Образовательная программа по валеологии для школьников icon

Образовательная программа по валеологии для школьников





Скачать 0.49 Mb.
Название Образовательная программа по валеологии для школьников
страница 1/3
Дата 01.03.2013
Размер 0.49 Mb.
Тип Образовательная программа
  1   2   3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


В соответствии с предлагаемой программой, каждая ступень школьного образования включает в себя свой интегративный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-воспитательные за­дачи, обусловленные потребностями детей определенного возраста, Практическая реализация курсов (разработка игровых ситуаций, творческих заданий, подбор методик исследования) во многом зави­сит от самого педагога, его способностей, знания им особенностей своих подопечных, а также от так называемых «местных условий».

Поэтому воспитатели и учителя, взявшие на себя труд практической реализации курса, становятся его полноправными соавторами.


^ РАСТИ ЗДОРОВЫМ (1-4 классы)


Задачи курса: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психоло­гического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития.

^ Предметы курса: «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита: Пра­вила на всю жизнь». «Уроки Знайки», «Уроки Айболита: Половое воспитание». Физическое воспитание.

^ Особенности методики преподавания курса. Воспитание и обуче­ние следует проводить преимущественно в игре или творческой дея­тельности. В свободной игровой и творческой деятельности, главным образом через подражание, практические действия, озарение и дру­гие формы продуктивного поведения, должно осуществляться воспи­тание здорового образа жизни и формирование здоровья (валеологически обоснованное физическое и психическое саморазвитие).

В процессе образовательной деятельности лучше отказаться от традиционных индивидуальных «отметок», а применять обобщаю­щие оценки типа: «Хорошо, дети!». В отдельных случаях можно использовать ранжирование команд, пар партнеров и отдельных учащихся по степени успешности их деятельности в играх и твор­честве. Традиционные «отметки» (если без них совсем нельзя обойтись) следует выставлять либо в конце каждого года обучения в школе, либо только в конце 3-го (4-го) класса на основании само­оценки учащихся или наблюдений за ними: изучения их мотивационной сферы, образа жизни и поведения, выполнения ими кон­трольных уроков (в виде опросников или тестов).


^ ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН


КЛАССЫ

ПРЕДМЕТЫ И ТЕМЫ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Уроки Мойдодыра

18




1. Умывание и купаний

3




2. Забота о глазах

1




3. Уход за ушами

1




4. Уход за зубами

1




5. Уход за руками и ногами

2




6. Забота о коже

1




7. Как следует питаться

1




8. Как сделать сон полезным

1




9. Настроение в школе

2




10. Настроение после школы

2




11. Поведение в школе

2




12. Вредные привычки

1




Физическое воспитание

108




1. Мышцы, кости и суставы

2




2. Как закаляться. Обтирание и обливание

2




3. Как правильно вести себя на воде

3




4. Игры и упражнения на воде

30




5. Народные игры

36




6. Подвижные игры

36

2

Уроки Айболита: Правила на всю жизнь

36




1. Почему мы болеем

3




2. Кто и как предохраняет нас от болезней

1




3. Кто нас лечит

1




4. Прививки от болезней

1




5. Что нужно знать о лекарствах

1



6. Как избежать отравлений

2



7. Безопасность при любой погоде

1




8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

2




9. Правила безопасного поведения на воде

1




10. Правила обращения с огнем

2




11. Как уберечься от ударов электрическим током

2




12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов

1




13. Как защититься от насекомых

2




14. Предосторожности при обращении с животными

1




15. Первая помощь при отравлении жидкос­тями, пищей, парами, газами, дымом

3




16. Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и отморожениях

3




17. Первая помощь при травмах

2




18. Первая помощь при попадании инород­ных тел в глаз, ухо, нос, горло

2




19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек

3




20. Сегодняшние заботы медицины

2




Физическое воспитание

108




1. Как уберечься от простудных заболева­ний, бегая и играя во дворе

2




2. Игры на воде. Обучение видам плавания

70




3. Народные игры

18




4. Подвижные игры

18

3

Уроки Знайки

36




1. Чего не надо бояться

1




2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным

2




3. Почему мы говорим неправду

9




4. Почему мы не слушаемся родителей

1




5. Надо уметь сдерживать себя

2




6. Не грызи ногти. Не ковыряй в носу

I 1




7. Как относиться к подаркам

2




8. Как относиться к наказаниям

2




9. Как нужно одеваться

1




10. Как вести себя с незнакомыми людьми

2




11. Как вести себя, когда что-то болит

2




12. Как вести себя за столом

2




13. Как вести себя в гостях

2




14. Как вести себя в общественных местах

2




15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки

2




16. Что делать, если не хочется в школу

2




17. Чем заняться после школы

2




18. Как выбирать себе друзей

2




19. Как помочь родителям

2




20. Как помочь больным и беспомощным

2




Физическое воспитание

108




1. Как правильно вести себя, когда приходится драться

2




2. Как закаляться. Солнечные и воздушные ванны

4




3. Игры на воде. Обучение видам плавания

30




4. Народные и подвижные игры

36




5. Спортивные игры

36

4.

Уроки Айболита: Половое воспитание

36




1. Как размножаются животные

3




2. Забота о потомстве

3




3. Женские половые органы

2




4. Мужские половые органы

2




5. Начало жизни – зачатие

2




6. Как развивается яйцеклетка

2




7. Как развивается человек до рождения

4




8. Рождение ребенка

2




9. Уход за новорожденным

2




10. Наследственность

2




11. Как развиваются мальчики и девочки

2




12. Половые роли

2




13. Любовь

2




14. Какой я буду женой. Каким я буду мужем

2




15. Какой я буду мамой. Каким я буду папой

2




16. Игрушки и игры

2




Физическое воспитание

108




1. Осанка. Избыточная и недостаточная масса тела

2




2. Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны

16




3. Игры на воде. Совершенствование в видах плавания

54




4. Народные и подвижные игры

18




5. Спортивные игры

18


СОДЕРЖАНИЕ


1 класс


^ УРОКИ МОЙДОДЫРА


Тема 1. Умывание и купание. Как животные ухаживают за своим телом. Зачем животные купаются и чистят свое тело. Где скапливается грязь на теле человека. Что способствует скоплению грязи. Что случается с грязнулей. Зачем человек моется.

^ Тема 3. Уход за ушами. Кто самый ушастый. Как устроено ухо человека. Как беречь уши.

Тема 4. Уход за зубами. Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека. Болезни зубов. Что бывает при потере зуба. Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми. Как чистить зубы.

^ Тема 5. Уход за руками и ногами. Чем отличается рука человека от руки обезьяны. Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Где чаще всего скап­ливается грязь на руках и ногах. Заусеницы. Занозы и их извлечение. Как подстригать ногти. Куда не следует совать свои руки (пальцы). Как уберечь свои руки и ноги от по­резов, ссадин, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм. Плоскостопие. Косолапость. В каких случаях полезно, а когда опасно бегать босиком.

^ Тема 6. Забота о коже. От чего защищает кожа. Как уст­роена кожа человека. Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, клещи. Как следует посту­пать при травмах и заболеваниях кожи. Правила ухода за кожей.

^ Тема 7. Как следует питаться. Чем питаются животные. Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму. От чего зависит коли­чество потребляемой пищи.

^ Тема 8. Как сделать сон полезным. Как спят животные. Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна. Сколько надо спать. Чего не следует делать перед сном. Что делает сон полноценным.

^ Тема 9. Настроение в школе. Какое бывает настроение. От чего оно зависит. Как улучшить свое настроение в школе.

Тема 10. Настроение после школы. От чего зависит настро­ение после школы. Чем лучше заняться после школы.

Тема 11. Поведение в школе. Как можно проанализировать свое поведение. От чего оно зависит. Как улучшить свое пове­дение в школе.

Тема 12. Вредные привычки. Какие бывают вредные при­вычки. В чем их опасность. Как от них избавиться.


Физическое воспитание


Тема 1. Мышцы, кости и суставы. Как человек движется. Растяжение мышц и связок. Переломы костей. Как укреплять свои кости и мышцы. Физические упражнения.

Тема 2. Как закаляться. Почему мы простужаемся. Про­стейшие способы закаливания: обтирания и обливания, полос­кание холодной водой носоглотки.

Тема 3. Как правильно вести себя на воде. Какие животные хорошо плавают. В каком возрасте можно учиться плавать. Пра­вила безопасности на воде.

Тема 4. Игры и упражнения на воде. Обучение одному из видов плавания (в соответствии с мотивационным подходом).

Тема 5. Народные игры. В соответствии с правилами, под­бор игр произвольный.

Тема 6. Подвижные игры. В соответствии с правилами, под­бор игр произвольный.


2 класс


^ УРОКИ АЙБОЛИТА: ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ


Тема 1. Почему мы болеем. Признаки болезни: высокая тем­пература, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря ап­петита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины болезней.

^ Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как ро­дители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспиты­вают у них потребность расти здоровыми.

Тема 3. Кто нас лечит. Какие есть лечебные заведения. Какие есть врачи, и какие болезни они лечат.

^ Тема 4. Прививки от болезней. Защитные функции орга­низма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекци­онные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их вве­дение в организм. Реакции организма на прививки-

^ Тема 5. Что нужно знать о лекарствах. Горькие и «вкус­ные» лекарства. Где хранить лекарства. Антибиотики. Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства.

Тема 6. Как избежать отравлений. Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. По­чему необходимо тщательно пережевывать пищу? Регулярный стул - хорошая привычка.

^ Тема 7. Безопасность при любой погоде. Как избежать со­лнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать про­студы. Как вести себя на улице в гололед.

^ Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Беспорядок в доме (в комнате) - причина мно­гих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорож­ного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей. Не лезь в пере­полненный транспорт. Не прыгай в него на ходу. Не высовывай руку из окна автомобиля и др. транспорта во время движения. Находясь в автомобиле, не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления.

^ Тема 9. Правила безопасного поведения на воде. Не ку­пайся один (в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Купайся только в отве­денных для этого местах. Никогда не соглашайся на спор прыг­нуть в воду с большой высоты или преодолеть вплавь большое расстояние. Не ходи зимой по тонкому льду.

^ Тема 10. Правила обращения с огнем. Не играй со спич­ками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, ка­мина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Не бросай в костер патроны, снаряды, не лей в него бензин, керосин и другие воспламеняющиеся жидкости. Соблюдай пра­вила пользования газовой плитой.

^ Тема 11. Как уберечься от ударов электрическим током. Что такое электрический ток. Не трогай руками висящий или торчащий откуда-то провод, не наступай на него ногой! Не стой под деревом во время грозы. Не прикасайся к человеку, нахо­дящемуся под действием электрического тока. Не купайся в реке, озере, море во время грозы. Не прикасайся мокрыми ру­ками к электрическим приборам и проводам.

^ Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Не высовывайся в открытые окна. Не прыгай с большой высоты. Не ходи по высоким и узким карнизам. Не бегай в темноте. Не бегай с острыми предметами в руках. Как следует обращать­ся с острыми, режущими и колющими предметами.

^ Тема 13. Как защититься от насекомых. Чем опасны мухи, комары, блохи, клещи и другие насекомые. Как бороться с мухами. Как избежать укусов комаров и других насекомых. Как защититься от клещей.

Тема 14. Предосторожности при обращении с животными. Чем опасны домашние (или одичавшие) животные. Животные как переносчики болезней. Укусы животных. Правила обраще­ния с животными.

^ Тема 15. Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом. Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными ядами. Первая помощь при от­равлениях недоброкачественной пищей. Первая помощь при от­равлениях. угарным газом и дымом.

^ Тема 16. Первая помощь при перегреваниях и тепловых уда­рах, при ожогах и отморожениях. Что такое тепловой удар. Что происходит в организме при тепловом ударе. Как следует вести себя человеку, получившему тепловой удар. Чем поить и кормить пострадавшего. Как ведут себя в жаркие дни животные. Как из­бежать теплового удара (одежда, поведение, питание). Ожоги различной степени. Первая помощь при ожогах. Что такое отморожение. Как избежать отморожений в морозную по­году. Какие меры принимать при отморожении.

^ Тема 17. Первая помощь при травмах. Переломы и вывихи костей, растяжения и разрывы связок. Что испытывает человек при травмах. Первая помощь при переломах костей, травмах суставов и связок. Шины и способы их наложения. Перевозка (транспортировка) человека с переломом руки или ноги. Первая помощь при порезах и ссадинах. Ушибы и их пос­ледствия. Как остановить кровоизлияние от ушиба и не дать образоваться шишке. Как остановить кровотечение из носа.

^ Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, уши, нос, горло. Инородные тела: пыль, занозы, осколки стекла, насекомые и др. Случаи, когда они попадают человеку в глаз, ухо, нос или горло. Способы извлечения инородных тел из организма. Что может произойти с человеком, если он свое­временно не освободится от инородного тела.

^ Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Опасны ли укусы насекомых. Как и чем следует обрабатывать место укуса насекомых. Укусы змей. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Что следует предпринять, если укусит собака, укусит или оцарапает кошка.

^ Тема 20. Сегодняшние заботы медицины. Родиться надо здоровым. Наследственные заболевания. Что мешает человеку быть здоровым. Экология и медицина. Здоровый и нездоровый образ жизни. Рак, СПИД и другие, пока неизлечимые болезни человека. Над чем работают сегодня ученые-медики.


^ Физическое воспитание


Тема 1. Как уберечься от простудных заболеваний, бегая, играя во дворе. Причины перегревания и переохлаждения организма человека. Признаки простудного заболевания. Как на­учиться контролировать состояние своего организма.

Тема 2. Игры и упражнения на воде. Обучение видам пла­вания. В соответствии с мотивационным подходом.

Тема 3. Народные игры. В соответствии с правилами. Под­бор игр произвольный.

Тема 4. Подвижные игры. В соответствии с правилами, под­бор игр произвольный.


3 класс


^ УРОКИ ЗНАЙКИ


Тема 1. Чего не надо бояться. Предметы и явления, кото­рых часто боятся дети. Почему не надо их бояться. Как вос­питать в себе уверенность и бесстрашие.

^ Тема 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным. Злые, завистливые и жадные люди в литературе и жизни. Что с ними случается. Какие чувства испытывает добрый человек. Каждый стоит столько, сколько стоит то, к чему он стре­мится.

^ Тема 3. Почему мы говорим неправду. В каких случаях и почему мы обманываем родителей. К чему может привести при­творство и хвастовство. Как ложь становится привычной. «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

^ Тема 4. Почему мы не слушаем родителей. Послушны ли детеныши у животных. Почему некоторые дети любят делать назло. Как взрослые пытаются воспитать у детей послушание. Почему родители часто не понимают своих детей.

Тема 5. Надо уметь сдерживать себя. Что является причи­ной невыдержанности. Капризные дети; как к ним относятся взрослые и другие дети. Как воспитать в себе сдержанность.

Тема 6. Не грызи ногти. Не ковыряй в носу. Вредные привычки у детей. Почему некоторые дети грызут ногти, ко­выряют в носу, имеют другие вредные привычки. Как отучить себя от вредных привычек.

^ Тема 7. Как относиться к подаркам. В каких случаях люди делают друг другу подарки. Как вести себя, когда тебе преподносят подарок. В каких случаях нужно отказаться от подарка. Подарки не просят. Самые лучшие подарки человек делает себе сам.

^ Тема 8. Как следует относиться к наказаниям. За что и как наказывают порой родители и учителя детей; какие чувства они при этом испытывают. Что переживает наказанный ребенок. Можно ли обойтись без наказания.

Тема 9. Как нужно одеваться. Для чего человек одевается. «По одежке встречают...» Как одеваться в школу, на прогулку, торжество, в других случаях. Что значит «одеваться со вкусом».

^ Тема 10. Как вести себя с незнакомыми людьми. Как по­являются у нас друзья и знакомые. С кем можно знакомиться, а с кем следует вести себя осторожно. Почему надо быть осто­рожным при встрече с посторонним взрослым человеком. Каких правил следует при этом придерживаться.

^ Тема 11. Как вести себя, когда что-то болит. Что такое боль. Как ведут себя дети, когда у них что-то болит. Всегда ли дети чувствуют боль от полученной травмы, когда заняты игрой. Внут­ренняя боль и ее опасность. Что помогает превозмочь боль.

^ Тема 12. Как вести себя за столом. Хорошо ли ведут себя дети в школьной столовой, дома, в гостях. Сервировка стола. Шведский стол. Правила поведения за столом.

Тема 13. Как вести себя в гостях. О чем не следует гово­рить и что не следует делать в гостях. Что такое такт. Находясь в гостях, уважай чужие мнения, увлечения, привычки и уклад жизни.

^ Тема 14. Как вести себя в общественных местах. Внешняя и внутренняя культура человека. Как вести себя в школе, транспорте, в театре или на концерте. Как вести себя при пере­ходе улицы. Как научиться контролировать свое поведение.

^ Тема 15. «Нехорошие» слова. Недобрые шутки. Умеем ли правильно говорить. Жаргонные словечки. Грубые обороты. Слова-паразиты. «Нет, не знаю, не могу». Как обращаться к людям. Как говорить по телефону. Над чем нельзя шутить и смеяться.

^ Тема 16. Что делать, если не хочется в школу. Почему детям иногда не хочется в школу. Что они в этом случае при­думывают. Что надо делать, чтобы дети охотно ходили в школу.

Тема 17. Чем заняться после школы. Как дети проводят время после школы. Все ли их увлечения хороши. Что надо знать, чтобы найти для себя дело по душе.

Тема 18. Как выбирать друзей. Кого можно считать другом? Что надо знать, когда выбираешь себе товарищей? Как прове­рить, кто настоящий друг, а кто им прикидывается.

^ Тема 19. Как помочь родителям. Хорошо ли мы знаем сво­их родителей; чем они озабочены и чего ждут от нас. Все родители хотят видеть своих детей счастливыми и гордиться ими. Как доставить своим родителям радость и помочь им.

^ Тема 20. Как помочь больным и беспомощным. Что чувствует больной человек. Умеем ли мы сочувствовать и сострадать чело­веку, попавшему в беду. Что надо знать, когда ухаживаешь за больным и беспомощным. Как относиться к детям-инвалидам.


^ Физическое воспитание


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста по валеологии

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Программа по валеологии «Здоровей-ка» для учащихся начальной школы (1 4)

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Программа кружка по валеологии (1 4 классы) 2008 г

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Дополнительная образовательная программа «Юных фелинологов «Рыжик» программа рассчитана для детей

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Рабочая программа учебная дисциплина б 19 Основы валеологии (наименование)

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Рабочая программа (модуль 4) хирургической инфекцией у детей для интернов од. И. 01. 04 Основная

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Рабочая программа по дисциплине «Возрастная анатомия и физиология» по циклу опд очная форма обучения
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и валеологии
Образовательная программа по валеологии для школьников icon Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Основная образовательная программа школы для 3-9 классов 2012-2013

Образовательная программа по валеологии для школьников icon Образовательная программа элективного курса «Наследственные Заболевания человека» для учащихся 9

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы