Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании





Скачать 292.31 Kb.
Название Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании
Дата 31.03.2013
Размер 292.31 Kb.
Тип Документы



Словарь основных понятий,

встречающихся в специальном образовании


АБИЛИТАЦИЯ – система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и быть полезным членом общества.

АБУЛИЯ (греч.abulia – нерешительность) – психопатологический симптом, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. В зависимости от причины А. может быть кратковременной или же периодически возвращающимся длительным болезненным состоянием. А. может быть началом психического заболевания. Поэтому следует обратить особое внимание на необъяснимо возникшую у ребенка безучастность, бездеятельность, рассеянность, отсутствие интереса к окружающему. Нередко выраженная А. иногда наблюдается и при некоторых пограничных состояниях, психоневрозах. В таких случаях помогает временное прекращение занятий, общеукрепляющее лечение. А. не следует смешивать со слабоволием, являющимся следствием недостатков воспитания.

АГРАММАТИЗМ (от греч.agrammatos – нечленораздельный) – ошибки в грамматическом оформлении активной речи (экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций (импрессивный А.). А. – общее нарушение грамматического строя речи; степень и формы недоразвития или нарушения взаимосвязанных звеньев, грамматического строя речи зависят от причин, вызывающих его. У детей А. как проявление недоразвития грамматического строя речи в разных формах наблюдается при алалиях (см.); у взрослых – как нарушение сформированного грамматического строя речи при афазиях (см.). педагогическая работа по преодолению А. строится с учетом причин, вызвавших его, и осуществляется как одна из сторон работы по восстановлению нарушенных речевых систем и общего развития речи.

АГРАФИЯ (от греч.a – отрицание и лат. grapho - пишу) – невозможность письма или потеря этого навыка вследствие патологического нарушения психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности. Заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова при сохранности интеллекта и отсутствии расстройства координации движений руки или кисти. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины в доминантном полушарии.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto – приспособляю) – морфофизиологическое приспособление организмов к конкретным условиям существования. Способностью к адаптации обладает как организм в целом, так и в отдельные органы; напр., А.глаза – приспособление глаза к различным условиям освещения, А.слуха – изменение восприятия звуковых раздражителей во время или после действия звука какой-либо постоянной интенсивности. В А. принимают участие центральные и периферические механизмы нервной системы.

При некоторых формах поражений слуха и зрения А. нарушается.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. аdapto – приспособляю и socium – общество) – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. А.с. детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена из-за психофизиологических отклонений в развитии.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости.

АКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis – действительный, существующий) – перевод в действие, в состояние активности того, что имелось лишь потенциально. В психологии это восстановление в памяти удержанного ею ранее или сохраненного. А.образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств осуществляется в процессах узнавания и воспроизведения.

АЛАЛИЯ (от греч.a – отрицание и лат. lalia - речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга (центр Брока, центр Вернике) во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Различают моторную, сенсорную алалии; существуют и другие систематизации. При моторной А. в значительной мере сохраняется понимание обиходной речи. Сенсорная А. характеризуется нарушением понимания речи при сохранном элементарном слухе. Случаи сенсорной алалии встречаются редко.

Большое значение имеет правильная диагностика А., отграничение от сходных с ней состояний умственной отсталости и тугоухости.

АЛЕКСИЯ (от греч.a – отрицание и лат. lego - читаю) – полная неспособность овладения процессом чтения или потеря этой способности вследствие органического поражения головного мозга (угловой извилины левой нижней теменной дольки), а также вследствие несформированности различных компонентов речевой системы.

АНАМНЕЗ (от греч.anamnesis - воспоминание) – совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственникам. Такие сведения используются при установлении диагноза.

АНАРТРИЯ (от греч.a – отрицание, arthron - сочленение) – тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНОЗОГНОЗИЯ – отсутствие сознания своего дефекта (своей болезни).

АНОМАЛИЯ (от греч.anomalos – неправильный) – патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей, отклонение от общих закономерностей развития.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат.defectus – недостаток), могут быть врожденными или приобретенными. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию в формировании личности ребенка.

АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, которое отклоняется от общепринятой нормы: причиняет вред, беспокойство или угнетает окружающих. Многие психологи склоняются к мнению, что некоторые люди имеют биологическую, психологическую или социокультурную предрасположенность к конкретной форме А.п., которая затем активизируется и поддерживается психологическим стрессом (парадигма предрасположенности к стрессу как одно из объяснений А.п.).

АПРАКСИЯ (от греч.a – отрицание, praxis - действие) – нарушение произвольных целенаправленных действий и движений, не обусловленное параличами и парезами, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Больной с явлениями А. не может по заданию выполнять действия: поднять руку, застегнуть пуговицы и т.д. характер А. зависит от преобладающего поражения различных областей коры головного мозга.

АТАКСИЯ (от греч.a – отрицание, taxis - порядок) – расстройство координации движений. А. наблюдается при различных заболеваниях головного мозга, мозжечка. При А. движения неточные, негармоничные, неловкие, часто не достигают цели.

АУТИЗМ (от греч. autos - сам) – болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При А. часто нарушается ориентировка во времени, события настоящего смешиваются с прошедшими, реальное с фантастическим (особенно у детей). А. проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего – это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду, гулять по одному и тому же маршруту и т.д... Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто лишены детской пластичности, неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью.

Также своеобразны у детей речевые расстройства. А.проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность – автономность речи, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА – ранний детский аутизм – прявляется в возрасте 3-5 лет. Основные проявления выраженных форм РДА получили название от имени автора, впервые выделившего их в самостоятельную клиническую единицу, - синдром Каннера.

АФАЗИЯ (от греч.a – отрицание, phasis - речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти; семантичская – нарушение понимания логико-грамматических конструкций; афферентная моторная – кинестатическая оральная и артикуляторная апраксия; эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений; динамическая – нарушение последовательной организации высказывания, планирования высказывания. Выделяют еще тотальную А., при которой больной не говорит и не понимает речь.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ – расстройства эмоционально-волевой сферы. А.н. прявляются как в форме повышенной возбудимости (раздражительность, гневливость), так и в виде снижения возбудимости (апатия, равнодушие, безразличие) А.н. могут возникать в связи с функциональными и органическими поражениями ц.н.с. А.н. у детей нередко возникают вследствие неправильного воспитания.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-эстетическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Б.о. задается в системе государственных стандартов образования, определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов.

БРАДИФРАЗИЯ (от греч. bradys – медленный, phrasis - выражение) – чрезмерно замедленная речь, с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Встречается при некоторых нервных заболеваниях и при олигофрении. Б. обычно представляет собой частное проявление замедленных процессов, общей вялости, заторможенности. Б. преодолевается путем специальных логопедических занятий, при Б. в некоторых случаях проводится лечение по назначению врача-психоневролога.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ (воспроизведение) – один из процессов памяти, в результате которого происходит узнавание и воспроизведение закрепленного ранее содержания прошлого опыта.

Особенности В. у аномальных детей связаны с характером их дефекта.

ГЕРЕДИТАРНЫЙ – наследственный.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ (от греч. hudor – вода, kephale - голова) – заболевание мозга, вызываемое избыточным наполнением спинномозговой жидкости в полости черепа.

Различают врожденную и приобретенную Г.

ГИПЕРКИНЕЗ (от греч. huper – чрезмерно, kinesis - движение) – непроизвольные, чрезмерные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях нервной системы (коры, подкорковых образований) виды Г.: атетоз, торсионный, спазм, хореический Г., миоклония, дрожание, тик.

ГИПЕРФУНКЦИЯ – усиление деятельности органа или ткани. В дефектологии особое значение имеет Г. желез внутренней секреции.

ГИПОКСИЯ – кислородное голодание.

ГИПОМНЕЗИЯ – ослабление памяти.

ГИПОСТЕЗИЯ – понижение чувствительности.

ГИПОТОНИЯ – понижение тонуса мышц.

ГОСПИТАЛИЗМ – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях; из-за дефицита общения со взрослыми дети начинают резко отставать в развитии.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - образовательные нормативы, определяемые с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. Г.с. специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке.

ДАУНА БОЛЕЗНЬ (по имени английского врача А.Дауна) – одна из клинических форм олигофрении, при которой дефект умственного развития сочетается со своеобразным видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой запавшей переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами. При болезни Д. нерасхождение двадцать первой пары хромосом приводит к тому, что у этих больных во всех клетках организма имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

При болезни Д. поражаются все органы и системы. Наибольшие изменения обнаруживаются в центральной нервной системе и железах внутренней секреции.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поступки или выражающиеся в относительно устойчивых и массовых формах деятельности социальные явления, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

ДЕГРАДАЦИЯ (от лат. degrado – спускаюсь) – в психиатрии – общее прогрессирующее и частично обратимое снижение психики.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ – относительно кратковременное психогенное расстройство, возникающее при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающее нормальное приспособление к условиям существования.

ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации.

ДЕКОМПЕНСАЦИЯ (от лат. de – приставка, означающая недостаток, отсутствие, и compensatio – уравновешивание) – расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений).

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (от лат delinquens – правонарушитель) – отклоняющееся поведение, которое в своих крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемое действие.

ДЕМЕНЦИЯ (от лат. dementia – безумие) – слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, обеднение эмоций, нарушение поведения. В отличие от олигофрении нарушения при Д. наступают после периода нормального развития ребенка вследствие органического поражения мозга (шизофрении, эпилепсии, менинго-энцефалита, травм).

ДЕПРЕССИЯ (от лат.depressio – придавливание, угнетение) – подавленное, угнетенное состояние, которое наблюдается почти во всех психических заболеваниях. Выраженные формы Д. иногда встречаются у детей, особенно у аномальных детей, преимущественно в школьном и подростковом возрасте. У взрослых наиболее отчетливо Д. наблюдается при депрессивной фазе маниакально-депрессивного психоза.

ДЕТИ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ – группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально-волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии.

ДЕФЕКТ РАЗВИТИЯ (от лат. defectus – недостаток) – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, нарушения слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, нарушения речи. Встречаются сложные дефекты, например, нарушения слуха и зрения (слепоглухонемые дети).

«ДЕФЕКТОЛОГИЯ» - научно-методический журнал. Выходит с 1969 г. В Д. освещаются проблемы воспитания, обучения и трудовой подготовки аномальных детей. В Д. публикуются материалы о подготовке кадров дефектологов, критико-библиографические обзоры, хроника, консультации для педагогов и родителей.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат.defectus – недостаток и греч. togos – слово, учение) – наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, логопатов, с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.), закономерностях их воспитания, обучения и образования.

ДИЗАРТРИЯ (от греч. dis – приставка, обозначающая расстройство, arthron – сочленение) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Д. чаще возникает вследствие псевдобульбарного паралича (при поражении IX-x-XI-XII пар черепно-мозговых нервов). Для Д., в отличие от афазии, характерна ограниченная подвижность органов речи: мягкого неба, языка, губ.

ДИСГРАФИЯ (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – нарушение письма, выражающееся в специфических ошибках стойкого характера, вследствие недоразвития или распада высших корковых функций, участвующих в акте письма.

ДИСЛАЛИЯ (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, lalia – речь) – расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов, неблагоприятных условий речевого восприятия ребенка.

Различают механическую и функциональную Д.

ДИСЛЕКСИЯ (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, lego – читаю) нарушение чтения, проявляющееся в побуквенном, угадывающем характере чтения, разнообразных искажениях звуковой и слоговой структуры слов, аграмматизме, недостаточном понимании прочитанного. Д. связана с недоразвитием или распадом высших корковых функций, участвующих в акте чтения.

ДИСПЛАЗИЯ (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, plasis – образование) – неправильное развитие. Основную массу диспластических процессов составляют врожденные пороки развития. Понятие Д. после рождения охватывает все возможные случаи неправильного роста и развития независимо от времени и причины их возникновения.

ДИСФУНКЦИЯ – любое нарушение в нормальном функционировании организма, вызванное физическими или умственными процессами.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ (от лат. differentia – разность, различие) – этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие у логопата умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования на слух и в произношении.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); ЗПР на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ц.н.с. в период беременности и на ранних этапах жизни ребенка; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения. ЗПР следует отличать от олигофрении и педагогической запущенности.

«ЗЕРКАЛЬНОЕ» ПИСЬМО – расстройство письменной речи: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале, обусловленное недостаточностью развития пространственных представлений. У нормальных школьников, чаще левшей, зеркальное письмо иногда встречается на первоначальном этапе обучения письму и легко преодолевается. У детей с более выраженным, органически обусловленным нарушением пространственных представлений явления «зеркальности» в письме имеют более стойкий характер. Преодоление З.п. достигается путем специальных упражнений, направленных на различение букв, сходных по начертанию и на развитие пространственных представлений в целом.

«ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» - возможность ребенка с помощью взрослого или в сотрудничестве со взрослым путем подражания выполнить то, что он не может сделать самостоятельно, и таким образом, подняться на более высокую ступень развития.

Понятие «З.б.р.» введено в педагогику и психологию психологом Л.С.Выготским. Понятие «З.б.р.» учитывается и при обучении аномальных детей.

ИДИОТИЯ – наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях инстинкты, примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжие, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. в одних случаях преобладает апатия, вялость, в других – неадекватный плач, гнев, злобность.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ – средняя степень олигофрении. Больные И. могут говорить, понимать жесты и обращенную к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки.

ИНВАЛИД – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. infantilis – детский) – задержка в развитии организме; сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту.

ИСТЕРИЯ – одна из форм нервно-психического расстройства, развивающаяся у лиц с особым складом нервной системы. И. характеризуется повышенной эффективностью, внешней чувственной окраской переживаний, яркостью фантазий, стремлением быть в центре внимания. И.реакция в виде повышенной внушаемости, склонности к фантазиям, эгоцентризма, истерических припадков нередко встречается и у детей с отклонениями в нервно-психической сфере; часто припадки проявляются при неправильном воспитании.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ – функция общения, характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию.

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ – совокупность реакций организма на повреждения, выражающихся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их частей.

Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних.

КОМПЕНСАЦИЯ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ (от лат. compensation - возмещение, уравновешивание) – сложный многообразный процесс перестройки организма при нарушениях или утрате каких-либо функций.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. В современной отечественной дефектологии термин трактуется шире: К.в.р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом, охватывает все категории аномальных детей и проводится совместно медиками и педагогами-дефектологами.

КОРРЕКЦИЯ – система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития.

ЛОГОПАТ – человек с дефектной речью.

КРИТЕРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ – социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность. Социальная адаптивность предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды; социальная автономизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке; социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям. Социальная активность проявляется во всех сферах социальных отношений человека.

ЛОГОПАТИЯ (от греч. logos – слово, речь и pathos – страдание, болезнь) – обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе (алалия, афазия, дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, дисграфия, дислексия).

Л. Следует отличать от индивидуальных особенностей произношения, темпа речи, не препятствующих общению.

ЛОГОРИТМИКА (от греч.logos – слово, rhythmikos – размеренный) – одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у людей с речевой патологией двигательной сферой в сочетании со словом и музыкой и, в конечном итоге, адаптация к условиям внешней и внутренней среды. Содержание и структура логопедической ритмики, а также применение ее в системе реабилитационных методик описаны Г.А.Волковой.

МАКРОЦЕФАЛИЯ, МЕГАЛОЦЕФАЛИЯ (от греч.macros – большой, kephale –голова) - увеличение головы во всех диаметрах вследствие увеличения размеров головного мозга. При М. вес мозга в 1,5-2 раза больше нормы. У детей с М. бывают расстройства зрения и слуха, задержка психического развития.

МИКРОЦЕФАЛИЯ (от греч.micros – большой, kephale –голова) – значительное уменьшение размеров черепа при нормальных размерах других частей тела и выраженная недостаточность умственного развития (окружность черепа не более 48 см, вес мозга ниже 950-1000 г у взрослого; у детей – 30-40 см при весе от 250 до 900 г).

МУТИЗМ (от греч. mutus – немой) – нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный, проходящий характер и относится к группам невротических реакций.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ (от лат. nego – отрицаю) – немотивированное и неразумное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих людей.

Различают Н. пассивный, т.е. невыполнение требуемых действий, и Н. активный, когда дети производят действия, противоположные требуемым. Н.реакции нередко наблюдаются у аномальных детей и могут наблюдаться у нормальных детей при неправильном воспитании.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ – целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания. Различают дифференцированное, индивидуальное и интегрированное О.д.о.р.

ОЛИГОФРЕНИИ (от греч. olygos – малый, phren – ум) – патологические состояния, обусловленные главным образом экзогенными поражениями мозга, расстройствами метаболизма, врожденными уродствами, а также хромосомными аномалиями, в клинике которых проявляется синдром относительно стабильного интеллектуального недоразвития, ведущий к большим затруднениям в социально-трудовой адаптации. В зависимости от степени недостаточности интеллекта у детей-олигофренов различают три степени: наиболее тяжелая – идиотия, менее тяжелая – имбецильность и относительно легкая – дебильность.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГ – педагог-дефектолог, занимающийся воспитанием и обучением умственно отсталых детей.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА – отрасль специальной педагогики, наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ (от греч.olygos – малый, phren – ум, psycha – душа, logos – учение) – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики умственно отсталых детей.

ПАРАГРАФИЯ (от греч.para – возле, около, grapho – пишу) – симптом нарушения письма, обусловленный речевым расстройством. П. проявляется в пропусках или добавлениях букв, слогов, в их замене, перестановке. Ошибки встречаются чаще всего при написании многосложных и трудных слов.

П. Обычно отмечается при всех видах афазии, т.е. при органическом поражении мозга. Характер П. зависит от вида и формы речевого расстройства. Так, например, при моторной афазии П. проявляется главным образом в нарушении последовательности букв в слове, тогда как замена букв по звуковому или оптическому сходству составляет исключение. При сенсорной афазии преобладают ошибки замены букв, обозначающих сходные звуки.

П. преодолевается в ходе логопедической работы, направленной на восстановление речи и освоение звуко-буквенного анализа и синтеза.

ПАРАЛЕКСИЯ (от греч.para – возле, около, lego – читаю) –нарушение чтения, проявляющееся в искажении слов вследствие утраты способности узнавать буквы и их сочетания, объединять их в слоги, или в невозможности прочесть целое слово. Различают литеральную и вербальную П.

При литеральной П. возникают затруднения в усвоении букв, что влечет за собой замену, перестановку или пропуск букв и слогов в читаемых словах. При вербальной П. основные трудности проявляются при чтении слов, что приводит к ошибочной замене целых слов.

П. обычно отмечается при органических заболеваниях головного мозга (опухоли, кровоизлияния и др.) и возникают чаще всего в качестве одного из проявлений афазии и алалии.

Преодолевается П. в ходе специальных логопедических занятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ – отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

Коррекционно-воспитательные мероприятия строятся применительно к индивидуальным особенностям каждого ребенка, с учетом причин, лежащих в основе П.з.

ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ – обозначение слабых, стертых форм нервно-психических расстройств, находящихся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – образы предметов и явлений, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств (представления памяти). Особым видом П. являются создаваемые человеком образы предметов и явлений – П. воображения.

П. аномальных детей отличаются значительным своеобразием, наиболее выраженным у детей с дефектами анализаторов. Особенности П. аномальных детей определяются характером, степенью выраженности, временем возникновения дефекта.

ПРИВЫЧКИ – автоматизированные действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью для человека. П. возникают в результате многократного повторения одних и тех же действий. В отличие от навыков для образования П. достаточно простого повторения действия, без специального упражнения, направленного на совершенствование действия.

При воспитании аномальных детей необходимо учитывать, что дефекты развития часто являются причиной образования вредных привычек.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehabilitato, re – приставка, обозначающая вновь, habilitas – пригодность, способность) – система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и т.д.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ – психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения, деятельности.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА – совершенствование психической деятельности и усложнение ее содержания на протяжении детского возраста, подчиненное общим законам развития психики нормальных детей, а также обусловленное имеющимся у ребенка дефектом.

Первичный дефект ребенка (нарушение слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) вызывает многообразные и сложные вторичные нарушения, изменения в его психике.

Особенности нарушения физического и психического развития ребенка влияют на весь процесс и конечный результат его познавательной деятельности. Аномальный характер психофизического развития ведет к значительному своеобразию формирования личности ребенка.

В психическом развитии аномального ребенка большое значение имеет специальное воспитание и обучение. Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения жить и работать в коллективе. По мнению Т.А.Власовой, целью дефектологии является определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений.

Система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей, называется коррекцией. Коррегируются отдельные дефекты и личность аномального ребенка.

В психическом развитии аномальных детей используются их компенсаторные возможности. Компенсаторные П.р. аномального ребенка осуществляются за счет перестройки, замещения нарушенных или недоразвитых функций организма. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка.

ПСИХОГЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА – виды аномального поведения, вызванные преимущественно психологическими или эмоциональными факторами, такими как беспокойство, стресс на работе или бессознательные желания.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ – система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия; психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказание психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации. Основные способы оказания психологической помощи – индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы. Возможны психопрофилактическая и психокоррекционная направленность психологической помощи, ее использование в ситуациях преодоления различного рода психологических затруднений.

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ – раздел психологии, изучающий психологические особенности разных групп аномальных детей. Цель П.С. – изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специального обучения и воспитания.

РАЗВИТИЕ – изменения, происходящие со временем в строении тела, психики и поведении человека в результате биологических процессов и воздействий окружающей среды. Р. происходит одновременно и взаимосвязанно в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной.

Физическая область развития – включает изменения роста и тела человека. Сюда входят как внешние изменения (например, динамика роста и веса), так и внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (ходьба, ползание, навыки письма и т.п.).

Когнитивная область развития – (от лат. cognito – знание, познание) охватывает изменения, происходящие в психических процессах, имеющих отношение к мышлению и решению проблем (восприятие, память, рассуждение, творческое воображение, речь).

Психосоциальная область развития включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения.

РЕАБИЛИТАЦИЯ – восстановление социального статуса человека; восстановление хорошей формы или соответствующего состояния функционирования.

РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ – психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми психическими переживаниями. У детей Р.с. большей частью возникают под влиянием семейных и школьных конфликтов. В отличие от отклонений в развитии Р.с. у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни было мозговых нарушений.

РЕЛАКСАЦИЯ (от лат relaxatio – облегчение, расслабление) – состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий. Р. называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений (наиболее распространенный способ достижения Р. – аутогенная тренировка).

РЕЧЕВАЯ КАРТА – основной документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего в логопедическое учреждение.

Речевая карта заполняется логопедом при обследовании ребенка. В нее заносятся паспортные данные ребенка, заключения психоневролога, оториноларинголога и др.; сведения о пренатальном, натальном и раннем постнатальном периодах развития ребенка; данные о ходе речевого, общего физического, психического и моторного развития ребенка; жалобы родителей на речь ребенка; состояние артикуляционного аппарата; отмечаются особенности фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматических процессов, лексико-грамматического строя речи; фиксируются дефекты устной, а у школьников и письменной речи.

СЕНЗИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ – возраст оптимальных возможностей для развития какой-либо стороны психической деятельности (восприятие, памяти, речи и др.), обучения и воспитания.

СЕНСОМОТОРНЫЙ – чувствительно-двигательный.

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – специально созданное окружение, где клиент находит спокойствие, ощущает себя в полной безопасности без каких-либо давлений окружающей среды. Это окружение, которое активизирует человека через стимуляцию базовых чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, кинестетические, проприоцептивные и вестибулярные рецепторы) и способствуют развития навыков саморегуляции. С.к. включает ряд элементов, имеющих специфическое назначение и функции (например, кресло-куб, тактильно-световая пузырьковая труба, сенсорные мячи-гиганты, мягкие мячики-ежики, Солар, светящаяся сеть и т.д.).

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – воспитание умения видеть, слышать, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания на основе развития ощущений и восприятия.

СЕНСОРНЫЙ – чувствительный (ср.: моторный – двигательный).

СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ – сочетание дух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих. Дети со С.д. – особая категория аномальных детей, в которой выделяются следующие группы: умственно отсталые слепые и слабовидящие; умственно отсталые глухие и слабослышащие; глухие слабовидящие; слепоглухие; глухие и слабослышащие с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. сочетание дефектов искажает развитие этих детей в значительно большей степени, чем детей с ограниченными возможностями здоровья других категорий. Их обучение и воспитание осуществляются в специальных учебно-воспитательных учреждениях, куда они направляются на основании заключения о степени выраженности того или другого дефекта.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает усвоение человеком общественно-выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа-Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – потребности в специальных (индивидуализированных) условиях обучения, включая технические средства, в особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, непосредственно связанных и необходимых для успешного обучения.

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. У человека могут быть развиты разнообразные способности: к усвоению тех или иных учебных предметов, к разным видам труда, к искусству, спорту, организаторские С. и т.д.

В основе С. лежат врожденные анатомо-физиологические задатки, к которым прежде всего относятся особенности нервной системы человека, развивающиеся лишь при определенных условиях, в деятельности.

Всестороннее развитие С. детей – одна из важнейших задач воспитания. У аномальных детей заметное снижение С. наблюдается в случаях органического поражения коры головного мозга (олигофрения, тяжелые формы алалии, афазии).

СРАВНЕНИЕ – мыслительная операция, посредством которой выявляются отношения тождества, сходства и различия между воспринимаемыми, а также припоминаемыми объектами и явлениями в целом, и их признаками (свойствами, частями). С. основывается на соотносительном анализе и синтезе признаков сравнительных объектов.

У аномальных детей формирование процессов С. имеет ряд особенностей. ^ Умственно отсталые младшие школьники отождествляют сходные, но не одинаковые предметы, испытывают трудности в анализе признаков сравниваемых предметов, в выявлении общих признаков и др.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ – состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга. Этиология У.о. разнообразна. Снижение познавательной деятельности зависит от тяжести поражения ЦНС, локализации, времени появления дефекта.

ФОБИИ (от греч. phobos – страх) навязчивые состояния страха (страх смерти, болезни; боязнь открытых и замкнутых помещений, боязнь темноты, страх речи и др.). Ф. встречаются при неврозах, психопатиях, психозах, эмоциональных расстройствах. Ф. речи нередко наблюдается при заикании.

ЭПИЛЕПСИЯ (от греч. epilepsia – схватываю) – хроническое прогрессирующее заболевание мозга, проявляющееся периодическими приступами судорог, нарушением сознания, нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере. Частота Э. составляет 3-5 случаев на 1 тыс.человек населения. Выявляется наследственная предрасположенность Э.: наследуется не само заболевание, а судорожная готовность мозга. Наряду с генетическими факторами в развитии Э. может играть роль и приобретенное предрасположение к судорожным приступам (после перенесенных травм головы, инфекций, интоксикаций и др.).

В основе судорог лежат структурные и функциональные изменения в ц.н.с., обусловливающие чрезмерный разряд нервных клеток.

Согласно классификации Э. припадков выделяют припадки генерализованные (общие) и очаговые (фокальные). Генерализованные припадки подразделяют на большие и малые.

Течение Э., как правило, прогрессирующее: постепенно нарастают частота и длительность припадков. Появляются изменения личности по эпилептоидному типу (инертность и медлительность мышления, эйфоричность, дурашливость, суетливость, двигательная расторможенность).

Возможность обучения детей, страдающих Э., зависит от состояния их нервно-психических функций. Больные Э. интеллектуально сохранные дети могут обучаться по программе массовой школы. Дети-эпилептики со сниженным интеллектом и выраженными характерологическими изменениями могут обучаться в специальных школах или реабилитационных отделениях психиатрических больниц.

ЭХОЛАЛИЯ – автоматическое повторение чужих слов, при котором больные вместо ответа повторяют обращенные к ним вопросы. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическими заболеваниями мозга, при олигофрении в степени имбецильности и резко выраженной дебильности.

ЭХОПРАКСИЯ – подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей. Э. наблюдается при шизофрении, олигофрении и при других патологических состояниях вследствие органического поражения головного мозга.


Литература к словарю



  1. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984. – 576 с.

  2. Бадалян Л.О. Неврология. – М.: Просвещение, 1987. – 317 с.

  3. Бадалян Л.О. Неврология. – М.: Просвещение, 1982. – 350 с.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989. – 197 с.

  5. Дефектологический словарь. – М.: Педагогика, 1970. – 503 с.

  6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. – 304 с.

  7. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования в работе с детьми и подростками. Методическое пособие под общей редакцией Е.Е.Чепурных. М.-Ярославль: Центр «Ресурс», 2007. – 172 с.

  8. Краткий психологический словарь. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

  9. логопедия: Учебное пособие./Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

  10. Новоторцева Н.В. Словарь-справочник по дефектологии. Учебное пособие. Ярославль. ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1994. – 97 с.

  11. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984. – 173 с.

  12. Практикум по дошкольной педагогике/Под ред.. В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

  13. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1993. – 447 с.

  14. Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  15. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. – М.: Прогресс, 1976. – 349 с.

  16. Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1992. – 740 с.

  17. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Об утверждении перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей
На основании пункта 2 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц...
Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Словарь терминов и понятий

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю.

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Словарь основных археологических терминов каменного века

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon 1. Знать основные этапы развития нейропсихологии; определения основных понятий нейропсихологии; развитие

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Лекционный комплекс патофизиология-1 I лекционный комплекс тема № введение в курс патофизиологии.

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Г. В. Никулина утверждает, что из многочисленных трудностей, встречающихся у инвалидов по зрению

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Словарь профессий

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Терминологический словарь

Словарь основных понятий, встречающихся в специальном образовании icon Среди наиболее часто встречающихся вагинальных инфекций бактериальный вагиноз (БВ). Скаждым годом

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы