Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
(КБГУ)
«Утверждаю»
декан медицинского факультета
председатель УМС, доцент
_____________Захохов P.M.
«____»_________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине – терапевтическая стоматология
детского возраста, специальности 060105 – Стоматология
Факультет
|
Медицинский
|
Кафедра
|
Детской стоматологии
|
Курс
|
4, 5
|
Семестр
|
7, 8, 9
|
Лекции
|
20 часов
|
Практические занятия
|
106 часов
|
Всего аудиторных часов
|
126 часов
|
Самостоятельная работа
|
90 час
|
Экзамен
|
9 семестр
|
Всего часов
|
220
|
Кредит. единиц всего
|
6+1
|
НАЛЬЧИК 2012
Настоящая программа по терапевтической стоматологии детского возраста составлена в соответствии с «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 060105– Стоматология (уровень высшего профессионального образования).
Составлена доцентом кафедры детской стоматологии Жазаевой З.А.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Детская стоматология «___» ___________2012 г.
Зав. кафедрой Детской стоматологии
к.м.н., доц _____________Жазаева З.А.
Рабочая программа согласована:
Зав. кафедрой терапевтической стоматологии,
к.м.н., доц. Тхазаплижева М.Т.
Зав. кафедрой хирургической стоматологии,
д.м.н., проф. Мустафаев. М.Ш.
Зав. кафедрой ортопедической стоматологии,
к.м.н., доц.________________Кучмезов И.А.
Одобрено методическим советом факультета
"___"____________2012г.
1. ^
Реформа здравоохранения России, направленная на коренное улучшение здравоохранения, требует глубокой перестройки высшего медицинского образования, принятия конкретных решений, направленных на улучшение структуры и содержания высшего медицинского образования, значительного усиления теоретической и практической подготовки специалистов, совершенствования всей деятельности высшей медицинской школы и стоматологического образования в частности.
Приоритетным направлением реформы здравоохранения является всемерное совершенствование охраны материнства и детства, ибо фундамент самого ценного достояния общества – здоровье населения – закладывается в детском возрасте.
Поэтому подготовка специалистов – стоматологов детского возраста, способных активно включиться в реформу здравоохранения, – одна из важных составляющих успеха.
Стратегия кафедр стоматологии детского возраста – это учить, лечить, изучать и внедрять в практику знания на уровне современных требований, чтобы способствовать ускорению решения проблем по улучшению здоровья подрастающего поколения.
Стоматология детского возраста – специальность сложная и многокомпонентная, где специалист, действуя как стоматолог, мыслит как педиатр. Подготовка таких специалистов требует приложения максимальныхсил, времени и энергии.
^
Клинические формы заболеваний твердых тканей зубов, слизистой и пародонта у детей имеют свою специфику. Они протекают в растущих, развивающихся и перестраивающихся тканях, т.е. в тканях морфологически и функционально не зрелых, способных неадекватно и во всяком случае не тождественно реагировать на аналогичные раздражители и причинные факторы вызывающие эти же заболевания у взрослых.
Так же большое значение в патогенезе клинических проявлений признаков болезни у детей имеет возможность диспропорции роста и созревания незрелых структур.
Диспропорция роста и созревания может возникнуть как внутри системы, объединенной единством функции – зуб – периодонт – альвеолярная кость и т.д., так и в структурах и системах обеспечивающих и приспосабливающих весь организм к внешним условиям от рождения до старости – эндокринная система и др.
Эта гетерохронность в созревании структур и формировании функций в детском организме обусловливает возникновение ювенильных хронических гингивитов, пародонтитов, пародонтом, которые возникают в результате временной преходящей функциональной ювенильной гипертонии, ювенильного нарушения углеводного обмена – юношеский диабет, диэнцефальный синдром и др. Указанные отклонения способны бесследно исчезнуть под влиянием минимальных вмешательств или без них, или, не смотря на ликвидацию причин, породивших, приобретать характер самостоятельно прогрессирующего заболевания.
Учитывая выше изложенное врачу стоматологу, особенно педиатру, необходимы знания общей медицины, умение оказать помощь не усугубляя состояние больного. Грамотно назначить и провести лечение.
Распределение учебного материала по курсам внутри тематического плана лекций и практических занятий изменено с учетом местных условий работы факультетов.
Академические группы на практических занятиях формируются при работе в поликлинике, стационаре, школе или детском саду из 6-7 человек.
Программа по стоматологии детского возраста включает в себя учение о стоматологических заболеваниях детей по всем основным разделам стоматологии, способах их предупреждения, распознавания и тактике лечения.
Она определяет объем теоретического материала и практических навыков, которые должны освоить студенты по стоматологии детского возраста. В ней соблюден принцип преемственности клинического обучения по основным разделам дисциплины для студентов 4, 5 курсов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов.
^
Целью изучения студентами стоматологических факультетов медицинских ВУЗов стоматологии детского возраста является подготовка врача-стоматолога для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций – лечебной, диагностической, профилактической, консультативной, организационной в объеме оказания поликлинической помощи детям с основными стоматологическими заболеваниями челюстно-лицевой области.
В связи с этим задачами изучения дисциплины являются:
познакомить студента с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, их влиянием на клиническое течение основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;
ознакомить с особенностями диагностики и лечения этих заболеваний, их исходами в зависимости от возраста ребенка, возможностями реабилитации после перенесенных заболеваний (медицинской и социальной) и путях её реализации;
ознакомить студента с методами профилактики основных стоматологических заболеваний, врожденных и наследственных заболеваний;
научить студента выполнению отдельных врачебных манипуляций;
научить студентов навыкам общения с пациентами разного возраста и с различной психикой.
^
Данная программа включает объем теоретического материала, исходя из системы целевых видов и задач деятельности выпускника стоматологического факультета, изложенных в «Квалификационной характеристике выпускника по специальности 04.04.00 «Стоматология»
При условии выполнения данной программы студент должен
знать:
особенности анатомического строения зубов и челюстей в детском возрасте;
физиологические особенности отдельных органов и систем ребенка;
особенности клинического проявления основных стоматологических заболеваний и заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков,
влияние наследственных факторов и факторов внешней среды на возникновение основных стоматологических заболеваний;
принципы диспансеризации, организационные формы проведения плановой санации полости рта;
принципы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстных аномалий;
существующие методы диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний и заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей.
уметь:
использовать эти знания при диагностике, и лечении основных стоматологических заболеваний и заболеваний и повреждений челюстно-лицевой области у детей и подростков.
применить на практике методы профилактики заболеваний зубочелюстной системы и пути реабилитации ребенка.
Студент должен иметь навыки (владеть):
установления психологического контакта с ребенком, его родителями;
сбора жалоб, анамнеза, осмотра ребенка;
выбора метода обезболивания;
осмотра зубов, состояния слизистой рта, пародонта, слюнных желез и лимфатических узлов;
инструментальных методов исследования зубов (зондирование, перкуссия, ЭОД, термометрия) и зубных рядов;
снятия оттисков с зубных рядов и получение диагностических гипсовых моделей;
оценки данных специальных методов исследования и использования их в постановке диагноза (анализа периферической крови, рентгенологического, цитологического исследования);
использование современных пломбировочных материалов с учетом их возрастных показаний к применению у детей при лечении кариеса и некариозных поражений зубов;
лечения заболеваний пульпы и периодонта в молочных и постоянных зубах со сформированными и несформированными корнями;
лечения острых и хронических заболеваний слизистой рта и пародонта у детей разных возрастных групп;
оказания больному ребенку неотложной и скорой стоматологической помощи при острых одонтогенных заболеваниях и повреждениях челюстно-лицевой области; у детей
оказания помощи при неотложных состояниях;
ведения медицинской документации.
^
Вид учебной работы
|
Количество часов
|
Всего по уч.плану
|
Кредиты
всего
|
В т. ч. по семестрам
|
7 сем
|
8 сем
|
9 сем
|
Аудиторные занятия
|
130
|
3,5
|
38
|
20
|
72
|
Лекции(Л)
|
24
|
0,6
|
6
|
4
|
10
|
Практические занятия (ПЗ) Лабораторные занятия
|
106
|
2,9
|
32
|
16
|
62
|
Са
мостоятельная работа студентов
|
90
|
2,5
|
30
|
12
|
46
|
КСРС
|
10
|
0,3
|
3
|
2
|
5
|
Общая трудоёмкость дисциплины (всего часов)
|
220
|
6 +(1)
|
3
|
1,0
|
2
|
текущий контроль включает: собеседование
контроль мануальных навыков (устно)
решение ситуационных задач (письменно)
тестовый контроль (письменно)
|
Рейтинг. контр. точка №1,2,3
|
Рейтингконтр. точка №1,2,3
|
Рейтинг. контр. точка №1,2,3
|
Рубежный контроль включает: тестовый контроль в системе АСТ, собеседование, контроль мануальных навыков, решение ситуационных задач
|
экзаменв конце 9 сем
|
Текущий, промежуточный и итоговый контроль проводится по программе с использованием тестовых контрольных заданий, разработанных на основании «тестовых заданий по стоматологическим дисциплинам к междисциплинарному Государственному экзамену для выпускника» стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений» – Москва 2004 год.
Производственная практика проводится:
после окончания 9 семестра (2 недели) в качестве помощника врача – стоматолога детского;
экзамен по дисциплине проводится после 9 семестра.
На государственном экзамене по стоматологии вопросы детской стоматологии включены в перечень вопросов для государственной аттестации выпускников специальности 06105 «Стоматология»
Клинической базой для преподавания ТСДВ и проведения производственной практики служат 6 рабочих мест стоматолога в клинике стоматологи КБГУ, стоматологические кабинеты детского отделения республиканского стоматологического центра.
Подготовка студентов по детской стоматологии должна завершиться приобретением практических навыков.
^
Наименование тем
|
Всего часов/
кредиты
|
Аудиторные
Занятия (в т. ч)
|
Самост. работа студентов
|
Лекции.
|
Практические занятия
|
1. Введение в специальность. Основные разделы. Врачебная этика. Ребенок, врач, родители.
Развитие и возрастные особенности ребенка
Развитие лица, полости рта и зубов. Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов. Периоды детского возраста
|
6
|
2
|
2
|
2
|
2.
Особенности методов обследования стоматологом детей разного возраста.
Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний.
|
19
|
1
|
8
|
8
|
^ твердых тканей зуба. Гипоплазия эмали. Эндемический флюороз зубов. Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов.
Кариес
Особенности клиники кариеса у детей разных возрастных групп. Диагностика, лечение кариеса временных и постоянных зубов. Выбор пломбировочного материала.
^ у детей. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении заболеваний зубов
|
43
|
3
|
20
|
20
|
4. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Пульпит.
Особенности развития пульпита у детей.
диагностика и лечение воспалительных заболеваний пульпы у детей разного возраста
Неотложная стоматологическая помощь детям.
Особенности оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов.
Периодонтит
Особенности развития периодонтита Клиника и лечение воспалительных заболеваний периодонта у детей разного возраста.
Ошибки и осложнения в диагностике и лечении зубов.
Ошибки и осложнения при лечении периодонтита. Критерии эффективности лечения молочных и постоянных зубов.
|
25
|
2
|
8
|
15
|
5 Особенности строения тканей пародонта у детей разного возраста. Методы диагностики заболеваний и их классификация. Местные причины развития гингивита и пародонтита: гигиена рта, кариес зубов, зубочелюстные деформации и аномалии, неправильное прикрепление уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта и др. Классификация заболеваний пародонта у детей особенности клиники, диагностика, принципы лечения. Профилактика заболеваний пародонта.
|
35
|
2
|
8
|
15
|
6. Заболевания слизистой оболочки рта у детей разного возраста.
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма
|
16
|
2
|
10
|
4
|
7. Острый герпетический стоматит. Схема оказания лечебной помощи при остром герпетическом стоматите.Местное лечение. Общее лечение. Рецидивирующий герпетический стоматит
|
16
|
2
|
10
|
4
|
8.Инфекционные заболевания детей и их проявления на слизистой рта (корь, дифтерия, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и др.)1 час
Герпетическая ангина
Стрептостафилококковые поражения (пиодермия)
Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфической инфекцией
Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией.Хронический рецидивирующий афтозный стоматит
Многоформная экссудативная эритема
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма
|
16
|
2
|
10
|
4
|
9. Заболевания языка
Заболевания губ
Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта
|
29
|
2
|
20
|
9
|
10. Принципы анестезиологии в детской стоматологии. Местное обезболивание. Общее обезболивание
Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической стоматологии. Премедикация и обезболивание в детской терапевтической стоматологии
Реанимация в детской стоматологической практике
|
21
|
2
|
12
|
9
|
|
130/3,5+(1)
|
24/0,5
|
106/3
|
90/2,5
|
^
Наименование тем
|
Рассматриваемые вопросы и количество часов.
|
Методическое обеспечение
|
7 семестр
Темы лекций.
|
1. Введение в специальность. Основные разделы. Врачебная этика. Ребенок, врач, родители.
Развитие и возрастные особенности ребенка
Развитие лица, полости рта и зубов. Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов. Периоды детского возраста
|
Врачебная этика.
Детская терапевтическая стоматология как часть педиатрии. Детская терапевтическая стоматология как часть стоматологии детского возраста, изучающая клинику и лечение заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и пародонта у детей. Значение знания психологии детей разного возраста для установления контакта с ребенком при осмотре, лечении. Ребенок, врач, родители. Врачебная этика и деонтология.1 час.
Развитие и возрастные особенности ребенка
Развитие лица, полости рта и зубов. Особенности строения челюстно-лицевой области. Прорезывание зубов. Периоды детского возраста 1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 5 тематических слайдов
|
2.
Особенности методов обследования стоматологом детей разного возраста.
Взаимосвязь стоматологических и соматических заболеваний.
|
Особенности методов обследования стоматологом детей разного возраста.
Значение анамнеза о болезнях родителей, течении беременности и родов. Данные о физиологическом и психическом развитии ребенка. Индивидуальные особенности жизни, содержания и ухода за ребенком. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Анализ жалоб и анамнеза стоматологических заболеваний ребенка Общий осмотр. Оценка физического и умственного развития и соответствия их возрасту ребенка. Пропорциональность отделов лица; оценка мягких тканей лица (цвет кожных покровов, рельеф, нарушение конфигурации).1 час
Состояние лимфатических узлов и функции височно-нижнечелюстных суставов.
Осмотр полости рта. Порядок осмотра; инструменты для осмотра, оценка состояния зубов, слизистой оболочки рта, пародонта, функции слюнных желез. Зубная формула молочных и постоянных зубов, в том числе рекомендованная ВОЗ.1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 6 тематических слайдов
|
^ твердых тканей зуба. Гипоплазия эмали. Эндемический флюороз зубов. Наследственные нарушения развития твердых тканей зубов.
Кариес
Особенности клиники кариеса у детей разных возрастных групп. Диагностика, лечение кариеса временных и постоянных зубов. Выбор пломбировочного материала.
^ у детей. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении заболеваний зубов
|
Некариозные поражения твердых тканей зубов у детей. Классификация некариозных поражений. Наследственные нарушения образования и строения тканей зуба; эмали – несовершенный амелогенез; дентина – несовершенный дентиногенез; и эмали и дентина – несовершенный одонтогенез (синдром Стентона - Капдепона или дисплазия Капдепона).
Изменения твердых тканей, возникающие в связи с нарушением фолликулярного развития зуба: гипоплазия эмали (системная, местная, очаговая); различные формы флюороза; окрашивание тканей зуба другого происхождения. Факторы, определяющие развитие пороков челюстей и зубов; критические периоды беременности; факторы внешней среды; генетические аспекты развития аномалий зубов.Поражения твердых тканей, развивающиеся после прорезывания зуба: патологическая стираемость; некроз эмали (кислотный, лучевой); механическая травма зубов у детей.Клинические проявления различных по происхождению некариозных поражений зубов, их дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.1 час
Клиническая классификация кариеса в детском возрасте.Клинические формы кариеса молочных и постоянных зубов, особенности локализации и течения разных возрастных групп. Распространенность и интенсивность кариеса зубов у детей разного возраста. Факторы, влияющие на уровень заболеваемости кариесом, понятие о восприимчивости и резистентности зубов к кариесу и способы их определения. Методы диагностики начального кариеса, прижизненная окраска анилиновым красителем, люминесцентная стоматоскопия,. Методы лечения начального кариеса молочных и постоянных зубов. Реминерализующая терапия; применение нитрата серебра и др. Особенности препарирования кариозных полостей в молочных и постоянных несформированных зубах у детей разного возраста. Инструментарий и оборудование; современные методы местного и общего обезболивания. Профилактика кариеса. Характеристика пломбировочных материалов, выбор пломбировочного материала в детской практике. Особенности техники пломбирования; методика отсроченного пломбирования. Возможность использования современных технологий в лечении кариеса у детей
Острая травма зубов у детей.
Классификация повреждений. Ушиб зуба; вывихи зуба: полный, внедренный (вколоченный), частичный; переломы зуба (коронки и корня). Клиника, дифференциальная диагностика, оценка жизнеспособности пульпы зуба после травмы. Лечение ушиба, вывиха и перелома зубов; способы и сроки контроля эффективности лечения, профилактика осложнений. 1час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
|
8 семестр
|
1. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. Пульпит.
Особенности развития пульпита у детей.
диагностика и лечение воспалительных заболеваний пульпы у детей разного возраста
Неотложная стоматологическая помощь детям.
Особенности оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов.
Периодонтит
Особенности развития периодонтита Клиника и лечение воспалительных заболеваний периодонта у детей разного возраста.
Ошибки и осложнения в диагностике и лечении зубов.
Ошибки и осложнения при лечении периодонтита. Критерии эффективности лечения молочных и постоянных зубов.
|
Клиника и лечение воспалительных заболеваний пульпы и периодонта у детей разного возраста.
Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте. Их влияние на состояние здоровья и развитие ребенка. Одонтогенный очаг инфекции; возможность возникновения соматических заболеваний. Влияние кариеса и его осложнений на развитие челюстей, формирование прикуса. Профилактика осложненных форм кариеса.
Пульпит. Возрастные особенности строения пульпы, зависящие от стадии развития зуба. Классификация пульпита. Острые формы пульпита у детей разного возраста; дифференциальная диагностика со сходными заболеваниями. Хронические формы пульпита; дифференциальная диагностика; изменения в периодонте, определяемые на рентгенограммах.
Выбор и обоснование метода лечения пульпита у детей. Возможность и целесообразность сохранения пульпы или ее части при воспалении в молочных и постоянных зубах в различные возрастные периоды. Методики лечения пульпита у детей: хирургические (ампутационные и экстирпационные, витальные и девитальные); биологический. Осложнения и ошибки при лечении пульпита и их предупреждение. Способы контроля эффективности лечения пульпита, ближайшие и отдаленные результаты лечения. Неотложная стоматологическая помощь детям.
Особенности оказания неотложной помощи детям разного возраста при воспалительных заболеваниях зубов.1 час
Периодонтит. Особенности строения периодонта несформированных зубов и молочных в период резорбции их корней. Классификация периодонтита. Дифференциальная диагностика острого инфекционного периодонтита с острым диффузным пульпитом, хроническим периодонтитом в стадии обострения, периоститом и остеомиелитом челюстей. Хронические формы периодонтита; влияние хронического воспаления у корней молочных зубов на развитие постоянных. Показания к удалению зубов с хроническим периодонтитом
Особенности эндодонтии несформированных зубов при хроническом периодонтите. Выбор пломбировочных материалов для заполнения каналов молочных и постоянных зубов. Импрегнационные методы лечения. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении зубов. Ошибки и осложнения при лечении периодонтита. Критерии эффективности лечения молочных и постоянных зубов 1час.
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
2 Особенности строения тканей пародонта у детей разного возраста. Методы диагностики заболеваний и их классификация. Местные причины развития гингивита и пародонтита: гигиена рта, кариес зубов, зубочелюстные деформации и аномалии, неправильное прикрепление уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта и др. Классификация заболеваний пародонта у детей особенности клиники, диагностика, принципы лечения. Профилактика заболеваний пародонта.
|
Особенности строения тканей пародонта у детей разного возраста. Методы диагностики заболеваний и их классификация. Местные причины развития гингивита и пародонтита: гигиена рта, кариес зубов, зубочелюстные деформации и аномалии, неправильное прикрепление уздечек губ и языка, мелкое преддверие рта и др.Классификация заболеваний пародонта у детей. Болезни пародонта у детей.
Изменения в пародонте при патологии внутренних органов, нарушениях обмена веществ и других системных заболеваниях. Пародонтолиз – тяжелый воспалительно-дистрофический процесс в пародонте. Дифференциальная диагностика различных форм и стадий заболеваний пародонта с опухолеподобными процессами челюстных костей (эозинофильная гранулема, болезнь Хенд-Крисчен-Шюллера и др.).1 час
Лечение болезней пародонта у детей. Составление индивидуального плана лечения в терапевтическом, хирургическом и ортодонтическом отделениях стоматологической поликлиники. Обучение гигиене рта, контролируемая чистка зубов, удаление зубных отложений, кюретаж десневых и пародонтальных карманов у детей и подростков, противовоспалительное лечение, лечебные повязки, шинирование. Эффективность лечения различных заболеваний пародонта. Прогноз 1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
9 семестр
|
1. Заболевания слизистой оболочки рта у детей разного возраста.
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма
|
Строение слизистой оболочки рта у детей разного возраста. Частота поражений слизистой оболочки рта, возникающих от различных причин. Связь с общими заболеваниями и нарушениями иммунологической реактивности и обмена веществ. Классификация. 1 час
Повреждения слизистой оболочки рта (механические, химические, физические и др.). Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма. 1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
2. Острый герпетический стоматит. Схема оказания лечебной помощи при остром герпетическом стоматите.Местное лечение. Общее лечение. Рецидивирующий герпетический стоматит
|
Острый герпетический стоматит. Схема оказания лечебной помощи при остром герпетическом стоматите. 1 час
Местное лечение. Общее лечение
Рецидивирующий герпетический стоматит. 1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
3.Инфекционные заболевания детей и их проявления на слизистой рта (корь, дифтерия, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и др.)1 час
Герпетическая ангина
Стрептостафилококковые поражения (пиодермия)
Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфической инфекцией
Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией.Хронический рецидивирующий афтозный стоматит
Многоформная экссудативная эритема
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма
|
Инфекционные заболевания детей и их проявления на слизистой рта (корь, дифтерия, скарлатина, инфекционный мононуклеоз и др.)1 час
Герпетическая ангина
Стрептостафилококковые поражения (пиодермия) 1 час
Заболевания слизистой оболочки полости рта, вызываемые специфической инфекцией
.Хронический рецидивирующий афтозный стоматит
Многоформная экссудативная эритема
Поражения слизистой оболочки полости рта, обусловленные аллергией
Поражения слизистой оболочки полости рта, вызванные приемом лекарственных средств. 1 час
Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях различных органов и систем организма Принципы лечения и профилактика различных заболеваний слизистой оболочки рта.1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
4. Заболевания языка
Заболевания губ
Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта
|
Заболевания языка. Заболевания губ. 1 час
Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта
Принципы лечения и профилактика .1 час
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
5. Принципы анестезиологии в детской стоматологии. Местное обезболивание. Общее обезболивание
Потребность в обезболивании в клинике детской терапевтической стоматологии. Премедикация и обезболивание в детской терапевтической стоматологии
Реанимация в детской стоматологической практике
|
Премедикация и обезболивание в детской терапевтической стоматологии.
Возрастные и индивидуальные показания к применению обезболивания и премедикации у детей.
Обезболивание и реанимация в детской стоматологической практике:
Особенности проведения обезболивания в детской стоматологической практике в условиях поликлиники и стационара. 1 час
Местное обезболивание. Виды местного обезболивания и методы его проведения у детей в терапевтическом, ортодонтическом и хирургическом отделениях.
Общее обезболивание в условиях поликлиники. Показания и противопоказания. Методы проведения наркоза. Общее обезболивание при лечении зубов, при поликлинических стоматологических операциях, при различных стоматологических манипуляциях в полости рта у ребенка.1 час
Неотложные состояния в условиях стоматологической поликлиники. Обморок, коллапс, шок. Особенности реанимации в детском возрасте 1час.
|
Основная, дополнительная литература по дисциплине. 10 тематических слайдов
Интернет- сайты:
-//-
|
^
которыми должен овладеть студент за время изучения дисциплины «Терапевтическая стоматология детского возраста» на кафедре стоматологии детского возраста
Наименование практического навыка
|
Степень овладения навыками
|
4 курс
|
5 курс
|
установление психологического и речевого контакта со здоровым и больным ребенком
|
Знать
Уметь
владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
правильное построение своих взаимоотношений с родителями в процессе деятельности врача (врач – ребенок – родители)
|
Знать
Уметь
владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Методика сбора жалоб и анамнеза: семейного, анте- и постнатального, анамнеза заболевания
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Методы исследования опорно-двигательного аппарата.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Методика опроса (жалобы, история болезни, история жизни).
Оценка состояния периферической крови и кроветворной системы.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Оценка статуса эндокринной системы: методика опроса (жалобы, анамнез), методы клинического исследования.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование нервно-психического статуса методикой опроса родителей и беседы с ребенком, осмотр.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Оценка общего физического развития ребенка на основании полученных данных клинического исследования.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
^
(жалобы, анамнез)
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Методика осмотра и пальпации: исследование кожных покровов и видимых слизистых оболочек полости рта, зева, полости носа, конъюнктивы.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование региональной лимфатической системы
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование размеров и формы лицевых костей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование размеров и формы челюстей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование состояния функции височно-нижнечелюстного сустава
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Исследование состояния прикуса
|
Знать
Уметь
Владеть
|
знать
|
Уметь
|
Исследование твердых тканей зуба
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Исследование краевого пародонта
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Уметь
|
Запись зубной формулы ребенка и подростка
с молочными зубами, в период смены зубов,
с постоянным зубами. Обозначение здоровых, кариозных, пломбированных и отсутствующих зубов
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Методика выявления у ребенка кариесогенной ситуации. Методика окраски твердых тканей зубов 2% раствором метиленового синего и клиническая оценка полученных результатов
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Определение индексов кп, КПУ, кпп, КПп
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Осмотр слизистой оболочки рта, десны,
методы выявления зубных отложений
|
Знать
Уметь
Владеть
|
|
|
Определение и запись индексов гигиены рта и РМА
у детей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Методика исследования состояния краевого пародонта
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Определение прикуса методом осмотра, обозначение физиологического и патологического прикуса
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Осмотр устья выводных протоков больших слюнных желез.
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Использование инструментальных методов
исследования больного
|
Исследование состояния пульпы зуба методом зондирования; термометрия зуба, проведение ЭОД
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Исследование верхушечного периодонта методом пальпации и методом рентгенологического исследования
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Исследование краевого пародонта методом зондирования зубодесневого соединения
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Зондирование выводных протоков больших слюнных желез
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Знать
|
Зондирование свищей (кожных, десневых)
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Взятие отпечатков, смывов, соскобов со слизистой оболочки рта для цитологического исследования
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Диагностика заболеваний
|
Синтез и обобщение всех видов исследований, динамика заболевания и данных консультаций специалистов:
заболевания твердых тканей зуба
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
заболевания пульпы молочного и постоянного зуба
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
заболевания пародонта молочного и постоянного зуба
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
заболевания пародонта в детском возрасте
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
заболевания слизистой оболочки рта, губ, языка
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Выявление и диагностика основных видов прикуса
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Одонтогенные острые воспалительные заболевания:
остеомиелит челюстей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
абсцесс, флегмоны
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
лимфаденит регионарных узлов
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Одонтогенные хронические воспалительные заболевания:
острый гнойный периостит челюстей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
остеомиелит челюстей
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Психологическая подготовка ребенка
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Уметь
|
Владеть
|
Выбор метода обезболивания
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
Владение методом местного обезболивания:
|
а) инфильтративное
|
б) проводниковое
|
в) аппликационное
|
Применение новокаиновых блокад
|
Пломбирование кариозных полостей:
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
а) фосфат-цементом
|
б) пастой
|
в) с предварительным проведением резорцин-
формалинового метода
|
г) введение металлического штифта
|
д) электрофореза корневых каналов
|
Местное лечение болезней пародонта
и заболеваний слизистой оболочки рта:
|
Знать
Уметь
Владеть
|
Знать
|
Уметь
|
а) удаление наддесневых и поддесневых
зубных отложений
|
б) кюретаж и медикаментозная обработка
патологических десневых карманов
|
в) аппликационное обезболивание поражений
слизистой оболочки рта
|
г) орошение полости рта
антисептическими растворами
|
д) аппликации медикаментов
на слизистую полость рта
|
|