|
Скачать 1.13 Mb.
|
Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области «Развитие здравоохранения Московской области на 2013-2015 годы»
Главной задачей системы здравоохранения Московской области является организация доступной и качественной медицинской помощи населению Московской области. Одним из важнейших направлений деятельности является реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти, профилактика и своевременное выявление на ранних стадиях и лечение заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения, снижение материнской и младенческой смертности, повышение рождаемости. Несмотря на тенденцию к ежегодному уменьшению показателя общей смертности населения (в 2009 году – 16,0 случаев на 1000 населения, в 2010 году -15,4, в 2011 году – 14,2 на 1000 населения) и снижения смертности от ведущих причин (от болезней органов кровообращения, новообразований, травм и отравлений) показатель общей смертности населения и смертности от ведущих причин превышают общероссийские показатели. В 2011 году число умерших человек превысило число рожденных в 1,3 раза. Низкий уровень рождаемости и высокий показатель общей смертности не обеспечивают простое воспроизводство населения. В структуре смертности населения Московской области лидируют болезни органов кровообращения (60,2 процента, в Российской Федерации – 56,7 процента). В структуре заболеваемости по обращаемости болезни системы кровообращения устойчиво занимают 2 место (12,2 процента) после болезней органов дыхания. В настоящее время инфаркт миокарда является одной из наиболее актуальных проблем медицины и здравоохранения. Проведение тромболитической терапии приводит к снижению госпитальной летальности на 15-20% и существенно улучшает прогноз у больных инфарктом миокарда. Учитывая возможность быстрого прибытия скорой медицинской помощи к больному с острым коронарным синдромом, большое значение имеет проведение тромболитической терапии на догоспитальном этапе. Травмы и отравления в структуре смертности населения Московской области занимают третье место и составили в 2009 году – 154,2 случая на 100 тыс. человек населения, в 2010 году – 140,9, в 2011 году -124,4 на 100 тыс. человек населения. В структуре общей заболеваемости населения по обращаемости показатель заболеваемости глаза и его придаточного аппарата находится третьем месте и имеет тенденцию к росту (в 2005 г. - 70,4 случая на 1000 населения; в 2011 г.- 79,7 на 1000 населения). Ежегодно в области проводится более 20 тыс. операций на глазах. Потребность населения Московской области в хирургических вмешательствах для больных с заболеваниями органов глаза и его придаточного аппарата значительно превышают объемы, выполняемые в учреждениях здравоохранения Московской области. В структуре профилей, по которым взрослое население получает высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения, офтальмология занимает второе место. Анализ медико-демографической ситуации в Московской области свидетельствует о необходимости дальнейшего развития первичного звена здравоохранения, в том числе в сельской местности, с целью повышения его профилактической направленности, развития новых технологий работы, включая выездные методы, развития замещающих стационар технологий, организации системы неотложной медицинской помощи населению. Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения являются недостаточная мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность, высокая приверженность к вредным привычкам, нерациональное несбалансированное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, недостаточная работа первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний и факторов риска их обуславливающих, недостаточная сбалансированность коечного фонда по ряду профилей, недостаточная обеспеченность системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, недостаточная информатизация медицинских организаций. На настоящий момент реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде информации на вышестоящий уровень информации. Необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без принятия мер по профилактике заболеваний и патологических состояний. Ведущая роль в своевременном выявлении заболеваний принадлежит профилактическим и скрининговым осмотрам, диспансеризации населения. Одним из методов первичной профилактики является проведение информационно-коммуникационной работы среди населения. Продолжится работа по оптимизации соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений. Повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения предполагает развитие первичной медико-санитарной помощи, дальнейшее укрепление сети и модернизация оказания медицинской помощи сельским жителям, развитие общеврачебных практик. Система профилактических мероприятий, направленных на иммунизацию населения, позволила снизить заболеваемость управляемыми инфекциями. В 2011 году по сравнению с 2007 годом снизилась заболеваемость коклюшем в 2,6 раза, эпидемическим паротитом в 10,3 раза, вирусным гепатитом В в 11,5 раза, краснухой в 163.1 раза, дифтерией в 15 раз. С 1994 года не регистрируются случаи заболевания полиомиелитом, вызванным «диким» штаммом вируса. В то же время, еще не достигнут рекомендуемый Всемирной организацией здравоохранения охват профилактическими прививками взрослого населения. Практически ежегодно регистрируются случаи бешенства у людей и заболевания брюшным тифом. В значительной степени это обусловлено недостаточной, а иногда и искаженной, информированностью населения о значении иммунопрофилактики. Отрицательное влияние на эпидемическую ситуацию в Московской области оказывает нерегулируемая миграция населения из стран ближнего и дальнего зарубежья. На протяжении ряда лет в Московской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости туберкулезом . Общая заболеваемость туберкулезом на протяжении пяти лет снизилась на 17,8% и составила в 2011г. – 123,7 случая на 100 тысяч населения ( в 2007г. – 158,7). Отмечается снижение заболеваемости населения впервые выявленным активным туберкулезом с учетом мигрантов с 50,5 на 100 тысяч населения в 2010 году до 46,7% на 100 тысяч населения в 2011 году. Вместе с тем в настоящее время в Московской области, как и в Российской Федерации, в целом, туберкулез является основной причиной смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний. Своевременное выявление ВИЧ-инфекции является основным профилактическим и противоэпидемическим мероприятием. Ежегодно в Московской области обследуется на ВИЧ-инфекцию более 1 миллиона человек. Основным мероприятием по сдерживанию эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации является обеспечение доступности тестирования населения на ВИЧ-инфекцию, привлечение выявленных ВИЧ-инфицированных граждан к диспансерному наблюдению и лечению. Высокоактивная антиретровирусная терапия не только продлевает жизнь и улучшает ее качество, но и является важнейшим фактором стабилизации эпидемиологической обстановки в регионе. По состоянию на 01.01.2012 года высокоактивную антиретровирусную терапию получали 5109 человек. Это одна из самых больших когорт на лечении в Российской Федерации. Своевременность назначения лечения осуществляется на основе лабораторного мониторинга ВИЧ-инфекции. Среди ВИЧ-инфицированных возрастает доля женщин детородного возраста, что увеличивает риск распространения инфекции от матери к ребенку во время беременности и родов (риск перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции). Охват перинатальной химиопрофилактикой перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции начиная с 2005 года составляет 98%. Ежегодно за медицинской помощью в связи с возникновением неотложных состояний обращается каждый 3-й житель Московской области. На исход оказания скорой медицинской помощи при неотложных состояниях влияют материально-техническая оснащенность бригад скорой медицинской помощи, в том числе наличие санитарного транспорта для немедленной доставки больного или пострадавшего в стационар. Организация заготовки, переработки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов является одной из важнейших составных частей здравоохранения, которая обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях. Потребность учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови растет из года в год. Это связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов. В то же время материально-техническая база большинства учреждений службы крови морально и физически изношена. Отсутствие современного оборудования сдерживает внедрение в практику современных технологий по обеспечению безопасности и эффективности оказания трансфузиологической помощи. С увеличением численности населения и средней продолжительности жизни увеличивается число пациентов, страдающих хроническими заболеваниями и нуждающихся в трансплантации органов, в то же время количество трансплантаций органов в Московской области, как и во всем мире, ограничивает дефицит донорских органов. Экономическая эффективность метода заключается в сохранении жизни пациентов, их социальной активностью. Актуальна проблема необходимости интенсификации трансплантации печени. Если трансплантация почки имеет альтернативу в виде заместительной почечной терапии гемодиализом, то трансплантация печени является единственным методом спасения жизни пациента. Для реализации возложенных на учреждения здравоохранения функций в их оперативном управлении и безвозмездном пользовании имеется более 5 тысяч зданий и сооружений. За период длительной эксплуатации многие здания и инженерные системы пришли в изношенное состояние, и требуют капитального ремонта или замены. Имеется недостаточная оснащенность учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, износ оборудования в связи с длительным сроком эксплуатации. Техническое обслуживание медицинской техники и проверка оборудования осуществляется не в полном объеме и с нарушениями сроков поверки. Результативность и эффективность деятельности учреждений здравоохранения Московской области, обеспечение населения Подмосковья качественной и эффективной медицинской помощью и улучшение качественных показателей состояния его здоровья в значительной степени определяется кадровым потенциалом, уровнем профессиональной квалификации медицинских работников. По состоянию на 01.01.2012 года в учреждениях здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Московской области работало 21883 врача и 45587 средних медицинских работников. В течение 2011 года отмечалось сокращение числа медицинских кадров: число врачей уменьшилось на 174 человека, средних медицинских работников – на 652 человека. Сокращение числа медицинских кадров в сочетании с увеличением числа населения Московской области привело к уменьшению показателей обеспеченности населения медицинскими кадрами в расчёте на 10000 населения: врачами – с 32,5 в 2010году до 32,4 в 2011году, средними медицинскими работниками - с 68,6 в 2010 году до 67,5 в 2011 году. Обеспечение подготовки медицинских и фармацевтических кадров, их непрерывного последипломного образования, совершенствование деятельности имеющейся в Московской области системы последипломного образования медицинских и фармацевтических кадров напрямую связаны с повышением доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. ^ Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство здравоохранения Московской области. Государственный заказчик Программы несет ответственность за подготовку и своевременную реализацию ее мероприятий, и обеспечение достижения количественных и качественных показателей эффективности реализации Программы. Исполнителями мероприятий Программы являются Министерство здравоохранения Московской области, Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области. Исполнители Программы в рамках реализации мероприятий Программы размещают заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и заключает государственные (муниципальные) контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков в соответствии с Федеральными законами: от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и гражданским законодательством Российской Федерации.
Цель Подпрограммы: обеспечение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи населению Московской области. Задачи Подпрограммы: профилактика заболеваний населения Московской области; формирование здорового образа жизни у населения Московской области, развитие системы качественной и доступной медицинской помощи; укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Московской области; информатизация системы здравоохранения Московской области; разработка и внедрение инновационных технологий в здравоохранение Московской области; улучшение состояния здоровья населения Московской области; развитие системы оказания паллиативной помощи; обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированными специалистами; рациональное использование средств бюджета Московской области на обеспечение деятельности Министерства здравоохранения Московской области. Мероприятия Программы структурированы в соответствии с задачами и представлены в приложении № 1 к Программе «Перечень мероприятий Программы». Целью раздела 1 «Профилактика заболеваний населения Московской области» является формирование у населения Московской области культуры здоровья и повышение уровня информированности о факторах риска и методах профилактики развития заболеваний, повышение мотивации к сохранению своего здоровья, включая ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек (потребление алкоголя, табака, наркотических средств и психоактивных веществ), регулярное прохождение медицинских профилактических осмотров. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: - создание условий для регулярного прохождения населением медицинских профилактических осмотров, ориентированных на определение уровня функциональных резервов и степень их отклонений; Проведение диспансеризации населения разных возрастных групп, с применением скрининговых исследований; увеличение кабинетов медицинской профилактики в учреждениях здравоохранения и совершенствование методов их работы; расширение системы раннего выявления потребителей психоактивных веществ; повышение уровня профессиональных знаний специалистов медицинского и немедицинского профиля по популяризации знаний о негативном влиянии на здоровье потребления табака, алкоголя, наркотических и психоактивных веществ. обследование отдельных групп населения с целью раннего выявления инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С; адресное информирование и расширение доступа к тестированию и диспансерному наблюдению лиц людей, живущих с ВИЧ/СПИДом; организация работы интернет-портала (сайта) по профилактике ВИЧ-инфекции в Московской области; обеспечение беременных женщин комплексом профилактических мер, обеспечивающих снижение риска перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции. С целью раннего выявления и предотвращения суицидоопасных состояний будет организовано информирование населения о работе отделений и кабинетов, оказывающих помощь при кризисных состояниях, внедрение современных форм профилактики суицидов и кризисных состояний. Будет завершено формирования трехуровневой системы профилактики кризисных состояний и медицинской помощи лицам с суицидальным поведение, включающей в себя: Кабинеты (отделения) «Телефон Доверия»; Кабинеты социально-психологической помощи; Отделения кризисных состояний. С целью профилактики заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, предусматривается: 1. Совершенствовать организацию диетического питания в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.06.2010 № 474 н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "диетология". 2. Проводить мониторинг состояния питания населения 3. Повышать уровень информированности населения о принципах здорового питания (пропаганда здорового питания через средства массовой информации, организация школ для больных алиментарно-зависимыми заболеваниями). 4. Повышать профессиональный уровень медицинских работников по вопросам организации здорового, в т. ч. диетического питания (обучение врачей-диетологов, проведение обучающих семинаров для врачей лечебно - профилактических учреждений по выявлению риска развития алиментарно-зависимых заболеваний и их осложнений, а также по вопросам организации здорового (в т. ч. диетического) питания). Целью подраздела «Вакцинопрофилактика» является обеспечение эпидемиологического благополучия Московской области путём снижения уровня заболеваемости населения инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: обеспечение поддержания высокого уровня охвата профилактическими прививками детей и взрослых (не менее 95%); приобретение современных медицинских иммунобиологических препаратов, в том числе, вакцин массового применения; обеспечение лечебно-профилактических учреждений эффективными средствами транспортировки и хранения вакцин; подготовка медицинских кадров по вопросам организации и проведения иммунопрофилактики; улучшение системы информирования населения о роли профилактических прививок в предупреждении заболеваний. Целью раздела 2 «Формирование здорового образа жизни у населения Московской области» является формирование здорового образа жизни у жителей Московской области. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: охват населения массовыми мероприятиями, направленными на пропаганду действий по формированию здорового образа жизни и профилактику заболеваний; приобретение передвижных медицинских комплексов «Мобильный центр здоровья» для выездной работы Центров здоровья; выпуск пропагандистских (санитарно-просветительских) материалов для населения (буклеты, памятки, брошюры, плакаты, баннеры, видео и аудио ролики социальной рекламы); обеспечение деятельности Центров здоровья (дооснащение действующих центров здоровья и открытие новых центров); продолжение работы по организации школ здоровья для населения. Целью раздела 3 «Развитие системы качественной и доступной медицинской помощи» является улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи населению Московской области. Развитие системы качественной и доступной медицинской помощи предполагает следующие мероприятия: повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения; совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи; повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; совершенствование системы лекарственного обеспечения; развитие службы медицины катастроф, гражданской обороны и антитеррористической защищенности в системе здравоохранения Московской области; обеспечение выполнения государственного и муниципального задания на оказание медицинской помощи в рамках реализации Московской областной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Целью подраздела 3.1. «Повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения» повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению Московской области. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач: - изменение системы оказания помощи сельскому населению (развитие фельдшерско-акушерской помощи на селе, включая работу выездных фельдшерско-акушерских пунктов, дальнейшее развитие общей врачебной практики); - модернизация существующих учреждений здравоохранения и их подразделений, - дальнейшее развитие новых форм оказания медицинской помощи – стационарзамещающих и выездных методов работы, - развитие неотложной медицинской помощи на базе поликлинических подразделений, - совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи. Для дальнейшего развития общей врачебной практики предусматриваются: материально-техническое оснащение кафедры общей врачебной практики (семейной медицины) факультета усовершенствования врачей государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» (далее - ГБУЗ «МОНИКИ им.М.Ф. Владимирского»); оснащение базовых рабочих мест врачей общей практики, прошедших профессиональную переподготовку. Целью подраздела 3.2. «Совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи» является создание условий для повышения качества оказания скорой медицинской помощи населению Московской области и её экономической эффективности. Проведение тромболитической терапии на догоспитальном этапе приводит к снижению госпитальной летальности на 15-20% от инфаркта миокарда и существенно улучшает прогноз у больных инфарктом миокарда. В целях снижение уровня смертности и осложнений острого инфаркта миокарда в рамках реализации мероприятий раздела предлагается: оснащение бригад скорой медицинской помощи современными троболитическими средствами; повышение квалификации медицинских работников бригад скорой медицинской помощи по вопросам оказания экстренной помощи больным инфарктом миокарда на догоспитальном этапе; повышение профильности вызовов выездных врачебных бригад скорой медицинской помощи за счет вызовов, требующих преимущественно врачебной компетенции, путем передачи части вызовов фельдшерским бригадам. В целях совершенствовании скорой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в рамках меропряитий раздела предполагается - оснащение бригад скорой медицинской помощи устройствами экстренного восстановления и поддержания дыхательных путей (ларингеальная маска); - обеспечение инфузионными средами на основе гидроксиэтилированного крахмала - оснащение электрическими дефибрилляторами и устройством для внутрикостного введения инфузионных растворов; - повышение квалификации медицинских работников бригад скорой медицинской помощи по вопросам оказания экстренной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе.
|