|
Скачать 223.99 Kb.
|
Поурочный план-конспект по биологии, предпрофильного курса 8 класс Занятие №_____ Тема занятия: Витамины и их значение Тип занятия: обобщение, углубление и закрепление полученных знаний по типу интегрированного урока Метод обучения: словесный, наглядный, практический Форма организации работы учащихся на уроке: коллективно-индивидуальная работа в проектной деятельности Цели занятия: 1) продолжить развитие познавательного интереса к предмету, формирование умений обобщать, делать выводы, работать в проектной деятельности, 2) развивая естественно-научное мышление через усвоение роли витаминов для биологических систем; 3) воспитывая умение работать в группе, слушать и слышать, приобщаться к ЗОЖ. Задачи: - создать условия для осознания и осмысления блока информации – уже известной, но расширив ее границы; - актуализировать личностную значимость для учащихся роли витаминов в биологических системах; - создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать с позиции логики; - развивать коммуникативные способности через посредства работы в малых группах; - продолжить формирование навыков получать информацию с помощью различных источников, в том числе компьютера; - обеспечить синтез словесных и наглядных методов обучения, возможность учащимся воспринимать учебный материал, одновременно используя зрительный, слуховой и кожно-мышечный анализаторы; - в процессе взаимодействия учащихся дать возможность каждому осознавать, как его труд, участие в работе создают условия для собственного успеха и успеха других участников событий. ^ по теме обмена веществ Оборудование и реактивы: рисунки, схемы, таблицы, ИАД, проекты, муляжи, оборудование для лабораторной работы ^ Ход урока 1.Информационно-мотивационный этап Оргмомент. 1. Знакомство с планом работы на занятии и форме его проведения. Занятие предусматривает для нас традиционную форму проведения – это работа в группах по созданию проектов 2. Работа в группах Здоровье – это богатство которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Часто говорят « Эта пища полезная в ней много витаминов». Но не многие знают, что такое витамины, откуда они берутся, на что влияют.
11. Что означает понятие провитаминов – природные соединения не являющиеся витаминами, но легко превращающиеся в них в организме. ^ Группа 1 – историки (история открытия витаминов) Группа 2 – биохимики (лабораторная работа с витаминами) Группа 3 – диетологи (содержание витаминов в продуктах, суточная потребность) Группа 4 – врачи-терапевты, иммунолог (болезни вызванные нехваткой витаминов) (по ходу презентации заполняется таблица) Итак слово предоставляется историкам ^ Речь на занятии пойдет о группе веществ, о существовании которых уже начинает говорить в 5 веке до нашей эры, древнегреческий врач Гиппократ, в 18 веке Капитан Кук, а в 19 веке французский химик Жан Батист Андре Дюма высказал гипотезу, в которой предположил, что для полноценного питания необходимы: кроме белков, жиров, углеводов и минеральных веществ еще какие-то пищевые вещества, не известные науке. Уже через 9 лет в 1880 году русский врач-педиатр Николай Иванович Лунин проводил опыты на мышах, вскармливая их натуральным и искусственным молоком. Мыши, выкармливаемые натуральным молоком, нормально развивались. А те, что получили искусственную смесь, вскоре погибли. Врач пришел к выводу, что в искусственной смеси не было тех веществ, которые были в натуральном молоке. А в 1912 году польский ученый Казимир Функ доказал опытным путем наличие этих веществ и дал им название витамины (вита – жизнь, амины – аминогруппа – амины жизни). Химическая природа витаминов была открыта после установления их биологической роли. Все витамины жизненно важны. О том на какие группы делятся все витамины нам расскажут биохимики. ^ Лабораторная работа. Слово биохимикам: Витамины Водорастворимые Жирорастворимые (В, С, РР) (А, Д, Е, К)
^ В пробирку наливает 1 мл подсолнечного масла и добавляет 2-3 капли 1%-го раствора хлорида железа 3. При наличие витамина А появиться ярко-зеленая окраска.
^ В пробирку наливает 2 мл яблочного сока и добавляет воды до 10 мл. Затем вливает немного крахмального клейстера (1 гр крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляет 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Каждому человеку важно уметь правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Как это сделать расскажут диетологи. ^
Любое заболевание это испытание для организма, требующее мобилизации защитных сил, повышенного расхода биологически активных веществ, в том числе и витаминов. Поэтому пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному. Врачи-терапевты расскажут недостаток какого витамина проводит к тому или иному заболеванию. ^ Нехватка витамина А приводит к сухости кожи, она трескается, шелушится, нарушаются функции зрения, возникает такая болезнь как болезнь куриная слепота, когда человек плохо видит ночью. При нехватки витамина Е развивается у женщин бесплодие, мышечная дистрофия, анемия, Недостаток витамина Д приводит к болезни рахит, в раннем возрасте не правильно формирetncz скелет. Голова становится большой, а ноги искривляются. нарушение зрения Нарушение свертываемости крови, кровопотери являются следствием не достаточного количества в организме витамина К. Нарушение обмена веществ, пищеварения, расстройства нервной системы, перебои в сердечно - сосудистой системе, возникновение болезни бери-бери - это расстройство нервной системы вызвано нехваткой витамина В1. Не достаточное количество витамина В2 вызывает слезоточивость, и задержку роста. Анемию, дерматит и судороги вызываются не достатком витамина В6. Злокачественную анемию может вызвать малое количество витамина В12. Утомляемость, воспаление слизистых оболочек, кровоточивость десен, выпадение зубов и наконец болезнь цинга может вызвана нехваткой витамина С. А избыток витамина РР может вызвать пеллагру (болезнь органов пищеварения), при ней кожа становится шершавой и волдыриться. Слово фармацевту. ^
Слово иммунологу.^ ) Витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни. И так мы выслушали все выступления, прошу заполнить не хватающие данные в таблицах и сдать их на проверку. Способы сохранения витаминов в продуктах: Сохранение витаминов в продуктах – не переварить, не пережарить, использовать эмалированную или термостойкую из стекла посуду, консервирование (сохранить) – солить, квасить, вялить, коптить, сушить, замораживать. Закрепление: заполнить таблицу на доске 1. Классификации витаминов 2. болезни и авитаминоз
4. Рефлекционно-оценочный этап. Оценка за работу. Итог занятия. 5. Домашнее задание Группы витаминов
^ Речь на занятии пойдет о группе веществ, о существовании которых уже начинает говорить в 5 веке до нашей эры, древнегреческий врач Гиппократ, Родился он на острове Кос за 460 лет до н. э. Он один из первых начал изучать витамины . Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов — династии врачей, претендовавших на то, что она ведёт своё происхождение от Асклепия — бога медицины. Считалось, что Гиппократ был потомком бога в 18-м поколении. Умер Гиппократ около 370 лет до н. э. в Фессалии, где ему и поставлен памятник, на его тысячелетие была написана «Клятва Гиппократа», которая стала кодексом профессиональной чести для всех врачей мира в 18 веке Капитан Кук, Английский мореплаватель 18 века. В своих морских путешествиях обнаружил, что употребление свежих фруктов предохраняет от цинги – болезни, которая разрушает десна и вызывает выпадение зубов. а в 19 веке французский химик Жан Батист Андре Дюма высказал гипотезу, в которой предположил, что для полноценного питания необходимы: кроме белков, жиров, углеводов и минеральных веществ еще какие-то пищевые вещества, не известные науке. Уже через 9 лет в 1880 году русский врач-педиатр Николай Иванович Лунин проводил опыты на мышах, вскармливая их натуральным и искусственным молоком. Мыши, выкармливаемые натуральным молоком, нормально развивались. А те, что получили искусственную смесь, вскоре погибли. Врач пришел к выводу, что в искусственной смеси не было тех веществ, которые были в натуральном молоке. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде (оказавшееся, как потом выяснилось, смесью витаминов) ; оно было довольно устойчивым по отношению к кислотам и выдерживало, например, кипячение с 20 %-ным раствором серной кислоты. В щелочных растворах активное начало, напротив, очень быстро разрушалось. По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу, поэтому он им дал название витамины (вита – жизнь, амины – аминогруппа – амины жизни). В последствии, однако, оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин "витамины" настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело уже смысла. ^ Витамины делятся на две группы: Витамины Водорастворимые Жирорастворимые (В, С, РР) (А, Д, Е, К)
^ В пробирку наливает 1 мл подсолнечного масла и добавляет 2-3 капли 1%-го раствора хлорида железа 3. При наличие витамина А появиться ярко-зеленая окраска.
^ В пробирку наливает 2 мл яблочного сока и добавляет воды до 10 мл. Затем вливает немного крахмального клейстера (1 гр крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляет 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. ^ Витамины содержатся почти во всех овощах и фруктах (демонстрирует плоды). Из показанной вам таблицы видно, что почти все овощи и фрукты богаты витаминами А и С, немного меньше в них витаминов В1, В2 и РР. Однако все группы витаминов содержат земляника, картофель, капуста свежая, морковь, свекла, помидоры.
Ценность всех этих продуктов давно доказана, поэтому в нашем рационе должны присутствовать все эти продукты питания. И только тогда питание будет считаться полноценным.
^ Нехватка витамина А приводит к сухости кожи, она трескается, шелушится, нарушаются функции зрения, возникает такая болезнь как болезнь куриная слепота, когда человек плохо видит ночью. При нехватки витамина Е развивается у женщин бесплодие, мышечная дистрофия, анемия, Недостаток витамина Д приводит к болезни рахит, в раннем возрасте не правильно формирует скелет. Голова становится большой, а ноги искривляются. нарушение зрения Нарушение свертываемости крови, кровопотери являются следствием не достаточного количества в организме витамина К. Нарушение обмена веществ, пищеварения, расстройства нервной системы, перебои в сердечно - сосудистой системе, возникновение болезни бери-бери - это расстройство нервной системы вызвано нехваткой витамина В1. Не достаточное количество витамина В2 вызывает слезоточивость, и задержку роста. Анемию, дерматит и судороги вызываются не достатком витамина В6. Злокачественную анемию может вызвать малое количество витамина В12. Утомляемость, воспаление слизистых оболочек, кровоточивость десен, выпадение зубов и наконец болезнь цинга может вызвана нехваткой витамина С. А избыток витамина РР может вызвать пеллагру (болезнь органов пищеварения), при ней кожа становится шершавой и волдыриться. Слово фармацевту. ^
Слово иммунологу. Иммунолог (болезни вызванные нехваткой витаминов) Витаминный дефицит ускоряет старение организма и увеличивает частоту возникновения инфекционных заболеваний и злокачественных опухолей, что значительно сокращает продолжительность и качество жизни. |
![]() |
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы |
![]() |
Тема занятия Цель занятия: Формирование четких и правильных действий при оказании первой доврачебной помощи (Слайд... |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема занятия |
![]() |
Тема Вид занятия |
![]() |
Тема практического занятия |