16 ноября 2011 года Сообщение icon

16 ноября 2011 года Сообщение





Скачать 141.86 Kb.
Название 16 ноября 2011 года Сообщение
Дата 19.04.2013
Размер 141.86 Kb.
Тип Документы
Для обсуждения на заседании

Бюро Отделения психологии и

возрастной физиологии РАО

16 ноября 2011 года


Сообщение

кандидата педагогических наук, доцента,

старшего научного сотрудника

лаборатории дошкольного воспитания

детей с проблемами развития

Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики»

Светланы Борисовны Лазуренко


СПРАВКА


Коррекционно-педагогическая помощь

детям с нарушением интеллектуального развития

в системе комплексной реабилитации


Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация средствами образования, ранняя психолого-педагогическая помощь, комплексный подход к развитию интеллектуальных возможностей, профилактика последствий перинатальной патологии ЦНС, контроль темпа психического развития младенцев.


Актуальность. В связи с демографическим кризисом в стране и прогрессирующим ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, правительством РФ реализуются долговременные государственные программы охраны материнства и детства, предполагающие, в том числе, разработку научно-методических подходов к организации ранней реабилитационной и коррекционной помощи детям с нарушениями психофизического развития.

Статистические данные свидетельствуют об увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, которым была установлена инвалидность в первые три года жизни. Общая численность инвалидов по итогам 2010 года составила 550 545 человек, из них инвалидами детства признаны 28,8%. Эта цифра превышает аналогичный показатель 2009 г. на 1,6%. За период с 2000 г. по 1 января 2011 г. численность детей-инвалидов возросла на 5,2% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов).

Среди причин детской инвалидности первое место занимают врожденные аномалии (пороки) развития, что составляет почти четверть всех причин инвалидности. Среди врожденных аномалий развития наибольший процент, наряду с патологией сердечно-сосудистой системы, составляют пороки развития головного мозга и центральной нервной системы (ЦНС). Рост числа детей с тяжелой патологией ЦНС, отмечаемый в последние 15-20 лет, обусловлен, с одной стороны, усилением негативных экзогенных влияний на головной мозг ребенка в антенатальном периоде его развития, с другой стороны, успехами в области реанимации и выхаживания новорожденных, позволяющими сохранять жизнь ребенку с крайне тяжелыми формами дизонтогенеза (Зелинская Д.И., Суханова Л.П.). Вместе с тем, усилиями врачей поддерживается, главным образом, уровень жизненно важных физиологических функций, что же касается поддержки и стимуляции психического развития ребенка, то здесь на первый план должны выступать методы, основанные на принципах коррекционно-развивающей педагогики. Недостаточная представленность таких методов или неупорядоченное их включение в систему ранней комплексной реабилитации ребенка с патологией ЦНС, существенно замедляют темпы и ограничивают в целом возможности его психофизического развития.

Таким образом, актуальность проблемы определяется необходимостью разработки и внедрения в педиатрическую практику комплексной медико-психолого-педагогической системы ранней реабилитации, направленной на максимальную компенсацию проявлений органической патологии ЦНС и профилактику вторичных нарушений психического развития детей, что в совокупности должно способствовать уменьшению степени их инвалидизации и снижению будущих затрат на их содержание, лечение и образование.

Современное состояние и разработанность проблемы. Современные достижения медицины позволяют уже в первые месяцы жизни ребенка выявлять даже легкие, функциональные нарушения здоровья, и оказывать ему своевременную, дифференцированную, высокотехнологичную медицинскую помощь. Безусловные и обоснованные медико-биологические приоритеты в сложившейся традиционной системе комплексной реабилитации детей с патологией ЦНС определяются, прежде всего, необходимостью решения задач жизнеобеспечения ребенка, максимально возможной компенсации нарушенных функций уже на ранних этапах онтогенеза. Вместе с тем, очевидно, что нарушение функционирования органов и систем детского организма и, прежде всего, центральной нервной системы, неизбежно сказывается на процессе психического развития ребенка. Исходя из понимания единства биологического и социального в этом процессе, очевидно и другое: система восстановительной помощи ребенку должна быть построена в виде комплексного воздействия как на органическую природу болезни (или патологическое состояние), так и на социальную составляющую психического развития (Выготский Л.С., Бадалян Л.О., Ковалев В.В., Лебединская К.С., Лубовский В.И., Малофеев Н.Н., Певзнер М.С., Стребелева Е.А., Сухарева Г.Е. и др.). Однако, по данным научного Центра здоровья детей РАМН, средствам психолого-педагогического воздействия в системе ранней реабилитации до сих пор отводится малозначимая, второстепенная роль (Баранов А.А., Ваганов Н.Н., Николаева Л.Ф.). Специальные педагогические технологии развития познавательного потенциала ребенка подменяются, чаще всего, так называемой «логопедической коррекцией», направленной на нормализацию тонуса артикуляционной мускулатуры и развитие речевой активности, значительно реже организуются занятия по развитию восприятия и основных видов детской деятельности (Доскин В.А, Лильин Е.Т., Мастюкова Е.М., Стребелева Е.А.). Родители, в качестве активных участников реабилитационного процесса, к работе, как правило, не привлекаются, и, в лучшем случае, получают общие рекомендации от среднего медицинского персонала по уходу и наблюдению за ребенком. Методы психолого-педагогического воздействия не указаны в государственном стандарте лечебной и медико-социальной помощи детскому населению. Поэтому решение о необходимости применения методов психолого-педагогического воздействия в системе комплексной реабилитации принимается руководством конкретного медицинского учреждения, исходящего, как правило, из приоритетов улучшения соматоневрологического статуса ребенка. Продвижение же его в психическом и социальном развитии рассматривается как естественная производная от общего состояния здоровья. Подобный подход отрицательно сказывается на ходе познавательного развития больного младенца, повышает риск возникновения у него эмоционально-поведенческих расстройств, не создает условий для успешной социализации ребенка.

Таким образом, существующая система комплексной реабилитации детей младенческого и раннего возрастов, обладая несомненными достоинствами с позиций жизнеобеспечения ребенка, ранней компенсации соматоневрологических расстройств и восстановления его здоровья в целом, не уделяет должного внимания познавательному и – шире - психосоциальному развитию ребенку, которое должно стимулироваться и направляться средствами коррекционно-развивающей педагогики.

Перспективы решения этой проблемы связываются, прежде всего, с необходимостью изучения особенностей психического развития детей первого года жизни с разной степенью тяжести перинатальной патологии ЦНС и определения на этой основе содержания, направлений, форм и методов коррекционно-педагогического воздействия, продуктивно дополняющих мероприятия медицинского характера в процессе комплексной реабилитации ребенка. Предполагается, что применение современных методов коррекционной педагогики в процессе лечения детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода детства, своевременное создание специальных развивающих средовых условий, будет способствовать удовлетворению специальных образовательных потребностей детей, позволит предотвратить или хотя бы смягчить проявление у них вторичных отклонений в развитии.

В контексте решения этих задач, начиная с 2000 года, Институтом коррекционной педагогики РАО и Научным центром здоровья детей РАМН проводятся совместные исследования по разработке путей включения современных педагогических технологий в систему медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Личный авторский вклад и результаты исследования. В задачи автора входила организация исследования по изучению темпа и особенностей психического развития, особых образовательных потребностей детей первых лет жизни с перинатальной патологией ЦНС и определения направлений, форм и содержания коррекционно-педагогической помощи в процессе их лечения.

На основании анализа данных 5-летнего исследования более 500 детей первого года жизни была разработана и апробирована модель ранней коррекционно-педагогической помощи, которая с 2008 года внедрена в практику работы отделений второго и третьего этапов реабилитации детей младенческого и раннего возраста НЦЗД РАМН, представляющих собой аналог существующей в стране единой системы восстановительной помощи. Эта система включает в себя три этапа: 1-й этап - родильный дом (акушерский стационар), 2-й этап - отделение выхаживания новорожденных детей, 3-й этап - отделение восстановительного лечения детей с нервными болезнями и патологией ЦНС.

На 2-й этап выхаживания новорожденные поступают из родильных домов в связи со стремительно развивающимся патологическим состоянием организма вследствие нарушения жизненно важных функций. Они переживают острый период адаптации к внешним условиям среды, поэтому нуждаются в комплексной медицинской помощи, направленной на нормализацию жизнедеятельности организма. Значительная часть из них (около 30%) находятся первые недели жизни в отделении реанимации или интенсивной терапии. Восстановление их здоровья осуществляется с первых дней и до 3-х месяцев жизни.

Организатором и ответственным за процесс восстановительного лечения, назначение медикаментозной и иных видов терапии (ЛФК, физиотерапия и др.), определение наиболее благоприятного время и условий для реализации коррекционно-педагогического воздействия является лечащий врач. Педагог-дефектолог становится членом единой команды, что требует от него взаимодействия со всеми специалистами, участия в клинических осмотрах, консилиумах, ведения записей в медицинской документации.

Различия как в тяжести общего состояния здоровья и особенностях психического развития, так и в возрасте детей на втором и третьем этапах реабилитации, определили необходимость дифференциации целей и задач коррекционно-педагогической помощи. Ее содержание определялось в зависимости от состояния здоровья малыша, характера, структуры и степени тяжести нарушений в развитии, темпа формирования новых уровней взаимодействия с окружающими людьми и средой.

Так, на втором этапе реабилитации (выхаживания) целью коррекционно-педагогической работы является создание благоприятного сенсорного окружения для малыша с целью активизации его первых ориентировочных реакций. Одновременно осуществляется повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания и ухода за ослабленным ребенком. Коррекционно-педагогический процесс включает в себя диагностическое обследование, наблюдение, разработку индивидуальной педагогической программы и ее реализацию в форме индивидуальных занятий с ребенком, семейного консультирования, лекций, бесед с близкими взрослыми. По завершении данного этапа реабилитации педагог-дефектолог составляет для каждого ребенка индивидуальную программу воспитания на последующие 1-2 месяца жизни, рекомендует дальнейшие виды педагогической помощи малышу по месту его жительства.

Восстановление здоровья ребенка на третьем этапе реабилитации организуется в условиях дневного или круглосуточного стационара, а также амбулаторно. Содержание и длительность коррекционно-педагогической помощи определяются на основе комплексного анализа анамнестических данных, результатов первичного психолого-педагогического обследования (методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт), лабораторных и аппаратных методов исследования, социальной ситуации развития, возраста и индивидуальных особенностей психики ребенка. На основе его результатов определяется актуальный уровень психического развития и потенциальный - «зона ближайшего развития» младенца. Характеристики этих уровней соотносятся с физиологическим возрастом ребенка, и в зависимости от полученной разницы определяется темп психического развития на первом году его жизни.

На основе анализа особенностей основных линий развития (сенсорной, физической, речевой и социальной), было установлено, что темп перехода с одного психологического возраста на другой на первом году жизни у этих детей задерживается с различной степенью:

- нормальный темп психического развития, когда ребенок последовательно каждые 3 месяца жизни овладевает новым уровнем психического развития, что соответствует нормальному онтогенезу. Чаще всего, дети этой группы при рождении имели функциональные отклонения в работе органов и систем, перинатальную патологию ЦНС I и реже II степени;

- задержанный темп психического развития, когда переход на каждый последующий уровень психического развития занимает на 1-1,5 месяца больше, чем положено в нормальном онтогенезе, т.е. примерно за 4-4,5 месяца. Дети с данным вариантом психического развития были рождены с перинатальным поражением ЦНС II и III степени, имели сочетанные проблемы здоровья;

- выраженно задержанный темп психического развития – в случае, если формирование каждого последующего уровня психического развития происходло в течение 5-6 месяцев жизни. Все эти дети были рождены с перинатальным поражением ЦНС II и III степени, врожденными пороками развития органов и систем, наследственными заболеваниями;

- грубо задержанный (аномальный) темп психического развития, когда переход на новый уровень психического развития занимает более 6 месяцев жизни ребенка. Все эти дети имели тяжелые сочетанные нарушения здоровья, врожденные пороки развития органов и систем, наследственные заболевания и хромосомные болезни.

Таким образом, большинство детей с ОВЗ не овладевают психологическими достижениями первого года жизни, которые должны были бы появиться в определенной последовательности на каждом из 4-х периодов физиологического взросления (периодизация нервно-психического развития Н.М.Щелованова). Появление новых уровней психического развития идет медленнее из-за снижения познавательной активности младенца, замедление темпа усвоения нового приводит к увеличению временных отрезков перехода с одного психологического возраста на другой. В связи с этим дети с ОВЗ за первый год жизни осваивают не более трех возрастных психологических уровней или периодов, а их становление реализуется на протяжении трех возрастных этапов:

первый этап – с момента стабилизации состояния здоровья новорожденного после рождения до 4 месяцев жизни;

второй этап - с 4 месяцев жизни до 8 месяцев жизни;

третий этап - с 8 месяцев жизни до 14 месяцев жизни.

В зависимости от актуального уровня психического развития и потенциальных возможностей ребенка, для каждого возрастного этапа первого года жизни и отдельно для каждого из 4-х вариантов психического развития, определялась цель психолого-педагогического воздействия, развивающие условия среды, дидактический инструментарий и содержание психолого-педагогической помощи.

В ходе коррекционно-педагогической работы использовались методы и приемы, разработанные Н.М.Аксариной, Е.Ф.Архиповой, Л.А.Венгером, Л.Н.Галигузовой, Э.И.Леонград, А.А.Катаевой, Е.М.Мастюковой, Э.Г.Пилюгиной, Е.Ф.Рау, Л.И.Солнцевой, Е.А.Стребелевой, О.Г.Приходько, Ю.А.Разенковой, Н.Д.Шматко и др.

^ При нормальном темпе психического развития содержание коррекционно-педагогической помощи на первом возрастном этапе направлено на стимуляцию сенсомоторной активности ребенка; на втором этапе – на формирование дифференцированной социальной активности; на третьем этапе – на формирование зрительно-осязательных ассоциаций, практических действий с предметами и самостоятельной активности.

^ При задержанном темпе психического развития на первом возрастном этапе содержание коррекционно-педагогической работы направлено на формирование первых условно-рефлекторных реакций и ориентировочного поведения; на втором – на формирование дифференцированных способов социальной активности; на третьем - сложных произвольных сенсомоторных актов и подражательных способностей.

Для детей с выраженной задержкой темпа психического развития цель коррекционно-педагогического воздействия на первом возрастном этапе - формирование безусловно-рефлекторных реакций и элементарного социального ориентировочного поведения при возникновении биологических потребностей; на втором – формирование первых условно-рефлекторных реакций и социального реагирования при взаимодействии с людьми и стимулами окружающей среды; на третьем – формирование способности копирования движений и действий взрослого.

Для детей с грубой задержкой темпа психического развития на первом возрастном этапе целью является формирование безусловно-рефлекторных ответов и эмоциональных реакций на воздействие окружающей среды; на втором – формирование ориентировочного поведения и социальных способов взаимодействия с окружающим; на третьем - формирование произвольной согласованной социальной активности в соответствии с действиями взрослого.

Темп усвоения нового определяет длительность коррекционно-педагогической помощи и количество индивидуальных занятий. Так, для детей с нормальным темпом психического развития, содержание коррекционно-педагогической помощи может быть реализовано за 2-3 недели в объеме 4-6 занятий, а при выраженно задержанном и грубо задержанном темпе - в течение 4-6 месяцев в объеме 40-50 занятий. Педагогический процесс осуществляется в ходе лечения в условиях стационара, а после выписки продолжается в учреждениях здравоохранения или образования, например в отделениях восстановительного лечения при детских поликлиниках или центрах раннего вмешательства. Для обучения педагогическим технологиям родителей детей с нормальным и задержанным темпом психического развития достаточно 3-5 обучающих встреч-бесед с дефектологом, а при выражено задержанном и грубо задержанном темпах их количество может достигать 20 занятий.

Систематическое использование коррекционно-педагогических технологий в процессе лечения и воспитания ребенка позволяет в течение одного возрастного этапа актуализировать потенциальные возможности ребенка. Именно переход с одного уровня психического развития к другому, более сложному, за определенный для каждой группы детей временной промежуток является показателем эффективности коррекционно-педагогического воздействия. Для осуществления контроля эффективности коррекционного воздействия психолого-педагогическое обследование детей необходимо проводит как в контрольных возрастах, так и через 1,5 месяца после начала педагогических занятий с детьми с нормальным темпом психического развития; при задержанном - через 3 месяца; при выражено задержанном темпе - спустя 4-5 месяцев; при грубо задержанном темпе - через 6-7 месяцев, а также в конце каждого психологического возраста.

Такая периодичность мониторнига темпа усвоения нового обеспечивает возможность оценки динамики психического развития, внесения своевременных изменений в содержание, подбор дидактического инструментария, новых методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия.

Изучение хода психического развития более 1000 детей с перинатальным поражением ЦНС различной этиологии и степени тяжести на первом году жизни показало, что внедрение коррекционно-педагогической помощи в комплексную реабилитацию способствовало:

- осуществлению психолого-педагогического контроля (мониторинга) темпа психического развития, содействующего своевременному выявлению малейших отклонений в состоянии здоровья ребенка, позволяющему предупредить развитие болезни, организовать профилактические терапевтические и коррекционно-педагогические мероприятия;

- нормализации темпа психического развития у 20% младенцев с ограниченными возможностями здоровья, у которых при первичном обследовании была выявлена задержка темпа психического развития вследствие перинатального поражения ЦНС I и II степени; гармоничному формированию психологических достижений возраста у малышей с сочетанными проблемами здоровья, задержкой и выраженной задержкой темпа психического развития; профилактике выраженных вторичных отклонений в эмоциональном развитии и поведении у детей с грубой задержкой темпа психического развития;

Ранняя педагогическая поддержка позволяет своевременно, т.е. к началу дошкольного возраста включить в образовательный процесс 45% детей с ограниченными возможностями здоровья за счет формирования у них необходимой психологической зрелости и уровня познавательной деятельности, а другие 23% к школьному возрасту подготовить к обучению в группе сверстников по образовательным программам.

Благодаря комплексной медико-психолого-педагогической помощи у детей с тяжелой сочетанной патологией ЦНС удается достичь стабилизации состояния здоровья, а в результате раннего включения педагогических технологий сформировать самостоятельную социальную активность, произвольную регуляцию эмоций и поведения, навыки опрятности и самообслуживания, речевое общение. Эти психологические достижения значительно облегчили процесс их воспитания в семье, предупредили возможный отказ от родительских обязанностей и устройство ребенка-инвалида в учреждения социальной защиты. Систематическая психолого-педагогическая поддержка родителей позволила повысить педагогическую компетентность, подняла их самооценку, улучшила микроклимат в семье.

Многолетнее изучение темпа психического развития детей первого года жизни с ОВЗ доказало, что коррекционно-педагогическая помощь является необходимым условием, обеспечивающим последовательный переход с одного психологического возраста на другой на каждом этапе физиологического взросления ребенка, т.е. является технологией развития их познавательных возможностей в раннем возрасте. В связи с этим, важнейшей задачей социальной политики на современном этапе становится реализация межведомственного системного подхода к развитию личности с учетом ее индивидуальности.


Ст.н.с. Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики»

кандидат педагогических наук, доцент С.Б. Лазуренко


Подпись С.Б. Лазуренко заверяю:

Ученый секретарь ИКП РАО, к психол. н. А.Х. Алле





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

16 ноября 2011 года Сообщение icon Приказ и о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года №786. Зарегистрирован

16 ноября 2011 года Сообщение icon 7 ноября 2012 года справка междисциплинарные проблемы в системе нейрореабилитации сообщение Шкловского

16 ноября 2011 года Сообщение icon Номер программы в Приложении №2 Количество полюсов
Приглашаем Вашу компанию принять участие в конкурсе по выбору страховой компании по программам добровольного...
16 ноября 2011 года Сообщение icon Приговор
Полетыкина, представившего удостоверение №11481, выданное гу мю РФ по г. Москве 16 августа 2011 года,...
16 ноября 2011 года Сообщение icon М. С. Бирюков ноября 2011 года

16 ноября 2011 года Сообщение icon 30 ноября 2011 года №2327

16 ноября 2011 года Сообщение icon Программа Четверг, 24 ноября 2011 года Начало в 10 00 регистрация с 9

16 ноября 2011 года Сообщение icon Информационно-методическое письмо для медицинских работников лпу к «Всемирному дню борьбы против

16 ноября 2011 года Сообщение icon Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 19 октября 2009 года №542. Зарегистрирован

16 ноября 2011 года Сообщение icon Программа окружной научно-практической конференции «Актуальные вопросы дерматовенерологии» (24-25

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы