Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды





Скачать 191.36 Kb.
Название Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды
Дата 08.02.2013
Размер 191.36 Kb.
Тип Документы
Тема: Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды.

Общее время занятий: 6 часов.

Мотивационная характеристика темы: Временные зубы в период формирования и резорбции, постоянные в период формирования, окружающие зуб ткани и СОПР у детей имеют ряд анатомо-физиологических возрастных особенностей строения, которые определяют характер развития и течения патологических процессов, происходящих в твердых тканях зуба, пульпе, апикальном и маргинальном периодонте, а также в слизистой оболочке полости рта. Поэтому для понимания закономерностей клинического течения заболеваний челюстно-лицевой области у детей необходимо знать анатомо-физиологические, рентгенологические возрастные особенности строения зубов, пульпы апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта.

Цель: научиться понимать взаимосвязь особенностей строения твердых тканей зубов, пульпы, апикального и маргинального периодонта, слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями патологических состояний в полости рта в различные возрастные периоды.

^ Задачи занятия:

В результате освоения теоретической части данной темы студент должен знать:

  1. Особенности строения твердых тканей временных и постоянных зубов в период формирования корней у детей и их взаимосвязь с особенностями течения кариеса у детей.

  2. Особенности строения пульпы временных зубов в период формирования и резорбции корней. Взаимосвязь анатомо-физиологических особенностей строения пульпы зубов и течения пульпитов у детей.

  3. Особенности строения пульпы постоянных зубов с несформированными корнями.

  4. Особенности строения апикального и маргинального периодонтита у детей.

  5. Особенности строения СОПР у детей в различные возрастные периоды.

  6. Рентгенологические особенности строения периодонта в различные возрастные периоды.

В результате выполнения практической части занятия студент должен уметь:

  1. Различать стадии формирования корней зубов.

  2. Использовать знания анатомических, гистологических и физиологических особенностей строения твердых тканей зубов, пульпы, периодонта на этапе постановки диагноза и выбора метода лечения кариеса зубов, заболеваний пульпы, периодонта и СОПР у детей.

  3. Читать рентгенограммы зубов у детей в различные возрастные периоды.

^ Требования к исходному уровню знаний: Для лучшего усвоения темы студенту необходимо повторить:

  • Из нормальной анатомии - анатомическое строение зубов, периодонта и слизистой оболочки полости рта.

  • Гистологии и эмбриологии ─ гистологическое строение твердых тканей зубов, пульпы, периодонта и слизистой оболочки полости рта.

  • Профилактики стоматологических заболеваний - сроки закладки, прорезывания и минерализации зубов; отличия постоянных зубов от временных.

  • Рентгенологии - общие правила чтения рентгенограмм челюстно-лицевой области.

  • ^ Из терапевтической стоматологии - методы обследования СОПР и элементы поражения СОПР у взрослых.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1.

Какой тканью представлена пульпа зуба:




а) мышечной;

б) фиброзной;

в) рыхлой соединительной;

г) плотной соединительной;

д)эпителиальной.


2.

Какие клеточные элементы входят в состав пульпы?




а) одонтобласты;

б) фибробласты;

в) остеобласты;

г) цементобласты;

д) гистиоциты;

е) плазматические клетки;

ж) тучные клетки

3.

Какие волокна входят в состав пульпы?




а) аргирофильные;

б) коллагеновые;

в) эластические;

г) нервные.

4.

Чем представлено основное вещество пульпы?




а) жирами;

б) аминокислотами;

в) кислыми мукополисахаридами;


г) белками;

д) нейтральными мукополисахаридами.

5.

Резорбция корней первых временных моляров начинается:




а) в 3 года;

б) в 5 лет;

г) в 7 лет;

д) в 9 лет.

6.

Укажите сроки минерализации первых постоянных моляров:




а) 12 месяцев;

б) 2 года;

в) 9-ый месяц антенатального развития;

г) 7-ой месяц антенатального развития.




7.

В норме ороговению не подвергается эпителий:




а) щек;

б) языка;

в) дна полости рта;

г) десны;

д) твердого неба.

8.

Назовите первичные и вторичные элементы поражения СОПР:




а) пятно:

б) афта;

в) узелок;

г) бугорок;

д) язва;




ж) рубец;

з) чешуйка;

и) корка;

к) бляшка;

л) пузырек;




м) трещина;

н) атрофия;

о) волдырь;

п) киста.



^ Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Особенности строения эмали и дентина временных и постоянных несформированных зубов у детей, их значение в развитии кариеса зубов и выборе метода лечения.

  2. Особенности строения пульпы временных зубов и происходящие в ней изменения при резорбции корней.

  3. Особенности строения пульпы постоянных зубов в период формирования корней.

  4. Стадии формирования корней, строение и значение зоны роста в физиологии и патологии зубов с несформированными корнями.

  5. Особенности строения периодонта в различные возрастные периоды у детей. Связь с клиническими проявлениями патологии периодонта временных и постоянных зубов с несформированными корнями.

  6. Рентгенологическая характеристика периодонта в различные возрастные периоды.

  7. Особенности строения СОПР у детей и их связь с течением патологических процессов в слизистой оболочки полости рта детей.



Учебный материал

Зубы в процессе развития проходят следующие этапы: закладку, формирование эмали и дентина коронки, прорезывание зуба, формирование дентина и цемента корня, резорбцию корня (для временных зубов), созревание тканей зуба после прорезывания.

Эти этапы условно можно разделить на несколько периодов:

Для временных зубов:

  • внутриутробное и внутричеслюстное развитие;

  • прорезывание;

  • рост и формирование корней;

  • резорбция корней.

Для постоянных зубов:

  • внутриутробное и внутричелюстное формирование;

  • прорезывание;

  • рост корней и формирование периодонта.

В строении твердых тканей, пульпы и периодонта временных зубов есть свои особенности, которые влияют на течение патологических процессов происходящих в них. Для временных зубов характерна меньшая степень минерализации. К моменту рождения ребенка необызвествленными остаются фиссуры и контактные поверхности жевательных зубов, пришеечная область резцов и клыков. Минерализация этих участков происходит в течение последующих 2-2,5 лет. Это период адаптации к новым условиям жизни и питания детского организма. Поэтому для детей характерно множественное поражение кариесом зубов, острое течение, более частое поражение проксимальных и пришеечных поверхностей временных зубов, частое развитие циркулярного кариеса.

Во временных зубах меньший по объему слой эмали и дентина ─ это способствует быстрому переходу одной формы кариеса в другую. Поверхностный и глубокий кариес у детей клинически диагностируется редко. Из-за сравнительно меньшей толщины твердых тканей зубов предохраняющих пульпу (за исключением зоны в окклюзионной ямке временных моляров) пульпа временных зубов вовлекается в воспалительный процесс при относительно неглубокой кариозной полости. Короткие и широкие дентинные канальцы способствуют быстрому проникновению микроорганизмов в полость зуба, а также оттоку экссудата из полости зуба и как следствие-развитие первично-хронических пульпитов и периодонтитов у детей.

Очертания пульпы временных зубов более точно повторяют анатомическую форму коронки зуба, чем очертания постоянных зубов. Рога пульпы, особенно мезиальные располагаются ближе к наружной поверхности эмали. Это следует учитывать при препарировании кариозных полостей II класса, чтобы избежать случайного вскрытия полости зуба.

Во временных зубах полость зуба относительно широкая, что объясняется слабовыраженным дентинообразованием пульпы. Вторичный дентин откладывается в малом количестве в связи с этим к выбору методов сохраняющих жизнеспособность пульпы необходимо подходить дифференцированно.

У детей наибольшее количество клеточных элементов, сосудов и нервов в пульпе зубов наблюдается в возрасте от 2 до 3,5 лет. В это время несовершенны гистиоцитарно-макрофагальные клеточные барьеры в месте перехода коронковой пульпы в корневую и последней в периодонт, широкое верхушечное отверстие. Эти особенности обуславливают преобладание у детей острых общих пульпитов и частое вовлечение в воспалительный процесс тканей периодонта при пульпите.

Важной особенностью анатомо-топографического строения временных зубов, является наличие в области дна полости зуба от 1 до 3 дополнительных каналов, имеющих ход от дна полости зуба или от одного из устьев через толщину дентина в сторону фуркации корней к наружной поверхности цемента. Поэтому при некрозе пульпы или неадекватно проведенном лечении пульпитов патологический очаг в периодонте формируется не у апикального отверстия, а в области фуркации корней. В основном дополнительные каналы выявляются в нижних временных зубах. Чем старше ребенок, тем реже выявляются дополнительные каналы.

Временный зуб уникален своей способностью к резорбции корня. Резорбция сопровождается отложением дополнительного дентина внутри системы корневых каналов, что изменяет размер и форму каналов моляров, приводит к наличию значительного числа анастомозов. Перечисленные факты вызывают трудности в эндодонтическом лечении. Инволютивные изменения пульпы временных зубов являются общими для коронковой и корневой частей, проявляясь несколько раньше в корневой пульпе. В период резорбции корней в пульпе наблюдаются вакуолизация и дистрофические изменения ретикулярной основы, которые могут локализоваться в любом слое. Однако в центральном слое пульпы вакуоли, как правило, крупнее, нередко они занимают обширные участки, сливаясь в крупные полости. Одновременно с рассасыванием корней происходит дегенерация и исчезновение нервов, чем объясняется умеренная болезненность пульпы временных зубов у детей в возрасте 8-9 лет. На границе зоны рассасывания всегда имеется большое количество клеток воспаления: лимфоцитов, моноцитов, молодых фибробластов и др. таким образом, общим для всех элементов пульпы временных зубов является постепенное появление, совершенствование и их постепенное обратное развитие.

Резорбция бывает физиологической и патологической.

^ У детей наблюдается 3 типа физиологической резорбции:

1-ый тип (горизонтальный) ─ равномерная резорбция всех корней, начинающаяся в области верхушек;

2-ой тип (вертикальный) ─ преобладает резорбция одного корня, обращенного к зачатку постоянного зуба;

3-ий тип ─ преобладает резорбция в области фуркации корней.

Патологическая резорбция.

Ускоренная


  • при гранулирующем периодонтите

  • в области корней депульпированных зубов

  • при опухолях

  • в результате давления на корень оболочки фолликулярной кисты

Замедленная


  • при пломбировке к/к твердеющими материалами

  • при отсутствии зачатка

  • при включении верхушки корня в полость кисты

  • при дистопии зачатка

В периоде временного и смешанного прикуса важное значение для диагностики имеет соотношение процессов физиологического развития корней временного и фолликула постоянного зубов, определяемых рентгенологически.

  1. На ранних стадиях развития (начало обызвествления бугров) фолликул постоянного зуба располагается между корнями временных зубов, при этом корни временного зуба сформированы или находятся в стадии формирования. Периодонтальная щель четкая, фолликул хорошо контурирован, имеет округлую форму. Между кортикальной оболочкой фолликула и лункой временного зуба в области корней определяется слой кости ячеистого строения. Фолликул окружен кортикальной пластинкой, четко определяемой рентгенологически.

  2. По мере роста и обызвествления коронки постоянного зуба фолликул располагается на уровне верхушек корней временных зубов. Корни временных зубов полностью сформированы, периодонтальная щель просматривается на всем протяжении.

  3. Следующий этап характеризуется ростом корней постоянного зуба, резорбцией корней временных зубов и продвижением фолликула к альвеолярному отростку. Фолликулы постоянных зубов имеют четкие контуры, располагаются в непосредственной близости к корням временных зубов. По мере прогрессирования резорбции корня и прорезывания постоянного зуба эта близость увеличивается.

С началом рассасывания корней временного зуба в месте прилегания зачатка постоянного зуба к корню временного рассасывается губчатое вещество, а затем кортикальная пластинка, ограничивающая периодонтальную щель, что приводит к исчезновению периодонта в этом участке. По мере рассасывания корня длина периодонтальной щели уменьшается и вновь увеличивается контакт периодонта с пульпой и губчатым веществом кости. Поэтому при острых и обострении хронических периодонтитов во временных зубах в патологический процесс вовлекается надкостница и губчатое вещество кости.

Состояние твердых тканей постоянных зубов зависит от условий, в которых происходит их формирование. Обмен веществ в дентине и эмали прорезавшихся зубов осуществляется посредством тканевой жидкости с растворенными веществами. Установлено, что свободная вода в незрелых зубах составляет около 11% массы эмали и 10-12% дентина. Структурными элементами, содержащими свободную воду, являются дентинные канальцы, микропоры; межкристаллические пространства эмали и белка. Наличие большего количества воды, меньшая минерализация и толщина эмали и дентина постоянных, только что прорезавшихся зубов, а также большие межпризменные промежутки и трещины снижают прочность твердых тканей и устойчивость к воздействию патогенных факторов. Все это обуславливает интенсивное развитие кариеса зубов, т.е. его острое течение, быстрый переход одной формы в другую без выраженной тенденции к ограничению процесса. Эти особенности необходимо учитывать при постановке диагноза, выбора препаратов и пломбировочных материалов для лечения кариеса в постоянных зубах с незаконченным формированием корней.

Пульпа постоянных зубов у детей в период развития зуба представлена рыхлой соединительной тканью с большим количеством клеточных элементов (в т.ч. иммунных), имеет обильное кровоснабжение, содержит небольшое количество тонких коллагеновых волокон. Большое количество основного вещества представленного главным образом кислыми мукополисахаридами, обеспечивает высокие защитные свойств пульпы. Хороший лимфоотток из полости зуба препятствует скоплению микроорганизмов в тканях пульпы, а также способствует выведению через широкое верхушечное отверстие и широкие дентинные канальцы вредных веществ, поступающих в пульпу. Учитывая все это, а также высокие репаративные возможности пульпы постоянных зубов с незаконченным формированием корней при лечении пульпитов и травме зубов с несформированными корнями целесообразно шире использовать методы сохраняющие жизнеспособность пульпы. Однако несовершенство макрофагальногистиоциторных барьеров между коронковой и корневой пульпы, и между корневой пульпой и периодонтом, широкое верхушечное отверстие позволяет инфекции беспрепятственно протекать вглубь тканей и вызывать патологический процесс в периодонте.

Периодонт временных и постоянных зубов с несформированными корнями у ребенка представлен более рыхлой, чем у взрослого, соединительной тканью, содержит большее количество клеточных элементов и кровеносных сосудов, имеет меньшую степень организации, в особенности, вскоре после прорезывания зуба, заполняет сравнительно широкое периодонтальное пространство, имеет тесную связь с пульпой зуба, что делает его, более реактивным при воздействии различных факторов.

В связи с этим острые формы пульпита и периодонтита, а также хронический периодонтит в стадии обострения у детей протекают с вовлечением в процесс окружающих зуб тканей, нарушением общего состояния ребенка, повышением температуры, увеличением регионарных лимфаузлов.

В несформированном зубе периодонт простирается от шейки зуба до сформированной части корня, где сливается с тканью ростковой зоны и находится в контакте с пульпой корневого канала. Важная роль в физиологии апикального периодонта принадлежит зоне роста. Зона роста ─ это комплекс тканей, ограниченный кортикальной пластинкой лунки и состоящий из 2-х слоев, пульпарного и периодонтального. В пульпарном слое преобладают фибробласты, отличающиеся от фибробластов центрального слоя пульпы.

Фибробластические клетки в зоне роста более крупные, округлой формы с крупным ядром, по своему характеру аналогичны клеткам надкостницы.

В периодонтальном слое преобладают крупные пучки коллагеновых волокон, между которыми располагаются более дифференцированные отростчатые фибробласты. Соединение слоя пульпы и периодонта отчетливое. Рентгенологически зона роста определяется в виде очага просветления костной ткани с четкими контурами, расположена в апикальной части формирующегося корня, окружена кортикальной пластинкой лунки зуба. Состояние зоны роста определяется состоянием кортикальной пластинки лунки, если ее целостность нарушена, и процесс резорбции захватил костную ткань, окружающую зуб, то зона роста погибла.

По мере формирования корня длина периодонтальной щели увеличивается, уменьшается величина ростковой зоны и диаметр верхушечного отверстия и, следовательно, уменьшается контакт периодонта с пульпой зуба.

К моменту прорезывания временных или постоянных зубов отмечается полное развитие его коронки. Корень развивается и окончательно формируется после прорезывания зуба. Корни временных зубов формируются в течение 1,5-2 лет, постоянных 3-4 лет.

После окончания формирования корня еще в течение года наблюдается небольшое возрастное расширение периодонтальной щели у верхушки (1-1,5 мм). В связи с этим рентгенодиагностика фиброзного периодонтита в этот период затруднена.

Различают следующие стадии формирования корней:

  • стадия раструба;

  • стадия параллельных стенок;

  • стадия незакрытого верхушечного отверстия;

  • стадия формирования (закрытия) верхушки корня.

Примечание: 3 и 4 стадии могут быть объединены.

В строении периодонта у детей имеются свои особенности (D. Zappler, 1968).

Десна:

  1. более васкуляризована;

  2. эпителий имеет более тонкий слой ороговевших клеток и менее выраженную зернистость поверхности из-за незначительного углубления эпителиальных сосочков (вид лимонной корочки);

  3. соединительная ткань небольшой плотности;

  4. десневые бороздки большей глубины;

  5. в период прорезывания зубов десневой край имеет округлые края с явлениями отека и гиперемии.

Цемент:

  1. более тонкий;

  2. менее плотный;

  3. в участках прикрепления эпителия имеет тенденцию к гиперплазии.

Связочный аппарат:

  1. периодонтальная щель расширена;

  2. волокна тонкие, нежные;

  3. отличается гидратацией за счет усиленного лимфо- и кровообращения.


Альвеолярная кость:

  1. гребень более плоский;

  2. тонкая решетчатая пластинка;

  3. увеличение пространств губчатого вещества, где расположен костный мозг;

  4. меньшая степень минерализации;

  5. меньшее количество трабекул губчатого вещества;

  6. усиленное лимфо- и кровообращения.

В различные периоды детского возраста периодонт имеет свои особенности (см.схему).

Периодонтальная щель всех зубов у детей и подростков почти в 2 раза шире, чем у взрослых. Ширина ее с возрастом уменьшается и к 11-16 годам составляет 0,21 мм (E.Coolidge).

По данным большинства публикаций ширина периодонтальной щели варьирует в пределах 0,15-0,4 мм, составляя в среднем 0,2-0,3 мм.

Структура слизистой оболочки полости рта (гистологическая и гистохимическая) резко меняется в зависимости от возраста. Выделяют три возрастных периода, которые имеют сформированные отличия строения и характеризуют динамику развития основных структур слизистой оболочки полости рта.

На первом году жизни СОПР отличается низкой дифференцировкой эпителия и соединительной ткани. У новорожденных отмечается сходное строение слизистой оболочки во всех ее отделах. Эпителиальный покров тонкий и состоит из двух слоев: базальных и шиповидных клеток, эпителиальные сосочки не развиты. В этом возрасте эпителий всех отделов полости рта содержит большое количество гликогена и РНК. В эпителии и соединительной ткани определяется значительное количество кислых мукополисахаридов. Базальная мембрана в этом возрасте очень тонкая и рыхлая. В собственном слое определяется рыхлая несформированная соединительная ткань, волокнистые структуры малодифференцированы. Подслизистый слой содержит довольно значительное количество клеточных элементов. В основном это фибробласты несколько меньше гистиоцитов и лимфоцитов. Плазматические и тучные клетки представлены молодыми неактивными формами.

Все вышеназванное обуславливает высокую проницаемость, непрочность и легкую ранимость слизистой оболочки полости рта в этот период, в то же время качественный состав тканей обеспечивает высокую способность к регенерации.

В грудном возрасте происходит значительное увеличение объема эпителия, формируются отличия в области десны и твердого неба, где появляются зоны паракератоза. Появление паракератоза отмечено также на вершинах нитевидных сосочков языка. В этих участках происходит полное исчезновение гликогена. Базальная мембрана продолжает оставаться тонкой и рыхлой, соединительная ткань собственного слоя слизистой оболочки низкодифференцирована. СОПР в этот период содержит значительное количество кислых мукополисахаридов.

Вследствие незначительного количества слюны, выделяемой железами, слизистая полости рта у детей первых 3-4 месяцев жизни сухая, что делает ее легко ранимой.

В преддошкольный период (1-3 года) в слизистой оболочке полости рта уже четко оформляются региональные отличия. В эпителии языка, губ и щек отмечается низкое количество гликогена. Эпителиальный покров жевательной слизистой оболочки становится более плотным, что обусловлено уплощением эпителиальных клеток и наличием зон ороговения и паракератоза.

Волокна, составляющие базальную мембрану специализированной и покровной СОПР разрыхлены. Коллагеновые и эластические волокна собственного слоя слизистой расположены рыхло, неориентированно и имеют нежное и тонкое строение. Отмечается снижение содержания клеточных элементов в собственном слое слизистой оболочки с преимущественной локализацией их в области соединительно-тканных сосочков и вокруг кровеносных сосудов, это способствует высокой проницаемости сосудистой стенки в специализированной и покровной СОПР. Тучных клеток мало, они представлены молодыми неактивными формами. Количество плазматических клеток и гистиоцитов тоже незначительно. Морфологические особенности СОПР в этот период способствуют ее высокой проницаемости, ранимости, создают предпосылки к острому и разлитому течению патологических процессов.

В возрасте 4-12 лет происходят количественные и качественные изменения СОПР. Наблюдается значительное увеличение толщины эпителия, уплотнение базальной мембраны и волокнистых структур соединительной ткани. Меняется и клеточный состав собственного слоя слизистой: появляются гистио-лимфоцитарные скопления, меняются качественно и количественно тучные клетки, что повышает ее защитные механизмы. В этот период уменьшается склонность к диффузным реакциям, реже патологические процессы в СОПР протекают в острой форме. Снижение проницаемости создает предпосылки к их хроническому течению. Увеличивается количество заболеваний аллергией.


^ Задание для самостоятельной работы студента:


После обсуждения темы студенты переходят к самостоятельной работе в терапевтическом кабинете:

  1. принимают не менее одного больного;

  2. проводят внешний осмотр и осмотр полости рта и зубов;

  3. осмотр и обследование тканей периодонта;

  4. определяют сроки формирования корней зубов подлежащих лечению;

  5. при необходимости по рентгеновскому снимку определяют состояние корней, периодонта и челюстных костей;

  6. под контролем преподавателя студент составляет план профилактики и лечения диагностируемого состояния тканей периодонта, а также проводит лечение;

  7. выбирают метод лечения зубов и приступают к его осуществлению.

В конце занятия преподаватель закрепляет знания студентов путем клинического обзора больных и оценивает их практические навыки.

^ Самоконтроль усвоения темы:

Вопрос

Вариант ответа

Код варианта

1. В каком возрасте ребенка в эпителии полости рта содержится большое количество гликогена и РНК:

а) период новорожденности;

б) грудной период;

в) предшкольный период.

  1. а, б;

  2. а, б, в;

  3. в

1

2

3

2. На первом году жизни ребенка эпителий СОПР состоит из:

а) 1-го слоя клеток;

б) 2-х слоев клеток; в) 3-х слоев клеток

а;

  1. б;

  2. в

1

2

3

3. Минерализация вершин межзубных перегородок в боковых участках происходит в:

а) 8-9 лет; б) 10-11 лет; в) 14-15 лет

а;

  1. б;

  2. в

1

2

3

4. На рентгенограмме 26 зуба ребенка 7 лет очаги просветления костной ткани с четкими контурами, окруженные кортикальной пластинкой лунки, вариант:

а) нормы; б) патологии.

а;

  1. б


1

2

5. Отсутствие кортикальной пластинки межзубных перегородок в области зубов с несформированными корнями, проявление:

а) патологического процесса

б) незрелости костной ткани периодонта

а;

  1. б

1

2

6. Формирование корней временных зубов после прорезывания продолжается:

а) 3-6 месяцев; в) 2 года;

б) 1-2 года; г) 3 года

а;

б;

  1. в;

  2. г;

1

2

3

4

7. Зона роста имеет:

а) 1 слой; б) 2 слоя; в) 3 слоя

а;

б;

в;

1

2

3

8. Из каких слоев состоит зона роста:

а) слоя одонтобластов;

б) слоя фибробластов;

в) нижних слоев клеток пульпы;

г) центрального слоя клеток пульпы;

д) слоя клеток периодонта прилежащего к пульпе.

а, б, в;

б, в, г;

в, д;

1

2

3

Задание на дом:

  1. нарисовать стадии формирования корней;

  2. нарисовать схему соотношения корней временных зубов и зачатков постоянных при различных типах физиологической резорбции корней;

  3. нарисовать зубочелюстной сегмент с обозначением анатомических и гистологических структур периодонта.

Литература основная:

  1. Лекционный материал.

Литература дополнительная.

  1. Виноградова Т.Ф., Максимова О.И., Мельниченко Э.М. Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей. ─ М., Медицина, 1983. ─ С. 6-14, 85-94.

  2. Стоматология детского возраста (под. ред. Т.Ф.Виноградовой). ─ И., 1987. ─ С. 129-135, 214-216, 264-267, 383-385.

  3. Луцкая И.К. Практическая стоматология (справочное пособие). Мн.: Беларуская навука, 1999. ─ С. 26-41.

  4. Е.А.Кармалькова, А.Н.Кушнер. Анатомо-физиологические особенности периодонта у детей. Современная стоматология. Мн.: № 3. ─ 2003.─ С. 32-35.

  5. Сырбу С.В. Пульпиты у детей. ─ Киев. ─ 1979. ─ С. 7-12.

  6. Полянцев В.А. Будынина С.М., Костюшин М.М. и др. Нормальная физиология /Учебное пособие. ─ М. 1989. ─ С. 15-18, 40-41, 166-170.



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Влияние желчных кислот на состояние твердых тканей зубов и слизистой оболочки полости рта у детей

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon 2. Строение и функции твердых тканей зуба, пульпы и периодонта. Зубная формула

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта и некариозных поражений твердых тканей
Распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта и некариозных поражений твердых тканей...
Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Ткаченко татьяна Борисовна возрастные особенности слизистой оболочки полости рта и губ

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная
Неминерализованные зубные отложения. Методы выявления. Их роль в процессах физиологии и патологии...
Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Слизистой оболочки полости рта и языка
Т 65 : Злокачественные опухоли органов слизистой оболочки полости рта и языка. Учеб метод пособие./...
Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная

Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Взаимосвязь слизистой оболочки полости рта и органов желудочно-кишечного тракта
В то же время полость рта является эффекторным полем обратного влияния «патологических» рефлексов...
Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ
А. И. Рыбаковым выделены при них отдельные нозологические формы поражения язы­ка, десен, губ. По...
Взаимосвязь анатомо-физиологических, рентгенологических возрастных особенностей твердых тканей зуба, пульпы, апикального и маргинального периодонта и слизистой оболочки полости рта у детей с клиническими проявлениями в разные возрастные периоды icon Методика осмотра челюстно-лицевой области. Исследование органов и тканей полости рта. Сравнительная

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы