|
Скачать 171.77 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Производственный контроль ^ М.Б. БЕРШАдСКАЯ, старший преполаватель кафелры общественного злоровья, злравоохранения и гигиены Российского университета лружбы наролов В функцию главной (старшей) сестры входит контроль работы медицинских сестер различных кабинетов ЛПУ, а также проведение мероприятий по производственному контролю (в рамках поручений главного врача) в этих кабинетах. Одним из кабинетов, требующих тщательного контроля со стороны главной (старшей) медицинской сестры, является стоматологический кабинет. ^ регламентирующих деятельность стоматологического кабинета Первый шаг в составлении программы производственного контроля - подобрать документы, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим в стоматологическом кабинете, составить список этих документов.
24
^ На втором этапе составляется перечень контролируемых объектов:
• Обеззараживание и удаление медицинских отходов класса Б. ^ На третьем этапе составляется план контроля по каждому из контролируемых объектов. Контроль микроклиматических факторов Контролируемыми показателями, характеризующими микроклимат в стоматологическом кабинете, являются:
• скорость движения воздуха. Нормируемые величины этих показателей из
Инструментальные исследования проводятся 2 раза в год (теплый и холодный периоды). 25 Производственный контроль Производственный контроль Измерения показателей микроклимата в целях производственного контроля должны проводиться:
Таким образом, измеряя температуру воздуха внутри помещения, необходимо проставить температуру наружного воздуха. Температуру и скорость движения воздуха следует измерять на высоте 0,1 и 1,0 м, а относительную влажность воздуха - на высоте 1,0 м от пола. При работах, выполняемых стоя, температуру и скорость движения воздуха следует измерять на высоте 0,1 и 1,5 м, а относительную влажность воздуха -на высоте 1,5 м. Таблица ^
Контроль освещенности Определение уровня искусственной освещенности на рабочем месте производится 1 раз в год (в зимнее время), а также при изменении системы освещения. Согласно СанПиН 2.1.3. 2630-10, все помещения стоматологических медицинских организаций должны иметь общее искусственное освещение. Для общего люминесцентного освещения во всех стоматологических кабинетах и основных помещениях зуботехнической лаборатории рекомендуются лампы со спектром излучения, не искажающим цветопередачу. Светильники общего освещения должны размещаться с таким расчетом, чтобы не попадать в поле зрения работающего врача. 26 Стоматологические кабинеты, основные и полировочные помещения зуботехнической лаборатории, кроме общего, должны иметь и местное освещение в виде:
Рекомендуемые уровни освещенности рабочих поверхностей принимаются в соответствии с главой I СанПиН 2.1.3. 2630-10, приложение 5 «Нормируемые показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений медицинских организаций». Уровень освещенности от местных источников не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз. ^ среды Лабораторные исследования бактериальной обсемененности воздушной среды, как правило, проводятся два раза в год. Определяются следующие показатели:
В помещениях классов А и Б в воздухе не должно быть золотистого стафилококка. В помещениях классов В и Г золотистый стафилококк не нормируется. Для отбора проб воздуха в помещении с целью определения содержания общего количества микроорганизмов 5. aureus в 1 куб. м используются аспираиионные приборы типа импакторов и центрифужных пробоотборников ГТУ-1 Б, «Флора-100», прибор для бактериологического анализа воздуха, модель 818 (аппарат Кротова), или любые другие пробоотборники, разрешенные Минздравсоцразвития России для применения. Контроль радиационной безопасности пациентов и персонала Если в кабинете проводят рентгенологические обследования пациентов, в рамках производственного контроля проводится контроль радиационной безопасности. Контролю подлежат: • эксплуатационные параметры рентгеновских аппаратов и техническое состояние (отсутствие поломок за контролируемый период); 27 Производственный контроль Производственный контроль
Контроль дезинфекционно-стерилизаиионных мероприятий и утилизации отходов Контроль химических срелств лезинфекиии Контролируется:
Контроль качества плановой (ежелневной) профилактической лезинфекиии Контролируется:
костей, их маркировка, соблюдение правил погружения, необходимые концентрация дезинфицирующего раствора и время обеззараживания). Лабораторный контроль качества дезинфекционных мероприятий проводят для выявления случаев неудовлетворительной дезинфекции. Рекомендуемая частота проведения лабораторного контроля - 1-2 раза в год, а также при замене дезинфицирующего средства. Лабораторный контроль проводят методом смывов, количество смывов от 5 до 10. Контроль качества прелстерилизаиионной очистки Контролируется:
Контроль стерилизации излелий мелииинского назначения Контролируется:
• условия и сроки хранения стерильных изделий, исключение возможно сти вторичной контаминации изделий, простерилизованных в неупакован ном виде; 29 Производственный контроль Производственный контроль • проведение бактериологического контроля эффективности работы сте рилизатора, бактериологического контроля стерильности изделий медицин ского назначения (контролю подлежат не менее двух одновременно просте- рилизованных изделий одного наименования). Контроль обработки рук мелииинского персонала Контролируется: • наличие в кабинете кожных антисептиков, инструкций по их применению; • обеспеченность кабинета бумажными полотенцами или салфетками од- ^нократного применения;
Контроль эффективности бактерииилного облучения возлуха Эффективность бактерицидного облучения помещения оценивают по степени снижения микробной обсемененности возлуха путем исследования микробной обсемененности воздуха до и после облучения. Пробы воздуха отбирают аспираиионным метолом с помощью приборов типа прибора Кротова. ^ В этом случае снижение обсемененности воздуха обработанного помещения санитарно-показательным микроорганизмом (S. aureus) должно соответствовать цифрам, приведенным в Руководстве Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» для помещений разных категорий чистоты. Напомним: облучатель должен обеспечивать бактерицидную эффективность по золотистому стафилококку в отсутствии людей для помещений I категории - 99,9% (операционные, предоперационные, родильные...), для помещений II категории -99,0% (перевязочные, процедурные...). Бактерицидная эффективность для патогенной микрофлоры должна быть не менее 70%. Указанная величина снижения общего числа микрофлоры справедлива при наличии обсемененности воздуха не менее 1000 микробных клеток в 1 куб. м; при наличии меньшей начальной обсемененности воздуха процент снижения может быть ниже. ^ его эффективность оценивают по способности предотвращать нарастание уровня ми-30 кробной обсемененности возлуха в помещении. В этом случае нельзя требовать снижения обсемененности воздуха на 90 и более процентов. Оценка бактерицидной эффективности проводится олин раз в год. Кроме этого, в порядке производственного контроля проверяется: • наличие расчетов
• соблюдение режима эксплуатации бактерицидных облучателей. Бактерицидные установки с открытыми и комбинированными облучателями могут использоваться в повторно-кратковременном режиме тогда, когда на время облучения в пределах t3 = 0,25-0,5 ч люди из помещения удаляются. При этом повторные сеансы облучения должны проводиться через каждые 2 ч в течение рабочего дня. Закрытые облучатели и приточно-вытяжная вентиляция в присутствии людей должны работать непрерывно в течение всего рабочего времени;
Контроль обеззараживания и улаления мелииинских отхолов класса Б Контролируется: • наличие одноразовых непрокалываемых контейнеров для сбора игл;
4. Заключительный этап контроля На заключительном этапе главная (старшая) медицинская сестра составляет акт проверки, где формулируются меры по устранению выявленных недостатков. Этот акт предъявляется руководству. 31 |