Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям icon

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям





Скачать 408.38 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям
Дата07.04.2013
Размер408.38 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
М.П. Волкова, Н.С. Парамонова (кафедра педиатрии №2) – Детские болезни. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011


Контрольные вопросы к лабораторным занятиям

Занятие № 1. Рахит и спазмофилия у детей


Вопросы для повторения:

  1. Становление двигательных умений и психических навыков у детей раннего возраста.

  2. Особенности фосфорно-кальциевого обмена и потребности детского организма в кальции и фосфоре.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия рахита. Предрасполагающие и этиологические факторы.

  2. Витамин Д и его роль в развитии рахита. Метаболизм витамина Д.

  3. Патогенез. Стадии остеогенеза.

  4. Классификация рахита, формулировка диагноза.

  5. Клиническая картина рахита в зависимости от степени тяжести, течения и периодов заболевания.

  6. Лабораторная и рентген-диагностика рахита.

  7. Дифференциальный диагноз рахита с гипотирозом, фосфатдиабетом, витаминД–зависимым рахитом, хондродистрофией, врожденной ломкостью костей.

  8. Этиология и патогенез спазмофилии.

  9. Реабилитация и профилактика рахита.

  10. Понятие спазмофилии.

  11. Причины и предрасполагающие факторы, патогенез.

  12. Клинические проявления скрытой и манифестной форм спазмофилии, лабораторная диагностика.

  13. Лечение и профилактика спазмофилии.

  14. Выписать рецепты на лекарственные средства, применяемые для лечения рахита и спазмофилии.

Темы УИРС:

  1. Рахитоподобные заболевания: болезнь де Тони-Дебре-Фанкони, почечный канальцевый ацидоз.

  2. Болезнь Штурге-Вебера.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 249 – 282

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1 – С. 224 – 251

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 103-106, 478-479.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 13-33, 37-41.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 155-165.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1999. – С. 23-30.
^

Занятие № 2. Гипо- и гипервитаминозы. Гипервитаминоз Д


Вопросы для повторения:

  1. Роль витаминов для растущего организма: аскорбиновой кислоты, ретинола, фолиевой кислоты, тиамина, пиридоксина, цианокоболамина, рибофлавина, никотиновой кислоты, токоферола.

Контрольные вопросы:

  1. Факторы, обуславливающие развитие витаминной недостаточности.

  2. Клиническая картина гиповитаминозов: витамина С, витамина А, витамина Вс (фолиевая кислота), витамина В1, витамина В6, витамина В12, витамина В2, витамина РР, витамина Е.

  3. Лабораторная диагностика гиповитаминозов.

  4. Лечение гиповитаминозов:

    • диетическая коррекция;

    • медикаментозная терапия.

  5. Профилактика гиповитаминозов.

  6. Клиническая картина и диагностика гипервитаминозов.

  7. Причины и предрасполагающие факторы гипервитаминоза Д.

  8. Патогенез.

  9. Классификация гипервитаминоза Д.

  10. Клинические проявления острой и хронической формы. Осложнения.

  11. Диагностика.

  12. Лечение. Профилактика.

  13. Выписать рецепты лекарственных средств для лечения гипо- и гипервитаминозов у детей.

Тема УИРС:

  1. Антиоксидантный комплекс.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1 – С. 244 – 247

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1 – С.219 – 222

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 479.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 350-351, 701-715.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 165-171.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 30-33, 41-42.
^

Занятие № 3. Хронические расстройства питания у детей


Вопросы для повторения:

Потребность детей раннего возраста в основных пищевых ингредиентах при различных видах вскармливания.

Контрольные вопросы:

  1. Определение нормотрофии и дистрофии. Виды дистрофии.

  2. Белково-энергетическая недостаточность: предрасполагающие факторы, патогенез.

  3. Классификация белково-энергетической недостаточности.

  4. Клинические проявления белково-энергетической недостаточности в зависимости от степени тяжести.

  5. Дифференциальный диагноз белково-энергетической недостаточности:

    • дисахаридазная недостаточность;

    • непереносимость белка коровьего молока;

    • муковисцидоз;

    • целиакия.

  6. Ожирение (паратрофия): понятие и этиопатогенез.

  7. Клиника и диагностика паратрофий.

Тема УИРС:

  1. Квашиоркор. Маразм, клиника, диагностика, лечение.

  2. Экссудативная энтеропатия.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1 – С. 201 218.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1– С. 182-196.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 225-241, 368-383, 468-482.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 37-80, 194-207, 561-578.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 171-189.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1999. – С. 33-41.
^

Занятие № 4. Основные принципы лечения детей с хроническими расстройствами питания


Контрольные вопросы:

  1. Этапы диетотерапии при белково-энергетической недостаточности.

  2. Расчет потребности в белках, жирах, углеводах, калориях.

  3. Коррекция нарушений:

    • энтеральное питание. Смеси, используемые при энтеральном питании;

    • парентеральное питание:

      • виды парентерального питания (частичное, полное);

      • компоненты парентерального питания (применяемые препараты);

      • расчет парентерального питания.

  4. Медикаментозная терапия.

  5. Реабилитация. Профилактика. Диспансерное наблюдение.

  6. Этапы диетотерапии ожирения (паратрофии).

  7. Реабилитация. Профилактика.

  8. Выписать рецепты лекарственных средств для лечения хронических расстройств питания.

Тема УИРС:

  1. Лечебные смеси, применяемые для вскармливания детей с хроническими расстройствами питания.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 219-227.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 196-206.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 468-471.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 194-207, 267-270, 278-279, 335-339, 514-520, 561-578.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 171-189.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 35-41.
^

Занятие № 5. Аномалии конституции. Диатезы


Вопросы для повторения:

  1. Особенности развития лимфатической системы у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Современные представления об аномалиях конституции и диатезах.

  2. Экссудативно-катаральный диатез у детей:

  • определение понятия;

  • предрасполагающие факторы, патогенез;

  • клинические проявления;

  • лечение и профилактика.

  1. Аллергический (атопический) диатез у детей:

  • определение понятия;

  • предрасполагающие факторы, патогенез;

  • клинические проявления;

  • лечение и профилактика.

  1. Лимфатико-гипопластический диатез у детей:

  • определение понятия;

  • предрасполагающие факторы, патогенез;

  • клиника, диагностика;

  • лечение клинических проявлений (статус тимеколимфатиус);

  • профилактика.

  1. Нервно-артритический диатез у детей:

  • определение понятия;

  • предрасполагающие факторы, патогенез;

  • клинические проявления, диагностика;

  • лечение клинических проявлений (ацетонемическая рвота) и профилактика.

  1. Выписать рецепты лекарственных препаратов, используемых для лечения диатезов.

Темы УИРС:

  1. Современные антигистаминные препараты.

  2. Современные иммунокорригирующие средства.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2009. – Т. 1. – С. 153-182.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 145-171.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 66-74, 518.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 764-793.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 129-155.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 12-23
^

Занятие № 6. Бронхиты у детей


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия бронхита.

  2. Этиология и патогенез острых бронхитов у детей.

  3. Современная классификация бронхитов.

  4. Клинические проявления острого простого и острого обструктивного бронхита.

  5. Клинико-диагностические критерии острого и обструктивного бронхиолита, облитерирующего бронхиолита.

  6. Диагностика и дифференциальный диагноз.

  7. Принципы лечения (режим, питание, противовирусные лекарственные средства, показания к антибактериальной терапии, симптоматическое лечение).

  8. Профилактика. Реабилитация.

  9. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения бронхитов.

Тема УИРС:

  1. Синдром Маклеода.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2009. – Т. 1. – С. 356-398.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 312-348.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 399-403.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 220-234.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 59-67.
^

Занятие № 7. Острые пневмонии у детей раннего возраста


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности легких у детей, способствующие развитию дыхательной недостаточности.

  2. Дыхательная недостаточность, ее виды, степени.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия пневмония. Этиология. Патогенез.

  2. Классификация. Понятие о внебольничных и госпитальных пневмониях.

  3. Клиническая картина (катаральный и интоксикационный синдромы, симптомы поражения легких).

  4. Особенности клинического течения пневмоний в зависимости от преморбидного фона (анемия, белково-энергетическая недостаточность, рахит, экссудативно-катаральный диатез).

  5. Диагностика (гематологические сдвиги, данные инструментальных исследований).

  6. Дифференциальный диагноз.

  7. Принципы лечения (режим, питание, антибактериальная терапия, особенности инфузионной терапии, симптоматическое лечение).

  8. Профилактика. Реабилитация.

  9. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения пневмоний.

Тема УИРС:

  1. Врожденная долевая эмфизема легких у детей.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2009. – Т. 1. – С. 398-428.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 348-375.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 394-403.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 234-259.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 67-79.
^

Занятие № 8. Острые пневмонии у детей старшего возраста


Вопросы для повторения:

  1. Сегментарное строение легких.

  2. Основные типы дыхания.

Контрольные вопросы:

  1. Этиология и патогенез пневмоний у детей старшего возраста.

  2. Клиническая картина очаговых, сегментарных и интерстициальных пневмоний.

  3. Особенности клинического течения пневмоний в зависимости от возбудителя.

  4. Лабораторные и инструментальные методы обследования детей с острыми пневмониями.

  5. Дифференциальная диагностика острых пневмоний у детей старшего возраста.

  6. Лечение детей старшего возраста с пневмониями в зависимости от формы и вида возбудителя.

  7. Профилактика пневмонии.

  8. Реабилитация.

  9. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения острых пневмоний.

Темы УИРС:

  1. Эозинофильные инфильтраты легких.

  2. Поражение легких, вызванное дефицитом 1-антитрипсина.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 398-428.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 348-375.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 394-403.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 234-259.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 67-89.
^

Занятие № 9. Осложненные и деструктивные пневмонии у детей. Плевриты


Вопросы для повторения:

  1. Что такое неспецифическая иммунологическая толерантность?

  2. Ферменты и токсины стафилококка.

Контрольные вопросы:

  1. Виды осложнений пневмоний (легочные, внелегочные).

  2. Факторы предрасполагающие к развитию деструкции легочной ткани.

  3. Клинические и рентгенологические проявления.

  4. Определение понятия плеврита.

  5. Этиология. Патогенез.

  6. Классификация плевритов.

  7. Клиническая картина плевритов у детей.

  8. Диагностика плевритов.

  9. Дифференциальный диагноз.

  10. Принципы лечения деструктивных пневмоний и плевритов.

  11. Реабилитация. Профилактика.

  12. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения деструктивных пневмоний и плевритов.

Тема УИРС:

  1. Врожденные кисты легкого.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 422-423, 430-439, 466-474.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1 – С. 370-371, 377-385, 409-417.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 364-393.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 269-277.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 90-94.
^

Занятие № 10. Токсические состояния у детей. Нейротоксикоз


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия токсикоза у детей.

  2. Причины, приводящие к токсическим состояниям у детей раннего возраста.

  3. Стадии токсикоза.

  4. Определение понятия нейротоксикоза.

  5. Ведущие синдромы нейротоксикоза.

  6. Клинико-лабораторная характеристика нейротоксикоза у детей:

    • клиническая характеристика неврологических расстройств. Отек мозга;

    • клинико-инструментальные признаки недостаточности кровообращения.

      1. Гипертермический синдром: патофизиология, клиника, диагностика.

      2. Судорожный синдром: патофизиология, клиника, диагностика.

      3. Принципы лечения токсических состояний у детей:

    • борьба с гипертермией;

    • противосудорожная терапия;

    • лечение отека мозга;

    • принципы инфузионной терапии.

  1. Реабилитация.

  2. Выписать рецепты, для лечения токсических состояний у детей.

Темы УИРС:

  1. Синдром Уотерхауса-Фридериксена.

  2. Токсикоз Киша.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 428-431, 451-458.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 375-378, 396-402.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 451-482.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 327-339, 699-722.

  3. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 278-282.
^

Занятие № 11. Бронхоэктатическая болезнь


Вопросы для повторения:

  1. Исследование функции внешнего дыхания у детей (спирография, пикфлоуметрия).

  2. Типы одышки

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия бронхоэктатической болезни.

  2. Предрасполагающие факторы. Этиология.

  3. Патогенез.

  4. Классификация.

  5. Клиническая картина.

  6. Диагностика:

    • изменения при рентгенографии легких и компьютерной томографии;

    • изменения при бронхоскопии и бронхографии;

    • изменения функции внешнего дыхания;

    • исследование мокроты.

  7. Дифференциальный диагноз.

  8. Принципы лечения:

    • антибактериальная терапия;

    • противовоспалительные средства;

    • муколитики;

    • физиотерапия и ЛФК;

    • показания к хирургическому лечению.

  9. Профилактика (первичная и вторичная).

  10. Реабилитация. Прогноз.

  11. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения бронхоэктатической болезни.

Тема УИРС:

  1. Легочная форма муковисцидоза.

  2. Синдром Картагенера.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 474-485.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 417-430.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 384-385, 399-403.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 259-269.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 81-90.
^

Занятие № 12. Бронхиальная астма у детей


Вопросы для повторения:

  1. Типы иммунологических реакций.

Контрольные вопросы:

  1. Современное определение бронхиальной астмы.

  2. Факторы риска возникновения бронхиальной астмы у детей.

  3. Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

  4. Классификация бронхиальной астмы у детей.

  5. Особенности клинического течения бронхиальной астмы в зависимости от этологического фактора, степени тяжести, периода заболевания. Астматический статус.

  6. Клинические особенности бронхиальной астмы у детей раннего возраста.

  7. Клинико-лабораторная диагностика и диагностические критерии.

  8. Дифференциальная диагностика бронхиальной астмы.

  9. Лечение бронхиальной астмы в различные периоды заболевания:

    • базисная терапия. Принципы «ступенчатой» терапии в зависимости от степени тяжести;

    • лечение бронхиальной астмы в приступном периоде;

    • неотложная помощь при астматическом статусе.

  10. Реабилитация. Обучение в астма-школе.

  11. Профилактика (первичная, вторичная третичная).

  12. Выписать рецепты лекарственных средств, применяемых для лечения бронхиальной астмы.

Темы УИРС:

  1. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы у детей.

  2. Синдром Хаммена-Рича.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 6-е изд. – Санкт-Петербург, 2008. – Т.1. – С. 553-610.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 479-532.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-162.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 369-385, 391-403.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 775-786.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 106-132.
^

Занятие № 13. Врожденные пороки сердца у детей. Пороки сердца с гиперволемией малого круга кровообращения и без нарушения гемодинамики


Вопросы для повторения:

  1. Особенности кровообращения плода.

  2. Сроки закрытия фетальных коммуникаций.

Контрольные вопросы:

  1. Распространенность врожденных пороков сердца в зависимости от возраста. Этиологические факторы.

  2. Фазы течения и осложнения врожденных пороков сердца.

  3. Классификация врожденных пороков сердца.

  4. Клинические проявления и гемодинамические особенности врожденных пороков сердца с гиперволемией малого круга кровообращения:

  • открытый артериальный проток;

  • дефект межпредсердной перегородки;

  • дефект межжелудочковой перегородки.

  1. Клинические проявления врожденных пороков сердца без нарушения гемодинамики:

  • болезнь Толочинова-Роже;

  • декстракардия.

  1. Инструментальные методы диагностики.

  2. Дифференциальная диагностика.

  3. Принципы лечения врожденных пороков сердца у детей с гиперволемией малого круга кровообращения:

  • консервативное лечение;

  • показания и сроки хирургического лечения.

  1. Реабилитация. Профилактика.

  2. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения врожденных пороков сердца с гиперволемией малого круга кровообращения.

Тема УИРС:

  1. Эмбриогенез сердца.

  2. Комплекс Эйзенменгера.

Литература

Основная:

    1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 11-26, 47-48.

    2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 15-29, 37-42.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 358-368.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 488-505.
^

Занятие № 14. Врожденные пороки сердца у детей с гиповолемией малого и большого круга кровообращения


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности сердца.

Контрольные вопросы:

  1. Клинические проявления и гемодинамические особенности врожденных пороков сердца с гиповолемией малого круга кровообращения:

    • болезнь Фалло;

    • транспозиция магистральных сосудов со стенозом легочной артерии;

    • изолированный стеноз легочной артерии.

  2. Генез одышечно-цианотических приступов.

  3. Клинические проявления и гемодинамические особенности врожденных пороков сердца с гиповолемией большого круга кровообращения:

    • коарктация аорты;

    • изолированный аортальный стеноз.

  4. Принципы лечения врожденных пороков сердца у детей с гиповолемией малого и большого круга кровообращения:

  • консервативное лечение;

  • неотложная помощь детям при одышечно-цианотическом приступе;

  • показания и сроки хирургического лечения.

  1. Реабилитация. Профилактика.

  2. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения врожденных пороков сердца с гиповолемией малого и большого круга кровообращения.

Темы УИРС:

  1. Атрезия трёхстворчатого клапана.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 29-46.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 29-37, 38-42.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 358-368.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 505-514.
^

Занятие № 15. Острая ревматическая лихорадка


Вопросы для повторения:

  1. Фазы ревматического воспаления.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия острой ревматической лихорадки.

  2. Этиология. Роль β-гемолитического стрептококка.

  3. Патогенез развития острой ревматической лихорадки. Особенности патоморфологии ОРЛ у детей.

  4. Классификация.

  5. Клинические проявления, течение, критерии активности процесса.

  6. Диагностические критерии.

  7. Дифференциальный диагноз.

  8. Принципы этапного лечения острой ревматической лихорадки.

  9. Текущая, первичная и вторичная профилактика.

  10. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения острой ревматической лихорвадки.

Темы УИРС:

  1. Изменения сердечно-сосудистой системы при хроническом тонзиллите у детей.

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 89-93, 96-103.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 78-82, 84-91.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 401-408.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 450-451.

  5. Беляева, Л.М. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков / Л.М.Беляева, Е.К.Хрусталева. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – С. 53-74.
^

Занятие № 16. Хроническая ревматическая болезнь


Вопросы для повторения:

  1. Границы сердца у детей различного возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия хронической ревматической болезни.

  2. Клинико-диагностические критерии недостаточности:

    • двухстворчатого клапана;

    • трехстворчатого клапана;

    • аортального клапана.

  3. Клинико-диагностические критерии:

    • стеноза митрального клапана;

    • сочетанного и комбинированных пороков митрального и аортального клапанов.

  4. Принципы консервативного лечения.

  5. Сроки и показания к оперативному лечению.

  6. Прогноз и исходы ревматической болезни сердца у детей.

  7. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения хронической ревматической болезни сердца у детей.

Темы УИРС:

  1. Сроки и показания к оперативному лечению ревматических пороков сердца у детей.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 93-103.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 82-91.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 368-383.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 450-451.

  5. Беляева, Л.М. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков / Л.М.Беляева, Е.К.Хрусталева. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – С. 53-74.
^

Занятие № 17. Кардиты у детей


Вопросы для повторения:

  1. Нормальная ЭКГ у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие кардита.

  2. Этиология кардитов. Роль вирусной инфекции.

  3. Патогенез кардитов.

  4. Отличия неревматических и ревматических поражений миокарда.

  5. Классификация кардитов.

  6. Клинические проявления в зависимости от возраста и течения заболевания.

  7. Диагностика:

    • изменения на ЭКГ;

    • рентгенологические признаки поражения миокарда;

    • эхокардиографические признаки поражения миокарда;

    • лабораторные изменения.

  8. Дифференциальная диагностика кардитов.

  9. Основные принципы лечение кардитов.

  10. Реабилитация. Профилактика.

Тема УИРС:

  1. Кардиомиопатии у детей.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 49-58.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 43-50.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-337.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 442-448.

  5. Беляева, Л.М. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков / Л.М.Беляева, Е.К.Хрусталева. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – С. 306-326.
^

Занятие № 18. Сердечная недостаточность


Вопрос для повторения:

  1. Сердечные гликозиды и их характеристика.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия сердечной недостаточности.

  2. Этиология и патогенез сердечной недостаточности.

  3. Классификация сердечной недостаточности.

  4. Клинические проявления и диагностические критерии острой сердечной недостаточности.

  5. Клинические проявления и диагностические критерии хронической сердечной недостаточности.

  6. Особенности сердечной недостаточности у детей раннего возраста.

  7. Терапия сердечной недостаточности:

    • рациональный лечебный режим;

    • лечебное питание;

    • оксигенотерапия;

    • медикаментозная терапия (сердечные гликозиды, показания к назначению, расчет дозы насыщения и поддерживающей дозы у детей различного возраста; диуретики; ингибиторы АПФ; вазодилятаторы).

  8. Выписать рецепты на препараты, используемые в терапии сердечной недостаточности.

Тема УИРС:

  1. Клиника и диагностика интоксикации сердечными гликозидами, тактика врача.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 77-84.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 67-73

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 167-216.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-496.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 383-392.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 460-471.
^

Занятие № 19. Эзофагиты и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь


Вопрос для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности пищеводы у детей разного возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия эзофагита, гастроэзофагеального рефлюкса и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

  2. Этиология эзофагита и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

  3. Патогенез эзофагита и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

  4. Клинические проявления гастроэзофагеальной рефлюксной болезни:

    • пищеводные;

    • внепищеводные.

  5. Осложнения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

  6. Диагностические критерии.

  7. Дифференциальный диагноз.

  8. Лечение:

    • позиционная терапия;

    • медикаментозная терапия.

  9. Профилактика, реабилитация.

  10. Выписать рецепты на препараты, используемые в терапии гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

Темы УИРС:

  1. Внутрипищеводная рН-метрия.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 641-652.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 559-570.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 221-283.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 506-520.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 468-472.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 338-343.
^

Занятие № 20. Функциональная желудочная диспепсия. Острый гастрит


Вопрос для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности желудка у детей различного возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия функциональной желудочной диспепсии.

  2. Этиология и патогенез

  3. Классификация.

  4. Клинические проявления функциональной желудочной диспепсии.

  5. Диагностика.

  6. Дифференциальный диагноз.

  7. Лечение. Профилактика.

  8. Определение понятия острого гастрита.

  9. Этиология первичного и вторичного острого гастрита.

  10. Патогенез. Патоморфология.

  11. Клинические проявления.

  12. Диагноз.

  13. Дифференциальный диагноз с острым аппендицитом, панкреатитом.

  14. Лечение. Профилактика.

  15. Выписать рецепты на препараты, используемые в терапии функциональной желудочной диспепсии и острого гастрита.

Темы УИРС:

  1. Применение психотерапевтической коррекции при функциональной желудочной диспепсии.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 652-659, 661-665.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 570-576, 578-582.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 221-283.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 512-520.

  3. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 343-359.
^

Занятие № 21. Хронический гастрит, гастродуоденит


Вопрос для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности 12-перстнйо кишки у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия хронического гастрита и гастродуоденита.

  2. Этиология хронического гастрита и гастродуоденита.

  3. Патогенез в зависимости от этиологического фактора.

  4. Классификация хронического гастрита и гастродуоденита.

  5. Клинические проявления.

  6. Диагностика. Патоморфологические изменения в слизистой желудка и 12-перстной кишки.

  7. Дифференциальный диагноз.

  8. Лечение. Прогноз.

  9. Профилактика. Реабилитация.

  10. Выписать рецепты на препараты, используемые в терапии хронического гастрита, гастродуоденита.

Темы УИРС:

  1. Лечебное питание детей при гастритах и гастродуоденитах.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 666-684.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 582-600.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 221-283.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 496-506, 512-514.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 472-477.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 359-361.
^

Занятие № 22. Язвенная болезнь


Вопросы для повторения:

  1. Механизмы регуляции желудочной секреции у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия язвенной болезни. Распространенность в детском возрасте.

  2. Современные взгляды на этиопатогенез язвенной болезни. Патоморфологические изменения в слизистой желудка и 12-ти перстной кишки.

  3. Классификация язвенной болезни.

  4. Клинические проявления язвенной болезни 12-перстной кишки:

    • болевой синдром;

    • диспептический синдром;

    • астеновегетативный синдром.

  5. Осложнения язвенной болезни и их клинические проявления.

  6. Диагностические критерии. Клинико-эндоскопические стадии язвенной болезни.

  7. Дифференциальная диагностика язвенной болезни.

  8. Лечение больных с язвенной болезнью 12-перстной кишки:

    • диета;

    • основные направления медикаментозной терапии;

    • методы физиотерапии;

    • показания к хирургическому лечению.

  9. Профилактика. Реабилитация.

  10. Выписать лекарственные препараты для лечения язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.

Тема УИРС:

  1. Внутрижелудочная рН-метрия.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 684-701.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 600-615.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 221-283.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 496-506, 512-514.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 477-481.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 361-373.
^

Занятие № 23. Гельминтозы у детей. Курация больных для написания истории болезни


Вопросы для повторения:

  1. Циклы развития аскарид, власоглавов, остриц; свиного, бычьего и карликового цепней, токсакар.

Контрольные вопросы:

  1. Распространенность и пути заражения гельминтами у детей.

  2. Клинические проявления аскаридоза в зависимости от стадии развития. Диагностика и лечение.

  3. Клинические проявления энтеробиоза. Диагностика и лечение.

  4. Клинические проявления трихоцефалеза. Диагностика и лечение.

  5. Клинические проявления поражения ленточными червями (свиной, бычий, карликовый цепни). Диагностика и лечение.

  6. Токсокароз. Клиника. Диагностика. Лечение.

  7. Профилактика гельминтозов у детей.

  8. Организация дегельминтизации детей в поликлинических условиях. Наблюдение за ложными и истинными очагами гельминтозов.

  9. Роль участкового врача-педиатра и врача гельминтологического кабинета в профилактике и лечении гельминтозов у детей. Месячники борьбы с гельминтозами в ДДУ.

  10. Курация больных для написания истории болезни.

  11. Выписать рецепты на противоглистные препараты.

Темы УИРС:

  1. Лямблиоз. Клиника. Диагностика. Лечение.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 809-840.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 724-751.

Дополнительная:

  1. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 325-326.

  2. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 395-414.
^

Занятие № 24. Заболевания желчного пузыря и желчевыводящих путей у детей


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности пузыря и желчевыводящих путей у детей.

  2. Основные болевые точки при заболевании желчного пузыря и желчевыводящих путей.

Контрольные вопросы:

  1. Дискинезия желчевыводящих путей. Понятие. Этиопатогенез. Классификация.

  2. Клинические проявления дискинезии желчевыводящих путей:

    • по гипермоторному типу;

    • по гипомоторному типу.

  3. Диагностические критерии дискинезии желчевыводящих путей.

  4. Лечение дискинезии желчевыводящих путей.

  5. Хронические холециститы у детей. Этиопатогенез.

  6. Клинические проявления.

  7. Диагностика и дифференциальный диагноз холециститов у детей.

  8. Желчекаменная болезнь у детей. Этиопатогенез и факторы риска.

  9. Клинические проявления. Диагностические критерии.

  10. Лечение хронического холецистита и желчекаменной юолезни у детей.

  11. Реабилитация и профилактика.

  12. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения заболеваний желчного пузыря и желчевыводящих путей у детей.

Темы УИРС:

  1. Фитотерапия заболеваний желчевыводящих путей.

  2. Дифференциальный диагноз гепатомегалии у детей.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 844-871.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 754-782.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 259-275.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 514-520.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 523-535.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 414-431.
^

Занятие № 25. Инфекции мочевой системы. Циститы


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие определения инфекции мочевыводящих путей и цистита у детей. Частота среди детского населения.

  2. Этиология и пути распространения инфекции.

  3. Классификация циститов.

  4. Клинические проявления инфекции мочевыводящих путей и цистита у детей.

  5. Диагностические критерии.

  6. Принципы лечения.

  7. Противорецидивная терапия.

  8. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения инфекции мочевыводящих путей и цистита у детей.

Темы УИРС:

  1. Уродинамическое исследование.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2009. – Т. 2. – С. 238-245.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 207-213.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-346, 362-366.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 578-612.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 593-597.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 573-575, 583-584.
^

Занятие № 26. Пиелонефрит у детей


Вопросы для повторения:

  1. Анатомо-физиологические особенности почек у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия пиелонефрита.

  2. Этиопатогенез пиелонефрита.

  3. Классификация пиелонефрита.

  4. Клинические проявления пиелонефрита в различные возрастные периоды. Клинические маски пиелонефрита у детей раннего возраста.

  5. Лабораторная и инструментальная диагностика пиелонефрита.

  6. Дифференциальный диагноз пиелонефрита.

  7. Принципы лечение пиелонефрита:

    • стартовая терапия;

    • противорецидивная терапия.

  8. Выписать рецепты на средства, применяемые для лечения пиелонефрита у детей.

Тема УИРС:

  1. Фитотерапия микробно-воспалительных заболеваний почек у детей.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 213-238.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2 – С. 186-207

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-346, 362-366.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 578-612.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 584-593.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 575-583.
^

Занятие № 27. Острый гломерулонефрит


Вопросы для повторения:

  1. Инструментальные методы исследования, используемые для диагностики заболевания почек у детей.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия острого гломерулонефрита.

  2. Этиология острого гломерулонефрита у детей.

  3. Основные звенья патогенеза острого гломерулонефрита, патогенез отечного и гипертензионного синдромов.

  4. Классификация первичного острого гломерулонефрита у детей.

  5. Клиническая и лабораторная характеристика различных синдромов острого гломерулонефрита:

    • Нефритический синдром,

    • нефротический синдром с гематурией и гипертензией;

    • с изолированным мочевым синдромом.

  6. Дифференциальный диагноз острого гломерулонефрита .

  7. Лечение острого гломерулонефрита у детей: базисная, патогенетическая, симптоматическая терапия.

  8. Профилактика. Реабилитация.

  9. Выписать рецепты на лекарственные средства, используемые в лечении острого гломерулонефрита.

Тема УИРС:

  1. Ig А-нефропатия (болезнь Берже).

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 125-140.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 143-159.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-362.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 578-612.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 562-569.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 554-559.
^

Занятие № 28. Хронический и быстропрогрессирующий гломерулонефрит


Вопросы для повторения:

  1. Пробы, используемые для исследования функционального состояния почек.

Контрольные вопросы:

  1. Определение. Факторы, способствующие формированию хронического процесса. Этиопатогенез хронического гломерулонефрита.

  2. Классификация хронического гломерулонефрита.

  3. Клиническая картина и лабораторная диагностика различных форм хронического гломерулонефрита:

    • гематурическая;

    • нефротическая;

    • смешанная.

  4. Определение понятия быстропрогрессирующего гломерулонефрита.

  5. Этиология. Патогенез. Морфологические особенности быстропрогрессирующего гломерулонефрита.

  6. Клиника. Диагностика.

  7. Дифференциальный диагноз хронического гломерулонефрита.

  8. Лечение в зависимости от формы хронического гломерулонефрита у детей.

  9. Показания и методика проведения пульс-терапии. Осложнения.

  10. Реабилитация. Профилактика рецидивов хронического гломерулонефрита.

  11. Выписать рецепты на лекарственные средства, используемые в лечении хронического гломерулонефрита.

Тема УИРС:

  1. Наследственный нефрит.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 162-165, 184-194.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 143-146, 163-170.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-362.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 578-612.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 569-573.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 562.
^

Занятие № 29. Тубулоинтерстициальный нефрит


Вопросы для повторения:

  1. Суточный диурез у детей различного возраста.

Контрольные вопросы:

  1. Определение понятия.

  2. Классификация.

  3. Клинические проявления.

  4. Диагностика тубулоинтерстициального нефрита. Морфологические критерии.

  5. Принципы лечения.

  6. Реабилитация. Профилактика.

  7. Выписать рецепты на лекарственные средства, используемые в лечении тубулоинтерстициального нефрита.

Тема УИРС:

  1. Биопсия почек, показания, противопоказания.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 194-200.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 170-174.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-362.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 578-612.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 578-584.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 568-570.
^

Занятие № 30. Острая и хроническая почечная недостаточность


Вопросы для повторения:

  1. Биохимические показатели крови, характеризующие функциональное состояние почек.

Контрольные вопросы:

  1. Острая почечная недостаточность, определение понятия, этиология, патогенез.

  2. Клинико-диагностические критерии по стадиям.

  3. Принципы лечения по стадиям.

  4. Показания к острому гемодиализу.

  5. Профилактика. Реабилитация.

  6. Хроническая почечная недостаточность, определение понятия.

  7. Факторы риска. Этиология.

  8. Классификация.

  9. Синдромы хронической почечной недостаточности.

  10. Принципы консервативной терапии.

  11. Показания к программному гемодиализу.

  12. Реабилитация. Профилактика

  13. Выписать рецепты на лекарственные средства, используемые в лечении острой и хронической почечной недостаточности.

Тема УИРС:

  1. Перитонеальный диализ.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 261-289.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 228-238.

Дополнительная:

  1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]. - Минск: Беларусь, 2002. – С. 331-366.

  2. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С.

  3. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен [и др.]. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 625-651.

  4. Чичко, М.В. Справочник по лечению детских болезней / М.В. Чичко. – Минск, 1998. – С. 570-573.
^

Занятие № 31. Структура и организация работы детской поликлиники, работа участкового врача


Вопросы для повторения:

  1. Вскармливание детей первого года жизни.

Контрольные вопросы:

  1. Типы и категории детских поликлиник.

  2. Структура детской поликлиники.

  3. Участковый принцип организации медицинской помощи. Показатели деятельности участкового педиатра. Документация.

  4. Организация приема детей участковым педиатром и специалистами в поликлинике.

  5. Критерии и группы здоровья.

  6. Оценка физического и нервно-психического развития. Комплексное заключение о состоянии здоровья.

  7. Организация динамического наблюдения за детьми первого, второго и третьего года жизни.

  8. Особенности наблюдения за организованными и неорганизованными детьми старше трех лет.

  9. Организация бесплатного питания детей раннего возраста.

  10. Организация лечения детей на дому.

  11. Решение ситуационных задач по вскармливанию и оценке физического и нервно-психического развития детей первого года жизни.

Тема УИРС:

  1. Закаливание ребенка.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 25-26, 29-30.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 25-26, 28-29, 31.

Дополнительная:

  1. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 13-94.
^

Занятие № 32. Динамическое наблюдение и реабилитация детей с хроническими заболеваниями (кардиологических, пульмонологических, почечных, с заболеваниями ЖКТ)


Вопросы для повторения:

  1. Функциональные пробы, используемые для определения состояния сердечно-сосудистой системы.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие о динамическом наблюдении и реабилитации.

  2. Медицинская документация по диспансерному наблюдению за больными детьми (форма № 112, форма № 30/у, журнал диспансерного наблюдения).

  3. Динамическое наблюдение и реабилитация детей с острыми и хроническими заболеваниями органов дыхания (частота и сроки наблюдения специалистов, объем обследования и противорецидивного лечения, критерии снятия с учета):

    • острая пневмония;

    • бронхоэктатическая болезнь;

    • бронхиальная астма.

  4. Динамическое наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (частота и сроки наблюдения специалистов, объем обследования и противорецидивного лечения, критерии снятия с учета):

    • острая ревматическая лихорадка и хроническая ревматическая болезнь сердца;

    • врожденные пороки сердца;

    • кардиты.

  5. Динамическое наблюдение и реабилитация детей с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта (частота и сроки наблюдения специалистов, объем обследования и противорецидивного лечения, критерии снятия с учета):

    • хронический гастрит, гастродуоденит;

    • язвенная болезнь;

    • хронический холецистит, заболевания желчевыводящих путей.

  6. Динамическое наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями почек и мочевыводящих путей (частота и сроки наблюдения специалистов, объем обследования и противорецидивного лечения, критерии снятия с учета):

    • инфекции мочевой системы;

    • нефриты;

  7. Выписать рецепты на лекарственные препараты, применяемые для лечения детей с хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, почек и мочевыводящих путей.

Тема УИРС:

  1. Дренажные положения при проведении массажа в зависимости от локализации патологического процесса в легких.

Литература

Основная:

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 1. – С. 389-390, 398, 462-463, 484-485, 684, 701.

  2. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – Санкт-Петербург, 2008. – Т. 2. – С. 101-103, 157-158, 193-14, 199-200, 236-238.

  3. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 1. – С. 406, 429-430, 599, 615, 775-777.

  4. Шабалов, Н.П. Детские болезни: в 2 т. / Н.П. Шабалов. – 5-е изд. – Санкт-Петербург, 2004. – Т. 2. – С. 90-91, 169-170, 174, 205-207.

Дополнительная:

  1. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 94-114.

Занятие № 33. Зачетное занятие


Вопросы для повторения:

  1. Весь пройденный материал за VII и VIII семестры.

Контрольные вопросы:

  1. Защита истории болезни.

  2. Прием практических навыков.

  3. Тестовый компьютерный контроль.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Воронеж 2001 г
Черных А. В., Витчинкин В. Г., Котюх В. А., Малеев Ю. В., Якушева Н. В., Исаев А. В., Левтеев Е....
Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета Казань 2011

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета иностранных учащихся
Поликлиническая терапия: уч метод пособие для студентов 4 курса лечебного факультета и факультета...
Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины (История мировой медицины)

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов лечебного и медико-психологического

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconКонтрольные вопросы к практическим занятиям по онкологии для студентов 5 курса педиатрического факультета

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconЗания для самоподготовки к лабораторным занятиям по оперативной хирургии и топографической анатомии
Ф. В. Баширов, проф. А. Х. Давлетшин, доц. Ф. Г. Биккинеев, доц. И. В. Фраучи, асс. З. И. Гайнутдинов
Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебно-методическое пособие для практических занятий по дерматовенерологии для студентов педиатрического

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconУчебное пособие к лабораторным занятиям по фармацевтической химии для студентов специализации «фармация»

Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Гродно, 2011 Контрольные вопросы к лабораторным занятиям iconМетодика проведения производственной практики студентов педиатрического факультета учебно-методическое

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы