Словарь терминов и понятий
«Дыхание»
Биология
|
Валеология
|
ЗОЖ
|
Альвеолы
|
Ангина
Аденоиды
|
Араматеропия
Авлация
|
Бронхи
|
Бронхит
Банки
|
Диагноз
Гигиенический режим
|
Вдох
|
Воспаление
|
Воздушная среда
|
Выдох
|
В
|
Вентиляция
|
Воздухоносные пути
|
Вакцинотерапия
|
Иммунизация
|
Газообмен
|
Гемоглобин
|
Загрязнители
|
Гортань
|
Гланды
|
Игровая терапия
|
Голосовые связки
|
Ларингит
|
Голос
|
Голосовая щель
|
Грипп
|
Гигиенические салфетки
|
Диафрагма
|
Дыхательный объем
|
Спорт
|
Дыхательный центр
|
|
|
Дыхание
|
|
Физкультура
|
Жизненная емкость легких
|
Спидометр
|
Спидометрия
|
Закон специфической энергии
|
Заикание
Зевота
|
Зарядка
Защита
|
Искусственное дыхание
|
Инородное тело
Инфекция
|
Йога
Закаливание
|
Курение
|
Кашель
Крик
|
Предупреждение
Самовнушение
|
Легкие
|
Легионеллез
|
Уход за больным
|
Мышца вдоха
выдоха
|
Миндалины
|
Упражнения
Муз терапия
|
Надгортанник
|
Насморк
|
Носовой платок
|
Носовая полость
|
Никотин
|
Проветривание
|
Ноздри
|
Ресничку
|
Пыль
|
Органы дыхания
|
Одышка
|
Озеленение улиц
|
Отравление
|
Обморок
|
Первая помощь
|
Плевра
|
Пневмония
Прививки
Простуда
|
Профилактика
Привычки
Прогревание
|
Ритм дыхания
|
Резервный объем
|
Режим дня
|
Слизистая носовая полость
|
Синусит
|
Согрев
|
Слизь
|
Скарлатина
|
Заражение
|
Трахея
|
Трахеит
|
Фитопрофилактика
|
Табакокурение
|
Туберкулез
|
Пыль
|
Углекислый газ
|
Угарный газ
Удушье
Флюорография
|
ПДК,
ПДВ
|
Хоана
|
Хронические болезни
Цинк
|
Паровая ингаляция
Бобовые культуры
|
Частота дыхания
|
Чихание
|
Гигиена помещения
|
Щитовидный хрящ
|
Чревовещание
|
Точечный массаж
|
Эволюция дыхания
|
Дыхательные системы
|
Экотерапия
Экспресс-диагноз
|
Ядохимикаты
|
Аллергия
|
Безопасность
Яблоки
|
Знать краткое определение значения термина и понятия
Словари. Энциклопедии.
|
Батуев А.С. Биология:
Словарь – справочник 1999
Лернер Г.И. Словарь-справочник в вопросах и ответах 2006 г.
|
Толковый словарь медицинских терминов 1992г.
Е.И. Торохова Валеология. Словарь 1999г.
|
Всё о здоровом образе жизни.
Ридерз Дайджест 1998 г.
|
^
Лабораторно-диагностическая работа
Экспресс-диагноз
 
ТЕСТ «Прочность иммунитета»
1- ____, 2-____,3-____ Всего: _____ баллов.
Выводы:
Грипп отличается от простуды…..
Понятие «ОРЗ» шире, чем «ОРВИ»:……
Респираторные вирусы мне…..
ЭКСПРЕСС-ДИАГНОЗ
Жалобы
|
Простуда
|
Грипп
|
Начало
|
Постепенное
|
Внезапная
|
^
|
Небольшая, распределена равномерно по всей голове
|
Сильная, сосредоточена во лбу, надбровных дугах
|
Головокружение
|
Не типично
|
Возникает почти всегда
|
^
|
выраженная
|
Небольшой или отсутствует вовсе
|
^
|
Не характерна
|
Типичный симптом
|
Слезотечение
|
отсутствует
|
Характерный признак
|
Насморк
|
Обильные или умеренные выделения из носа
|
Очень слабый
|
^
|
Не бывает
|
Часто встречается
|
Температура
|
Нормальная, до38, держится 4-7 дней
|
38-40, охраняется несколько часов, максимум - сутки.
|
Потливость
|
небольшая
|
Обильное потоотделение при снижении температуры.
|
^
|
Выражены умеренно
|
Крайне беспокоят больного
|
Осложнения
|
Встречаются редко
|
Угроза достаточно велика.
|
Самолечение
|
Не вызывает возражении у медиков
|
Срочно обратитесь к врачу!
|
^
И все же грипп отличается .....................................................................................
…………………………………………………………………………………..
^
Примерьте на себя каждое из 20 утверждений. Насколько они совпадают с твоим образом жизни? Против каждого пункта проставьте цифру, соответствующую выбранному вами варианту ответа: всегда -1 балл, очень часто - 3, редко - 4,никогда - 5 баллов.
Почти не пользуюсь транспортом, хожу пешком.
Посещаю выставки или концерта в зимнее время предпочту "посиделки" в кругу семьи.
Сплю не менее 8 часов в сутки.
Люблю с головой уйти в работу, но при этом не забываю об отдыхе.
B сложных жизненных обстоятельствах надеюсь на лучшее.
Получаю удовольствие от общения с людьми, придерживаясь правила говорить только о приятном и пореже жаловаться на судьбу.
Быстро забываю об обидах и неприятностях.
Начинаю утро с зарядки и контрастного душа.
В выходные дни стараюсь вырваться на природу, захватив с собой лыжи, коньки или санки.
Чувствую себя бодрой и полной сил.
Слежу за своим весом.
Не употребляю спиртного.
Обхожусь без сигарет.
Члены семьи и друзья оберегают меня от табачного дыма.
Каждый день съедаю хотя бы немного свежей зелени, овощей и фруктов.
Обязательно выпиваю 1-2 стакана сока или отвара шиповника и столько же чашек чая с лимоном и вареньем из черноплодной рябины или черной смородины.
Моя ежедневная норма - 250г кефира или йогурта.
У меня в комнате есть аквариум (варианты - домашний "фонтанчик"; кондиционер, увлажняющий воздух; емкости с водой, расставленные возле батарей).
Многократно проветриваю квартиру, а ночью оставляю форточку открытой.
Ощутив недомогание, сразу же откладываю все дела, привожу себя в порядок с помощью "бабушкиных" средств.
^ Так держать! Респираторные вирусы вам не страшны. Даже если и простудитесь, болезнь скорее всего пройдет за 5-7 дней без малейших осложнений. Не исключено, что в этом случае организм будет бороться с инфекцией изо всех сил, резко повышая температуру.
^ Как и большинству людей, вам недосуг систематически заниматься собственным здоровьем. Вы можете заболеть во время массовых вспышек респираторных инфекции. К счастью, укрепить иммунную защиту еще не поздно.
^ Вы очень подвержены простудным заболеваниям. Главное — попытайтесь изменить образ жизни: внесите в нее больше свежего воздуха и движения откажитесь от вредных привычек
Пока дышу, надеюсь.
Овидий
^
Симптомы
|
Методы, советы
|
Алгоритмы
|
Заложенный нос
|
|
Как правильно закапывать капли:
|
Забитый или «текущий» нос, чихание
|
|
Как сморкаться:
|
Влажный кашель
Сухой кашель
|
|
Алгоритмы помощи
|
Боли, ломота, жар
|
|
Заболело горло:
Пропал голос
|
Вывод:
Простуду(1-3) дня, грипп(1-2 недели), ОРВИ(5-7 дней) излечивает время, но облегчить ее течение, можно воспользовавшись знаниями……………………. и ………………….помощи.
^
симптомы
|
методы, советы
|
алгоритмы
|
^
|
Ингаляция. Фитотератия (эвкалипт, ментол).
Не злоупотреблять «Нафтизином» и другими сосудосужающими лекарствами.
|
^ Сесть на стул, запрокинуть наклонив голову, приподнять кончик носа и не касаясь ноздри закапать лекарство. Повернуть голову и подождать полминуты. Точно также «полечить» другую ноздрю(3 раза в день). Промывание носа проводить не только в период насморка (минеральная вода без газа, морская вода, чай из цветков ромашки).
|
^
|
Витамины В, С
Витаминные добавки. Исключение молочных продуктов. Исскуственное чихание.
|
^ Полагается прочищать не обе ноздри сразу. Делать каждый раз перед тем, как что-либо закапать в нос. Высморкавшись, закапывать по 6-8 капель сока каланхоэ, белокачанной капусты, свеклы (50% воды)
|
^
Сухой кашель
|
Отхаркивающий настой.
Больше жидкости. Фитотерапия. Микстуры, настои, Полоскание горла.
Медовый массаж
|
^
Чаи (мать-и-мачеха, смородина, подорожник). Ингаляции (ромашка, шалфей, липовый цвет). Сбор (мать-и-мачеха, душица, ромашка). Ингаляционный пар (свежеотваренный картофель)
|
^
Заболело горло
Пропал голос
|
Не употреблять аспирин до 12 лет. Покой и обильное питье.
Инголяции, полоскание.
|
«Морозоустойчивый» коктейль, напиток кефир + сок лимона,1ч.л. меда+лист алоэ+зубчик чеснока. Полоскание сода+вода+соль,мята, мелисса. Шерстяной шарф.
Пропарить руки от ладоней до локтей. Не разговаривать шепотом. Не полоскать горло. Ароматотерапия.
|
Простуду (1-3 дня), грипп (1-2 недели), ОРВИ (5-7 дней) излечивает время, но облегчить ее течение, можно воспользовавшись знаниями фитотерапии и предложенным алгоритмом помощи.
^
Основные правила
|
Обоснование правил
|
Вызвать врача на дом.
Ограничить посещение кино, театров, музеев, концертных залов,
дискотек.
Не садиться в автобус или троллейбус, если нужно проехать в транспорте 1-2 остановки, лучше пройдитесь пешком.
При насморке, кашле носить марлевые повязки (маски) или просто закрывать носовым платочком.
Для профилактики заражения гриппом в семье:
а) изолировать больного (при возможности в отдельную
комнату);
б) проветривать помещение, тепло укрыв больного;
в) избегать сквозняков;
г) смазывать носовые ходы аксолиновой мазью;
д) ежедневно стирать носовой платок, марлевую повязку и проглаживать их;
е) не посещать школу, превозмогая болезнь;
з) больному пользоваться отдельным полотенцем, посудой;
и) чихать и кашлять школьник должен только в носовой платок. Не посещать школьную столовую.
|
|
У учащихся школы может ослабевать неспецифический иммунитет: при стрессе, магнитных бурях, воздействии экологических факторов, переохлаждения, травмах, ожогах, потеря крови, при менструациях. Предлагаемые алгоритмы окажут поддержку защитным силам организма.
Алгоритм: Как не «расклеиться» в сезон простуд.
Прививка за 2-3 месяца до эпидемии.
Утром и вечером принимать 0,5 витамина С (аскорбиновой кислоты), заедая цитрусами. Курс - 2 недели.
2 раза в день рассасывать во рту по десертной ложке меда в сезон
простуд.
Перед выходом из дома (смазывать слизистую оболочку носа аксолиновой мазью) в каждую ноздрю по 3-4 капли сока алоэ, выжитого из листьев, пролежавшего 12 дней в холодильнике.
Ежедневно выпивать противовирусный фиточай.
Раз в день (за 20 мин. до еды) принимать по столовой ложке профилактической смеси из 8 измельченных долек чеснока.
При неблагоприятной эпидемиологической обстановке 3 раза в
день после еды принимать по драже поливитаминных препаратов.
Заповеди здоровья
Применять общеукрепляющую ванну.
Повышать боевой дух витаминами.
Заниматься гидромассажем.
Начинать утро со стакана кефира.
Каждый день съедать по яблоку.
Вырастить на подоконнике лимонное дерево.
Основные направления интегрировано/профильных творческих работ/страниц
для увлеченных знаниями учащихся
Науки
|
Направления деятельности
|
Библиотека урока
|
Терминология
|
Краткое определение термина, понятия, слова.
|
Современная иллюстрированная энциклопедия.
т. Биология
|
Биология
|
Мини-словарь
Мини-кроссворд
Мини-атлас
Мини-листовки
БТ( биотелетайп)
Листовки
Мини-сообщение
Мини-памятка
Добрые дела
Опыты и наблюдения
Решение задач
Работа в экоцветопарке
Выращивание растений в уголках психологической разгрузки
Наглядные пособия (схемы, таблицы,
плакаты, тесты, занимательные вопросы)
Памятка «Курить или не курить»
|
Биологический энциклопедический словарь,1989.
А.С.Батуев. Словарь-справочник,1999.
Е.Н.Анашкина. Кроссворды для школьников.1997
Газета «Биология»,2005/2006
А.П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты.1999.
Е.Н.Демьянков. Биология. Мир человека. 2004
Д.И.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене.1996.
АВАНТА. Энциклопедия для детей. т.2.1994. т.18.Человек.2001.
Издательство «Учитель». Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 2005
Б.Ф.Сергеев. Занимательная анатомия.1998
М.Залесский. Занимательная анатомия.1998
Л.Г.Воронин. Р.Д.Маш. Биология и анатомия: «Универсальная энциклопедия школьника»,1995
Дидактические материалы по анатомии, физиологии и гигиене. РАУБ.1991.
Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы.
|
Физкультура
|
Гимнастики
Учиться у природы
Физкультминутка
|
Р.М.Рейзин. Гимнастика и здоровье. Минск,1984
Н.Кочеткова. Пародоксальная гимнастика Стрельниковой, 1989.
Периодические издания «Будь здоров!»
|
Валеология
|
Немедикаментозные средства профилактики
Системы лечебного дыхания. Тренажер.
Пастельные гимнастики
|
Дубровский В.И. Валеология.ЗОЖ
Серия «100 знаменитых систем оздоровления».2006
Д.Преображенский. «Дыхание по Стрельниковой, Бутейко и Фролову»,2006.
Г.Малахов.Оздоровительные системы. 2000г.
|
Медицина
|
Экспресс-диагноз «Грипп-простуда-ОРВИ»
Алгоритмы биоэтики
Кодекс «Железных правил»
Как правильно лечиться
Массаж
|
Приложение к журналу «Здоровье», «Не болей!».
За незримым щитом иммунитет.2,2000
199 рецептов от простуды.2,2003
Простудный сезон. 5,2004
Защитимся от простуды. 5,2006
|
Психология
|
Психологическое тестирование
Исцеляющие настои
|
Г.Н. Сытин. Животворная сила,1991.
Шпаргалки по основам медико-психологических знаний. 2000
|
Гигиена
|
Правила гигиены
|
Д.В.Колесов. Р.Д. Маш. и др.Основы гигиены и санитарии.1989.
Шпаргалки по возрастной анатомии, физиологии, гигиене. 2000
|
Экология
|
Контроль качества воздуха
Режим в ритме дня, года
Новейшие здоровье сберегающие технологии
Экология дома
Бытовые отходы
Эковикторина
|
В ритме зимы (весны, лета, осени).1998.
Системы экологической безопасности.2004.
Экология жилища. 2001.
Биология для школьника. 4,2006.
Экология человека.
|
Химия
|
Бытовая химия
Заменители используемых в быту препаратов (табл)
Ингаляция, фитотерапия
Отравление препаратами бытовой химии
|
По Н.Кукушкин. Химия вокруг нас.1992
Р.Ю. Лосуков и др. Экология (Я иду на урок).
Ароматотерапия. С.Миргородская.
Журнал «Химия и жизнь»
Первая мед. помощь
|
Математика
|
Дыхание в цифрах, уравнениях,…..
|
Твое здоровье
Биология в школе: «В блокнот учителя»
|
Искусство (Музыка)
|
Упражнения для голоса
Пропевание мелодии песен с содержанием
|
|
Литература
|
Чтение вслух стихов, прозы
|
Литература для внеклассного чтения
|
Филология
|
Афоризмы
Изречения
Пословицы, поговорки
Загадки
Скороговорки (произносить на одном дыхании)
|
В.Даль. Толковый словарь живого великолепного языка.Т.1-4
Быстрова Е.А. Краткий фразеологический слтварь,1994г.
Р.Степанов. Словарь – игра. Русские пословицы и поговорки.1998
В.Волина. Занимательный фразеологический словарь. Почему мы так говорим.1997
|
География
|
Карты здоровья(туберкулез и др.)
Сообщение «Всем миром против простуды»
|
Журнал «Здоровье», «Планета здоровья»
|
История
|
Сообщения
«История болезни (науки)»
«Люди науки»
|
Периодические издания: «Здоровье детей», «Биология», «Твое здоровье»
ЖЗЛ:Инфекционные болезни
|
Русский язык
|
Правильное произношение
Ударение
Вибрирующее звучание(уединение)
А-а-а, о-о-о, м-м-м, н-н-н, ба-а, да-а и др.
|
Ожегов С.И. Словарь русского языка
Пугал Н.А.,Р.Д. Маш, В.И. Беляев, Е.В.Волошинова. Практикум по гигиене,2002
|
Физика
|
Решение задач
№№ 71-74,79,82,94,108,131-132
|
В.М Варикаш, И.М. Варикаш. Физика в живой природе,1984
|
Техника
|
Диагностические приборы
Компьютерная диагностика
|
|
Заключение
Концепция профильного обучения предусматривает предпрофильную подготовку. Реализация оптимальной системы на уроках интегрированно–профильной биологии и других дисциплин является одним из путей модернизации образования.
Моделью предпрофильной подготовки учащихся 5-8 классов может стать представленная творческая тетрадь с печатной основой направлений деятельности познания и осознании мира человека в экосистеме с основами медицинских знаний и ОБЖ.
Выполнение домашнего задания по выбору способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии интеллигентности личности.
Образовательное предпрофильное пространство (естественно- математический, гуманитарный, общеобразовательный) начинать в 9 классе с обязательными занятиями по выбору групп учащихся и последующей их дифференциацией в 10 классе.
ЮНЕСКО объявил XXI век – веком биологии. Правильная организация будущего профиля обучения (обязательное одиннадцатилетнее) не предусматривает сокращения часов биологии, т. к. жизнь не выбирают.
Профессионально научить детей вести здоровый образ жизни можно при распределении времени в учебном плане:
5 кл. Введение в биологию с экологией (2 ч) или Естествознание 4-5 кл.
6-8 кл. Биологии с экологией Республики Башкортостан, валеологией, ОБЖ (3 часа)
9 кл. Введение в общую биологию (2 часа)
10 – 11 кл. Биология с экологией России (2 часа)
ОБЖ с 1 – 11 класс (с 9 кл деление юношей и девушек (основы мед. знаний))
^
Памятка курящим:
"Вы курите? Если да, спросите себя, почему вы хотите умереть".
Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет против "пассивного курения"... сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например, Дарвин, Ньютон, А. М. Горький, композитор С.В.Рахманинов и даже ученый-терапевт С.П.Боткин - курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?
Однако:
"...я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я твердо сдержал и вполне убежден, что табак вредит мозгу та же определенно, как и алкоголь" (писатель А.Дюма - младший)
"...я стал другим человеком. Просиживаю по 5 часов подряд за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове..." (Л.Н.Толстой)
"Если бы я не курил, то прожил бы на 10 — 15 лет дольше" (врач С.П.Боткин)
"...никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли - способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, когда отучился от страсти к табаку." (шахматист А.Алехин)
"...считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычки. Прислушаться к этому совету" (чемпион страны по конькам И.Аниканов).
Так говорили о вреде курения для умственной работы выдающиеся люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить более категорично:
^
Ученые выделяют два принципиально различных типа курильщика, причем главным критерием стало отношение человека к собственной привычке. На основании проведенных исследований мы выделили три типа:
1. "Наслаждающийся" курильщик (см. таблицу):
Наслаждение весьма условное, характерное для немногих учащихся, вдыхающих пьянящий воздух свободы с клубами табачного дыма. "Кайф" от курения они ставят выше вреда от него, и хотя многие из них не могут ответить на вопрос, зачем и почему "дымят", они не мыслят своей мысли без сигареты
2. "Пассивный" курильщик:
Попадающий в зависимость от окружающей среды.
3. Не допустить превращения школьника в "страдающего" курильщика – цель нашей работы, так как такой "страдающий" хочет бросить курить и не может, предпринимает одну попытку за другой и постепенно утрачивает веру в свои силы.
Разработанные нами памятки и предлагаемый план, надеемся, поможет школьникам в преодолении пагубной привычки.
^
Памятка некурящим:
"В стороне от табачного дыма"
Мало кто согласится есть довольно "доступные" поганки или мухоморы - они смертельно опасны. Почти никто не отважится взять в руки гадюку или искупаться в бассейне с акулами и крокодилами. По доброй воле довольно сложно выпить стакан с ядом... вокруг нас не мало опасных вещей, но мы держимся от них в стороне.
Но парадокс в том, что про вред курения и алкоголя всем тоже известно... Однако мухоморы не продаются в супермаркетах, крокодилы - довольно редкие домашние животные, а сок из "чернобыльских яблок" некто не рекламирует по телевизору.
А сигареты продаются на каждом углу, употребление алкоголя — вековые традиции, а наркотики — модное увлечение.
ЕЖЕГОДНО:
Выкуривается 12 * 1012 (биллионов) папирос и сигарет.
Общая масса окурков, бросаемых где попало, достигает 2 520 000 тонн.
"Выкуривают" в атмосферу:
720 тонн синильной кислоты
382 000 тонны - аммиака
108 000 тонны - никотина
600 000 тонн - дегтя
более 550 000 - угарного газа
и других составных частей табачного дыма
Умирает 1,5 млн человек от заболеваний спровоцированных курением.
1 млн человек заболевает раком легких.
Пассивные курильщики (люди не курящие, но вынужденные постоянно вдыхать табачный дым тех, кто курит рядом):
В 2 раза чаще заболевают раком
Вдыхают 14 мл/г канцерогенных веществ
Канцерогенные вещества задерживаются в легких до 70 дней
Курить или не курить - это личное дело каждого. Но почему от этого должны страдать окружающие? Пожалуйста, не будьте пассивными курильщиками - "от курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой"!!!
Дополни памятку.
|