Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon

Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы





Скачать 106.88 Kb.
Название Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы
Дата 04.02.2013
Размер 106.88 Kb.
Тип Документы
Занятия №10. Тема: Гальванический элемент. Возникновение ЭДС в полости рта. Коррозия.

Цель: Вам необходимо овладеть учебной программой данного занятия научиться применять данный материал в своей будущей профессии врача.


Сделайте записи в рабочей тетради по плану:

-дата;

-номер занятия;

-тема занятия;

-цель занятия;

-основные вопросы темы.


Учебные вопросы занятия.

  1. Электрохимия

1.1.Электрическая проводимость растворов электролитов.

1.2.Влияние различных факторов на электропроводимость. Закон Кольрауша.

1.3.Электрическая проводимость клеток и тканей в норме и при патологии.

1.4.Кондуктометрия.

  1. Гальванический элемент. Электроды сравнения и электроды определения. Возникновение контактного потенциала.

  2. Возникновение ЭДС в полости рта.

3.1.Коррозия металлических конструкций в полости рта.

3.2.Гальванические токи в полости рта.

4. Потенциометрия. Методика проведения. Построение кривой титрования.

Ваши действия по подготовке к занятию и отработке программы занятия:

При подготовки к домашнему занятию повторите:

  • Расположение металлов в электрохимическом ряду напряжений в связи с последовательностью изменения их стандартных окислительно-восстановительных потенциалов;

  • Понятия об электрохимических процессах, возникающих при погружении металлических пластинок в воду или в раствор электролитов;

  • Химическое равновесие в растворах электролитов и его смещение по принципу Ле-Шателье;

  • Возникновение потенциала на стандартном водородном электроде;

  • Количественные критерии оценки возможности протекания той или иной окислительно-восстановительной реакции.

  • Процессы электролиза в растворах электролитов.

При отработке первого учебного вопроса обратите внимания на:

  • Определение электрохимии, виды электрохимических методов анализа и их применении в медицинских исследованиях;

  • Отличие проводников I рода от проводников II рода;

  • Удельную и молярную проводимости растворов и влияние на их величину концентрации, температуры, вязкости раствора, радиуса и заряда иона и межионного взаимодействия;

  • То что ткани живых организмов содержат раствор электролитов и могут являться проводниками электрического тока;

  • Возможность применения кондуктометрического титрования в медицинской практике.

При отработке второго учебного вопроса обратите внимание на:

  • Структуру гальванического элемента как химического источника тока и механизм его функционирования;

  • Запись гальванических цепей и уравнений реакции, протекающих в них;

  • Отличие электродов сравнения от электродов определения и материал, из которого они изготовлены;

  • Условия возникновения контактного потенциала в ротовой полости.



При отработке третьего учебного вопроса обратите внимание на:

  • Причину возникновения коррозии в металлических конструкциях в полости рта; условия, в которых работают металлические протезы и химизм разрушения металлических протезов;

  • Процесс возникновения гальванических токов в полости рта при наличии металлических протезов из разнородных металлов.



^ При отработке четверного учебного вопроса обратите внимание на:

  • Физико-химические методы исследования, одним из которых является потенциометрия и возможности ее применения для определения точки эквивалентности в мутных и окрашенных растворах, а также применение потенциометрии в медицинской практике.



Рекомендуемая литература:

  • Основная литература

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А.Попков, С.А.Пузаков), 976 с. –М,ГЭОТАР Медиа, 2009 г.

2. Практикум по общей и биоорганической химии. Учебное пособие для

студентов медицинских вузов ( Ред. В.А.Попков).- М., АКАДЕМИЯ., 3 изд., 235 с., 2008 г.

  • Дополнительная литература:

1. Общая химия. Учебник для медицинских вузов. (В.А.Попков, С.А.Пузаков), 976 с. - М, ГЭОТАР Медиа, 2007 г.

2. Биофизическая и бионеорганическая химия (А.С. Ленский, И.Ю.Белавин, С.Ю.Быликин), М, МИА, 2008, - 416 с

3.Слесарев В.И. «Химия: Основы химии Живого: Учебник для вузов. СПб: Химиздат, 2000. -768 с.

4. Лабораторный практикум по общей химии: уч. пособие Гончаров В.И. и др. – Ставрополь, 2003 г.

  • программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение

  • базы данных, информационно-справочные поисковые системы интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины , в том числе: -Chemlib.ru, Chemist.ru, ACDLabs, MSU. ru., и др.



^ Лабораторная работа. Определение концентрации раствора иодида калия методом потенциометрического титрования с использованием в качестве титранта перманганата калия


Ход работы

  1. В стаканчик вносят 20 мл исследуемого раствора иодида калия, добавляют 2 мл раствора серной кислоты с Cf =0,2 моль/л, затем опускают электроды, подключенные к потенциометру.

  2. К анализируемому раствору из бюретки порциями по 1,0 мл при постоянном перемешивании прибавляют раствор перманганата калия, и каждый раз измеряются ЭДС элемента. В начале титрования, когда концентрация исследуемого раствора велика, добавление титранта вызывает незначительное изменение потенциала электрода сравнения и ЭДС. В момент эквивалентности скачок потенциала резко возрастает, а затем при избытке титранта, снова плавно изменяется. После резкого скачка потенциала делают несколько измерений (3-4) и заканчивают титрование.

  3. По данным титрования строится кривая зависимости ЭДС от прибавляемого объема титранта (на оси абсцисс откладывается объем титранта, на оси ординат - величина ЭДС). Точка эквивалентности определяется как середина вертикального участка (скачка титрования), из этой точки на ось абсцисс опускается перпендикуляр для определения эквивалентного объема титранта.

  4. По данным титрования рассчитывают концентрацию исследуемого раствора иодида калия, используя при этом основную формулу объемного анализа:

Cf (КI) • V(KI) = Cf (KMn04) • V (KMnO4)

Приложение.

Коррозия в металлических конструкциях полости рта

Коррозией (лат. Corrodere – разрушать) называют процесс разрушения металлов в связи с химическим или электрохимическим взаимодейтсвием их с внешней средой. Металлы в результате коррозии изменяют ряд химических и технических характеристик. Стоматологические конструкционные металлы и сплавы должны обладать повышенной коррозионной устойчивостью к ротовой жидкости и среде, возникающей в полости рта во время приема пищи. Коррозийные разрушения изменяют поверхность металла по-разному: равномерно, местно, межкристаллитно.

Наименее опасная коррозия это равномерная, т.е. механическая прочность в этом случае изменяется незначительно, поверхность металла становится шероховатой, приобретает изрытый вид.

Местная коррозия разрушает отдельные участки, появляются пятна, точечные поражения. Возникает она в неоднородной поверхности при включениях или внутренних напряжениях, приводит к резким изменениям механических свойств изделий.

Межкристаллитная коррозия происходит по границам зерен-кристаллитов, агрессивная среда проникает в глубь металла. Внешний вид изделия не меняется, но изделие легко ломается. Этому виду коррозии особенно подвержены нержавеющие стали.

Металлические зубные изделия находятся в полости рта в благоприятных для коррозии условиях. Коррозии благоприятствует ротовая жидкость как электролит, температурные условия и знакопеременные нагрузки, испытываемые металлическими зубными конструкциями. Из многочисленных сплавов для изготовления стоматологических протезов пригодными оказались золотые, серебряно-палладиевые, кобальтохромовые, нержавеющая сталь.

Коррозийные разрушения возникают в результате химических и электрохимических процессов. В агрессивных средах, не проводящих электрического тока, например, газах, при высоких температурах обычно развивается химическая коррозия. Если образуется плотно прилегающая оксидная пленка, то она препятствует диффузии активных молекул газа (кислород воздуха) и скорость диффузии снижается. Оксидная пленка пассивирует поверхность металла. В ряде случаев металлы специально пассивируют – алюминий, железо, хром – азотной кислотой. Газовая коррозия наблюдается в зубопротезировании в основном при изготовлении и починке протезов. В условиях эксплуатации протезов может развиваться электрохимическая коррозия. При определенных условиях оба процесса могут протекать одновременно.

Коррозию с позиции химии следует рассматривать или как окисление металлов и образование нерастворимых продуктов типа ржавчины, или как переход металла в раствор в виде ионов. Атомы металла частично диссоциированы, и в теле металла всегда имеются ионы и несвязанные электроны. При контакте металла с водой или раствором соли металла происходит переход ионов в раствор, что обуславливает нескомпенсированность электронов и отрицательный заряд металла, его потенциал. Потенциалы, измеренные по отношению к стандарту (водородному электроду), составляют стандартный ряд электрохимических потенциалов. Электродные потенциалы металлов в 3%-ном растворе поваренной соли по величинам близки к потенциалам в жидкости полости рта.

^ Схема химических процессов

Растворенный в воде кислород способен к восстановлению

O2 +4H+ + 4e → 2H2O (I)

Аналогичный процесс восстановления происходит и с ионами водорода:

2H + 2e → H2 (II)

Растворенный кислород и ионы водорода – важнейшие окислители электрохимической коррозии. Но подвергаются процессу окисления этими факторами различные металлы по-разному, в зависимости от величин их электрохимических потенциалов.

Потенциал I реакции при pH = 7 будет иметь значении 0,8В. Такой кислород может окислить те металлы, потенциал которых меньше 0,8В, т.е. те, которые расположены в ряду стандартных потенциалов от его начала до Ag (φK+ - 2,92B, φAg++0,8B)

Потенциал II реакции при pH = 7 равен 0,41В. Следовательно, ионы водорода в этих условиях могут окислять только те металлы, потенциал которых меньше этой величины, т.е. металлы от начала ряда до кадмия (φCd+2-0,40B). Но многие из этих металлов образуют оксидные пленки, которые препятствуют процессу электрохимической коррозии. Однако в присутствии Cl- пленка становится неоднородной, непрочной, т.к. Cl- не изоморфен О2-, и замещение О2- на Cl- приводит также к коррозии. Рассмотрим наиболее распространённый вид коррозии – коррозию железа (стали). Этот элемент особенно сильно подвержен коррозии, т.к. его поверхность обладает высокой реакционной способностью и имеет гетерогенное состояние.

В электрохимическом отношении железо представляет довольно сильно электроположительный элемент по сравнению с водородом и кислородом. Поэтому оно обладает свойствами анода по отношению к примесям и другим точкам катодного характера на поверхности металла. Электродные реакции, чаще всего происходящие в результате коррозии железа, описываются уравнениями:

Fe → Fe2+ + 2e (на аноде)

2H+ + 2e → H2 (на катоде)

2H2O + O2 + 4e →4OH- (на катоде)

^ Схема коррозии железа:

Fe2O3 •(H2O)n Факторы воздействия окружающей среды

H2O, H+, OH-, O2, CO2

Fe+2 Fe+2 Fe+2 e H+ H2


Fe Анод Катод

Скорость протекания процесса определяется pH, концентрацией кислорода, электролитов, воздействием блуждающих токов, неоднородными механическими напряжениями и нагрузками в металле, неоднородности в его структуре. Расстояния между анодными и катодными участками могут быть микроскопически малыми или достигать больших расстояний.

^ Гальванические токи в металлических конструкциях полости рта

Другим важным с позиции стоматологической практики является процесс возникновения в ротовой полости гальванических токов при наличии в ней металлических конструкций, металлических пломб разных металлов. Рассмотри схему возможного процесса.

Если в растворе находятся два металла с различными потенциалами, то при их замыкании возникает гальванический элемент. При этом электроны «переходят» от более отрицательного электрода к более положительному (например, от Zn к Cu и т.д., см. подробную методразработку по электрохимии). Металл стремится восстановить свой паотенциал. Это вызывает переход его ионов в раствор. Таким образом, более отрицательный электрод растворяется, т.е. корродирует. В сплавах, как было уже отмечено выше, обязательно есть включения, поэтому неоднородные участки приобретают разные потенциалы, а т.к. структурные элементы замкнуты через тело металла, то образуются локальные участки микроэлементов, выступающих в каестве анода, которые в этих условиях растворяются.

Например, в системе железо-графит участок железа как более отрицательный будет растворятся. Такими анодными учяастками могут быть деформированная часть конструкции, области изделия со знаительными механическими нагрузками, трещины в оксидных пленках, где возможно возниконовение разности потенциалов, а далее коррозия. Рассмотренные механизмы электрохимической коррозии приводят к выводу о нецеоесообразности применения разнородных металлов для изготовления протезов и пломб, т.к. это приведет к образованию постоянно действующего гальванического элемента в полости рта.

Механизм возниконовения тока в полости рта рассмотрим на примере. Представим челюсть, имеющую всего дву зуба – клык с амальгамной пломбой и резец, на котором золотая вкладка, контактирующая с влажными деснами. Электролитом является слюна. Амальгамная пломба изолирована от слюны эмалью зуба, но контакт со слюной осуществляется за счет проводимости дентина и эмали.

Рассмотрим рисунок, на котором показан контакт между электродами (золотая вкладка – амальгамная пломба) через электролит слюну (I). Гальванический элемент золотая вкладка (электролит) – амальгамная пломба замыкается через оболочку корня и кость (II). Путь, по которому возможно направление тока: пломба – вкладка через пульпу и сосудистую систему (III). Это достаточно сложный вариант гальванического элемента, но возможный. Для более простых вариантов – два разных металла, вытспающие как электроды в виде зубов, мостов, пломб, вкладко и электролит слюна.

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Тема занятия
Цель занятия: Формирование четких и правильных действий при оказании первой доврачебной помощи (Слайд...
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Темы заключается в том, что будущим врача важно знать правила госпитализации инфекционных больных,

Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Практического занятия №2-3: Физические основы лучевой диагностики. Основные принципы и методы получения

Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Курс, медико-диагностический факультет Автор: коллектив сотрудников кафедры гомель, 2012
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Вней представлены: I....
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Кафедра внутренних болезней №3, поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсами дерматовенерологии
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Вней представлены: I....
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Кафедра внутренних болезней №3, поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсами дерматовенерологии
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Вней представлены: I....
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Кафедра внутренних болезней №3, поликлинической терапии и общеврачебной практики с курсами дерматовенерологии
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Вней представлены: I....
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Организация участковой терапевтической службы в Республике Беларусь. Экспертиза трудоспособности
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. Вней представлены: I....
Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Задачи занятия: Врезультате теоретического освоения темы данного занятия студент должен знать : Особенности

Тема занятия; цель занятия; основные вопросы темы icon Тема: Ожоги
Цель занятия: сформировать представления о видах ожогах и оказании первой медицинской помощи
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы