1, В2 и т.д.

11. Что означает понятие провитаминов – природные соединения не являющиеся витаминами, но легко превращающиеся в них в организме.


^ 2. Презентация домашнего задания. Проекты групп на тему «Витамины»:

Группа 1 – историки (история открытия витаминов)

Группа 2 – биохимики (лабораторная работа с витаминами)

Группа 3 – диетологи (содержание витаминов в продуктах, суточная потребность)

Группа 4 – врачи-терапевты, иммунолог (болезни вызванные нехваткой витаминов)

(по ходу презентации заполняется таблица)

Итак слово предоставляется историкам

^ Группа 1 – историки (история открытия витаминов)

Речь на занятии пойдет о группе веществ, о существовании которых уже начинает говорить в 5 веке до нашей эры, древнегреческий врач Гиппократ, в 18 веке Капитан Кук, а в 19 веке французский химик Жан Батист Андре Дюма высказал гипотезу, в которой предположил, что для полноценного питания необходимы: кроме белков, жиров, углеводов и минеральных веществ еще какие-то пищевые вещества, не известные науке. Уже через 9 лет в 1880 году русский врач-педиатр Николай Иванович Лунин проводил опыты на мышах, вскармливая их натуральным и искусственным молоком. Мыши, выкармливаемые натуральным молоком, нормально развивались. А те, что получили искусственную смесь, вскоре погибли. Врач пришел к выводу, что в искусственной смеси не было тех веществ, которые были в натуральном молоке. А в 1912 году польский ученый Казимир Функ доказал опытным путем наличие этих веществ и дал им название витамины (вита – жизнь, амины – аминогруппа – амины жизни).


Химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли. Все витамины жизненно важны. О том на какие группы делятся все витамины нам расскажут биохимики.

^ Группа 2 – биохимики (лабораторная работа с витаминами)

Лабораторная работа.

Слово биохимикам:

Витамины

Водорастворимые Жирорастворимые

(В, С, РР) (А, Д, Е, К)

  1. Биохимик – жирорастворимые витамины накапливаются в жировой ткани и печени, т.о. могут приниматься прозапас, также возможно их накопление и передозировка. Поэтому человек, который хорошо питается, может жить месяцами, не употребляя витамин А и не испытывая при этом никаких нарушений здоровья. Они мало разрушаются под воздействием температуры, их прием возможен курсами. Основной источник – животные жиры (печень, яйца, сливочное масло).

^ Демонстрирует опыт № 1 Определение витамина А в подсолнечном масле

В пробирку наливает 1 мл подсолнечного масла и добавляет 2-3 капли 1%-го раствора хлорида железа 3. При наличие витамина А появиться ярко-зеленая окраска.


  1. Биохимик – водорастворимые витамины разрушаются под воздействием температуры, их избыток выводится из организма, т.е. запаса создать нельзя, и необходим ежедневный постоянный прием профилактической дозы. Эти витамины выводятся мочой, хотя небольшой запас их остается в организме.

^ Демонстрирует опыт № 2 Определение витамина С в яблочном соке

В пробирку наливает 2 мл яблочного сока и добавляет воды до 10 мл. Затем вливает немного крахмального клейстера (1 гр крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляет 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.


Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Каждому человеку важно уметь правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Как это сделать расскажут диетологи.

^ Группа 3 – диетологи (содержание витаминов в продуктах, суточная потребность)


продукт

Содержание витаминов в 100 г продуктов, мг

А

В1

В2

РР

С

Земляника

0,09

0,04

0,04

3,5

7

Абрикосы

2

-

0,01

-

7

Виноград

0,02

-

0,01

-

3

Клюква

-

-

-

-

10

Крыжовник

1,01

-

-

-

50

Смородана черная

0,7

0,06

-

-

300

Смородина красная

-

0,07

-

-

30

Малина

0,25

0,07

-

-

25

Апельсин

0,30

0,06

0,03

-

40

Картофель

0,2

0,07

0,04

5,05

10

Капста свежая

0,2

0,14

0,07

4,5

30

Морковь

9

0,1

0,07

14,4

5

Свекла

0,01

0,12

0,08

4,7

10

Лук репчатый

0,02

0,07

0,01

-

10

помидоры

2

0,07

0,04

16,5

40


Любое заболевание это испытание для организма, требующее мобилизации защитных сил, повышенного расхода биологически активных веществ, в том числе и витаминов. Поэтому пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному. Врачи-терапевты расскажут недостаток какого витамина проводит к тому или иному заболеванию.

^ Группа 4 – врачи-терапевты,

Нехватка витамина А приводит к сухости кожи, она трескается, шелушится, нарушаются функции зрения, возникает такая болезнь как болезнь куриная слепота, когда человек плохо видит ночью.

При нехватки витамина Е развивается у женщин бесплодие, мышечная дистрофия, анемия, Недостаток витамина Д приводит к болезни рахит, в раннем возрасте не правильно формирetncz скелет. Голова становится большой, а ноги искривляются.

нарушение зрения

Нарушение свертываемости крови, кровопотери являются следствием не достаточного количества в организме витамина К.

Нарушение обмена веществ, пищеварения, расстройства нервной системы, перебои в сердечно - сосудистой системе, возникновение болезни бери-бери - это расстройство нервной системы вызвано нехваткой витамина В1.

Не достаточное количество витамина В2 вызывает слезоточивость, и задержку роста.

Анемию, дерматит и судороги вызываются не достатком витамина В6.

Злокачественную анемию может вызвать малое количество витамина В12.

Утомляемость, воспаление слизистых оболочек, кровоточивость десен, выпадение зубов и наконец болезнь цинга может вызвана нехваткой витамина С.

А избыток витамина РР может вызвать пеллагру (болезнь органов пищеварения), при ней кожа становится шершавой и волдыриться.


Слово фармацевту.

^ Суточная потребность в витаминах

Витамин

Суточная потребность

^ С (аскорбиновая кислота)

50-100 мг

В1 (тиамин)

1,4-2,4 мг

В2 (рибофлавин)

1,5-3,0 мг

^ РР (ниацин)

15-25 мг

А (ретинол)

0,5-2,5 мг

Д (кальциферол)

2,5 мг

Е (токоферол)

8-15 мг

К (филлохинон)

0,2-3 мг


Слово иммунологу.^ Иммунолог (болезни вызванные нехваткой витаминов)

Витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни.


И так мы выслушали все выступления, прошу заполнить не хватающие данные в таблицах и сдать их на проверку.

Способы сохранения витаминов в продуктах:

Сохранение витаминов в продуктах – не переварить, не пережарить, использовать эмалированную или термостойкую из стекла посуду, консервирование (сохранить) – солить, квасить, вялить, коптить, сушить, замораживать.


Закрепление: заполнить таблицу на доске

1. Классификации витаминов

2. болезни и авитаминоз

Болезни

авитаминоз

Куриная слепота

А ретинол

Бери-бери

В1 тиамин

Не свертываемость крови

К филлохинон

Рахит

Д кальциферол

Злокачественная анемия

В12 цианкобаламин

Пеллагра

РР ниацин

Цинга

С аскорбиновая кислота

Бесплодие

Е токоферол

Задержка роста

В2 рибофлавин


4. Рефлекционно-оценочный этап.

Оценка за работу. Итог занятия.

5. Домашнее задание


Группы витаминов

Жирорастворимые

^ Название, сут.доза

Источники

Функции

Заболевания, вызванные нехваткой

А ретинол, суточная доза – 1-2 мг

Рыбий жир, печень, молоко, шпинат, морковь, сливочное масло, свекла, абрикосы

Рост, развитие организма, формирование эпителиальной ткани, обновление клеток кожи и волос, зрение

Кожа сухая, трескается, шелушится, болезнь куриная слепота (плохо видит ночью)

провитамин А - каротин

Превращается в стенках кишки и печени

Е токоферол, сут.доза –

10-20 мг

Зародыш пшеницы, ржаная мука, печень, зеленые овощи, нет синтеза

Формирование и регуляция деятельности кровеносной системы, работа печени

Бесплодие, мышечная дистрофия, анемии, нарушение зрения

Д кальциферол, сут.доза – 2,5 мкг

Пивные дрожжи, рыбий жир, яичный желток, синтез в коже под ультрафиолетом

Всасывание из пищи кальция, образование костей, зубов, усвоение фосфора

Болезнь рахит, неправильное формирование скелета

К филлохинон, сут.доза –

0,2-3 мг

Овощи, томаты, печень, синтезируется в кишечнике

Свертываемость крови

Нарушение свертываемости крови, кровопотери

водорастворимые

В1 тиамин, сут.доза-2,3 мг

Зародыш пшеницы, субпродукты, дрожжи, синтеза нет

Тканевое дыхание, ЦНС, регулятор жирового и углеводного обмена

Нарушение обмена веществ, пищевар., нервная, ССС, бери-бери расстройство НС

В2 рибофлавин, сут.доза –

2-2,5 мг

Мясные и молочные продукты, яичный желток, нет синтеза

Зрительная функция, синтез гемоглобина (кроветворение)

Слезоточивость, задержка роста

В6 пиридоксин, сут.доза- 2,3 мг

Злаки, капуста, лук, синтезируется кишечной микрофлорой

Белковый и жировой обмен, усвоение железа, созревание эритроцитов

Анемия, дерматит, судороги

В12 цианкобаламин, сут.доза –

2-3 мг

Злаки, бобы, печень, яичный желток, почки, говядина, свинина, дрожжи, синтез незначительный

кроветворение

Злокачественная анемия

С аскорбиновая кислота, сут.доза-

60-100 мг

Картофель, квашенная капуста, лук, чеснок, цитрусовые, томаты, зеленые овощи, не синтезируется

Метаболизм соединительной ткани, устойчивость к инфекциям

Утомляемость, воспаление слизистых, кровоточивость десен,

цинга

РР ниацин, никотиновая кислота, сут.доза –

15-20 мг

Земляника, картофель, капуста, морковь, свекла, томаты, синтеза нет

Ок-вос реакции в клетках, работа желудка, кишечника

избыток вызывает пеллагру (болезнь органов пищеварения) шершавая кожа



^ Группа 1 – историки (история открытия витаминов)

Речь на занятии пойдет о группе веществ, о существовании которых уже начинает говорить в 5 веке до нашей эры, древнегреческий врач Гиппократ,

Родился он на острове Кос за 460 лет до н. э. Он один из первых начал изучать витамины .

Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — династии врачей, претендовавших на то, что она ведёт своё происхождение от Асклепиябога медицины. Считалось, что Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении.

Умер Гиппократ около 370 лет до н. э. в Фессалии, где ему и поставлен памятник, на его тысячелетие была написана «Клятва Гиппократа», которая стала кодексом профессиональной чести для всех врачей мира


в 18 веке Капитан Кук,

Английский мореплаватель 18 века.

В своих морских путешествиях обнаружил, что употребление свежих фруктов предохраняет от цинги – болезни, которая разрушает десна и вызывает выпадение зубов.


а в 19 веке французский химик Жан Батист Андре Дюма высказал гипотезу, в которой предположил, что для полноценного питания необходимы: кроме белков, жиров, углеводов и минеральных веществ еще какие-то пищевые вещества, не известные науке.


Уже через 9 лет в 1880 году русский врач-педиатр Николай Иванович Лунин проводил опыты на мышах, вскармливая их натуральным и искусственным молоком. Мыши, выкармливаемые натуральным молоком, нормально развивались. А те, что получили искусственную смесь, вскоре погибли. Врач пришел к выводу, что в искусственной смеси не было тех веществ, которые были в натуральном молоке.


В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде (оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов) ; оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20 %-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу, поэтому он им дал название витамины (вита – жизнь, амины – аминогруппа – амины жизни). В последствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла.


^ Группа 2 – биохимики (лабораторная работа с витаминами)


Витамины делятся на две группы:


Витамины

Водорастворимые Жирорастворимые

(В, С, РР) (А, Д, Е, К)


  1. Биохимик – жирорастворимые витамины накапливаются в жировой ткани и печени, т.о. могут приниматься прозапас, также возможно их накопление и передозировка. Поэтому человек, который хорошо питается, может жить месяцами, не употребляя витамин А и не испытывая при этом никаких нарушений здоровья. Они мало разрушаются под воздействием температуры, их прием возможен курсами. Основной источник – животные жиры (печень, яйца, сливочное масло).

^ Демонстрирует опыт № 1 Определение витамина А в подсолнечном масле

В пробирку наливает 1 мл подсолнечного масла и добавляет 2-3 капли 1%-го раствора хлорида железа 3. При наличие витамина А появиться ярко-зеленая окраска.



  1. Биохимик – водорастворимые витамины разрушаются под воздействием температуры, их избыток выводится из организма, т.е. запаса создать нельзя, и необходим ежедневный постоянный прием профилактической дозы. Эти витамины выводятся мочой, хотя небольшой запас их остается в организме.



^ Демонстрирует опыт № 2 Определение витамина С в яблочном соке

В пробирку наливает 2 мл яблочного сока и добавляет воды до 10 мл. Затем вливает немного крахмального клейстера (1 гр крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляет 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с.


^ Группа 3 – диетологи (содержание витаминов в продуктах, суточная потребность)


Витамины содержатся почти во всех овощах и фруктах (демонстрирует плоды).


Из показанной вам таблицы видно, что почти все овощи и фрукты богаты витаминами А и С, немного меньше в них витаминов В1, В2 и РР.

Однако все группы витаминов содержат земляника, картофель, капуста свежая, морковь, свекла, помидоры.


продукт

Содержание витаминов в 100 г продуктов, мг

А

В1

В2

РР

С

Земляника

0,09

0,04

0,04

3,5

7

Абрикосы

2

-

0,01

-

7

Виноград

0,02

-

0,01

-

3

Клюква

-

-

-

-

10

Крыжовник

1,01

-

-

-

50

Смородана черная

0,7

0,06

-

-

300

Смородина красная

-

0,07

-

-

30

Малина

0,25

0,07

-

-

25

Апельсин

0,30

0,06

0,03

-

40

Картофель

0,2

0,07

0,04

5,05

10

Капуста свежая

0,2

0,14

0,07

4,5

30

Морковь

9

0,1

0,07

14,4

5

Свекла

0,01

0,12

0,08

4,7

10

Лук репчатый

0,02

0,07

0,01

-

10

помидоры

2

0,07

0,04

16,5

40



Ценность всех этих продуктов давно доказана, поэтому в нашем рационе должны присутствовать все эти продукты питания. И только тогда питание будет считаться полноценным.



А ретинол,

Рыбий жир, печень, молоко, шпинат, морковь, сливочное масло, свекла, абрикосы

Влияет на рост, развитие организма, формирование эпителиальной ткани, обновление клеток кожи и волос, зрение

Е токоферол,

Зародыш пшеницы, ржаная мука, печень, зеленые овощи, нет синтеза

Формирует и регулирует деятельность кровеносной системы, работа печени

Д кальциферол,

Пивные дрожжи, рыбий жир, яичный желток, синтез в коже под ультрафиолетом

Всасывает из пищи кальция, образует кости, зубы, способствует усвоению фосфора

К филлохинон,

Овощи, томаты, печень, синтезируется в кишечнике

Свертывает кровь

В1 тиамин,

Зародыш пшеницы, субпродукты, дрожжи, синтеза нет

Участвует в тканевом дыхании, ЦНС, регулирует жировой и углеводный обмен

В2 рибофлавин,


Мясные и молочные продукты, яичный желток, в организме нет синтеза

Осуществляет зрительную функцию, синтез гемоглобина (кроветворение)

В6 пиридоксин,

Злаки, капуста, лук, синтезируется кишечной микрофлорой

Участвует в белковом и жировом обмене, усвоение железа, созревание эритроцитов

В12 цианкобаламин,


Злаки, бобы, печень, яичный желток, почки, говядина, свинина, дрожжи, синтез незначительный

Участвует в кроветворении

С аскорбиновая кислота,


Картофель, квашенная капуста, лук, чеснок, цитрусовые, томаты, зеленые овощи, в организме не синтезируется

Осуществляет метаболизм соединительной ткани, устойчивость к инфекциям

РР ниацин, никотиновая кислота,


Земляника, картофель, капуста, морковь, свекла, томаты, синтеза нет в организме

Участвует в окислительно –восстановительных реакциях в клетках, в работе желудка, кишечника



^ Группа 4 – врачи-терапевты,

Нехватка витамина А приводит к сухости кожи, она трескается, шелушится, нарушаются функции зрения, возникает такая болезнь как болезнь куриная слепота, когда человек плохо видит ночью.


При нехватки витамина Е развивается у женщин бесплодие, мышечная дистрофия, анемия, Недостаток витамина Д приводит к болезни рахит, в раннем возрасте не правильно формирует скелет. Голова становится большой, а ноги искривляются.

нарушение зрения


Нарушение свертываемости крови, кровопотери являются следствием не достаточного количества в организме витамина К.


Нарушение обмена веществ, пищеварения, расстройства нервной системы, перебои в сердечно - сосудистой системе, возникновение болезни бери-бери - это расстройство нервной системы вызвано нехваткой витамина В1.


Не достаточное количество витамина В2 вызывает слезоточивость, и задержку роста.

Анемию, дерматит и судороги вызываются не достатком витамина В6.

Злокачественную анемию может вызвать малое количество витамина В12.


Утомляемость, воспаление слизистых оболочек, кровоточивость десен, выпадение зубов и наконец болезнь цинга может вызвана нехваткой витамина С.


А избыток витамина РР может вызвать пеллагру (болезнь органов пищеварения), при ней кожа становится шершавой и волдыриться.


Слово фармацевту.


^ Суточная потребность в витаминах

Витамин

Суточная потребность

^ С (аскорбиновая кислота)

50-100 мг

В1 (тиамин)

1,4-2,4 мг

В2 (рибофлавин)

1,5-3,0 мг

^ РР (ниацин)

15-25 мг

А (ретинол)

0,5-2,5 мг

Д (кальциферол)

2,5 мг

Е (токоферол)

8-15 мг

К (филлохинон)

0,2-3 мг



Слово иммунологу. Иммунолог (болезни вызванные нехваткой витаминов)

Витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема занятия icon Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы

Тема занятия icon Тема занятия
Цель занятия: Формирование четких и правильных действий при оказании первой доврачебной помощи (Слайд...
Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема занятия

Тема занятия icon Тема Вид занятия

Тема занятия icon Тема практического занятия

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы