Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека





Скачать 155.62 Kb.
Название Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека
Дата 23.04.2013
Размер 155.62 Kb.
Тип Рабочая программа
Лекции  10 часов

Практические  занятия   23  часа     Экзамен 8 семестр

Всего 33 часа

Рабочая программа составлена с учетом требований государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское  дело» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине «Программы по медицинской реабилитации для студентов факультета сестринское дело высших медицинских учебных заведений» (Москва ВУНМЦ 2000 г.), утвержденной Руководителем Департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России Володиным Н. Н..

 

 

  1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

 

            Цель преподавания дисциплины. Предмет изучения относится к профессиональным клиническим дисциплинам (ОПФ.06). Физическая реабилитация является важной составляющей в лечении многих заболеваний, а при ряде заболеваний является основным методом лечения больного. Это обязывает специалиста любого профиля четко ориентироваться в разнообразных формах и средствах физической реабилитации – массаже, лечебной гимнастике, двигательных и гигиенических режимах, естественных факторах природы.

            Задачи изучения дисциплины:

А) Изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на  организм здорового и больного человека

Б) Изучить воздействие физиотерапевтических процедур и схемы их назначения при различных патологических состояниях

В) Научить назначению патогенетически обоснованного комплекса реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и освоить методику их проведения

Г) Научить исследованию физического развития и функционального состояния с последующей оценкой и заключением о состоянии здоровья

Д) Изучить основы медицинского контроля за физическим воспитанием и занятиями спортом в различных возрастных группах

            Перечень знаний и умений, приобретенных студентами по завершении обучения

Специалист должен знать:

-          основные причины возникновения патологических процессов, механизмы их развития и клинические проявления;

-          основы функциональной диагностики;

-          принципы действия физических, психических и социальных факторов на функции различных органов и систем человека в норме;

-          общие принципы фармакодинамики и фармакокинетики основных лекарственных средств;

-           законы Российской федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

-          систему организации реабилитационной службы;

-          методы и способы реабилитации;

-          требования к ведению учетно-отчетной документации;

-          законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Специалист должен уметь:

А. - самостоятельно определить степень выраженности ограничения или утраты функции того или иного органа или системы вследствие заболевания, используя современные средства диагностики;

-          разработать программу физической реабилитации больного и провести реабилитационные мероприятия с использованием всех методов;

-          определять показания и противопоказания к использованию различных методов реабилитации;

-          установить с пациентом и семьей взаимоотношения, способствующие улучшению его состояния;

-          определить проблемы, находящиеся в компетенции сестринского ухода, основываясь на оценке проблем пациента и его семьи;

-          обучать пациента и его семью методикам реабилитации;

-          привлекать других специалистов для максимально полного восстановления тех или иных функций больного;

-          проводить контроль качества и эффективности реабилитационных мероприятий и вести учетно-отчетную документацию;

-          организовать работу медицинского персонала кабинета, отделения или центра реабилитации.

Б. 1. Уметь измерять окружность грудной клетки по трем параметрам.

  1. Уметь измерять жизненную емкость легких (ЖЕЛ).

  2. Уметь измерять силу мышц кисти, становую силу.

  3. Уметь определять степень уплощения стопы по плантограмме.

  4. Уметь определять степень физического развития по методу индексов, по методу стандартов.

  5. Уметь проводить клино-ортостатическую пробу.

  6. Уметь проводить пробу Штанге, пробу  Генче, пробу Розенталя.

  7. Уметь проводить пробу по оценке состояния сердечно-сосудистой системы у физкультурника (проба Кушелевского-Зисмана).

  8. Уметь определять величину физической работоспособности с использованием методики восхождения на ступеньку и с использованием велоэргометра.

  9. Уметь оценивать физиологическую кривую занятия физической культурой.

  10. Уметь проводить хронометраж занимающихся лечебной физкультурой.

  11. Уметь определять класс тяжести больного инфарктом миокарда по методике Насоновой.

  12. Уметь правильно переводить больного И. М. из исходного положения лежа в исходное положение сидя, стоя.

  13. Уметь контролировать правильность подъема больного И. М. по лестнице.

  14. Уметь контролировать величину нагрузки при выполнении больных И. М. комплекса лечебной гимнастики.

  15. Уметь обучить больного выполнению грудного диафрагмального, смешанного типов дыхания.

  16. Уметь выполнять звуковую гимнастику при заболеваниях органов дыхания.

  17. Уметь выполнять ургентные упражнения у больных с заболеваниями органов дыхания.

  18. Уметь наложить шину для лечения положением при патологической установке конечностей у больных со спастическими параличами.

  19. Уметь накладывать фиксирующие повязки больным с парезом лицевого нерва.

  20. Уметь проводить пассивную гимнастику у больных с гемиплегией в остром периоде.

  21. Уметь наложить шину для лечения положением у больных с заболеваниями и повреждениями периферической нервной системы.

  22. Уметь определять силу в различных мышечных группах конечностей по пятибальной системе.

  23. Уметь проводить лечебную гимнастику у больных с нарушением глотания: пассивные и полупассивные перемещения гортани вверх и вниз, в сочетании глотания с перемещением мышц языка.

  24. Уметь определять степень нарушения функции сустава (четырехстепенный тест).

  25. Уметь проводить рефлекторные упражнения у детей до года.

  26. Уметь проводить пассивные упражнения у детей с заболеваниями рахитом и гипотрофией.

  27. Уметь проводить приемы поглаживания (плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, гребнеобразное, щипцеобразное).

  28. Уметь проводить основные и вспомогательные приемы растирания.

  29. Уметь проводить приемы разминания (продольное, поперечное, щипцеобразное, надавливание)

  30. Уметь проводить приемы вибрации (поколачивание, рубление, встряхивание, похлопывание).

  31. Уметь проводить приемы расслабляющего и тонизирующего массажа.

1.4.Перечень дисциплин и разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: Нормальная анатомия с элементами гистологии. Строение человеческого тела во взаимодействии с функцией и топографией систем и органов. Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Физиология. Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем. Общая патология. Учение о болезни, этиология, патогенез, роль реактивности в патологии; защитно-приспособительные процессы в организме. Закономерности и формы нарушения функции органов и систем. Терапия, хирургия, травматология, неврология- этиология,  патогенез заболеваний, основные принципы лечения.

2.      Содержание дисциплины

 

2.1. Лекционный курс.



Тема

Часы

1.

Основы реабилитологии.

Медицинская реабилитация, средства и методы медицинской реабилитации, организация службы реабилитации, этапы, принципы, приоритетность, показания, противопоказания. Реабилитационное обследование. Реабилитационный диагноз.

2

2.

Лечебная физкультура.

Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК. Механизмы действия физических упражнений. Принципы построения занятий лечебной гимнастикой. Методические принципы дозирования нагрузок. Методы контроля. Алгоритм назначения средств ЛФК.

3

3.

Физиотерапия.

Роль физиотерапии в комплексе реабилитационных мероприятий в медицинских учреждениях различного профиля. Организационные вопросы физиотерапевтической службы.

2

4.

Санаторно-курортное лечение.  Общая характеристика, организация работы

3

 

2.2. Тематический план практических занятий.



Тема

Часы

1.

Организация соматоскопических и соматометрических исследований в клинике.

Основные правила проведения антропометрических измерений. Соматоскопия, соматометрия. Методы оценки физического развития.

^ Оценка функционального состояния организма.

Функциональные пробы с физической нагрузкой. Специальные функциональные тесты. Определение физической работоспособности, составление мед.заключения. Определение медицинской группы.

^ Значение физической тренировки в воспитании, сохранении и повышении физической работоспособности. Закаливание.

4

2.

Лечебный массаж .

Лечебный массаж как важная составляющая физической реабилитации больных. Механизм действия массажа на организм человека. Правила и гигиенические основы массажа. Помещение, инвентарь. Регламентация труда массажиста.

Основные приемы, техника, физиологическое действие.

^ Проверка по первому модулю «Организация службы ЛФК. (30 б.) Общие основы ЛФК. (40 б.) Массаж (30 б.)»

3

3.

Реабилитация больных с сердечно-сосудистой недостаточностью, ИБС, гипертонической болезнью.

Клинико-физиологическое обоснование влияния физических тренировок на сердечно-сосудистую систему. Лечебная физкультура при гипертонической болезни, показания и противопоказания. Методика массажа при гипертонической болезни.

Поэтапная реабилитация больных с инфарктом миокарда.

Организация и объем мероприятий 1, 2 этапов.

3

4.

Реабилитация больных с патологией дыхательной системы.

Лечебная физкультура при острых и хронических заболеваниях  легких (острая пневмония, хронический бронхит, эмфизема легких, пневмосклероз, бронхоэктатическая болезнь). Клинико-физилогическое обоснование лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания. Степень двигательных возможностей и двигательные режимы Особенности методики лечебной гимнастики. Показания к назначению. Массаж

2

5.

Реабилитация больных с патологией ЖКТ и нарушениями обмена веществ. Основные задачи, формы и средства, составление программ восстановительного лечения. Показания и противопоказания к назначению ЛФК, массажа и физической тренировки.

2

6.

Реабилитация больных хирургического и травматологического профиля, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Особенности ЛФК в пред- и послеоперационном периодах. Лечебная физкультура при переломах костей конечностей и повреждениях сухожилий мышц. Основные принципы реабилитации при травмах конечностей. Иммобилизационный, постиммобилизационный и восстановительный периоды, основные цели, задачи и средства ЛФК. Гидрокинезитерапия, обучение и тренировка в ходьбе, трудотерапия, механотерапия, массаж. Ассистивные технологии.

2

7.

Реабилитация больных с патологией центральной и периферической нервной системы.

Показания к реабилитации неврологических больных и этапы ее проведения. Основы организации реабилитационного процесса. Реабилитационный диагноз и основные реабилитационные средства в неврологии. Реабилитационные мероприятия при отдельных синдромах и патологических состояниях (спастический парез, вялый парез, мышечная боль, атаксия, апраксия, афазия). Восстановительные мероприятия при патологических последствиях обездвиженности. Реабилитационные мероприятия в различные периоды мозгового инсульта, черепно-мозговой и позвоночно-спинномозговой травмы. Реабилитация больных с периферическими невропатиями и плексопатиями. Механизмы, прогноз и признаки восстановления функции нервных проводников. Реабилитационные мероприятия при вертеброневрологических синдромах.

3

8.

Реабилитация акушерско-гинекологических больных

Физическая культура во время беременности и в послеродовом периоде. Клинико-физиологическое обоснование использования средств ЛФК. Организация ЛФК в женской консультации и стационаре. Физкультура во время беременности. Построение занятий физическими упражнениями в первом и втором периодах родов. Комплексы физических упражнений при самостоятельном и оперативном родоразрешении. ЛФК при хронических воспалительных заболеваниях женских половых органов. Схемы построения ЛФК в подостром периоде и в периоде выздоровления. ЛФК при неправильных положениях матки. ЛФК при опущениях внутренних половых органов. ЛФК при функциональном недержании мочи. Схема построения занятий при частичном и полном недержании. ЛГ при полостных и влагалищных гинекологических операциях.

^ Проверка по второму модулю «Частные методики ЛФК – 100 б.»

2

9.

Основные методы физиотерапевтического лечения.

Лечение непрерывным постоянным током. Магнитотерапия. Лечение импульсными токами. Лечебное применение переменного электрического тока. Лечебное применение оптического излучения.Теплолечение. Пелоидотерапия. Водолечение.

Проверка по третьему модулю «Физиотерапия – 100 б.»

2

 

^ КОНТРОЛЬ ПО КУРСУ РЕАБИЛИТОЛОГИИ

 

-          Модуль 1. «Организация службы ЛФК. (30 б.) Общие основы ЛФК. (40 б.) Массаж (30 б.)»

-          Модуль 2. «Частные методики ЛФК – 100 б.»

-          Модуль 3. «Физиотерапия – 100 б.»

-          Итоговое тестирование по дисциплине  – 100 б. Экзамен.

 

2.3. Примерные темы дипломных работ по реабилитологии:

  1. Организация и пути совершенствования службы ЛФК в РКБ МЗ РТ

  2. Организация и пути совершенствования службы физиотерапии в РКБ МЗ РТ

  3. Организация и пути совершенствования службы гидрокинезиотерапии в РКБ МЗ РТ

  4. Организация реабилитации больных инфарктом миокарда в условиях стационара

  5. Организация реабилитации больных инфарктом миокарда в условиях поликлиники

  6. Организация реабилитации больных инфарктом миокарда в условиях диспансера

  7. Организация реабилитации больных инфарктом миокарда в санаторно-курортных условиях

  8. Медико-социальные аспекты реабилитации больных инфарктом миокарда

  9. Медико-социальные аспекты реабилитации больных инсультом

  10. Медико-социальные аспекты реабилитации больных остеохондрозом

  11. Медико-социальные аспекты реабилитации больных с обменными нарушениями

  12. Создание школы для больных инфарктом миокарда

  13. Создание школы для больных сахарным диабетом

  14. Создание школы для больных артериальной гипертонией

  15. Создание школы для больных с патологией ЖКТ

 

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

3.1.Основная литература: 1) Ибатов А.Д., Пушкина С.В. Основы реабилитологии: учебное пособие. – ГЭОТАР-Медиа. – 2007. – 160с.

3.2.Дополнительная литература: 1) Справочник по детской лечебной физкультуре / Под ред. М.И.Фонарева. – Л.:Медицина, 1983. 2) Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе, Л.А.Бутченко, А.Г.Дембо, 1984. 3) Ворлоу Ч.П., Деннис М.С., ван Гейн Ж. и другие. Инсульт. Практическое руководство для ведения больных. Пер. с англ. СПб., 1998. 4) Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. Москва, Медицина, 1977. 5) Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. Москва, 1970. 6) Силуянова В.А., Кавторова Н.Е. Учебное пособие по лечебной физкультуре в аушерстве и гинекологии. Москва, 1977.  7) Медицинская реабилитация под ред. В.А.Епифанова –М.:Медпресс-информ, 2005. 8) Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. - М.: Медицина, 1999. 9) Сестренское дело. Под ред. Краснова А.Ф. Том 2, 1999. 10) Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия – М.: Медицина, 1995.

3.3.Учебно-методическая литература: 1) Реабилитационное исследование и оценка двигательных функций: Уч.-мет пособие для самостоятельной работы студентов факультета МВСО / Тахавиева Ф.В. – Казань: КГМУ, 2006. – 34с. 2) Кинезиотерапия больных в раннем восстановительном периоде мозгового инсульта / Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1994.- 12 с. 3) Реабилитация больных с основными заболеваниями нервной системы /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1997.- 99 с. 4) Паркинсонизм в таблицах, схемах и шкалах /Э.И.Богданов, З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 1999.-26с. 5) Неврологические осложнения сахарного диабета. Ч.1. Диабетические нейропатии /Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 2000.- 25 с. 6) Применение рефлексотерапии при различных заболеваниях /З.А.Залялова. Казань, КГМУ, 2001.-26с. 7) Кинезиотерапия больных ДЦП / Э.И.Богданов и др. Казань: КГМУ, 1994.- 13 с. 8) Восстановительное лечение больных с неспецифической (первичной) поясничной болью: Методическое пособие для слушателей системы послевузовского и дополнительного профессионального образования / Р. А. Алтунбаев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 46 с. 9) Электродиагностика. Электростимуляция: Методическое пособие для студентов / Ю. Е. Микусев, Т. Г. Саковец. - Казань: КГМУ, 2010. - 34 с. 10) Физическая реабилитация и психологическая коррекция больных инфарктом миокарда на стационарном этапе: Метод. рек. для студентов факультета МВСО / Бахтиозин В.Ф., Микусев Ю.Е. – Казань: КГМУ, 2003.  – 25с. 11) Физическая реабилитация больных, страдающих ревматоидным артритом: Метод. рек. для студентов факультета МВСО / Бахтиозин В.Ф., Кабиров А.Р. – Казань: КГМУ, 2004.  – 21с. 

3.4.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения – учебные таблицы, кистевые и становые динамометры, спирометры, велоэргометр, угломеры.

3.5.Программное и техническое обеспечение дисциплины.

Учебные видеофильмы по теме: реабилитация больных инсультом, реабилитация больных паркинсонизмом, ЛФК при прогрессирующей миодистрофии Дюшена, мануальная терапия, использование биологической обратной связи в профилактике и лечении артериальной гипертонии, вспомогательные (ассистивные) технологии в реабилитации.

 

^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ



Тема лекций

 

1.

Основы реабилитологии.

Таблицы, слайды

2.

Лечебная физкультура.

Таблицы, слайды

3.

Физиотерапия.

Таблицы, слайды

4.

Санаторно-курортное лечение.

Таблицы, слайды

 



Тема практических занятий

 

1.

Организация соматоскопических и соматометрических исследований в клинике.Оценка функционального состояния организма.

Значение физической тренировки в воспитании, сохранении и повышении физической работоспособности. Закаливание.

Таблицы, слайды, карта Ф.42. Ростомер, весы, сантиметровая лента, динамометры, спирометр, тонометр, секундомер, ступенька, велоэргометр

2.

Лечебный массаж.

Проверка по первому модулю.

Таблицы, приказ №817, кушетка, валики, бланки тестов.

3.

Реабилитация больных с сердечно-сосудистой недостаточностью, ИБС, гипертонической болезнью. Поэтапная реабилитация больных

Таблицы, тонометр

4.

Реабилитация больных с патологией дыхательной системы.

Таблицы, сантиметровая лента, спирометр

5.

Реабилитация больных с патологией ЖКТ и нарушениями обмена веществ.

Таблицы, слайды

6.

Реабилитация больных хирургического и травматологического профиля, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Таблицы, сантиметровая лента, угломер, динамометр

7.

Реабилитация больных с патологией центральной и периферической нервной системы.

Таблицы, видеомагнитофон, учебные видеофильмы

8.

Реабилитация акушерско-гинекологических больных.

Таблицы, слайды, бланки тестов.

9.

Основные методы физиотерапевтического лечения.

 

Кабинет ФТ с соотв. оборудованием

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Задачи занятия: Ознакомить студентов с профессиональной терминологией в области гигиены труда. Изучить

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Правила проведения массажа Комплекс массажа и физических упражнений от 9 месяцев до года Комплекс

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Литература
Физиотерапия (греч. Physis- природа; therapeia терапия) область медицины, изучающая действие на организм...
Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Автореферат диссертации на соискание ученой степени
Белгородского государственного университета, а также в клиническом отделе изучения влияния природных...
Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Под физиотерапией понимают использование в лечебных и профилактических целях как естественных природно-оздоровительных

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Комплекс физических упражнений при хроническом нефрите (остром рените)

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Первый комплекс упражнений. 7 Второй комплекс упражнений. 9 Физические упражнения в послеродовом

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Классификация повреждений Основные механизмы лечебного действия физических упражнений при травматической

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Спортивный массаж вид массажа, который применяется на практике для усовершенствования физических

Задачи изучения дисциплины: а изучить воздействие физических упражнений, массажа и естественных физических факторов на организм здорового и больного человека icon Задачи : Изучить литературу о пищевых добавках, и о их влиянии на организм человека. Выявить любимые

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы