Содержание
Задачи занятияТребования к исходному уровню знаний Из терапевтической стоматологии Контрольные вопросы по теме занятия У детей наблюдается 3 типа физиологической резорбции Задание для самостоятельной работы студента Самоконтроль усвоения темы |
Тема: Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды. Общее время занятий: 6 часов. Мотивационная характеристика темы: Временные зубы в период формирования и резорбции, постоянные в период формирования, окружающие зуб ткани и СОПР у детей имеют ряд анатомо-физиологических возрастных особенностей строения, которые определяют характер развития и течения патологических процессов, происходящих в твердых тканях зуба, пульпе, апикальном и маргинальном периодонте, а также в слизистой оболочке полости рта. Поэтому для понимания закономерностей клинического течения заболеваний челюстно-лицевой области у детей необходимо знать анатомо-физиологические, рентгенологические возрастные особенности строения зубов, пульпы апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта. Цель: научиться понимать взаимосвязь особенностей строения твердых тканей зубов, пульпы, апикального и маргинального периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями патологических состояний в полости рта в различные возрастные периоды. ^ В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:
В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:
^ : Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:
Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
^
Учебный материалЗубы в процессе развития проходят следующие этапы: закладку, формирование эмали и дентина коронки, прорезывание зуба, формирование дентина и цемента корня, резорбцию корня (для временных зубов), созревание тканей зуба после прорезывания. Эти этапы условно можно разделить на несколько периодов: Для временных зубов:
Для постоянных зубов:
В строении твердых тканей, пульпы и периодонта временных зубов есть свои особенности, которые влияют на течение патологических процессов происходящих в них. Для временных зубов характерна меньшая степень минерализации. К моменту рождения ребенка необызвествленными остаются фиссуры и контактные поверхности жевательных зубов, пришеечная область резцов и клыков. Минерализация этих участков происходит в течение последующих 2-2,5 лет. Это период адаптации к новым условиям жизни и питания детского организма. Поэтому для детей характерно множественное поражение кариесом зубов, острое течение, более частое поражение проксимальных и пришеечных поверхностей временных зубов, частое развитие циркулярного кариеса. Во временных зубах меньший по объему слой эмали и дентина ─ это способствует быстрому переходу одной формы кариеса в другую. Поверхностный и глубокий кариес у детей клинически диагностируется редко. Из-за сравнительно меньшей толщины твердых тканей зубов предохраняющих пульпу (за исключением зоны в окклюзионной ямке временных моляров) пульпа временных зубов вовлекается в воспалительный процесс при относительно неглубокой кариозной полости. Короткие и широкие дентинные канальцы способствуют быстрому проникновению микроорганизмов в полость зуба, а также оттоку экссудата из полости зуба и как следствие-развитие первично-хронических пульпитов и периодонтитов у детей. Очертания пульпы временных зубов более точно повторяют анатомическую форму коронки зуба, чем очертания постоянных зубов. Рога пульпы, особенно мезиальные располагаются ближе к наружной поверхности эмали. Это следует учитывать при препарировании кариозных полостей II класса, чтобы избежать случайного вскрытия полости зуба. Во временных зубах полость зуба относительно широкая, что объясняется слабовыраженным дентинообразованием пульпы. Вторичный дентин откладывается в малом количестве в связи с этим к выбору методов сохраняющих жизнеспособность пульпы необходимо подходить дифференцированно. У детей наибольшее количество клеточных элементов, сосудов и нервов в пульпе зубов наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет. В это время несовершенны гистиоцитарно-макрофагальные клеточные барьеры в месте перехода коронковой пульпы в корневую и последней в периодонт, широкое верхушечное отверстие. Эти особенности обуславливают преобладание у детей острых общих пульпитов и частое вовлечение в воспалительный процесс тканей периодонта при пульпите. Важной особенностью анатомо-топографического строения временных зубов, является наличие в области дна полости зуба от 1 до 3 дополнительных каналов, имеющих ход от дна полости зуба или от одного из устьев через толщину дентина в сторону фуркации корней к наружной поверхности цемента. Поэтому при некрозе пульпы или неадекватно проведенном лечении пульпитов патологический очаг в периодонте формируется не у апикального отверстия, а в области фуркации корней. В основном дополнительные каналы выявляются в нижних временных зубах. Чем старше ребенок, тем реже выявляются дополнительные каналы. Временный зуб уникален своей способностью к резорбции корня. Резорбция сопровождается отложением дополнительного дентина внутри системы корневых каналов, что изменяет размер и форму каналов моляров, приводит к наличию значительного числа анастомозов. Перечисленные факты вызывают трудности в эндодонтическом лечении. Инволютивные изменения пульпы временных зубов являются общими для коронковой и корневой частей, проявляясь несколько раньше в корневой пульпе. В период резорбции корней в пульпе наблюдаются вакуолизация и дистрофические изменения ретикулярной основы, которые могут локализоваться в любом слое. Однако в центральном слое пульпы вакуоли, как правило, крупнее, нередко они занимают обширные участки, сливаясь в крупные полости. Одновременно с рассасыванием корней происходит дегенерация и исчезновение нервов, чем объясняется умеренная болезненность пульпы временных зубов у детей в возрасте 8-9 лет. На границе зоны рассасывания всегда имеется большое количество клеток воспаления: лимфоцитов, моноцитов, молодых фибробластов и др. таким образом, общим для всех элементов пульпы временных зубов является постепенное появление, совершенствование и их постепенное обратное развитие. Резорбция бывает физиологической и патологической. ^ 1-ый тип (горизонтальный) ─ равномерная резорбция всех корней, начинающаяся в области верхушек; 2-ой тип (вертикальный) ─ преобладает резорбция одного корня, обращенного к зачатку постоянного зуба; 3-ий тип ─ преобладает резорбция в области фуркации корней. Патологическая резорбция. Ускоренная
Замедленная
В периоде временного и смешанного прикуса важное значение для диагностики имеет соотношение процессов физиологического развития корней временного и фолликула постоянного зубов, определяемых рентгенологически.
С началом рассасывания корней временного зуба в месте прилегания зачатка постоянного зуба к корню временного рассасывается губчатое вещество, а затем кортикальная пластинка, ограничивающая периодонтальную щель, что приводит к исчезновению периодонта в этом участке. По мере рассасывания корня длина периодонтальной щели уменьшается и вновь увеличивается контакт периодонта с пульпой и губчатым веществом кости. Поэтому при острых и обострении хронических периодонтитов во временных зубах в патологический процесс вовлекается надкостница и губчатое вещество кости. Состояние твердых тканей постоянных зубов зависит от условий, в которых происходит их формирование. Обмен веществ в дентине и эмали прорезавшихся зубов осуществляется посредством тканевой жидкости с растворенными веществами. Установлено, что свободная вода в незрелых зубах составляет около 11% массы эмали и 10-12% дентина. Структурными элементами, содержащими свободную воду, являются дентинные канальцы, микропоры; межкристаллические пространства эмали и белка. Наличие большего количества воды, меньшая минерализация и толщина эмали и дентина постоянных, только что прорезавшихся зубов, а также большие межпризменные промежутки и трещины снижают прочность твердых тканей и устойчивость к воздействию патогенных факторов. Все это обуславливает интенсивное развитие кариеса зубов, т.е. его острое течение, быстрый переход одной формы в другую без выраженной тенденции к ограничению процесса. Эти особенности необходимо учитывать при постановке диагноза, выбора препаратов и пломбировочных материалов для лечения кариеса в постоянных зубах с незаконченным формированием корней. Пульпа постоянных зубов у детей в период развития зуба представлена рыхлой соединительной тканью с большим количеством клеточных элементов (в т.ч. иммунных), имеет обильное кровоснабжение, содержит небольшое количество тонких коллагеновых волокон. Большое количество основного вещества представленного главным образом кислыми мукополисахаридами, обеспечивает высокие защитные свойств пульпы. Хороший лимфоотток из полости зуба препятствует скоплению микроорганизмов в тканях пульпы, а также способствует выведению через широкое верхушечное отверстие и широкие дентинные канальцы вредных веществ, поступающих в пульпу. Учитывая все это, а также высокие репаративные возможности пульпы постоянных зубов с незаконченным формированием корней при лечении пульпитов и травме зубов с несформированными корнями целесообразно шире использовать методы сохраняющие жизнеспособность пульпы. Однако несовершенство макрофагальногистиоциторных барьеров между коронковой и корневой пульпы, и между корневой пульпой и периодонтом, широкое верхушечное отверстие позволяет инфекции беспрепятственно протекать вглубь тканей и вызывать патологический процесс в периодонте. Периодонт временных и постоянных зубов с несформированными корнями у ребенка представлен более рыхлой, чем у взрослого, соединительной тканью, содержит большее количество клеточных элементов и кровеносных сосудов, имеет меньшую степень организации, в особенности, вскоре после прорезывания зуба, заполняет сравнительно широкое периодонтальное пространство, имеет тесную связь с пульпой зуба, что делает его, более реактивным при воздействии различных факторов. В связи с этим острые формы пульпита и периодонтита, а также хронический периодонтит в стадии обострения у детей протекают с вовлечением в процесс окружающих зуб тканей, нарушением общего состояния ребенка, повышением температуры, увеличением регионарных лимфаузлов. В несформированном зубе периодонт простирается от шейки зуба до сформированной части корня, где сливается с тканью ростковой зоны и находится в контакте с пульпой корневого канала. Важная роль в физиологии апикального периодонта принадлежит зоне роста. Зона роста ─ это комплекс тканей, ограниченный кортикальной пластинкой лунки и состоящий из 2-х слоев, пульпарного и периодонтального. В пульпарном слое преобладают фибробласты, отличающиеся от фибробластов центрального слоя пульпы. Фибробластические клетки в зоне роста более крупные, округлой формы с крупным ядром, по своему характеру аналогичны клеткам надкостницы. В периодонтальном слое преобладают крупные пучки коллагеновых волокон, между которыми располагаются более дифференцированные отростчатые фибробласты. Соединение слоя пульпы и периодонта отчетливое. Рентгенологически зона роста определяется в виде очага просветления костной ткани с четкими контурами, расположена в апикальной части формирующегося корня, окружена кортикальной пластинкой лунки зуба. Состояние зоны роста определяется состоянием кортикальной пластинки лунки, если ее целостность нарушена, и процесс резорбции захватил костную ткань, окружающую зуб, то зона роста погибла. По мере формирования корня длина периодонтальной щели увеличивается, уменьшается величина ростковой зоны и диаметр верхушечного отверстия и, следовательно, уменьшается контакт периодонта с пульпой зуба. К моменту прорезывания временных или постоянных зубов отмечается полное развитие его коронки. Корень развивается и окончательно формируется после прорезывания зуба. Корни временных зубов формируются в течение 1,5-2 лет, постоянных 3-4 лет. После окончания формирования корня еще в течение года наблюдается небольшое возрастное расширение периодонтальной щели у верхушки (1-1,5 мм). В связи с этим рентгенодиагностика фиброзного периодонтита в этот период затруднена. Различают следующие стадии формирования корней:
Примечание: 3 и 4 стадии могут быть объединены. В строении периодонта у детей имеются свои особенности (D. Zappler, 1968). Десна:
Цемент:
Связочный аппарат:
Альвеолярная кость:
В различные периоды детского возраста периодонт имеет свои особенности (см.схему). Периодонтальная щель всех зубов у детей и подростков почти в 2 раза шире, чем у взрослых. Ширина ее с возрастом уменьшается и к 11-16 годам составляет 0,21 мм (E.Coolidge). По данным большинства публикаций ширина периодонтальной щели варьирует в пределах 0,15-0,4 мм, составляя в среднем 0,2-0,3 мм. Структура слизистой оболочки полости рта (гистологическая и гистохимическая) резко меняется в зависимости от возраста. Выделяют три возрастных периода, которые имеют сформированные отличия строения и характеризуют динамику развития основных структур слизистой оболочки полости рта. На первом году жизни СОПР отличается низкой дифференцировкой эпителия и соединительной ткани. У новорожденных отмечается сходное строение слизистой оболочки во всех ее отделах. Эпителиальный покров тонкий и состоит из двух слоев: базальных и шиповидных клеток, эпителиальные сосочки не развиты. В этом возрасте эпителий всех отделов полости рта содержит большое количество гликогена и РНК. В эпителии и соединительной ткани определяется значительное количество кислых мукополисахаридов. Базальная мембрана в этом возрасте очень тонкая и рыхлая. В собственном слое определяется рыхлая несформированная соединительная ткань, волокнистые структуры малодифференцированы. Подслизистый слой содержит довольно значительное количество клеточных элементов. В основном это фибробласты несколько меньше гистиоцитов и лимфоцитов. Плазматические и тучные клетки представлены молодыми неактивными формами. Все вышеназванное обуславливает высокую проницаемость, непрочность и легкую ранимость слизистой оболочки полости рта в этот период, в то же время качественный состав тканей обеспечивает высокую способность к регенерации. В грудном возрасте происходит значительное увеличение объема эпителия, формируются отличия в области десны и твердого неба, где появляются зоны паракератоза. Появление паракератоза отмечено также на вершинах нитевидных сосочков языка. В этих участках происходит полное исчезновение гликогена. Базальная мембрана продолжает оставаться тонкой и рыхлой, соединительная ткань собственного слоя слизистой оболочки низкодифференцирована. СОПР в этот период содержит значительное количество кислых мукополисахаридов. Вследствие незначительного количества слюны, выделяемой железами, слизистая полости рта у детей первых 3-4 месяцев жизни сухая, что делает ее легко ранимой. В преддошкольный период (1-3 года) в слизистой оболочке полости рта уже четко оформляются региональные отличия. В эпителии языка, губ и щек отмечается низкое количество гликогена. Эпителиальный покров жевательной слизистой оболочки становится более плотным, что обусловлено уплощением эпителиальных клеток и наличием зон ороговения и паракератоза. Волокна, составляющие базальную мембрану специализированной и покровной СОПР разрыхлены. Коллагеновые и эластические волокна собственного слоя слизистой расположены рыхло, неориентированно и имеют нежное и тонкое строение. Отмечается снижение содержания клеточных элементов в собственном слое слизистой оболочки с преимущественной локализацией их в области соединительно-тканных сосочков и вокруг кровеносных сосудов, это способствует высокой проницаемости сосудистой стенки в специализированной и покровной СОПР. Тучных клеток мало, они представлены молодыми неактивными формами. Количество плазматических клеток и гистиоцитов тоже незначительно. Морфологические особенности СОПР в этот период способствуют ее высокой проницаемости, ранимости, создают предпосылки к острому и разлитому течению патологических процессов. В возрасте 4-12 лет происходят количественные и качественные изменения СОПР. Наблюдается значительное увеличение толщины эпителия, уплотнение базальной мембраны и волокнистых структур соединительной ткани. Меняется и клеточный состав собственного слоя слизистой: появляются гистио-лимфоцитарные скопления, меняются качественно и количественно тучные клетки, что повышает ее защитные механизмы. В этот период уменьшается склонность к диффузным реакциям, реже патологические процессы в СОПР протекают в острой форме. Снижение проницаемости создает предпосылки к их хроническому течению. Увеличивается количество заболеваний аллергией. ^ После обсуждения темы студенты переходят к самостоятельной работе в терапевтическом кабинете:
В конце занятия преподаватель закрепляет знания студентов путем клинического обзора больных и оценивает их практические навыки. ^
Задание на дом:
Литература основная:
Литература дополнительная.
|
![]() |
Влияние желчных кислот на состояние твердых тканей зубов и слизистой оболочки полости рта у детей |
![]() |
2. Строение и функции твердых тканей зуба, пульпы и периодонта. Зубная формула |
![]() |
Распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта и некариозных поражений твердых тканей Распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта и некариозных поражений твердых тканей... |
![]() |
Ткаченко татьяна Борисовна возрастные особенности слизистой оболочки полости рта и губ |
![]() |
Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная Неминерализованные зубные отложения. Методы выявления. Их роль в процессах физиологии и патологии... |
![]() |
Слизистой оболочки полости рта и языка Т 65 : Злокачественные опухоли органов слизистой оболочки полости рта и языка. Учеб метод пособие./... |
![]() |
Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная |
![]() |
Взаимосвязь слизистой оболочки полости рта и органов желудочно-кишечного тракта В то же время полость рта является эффекторным полем обратного влияния «патологических» рефлексов... |
![]() |
Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ А. И. Рыбаковым выделены при них отдельные нозологические формы поражения языка, десен, губ. По... |
![]() |
Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная |