Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя?





Скачать 116.38 Kb.
Название Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя?
Дата 02.02.2013
Размер 116.38 Kb.
Тип Документы
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

8 КЛАСС


1. Определите, какую букву (о \ ё) необходимо написать в словах смеш..н, лиш..н, соверш..н, реш..н, вооруж..н. Свой ответ мотивируйте.


2. Определите, как отличается образование именительного падежа множественного числа существительных грузин и татарин? Докажите системность такого типа образований для каждого слова.


3. Составьте слова из звуков:

[c’] [т’] [й’] [э]

[й’] [б’] [и] [о] [л’]

[т’] [ж] [ы]

[м] [о] [п] [и] [н’] [ш]


4. Запишите слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы, где это необходимо. Обозначьте место ударения:

В..люнтаризм, р..гистр, алг..ритм, м..нитор, к..лькулятор, к..мпьютер, пр..цес..ор, пр..мьера, д..сплей, матр..ца, лит..ра, закуп..рить, п..ртер, обесп..чение, баловать, ржаветь.


5. Определите, какие из приведенных слов являются однокоренными:

^ Мягенький, мякиш, помятый, смягчительный, вмятина, мякина, намякнуть, обмякать, умягчать, мятный, всмятку.


6. Ряд существительных в русском языке имеет отглагольное происхождение (например, жир – от жить, пир – от пить, ткач – от ткать). От какого глагола могло образоваться слово врач?


7. Прочитайте предложение, взятое из произведения русской классики, и ответьте на приведенный ниже вопрос, используя современную метрическую систему.

^ Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). Н.В. Гоголь

Какого роста было «дитя» в повести Н.В. Гоголя?


8. Обозначьте лексическое значение заимствованных слов, указывая язык-источник, примерное время появления и возможные изменения в значении: виктория, имидж, менталитет, конфитюр.


9. Определите, каково прямое значение выражений заговаривать болезни, заговаривать зубы? Какое из этих двух словосочетаний является фразеологизмом? Дайте его толкование. Подберите к нему синонимичные фразеологизмы.


10. Задание по истории языка (См. файл Мурзаевой – корректировка шрифта)


11. Проанализируйте ряд, состоящий из четырех элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных языковых единиц. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики слова не должны учитываться).

^ Пароход, парная, парик, парник.


12. Дайте синтаксическую и морфологическую характеристику выделенных слов в приведенных ниже предложениях:

Вы идите напрямик, а мы пойдем кружным путем.

Все надо делать путем, чтоб никому плохо не было!

Конфликт можно решить путем переговоров.


13. В данных предложениях определите способ синтаксической связи выделенного местоимения с главным словом.

Их знания были высоко оценены.

Мы знали их молодыми.


14. Какую стилистическую функцию выполняют знаки препинания в данных текстах:

^ Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может – пьют вино,

Может – так сидят. М. Цветаева


Кривцов улыбнулся – его нетерпению? самомнению? гениальности?

Ю. Симонов


15. Перечислите славянские языки, которые используют кириллическую азбуку.


16. Напишите антирекламу (по типу теле- или радиорекламных роликов) на тему: Телепередача, которую не стоит смотреть.


^ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС


1. Объясните, почему в слове белорусский пишется удвоенное с, а в слове белоруска одно с?


2. Определите, можно ли употреблять слово сани с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре? Правильно ли использовать в подобных сочетаниях слово пара? Не будет ли это слово удваивать количество предметов? (Например, сколько предметов имеется в виду, когда мы говорим 24 пары саней?)


3. Составьте слова из звуков:

[а] [и] [й’] [щ’] [к]

[ш] [и] [э] [р] [в’]

[о] [м] [а] [й’]

[а] [м’] [л]


4. Назовите функции буквы Ё в русском языке? Что вы знаете о ее происхождении? В какие из приведенных ниже слов следует ее вставить?

^ Аф..ра, добряч..к, ж..лчный, понож..вщина, оп..ка, тренаж..р, ман..вры, перц..вый, св..кла, шоф..ер, углубл..нный, одноврем..нный, размеж..ванный.


5. Обозначьте соответствия, основанные на морфемном составе нижеприведенных слов: воробей, гвоздей, грибов, зайцев, посев, голов.


6. Обозначьте морфемный состав слов дороговизна, дешевизна. Объясните, как образованы эти слова. в чем отличие этих слов от других существительных на –изна?


7. Прочитайте предложение, взятое из произведения русской классики, и ответьте на приведенный ниже вопрос, используя современную метрическую систему.

^ Тарас вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст. Н.В. Гоголь

Каков вес Тараса Бульбы – героя повести Н.В. Гоголя?


8. Обозначьте лексическое значение заимствованных слов, указывая язык-источник, примерное время появления и возможные изменения в значении: апломб, импичмент, брифинг, дисплей.


9. К приведенным ниже латинским пословицам и поговоркам подберите близкие по смыслу пословицы, поговорки или крылатые выражения, существующие в русском языке:

^ Жареный голубь сам не залетит тебе в рот.

Если живешь в Риме, живи по римским обычаям.

Один человек не человек.

Гигиена – подруга здоровья.

Даже самые твердые скалы выдалбливаются водой.

Далеко от глаз – далеко от сердца.

^ До победы не говори о триумфе.

Какая мать, такая и дочь.

Каждая лисица свой хвост хвалит.

Если бы ты молчал, ты бы остался философом.


10. Задание по истории языка (См. файл Мурзаевой –корректировка шрифта)


11. Проанализируйте ряд, состоящий из четырех элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных языковых единиц. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики слова не должны учитываться).

^ Ворота, чернила, здания, ножницы.


12. Дайте синтаксическую и морфологическую характеристику выделенных слов в приведенных ниже предложениях:

Направо был утес, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки.

Я нашила пропасть, да после траура все еще не решаюсь щеголять-то.

«Тьфу пропасть! – говорит она. – И тот дурак, что слушает людских всех врак».


13. Выделите сказуемое и определите его тип в приведенных ниже предложениях:

^ Отец горел желанием остаться.

Ты будешь готовиться к экзамену сегодня.

Мой знакомый мастерски вешает лапшу на уши.

История его жизни была чрезвычайно увлекательна.

^ Семью восемь – пятьдесят шесть.


14. Восстановите из этих разрозненных строчек отрывок из стихотворения В. Шефнера, соблюдайте при этом правила пунктуации. Подтвердите их «стихотворность» фонетической транскрипцией. Какие слова следует затранскрибировать?

^ Из обычных молекул земных

У истоков отравлены воды

Расцветает людская краса

Есть такие прекрасные лица

Но по тайной программе природы

Под пилой погибают леса

Как такое могло сотвориться

Что дивлюсь я любуясь на них


15. Перечислите славянские языки, которые используют латинскую азбуку.


16. Напишите антирекламу (по типу теле- или радиорекламных роликов) на тему: Радиостанция, которую не стоит слушать.


^ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС


1. Согласно правилу, после шипящих в ударном положении в корне слова пишется о, если в однокоренных словах оно не меняется на е, например, шов, шорох… Почему в слове шорох пишется о, если это слово можно сопоставить с шероховатый? В каких ещё словах пишется о (необходимо привести не менее 20 слов).


2. Определите, как употребляются существительные, не имеющие форм единственного числа (сутки, сани, ножницы…) с составными числительными, которые оканчиваются на два, три, четыре. (Например, как правильно записать 74 (сутки)?)


3. Составьте слова из звуков:

[и] [а] [н] [в’] [с]

[ы] [ж] [э] [ш] [в’]

[о] [в] [а] [т] [й’]

[ш] [о] [п] [ы] [н]


4. В начале 20 века в среде гимназистов для подготовки к занятиям по русской словесности были популярны стихи:

^ Белый, бледный, бедный бес,

Убежал, бедняга, в лес,

Лешим по лесу он бегал,

Редькой с хреном пообедал…

С какой целью заучивали стихи гимназисты?


5. Членятся ли данные слова на морфемы? Произведите морфемный разбор приведенных слов

ложечка, вишенка, лодчонка, селедочный, песчаный, любопытный, лицемерие, изысканность, двести, привлекательность.


6. Докажите родство слов голос и глагол, сало и сажа.


7. Прочитайте предложение, взятое из произведения русской классики, и ответьте на приведенный ниже вопрос, используя современную метрическую систему.

^ Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка. А.С. Пушкин

Насколько глубока была рана Гринева – героя повести А.С. Пушкина?


8. Обозначьте лексическое значение заимствованных слов, указывая язык-источник, примерное время появления и возможные изменения в значении: фетиш, маркетинг, девальвация, кулак.


9. Определите зашифрованную пословицу, поговорку или крылатое выражение по вопросу, характеристике:

^ Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдаленных пастбищах?

Какое животное дает наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

^ Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей собственности.


10. Задание по истории языка (См. файл Мурзаевой –корректировка шрифта)


11. Проанализируйте ряд, состоящий из четырех элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных языковых единиц. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики слова не должны учитываться).

^ Норка, ключ, тропа, коса.


12. Дайте синтаксическую и морфологическую характеристику выделенных слов в приведенных ниже предложениях:

Раз, два, три, четыре...

Уж сколько раз твердили миру…

Раз в начале осени я отправился на охоту.

Раз ты обещал – сделай!

Платье ей в самый раз.

А он приятелю раз по руке!


13. Определите синтаксическую роль инфинитива в приведенных ниже предложениях:

^ Иван хотел ответить, но ему велели молчать.

Дети вышли прогуляться.

Княжна упрашивала маменьку не скупиться.

Месяц вышел на небо посветить всему миру.

Учиться – самое ответственное дело современного школьника.

^ У нее была одна страсть – посплетничать.


14. В данном задании перемешаны из трех рассказов Д. Хармса «Вываливающиеся старухи», «История дерущихся» и «Голубая тетрадь № 10». Восстановите оригинальные тексты и обоснуйте свое решение. В том случае, если возможны варианты порядка фраз, опишите их все и объясните предпочтительность того или другого.

  • ^ Так что непонятно, о ком идет речь.

  • Алексей Алексеевич, не ожидая такого быстрого нападения, повалился на пол, а Андрей Карлович сел на него верхом, вынул у себя изо рта вставную челюсть и так обработал ею Алексея Алексеевича, что Алексей Алексеевич поднялся с полу с совершенно искалеченным лицом и рваной ноздрей.

  • Говорить он не мог, так как у него не было рта.

  • Уж лучше мы о нем не будем говорить.

  • Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.

  • Держась руками за лицо, Алексей Алексеевич убежал.

  • Носа тоже у него не было.

  • Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.

  • Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей.

  • Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая.

  • А Андрей Карлович протер свою вставную челюсть, вставил ее себе в рот, пощелкал зубами и, убедившись, что челюсть пришлась на место, осмотрелся вокруг и, не видя Алексея Алексеевича, пошел его разыскивать.

  • ^ И живота не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было.

  • Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

  • У него не было даже рук и ног.

  • Андрей Карлович, бледный от бешенства, кинулся на Алексея Алексеевича и ударил его по зубам.

  • У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.

  • Алексей Алексеевич подмял под себя Андрея Карловича и, набив ему морду, отпустил его.

  • Ничего не было!


15. Определите, какие из перечисленных языков не являются славянскими:

Румынский, литовский, польский, украинский, сербский, молдавский, болгарский, татарский, мордовский, чешский, белорусский, чувашский, греческий.


16. Напишите антирекламу (по типу теле- или радиорекламных роликов) на тему: Книга, которую не стоит читать.

^ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 КЛАСС



1. Объясните, какое из двух прилагательных, образованных от названия села Ровное, считать правильным: ровненский или ровенский? Свой ответ мотивируйте.


2. Объясните, как определить род существительного пол-арбуза. Как склоняется слово полметра? Полчаса, полминуты прошли или прошло? Свой ответ мотивируйте.


3. Составьте слова из звуков:

[и] [а] [з’] [л’] [м]

[у] [и] [ш] [л’] [б’]

[о] [в] [а] [с] [й’]

[к] [р’] [с] [э] [т]


4. Определите, есть ли в русском языке элементы иероглифического письма? Если есть, назовите их.


5. Произведите морфемный разбор следующих слов: двухсотлетие, сногсшибательный, заблагорассудится.


6. Прочитайте предложение, взятое из произведения русской классики, и ответьте на приведенный ниже вопрос, используя современную метрическую систему.

Такого городничего никогда еще, государь, не было… Придет в лавку и, что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконцо: снеси-ка его ко мне». Ну и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятьдесят. Н.В. Гоголь

Сколько сукна вынес городничий в комедии Н.В. Гоголя?


7. Обозначьте лексическое значение заимствованных слов, указывая язык-источник, примерное время появления и возможные изменения в значении: фартук, панталоны, кавардак, оазис.


8. Какое лексическое значение и происхождение слова евро? К какому грамматическому роду оно, на ваш взгляд. Относится? Обоснуйте свою точку зрения.


9. Определите значение и укажите авторов следующих крылатых выражений:

^ В карете прошлого далеко не уедешь.

Ни пава, ни ворона.

Пошла писать губерния.

Привычка свыше нам дана.

Счастливые часов не наблюдают.

Нет повести печальнее на свете…

Легкость в мыслях необыкновенная.

Числом поболее, ценою подешевле.

Нет документа, нет и человека.

Сие от него не зависит.


10. Задание по истории языка (См. файл Мурзаевой –корректировка шрифта)


11. Проанализируйте ряд, состоящий из четырех элементов, и найдите лишний элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных языковых единиц. Объясните, почему именно это слово является лишним. (Фонетические характеристики слова не должны учитываться).

^ Ночь, брошь, рожь, мышь.


12. Дайте синтаксическую и морфологическую характеристику выделенных слов в приведенных ниже предложениях:

В этой комнате один стол, а в соседней целых три.

Один знакомый обещал мне помочь.

Он одного экзамена сдать не смог, где же ему справиться с пятью!

У него одни ножницы на все случаи жизни, а не так, как у Онегина.

Все крупные предметы мебели из комнаты вынесли, остались одни стулья.

Товарищи расстались: один повернул назад, другой решил продолжить поиски.

Нельзя иметь одни очки, надо минимум двое: одни оставлять дома, другие всегда иметь с собой.

Вот моя комната: на втором этаже с одним окном.

Одни мои знакомые каждое лето ездят в новое, незнакомое место.

Как же мы выйдем из положения: на пятерых один стул?


13. Дайте характеристику (односоставное \ двусоставное, полное \ неполное, распространенное \ нераспространенное и т.п.) приведенным ниже простым предложениям.

Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, дрожит.


14. В данном задании взяты отдельные фразы из анекдота и из рассказа Д. Хармса «Четвероногая ворона» и приведены ниже в алфавитном порядке. Одним из персонажей и анекдота, и рассказа является ворона. Восстановите оригинальные тексты и обоснуйте свое решение.

  • А ворона лисе кричит «Сама ты ворона!»

  • А ворона слезла на землю и пошла на своих четырех или, точнее, на пяти ногах в свой паршивый дом.

  • А лиса вороне кричит «А ты, ворона, свинья!»

  • А лиса прочь побежала.

  • А тут, как на беду, пробегала мимо лиса.

  • - Ворона, ты что думаешь, мы тебя обмануть хотим?

  • Вот однажды купила себе четвероногая ворона кофе и думает: «Ну вот, купила я себе кофе, а что с ним делать?»

  • - Выпить хочешь?

  • - ДА!

  • - ДА!!

  • - ДА!!!

  • Два зайца купили бутылку водки, а закуски нету.

  • Естественно, ворона молчит.

  • Жила-была четвероногая ворона.

  • Заяц, наливая в стакан, спрашивает: «Столько хватит?»

  • Заяц опять наливает водки в стакан: «Столько хватит?»

  • Молчание…

  • Мудрая ворона и на этот раз молчит.

  • На следующий день опять с бутылкой к вороне: «Ворона, выпить хочешь?»

  • На третий день снова с бутылкой к вороне: «Ворона, выпить хочешь?»

  • На этот раз она молчит…

  • Нашли ворону, которая сидит на ветке и держит в клюве сыр.

  • - Привет, ворона!

  • Решили пойти к вороне.

  • Собственно говоря, у нее было пять ног, но об этом говорить не стоит.

  • Сыр опять падает, зайцы его подбирают и уходят.

  • Сыр падает, зайцы его подбирают и уходят.

  • Тут ворона от обиды рассыпала кофе.

  • Увидала она ворону и кричит ей: «Эй, - кричит, - ты, ворона!»


15. Назовите языки, на которых говорят жители Саратовской губернии. К каким языковым группам они относятся?


16. Напишите антирекламу (по типу теле- или радиорекламных роликов) на тему: Спектакль, который не стоит смотреть.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon " не нужно было доводить до боли, а нужно было лечить вовремя "; об этом потом
Если у Вас действительно болит зуб, то я не буду пока занудствовать на тему: не нужно было
Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Исследование роста и развития в культуре эпителиальных клеток слизистой оболочки гортани человека

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Предисловие
Т, Д, З, Н, Р, С, Ц, Ч; а вместе с губами в образовании звуков в и Ф. Благо, в то время в сторожке...
Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь 05. 07. 2005 г. №391 положение о порядке
Об утверждении положения о порядке направления на обследование и лечение в государственное учреждение...
Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Санаторий "им. Гоголя", г. Миргород

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon Санаторий "им. Гоголя", г. Миргород

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon " не нужно было доводить до боли, а нужно было лечить вовремя "; об этом потом
Четвертая: Сколько, когда, чем и как чистить зубы и кое-что о рекламе жевательных резинок
Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon 99011, г. Севастополь, ул. Гоголя, 2, оф. 620

Н. В. Гоголь Какого роста было «дитя» в повести Н. В. Гоголя? icon 99011, г. Севастополь, ул. Гоголя, 2, оф. 620

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы