|
Скачать 0.49 Mb.
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В соответствии с предлагаемой программой, каждая ступень школьного образования включает в себя свой интегративный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определенного возраста, Практическая реализация курсов (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зависит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих подопечных, а также от так называемых «местных условий». Поэтому воспитатели и учителя, взявшие на себя труд практической реализации курса, становятся его полноправными соавторами. ^ Задачи курса: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. ^ : «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита: Правила на всю жизнь». «Уроки Знайки», «Уроки Айболита: Половое воспитание». Физическое воспитание. ^ . Воспитание и обучение следует проводить преимущественно в игре или творческой деятельности. В свободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание, практические действия, озарение и другие формы продуктивного поведения, должно осуществляться воспитание здорового образа жизни и формирование здоровья (валеологически обоснованное физическое и психическое саморазвитие). В процессе образовательной деятельности лучше отказаться от традиционных индивидуальных «отметок», а применять обобщающие оценки типа: «Хорошо, дети!». В отдельных случаях можно использовать ранжирование команд, пар партнеров и отдельных учащихся по степени успешности их деятельности в играх и творчестве. Традиционные «отметки» (если без них совсем нельзя обойтись) следует выставлять либо в конце каждого года обучения в школе, либо только в конце 3-го (4-го) класса на основании самооценки учащихся или наблюдений за ними: изучения их мотивационной сферы, образа жизни и поведения, выполнения ими контрольных уроков (в виде опросников или тестов). ^
СОДЕРЖАНИЕ 1 класс ^ Тема 1. Умывание и купание. Как животные ухаживают за своим телом. Зачем животные купаются и чистят свое тело. Где скапливается грязь на теле человека. Что способствует скоплению грязи. Что случается с грязнулей. Зачем человек моется. ^ . Кто самый ушастый. Как устроено ухо человека. Как беречь уши. Тема 4. Уход за зубами. Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека. Болезни зубов. Что бывает при потере зуба. Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми. Как чистить зубы. ^ . Чем отличается рука человека от руки обезьяны. Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Где чаще всего скапливается грязь на руках и ногах. Заусеницы. Занозы и их извлечение. Как подстригать ногти. Куда не следует совать свои руки (пальцы). Как уберечь свои руки и ноги от порезов, ссадин, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм. Плоскостопие. Косолапость. В каких случаях полезно, а когда опасно бегать босиком. ^ . От чего защищает кожа. Как устроена кожа человека. Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, клещи. Как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи. Правила ухода за кожей. ^ . Чем питаются животные. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. От чего зависит количество потребляемой пищи. ^ . Как спят животные. Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным. ^ . Какое бывает настроение. От чего оно зависит. Как улучшить свое настроение в школе. Тема 10. Настроение после школы. От чего зависит настроение после школы. Чем лучше заняться после школы. Тема 11. Поведение в школе. Как можно проанализировать свое поведение. От чего оно зависит. Как улучшить свое поведение в школе. Тема 12. Вредные привычки. Какие бывают вредные привычки. В чем их опасность. Как от них избавиться. Физическое воспитание Тема 1. Мышцы, кости и суставы. Как человек движется. Растяжение мышц и связок. Переломы костей. Как укреплять свои кости и мышцы. Физические упражнения. Тема 2. Как закаляться. Почему мы простужаемся. Простейшие способы закаливания: обтирания и обливания, полоскание холодной водой носоглотки. Тема 3. Как правильно вести себя на воде. Какие животные хорошо плавают. В каком возрасте можно учиться плавать. Правила безопасности на воде. Тема 4. Игры и упражнения на воде. Обучение одному из видов плавания (в соответствии с мотивационным подходом). Тема 5. Народные игры. В соответствии с правилами, подбор игр произвольный. Тема 6. Подвижные игры. В соответствии с правилами, подбор игр произвольный. 2 класс ^ Тема 1. Почему мы болеем. Признаки болезни: высокая температура, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря аппетита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины болезней. ^ . Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспитывают у них потребность расти здоровыми. Тема 3. Кто нас лечит. Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи, и какие болезни они лечат. ^ . Защитные функции организма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки- ^ . Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства. Антибиотики. Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства. Тема 6. Как избежать отравлений. Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. Почему необходимо тщательно пережевывать пищу? Регулярный стул - хорошая привычка. ^ . Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды. Как вести себя на улице в гололед. ^ . Беспорядок в доме (в комнате) - причина многих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей. Не лезь в переполненный транспорт. Не прыгай в него на ходу. Не высовывай руку из окна автомобиля и др. транспорта во время движения. Находясь в автомобиле, не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления. ^ . Не купайся один (в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Купайся только в отведенных для этого местах. Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или преодолеть вплавь большое расстояние. Не ходи зимой по тонкому льду. ^ . Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, камина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Не бросай в костер патроны, снаряды, не лей в него бензин, керосин и другие воспламеняющиеся жидкости. Соблюдай правила пользования газовой плитой. ^ . Что такое электрический ток. Не трогай руками висящий или торчащий откуда-то провод, не наступай на него ногой! Не стой под деревом во время грозы. Не прикасайся к человеку, находящемуся под действием электрического тока. Не купайся в реке, озере, море во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. ^ . Не высовывайся в открытые окна. Не прыгай с большой высоты. Не ходи по высоким и узким карнизам. Не бегай в темноте. Не бегай с острыми предметами в руках. Как следует обращаться с острыми, режущими и колющими предметами. ^ . Чем опасны мухи, комары, блохи, клещи и другие насекомые. Как бороться с мухами. Как избежать укусов комаров и других насекомых. Как защититься от клещей. Тема 14. Предосторожности при обращении с животными. Чем опасны домашние (или одичавшие) животные. Животные как переносчики болезней. Укусы животных. Правила обращения с животными. ^ . Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными ядами. Первая помощь при отравлениях недоброкачественной пищей. Первая помощь при отравлениях. угарным газом и дымом. ^ Что такое тепловой удар. Что происходит в организме при тепловом ударе. Как следует вести себя человеку, получившему тепловой удар. Чем поить и кормить пострадавшего. Как ведут себя в жаркие дни животные. Как избежать теплового удара (одежда, поведение, питание). Ожоги различной степени. Первая помощь при ожогах. Что такое отморожение. Как избежать отморожений в морозную погоду. Какие меры принимать при отморожении. ^ . Переломы и вывихи костей, растяжения и разрывы связок. Что испытывает человек при травмах. Первая помощь при переломах костей, травмах суставов и связок. Шины и способы их наложения. Перевозка (транспортировка) человека с переломом руки или ноги. Первая помощь при порезах и ссадинах. Ушибы и их последствия. Как остановить кровоизлияние от ушиба и не дать образоваться шишке. Как остановить кровотечение из носа. ^ . Инородные тела: пыль, занозы, осколки стекла, насекомые и др. Случаи, когда они попадают человеку в глаз, ухо, нос или горло. Способы извлечения инородных тел из организма. Что может произойти с человеком, если он своевременно не освободится от инородного тела. ^ Опасны ли укусы насекомых. Как и чем следует обрабатывать место укуса насекомых. Укусы змей. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Что следует предпринять, если укусит собака, укусит или оцарапает кошка. ^ . Родиться надо здоровым. Наследственные заболевания. Что мешает человеку быть здоровым. Экология и медицина. Здоровый и нездоровый образ жизни. Рак, СПИД и другие, пока неизлечимые болезни человека. Над чем работают сегодня ученые-медики. ^ Тема 1. Как уберечься от простудных заболеваний, бегая, играя во дворе. Причины перегревания и переохлаждения организма человека. Признаки простудного заболевания. Как научиться контролировать состояние своего организма. Тема 2. Игры и упражнения на воде. Обучение видам плавания. В соответствии с мотивационным подходом. Тема 3. Народные игры. В соответствии с правилами. Подбор игр произвольный. Тема 4. Подвижные игры. В соответствии с правилами, подбор игр произвольный. 3 класс ^ Тема 1. Чего не надо бояться. Предметы и явления, которых часто боятся дети. Почему не надо их бояться. Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие. ^ , жадным. Злые, завистливые и жадные люди в литературе и жизни. Что с ними случается. Какие чувства испытывает добрый человек. Каждый стоит столько, сколько стоит то, к чему он стремится. ^ . В каких случаях и почему мы обманываем родителей. К чему может привести притворство и хвастовство. Как ложь становится привычной. «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках. ^ . Послушны ли детеныши у животных. Почему некоторые дети любят делать назло. Как взрослые пытаются воспитать у детей послушание. Почему родители часто не понимают своих детей. Тема 5. Надо уметь сдерживать себя. Что является причиной невыдержанности. Капризные дети; как к ним относятся взрослые и другие дети. Как воспитать в себе сдержанность. Тема 6. Не грызи ногти. Не ковыряй в носу. Вредные привычки у детей. Почему некоторые дети грызут ногти, ковыряют в носу, имеют другие вредные привычки. Как отучить себя от вредных привычек. ^ . В каких случаях люди делают друг другу подарки. Как вести себя, когда тебе преподносят подарок. В каких случаях нужно отказаться от подарка. Подарки не просят. Самые лучшие подарки человек делает себе сам. ^ . За что и как наказывают порой родители и учителя детей; какие чувства они при этом испытывают. Что переживает наказанный ребенок. Можно ли обойтись без наказания. Тема 9. Как нужно одеваться. Для чего человек одевается. «По одежке встречают...» Как одеваться в школу, на прогулку, торжество, в других случаях. Что значит «одеваться со вкусом». ^ . Как появляются у нас друзья и знакомые. С кем можно знакомиться, а с кем следует вести себя осторожно. Почему надо быть осторожным при встрече с посторонним взрослым человеком. Каких правил следует при этом придерживаться. ^ . Что такое боль. Как ведут себя дети, когда у них что-то болит. Всегда ли дети чувствуют боль от полученной травмы, когда заняты игрой. Внутренняя боль и ее опасность. Что помогает превозмочь боль. ^ . Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома, в гостях. Сервировка стола. Шведский стол. Правила поведения за столом. Тема 13. Как вести себя в гостях. О чем не следует говорить и что не следует делать в гостях. Что такое такт. Находясь в гостях, уважай чужие мнения, увлечения, привычки и уклад жизни. ^ . Внешняя и внутренняя культура человека. Как вести себя в школе, транспорте, в театре или на концерте. Как вести себя при переходе улицы. Как научиться контролировать свое поведение. ^ . Умеем ли правильно говорить. Жаргонные словечки. Грубые обороты. Слова-паразиты. «Нет, не знаю, не могу». Как обращаться к людям. Как говорить по телефону. Над чем нельзя шутить и смеяться. ^ . Почему детям иногда не хочется в школу. Что они в этом случае придумывают. Что надо делать, чтобы дети охотно ходили в школу. Тема 17. Чем заняться после школы. Как дети проводят время после школы. Все ли их увлечения хороши. Что надо знать, чтобы найти для себя дело по душе. Тема 18. Как выбирать друзей. Кого можно считать другом? Что надо знать, когда выбираешь себе товарищей? Как проверить, кто настоящий друг, а кто им прикидывается. ^ . Хорошо ли мы знаем своих родителей; чем они озабочены и чего ждут от нас. Все родители хотят видеть своих детей счастливыми и гордиться ими. Как доставить своим родителям радость и помочь им. ^ . Что чувствует больной человек. Умеем ли мы сочувствовать и сострадать человеку, попавшему в беду. Что надо знать, когда ухаживаешь за больным и беспомощным. Как относиться к детям-инвалидам. ^ |