|
Скачать 0.83 Mb.
|
Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии Учебно-методическое пособие «Медицинская психология и психотерапия» для практических занятий для студентов 3 курса медико-диагностического факультета Гомель ГомГМУ 2011 Министерство здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет» Кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии Учебно-методическое пособие «Медицинская психология и психотерапия» для практических занятий для студентов 3 курса медико-диагностического факультета Гомель ГомГМУ 2011 УДК 616.89(076.5) ББК 56.14 А 16 Авторы: Б.Э. Абрамов, В.И. Бронский, С.В. Толканец Рецензенты: доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Гомельского государственного медицинского университета, врач-психотерапевт высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук И.М. Сквира, доцент кафедры психиатрии, наркологии и медицинской психологии Гомельского государственного медицинского университета, психиатр-психотерапевт 2 квалификационной категории, кандидат медицинских наук О.В. Шилова Абрамов Б.Э. А Учеб.-метод. пособие «Медицинская психология и психотерапия» для практических занятий для студентов 3 курса медико-диагностического факультета / Б.Э. Абрамов, В.И. Бронский, С.В. Толканец. – Гомель: учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет», 2011. – с. ISBN Предназначено для студентов 3 курса медико-диагностического факультета, составлено в соответствии с типовой программой Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебно-методическим Советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» «__»______2011, протокол № УДК 616.89(076.5) ББК 56.14 © Учреждение образования «Гомельский государственный ISBN медицинский университет» Чтобы познать мир, достаточно только двух наук: физики и психологии Альберт Эйнштейн Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему о той его стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животному, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности. Блез Паскаль Содержание Введение.................................................................................................................... Общая медицинская психология. Понятие нормы и патологии. Общая модель болезни...................................................................................................................... Основные личностные подходы в медицинской психологии............................... Психология больного. Психологические аспекты лечебно-диагностического процесса. Внутренняя картина болезни.................................................................. Психологические аспекты фармакотерапии и диагностического процесса...................................................................................................................... Понятие комплайенса................................................................................................ Психологические аспекты адаптации...................................................................... Копинг. Введение в суицидологию......................................................................... Основы психосоматики............................................................................................. Психотерапия. Классификация психотерапевтических направлений. Механизмы воздействия....................................................................................... Психодинамическая, когнитивно-поведенческая и рациональная психотерапия............................................................................................................. Экзистенциальная, клиент-центрированная терапия. Релаксация и аутогенная тренировка................................................................................................................. Литература................................................................................................................. Введение Проблема сохранения и укрепления психического здоровья становится одной из важнейших в современном мире. Знание вопросов медицинской психологии необходимо для врача любой специальности, тем более, что подавляющее большинство людей с пограничными психическими расстройствами попадает на прием не к специалистам, а к врачам общей практики. Студентам 3 курса медико-диагностического факультета впервые введен курс медицинской психологии и психотерапии. Им трудно разобраться в имеющихся литературных материалах, особенно максимально доступных пониманию только начинающих изучать клинические дисциплины. Авторы рассматривали и готовили данное пособие как продолжение, изданных в ГомГМУ учебных пособий «Основы психотерапии» и «Психологические аспекты медицинской реабилитации» (2005), «Краткий курс лекций по медицинской психологии» (2007), «Тестовый контроль уровня знаний по медицинской психологии» (2008), «Основы медицинской психологии» (2009) и надеются, что они помогут будущим врачам разных специальностей в оценке психического состояния пациентов и выборе соответствующей тактики в условиях общемедицинской практики, а также в их повседневной современной жизни. Общая медицинская психология. Понятие нормы и патологии. Общая модель болезни. ^ (morbus) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного. Б. – общее название конкретных нозологических единиц. ^ – воспроизведенные у лабораторного животного существенные черты определенной болезни человека. Психология – наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, ее механизмах и проявлениях. П. возрастная, социальная, труда и т.д. Медицинская психология – раздел П., изучающий П. больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э. Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезни. Предметом клинической (медицинской) психологии по Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакову, служат многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих их обследованию и лечению больного, в частности в системе отношений врач-медработник-пациент. Термины «клиническая» (от греч. kline – больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию. Многие специалисты предпочитают понятие КП, так как оно подчеркивает значение психологических факторов в клинике различных заболеваний и обеспечении помощи больному человеку. КП не подменяет психиатрию, но тесно с ней связана, прежде всего с такими разделами, как пограничные психические расстройства и общая психопатология. Без знания и использования основ КП, раскрывающей психологические особенности и возможные изменения психики людей, включенных в лечебно-диагностический процесс (пациентов и медицинских работников), невозможен подлинный врачебный уровень оказания медицинской помощи, даже при совершенном владении навыками и капитальном усвоении теоретических основ избранной медицинской специальности. ^
Весьма важными разделами клинической (медицинской) психологии являются психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально-психологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного. Из основных проблем психогигиены с клинической точки зрения, особое значение имеют:
Частная клиническая психология раскрывает главные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями. Основное внимание при этом обращают на:
Из истории медицинской психологии. Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалось лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности. Мыслители Древнего Рима сформировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу». Слова эти – одна из основных заповедей врачевания. Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медико-психологического и психогигиенического подходов. Практиковалось магическое воздействие на человека, в том числе и на заболевшего, словом, мимикой, пантомимическим действием с целью внушения (суггестии). В реликтовых папирусах сохранились тексты целебных заклинаний от ста болезней. Свод законов Хаммурапи (Месопотамия, ок.2000 лет до н.э.) включал положения о медицинской этике. Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее». Со времен расцвета персидской медицины (примерно ХI –XII вв. до н.э.) сохранился перечень идеальных качеств врача. Так, врач должен не только глубоко изучить медицину, много читать, накапливать как можно больший опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение спокойно выслушивать больного, тщательно и старательно распознавать болезнь и лечить добросовестно. Врач обязан говорить с больным мягко, быть внимательным, сердечным, дружелюбным, чтобы умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни. Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей ножом». Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание с тонким мудрым использованием высших духовных качеств врача, т.е. психотерапии. Традиционная медицина Востока (Древние Индия, Китай) особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела. На весь мир прославились практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика. Греческая медицина в ходе своего развития переняла многие рациональные достижения египетской и персидской медицины. «Природа, - учил Аристотель, - дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». По словам Демокрита, «должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели». Величайшим врачом и мыслителем Древней Эллады был Гиппократ, который считается отцом медицины. Он первым описал типы человеческой личности по особенностям темперамента (дополненные позднее Галеном). Знаменитая клятва Гиппократа является образцом этико-деонтологического, истинно медико-психологического подхода к личности больного человека, к врачебному искусству, к взаимоотношениям врача и пациента. Он же сказал: «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет». Великий Авиценна (980-1037гг) одним из первых утверждал, что «местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг», что «чрезмерное бодрствование портит натуру мозга и производит помешательство», что в результате уравновешивания характера, достигается сохранение здоровья «одновременно как для души, так и для тела». Низами (1140-1203) считал неотъемлемыми качествами врача благородство, чуткость, нежность и мудрость, способность логически мыслить, правильно понимать и учитывать в лечении сложные переживания больного. В начале ХIХ века крупнейшие представители французской медицинской школы (Морель, Маньян, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабинский) не только подтверждали роль психики в развитии болезней, но и исследовали закономерности ее влияния. Большое значение для правильного понимания роли психического и соматического факторов в происхождении болезней имел знаменитый спор «психиков» и «соматиков», развернувшийся в 20-х годах XIX века в Германии. Без открытий И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, ставших центральными в психологии, невозможно было бы развитие этой науки. И.М. Сеченов первым доказал неоспоримый теперь факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые определяют наше существование. Таких механизмов оказалось три. Благодаря И.П.Павлову выяснилось, что мы – набор привычек, которые функционируют по принципу доминанты (открытие А.А. Ухтомского), а располагаются эти привычки в двух пластах психического – там, где правит сознание, и там, где правит бессознательное (о том, как оно это делает, рассказал Л.С. Выготский). Наш земляк Л.С. Выготский в результате долгих и впечатляющих экспериментов вывел формулу: знак (слово) и его значение (т.е. то, что подразумевается) есть весьма сложная конструкция, где первая и верхняя часть принадлежат сознанию, а вторая и нижняя – подсознанию. Мы регулярно принимаем одно за другое, считаем, что говорим, что думаем, и делаем, что говорим (если, конечно, не ставим цель солгать). Хотя на самом деле все до крайности не так. В психике мы имеем три пласта: 1) то, что человек говорит о том, что он думает, 2) то, что он думает, 3) то, что заставляет его так думать (или делать таким его мысли). Сознание (производное коры) только сопровождает, прилаживается к тем подлинным нашим мыслям, которые нам самим доподлинно неизвестны, которые живут в нас на правах смутных ощущений, кажущихся, едва уловимых внутренних движений. Подкорка в практически неизменном виде досталась нам от животных, имеющих одну заботу – выжить, и несколько незамысловатых средств, решающих эту задачу. Своеобразной реакцией протеста ряда медиков против одностороннего «анатомо-материалистического» понимания патологических процессов и чрезмерного увлечения инструментально-лабораторными методами диагностики и лечения стало появление в начале ХХ века психоанализа, основоположником которого был З. Фрейд. ^ Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава ВОЗ). Критерии психического здоровья (Г.К. Ушаков, 1976):
В психиатрии понятие нормы в значительной степени носит конвенциональный (договорный) характер. ^
По мнению Всемирной федерации психического здоровья (1988), психическое здоровье человека определяется тремя главными составляющими:
В современной психиатрии принят принцип презумпции психического здоровья, т.е. любой человек считается психически здоровым, пока не доказано обратное. Согласно концепции последствий болезни, разработанной экспертами ВОЗ и представленной как дополнение к Международной статистической классификации болезней (МКБ IX и Х пересмотров) в виде Международной классификации и «Номенклатуры нарушений, органичений жизнедеятельности и социальной недостаточности», воздействие заболевания на организм человека рассматривается на трех уровнях:
Социальная недостаточность оценивается по обстоятельствам, которые ставят больного в невыгодное положение по сравнению со здоровыми. Измерителями социальной недостаточности являются так называемые критерии «выживания»: ориентация в окружающей среде, физическая независимость, мобильность, общение (социальная интеграция), занятия, экономическая независимость. Несоответствие любому из этих критериев вызывает социальную недостаточность. Основные личностные подходы в медицинской психологии. Существуют различные варианты связи между возникновением болезни и действием психологических факторов. Последние могут выступать:
^ Популярна теория стресса. Его влияние на здоровье человека объясняется массивными физиологическими, психологическими и поведенческими перестройками. У психических больных часто встречаются различные кризы и затруднения, в детстве они подвергались насилию, жестокому обращению, имели низкий социоэкономический статус. Для объяснения, почему все люди подвергаются воздействию стресса, а болеют не все, вводится понятие уязвимости. Она может быть биологической, психологической или социальной. Биологические факторы уязвимости:
^ можно отнести недостаток опыта по преодолению стрессовых ситуаций, особенности личностной сферы и познавательных процессов. Среди социальных факторов уязвимости важнейшим является социальная поддержка и социоэкономический статус индивида. ^ . З. Фрейд впервые в современной науке предложил психологическую интерпретацию душевных расстройств. На каждом жизненном этапе человек должен решить определенные задачи развития, проблемы при прохождении данных этапов формируют уязвимость по отношению к конкретным психическим расстройствам. Одни психоаналитики формируют их в социальном ключе, как задачи установления определенной степени автономии и определенного качества межличностных отношений, другие – традиционно, как задачи контроля над влечениями (над энергией инстинктивных импульсов). Ключевую роль в развитии человека играют семейные отношения. Правильное воспитание обеспечивает ребенку должную степень удовлетворения влечений и одновременно должную степень их сдерживания. В процессе развития ребенка формируются защитные механизмы, уровень функционирования которых соответствует определенному уровню организации личности, а тот, в свою очередь, определяет характер психической патологии. В психоанализе рассматриваются механизмы психологической защиты. Невроз представлялся как психогенное расстройство, символически выражающее бессознательный конфликт. В психоанализе психическое расстройство понимается как результат нарушений в процессе индивидуального развития. Эти нарушения определяют уровень функционирования личности и особенности ее реагирования на неблагоприятные воздействия (неврозы, психозы, психосоматические расстройства). ^ опирается на основные теоретические положения бихевиоризма. Психические расстройства в рамках поведенческого подхода объясняются научением неадаптивному (патологическому) поведению, либо отсутствием навыков адаптивного поведения. Основные идеи когнитивного подхода сформировали в 1960-е гг. психотерапевты А. Бек и А. Эллис. Эмоциональные проблемы обусловлены нашей интерпретацией различных событий. Психические расстройства понимаются как результат неадаптивных когнитивных процессов. Неадаптивные когниции – это мысли, которые несовместимы со способностью справляться с жизнью, нарушают внутреннюю гармонию и продуцируют неадекватную, чрезмерно интенсивную и болезненную реакцию. Нерациональные мысли не основаны на реальных фактах. Экзистенциальный и гуманистический подходы преимущественно ориентированы не на проблемы здоровья и болезни, а на проблемы здорового и больного Человека. В этом смысле психическое расстройство – это лишь один из немногих аспектов человеческого существования, а личность пациента – нечто большее, чем его болезнь. Представители этих подходов – Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, А. Кемпинский, К. Роджерс и др. Экзистенциальная модель основывается на ряде важных положений:
Экзистенциальный и гуманистический подходы указывают на связь психопатологических синдромов с основными экзистенциальными вопросами – конечность человеческого существования, свобода и ответственность человека, одиночество и вина, фрустрация естественных для каждого человека потребностей в самоактуализации и самоуважении. Экзистенциалисты делают акцент на существовании, а «гуманисты» - на уникальности и безусловной ценности любой личности. Каждый человек уникален и заслуживает любви и уважения. Экзистенциальные терапевты побуждают пациентов брать ответственность на себя за свою жизнь, делать свободный выбор быть откровенными с собой и другими. Критический подход основан на анализе моральных и политических взглядов, лежащих в основе направлений психиатрии и медицинской психологии. Сторонники выступают за обновление системы в целом, изменение отношения общества к психически больным, модификацию основных постулатов целей медицинской практики. В рамках социального подхода утверждается, что в развитии болезней наибольшую роль играет характер отношений индивида с микро- и макросоциальным окружением, а также культурные нормы и ценности. ^ :
К макросоциальным факторам в развитии психической патологии относят:
^ рассматривает реакцию стресса в качестве опосредующего звена в развитии заболеваний. Интегративный подход в медицинской психологии: биопсихосоциальная модель разработана американским врачом Дж. Эйнджелом. В основе лежат принципы системного подхода. Здоровье и болезнь рассматриваются в контексте сложной «иерархии натуральных систем», где системы низших уровней являются составными частями высших уровней. Самой очевидной характеристикой медицины является ее связь с человеком, а медицинская практика представляет собой особую форму общественной активности, где и врач, и пациент выполняют предписанные им социумом роли. Потребностью больного является снятие связанного с болезнью дистресса, поэтому он обращается к врачу, которого считает компетентным в решении его проблем. Задачей врача является обнаружение причин плохого самочувствия пациента, чтобы затем выдвинуть и проверить свою гипотезу и провести соответствующие лечебные мероприятия. Достижение этих целей возможно благодаря эффективной коммуникации, которая определяется действующими психоэмоциональными факторами. Этот коммуникативный аспект медицинской практики Эйнджел считает важнейшим. Под термином «личность» понимается совокупность постоянных, устойчивых качеств индивидуума, проявляющихся стойкими особенностями его поведения, свойственным ему жизненным стилем, а также формами отношения к себе и окружающим. Особенности личности каждого человека определяются как конституционально-генетическим субстратом, так и множеством внешних влияний – взаимоотношениями с другими людьми, воспитанием в семье, социальным опытом, случайными жизненными событиями и т.д. |