|
Скачать 257.69 Kb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Кафедра пропедевтики внутренних болезней Кафедра общей хирургии Кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии СЕСТРИНСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Пособие для студентов II курса медико-диагностического факультета (специальность 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело) Гродно ГрГМУ 2010 УДК 614.253.5:378.147.88(075.8) ББК 51.1(4Бен)п я73 С28 Рекомендовано Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ» (протокол № 3 от 28 января 2010г.) Авторы: зав.каф. пропедевтики внутренних болезней, проф., д-р мед. наук М.А.Лис; проф. каф. общей хирургии, д-р мед. наук О.И. Дубровщик; доц. каф. онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии, канд. мед. наук В.А. Овчинников; доц. каф. пропедевтики внутренних болезней, канд. мед. наук М.А. Добродей; доц. каф. общей хирургии, канд. мед. наук А.А. Полынский; доц. каф. общей хирургии, канд. мед. наук И.Т. Цилиндзь; ассист. каф. анестезиологии и реаниматологии с курсом клинической биохимии, канд. мед. наук С.В. Лелевич. Рецензент: проф. каф. общественного здоровья и здравоохранения, д-р мед. наук Е.М. Тищенко
ISBN 978-985-496-612-0 В пособии изложены тематический план работы в различных отделениях, требования к контролю качества выполнения программы практики, содержание программы, перечень практических навыков, информационная часть, контрольные вопросы для дифференцированного зачета по производственной практике, отчетная документация по практике, критерии оценки знаний студентов по производственной практике. Данное пособие предназначено для студентов медико-диагностического факультета. УДК 614.253.5:378.147.88(075.8) ББК 51.1(4Бен)п я73 ISBN 978-985-496-612-0 © УО «ГрГМУ», 2010 ![]() ^ Практика является частью образовательного процесса подготовки специалиста, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводится в различных организациях здравоохранения. Она является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной практической деятельностью студентов. Целью производственной практики для студентов II курса медико-диагностического факультета (медико-диагностическое дело) является ознакомление студентов с организацией работы лечебно-профилактического учреждения и его диагностических подразделений. Практика состоит из следующих разделов:
^
Б. В кабинете функциональной диагностики:
В. В отделении лучевой диагностики:
Г. В кабинете лабораторной диагностики:
Должен уметь: ^
Б. В кабинете функциональной диагностики:
В. В отделении лучевой диагностики:
Г. В кабинете лабораторной диагностики:
^ Студент проходит практику на клинических базах университета, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. По прибытию на практику студенты представляют направление руководителю организации здравоохранения (главному врачу или его заместителю по лечебной работе). Приказом организации здравоохранения назначается непосредственный руководитель практики (старшая медицинская сестра отделения) и определяется место прохождения практики каждого студента. Контроль посещения студентами практики и контроль отработки рабочего времени осуществляют: руководитель практики от организации здравоохранения и учреждения образования, а также староста группы практики. На студента распространяются правила внутреннего распорядка медицинской организации. Студент, не выполнивший программу производственной практики или получивший отрицательный отзыв о работе, повторно направляется на практику. ^
^
^
^
^
^ 1. Организационная структура терапевтических отделений лечебно-профилактического учреждения. Типовые должностные обязанности медицинской сестры терапевтического отделения Ознакомление со структурой, режимом лечебно-профилактического учреждения и его подразделениями. Санитарный режим лечебно-профилактического учреждения. Правила внутреннего распорядка отделения. Порядок проведения часа отдыха, посещений больных и передач больным. Организация работы терапевтического отделения. Штаты медицинского персонала. Должностные обязанности медицинской сестры терапевтического отделения. Организация работы сестринского поста. Основные виды медицинской документации, правила приема и сдачи дежурств. Правила хранения ядовитых и сильнодействующих лекарств, медицинского инструментария. Знакомство с выпиской и хранением медикаментов, стерильных растворов. Организация работы, основные виды медицинской документации процедурного кабинета. ^ Структура и функции приемного отделения. Должностные обязанности медицинской сестры приемного отделения. Нормативные акты, регламентирующие работу приемного отделения. Порядок приема больных. Проведение санитарной обработки больных, антропометрия, приготовление дезинфицирующих растворов. Санитарный режим приемного отделения. Медицинская документация. Порядок выписки и хранения медикаментов. Виды транспортировки больных. ^ Виды лабораторных и инструментальных диагностических исследований. Нормативные документы, регламентирующие проведение дополнительных методов исследования. Оформление согласия пациента на проведение исследования. Подготовка больных к лабораторным исследованиям крови, мочи, желудочного сока, кала дуоденального зондирования. Подготовка больных к инструментальным методам исследования: эндоскопическим, рентгенологическим, функциональным, ультразвуковым. ^ Структура хирургического отделения. Планировка основных помещений: палаты, перевязочная, процедурный кабинет, манипуляционные, сестринский пост, буфетная, столовая, их оборудование. Понятие об асептике и антисептика. Структура операционного блока, устройство: предоперационная, операционная, стерилизационная, аппаратная, анестезиологическая, протокольная, материальная, их оборудование. Организация работы операционного блока. Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО). Оборудование. Организация работы. Современные методы стерилизации. Знакомство с работой ЦСО. Штатный состав хирургического отделения. Знакомство с должностными инструкциями, регламентирующими функциональные обязанности младшего и среднего медицинского персонала. Знакомство с организацией работы перевязочной, оснащением, функциональными обязанностями перевязочной медицинской сестры, позволяющими организовать бесперебойную работу перевязочного кабинета, строго соблюдая правила асептики и антисептики. Ознакомление с методикой простейшей перевязки, проводимой послеоперационному больному, правилами ведения медицинской документации. ^ Участие в процессе сдачи-приемки дежурства постовой медицинской сестрой. Знакомство с методикой раздачи лекарств больным. Знакомство с методикой кормления больных и участие в этом процессе. Знакомство с методикой подготовки больных к операции и подачи их в операционную. Знакомство с методикой ухода за послеоперационными больными, участие в осуществлении элементов ухода за тяжелыми больными. Знакомство с методикой термометрии у больных и ведением карты термометрии. Знакомство с методиками подготовки больных к R-логическим и эндоскопическим методам обследования желудочно-кишечного тракта. Транспортировка больных в эндоскопический кабинет, участие в процессе эндоскопических обследований. Знакомство с документацией поста и правилами ее ведения. Знакомство с методиками забора мочи, мокроты и правилами их транспортировки в лабораторию. Знакомство с методикой проведения санитарно-гигиенических мероприятий в отделении, правилами санитарной обработки больных. ^ Знакомство с методикой подготовки процедурного кабинета к работе, режимом его работы. Знакомство с методикой и правилами забора крови для исследований, доставки ее в лабораторию. Знакомство с методиками подготовки компонентов крови и кровезаменителей к трансфузиям. Ознакомление с методикой подготовки систем к переливанию крови и кровезаменителей, проведению проб перед переливанием компонентов крови и кровезаменителей. Участие в процессе венепункций, осуществлении трансфузий компонентов крови, кровезаменителей, наблюдении за больными. Знакомство с методиками подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций в процессе выполнения врачебных назначений. Знакомство с методиками подготовки и проведения различных рентгенконтрастных исследований с участием процедурной медицинской сестры. Знакомство с процессом дезинфекции в процедурном кабинете, участие в этом процессе. Утилизация шприцев. Знакомство с документацией процедурного кабинета и правилами ее заполнения. ^ Организация работы кабинета. Типовое положение кабинета функциональной диагностики лечебно-профилактического учреждения. Структура и оснащение кабинета функциональной диагностики. Штаты медицинского персонала. Основные задачи кабинета функциональной диагностики. Правила направления больных в кабинет функциональной диагностики. ^ Нормативные правовые акты Министерства здравоохранения Республики Беларусь, организационно-распорядительные документы органа здравоохранения исполнительного и распорядительного органа, которые регламентируют работу кабинета функциональной диагностики. Типовое положение о медицинской сестре кабинета функциональной диагностики. Квалификационные требования к медицинской сестре кабинета функциональной диагностики. Медицинская документация кабинета функциональной диагностики. Профилактические мероприятия по охране здоровья медицинских работников кабинета функциональной диагностики. ^ Организация работы отделений рентгенологической и ультразвуковой диагностики. Правила техники безопасности в отделениях рентгенологической и ультразвуковой диагностики. ^ Формы учетно-отчетной документации в отделениях рентгенологической и ультразвуковой диагностики. 11. Организация, структура и принципы обеспечения деятельности клинико-диагностической лаборатории лечебно-профилактической организации. Этапы лабораторного обследования пациента Организационная структура клинико-диагностической лаборатории в зависимости от профиля лечебно-профилактической организации, а также лабораторной службы Республики Беларусь. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность клинико-диагностической лаборатории. Учетная документация, формы регистрации и выдачи результатов лабораторных исследований. Санитарно-эпидемиологический режим и правила техники безопасности в клинико-диагностической лаборатории. Этапы лабораторного обследования пациента, принципы и формы централизации лабораторных исследований. ^ Номенклатура специальностей, допускаемых к работе в клинико-диагностической лаборатории в качестве фельдшера-лаборанта. Функциональные обязанности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории, нормативы рабочей нагрузки в зависимости от профиля лечебно-профилактической организации. По окончанию производственной практики студент представляет руководителю практики дневник, сводный отчет о проделанной работе с замечаниями и пожеланиями. Старшие медсестры отделений пишут вместе с руководителем практики в дневнике краткую характеристику работы студента, после чего дневник заверяется главным врачом больницы. Сдача дифференцированного зачета по окончании практики производится комиссии, назначенной приказом ректора. Оценка деканом вносится в зачетную книжку студента. ^
^ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
^
^ Вся работа студента должна ежедневно фиксироваться в дневнике, который подписывается руководителем практики и контролируется преподавателем-куратором. Дневник практики оформляется в ученической тетради и состоит из следующих разделов:
Студенты-практиканты периодически предоставляют дневник практики преподавателю-куратору для текущего контроля. По окончании производственной практики студент заполняет соответствующую медсестринской практике страницу в «Сводном отчете…». Указывается количество проведенных манипуляций, освоение навыков по уходу за больным, а также участие в проведении сложных диагностических обследований. В конце практики преподаватель-руководитель практики совместно с непосредственным руководителем практики от лечебного учреждения проводит зачетное занятие, на котором определяется полнота выполнения студентом рекомендованного минимума практических навыков, а также оценивается способность студента к самостоятельному выполнению основных видов навыков. На зачетном занятии студент предоставляет отчет о производственной практике. Руководитель практики – главная медицинская сестра организации здравоохранения (или старшая медсестра отделения, где непосредственно работал студент-практикант), письменно дает характеристику студенту (в «Сводном отчете…»), заверяет «Сводный отчет», дневник практики и характеристику личной подписью, подписью пеподавателя-куратора, а также подписью главного врача и печатью организации здравоохранения. После окончания практики, в сентябре-октябре текущего года, студент сдает дифференцированный зачет комиссии, назначенной ректором университета. Зачет служит формой проверки успешного прохождения студентами производственной практики в соответствии с утвержденной программой. При оценке практики также учитывается учебно-исследовательская и санитарно-просветительная работа. ^ Оценка за производственную практику __________________________ Ответственный за практику ______________________________ учреждения здравоохранения подпись Ф.И.О. Зав. отделением учреждения ______________________________ здравоохранения подпись Ф.И.О. М.П. Руководитель практики ______________________________ учреждения образования подпись Ф.И.О. ______________________ 200_ г. ^ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
^ Уровень знаний студентов определяется следующими оценками: «10 баллов», «9 баллов», «8 баллов», «7 баллов», «6 баллов», «5 баллов», «4 балла», «3 балла», «2 балла», «1 балл». ^ Оценка «10 баллов – десять» выставляется студенту, показавшему систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы сестринской практики, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов и давать им критическую оценку; правильно оформленный дневник производственной практики, в полном объеме выполненное задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, получившему отличную характеристику и не имевшему замечаний от руководителей практики. Оценка «9 баллов - девять» выставляется студенту, показавшему систематизированные глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; полное усвоение основной и дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов; выполнил программу практики, но допущена неаккуратность при оформлении дневника производственной практики. Оценка «8 баллов - восемь» выставляется студенту, показавшему систематизированные, полные знания но всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использование специальной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; усвоение основной и некоторой дополнительной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные несущественные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя. Оценка «7 баллов - семь» выставляется студенту, показавшему систематизированные и полные знания по всем разделам учебной программы; достаточное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по основам этиопатогенеза неотложных состояний при заболеваниях внутренних органов, но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, не имел замечаний от руководителя. Оценка «6 баллов – шесть» выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; частичное использование специальной терминологии, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; усвоение основной литературы по общему уходу за больными; но при ответе допускает единичные ошибки, не проявил активности в приобретении практических навыков и выполнении заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел замечания от руководителя практики. Оценка «5 баллов – пять» выставляется студенту, показавшему достаточно полные знания по всем разделам учебной программы; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными; при ответе допускающему более существенные ошибки, выполнил программу практики, но допустил ряд существенных ошибок и неаккуратность при оформлении дневника производственной практики и мед. документации, формально относился к приобретению практических навыков и выполнению заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителя практики. Оценка «4 балла – четыре» выставляется студенту, показавшему достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение только основной литературы по общему уходу за больными, умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; при ответе допускает существенные ошибки в изложении материала и выводах, допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил задания по УИРС и санитарно-просветительной работе, имел неоднократные замечания от руководителей практики. Оценка «3 балла – три, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему недостаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание лишь части литературы по общему уходу за больными; изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками, не выполнил в полном объеме программу практики; допустил много ошибок при оформлении дневника производственной практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получивший негативную характеристику непосредственного руководителя практики. Оценка «2 балла – два, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему только фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знание лишь отдельных тем из основных источников по общему уходу за больными; неумение использовать специальную терминологию, наличие в ответе грубых логических ошибок; не выполнил программу практики, не выполнил заданий по УИРС и санитарно-просветительной работе, получил отрицательный отзыв о работе. Оценка «1 балл – один, НЕЗАЧТЕНО» выставляется студенту, показавшему отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа. Учебное издание Лис Михаил Александрович Дубровщик Ольга Ильинична Овчинников Владимир Алексеевич и др. ^ Пособие для студентов II курса медико-диагностического факультета (специальность 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело) Ответственный за выпуск: В.А. Снежицкий Компьютерная верстка: Е.П. Курстак Корректор: Л.С. Засельская Подписано в печать 6.05.2010. Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Ризография. Усл. печ. л. 1,4. Уч.-изд. л. 0,84. Тираж 50 экз. Заказ 31б. Издатель и полиграфическое исполнение учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет» Л ![]() |