|
Скачать 0.62 Mb.
|
Тюменский областной государственный институт развития регионального образования Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» Методическое пособие по подготовке и оформлению работ Тюмень 2008 Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом ТОГИРРО Под редакцией: Ройтблат О.В., к.пед.н., ректора ТОГИРРО, Миловановой Н.Г., д.пед.н., проректора по научной работе ТОГИРРО Печатается по оригинальным авторским материалам. Программа «Шаг в будущее» - научно-инновационное звено в российском образовании. Эта система, привлекающая социальные ресурсы, базируется на интеграции образования, науки, культуры, производства и связана с подвижнической деятельностью как молодых людей, так и их научных наставников. Публикуемое методическое пособие содержит комплекс теоретических, методических и практических материалов. Пособие моет быть полезно учащимся и их научным руководителям при проведении исследований и оформлении результатов. Информационно-аналитические материалы: Организация научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся: Методическое пособие / под редакцией профессора В.Н. Наумова. – М.: РОО «НТА «АПФН», 2007. (Серия «Профессионал»). – 80с. ТОГИРРО, 2008 ВВЕДЕНИЕ Наука является главным фактом, определяющим развитие цивилизации, она изучает мир, выявляет его закономерности, предлагает способы деятельности и обоснованные решения, позволяющие миру и человеку устойчиво развиваться не разрушая. А поддерживая друг друга. Именно поэтому наш современник, если он хочет осознанно и активно воздействовать на мир, должен знать, что такое наука, чем определяются границы научного знания, каковы возможности научного метода. Современная наука вышла за пределы исследовательских институтов и лабораторий, а научная деятельность сегодня не ограничена кругом ученых-профессионалов. Самыми разнообразными путями наука входит в наше повседневное существование. Мало того, что современный человек постоянно взаимодействует с научным знанием, которое приобрело вещественные формы (сооружения, механизмы и т.д.), он все чаще оказывается в ситуациях, когда приходится планировать свои действия, ориентируясь на методы науки, явления, принципы и законы, открытые наукой. Многие молодые люди хотят познать себя и окружающих их людей, суть процессов, происходящих в природе и обществе. Чтобы достичь успеха на этом трудном пути, необходимо освоить и опробовать на практике основные методы исследовательского поиска, включающие те же процедуры, которые применяются и в повседневной жизни (классификацию, сравнение, аналогию и др.). Однако эти примеры в науке осуществляются более строго, организованно и систематично, а сами подходы и полученные с их помощь результаты всегда подвергаются особому осмыслению, критическому анализу, обоснованию, надежности применяемых методов и их составных элементов, а также оценке реальных возможностей в решении конкретной проблемы. Научно-исследовательская деятельность школьников – инструмент повышения качества образования, способ познания действительности. Исследовательская практика способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает:
Итогом научной деятельности является повышение внутренней мотивации школьника к процессу познания, целенаправленное развитие его креативных качеств, формирование навыков самообучения, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, выходящем далеко за рамки школьной программы. Умения и навыки, полученные ребенком при проведении исследования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Самостоятельные шаги юных исследователей представляют собой большие трудности, поэтому им и необходима помощь научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных руководителей, которые окажут содействие в определении области научных интересов, помогут постепенно войти в мир науки, найти в нем свое место, свою проблематику и свой путь. Этот процесс по степени самостоятельности проведения исследований можно разбить на три уровня:
В рамках современного школьного образования, главной задачей которого является знакомство учащихся с основами наук, исследовательской практике уделяется незначительное внимание. Более широкие возможности для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность открывает система дополнительного образования, объединяющая учащихся со склонностью к научным занятиям в кружки, научные школы и общества на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования. Научные объединения такого рода с одной стороны построены как гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой поставленных задач, склонностями и способностями конкретного обучаемого, а с другой стороны – позволяют организовать под руководством профессиональных научных работников, преподавателей вузов и творчески работающих учителей индивидуальные и коллективные (в микрогруппах) формы работы (занятия, консультации, семинары, конференции). Значительный вклад в развитие исследовательской деятельности, а также подготовки кадрового обеспечения научных школ России вносит МГТУ им. Н.Э.Баумана в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», который организует Российский научно-методический семинар «Наука в школе» школу-семинар «Академия юных», проводит научные выставки, соревнования и конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». С каждым годом увеличивается число участников этих мероприятий – юных исследователей. Авторский коллектив надеется, что настоящее методическое пособие поможет учащимся под руководством научных руководителей освоить методы научных исследователей, а также успешно их реализовывать на всех этапах исследовательской практики: от постановки проблемы до представления конечных результатов.
СТРУКТУРА. ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД 1.Проблема исследования Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений. Для определения проблемы необходимо ответить на вопрос: «^ Правильно сформулировать научную проблему – значит:
Примечание: обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как субъективно новую. 2.Выбор и формулирование темы исследования Название должно точно отражать содержание работы. ^ учитываются два фактора:
(тема должна быть доступной, актуальной, востребованной, соответствовать возрастным особенностям ребенка, реально выполнимой, нести в себе познавательный заряд, иметь теоретическую и практическую значимость, обладать новизной, оригинальной (оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления);
(тема должна быть интересна и педагогу, и юному исследователю, мотив проведения исследования должен являться внутренней потребностью молодого исследователя, осознавшего суть проблемы; навязанная тема должного эффекта не дает) ^ целесообразно идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие… и т.д.) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения… и т.п.) ^ : «Формирование исследовательских навыков учащихся на уроке физики». 3.Определение актуальности и новизны исследования Почему именно эту проблему нужно сейчас изучать? Объяснение актуальности должно быть немногословным. Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения данной проблемы. актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы. Новизна может заключаться в новом объекте исследования, в использовании новых подходов и методов исследования, получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников. 4. Цель исследования Какой результат предполагается получить? Каким (в общих чертах) видится результат до его получения? Цель исследования – это то, что необходимо получить в результате работы, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать. Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?». Цель часто определяется на основании более конкретного описания темы исследования или констатирует направление поиска решения проблемы. Формулировка цели должна быть ясной до такой степени, чтобы из нее были понятны границы исследования. Формулировка объекта и предмета исследования должна быть предельно полной и отражать их сущностную связь. 5. Объект исследования Что рассматривать? Объект исследования – это то , на что направлено внимание исследователя, то, что подлежит рассмотрению.Под объектом (познания, исследования) понимают некую часть целого то ли природного, то ли социального, то ли духовного мира, которую познающий или исследующий субъект выделяет из целого и рассматривает как самостоятельно существующий. 6. Предмет исследования Как рассматривается объект, какие присущие ему характеристики выбираются для изучения? ^ Предмет субъективен, объект объективен. Предмет исследования - это аспект, отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет всегда находится «внутри» объекта, является его признаком и ли атрибутом. 7. Гипотеза исследования Что неочевидно в объекте, что исследователь видит в объекте, чего не замечают другие? Примечание: Защищаемая гипотеза не должна быть очевидной и тривиальной. Гипотеза – это научное обоснованные (подкрепляемые литературными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Гипотеза должна быть правдоподобной, не содержащей неутонченных и не интерпретированных понятий, не должна допускать ценностных суждений и включать слишком много ограничений и допущений, при этом должна быть проверяема при помощи подручной техники. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность. Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать. В процессе выполнения работы и гипотеза, и набор методик, необходимых для решения задач, могут изменяться. Однако в каждый конкретный момент автор работы должен точно представлять, что и с какой целью он это делает. Научная гипотеза – форма научного освоения действительности. Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании. Всякая гипотеза стимулирует процесс мышления, поиска. 8.Формулировка задач исследования Что нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута? Задачи исследования – это конкретные задачи, на которые требуется получить ответ после выполнения исследовательской работы. Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, описать…, вывести формулу…, апробировать… и т.д.). Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу (предположение)?» Часто задачи определяются как конкретизация цели исследования, они должны быть обязательно выполнены. В научно- исследовательской работе задачи могут строиться как:
Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов (методики) научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение и т.д.), которые служат инструментом в добывании фактического материала. 9.Теоретическая и практическая значимость исследования Какие конкретные недостатки практически можно исправить с помощью полученных результатов? ^ определяется тем, насколько полезна выполненная работа. Если работа содержит новые разработки теоретических положений и научную новизну, то в ней указывается теоретическая значимость исследования. Практическая же значимость работы должна быть обязательно показана: необходимо указать, кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе. 10.Новизна результатов Что было сделано из того, что не было сделано до вас, чего не сделали другие? Существенный этап научного исследования – обсуждение его результатов (анализ).на этом этапе даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв. Примечание: В учебно – исследовательских работах недопустимо использование литературного, публицистического, официально – делового и разговорного стилей изложения материала. На каждом этапе выполнения работы важна обоснованность и логичность суждений. Необходимо всестороннее рассмотрение проблемы и умение абстрагироваться от стандартных взглядов и представлений. ^
^
^ На конференцию (соревнование) юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» (5-8классы) принимаются проекты (работы) по направлениям: технические устройства и проекты, биологические науки, информатика, проблемы человека и общества, математика, автомобильная техника. На конференцию молодых исследователей «Шаг в будущее» (9-11классы, студенты ссузов и вузов) принимаются проекты (работы) по объявленным направлениям. Проекты (работы) должны быть выполнены самостоятельно. При подготовке работ допускается участие учителей и специалистов в качестве консультантов. Автор не может представить более одной работы. У работы не должно быть более двух авторов. Отбор конкурсный. Все материалы, направленные в оргкомитет конференции «Шаг в будущее», как правило, не возвращаются. Авторам работ, участникам передаются экспертные карты (рецензии) – копии. ^ Состав материалов формируется в следующем порядке: 1. Регистрационная форма 1А - индивидуальная заявка авторов работы оформляется на бланках конференции и представляется обязательно в двух экземплярах (оригинал и ксерокопия). Форма должна быть полностью оформлена с необходимыми подписями и печатями (Приложение 1). ^ 4. Научная работа представляется в двух экземплярах. Работа должна включать титульный лист, аннотацию, план исследований и научную статью. По направлению «Прикладное искусство» авторы представляют реферат творческой работы по созданию моделей костюма, текстильного изделия, обуви, ювелирного украшения (оригиналы рисунков и моделей представляются участниками по прибытию на конференцию). ^ содержат отзывы на научную работу, рекомендации научных руководителей, рекомендательные письма, справки о внедрении или использовании результатов работы, другие сведения, характеризующие творческую деятельность автора. ^ Общие требования В состав работы входят следующие части: титульный лист, краткая аннотация, аннотация и научная статья (описание работы), план исследования. Эти части работы выполняются на отдельных листах и не скрепляются между собой. Требования к тексту Весь текст выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь - 210 мм, вертикаль - 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Формулы вписываются черной пастой (тушью), либо воспроизводятся на печатающем устройстве. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Нумерация страниц осуществляется в правом верхнем углу. Состав работы Заголовок. Такие части работы как краткая аннотация, аннотация, план исследования, научная статья имеют стандартный заголовок. На первой странице каждой части сначала печатается название работы, затем посередине фамилии авторов, ниже указывается страна, область, либо регион, город (поселок), учебное заведение, номер школы, класс/курс. В названии работы сокращения не допускаются. ^ содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, страны и населенного пункта; сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс/курс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы) (Приложение 2). ^ объемом не более 10 строк (60 знаков в строке с учетом пробелов), представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице в порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «Краткая аннотация», ниже текст краткой аннотации (Приложение 3). ^ содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию: цель работы; методы и приемы, которые использовались в работе; полученные данные; выводы. Аннотация не должна включать списка литературы, благодарностей и описание работы, выполненной руководителем. Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже текст аннотации (Приложение 4). ^ должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза, подробное описание метода, библиографии (хотя бы три основные работы, относящиеся к предмету исследования). План исследований объемом не более четырех стандартных страниц печатается в порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «План исследований», ниже текст (Приложение 5). Для выступления на секции и выставке рекомендуется изготовить информационную полосу шириной 15 см и длиной 195 см с названием работы. Конец правой части информационной полосы длиной 60 см отделяется вертикальной чертой, используется для указания фамилии, имени, отчества автора работы, страны, региона, названия учебного заведения, здесь же можно расположить гербовую символику страны, региона. Демонстрация работы является более полноценной, если участником представлен макетный образец, действующая модель или другие материалы, иллюстрирующие проведенные исследования и полученные результаты. ^ Статья в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы (Приложение 6). Работа должна быть построена по определенной структуре: 1. Оглавление содержит все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке последовательности, по сравнению с заголовками, в тексте нельзя. Все заголовки необходимо располагать друг под другом. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. 2. Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность темы, цель и содержание поставленных задач, новизна исследования (новое видение проблемы, новые методические разработки и т.п.), формулируется объект и предмет исследования, кратко описывается состояние исследуемых фактов и явлений по литературным источникам, определяется круг нерешенных, слабо освещенных или требующих уточнения вопросов, выдвигается рабочая гипотеза. В результате выявляется противоречие, устранить которое можно с помощью решения вытекающей из него проблемы исследования (ее необходимо правильно сформулировать). Указывая методы, подходы, пути проведения исследования и выбранные способы обработки данных. Здесь же необходимо показать вклад автора в развитие данной научной проблемы. Сведения из литературы должны быть изложены словами автора. Если автор приводит из литературы фразу полностью, то ее необходимо взять в кавычки. Если представленные материалы содержат ссылки на использованные литературные источники, то в скобках указываются инициалы, фамилия автора (авторов) и год издания работы, например: (Минаев А.В., Иванов В.И., Сидоров К.К., 1992) или указываются так: По мнению А.В.Минаева (1992) «----« (и приводится цитата, заключенная в кавычки). Если смысловой нагрузки фамилия автора не несет, то в скобках указывается только фамилия и год издания (Минаев А.В., 1992), если идет ссылка одновременно на несколько авторов, то они располагаются по годам издания (Минаев А.В., 1992, Федоров И.Б., 1997). 3. ^ В этом разделе подробно демонстрируется методика и техника проводимого исследования, обобщается результаты. Главным должно быть раскрытие темы, достижение результатов, заданных целью. Необходимо ясно описать элементы исследования (реализуя ведущий замысел, доказать (или опровергнуть) гипотезу; дать анализ и сгруппировать данные по сходным признакам, указать применение дедукции, индукции, аналогий и т.п.). Основная часть работы должна делиться на подпункты, раскрывать точку зрения автора по проблеме, творческий подход к ее решению. Материалы, являющиеся второстепенными при решении научной задачи, выносятся в приложения. Стиль текста работы должен соответствовать требованиям научного изложения. В нем значительную роль должна выполнить специальная лексика, терминология, состоящая из слов с точно определенным значением. В процессе проведения исследования часто получается большой массив статистических данных, которые в тексте представлять не нужно, необходимо показать лишь итоговые числа и конкретные примеры, подтверждающие достоверность полученных в ходе исследования результатов. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Но сами по себе таблицы, диаграммы и графики только материал для описаний и размышлений. Это и должно быть основным содержанием данной главы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение. 4. В заключении кратко приводятся основные формулировки собственных результатов исследования в виде утверждения (выводы), содержащие то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Нет необходимости в этом разделе объяснять полученные результаты или их содержание. Заключение должно быть самым основательным, логически обоснованным, соотносимым с целью задачами, проблемами, заявленными в названии. При необходимости можно привести перечень еще нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, сформулировать задачи дальнейших исследований или перспективы решения этой проблемы. 5. ^ включает все использованные в работе литературные источники (монографии, учебные пособия, справочники и т.п.), располагать которые целесообразно в алфавитном порядке по фамилиям авторов (или названиям сборников). Сведения о книгах должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), название, место издания издательство и год издания, объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускается сокращения только названий Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб. При использовании источников на иностранных языках их помещают по алфавиту после списка русских источников. Сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания, наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. 6. ^ к работе помещаются итоговые (а не промежуточные) таблицы, примеры расчетов, графики, протоколы испытаний и т.п. Сюда же можно поместить и различные статистические данные, схемы и фотографии. На помещенный в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы. Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами. На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи, список литературы в порядке упоминания в тексте или по ГОСТу. Сокращения в названии статьи не допускаются. Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для IBM-PC совместимых компьютеров на диске и описание содержания дискеты. ^ Критерии, использующиеся при рецензировании и оценке работ (кроме направления « Прикладное искусство») ^ Мах балл
^
работы ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой 10 III. Композиция работы и ее особенности (max балл - 20)
оригинальность мышления 10
основное содержание, выводы, список литературы) 5 3. Грамотность автора 5 ИТОГО: 100 Критерии оценки работ по направлению «Физика и познание мира»
Рекомендации и критерии оценки для работ, выполняемых по направлению «Прикладное искусство» Несомненно, наличие для дизайна значения эстетической проблематики, понимание определенной родственности произведений дизайна с произведениями искусства и кардинального их отличия от произведений искусства. Так в дизайне формируется новая эстетика. Здесь используются выразительные средства искусства "образность", "гармония", "экспрессия" в контексте дизайнерской предметности. Переживание красоты в дизайнерском произведении теряет свою доминанту, растворяясь в ощущении удобства, комфорта, целостности. Возникает культурологическое понимание эстетики - понятие более широкое, нежели традиционная эстетика. В объекте дизайна соединяется культурологическая идея (духовность, целостность, жизненность, значимость для личности) с требованием изготовления и употребления предмета. Дизайнер иначе, чем художник оценивает жизнь. Он старается отстоять в своем творчестве целостный культурологический взгляд на жизнь человека, сделать акцент не на идеальное существование, а на реальное, полноценное, отвечающее культуре и жизни человека одновременно. Культурологическая проработка предполагает освещение связи объектов дизайна с общественными запросами, наличие представления о новых тенденциях развития моды. Критерий выразительности формы и конструктивной целесообразности дизайнерского решения здесь особенно актуален. Создание оригинального художественного образа требует глубокого проникновения в суть проблематики. Экологические проблемы, порожденные научно-технической революцией, затрагивают все сферы человеческой деятельности. Экологизация современной науки - запрос времени. Экологическая проработка дизайнерского объекта включает применение новых технологий и материалов (прошедших экологическую экспертизу); использование отходов производств для изготовления фрагментов костюма, обуви, аксессуаров; вторичное использование в нетрадиционном варианте изделия. Эргономика изучает человека и его деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации средств, предметов и процесса труда. Применительно к дизайну эргономический аспект играет весьма существенную роль. Улучшение свойств изделия, оптимизация его возможностей, удобство пользования - вот круг вопросов, решаемых дизайнером. Предложения по многофункциональности дизайнерского объекта, трансформации отдельных деталей изделия, эксплуатации предмета в нетрадиционном качестве, подкрепленные обоснованиями и расчетами, являются интересным исследовательским решением. Критерии оценки костюма, текстильных изделий, аксессуаров и украшений, работ по рекламе объектов дизайна
известных материалов.
Критерии оценки рисунка
Критерии оценки живописного этюда
^ Все авторы должны быть подготовлены к докладам на научных секциях и выставке. На одной секции заслушиваются работы только определенного направления, например, по физике или по математике. Если у одной работы несколько авторов, каждый из них должен подготовить свой доклад, в котором изложить, что лично он выполнил в данной работе. Докладчики выступают в присутствии ученых, специалистов, а также своих сверстников - участников конференции и гостей. Время для доклада каждой работы 10 минут и 5минут для ответов на вопросы. Все участники заседания после доклада имеют возможность задать вопросы авторам работы. В заявке на участие в конференции необходимо отразить требуемые для демонстрации технические средства. Организаторы конференции будут стараться удовлетворить все заявки на оборудование, однако авторам следует иметь ввиду, что возможность организаторов ограничены. Поэтому рекомендуется авторам по возможности привозить оборудование с собой. По направлению «Прикладное искусство» представляется модель костюма, текстильного изделия, обуви, ювелирного украшения (все в оригинале), которые участник может показать на себе. В науке существуют традиции описания исследовательских результатов. Эти традиции достаточно универсальны и действуют в самых различных областях творчества. Ниже приводятся некоторые общие рекомендации, которых следует придерживаться. В описании работы должны быть четко разделены следующие части: постановка проблемы (задачи), методы ее решения, выводы. В работе, должны быть освещены: актуальность решаемой проблемы, сравнение предлагаемых методов решения проблемы с известными, причины использования предлагаемых методов (эффективность, точность, простота и т.д.), предложения по практическому использованию результатов. Встречаются работы, авторы которых просто запрограммировали некоторый алгоритм решения задачи, но не знакомы с теоретическими и практическими сведениями, связанными с решаемой задачей. Такие работы, как правило, не представляют интерес для специалистов и это надо иметь ввиду авторам. Необходимо, чтобы компьютерные программы, содержащиеся в работе, сопровождались: - описанием задачи, предметной области, метода решения; - изложением алгоритма решения задачи, программного интерфейса; - описанием программы, входных и выходных данных и результатов; - исполняемым программным модулем на диске для IBM/PC совместимых компьютеров; - анализом результатов численного решения задачи; - описанием характеристик вычислительной техники, на которой решалась задача. Программные продукты должны быть предусмотрены для выполнения на совместимых с IBM/PC компьютерах. Не принимаются работы, содержащие только программу без необходимого описания. Советы докладчику Для доклада на конференциях «Шаг в будущее» предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не бойтесь, что Вы не успели «сказать все». После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, Вы, в сущности, дополняете свой доклад. Отрепетируйте его дома, когда Вам никто не мешает. Убедитесь, что Вы правильно распорядились отведенным для доклада временем. Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что примерно 80% времени они тратят на введение, а оставшееся время - на изложение скороговоркой сути работы. Помните, что в экспертную комиссию отобраны специалисты, хорошо знакомые с современным состоянием науки и техники, и главная задача их заключается не столько в оценке содержания работы (они умеют это делать хорошо и быстро), а «увидеть» Вас в этой работе, оценить Ваш творческий вклад в представленную на конкурс работу. Вот несколько советов докладчику: 1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните - Вас никто не обидит. 2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в ...», «Цель работы заключается в том, что (чтобы) «Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью ...»и т.п.
Дорогие участники! Помните, что победа в ваших руках. Залог победы - хорошая учеба и добротно выполненная научная работа. Хорошая работа имеет замечательное свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас. (Из памятки Пуряева Д.Т., доктора технических наук, заслуженного изобретателя РФ, действительного члена Нью – Йоркской академии наук, профессора МГТУ им. Н.Э.Баумана, наставника программы «Шаг в будущее») Критерии публичной защиты учебно-исследовательской работы учащихся ^
Понимание цели, задач, направлений развития исследования 25 баллов Знакомство с современным состоянием проблемы: знание литературы и результатов других исследователей 10 баллов Ответы на вопросы 15 баллов ^
В составе выставочной экспозиции допускается применение герметичных (или герметизируемых в процессе демонстрации) емкостей, содержащих газовую среду (рабочее тело). Газовая среда (рабочее тело) должно представлять собой воздух или инертный газ (диоксид углерода, азот, гелий, аргон). Допускается нагрев газа до температуры не более 50ºС. Максимальное избыточное (относительно атмосферного) давление газовой среды в емкости не должно превышать 0,07МПа. Объем герметичных (герметизируемых) емкостей не должен превышать 0,025 кубического метра. Допускается использование герметизируемых ванн и емкостей с водой. Ванны и емкости с водой должны работать только при атмосферном давлении. Использование жидкости в емкостях с избыточным давлением не допускается, за исключением фабрично изготовленных жидкостных амортизаторов и/или гидроприводов.
Источники должны генерировать звуковые волны в воздухе частотой от 20 до 16000Гц. При использовании электроакустических систем, сирен, ударных генераторов, уровень звука на расстоянии 1м от источника, в условиях высокого внутреннего отражения (гулкое помещение), не должен превышать 50 дБА при кратковременном режиме работы. Источники звука, должны иметь звукоизолирующие экраны (кожухи), ограничивающие распространение звука в заднем и боковых направлениях. Экраны (кожухи) должны изготавливаться из металла (сталь, алюминий), или пластика (карболит, текстолит, оргстекло толщиной не менее 5мм). Электроакустические источники звука должны иметь регулятор громкости (уровня выходного сигнала), обеспечивающий, в том числе и полное отключение источника.
Допускается использование источников электромагнитных полей. Мощность излучения источника электромагнитных полей диапазона радиоволн от 300 МГЦ до 3000 МГЦ не должна превышать 0,6 Вт. Источники электромагнитных полей прочих диапазонов не должны создавать помех в работе средств сотовой связи, компьютеров на расстоянии 1м и более. Допускается применение источников электростатического и постоянного магнитного полей. Потенциал, используемый для создания электростатического поля, не должен превышать 100В.
Разрешается использование в составе выставочных экспозиций мобильных и стационарных роботов (андроидов, манипуляторов). Перемещение мобильных роботов должно быть ограничено пространством выставочного стенда. Манипуляторы и роботы, не оснащенные системой предотвращения столкновений, должны иметь ограничители траектории (концевые выключатели, блокировочные тормоза, механические упоры). Требования к роботам-андроидам: высота от 20 до 120см; требования к мобильным роботам: масса до 7 кг, размеры не более 30 на 40см. ^
Литература
Приложение 1. Образец заполнения заявки на участие в конференции
|